Бог солнца в скандинавской мифологии. Пантеон скандинавских богов

Сначала необходимо представить главных героев мифологических сказаний — скандинавских богов. Они являются центральными для нас лицами, значимыми фигурами в этом древнем мире.

В разное время в Древней Скандинавии (в прочем как и мнения в настоящем) существовали различные предпочтения к тем или иным богам. Однако можно выделить главную тройку божественного пантеона, как по интересу, так и по значимости: Один, Тор и Локи.

Один – верховный Бог в скандинавской мифологии. Центральная фигура. Кроме главного, имеет ещё несколько имён. Вот некоторые из них: Всеотец, Херран (Херьян), Никар (Хникар), Никуц (Хникунд), Фёльнир, Оски, Оми, Бивлиди (Бивлинди), Свидар, Свирдир, Видрир, Яльг (Яльк).

Одно из самых мудрых существ. За это свойство отдал свой левый глаз – тогда он испил знаний у источника Мимира. Но и этих знаний ему не хватало. Тогда он повесил себя на суку мирового древа Иггдрасиля и проткнул себя копьём. Провисев 9 дней, он прошёл через смерть и познал бесконечную мудрость. После этого он получил ещё одно имя: бог повешанных.

На голове тёмная шляпа. На плечах сидят два ворона: Хугин и Мунин (Думающий и Помнящий). Они летают по миру, а затем возвращаются и рассказывают обо всех новостях своему хозяину. В ногах у Одина две собаки: Гери и Фреки (Жадный и Прожорливый). Имеет личный артифакт: копьё Гунгнир выкованное карликами. Семиногий конь Слейпнир быстро доставляет своего бога куда только Один не пожелает.

Практически ни одно событие не происходит без этого бога. Он либо источник появления каждого эпизода, события, либо непосредственный участник. Глобально роль неоднозначна. Он коварен, умён. Великий волшебник. Способен превращаться в любое существо.

Тор – главный защитник Асгарда, Мидгарда (см. мифический мир ), сын Одина. Самый сильный из богов. Прямой и добродушный. Участвует во всех грандиозных сражениях. Повергает самых грозных существ. Главный артифакт: Мьёллнир – молот, оружие выкованное карликами. Иногда он разогревается до бела. Поэтому Тор носит перчатки. Во лбу торчат осколки большого камня-точила — напоминание о битве с великаном Хрунгниром. Бог молний. Разъезжает по небу в колеснице, запряжённой козлами.

Локи – само олицетворение двойственности. Являясь всё-таки асом, умудряется натворить столько же бед своим сожителям, сколько и врагам. Существует предположение, что он является самим многоликим злом под различными масками. Многие бедствия совершаются по его инициативе. Волшебник, способный менять обличья. Однако всё же он остаётся асом, высшим богом. Может это указание, что корень зла всегда внутри самих нас?

У Локи жена Сигюн и сыновья Нари и Наври. От великанши Ангрбода (Сулящая горе) у него дети: ужасный волк Фенрир (Лунный пёс), мировой змей Йормунганд и правительница царства мёртвых Хель. Будучи кобылой (скандинавская мифология пестрит сказочными событиями и невообразимыми поворотами событий) породил коня Слейпнира.

Хеймдалль или Риг – сын Одина. «Белый Ас». Охраняет мост Биврёст — вход во Вальхаллу, жилище асов. Путешествовал по земле и помогал людям – самый близкий к ним бог. У него есть конь Золотая чёлка и рог Гьяллархорн – его слышно во всех девяти мирах. Риг – родоначальник сословий людей: коннунгов, бондов и треллей (рабов).

Фрейя – самая красивая богиня – богиня любви. Дочь Ньёрда. Ездит в колеснице, запряжённой двумя кошками. Часто ездит вместе с Одином на поля сражений. Половину павших забирает себе Один, а половину – Фрейя. Владеет орлиным опереньем, позволяющим владельцу обратиться птицей. Брисингамен – её чудодейственное ожерелье-пояс выкованное карликами.

Фрейр – бог плодородия, природы. Брат Фрейи. Ездит на вепре Золотая Щетина. Владеет самым быстрым и искусным кораблём Скидбладнир сделанным карликами.

Сив – жена Тора. Сыновья – Моди и Магни. В семеь есть многообещающий пасынок Улль. У неё золотые волосы, сделанные карликами после того, как Локи обрезал настоящие.

Браги – сын Одина. Бог скалдического икусства. Первый скальд.

Бальдр – сын Одина. Светлый бог плодородия, мира и красоты.

Хед – сын Одина, слепой бог. Убил своего брата Бальдра по наставлениям Локи.

Видар – сын Одина. Бог войны.

Хенир – простодушный брат Одина.

Улль – пасынок Тора и Сив. Бог охоты и стрельбы из лука.

Форсети – сын Бальдра. Бог справедливости и правосудия.

Вали – сын Одина. Мститель.

Велунд – кузнец. Покровитель путников. Также считается верховным богом цвергов, карликов, выковываюующих прекрасные вещи.

Фригг – жена Одина. Покровительница брака и супружеской верности.

Сага – богиня прорицания.

Эйр заведует врачеванием.

Гевьон – богиня целомудрия.

Фулла – богиня изобилия. Символизирует девственность.

Съевн – богиня любви.

Ловн – богиня милосердия.

Вар – богиня верности и любовных клятв.

Хлин – богиня-покровительница.

Снотра – богиня сдержанности-рассудительности.

Гна – богиня-вестница.

Соль – богиня солнца.

Биль – богиня луны.

Йорд (Фьергюн ) – богиня земли, мать Тора.

Ринд – мать Вали.

Скади – богиня охоты. Лучше всех ездит на лыжах.

Идунн – жена Браги. Хранит молодильные яблоки.

Нанна – жена Бальюра.

Сигрюн – супруга Локи.

Хермот – брат Бальдра.

Вилли и Ве – братья Одина. Вместе с братом создавали мир.

Од – супруг Фрейи.

Узнайте больше о древней языческой религии древних скандинавов на страницах: , и .

Валькирия ведет богов в бой

Ниже представлен пантеон скандинавских богов, список их имен, родственные связи и некоторые события из преданий богов викингов.

Один

Бог Один восседает на троне

Больверк, Вальтам, Веча, Вак, Водан, Воден, Вотан, Ганград, Гримнир : это все псевдонимы , которые он использовал во время пу­тешествий в Мидгард. Один: Сын Бьорра и Бестлы, отец Тора, Бальдра, Хёда, Тюра, Браги, Хеймдалля, Улля, Видара, Хермода и Вали. Его женами были Фьорджин, Фригг и Ринд. Верховный бог скандинав­ской мифологии. Один имел привычку пу­тешествовать по Мидгарду в человеческом обличье, соблазняя женщин и награждая их детьми; поэтому многие смертные ведут свою родословную от главы асов - Одина.

  • Сага : возлюбленная Одина, к которой он ежедневно наведывался в замок Соквабек.
  • Ринд (Ринда): богиня, которая упомина­ется как третья жена Одина. Родила ему сы­на Вали. Она была абсолютно холодна с мужчинами, считалась богиней вечной мерзлоты. Существует некоторая путани­ца относительно богини и смертной жен­щины Ринд, дочери короля Биллинга; возможно, что и женщина и богиня были одним и тем же персонажем.

Фригг

Фригг восседает на Хлидскьялве

(Берта, Фригга, Хольда, Нертус, Вод ): одна из важнейших богинь Асгарда; одна из трех жен Одина и мать Бальдра и Хёда. Она была главной богиней плодоро­дия. У нее было так много общего с Фрейей, что в германской мифологии они счи­тались единым божеством. Нертус (Хлодин): жена Ньёрда; богиня, часто отождествляемая с Фригг. Спутники и посланники Фригг:


Гевион

Гевион запрягает быков в гигантский плуг

Гевьон (Гевион): богиня, одна из спутниц Фригг. Гюльфи, король Швеции, за ночь, проведенную с ним, даровал ей столько земли в своих владениях, сколько она сможет вспахать за 24 часа. Она запряг­ла четырех огромных волов, которые бы­ли ее сыновьями, рожденными от велика­на, и принялась пахать. Плуг так глубоко врезался в землю, что за отпущенное ей вре­мя она вспахала огромный участок швед­ской земли, который ее сыновья оттащили в море. Этот остров назвали Зеландией. А там, где земля была прежде, возникло озеро Маларен.

Бальдр

Бальдр : прекрасный и благородный бог, не­предумышленно убитый своим братом Хёдом в результате неудачной шутки Локи.

  • Хед : брат-близнец Бальдра. В результате проделок Локи Хёд непреднамеренно убил Бальдра и за это был приговорен к смерти. Бог был убит Вали, который был специаль­но послан для выполнения этого задания.

Браги с арфой

: бог музыки, поэзии и гармонии, сын Одина и великанши Гуннлод, соблаз­ненной Одином. Браги женился на Идунн. Один вырезал на его языке руны и пред­ложил сочинять песни, прославлявшие бо­гов и павших воинов, пребывающих в Валь­халле.

Вали

Вали ищет убийцу Бальдра

Вали : сын Одина и Ринд. Считается, что именно этот бог обдуманно мстил за смерть Бальдра. (Не надо путать его с другим Ва­ли, сыном Локи и Сигюн).

Ве и Вили

Один, Ве и Вили создают мир

: один из трех сыновей Бьорра и внуков великана Имира. (Двое других были Один и Вили). Втроем они убили своего деда и из его тела создали , страну смерт­ных. По некоторым легендам, Один так долго находился вне Асгарда, путешествуя по миру смертных, что Be и Вили захвати­ли трон и сместили Фригг (очевидно, без каких-либо возражений с ее стороны).

Видар

Видар сражается с Фенриром

Видар : сын Одина и великанши Грид. Он убьет Фенрира, переживет и ото­мстит за смерть Одина.

Васуд : отец Виндсала и дед Зимы. По все­общему мнению, Васуд был весьма недо­брожелательным богом.

Зима : злейший враг бога Лето; сын Виндсала и внук Васуда.

Идунн

: богиня весны и вечной молодос­ти. Она была дочерью карлика Ивальда и женой бога Браги.

Кари

Иллюстрация

Кари : по некоторым версиям мифа о со­творении мира, сыновьями великана Имира были Хлер (море), Кари (воздух) и Ло­ки или Лодур (огонь). Эти боги, в свою очередь, породили великанов или чудовищ по имени Бели, Фенрир, Грендель, Гюмир, Хель, Мимир, Тиасси и Трюм.

Квасир

Смерть Квасира

Квасир : весьма загадочная фигура, по­скольку неизвестно, был ли он богом или сверхъестественным существом. Если он был богом, то, возможно, являлся одним из ванов, в котором текла кровь и асов. Он появился на свет в самом конце войны между асами и ванами; в знак примирения все боги плевали в ритуальный сосуд, и из их слюны появился Квасир. Он стал извес­тен своей мудростью и добродетельностью и поэтому был убит во сне двумя карликами Фиаларом и Галаром, жаждавшими завла­деть его мудростью для пользы всех кар­ликов. Наполнив его кровью три сосуда (котел под названием Одрёрир и два куб­ка - Боден и Сон), они смешали ее с медом, получился медовый напиток, превращаю­щий всякого, кто ни выпьет, в скальда или ученого.

Лодур

Один, Лодур и Хьонир создают Аска и Эмблу

Лодур : по одной из версий о сотворении мира, братьями Одина были Хенир и Лодур; втроем они дали жизнь человечеству. Лодур подарил людям кровь и креп­кое тело. Лодура часто сравнивают с Локи.

Локи

Локи на средневековой гравюре

: «коварный лжец» и, без сомнения, один из наиболее примечательных богов в Асгарде. Локи был родственником Одина, но отношения между ними были испорче­ны. Он пришел в Асгард по праву, посколь­ку Один был его кровным братом. Затем этот бог был изгнан из Асгарда и поклял­ся отомстить. Саэтер : бог сельского хозяйства, возмож­но, одно из воплощений Локи.



Мимир

Один направляется к колоду Мимира

Мимир : мудрейший изо всех богов; он, или, по крайней мере, его голова, охраня­ла источник (Колодец Мимира), берущий начало у корней Иггдрасиля. Существуют разные версии о том, как он лишился го­ловы, но, как оказывается, он и Хёнир были посланы асами к ванам в качестве заложников, чтобы скрепить мир, установ­ленный между двумя семьями богов. Ва­ны не любили Хёнира, поэтому они умерт­вили Мимира. Вполне возможно, что он создал меч Миминг. Один взял в привыч­ку советоваться с головой Мимира, когда ему была нужна помощь. Согласно неко­торым версиям Один лишился глаза, ибо ему пришлось отдать его голове Мимира в качестве платы за мудрые советы.

Норны

Норны Скульд, Урд и Верданди

Норны : три богини судьбы — Скульд («жизнь - существование»), Урд («судьба - предназначение») и Верданди («необходи­мость»). Очевидно, что их образы напря­мую связаны с мойрами - богинями судь­бы из греческой мифологии. Каждый день они поливали святой водой, что­бы дерево продолжало расти. Также они страстные ткачихи, создающие огромное полотно. Две сестры, Урд (которая очень стара) и Верданди (которая молода и пре­красна) были очень дружны со смертными, но Скульд была чересчур обидчива; она оби­жалась по любому пустяку или из-за рав­нодушного к ней отношения. Скульд име­ла ужасную привычку разрезать полотно, сотканное тремя сестрами, как раз тогда, когда работа была уже почти закончена. Вюрд : мать Норнов.

Нотт

Картина «Ночь на Хримфакси» Арбо

Нотт : богиня ночи; дочь великана Норви. У нее было трое любовников-мужей: Нагльфари, от которого она родила сына Ауда; Аннар, который дал ей дочь Эрду; и Деллингер, чей сын был назван Днем.

  • Деллингер (Деллинг): бог рассвета и третий муж Ночи, Нотт. Их сыном был Даг (День).

Ньерд

Бог Ньерд и его жена Скади

Ньерд : отец и Фрейи; один из ванов моря, постепенно вытеснивший культ бога моря асов Эгира и перенявший его функции. Одновременно был мужем вели­канши Скади и богини Нертус.

Ран

«Ран» (1901) Иоганна Гертса. Морская богиня Рана тянет людей в море, где они встречают свою гибель среди костей и трупов.

Ран : жена Эгира. Она тоже связана с мо­рем. У Ран была сеть, которой она ловила всех людей, утонувших в море.

Сигюн

Закованный Локи, за которым ухаживает его верная жена Сигюн

Сигюн : третья жена Локи, которая была ему безгранично предана. Она воспитывала его смертных сыновей Нарве и Вали. Даже после того, как Локи был изгнан из Асгарда за свои преступления, Сигюн осталась верна ему.

Сив

Златоволосая Сиф поднимает рог

Сив, Сиф : богиня, жена . Она очень горди­лась своими золотыми волосами, а Локи обрезал их, когда она спала.

Тюр

Бог воинов — Тюр однорукий

Тюр — по рассказам мифов был богом войны (в других версиях предвестник побед). Изображался одноруким — вторую руку ему откусил волк Фенрир. Тюру принадлежит руна Тейваз.

Тор

Тор держит в руке молот Мьелльнир

Так же как Один и Локи, Тор - бог грома в Асгарде. Он считается одним из главнейших богов в скандинавской мифологии. Тор отвечал за погоду, урожай и морские путешествия. Древнескандинавская руна Турисаз вмещает в себе силу бога Тора.

  • Магни : сын Тора и великанши Ярнсаксы. Он спас своего отца после его дуэли с ве­ликаном Хрюнгниром. После Рагнарёка Магни вместе со своим братом Моди по­лучат молот Тора .

Улль

Улль на средневековой гравюре

Улль — в германо-скандинавской мифологии приемный сын бога Тора. Отличный стрелок из лука. Все его стрелы попадают в цель, с которой бы расстоянии он не стрелял и как далеко не расположен был цель. Улль также быстрее всех бегает на лыжах. От него этому искусству научились и люди. Заместитель спортсменов и здорового образу жизни. Улль также является богом охоты и мастерски владеет как мечом, так и луком. Также является богом всех азартных игр (бог фортуны).

Скади

Скади - инеистая великанша, покровительница охоты

Так же как и бога Улля, атрибуты Скади - лук и лыжи. Первоначально она, вероятно, была богиней плодородия в её зимней ипостаси. Скади представляет зиму и лёд, является супругой Ньёрда. Упоминается в Старшей Эдде, Младшей Эдде и Саге об Инглингах.

Фрейя

Богиня любви Фрейя

: богиня любви, а позднее войны и смерти. Одна из ванов, она пришла в Асгард в качестве заложницы в сопровожде­нии своего отца Ньёрда и брата Фрейра. Она вышла замуж за бога Ода, который от­правился в дальние странствия; после это­го свое время она проводила, то оплаки­вая его отсутствие, то забавляясь с разны­ми мужчинами. В германской мифологии она отождествляется с Фригг.

  • Од (Одур): первый муж Фрейи, (предположительно один из смертных образов Одина) . Она безум­но любила его, но им овладела «охота к пе­ремене мест», и он ушел странствовать в поисках смертной женщины. Фрейя про­вела всю оставшуюся жизнь, то горько оп­лакивая его уход, то забавляясь с другими мужчинами.
  • Герсеми и Хносс д очери Фрейи и Ода

Фрейр

Фрея и Фрейр

Фридлееф : один из псевдонимов , который он использовал во время пу­тешествия в Мидгард.

Фьорджин (Эрда, Ёрд): богиня Земли; одна из трех жен Одина и мать Тора.

Средневековое изображение

: довольно странный персо­наж, рожденный от девяти великанш (Мор­ских Дев) одновременно. Под именем Ригера он странствовал по Мидгарду, соблазняя женщин, и таким образом по­ложил начало сословию слуг, крестьян и воинов. Он охранял радужный мост, ведущий в . Ригер : один из псевдонимов Хеймдалля, который он, так же как и Один, исполь­зовал во время путешествий в Мидгард.


Хель

Иллюстрация 1889 года

Хель : богиня или чудовище, дочь Локи и Ангрбоды, управлявшая Нифльхеймом. Доподлинно не известно - была ли она жи­вой или мертвой. После смерти бога Баль­дра Хермод попросил ее позволить всеми горячо любимому богу покинуть ее царст­во. Она же ответила, что не верит, будто Бальдра действительно так сильно любят. Так же она отреагировала и тогда, когда Браги вернулся в надежде найти Идунн. Улль, будучи богом зимы, проводил нес­колько месяцев в году, деля ложе с Хель. Вместе с армией призраков она будет помо­гать богам во время битвы в час Рагнарёк, после которой ее царство будет поглоще­но огнем.

Хенир

Хёнир. Иллюстрация в манускрипте XVII века

Хенир : существует две версии истории о самых первых богах. По первой из них, Один и его братья Вили и Be дали челове­честву дары, которыми люди пользуются до сих пор. По другой - первыми братья­ми Одина были Хёнир и Локи. В соответ­ствии с этой версией Хёнир одарил людей эмоциями и чувствами.

Хермод

Хермод — посланник Одина

Хермод (Ирмин): сын и Фригг. Он встречает героев в Вальхалле и исполняет те же функции, что и греческий бог Гер­мес. Его самым ответственным и извест­ным поручением было путешествие к Хель в попытке освободить бога Бальдра из цар­ства мертвых.

Эгир

Бог Эгир и его жена Ран

Эгир (Хлер, Гюмир ): бог моря, существо из самой древней династии богов, пришедших в мир задолго до асов и ванов. Его власть в морских владениях поистине не имеет границ.

Остара

«Остара» (1901) Йоханнеса Гертса.

Остара , или Эостра - согласно реконструкциям мифологов, древнегерманское божество, предположительно связанное с приходом весны и пробуждением природы. Имя Эостры (Остары), в рамках этой концепции, носил месяц апрель в древнеанглийской и старогерманской традиции.

Хлер : в соответствии с версией мифа о со­творении мира один из первых богов.

Свасуд : прекрасный и благородный бог, сыном которого был Лето.

Лето : один из первых богов. Его любили все, кроме Зимы.

Иллюстрации к истории и мифологии викингов
















Скандинавией традиционно именуются обширные территории, расположенные на севере Европы, и включающие в себя Норвегию, Швецию, Данию, Финляндию, Исландию, а также ряд ближайших к ним островов. Исторические особенности их развития породили своеобразную культуру, одной из граней которой стало мифотворчество, персонажами которого, в свою очередь, явились самобытные и неповторимые боги Скандинавии. Неустрашимые и дерзкие, они были в чём-то сродни самим викингам.

Откуда они пришли в наш мир?

Боги список которых содержит в себе имена персонажей, менее известных, чем их древнеегипетские и греческие собратья, являются частью культуры древнегерманских племён. Сведения о них дошли до наших дней главным образом в текстах двух памятников средневековой литературы. Это «Старшая Эдда» - поэтический сборник, содержащий в себе древнеисландские песни, а также «Младшая Эдда» - творение исландского писателя XII века Снорри Стурлусона.

Кроме того, ряд мифов стал известен из произведения средневекового датского хрониста Саксона Грамматика, названного им «Деяния датчан». Любопытно, что один из его сюжетов лёг в основу шекспировского «Гамлета», написанного четырьмя столетиями позже.

Обращаясь к сюжетам любых мифов, независимо от того, родились они в Скандинавии, Греции или Египте, следует учесть, что на протяжении веков они неоднократно редактировались, что сегодня неизбежно приводит ко множеству закравшихся в них разночтений и противоречий. Поэтому не следует удивляться, когда одни и те же события, да и сами боги Скандинавии описываются в разных источниках по-разному.

Скандинавский вариант возникновения мира

Необычайным своеобразием скандинавской мифологии окрашена, представленная в ней, картина рождения мира. Согласно древнему эпосу, всё началось с огромной чёрной бездны, по одну сторону которой находилось царство льда - Нифльхейм, а по другую огня - Муспелльхейм.

Из царства льда брали своё начало 12 потоков, которые тут же замерзали, но поскольку били они непрестанно, то глыбы льда постепенно приближались к царству огня. Когда эти две стихии совсем сблизились, то из снопов искр, смешавшихся с ледяной крошкой, появился на свет великан Имир и такого же размера корова по имени Аудумла.

Далее описываются совершенно невероятные события. Согласно «Старшей Эдды», однажды великан Имир изрядно вспотел, что и не удивительно, ведь рядом находилось царство огня, и из его пота появились два великана - мужчина и женщина. Это бы ещё куда ни шло, но вот далее говорится, что одна его нога зачала от другой и родила сына. Поскольку это трудно представить, примем на веру, не вдаваясь в подробности.

Что же касается коровы Аудумлы, то и ей в скандинавских мифах отводится весьма важная роль. Во-первых, она кормила своим молоком Имира и тех, кто произошёл от него столь чудесным образом. Сама же она питалась тем, что слизывала соль с камней. Во-вторых, от тепла её языка родился ещё один великан, получивший Так появились на земле её первые обитатели, от которых затем были рождены боги Скандинавии, а ещё позже и люди.

Асы, ваны и прочие мифические персонажи

Известно, что все скандинавские боги и богини подразделялись на несколько групп, основной среди которых были асы, возглавляемые их предводителем по имени Один. Жизнь у них была отнюдь не лёгкая и не безоблачная, поскольку постоянно приходилось вступать в конфликты с другими представителями древнескандинавского пантеона.

Больше всего неприятностей им доставляли ваны - группа богов плодородия, претендовавшая на владение миром, но доставалось и от великанов-ётунов, а также от карликов-цвергов. И уж совсем нещадно портили асам кровь женские божества - дисы, норны и валькирии.

Одним из главных сюжетов скандинавской мифологии является война между асами и ванами. Началась она с того, что ваны, обиженные тем, что люди в своих песнях прославляли не их, а асов, послали к ним в мир (он назывался Мидгард) злую колдунью Гульвейг. Поскольку сделана она была из золота, то, по расчётам ванов, своим появлением должна была испортить нравы людей, посеяв в их душах алчность и корыстолюбие. Асы воспрепятствовали этому, и убили ведьму. С этого началась война, в которой боги Скандинавии пытались силой решить вопрос первенства. Так как ни одна из сторон не могла взять верх, между ними в итоге был заключён мир, скреплённый обменом заложниками.

Верховный бог асов

Предводителем, и отцом асов являлся верховный бог Один. В скандинавской мифологии ему соответствует целый ряд характеристик. Он представлен как царь-жрец, шаман-знаток рун, князь-волхв и, кроме того, скандинавский бог войны и победы. почитался как покровитель военной аристократии и покоритель валькирий (о них речь пойдёт ниже). В его ведении находится Вальхалла - небесный чертог, где в райском блаженстве коротали вечность павшие герои-воины.

Изображался Один в виде одноглазого, но полного жизненной энергии старца. Свой недостающий глаз он отдал когда-то великану Мимиру за то, чтобы тот позволил ему испить воды из охраняемого им источника мудрости. Похвальная тяга к знаниям, вообще, была свойственна Одину. Например, как-то раз, для того чтобы постичь силу, заключённую в старинных рунах, - древнегерманских письменах, он согласился принести себя в жертву, и провисеть 9 дней, прибитым к дереву собственным копьём.

Среди прочих качеств Одина, в мифах особо подчёркивается способность к перевоплощению. Обычно он бродит по земле в облике старца, облачённого в синий плащ и войлочную шляпу. Его постоянными спутниками бывают два волка или ворона. Но иногда Один может обернуться и бедным странником или уродливым карликом. В любом случае горе тому, кто, поправ законы гостеприимства, закроет перед ним двери своего дома.

Сыновья Одина

Сыном Одина был бог Хеймдалль, считавшийся хранителем мирового древа жизни. Его, обычно, изображали в облике воина, трубящего в Согласно легенде, именно так он должен будет возвестить о приближении конца света, и собрать всех богов на последнюю битву с силами тьмы. Живёт Хеймдалль в сказочном доме, который называется Химинбьёрг, что в переводе означает «небесные горы». Находится он вблизи моста, соединяющего небо и землю.

Широко известен и другой сын Одина - однорукий бог Тюр, являвшийся воплощением воинской доблести. Руки он лишился, однако, не на поле брани. Своё увечье бедолага получил, пытаясь сковать волшебной цепью гигантского волка по имени Фенрир. Когда-то это чудовище ещё безобидным щенком было взято асами в их страну Асгард. Со временем волчонок подрос, превратившись в сильное и агрессивное чудовище, наводившее ужас на окружающих.

Как ни пытались боги его сковать, он каждый раз с лёгкостью рвал оковы. Наконец, на помощь пришли эльфы, выковавшие волшебную цепь из шума кошачьих шагов, птичьей слюны, рыбьего дыхания и корней гор. Оставалось лишь набросить её на волка. Чтобы убедить зверя в отсутствии дурных намерений, бог Тюр вложил ему в пасть собственную руку, которая и была откушена, как только Фенрир понял, что попался на хитрость. С тех пор бог воинской доблести разил врагов лишь одной оставшейся рукой.

Бог, измученный дурными снами

Надо заметить, что бог весны Бальдр Прекрасный - так его все называли за необычайную красоту, был также сыном Одина, которого ему родила верховная богиня асов Фригг. Легенда рассказывает, что однажды он поделился с матерью тем, что стал часто видеть дурные сны. Чтобы обезопасить сына, Фригг взяла клятву с воды, огня, бранных металлов, деревьев, камней, ядов, болезней, зверей и птиц, что они не причинят ему никакого вреда. В результате бог весны стал неуязвим.

Зная об этом, прочие боги ради потехи метали в него камни, копья и стрелы, чем весьма досаждали Бальдру. И вот однажды их злые шутки окончились весьма плачевно. Бог хитрости Локи обманом выведал у Фригг, что она в своё время не взяла клятву с омелы - кустарника, на тот момент едва появившегося из земли.

Воспользовавшись её промашкой, коварный Локи сорвал ветку этого растения, и, вложив её в руку слепого от природы бога судьбы Хёда, заставил метнуть в проходившего рядом Бальдра. Острый прут пронзил прекрасного юношу и тот скончался, став добычей царства мёртвых и его страшной правительницы колдуньи Хель.

Рядом с верховным богом асов часто изображается ещё один популярный мифический персонаж - Хермод Храбрый. Он являлся посланником Одина в страну мёртвых, где должен был выкупить у её правительницы его сына - бога весны Бальдра. Это доброе намерение принесло Хермоду известность, несмотря на то что сама миссия провалилась в результате очередных происков всё того же бога хитрости и обмана Локи.

Состязания в замке Утгард

Следует отметить, что проделки этого плута и обманщика часто порочат имя его тёзки - вполне добропорядочного и уважаемого аса Утгарда Локи, прославившегося тем, что в его родовом замке Утгард как-то раз были организованы весьма необычные соревнования. О них повествует «Младшая Эдда». В ней рассказывается, в частности, как один из его гостей - бог грома и бури Тор, в пылу спортивного азарта боролся со злобной старухой Элли, воплощавшей собой старость, а его приятель Локи - тот самый бог-обманщик, состязался в прожорливости с самим огнём.

Кульминацией же всего стала попытка местного крестьянина Тьяльфи опередить скоростью бега мысль самого хозяина замка. И хотя ни бог грома, ни его приятели успеха не достигли, праздник удался на славу. О нём было сложено потом много песен. Не испортило впечатление даже то, что и огонь, и старуха Элли, да и сам хозяин Утгарда Локи изрядно жульничали, благодаря чему и одержали победы.

Женские божества древних скандинавов

Самое непосредственное отношение к Одину имеют валькирии, повелителем которых (а по некоторым источникам - отцом) он являлся. Согласно скандинавским мифам, эти девы-воительницы, восседая на летучих конях, незримо реяли над полями битв. Посланные Одином, они подбирали с земли убитых воинов, и относили затем в небесный чертог Вальхаллу. Там они им прислуживали, разнося за столами мёд. Иногда валькирии также получали право решать исход сражений, а наиболее понравившихся им воинов (убитых, разумеется) делать своими возлюбленными.

Кроме валькирий, женскую часть пантеона представляли также норны - три волшебницы, наделённые даром ясновидения. Они были способны без труда предсказывать судьбы не только людей и богов, но и всего мира в целом. Жили эти кудесницы в стране Мидгард, населённой людьми. Их главной обязанностью было поливать мировое дерево Иггдрасиль, от благополучия которого зависело долголетие человечества.

Ещё одну группу сверхъестественных обитательниц древнего мира составляли дисы. Повинуясь переменчивости женской натуры, они являлись то хранителями людей, то враждебными по отношению к ним силами. Среди памятников древнегерманской культуры, частью которой, как указывалось выше, является скандинавская мифология, сохранились тексты заклинаний, в которых дисам приписывается сила сдерживать натиск неприятельских войск и решать исход сражений.

Златовласая богиня

Кроме представительниц женской части пантеона, о которых шла речь выше, заслуживает внимания и богиня Сиф, являвшаяся женой бога бурь и грома Тора. Будучи покровительницей плодородия, эта дама, уступавшая красотой лишь богине любви Фрейе, приобрела известность своими необычайными золотыми волосами, история которых заслуживает особого внимания.

Однажды красота Сиф заставила бога обмана Локи преисполниться завистью к её мужу Тору. Улучив момент, когда того не было дома, Локи прокрался в опочивальню к его спящей жене и…, нет-нет, не подумайте ничего - он её всего лишь остриг наголо. Тем не менее, отчаянию бедняжки не было конца, и разъярённый супруг готов был убить негодника, но тот поклялся исправить положение.

С этой целью Локи отправился к кузнецам-гномам, жившим в сказочной стране, и поведал им о случившемся. Те с радостью вызвались помочь, продемонстрировав своё искусство. Гномы выковали для Сиф волосы из чистого золота, сделав их необыкновенно длинными, тонкими и пушистыми, обладавшими свойством тут же прирастать к голове и выглядеть как настоящие. Так богиня Сиф стала обладательницей золотых волос.

Боги - повелители морей

Ещё одним ярким представителем скандинавского пантеона является владыка морей Эгир. Принято считать, что Эгир олицетворяет собой, прежде всего, спокойное и безмятежное море, о чём свидетельствует его характер. Он гостеприимный хозяин, охотно принимающий у себя гостей, и затем посещающий их дома. Владыка морей всегда миролюбив, и никогда не участвует в спорах, а тем более в войнах. Однако распространённое в старину выражение «угодить в зубы Эгира», имеющее значение - утонуть, говорит о том, что и ему порой свойственны минуты гнева.

Следует отметить, что ряд источников в качестве повелителя морей называет другого скандинавского бога - Ньерда, и ему приписывает тихий и дружелюбный нрав, в то время как Эгир изображается возмутителем морских просторов и создателем бурь, смирять которые, и спасать терпящие бедствие корабли приходится Ньерду. Не следует удивляться, так как это всего лишь один из примеров разночтений, возникших в скандинавском эпосе за прошедшие века.

Кузнец, сделавший крылья

В скандинавском пантеоне имелся и свой бог-кузнец по имени Велунд. Этот работяга является персонажем эпоса почти всех германских народов. Его судьба была трудна и по-своему драматична. Будучи одним из трёх сыновей финского конунга (верховного повелителя), он, тем не менее, жил трудом своих рук. В семейной жизни парню явно не везло. Любимая жена Хервёр - дева, принимавшая порой облик лебедя, бросила его, оставив после себя лишь свадебное кольцо. Страдая от разлуки, Велунд выковал 700 его дубликатов.

Но на этом его злоключения не кончились. Однажды во время был пленён шведским конунгом Нидудом. Злодей не только лишил мастера свободы, но и искалечил, оставив на всю жизнь хромым. Заточив Велунда в подземелье, конунг заставил его трудиться дни и ночи, выковывая для себя оружие, а для жены и дочери драгоценные украшения. Лишь благодаря случаю и собственному коварству пленнику удалось вновь обрести свободу.

Легенда повествует, что однажды в подземелье к Велунду пришли сыновья Нидуда, желавшие, как и отец, иметь мечи его изготовления. Воспользовавшись моментом, кузнец убил их, сделав затем из черепов кубки, которые отослал их отцу, и из глаз драгоценности для королевы, а из зубов броши для принцессы. В довершение всего он заманил к себе ничего не подозревавшую девицу, изнасиловал её. Отомстив таким образом, весьма довольный собой, бог-кузнец улетел прочь на крыльях собственного изготовления.

Новые времена - новые персонажи

С распространением в странах Скандинавии христианства все прежние мифические божества претерпели определённую трансформацию, приняв облик святых, или, вообще, исчезнув. Изменился до неузнаваемости и Велунд, превратившись из божественного персонажа в демонический. Связано это, прежде всего, с его профессией. Известно, что в древности к кузнецам относились с определённой долей подозрительности, приписывая им связь с нечистой силой.

Неудивительно после этого, что Гёте, несколько изменив это имя, наделил им своего героя Мефистофеля в одной из сцен трагедии «Фауст», представившегося как Воланд. У гениального немца находку позаимствовал Михаил Афанасьевич Булгаков, увековечив её в «Мастере и Маргарите», и дав прежнему Велунду новую жизнь в образе профессора чёрной магии Воланда.

Небольшой список богов Скандинавии, которые не вошли в наш обзор:

  • Браги - сын Одина.
  • Видар - божество войны.
  • Хенир - брат Одина.
  • Форсети - сын Бальдра.
  • Фулла - богиня изобилия.
  • Эйр - богиня врачевания.
  • Ловн - богиня милосердия.
  • Вер - богиня знания.
  • Йорд - богиня земли.
  • Скади - покровительница охоты.
  • Улль - бог охоты.

Альвис - ("всезнайка"), в скандинавской мифологии мудрый цверг (карлик), сватающийся к Труд, дочери Тора; Тор делая вид, что испытывает его мудрость, заставляет Альвиса. дожидаться гибельного для цвергов рассвета, превращающего их в камень. ("Старшая Эдда", "Речи Альвиса").

Альвы - в скандинавской мифологии низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых), имевшие отношение к плодородию.
Им был посвящен особый культ. В "Старшей Эдде" Альвы противопоставляются высшим богам - асам (часто повторяется формула "асы и альвы"), иногда смешиваются с одной стороны с цвергами, а с другой - с ванами. В "Младшей Эдде" говорится о делении Альвов на темных (живущих в земле) и светлых (белых). В героической "Песни о Вёлунде" ("Старшая Эдда") чудесный кузнец Вёлунд называется князем Альвов.

Ангрбода (др.-исл. сулящая горе) (иногда - Ангброда) - в скандинавской мифологии великанша, породившая от Локи в лесу Ярнвид трех хтонических чудовищ: волка Фенрира, змея Ёрмунганда и владычицу царства мертвых - Хель.

Андвари ("осторожность"), в скандинавской мифологии карлик, обладатель рокового золота. Локи ловит Андвари, плавающего в виде щуки в воде, и отнимает его золотой клад для уплаты выкупа Хрейдмару за убитого сына.

Асгард - ("ограда Асов"), небесная крепость, где живут Асы.

Аск и Эмбля ("ясень" и "ива"), в скандинавской мифологии первые люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и "лишённых судьбы", нашли на берегу моря боги (в "Старшей Эдде" - в песне "Прорицание вёльвы" - это три аса - Один, Лодур, Хёнир, а в "Младшей Эдде" - "сыны Бора", т. е. Один, Вили и Be). Боги их оживили (доделали как людей).

Асы , Азы (др.-исл. aesir) - в сканд. мифологии основная группа богов, возглавляемая Одином (отцом большинства асов), иногда - обозначение богов вообще. Асы противопоставляются ванам, небольшой группе богов плодородия, великанам (ётунам), карликам (цвергам) и низшим женским божествам - дисам, норнам, валькириям; в "Старшей Эдде" часто встречается формула "асы и альвы", как противопоставление асов - высших богов более низкой категории - духам (альвам). Асы живут в небесном селении Асгарде. В "Младшей Эдде" перечисляется 12 асов: Один, Тор, Ньёрд, Тюр, Браги (бог поэзии), Хеймдалль (небесный страж богов), Хёд, Видар (бог лесов), Али (или Вали), Улль (бог охоты), Форсети (хранитель правды), Локи. Помимо них называются Бальдр и Фрейр, в качестве сыновей Одина и Ньёрда, но сыновья Тора Магни и Моди не упомянуты, пропущен Хёнир, который в "Старшей Эдде" неизменно присутствует в странствующей троице Асов (Один - Локи - Хёнир). Присутствие в этом перечне Ньёрда и Фрейра, которые являются по происхождению ванами, и отсутствие Хёнира объясняется, возможно, тем, что, согласно мифу о войне между асами и ванами, Ньёрд и Фрейр были взяты после заключения мира заложниками к асам, а Хёнир перешёл к ванам в качестве заложника от асов. "Младшая Эдда" перечисляет также 14 богинь ("асинь"): Фригг, Сага (богиня сказаний), Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Съёвн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, а затем упоминает также Соль и Биль, и в заключение причисляет к богиням также Ерд и Ринд. В мифах фигурируют главным образом Фригг и Фрейя, очень редко Гевьон и Фулла. Но, кроме того, в числе жён асов весьма часто упоминаются Сив - жена Тора и Идунн (богиня юности) - жена Браги, а также Скади (дочь великана) - жена Ньёрда, вошедшая в общину асов после смерти своего отца. После войны асов и ванов (см. о ней в ст. Ваны) асы ассимилируют ванов.
Включение слова "Ас" в собственные имена у различных германских племён и упоминание Иорданом культа асов у готов свидетельствует об обще германском распространении представления об асах до принятия германцами христианства.
В ряде средневековых источников (в "Прологе" к "Младшей Эдде", в "Саге об Инглингах") рассказывается о происхождении асов из Азии. Этимология слова "Асы" восходит, по-видимому, к мифологическим представлениям о каких-то духах или душах в теле (особенно в момент беспамятства и смерти) и о душах умерших. Указанная этимология более всего подходит к характеристике Одина, который действительно рассматривается как главный ас.

Аудумла - в скандинавской мифологии корова, которая произошла из инея, наполнявшего мировую бездну, и выкормила своим молоком первое антропоморфное существо - великана Имира. Сама она питалась тем, что лизала солёные камни, сокрытые инеем. Из этих камней, облизанных Аудумлой, возник предок богов Бури.

Бальдр ("господин"), в скандинавской мифологии юный бог из асов. Бальдр - любимый сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Бальдр прекрасен, светел, благостен; его ресницы сравнивают с белоснежными растениями. Он живёт в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Бальдра называют мудрым и смелым, однако фактически он является пассивным, страдающим божеством, по-видимому, культовой жертвой.
Согласно мифам ("Старшая Эдда" - "Прорицание Вельвы" и "Сны Бальдра"), юному Бальдру стали сниться зловещие сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на совет и решают оградить Бальдра от всяких опасностей. Один отправляется в хель (царство мёртвых) узнать судьбу Бальдра от вёльвы (провидицы); пробуждённая Одином от смертного сна вёльва предсказывает, что Бальдр умрёт от руки слепого бога Хёда. Фригг взяла клятву со всех вещей я существ - с огня и воды, железа и других металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда змей,- что они не принесут вреда Бальдру; клятвы она не взяла только с ничтожного побега омелы. Однажды, когда боги забавлялись стрельбой в ставшего неуязвимым Бальдра, злокозненный Локи (выведавший хитростью у Фригг, что омела клятвы не давала) подсовывает прут из омелы слепому богу Хёду, и тот убивает Бальдра ("Младшая Эдда"). Боги поднимают тело Бальдра, переносят к морю и кладут на ладью, называвшуюся Хрзнгхорни (её удаётся столкнуть в воду только великанше Хюрроккин); Бальдр сожжён в ладье. Нанна умирает от горя, и её кладут в погребальный костёр Бальдра, так же как и коня Бальдра, и золотое кольцо Одина Драупнир. Вали ("однодневный" сын Одина и Ринд) мстит Хёду за убийство Бальдра, а Хермод, брат Бальдра, отправляется на коне Одина Слейпнире в царство мёртвых с целью освобождения Бальдра ("Младшая Эдда"). Хозяйка Хель согласна отпустить Бальдра, во при условии, что всё живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Бальдр остаётся в Хель. Боги наказывают Локи, виновника гибели Бальдра.
Миф о смерти Бальдра является своеобразным введением к скандинавскому эсхатологическому циклу - смерть его служит как бы предвестием гибели богов и всего мира (см. Рагнарёк). В обновлённом мире, который возникнет после гибели старого, вернувшийся к жизни Бальдр примиряется со своим убийцей Хёдом, тоже ожившим.
Своеобразный отголосок мифа о Бальдре в форме героического сказания имеется в "Деяниях датчан" Саксона Грамматика. У него Бальдр - полубог. Увидев во время купания Нанну - сводную сестру Хёда, Бальдр влюбляется в неё. Хёд сам любит Нанну и женится на ней, но Бальдр преследует его. Чтобы убить Бальдра, Хёд достаёт меч Мимминг и, по совету лесной девы, чудесную пищу из змеиного яда и пояс, дающий победу. Хёд смертельно ранит Бальдра; его хоронят в холме. Предсказатель Финн пророчит Одину, что за Бальдра отомстит сын богини Ринд, которого она родит от Одина; пророчество сбывается.

Биврест , Бильрёст ("трясущаяся дорога"), в скандинавской мифологии радуга-мост, соединяющий землю и небо. У Бивреста находится Химинбьёрг - жилище Хеймдалля сына Одина. Перед концом мира (см. Рагнарёк) сыны Муспелля переходят этот мост для схватки с богами, и он при этом рушится.

Бор ("рождённый"), в скандинавской мифологии сын Бури, отец бога Одина и его братьев - Вили и Be, рождённых им с Бестлой, дочерью великана Бёльторна. В "Старшей Эдде" упоминаются "сыны Бора" как устроители земли (они убили великана Имира и из его тела создали мир).

Брисингамён ("ожерелье Брисингов"), в скандинавской мифологии чудесное ожерелье, изготовленное, как и другие сокровища асов, Брисингами (карликами, цвергами); один из главных атрибутов богини Фрейи. Брисингамён называется также "поясом Брисингов", что, видимо, соответствует первоначальной функции - помощи при родах, отсюда название Фрейи дисой ванов ("Младшая Эдда"), а важнейшая функция дис с этим связана. Локи упрекает Фрейю в том, что она заплатила цвергам за Брисингамён своей любовью. По инициативе Одина Локи похищает Брисингамён, а затем возвращает на определённых условиях. За Брисингамён борются у камня Сингастейн Локи и Хеймдалль, принявшие обличье тюленей. Брисингамён упоминается и в англосаксонском эпосе о Беовульфе.

Бури (букв. "родитель"), в скандинавской мифологии предок богов, отец Бора и дед Одина. Бури возник из солёных камней, которые лизала корова Аудумла

Вали , в скандинавской мифологии сын Одина и Ринд (пасынок Фригг); ребёнок-мститель, который в возрасте одного дня отомстил Хёду за убийство Бальдра. После гибели мира и богов (см. Рагнарёк) Вали вместе с другими представителями "младшего поколения" богов будет жить в обновлённом мире.

Вальгалла - "палаты Одина, куда вступают павшие в битве герои". - Корни Иггдрасиля. М., Терра, 1997.

Валькирии - буквально "выбирающие мертвых" - в др.-герм. мифологии девы-воительницы, жрицы Одина, к-рые отбирали предназначенных к гибели воинов и на волшебных летающих конях уносили души павших в небесный чертог Одина - Вальгаллу.

Ваны (др.-исл. vanir) - в сканд. мифологии группа богов плодородия, влаги, мореплавания. К числу ванов относятся гл. обр. Ньёрд (бог моря) и его дети - Фрейр и Фрейя, наделенные магич. пророч. даром. Есть основания предполагать, что культ ванов проник в Скандинавию из Германии и первоначально встретил сопротивление местн. культа асов. Отсюда миф о войне асов с ванами, закончившейся их объединением.

Вёльва - прорицательница, колдунья, пророчица, по просьбе Одина предсказавшая Рагнарёк и множество других не менее интересных событий. "Прорицание вёльвы" - самая знаменитая из песен "Старшей Эдды". Она содержит картину истории мира от сотворения и "золотого века" до его трагического конца - так называемого "дня судьбы богов" - и второго рождения. - Старшая Эдда. М., Художественная литература, 1975.

Видар сын Одина. В прорицании вёльвы было предсказано, что он убьет волка Фенрира в день Последней Битвы.

Видур - одно из тысячи имен Одина.

Вилли и Ве - родные братья Одина, дети Бора.

Виса - своеобразное литературное произведение, этот жанр был в совершенстве освоен средневековыми скандинавами. Для вис характерен противоестественный порядок слов, сложный размер, непременное наличие аллитераций и внутренних рифм - одним словом, это так сложно, что даже самые лучшие переводы могут дать только очень слабое представление о том, что такое настоящая виса. - Макс Фрай, Мой Рагнарёк, С.-П., Азбука, 1998.

Вотан - одно из имен Одина.

Гарм -дословно: "жадный". Чудовищный пес, который согласно прорицанию вёльвы должен "сожрать солнце".

Гаут - одно из имен Одина.

Ёрмуганд - буквально "великанский посох", в скандинавской мифологии мировой змей, одно из трех чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой от Локи. Ёрмуганд живет в Мировом океане, окружающем обитаемую землю. "Когда... дознались боги у пророчицы, что ждать им от тех детей великих бед... послал богов Всеотец взять тех детей и привести к нему. И... бросил он того Змея в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост..." - Младшая Эдда. Л., Наука, 1970.

Игг - одно из имен Одина.

Иггдрасиль - в скандинавской мифологии мировое дерево, гигантский ясень. "Его ветви раскинуты над всем миром и кладут ему предел в пространстве". - Старшая Эдда. М., Художественная литература, 1975. - Однажды Один принес себя в жертву на этом дереве и провисел там девять дней, в результате чего получил доступ к некоему "тайному знанию", таким образом он открыл руны.

Кеннинг -характерная для скальдической поэзии условная поэтическая фигура, состоящая из двух и более существительных. Кеннинг служит для того, чтобы не называть вещи своими именами и в то же время как-то их обозначить. Характерные примеры: "перина дракона" - золото, "льдина ладони" - серебро, "ссора костров Одина" - битва, "утешитель ворона" - воин и т.п.

"Кровь Квасира" - так называемый "мед поэзии". Квасир - в скандинавской мифологии маленький мудрый человечек, сделанный из слюны богов. В "Младшей Эдде" говорится, что из крови Квасира, убитого карликами, был сделан "мед поэзии". - Мифы народов мира. М., Советская энциклопедия, 1991.

Лодур - одно из имен Локи.

Локи - в скандинавской мифологии бог из числа асов, то помогающий богам, то вредящий и издевающийся над ними ("Старшая Эдда", "Перебранка Локи"). Согласно "Младшей Эдде", во время последней битвы богов Локи выступит на стороне хтонических сил и примет участие в разрушении мира.

Нагльфар - корабль, который должен быть построен перед "днем судьбы богов" из ногтей мертвецов. Любопытно, что в Исландии до сих пор распространено поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, дабы их не использовали злые силы. - Старшая Эдда. М., Художественная литература, 1975.

Один - верховное божество сканд. мифологии, глава асов, супруг Фригг, отец Бальдора, Тора и мн. др. богов. Один - творец Вселенной и первых людей, бог ветра и бурь, позднее - бог войны, покровитель воинской дружины, торговли и мореплавания. Он живет во дворце Вальхалле (др.-сканд. Valholl - чертог мертвых), куда валькирии переносят души павших в бою героев и где последние продолжают прежнюю героич. жизнь. У континент. германцев Одину соответствовал Водан (Вотан).

Оскопнир - в скандинавской мифологии одна из версий названия места Последней Битвы богов (в речах Вафтрундира, например, это место называется Вигрид).

Рагнарёк - судьба (гибель) богов, апокалипсис скандинавской мифологии, в подробностях предсказанный вёльвой.

Слейпнир - в скандинавской мифологии восьминогий конь Одина. - Мифы народов мира. М., Советская энциклопедия, 1991.

Сурт - в скандинавской мифологии огненный великан. В "Прорицании вёльвы" рассказывается, что он придет с юга перед концом мира и сожжет мир (по некоторым версиям - солнце) своим огненным мечем. - Мифы народов мира. М., Советская энциклопедия, 1991; Старшая Эдда, М., Художественная литература, 1975.

Твэгги - одно из имен Одина.

Тор - в сканд. мифологии - бог грома, бури и плодородия, сын Одина и богини земли Ёрд, один из гл. асов. Изображался рыжебородым мужчиной, вооруженным громовым молотом Мьёлльнира, к-рый постоянно попадал в цель и сам собой возвращался обратно, поясом силы и железными перчатками. Тор - гл. защитник богов и людей от исполинов и чудовищ. У континент. германцев Тору соответствовал Донар, у англосаксов - Тумор (Тонар).

Турсы или Ётуны - в скандинавской мифологии великаны, они обычно враждебны и богам и людям.

Утгард - в скандинавской мифологии окраина земли, где обитают демоны и великаны. Существует множество споров по поводу личности Утгарда-Локи, таинственного правителя Утгарда: одни специалисты полагают, что он не имеет никакого отношения к Локи, поссорившемуся с асами, другие считают, что это одно и то же лицо.

Фенрир - в скандинавской мифологии чудовищный волк, одно из порождений Локи и Ангрбоды. Согласно предсказанию вёльвы, он должен был проглотить Одина в день Последней Битвы.

Фрейр - в сканд. мифологии - бог плодородия, брака, изобилия и мира из числа ванов, сын Ньёрда, брат Фрейи. После войны ванов с асами попал к асам в качестве заложника, прижился и стал одним из них. Согласно предсказанию вёльвы, он должен был погибнуть в битве с великаном Суртом. Культ Фрейра был особенно распостранен в Швеции.

Фрейя - в сканд. мифологии - богиня плодородия, любви и красоты, дочь бога моря Ньёрда, сестра Фрейра, жена покинувшего ее бога ветра Ода, к-рого она ищет по всей земле, роняя золотые слезы (хлебные зерна).

Фригг (старосканд. frigg, др.-готск. Frija - возлюбленная, госпожа) - в сканд. мифологии - супруга Одина, мать Бальдра, богиня брака, любви, семейного очага. Слияние культов асов и ванов способствовало Слиянию образов Фригг и Фрейи, на к-рую были перенесены атрибуты Фригг.

Хеймдалль - в скандинавской мифологии бог из числа асов, считается сыном Одина. Хеймдалль - страж богов, ему сопутствует эпитет "светлейший из асов". Согласно прорицанию вёльвы, в Последней Битве он должен был сразиться с Локи, согласно некоторым источникам, эти двое убивают друг друга.

Хель - в скандинавской мифологии: 1) подземный мир, царство мертвых, куда уходят души тех, кто не погиб в бою и не достоин Вальгаллы - чертогов Одина. 2) богиня-владычица подземного мира, порождение Локи и великанши Ангрбоды, олицетворение царства мертвых.
В сканд. мифологии Хель считается аналогом христианской преисподней (Стурулсон Снорри в "Младшей Эдде" говорит, что это место предназначено для "дурных людей") и противопоставляется Вальгалле - небесному чертогу для избранных. Согласно предсказанию вёльвы, в Последней Битве мертвецы из Хель выступают на стороне хтонических "злых" сил, а обитатели Вальгаллы - на стороне асов.

Хрюм - имя великана, который, согласно некоторым источникам, должен был править кораблем Нагльфаром (по другим версиям, этим кораблем должен был править сам Локи).

Хрофт - одно из имен Одина.

"Эдда" - известно два памятника исландской литературы под этим названием: "Младшая Эдда", к созданию которой приложил руку Снорри Стурулсон, и "Старшая Эдда", или "Эдда Сэмунда Мудрого", пергаменты с текстами которой нашел в 1643 году исландский епископ Бриньольв Свейнссон. Впрочем, позднее выяснилось, что Сэмунд Мудрый не имеет никакого отношения к этим пергаментам.

Эйнхерии - так называют в Вальгалле обитающих там павших в битве героев.

Ёрмунганд

Ёрмунганд ("великанский посох"), в скандинавской мифологии мировой змей, символ тьмы и разрушения, чудовище, порожденное великаншей Ангрбодой от бога Локи.

Ёрмунганд при рождении был заброшен Одином в океан, где вырос и достиг таких размеров, что смог своими гигантскими кольцами опоясать Мидгард, землю людей.

Гигантский змей, обитавший в мировом океане, был сражен богом-громовником Тором в день Рагнарёк.

Однажды змей Ёрмунганд попался на крюк Тора, который отправился на рыбалку и в качестве наживки использовал голову черного быка. Однако спутник Тора великан Хюмир, испугавшийся за свою жизнь, обрезал канатную снасть, и Ёрмунганд остался на свободе. Но в день Рагнарёк бог Тор снес уродливую голову чудовища и, успев отступить от мертвой туши всего на расстояние девяти шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти безжизненной твари.

Фенрир, в скандинавской мифологии гигантский волк. Он являлся одним из трех чудовищ, которых породила на свет в лесу Ярнвид великанша Ангрбода от Локи.

В текстах "Младшей Эдды" рассказывается о том, что некоторое время Фенрир жил у богов, но он был так велик и страшен, что только отважный Тор осмеливался подходить к нему. Пророки предупреждали небожителей, что Фенрир рожден на погибель богам, но даже просто посадить его на цепь не удавалось никому.

Первую цепь Лединг, наброшенную ему на шею, Фенрир разорвал, как тонкую нить. Вторая цепь Дроми разлетелась на мелкие части. И только третья, волшебная цепь Глейпнир, скованная по просьбе богов черными карликами-цвергами из шума кошачьих шагов, дыхания рыб, птичьей слюны, корней гор, жил медведя и бороды женщины, смогла удержать страшного зверя. Набросив на шею Фернира цепь, боги хотели доказать, что она не причинит ему никакого вреда.

Ради этого Тор положил свою правую руку в пасть Фернира. Волк откусил кисть Тору, однако боги успели приковать чудовище к скале. Пророки предсказывали богам, что перед наступлением конца света Фернир разорвет оковы, вырвется на свободу и поглотит солнечный диск, а в последней битве богов с чудовищами и великанами он проглотит Одина. Через некоторое время за отца отомстит Видар. Сын Одина разорвет ненавистному чудовищу пасть и освободит богов от ужаса, который внушал им чудовищный волк.

В скандинавской мифологии демонический волк Фернир является очень популярным персонажем. Кроме того, многие легенды посвящены и другим волкам, например спутникам Одина, Гери и Фреки. Аналогом Фернира вполне можно считать Гарма - демонического пса, сторожащего пещеру Гнипахеллир.

Альвы, в скандинавской мифологии низшие природные духи. Изначально альвы олицетворяли собой души умерших, но постепенно их роль в иерархии божественных существ претерпела изменения.

В ранней скандинаво-германской мифологии альвы - нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая как и люди, либо на Земле, либо в мире альвов (эльфов), который также описывался существующим вполне реально. Такое представление об альвах, частично сохранившись, дошло до времен средневековья, оставшись навсегда в языках, именах, культуре и генеалогии европейских стран.

В более поздних мифах альвы представлены в качестве духов земли и плодородия. Существовал особый ритуал почитания этих духов. Слово «альв» (эльф) в этот период стало обобщать по сути совсем разных существ - собственно, альвов и дварфов.

Альвы стали иметь некоторые сходные черты как с карликами-цвергами, так и с ванами. В «Старшей Эдде» есть упоминания о чудесном кузнеце Велунде, которого называли князем альвов. В «Младшей Эдде» упоминается деление на тёмных (живущих под землей) и светлых альвов (живущих в небесном чертоге). В поздних германо-скандинавских сагах о создании мира говорится, что альвы были созданы первыми асами (Одином, Вили и Ве) из червей, которые появились в мясе Имира.

Светлым альвам (эльфам) было отдано царство Альвхейм, тёмным альвам (гномам) - царство Свартальфахейм, а карликам-цвергам земля Нидавеллир.

Эльфов представляли как антропоморфных существ небольшого роста, ловких и проворных, с длинными руками и короткими ножками. Их занятия определялись прежде всего местом их обитания. Живущие в горах эльфы считались прекрасными оружейниками и кузнецами; а эльфы, селившиеся у воды, были великолепными музыкантами. Вообще, все эти существа очень любили музыку и танцы.

По преданию, эльфы представляли собой целый мифический народ, с разделением на богатых и бедных. Они могли быть добрыми и злыми. Как и люди, они были разнополые и могли рожать детей. Существуют предания о браках, заключенных между эльфами и людьми. Как всякие духи, эльфы считались наделенными немалыми сверхъестественными способностями.

Список альвов в «Младшей Эдде»

Светлые альвы (эльфы) - искусные кузнецы, волшебники и музыканты.

Вёлунд - повелитель альвов, прекрасный кузнец.

Бейла, Биггвир, Дёккалфар, Сварталфар

Темные альвы (дварфы) - также искусные кузнецы и колдуны.

Хрейдмар - колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына боги-асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые цвергом Андвари.

Сыновья Хрейдмара - Отр, Регин, Фафнир.

Гэндалф - маг и колдун.

Видфин - гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового источника мудрости Мимира.

Сыновья Видфина - Бил, Хьюки.

Брисинги

Брисинги, Бристлинги, в скандинавской мифологии таинственные владельцы чудесного золотого ожерелья Брисингамен, которое страстно желала иметь богиня плодородия Фрейя. Чтобы заполучить его, она заплатила своей любовью всем четырем карликам - Альфригу, Двалину, Берлингу и Греру, изготовившим украшение. Возмущенный этим поступком, Один упрекнул ее в унижении божественного достоинства и в наказание заставил развязать войну на земле людей, в Мидгарде. Погибших в сражениях они делили пополам. Однозначное толкование этого мифа затруднено в первую очередь неясным происхождением Брисингов. Однако более правдоподобной представляется версия, что "плата любовью" символизирует телесную сторону любви, в частности слепую страсть и похоть. Ничто, даже осуждение Одина, не могло остановить прекрасную богиню, возжелавшую получить драгоценное украшение. Брисипгамен так тесно соединилось с образом Фрейи, что когда Тор решил переодеться в ее платье, чтобы отобрать у Трюма свой молот, она одолжила ему ожерелье для пущей убедительности.

Брисингамен, изысканное ожерелье, было похоже на жидкий огонь. Богиня Фрейя, охваченная желанием получить драгоценность, заплатила за нее дорогую цену, но изящное украшение так усилило ее красоту, что она не снимала его даже ночью. Ожерелье Брисингамен в мифах тесно соединилось с образом Фрейи и являлось одним из неотъемлемых атрибутов богини. На ее прелестной шее оно выглядело символом плодов земных и небесных, сверкая подобно звездам ночного неба. Слезы самой Фрейи, а она много плакала во время поисков пропавшего мужа Одура, превращались в золото, а попадая в море, обращались в янтарь.

Валькирии

Валькирии ("выбирающие убитых"), в скандинавской мифологии воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в битвах, помощницы Одина. Первоначально валькирии были зловещими духами сражений, ангелами смерти, получавшими удовольствие от вида кровавых ран. В конном строю проносились они над полем боя, словно стервятники, и именем Одина вершили судьбы воинов. Избранных героев валькирии уносили в Вальхаллу - "чертог убитых", небесный лагерь дружинников Одина, где те совершенствовали свое военное искусство. В поздних скандинавских мифах образы валькирий романтизировались, и они превратились в дев-щитоносиц Одина, девственниц с золотыми волосами и белоснежной кожей, которые подавали избранным героям еду и напитки в пиршественном зале Вальхаллы. Они кружили над полем битвы в облике прелестных дев-лебедей или всадниц, скачущих на великолепных жемчужных конях-облаках, чьи дождевые гривы орошали землю плодородным инеем и росой.

Согласно англо-саксонским легендам, некоторые из валькирий произошли от эльфов, но большинство из них были дочерьми знатных князей, которые стали валькириями-избранницами богов еще при жизни, и могли превращаться в лебедей.

Современному человеку валькирии стали известны благодаря великому памятнику древней литературы, оставшемуся в истории под именем "Старшая Эдда". Здесь девы-воительницы имели имена, соответствующие их сущности - Гёндуль, Гунн, Рота, Скёгуль, Сигрдрива, Сигрун, Свава, Скульд и другие. Многие из них, наиболее древние, не поддаются переводу. Среди поздних наиболее известны Хлекк ("шум битвы"), Труд ("сила"), Крист ("потрясающая"), Мист ("туманная"), Хильд ("битва"). Образы исландских мифических дев-воительниц послужили основой для создания популярного германского эпоса "Песнь о Нибелунгах". В одной из частей поэмы рассказывается о наказании, которое получила валькирия Сигрдрива, осмелившаяся проявить непослушание богу Одину.

Фердинанд Лееке, 1870 Отдав победу в бою конунгу Агнару, а не мужественному Хьяльму-Гуннару, валькирия лишилась права принимать участие в битвах. По приказу Одина она погрузилась в долгий сон, по истечении которого бывшая дева-воительница стала обычной земной женщиной.

Другая валькирия, Брунгильда, после брака со смертным лишилась своей сверхчеловеческой силы, ее потомки смешались с богинями судьбы норнами, прядущими у колодца нить жизни.

Скандинавы верили в то, что, оказывая влияние на победу, девы-воительницы держали в руках судьбу человечества.

Эйнхерии

Эйнхерии, в скандинавской мифологии "доблестно павшие" воины, постоянно после своей героической смерти живущие в небесной Вальхалле и составляющие дружину бога Одина.

Унесенные с поля боя валькириями, они проводили дни в сражениях, а ночи в пирах, причем раны, полученные ими в дневном бою, к вечеру чудесным образом затягивались.