Изобразительное искусство Древней Руси МХК. Разработала Манаева В.Г

Богоматерь Оранта. Мозаика Образу Богоматери на Руси всегда придавали гораздо большее значение, чем Деве Марии в католической церкви. У каждого образа Божьей Матери свое значение. Церковные предания хранят истории создания, появления на Руси икон с образом Пресвятой Богородицы как высокочтимых. Образу Богоматери на Руси всегда придавали гораздо большее значение, чем Деве Марии в католической церкви. У каждого образа Божьей Матери свое значение. Церковные предания хранят истории создания, появления на Руси икон с образом Пресвятой Богородицы как высокочтимых.


Богоматерь. Оранта «Нерушимая Стено! Матерь всего сущего, великая Берегиня, Заступница людская, Оранта». Такими эпитетами наделил русский народ образ Марии. «Нерушимая Стено! Матерь всего сущего, великая Берегиня, Заступница людская, Оранта». Такими эпитетами наделил русский народ образ Марии.


Богоматерь Владимирская Объятия Богоматери и Божественного Младенца раскрывают полноту Божественной любви, высшим проявлением которой и является жертва, приносимая Христом для спасения людей. Именно об этой жертве напоминает изображение престола с орудиями страстей на обороте иконы, выполненное в начале XV века. Объятия Богоматери и Божественного Младенца раскрывают полноту Божественной любви, высшим проявлением которой и является жертва, приносимая Христом для спасения людей. Именно об этой жертве напоминает изображение престола с орудиями страстей на обороте иконы, выполненное в начале XV века.


Богоматерь Владимирская. Оборотная сторона иконы. Престол и орудия страстей Богоматерь Владимирская. Оборотная сторона иконы. Престол и орудия страстей Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви. История Владимирской чудотворной иконы теснейшим образом связана с историей русского государства, именно с ней предание связывает возвышение Северо-Восточной, а затем и Московской Руси. Как свидетельствуют древние летописи и литературные сказания, через эту икону Богоматерь нередко оказывала чудесную помощь и покровительство Владимиру, Москве и всей земле Русской.






Пантократор. Фреска из церкви Спаса на Ильине По монументальности и могучему живописному темпераменту фрески Феофана Грека занимают особое место в мировом искусстве XIV века. Согласно канону, в куполе храма изображен Христос- Пантократор. Суров и грозен Бог. По монументальности и могучему живописному темпераменту фрески Феофана Грека занимают особое место в мировом искусстве XIV века. Согласно канону, в куполе храма изображен Христос- Пантократор. Суров и грозен Бог.


Старец Макарий Египетский. Фреска Грандиозный образ Макария Египетского запоминается навсегда. Разителен контраст темного лика, темных ладоней, обращенных в молитве к Богу, и белых волос и длинной, белоснежным потоком спадающей бороды. Вместо человеческого тела - светящийся белый столп, чудесным образом преображенная человеческая природа. Грандиозный образ Макария Египетского запоминается навсегда. Разителен контраст темного лика, темных ладоней, обращенных в молитве к Богу, и белых волос и длинной, белоснежным потоком спадающей бороды. Вместо человеческого тела - светящийся белый столп, чудесным образом преображенная человеческая природа.


Чудо Георгия о змие. Икона. Особой любовью новгородцев пользовался святой Георгий, отважный всадник-воин, поражающий копьем чудовище-дракона. В сознании людей того времени Егорий Храбрый, как называли его в народе, был воплощением светлого начала, поражающего враждебную человеку силу, часто в нем видели бесстрашного ратоборца, защитника Родины.


Битва новгородцев с суздальцами Вторая половина XV в.. Икона "Битва новгородцев с суздальцами (Чудо от иконы "Знамение")" происходит из Успенской церкви села Курицкое на озере Ильмень. В основе этого оригинального иконографического типа лежит предание об иконе "Богоматерь Знамение", чудесным образом оказавшей помощь Новгороду при осаде его суздальскими войсками в 1170 году.




Дмитрий Солунский. Икона В истории Русской Православной Церкви воинская тематика всегда занимала важное место, это проявлялось в особом почитании тех святых мучеников, которые по роду занятий своих были воинами В образах мучеников-воинов отразилось идеальное представление о мужестве, беззаветной храбрости, вере и верности своему Отечеству, ведь это было Отечество православное, а ратный подвиг в православных странах рассматривался как высочайшая форма служения христианина. В образах мучеников-воинов отразилось идеальное представление о мужестве, беззаветной храбрости, вере и верности своему Отечеству, ведь это было Отечество православное, а ратный подвиг в православных странах рассматривался как высочайшая форма служения христианина.










Фреска Ферапонтова монастыря. Святой Николай Дионисий существенно изменяет образ человека: фигуры сильно удлиняются, голова, руки и ноги подчеркнуто уменьшаются. В этом отразилась аристократичность вкусов царственной Москвы. Гармония, абсолютное внутреннее равновесие, праздничное любование характерно для творчества Дионисия.


Распятие. Дионисий Икона "Распятие" происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды. Икона "Распятие" происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды.


Фрески в Успенском соборе Владимира Рублев Андрей В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украсили фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси - Успенский собор во Владимире. Среди дошедших фрагментов лучше всего сохранилось изображение "Страшного суда", которое занимало западную часть трех нефов собора. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украсили фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси - Успенский собор во Владимире. Среди дошедших фрагментов лучше всего сохранилось изображение "Страшного суда", которое занимало западную часть трех нефов собора.


Спас. Из деисусного чина (Звенигородского) Рублев Андрей Несмотря на отсутствие каких-либо исторических свидетельств, иконы Звенигородского чина рассматриваются большинством исследователей как произведения Андрея Рублева. Несмотря на отсутствие каких-либо исторических свидетельств, иконы Звенигородского чина рассматриваются большинством исследователей как произведения Андрея Рублева.


Троица Рублев Андрей "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино". "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Славу древнерусского искусства составляет не только архитектура, но и неразрывно связанные с ней мозаика, иконопись, фресковая живопись, резьба по камню и деревянная скульптура.

3 слайд

Описание слайда:

Мозаики и фрески Киевской Софии Мозаики и фрески Софии Киевской – это уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI столетия. Авторами росписей были не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок соответствуют византийскому канону.

4 слайд

Описание слайда:

Главные темы мозаик и фресок – прославление небесной и земной церкви, божественности, княжеской власти. В суровых и строгих ликах переданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию во имя нее. Спас Вседержитель Иоанн Златоуст

5 слайд

Описание слайда:

Богоматерь Оранта (Молящаяся) (XI в. Собор Святой Софии. Киев) Является одним из шедевров мозаичных росписей. Богоматерь изображена с высоко поднятыми руками, обращенной с молитвой к Вседержителю Христу. Окруженная мерцанием золотых кубиков смальты, облаченная в праздничные сине-золотистые одежды, она поднимается над алтарем и производит неизгладимое впечатление на присутствующих. Ее спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимаются как олицетворение заступничества и защиты.

6 слайд

Описание слайда:

Не меньший интерес вызывают фресковые росписи светского характера, отражающие реальный мир человека В западной части собора Св. Софии в Киеве сохранилось два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, прославившегося победами над печенегами, строительством новых мощных укреплений вокруг Киева, основателя первой на Руси библиотеки

7 слайд

Описание слайда:

На одной фреске изображен сам великий князь с сыновьями, несущими в руках макет Софийского собора На другой фреске – портреты дочерей Ярослава, смиренно ступающих в ряд со свечами в руках. Изображенные в полный рост в праздничных одеждах, они внимательно смотрят на мир с широко открытыми глазами. Их одухотворенные лица индивидуализированы. В спокойном и сдержанном облике передано представление о женской красоте.

8 слайд

Описание слайда:

Новгородская живопись. Одновременно с архитектурными сооружениями формируется новгородская школа живописи, представленная главным образом иконами. По сравнению с византийскими иконами, в новгородских иконах много экспрессии, эмоциональной выразительности, непосредственности в выражении чувств. Ранние иконы – «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение»

9 слайд

Описание слайда:

Икона «Ангел Златые Власы» В задумчивом и грустном выражении лица ангела просматриваются доброта и кротость. Ярко – красный плащ, уголок которого виден снизу, румянец щек, белокурые волнистые волосы с золотистыми нитями придают иконе особое очарование. Приглушенным охристым и оливковым тонам византийских икон новгородский мастер предпочел яркие и сочные тона.

10 слайд

Описание слайда:

Творчество Феофана Грека (ок. 1340 – после 1405) В творчестве византийского художника, прибывшего в Новгород в 70-е годы XIV в. Передан неудержимый порыв страстей. Его энергичную, стремительную манеру письма не спутаешь ни с какой другой. Во фресковых росписях Феофана Грека есть и великолепное мастерство колорита, и суровый аскетизм. В его манере письма решающее значение приобретает светотень, с помощью которой он добивается объемности изображения. Но главное, что отличает художественный стиль Феофана Грека, - это проникновенное понимание души человека, его высоких внутренних порывов и стремлений.

11 слайд

Описание слайда:

Фреска «Старец Макарий Египетский» (1378 г.) В лице столетнего старца чувствуется трагизм, затаенная мольба, скорбь и надежда. Седые волосы, слезящиеся, почти слепые глаза, покрытое морщинами лицо, отчаянный, отрешенный от мирской суеты жест поднятых рук, могучий разворот плеч – все призвано передать былую мощь и твердость духа старца. Некогда он был знаменитым теологом, автором многочисленных богословских «Бесед», а теперь, уединившись от внешнего мира, по-прежнему не находит душевного успокоения.

12 слайд

Описание слайда:

Изобразительное искусство Владимиро – Суздальского княжества Немногое из произведений изобразительного искусства Владимиро – Суздальской Руси сохранило время. Небольшая часть фресок в Дмитриевском соборе во Владимире да несколько икон конца XII – XIII вв. напоминают о расцвете сильной и самобытной школы древнерусской живописи.

13 слайд

Описание слайда:

Икона «Дмитрий Солунский» (Конец XII - XIIIв. Государственная Третьяковская галерея. Москва) В монументальной иконе воплощен образ сурового христианского святого и мученика. Облаченный в богатые одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями, он восседает на пышном троне. Ангел венчает его голову княжеской короной, подчеркивая тем самым его божественное происхождение. В правой руке Дмитрий Солунский держит тяжелый меч – символ незыблемой княжеской власти. Плавный ритм его могучих плеч, складки одежды, декоративность колорита – все свидетельствует о высоком мастерстве художника – иконописца.

14 слайд

Описание слайда:

Творчество Андрея Рублева (ок. 1360/1370 – 1430) Творчество Андрея Рублева принесло известность и славу московской школе живописи. Мало известно о судьбе этого величайшего русского художника. Неизвестно его происхождение, причины перехода из одного монастыря в другой, взаимоотношения с окружающими людьми. В его творчестве не отразилось мрачное, жестокое время, когда Русь находилась под монголо – татарским игом. Напротив, в нем царят спокойная тишина, очарованность жизнью, отзывчивость души.

15 слайд

Описание слайда:

Икона «Спас в Силах» (1408 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва) На иконе изображен восседающий на престоле Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия. Художнику в полной мере удалось передать глубину и возвышенное благородство образа. Величавый облик спаса в соединении с душевной отзывчивостью позволяют увидеть в нем национальный идеал, в котором выражены представления о справедливости и святости веры. Чистые, мягко звучащие тона иконы, ее торжественный и четкий ритм свидетельствуют о высоком мастерстве художника.

16 слайд

Описание слайда:

«Звенигородский Спас» (Начало XV века. Государственная Третьяковская галерея. Москва) Это одно из самых выразительных и проникновенных произведений Рублева. В нем передано выражение мягкой нежности и душевной доброты. Открытый и кроткий взгляд, устремленный в неведомую даль, полон такой человечности и участия в судьбах людей, каких еще не знала древнерусская живопись. Изыскан колорит иконы, в которой использована прозрачная розовая охра, подчеркивающая мягкость и плавность спокойных линий.

17 слайд

Описание слайда:

«Троица» (1425 – 1427) Знаменитая «Троица» является вершиной художественного творчества Андрея Рублева. Она выражает идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия.

18 слайд

Описание слайда:

Творчество Дионисия (ок. 1440 – 1503) Дионисий стал достойным преемником Феофана Грека и Андрея Рублева. Он создал мир высокой духовности, торжества добра и идеала. Дионисию покровительствовал царь Иван III. Произведения Дионисия отличают утонченные пропорции удлиненных фигур. Утратив объем, став бестелесными, они словно парят в пространстве. Дионисий предпочитает нежные, светлые оттенки: голубые, бирюзовые, малиновые, розовые, лиловые, зеленоватые… Исследователи насчитывают в произведениях Дионисия около сорока тонов, отмечают 146 оттенков охры. Росписи Дионисия праздничные и радостные.

19 слайд

Описание слайда:

Будучи уже известным художником, Дионисий был приглашен в вологодские земли, где вместе со своими сыновьями расписывал собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря.

20 слайд

Описание слайда:

Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция «О Тебе радуется», проникнутая радостным прославлением Богоматери. На фреске запечатлено множество фигур, небесных сил и предстоящих перед Марией людей. Все они поют славу Марии, восседающей на престоле с младенцем на руках.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Древнерусская музыкальная культура своими истоками восходит к языческим традициям славян. Народные песни, закликания весны, плачи, сопровождающие похороны или свадьбы, песни при сборе урожая или во время военных походов всегда были неотъемлемой частью жизни наших предков.

23 слайд

Описание слайда:

На характер музыкальной культуры Древней Руси в значительной мере повлияло принятие христианства. Из Византии был заимствован музыкальный канон и система жанров. Отныне музыка развивается под эгидой церкви и рассматривается как составная часть богослужения. Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались главным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых.

24 слайд

Описание слайда:

Основные принципы церковного песнопения – «слаженность и доброчинство» – были сформулированы в поучении Феодосия Печерского и предполагали последовательное и гармоничное их исполнение.

25 слайд

Описание слайда:

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, т.е. распевно произнесенное слово. Такое название он получил от славянского слова «знамя», т.е. «знак», которым записывали песнопения. Знаменное пение также называют крюковым, т.к. изображение крюков являлось важнейшим музыкальным знаком.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иконопись Изобразительное искусство Древней Руси

Феофан Грек Сведения о жизни (ок. 1340 – 1410 гг.)

Троица Ветхозаветная. 1378 г. фреска в северо-западной угловой камере на хорах

Успение. Оборот иконы "Богоматерь Донская" 90-е годы XIV века. Москва, Государственная Третьяковская Галерея 1378 г. Столпник. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. В честь Феофана Грека назван кратер на Меркурии В честь Феофана Грека выпущена памятная монета Банка России

Энергичная, стремительная манера письма Суровый, грозный аскетизм Колорит красно-желто-коричневый Резкие пробелы, «перистые» линии Техника светотени (для эффекта объемности изображения) Особенности техники Феофана Грека:

Андрей Рублёв Сведения о жизни (около 1340/1350 - 17 октября 1428, Москва; погребён в Спасо - Андрониковом монастыре)

Троица. 1425-1427 гг.

Спас в силах. 1408 г. Гос. Третьяковская галерея. Москва.

В творениях Рублева царят тишина, очарованность жизнью, отзывчивость души Преобладают нежные и легкие краски, придающие евангельским сценам исключительное очарование Главное внимание Рублев сосредоточил на человечности переживаний, внутренней гармонии, душевном благородстве и сердечной доброте Особенности техники Андрей Рублева:

Дионисий Сведения о жизни (ок. 1440 – 1503 гг.)

Ферапонтово. За покоем ТВЕРДЫНИ. Начало XVI в.

Богоматерь с младенцем Христом. Фрагмент фрески «О Тебе радуется» на северной стене собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502

Московская школа живописи Произведения отличаются утонченным пропорциями удлиненных фигур, стремление к грандиозности и изяществу нежные, светлые оттенки (ок. 40 оттенков) Особенности техники Дионисия:

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

5 класс. Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....

Повторитель – обобщающий урок Тема: Искусство Древней Руси. Иконопись.

Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся о культуре нашей 14- 16вв, развить зрительную память, умения мыслить, анализировать визуальный материал, делать выводы, воспитать любовь и уваже...

Искусство

Составитель Ладова Л.А., 2015 г.



Крещение Руси

Древняя славянская культура + Византийская культура

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА


КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Строительство храмов письменность

роспись храмов

АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ ЛИТЕРАТУРА


Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в междуречье Оки и Волги, входила во Владимиро-Суздальское княжество.

В 1158-1164 гг. при князе Юрии Долгоруком начинается возведение вокруг Владимира крепостных стен, особо выделялись каменные проездные башни – Серебряные и Золотые ворота . Одновременно закладывается собор Успения Богоматери . Это был большой одноглавый храм. В качестве строительного материала зодчие использовали белокаменные блоки и туф. Резьба по камню – отличительная черта владимирских храмов. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись.


Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.

_______________________________________ ______

Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры,было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.


Собор святой Софии в Киеве (София Киевская)

Архитектура – душа народа, воплощенная в камне



Золотые ворота в Киеве

Магдебургские ворота в Новгороде


Церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1152г.

Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно скромных в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше, складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности, виртуозной резьбой по белому камню.

Успенский собор во Владимире 1185-1189

Особенно активно каменное строительство велось во Владимире.

В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира (1158-1160 гг., перестроен в 1185-1189 гг.), отличавшийся как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси.

Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами.

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков.

Именно в Успенском соборе были составлены первые владимирские летописи , у алтаря Успенского собора возводились на княжение полководцы Александр Невский , Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья.

В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом Руси .

Внутри сохранились фрески мастеров 12 века, иконописцев 15 века Андрея Рублева и Даниила Черного.


Церковь Покрова на Нерли 1165г.

С военными походами владимирских князей связана церковь Покрова на Нерли , заложенная в километре от Боголюбова (загородная княжеская резиденция) у впадении Нерли в Клязьму в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, умершем от ран.


После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом приходилось начинать сначала.

Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков ) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь ).

На смену плинфе пришел дешевый плитняк , который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек.

____________________________________________________


КАНОН – правило изображения и размещения святых образов в интерьере храма.

ФРЕСКА – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.

МОЗАИКА – изображение или орнамент из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, металлов, эмали и т.д.




Христос Вседержитель (собор св. Софии Киевской

Богоматерь Оранта (собор св. Софии Киевской


Благовещение «Устюжское» . XII век.

Апостолы Пётр и Павел . Икона середины XI века. Новгородский музей.


Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.

Спас Нерукотворный. Около 1191 года.



Богоматерь Оранта. МозаикаОбразу Богоматери на Руси
всегда придавали гораздо
большее значение, чем
Деве Марии в католической
церкви. У каждого образа
Божьей Матери свое
значение. Церковные
предания хранят истории
создания, появления на
Руси икон с образом
Пресвятой Богородицы как
высокочтимых.

Богоматерь. Оранта

«Нерушимая Стено!
Матерь всего сущего,
великая Берегиня,
Заступница людская,
Оранта». Такими
эпитетами наделил
русский народ образ
Марии.

Богоматерь Владимирская

Объятия Богоматери и
Божественного Младенца
раскрывают полноту
Божественной любви,
высшим проявлением
которой и является жертва,
приносимая Христом для
спасения людей. Именно об
этой жертве напоминает
изображение престола с
орудиями страстей на
обороте иконы,
выполненное в начале XV
века.

Богоматерь Владимирская. Оборотная сторона иконы. Престол и орудия страстей

Икона "Богоматерь
Владимирская" принадлежит к
числу наиболее древних и
прославленных святынь русской
Церкви. История Владимирской
чудотворной иконы теснейшим
образом связана с историей
русского государства, именно с
ней предание связывает
возвышение Северо-Восточной,
а затем и Московской Руси. Как
свидетельствуют древние
летописи и литературные
сказания, через эту икону
Богоматерь нередко оказывала
чудесную помощь и
покровительство Владимиру,
Москве и всей земле Русской.

Новгородская живопись.

Ангел Златые Власы. Икона

В этом поэтически
одухотворенном
образе безвестный
иконописец раскрыл
свое представление
о красоте.

Пантократор. Фреска из церкви Спаса на Ильине

По монументальности и
могучему живописному
темпераменту фрески
Феофана Грека
занимают особое место
в мировом искусстве
XIV века. Согласно
канону, в куполе храма
изображен ХристосПантократор. Суров и
грозен Бог.

Старец Макарий Египетский. Фреска

Грандиозный образ Макария
Египетского запоминается
навсегда. Разителен
контраст темного лика,
темных ладоней,
обращенных в молитве к
Богу, и белых волос и
длинной, белоснежным
потоком спадающей бороды.
Вместо человеческого тела светящийся белый столп,
чудесным образом
преображенная
человеческая природа.

Чудо Георгия о змие. Икона.

Особой любовью
новгородцев пользовался
святой Георгий, отважный
всадник-воин, поражающий
копьем чудовище-дракона. В
сознании людей того
времени Егорий Храбрый,
как называли его в народе,
был воплощением светлого
начала, поражающего
враждебную человеку силу,
часто в нем видели
бесстрашного ратоборца,
защитника Родины.

Битва новгородцев с суздальцами Вторая половина XV в. .

Икона "Битва новгородцев с
суздальцами (Чудо от иконы
"Знамение")" происходит из
Успенской церкви села
Курицкое на озере Ильмень.
В основе этого
оригинального
иконографического типа
лежит предание об иконе
"Богоматерь Знамение",
чудесным образом
оказавшей помощь
Новгороду при осаде его
суздальскими войсками в
1170 году.

Изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества

Дмитрий Солунский. Икона

В истории Русской
Православной Церкви воинская
тематика всегда занимала
важное место, это проявлялось
в особом почитании тех святых
мучеников, которые по роду
занятий своих были воинами
В образах мучеников-воинов
отразилось идеальное
представление о мужестве,
беззаветной храбрости, вере и
верности своему Отечеству,
ведь это было Отечество
православное, а ратный подвиг
в православных странах
рассматривался как
высочайшая форма служения
христианина.

Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль. Фрагмент стены

Творчество Рублева и Дионисия.

Фреска Ферапонтова монастыря. Богоматерь с коленопреклоненными ангелами

Гимном Богородице, заступнице Русской земли
звучат фрески, исполненные Дионисием в церкви
Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. .

Фреска Ферапонтова монастыря. Богоматерь с ангелами

Фреска Ферапонтова монастыря. Святой Николай

Дионисий существенно
изменяет образ человека:
фигуры сильно удлиняются,
голова, руки и ноги
подчеркнуто уменьшаются. В
этом отразилась
аристократичность вкусов
царственной Москвы.
Гармония, абсолютное
внутреннее равновесие,
праздничное любование
характерно для творчества
Дионисия.

Распятие. Дионисий

Икона "Распятие"
происходит из
праздничного ряда
иконостаса
Троицкого собора
Павло-Обнорского
монастыря близ
Вологды.

Фрески в Успенском соборе Владимира Рублев Андрей

В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украсили
фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси
- Успенский собор во Владимире. Среди дошедших фрагментов
лучше всего сохранилось изображение "Страшного суда",
которое занимало западную часть трех нефов собора.

Спас. Из деисусного чина (Звенигородского) Рублев Андрей

Несмотря на отсутствие
каких-либо
исторических
свидетельств, иконы
Звенигородского чина
рассматриваются
большинством
исследователей как
произведения Андрея
Рублева.

Троица Рублев Андрей

"Да будут все
едино, как Ты,
Отче, во Мне, и
Я в Тебе, так и
они да будут в
Нас едино".