Чёрная церковь. Брашов - город-разочарование Черная церковь брашов

Оказавшись в Брашове, все туристы кроме городской ратуши спешат посетить Черную церковь, которая считается одной из наиболее крупных построек Румынии, выполненная в готическом стиле. Длина здания составляет 89 метров, высота без колокольни – 65 метров, а ширина – 38 метров.

Ранее данная достопримечательность Румынии именовалась как церковь Святой Девы Марии и жители не особо восхваляли ее, даже можно сказать, что не обращали внимание.

Все изменилось после разрушительного пожара, после которого последовали реставрационные работы, затянувшиеся на сто лет. В результате новое поколение жителей не на шутку заинтересовались постройкой, ведь она получила новый облик и новое название – Черная церковь. С южной стороны церкви располагается дубовая дверь, на которой и вырезана дата окончания реставрационных работ: «MCCCCLXXVII».

При выполнении внешней отделки использовался рыхлый песчаник, в результате чего после пожара и под воздействием времени множество элементов оформления было разрушено. Это были различные каменные узоры, арки и различные скульптуры, которые украшали многочисленные порталы.

Действующие внутренние украшения рассматриваемой достопримечательности Брашова:

  • Бюст Иоанна Крестителя – самая старая скульптура, находящаяся на хорах здания.
  • Скульптуры с изображением Святого Николая и Томаса, небесного заступника и предполагаемо основателя церкви соответственно.
  • Новые скульптуры на северной стене с ключевым изображением Иисуса во Втором Храме. Что касается направления, то наблюдается характерное влияние искусства Возрождения.
  • Герб Брашова украшен статуями Марии и Иисуса. Примечательно, что именно Марию принято считать небесным патроном рассматриваемого города.
  • Возле юго-восточного портала церкви находится частично разрушенная фреска, которая в 1477 году была закончена. Ее украшают гребни короля Матиаша и его супруги Беатрис. Рождество Христово является ключевым сюжетом рассматриваемой фрески.
  • Крупнейшая в Европе коллекция восточных ковровых покрытий, которые датируются 15-17 веком.

Действующие наружные украшения:

  • Купель, чугунный ковчег в готическом стиле, две огромных чаши 1504 года. Все выполнено в стиле ренессанса.
  • Памятник Йоханнесу Хонтерусу, немецкому мыслителю. Установлен данный атрибут к 400-летию с его дня рождения в 1898 году. Находится памятник в отдалении от церкви.
  • Колокол, который звонит сам по себе с 1590 года.

Исторический центр Брашова.

В городе Брашов, Румыния // aguzinb.livejournal.com


Автодорога из Сибиу в Брашов ничем не примечательна и безлика, просто около двух часов и вы в Брашове. По румынским меркам, да и не только, Брашов - большой город - 277 тысяч жителей.

Первое, что бросается в глаза - это грязь и неорганизованность. Огромная толпа таксистов, крича и суетясь, пытается заморочить голову приезжим, безошибочно вылавливая чужаков. Цены сверхпотолочные в наивной надежде на глупца. Прохожу несколько горланящих энтузиастов, сходу уменьшаю запрашиваемую сумму втрое и спокойно уезжаю.

Стены Старого Брашова со смотровой башней.

// aguzinb.livejournal.com


Не верьте никому, что Брашов - это румынский Зальцбург, они похожи, как жены мэров Мухосранска и Виндзора. Совершенно невзрачный, бездарно построенный новый город немым укором, преследует вас всю дорогу, вплоть до исторического центра, который как шагреневая кожа, катастрофически сжался. Неустроенность, заброшенность, неблагополучность, уныние, разруха - вот те чувства, которые спонтанно возникают и которые трудно преодолеть.

Остатки Старого города небольшие, но довольно хорошо сохранившиеся, скорей вопреки, чем согласно чьей-то доброй воле.

// aguzinb.livejournal.com


Условно с натяжкой я бы определил его кругом от Белой церкви до Примэрии по бульвару Eroilor. От этого же бульвара начинается пешеходная улица, ведущая непосредственно в сердце Старого города - Republicii. Мимо Черной церкви до церкви Святого Николая и основания горы Тымпа с голливудской надписью "Брашов".

Что бы ни говорили, и по размерам, и по состоянию он значительно меньше впечатляет, чем "old town" Сибиу или Сигишоары. Все это еще сопровождается какой-то неухоженностью, как будто городским властям нет до этого никакого дела.

// aguzinb.livejournal.com


Вдоль основания горы Тымпа сохранились остатки крепостной стены и несколько сторожевых башен, но как туристические объекты они практически не используются. Вдоль горы и на горе сохранился прекрасный лес, частично превращенный в очень красивый, но запущенный парк, требующий прочистки и ухода. Впечатляет Черная церковь - церковь Святой Марии с прекрасным органом, в которой систематически проводятся отличные концерты. Выше всяческих похвал церковь Святого Николая, красивейшая церковь из многих, что я видел.

Входные ворота, церковь Святого Николая.

// aguzinb.livejournal.com


Церковь Святого Николая (рум. Biserica Sfântul Nicolae) - румынская православная церковь в Брашове, в историческом районе Шкей.

Церковь Святого Николая в Брашове, Румыния // aguzinb.livejournal.com


В Брашове очень красивая синагога, построенная в начале 20 века.

Надо подчеркнуть, что румыны очень веротерпимы и даже в самые смутные и суровые времена Антонеску и Чаушеску не разжигали религиозных войн.

На доминирующем над Брашовом холме хорошо сохранилась старая цитадель, построенная в 16 веке. К крепости трудно добраться, но она того стоит.

Вход в цитадель.

// aguzinb.livejournal.com


// aguzinb.livejournal.com


В хорошем состоянии центральная площадь Старого города и окружающие ее здания, в здании Ратуши расположился исторический музей с интересной экспозицией. Здесь же красивейшая старинная православная церковь. Все в целом создает иллюзию действующего средневекового города. На площади и прилегающих улицах расположены многочисленные кафе и рестораны, с самыми разнообразными кухнями, на любой вкус. Цены весьма умеренные, а качество сопоставимо с любым европейским.

Много разнообразных бутиков и магазинов, а также различных сувениров.

// aguzinb.livejournal.com


Вообще в Румынии бросается в глаза полное отсутствие, извините за нетолерантность, всякого сброда, как местного, так и пришлого, столь характерного, допустим, для Франции, Италии, Испании, Англии и появившегося в Германии. Об Афинах я просто молчу - это Африка. Скажу честно, не только бомжей и алкашей не видно, даже цыгане, которых все упоминают, не выделяются чем-то особенным, нет побирушек и убогих. Не видно хулиганья и скандалистов, нет толп подростков, вид которых внушал бы опасения.

// aguzinb.livejournal.com


Румыния преображается - это очевидно, но Брашов в отличие от соседей, Сибиу и Сигишоары, показывает, сколь много зависит от граждан и тех, кто руководит гражданами. Разочарование - это то чувство, которое испытываешь, видя упущенные возможности, но надежда - неуничтожимое чувство, присущее человеку, которое не дает ему успокоится, которое заставляет его искать новые, лучшие пути к достойной жизни, опираясь на исторический опыт предков.

Старый ручей.

// aguzinb.livejournal.com


Лес у горы Темпа.

// aguzinb.livejournal.com


Древний колодец в цитадели.

// aguzinb.livejournal.com


В старом лесу.

// aguzinb.livejournal.com


Вид на Черную церковь.

Черная церковь в Брашове, Румыния // aguzinb.livejournal.com


Черная церковь.

// aguzinb.livejournal.com


Пешеходная улица Republicii в Брашове.

Улица Republicii в Брашове, Румыния // aguzinb.livejournal.com


Православная церковь на старой главной площади Брашова.

// aguzinb.livejournal.com


Синагога в Брашове.

// aguzinb.livejournal.com


В Синагоге Брашова.

// aguzinb.livejournal.com


Primaria Brasov.

// aguzinb.livejournal.com


Белая церковь.

Черная церковь – старинная лютеранская церковь Святой Марии в городе Брашове, одна из главных достопримечательностей Трансильвании и символ Брашова.

Храм начали строить, как это принято в средние века, на месте другой церкви XIII столетия. Возведение церкви Св. Марии началось в 1385 году и длилось почти сто лет – ее достраивали и перестраивали все трансильванские господари. Поскольку начинали ее строить саксонцы, жившие в Трансильвании, основной ее стиль – поздняя готика. В настоящее время Черная церковь считается самым высоким готическим храмом страны.

Когда Трансильванию присоединили к Австро-Венгрии, в 1689 году в город вторглись австрийские войска, и случился сильный пожар. Он затронул и здание храма: сгорела крыша, колокольня, пострадала знаменитая церковная библиотека. С этого времени церковь Св. Марии стала называться Черной.

При восстановительных работах церковь снаружи украсили фресками в стиле ренессанса, внутри сохранился готический стиль.

Высота здания вместе с башней составляет 65 метров. На единственной колокольной башне расположены три колокола, один из которых – самый большой в стране, весом свыше шести тонн.

Из внутреннего интерьера примечательны турецкие ковры. Большая коллекция их была пожертвована храму прихожанами из числа торговцев еще в средние века. Ковры до наших дней сохранили прежний вид и краски. Пятнадцатым веком датируется купель, также изготовленная на пожертвования, в виде чугунного ковчега в готическом стиле. Главная гордость собора – орган, установленный в 1839 году. Он создан из четырех тысяч труб, что делает его уникальным музыкальным инструментом. Орган используется не только для богослужений, летом проводятся концерты органной музыки.

Лютеранская церковь является действующей, приход составляет немецкая община города. Кроме того, церковь является музеем, в богатом внутреннем убранстве которого – скульптуры, старинные фрески и средневековая утварь.

Чёрная Церковь, в городе Брашов, это представительный образ трансильванской готики, одна из самых крупных готических церквей в Румынии.
В настоящее время Чёрная Церковь евангелический протестантский храм. Название «Черная Церковь» появляется после пожара 1689 года, когда стены почернели от дыма.
Церковь, одна из главных туристических достопримечательностей города Брашов. Открыта для посещения, летом проводятся органные концерты для местных жителей и туристов. Чёрная Церковь действующая,редко, но иногда держатся евангелические службы на немецком языке, для немногочисленной немецкой общины города Брашов.

История Чёрной Церкви

Найдены исторические документы подтверждающие что церковь начали строить в 1383 году. В 1421 году на Брашов напали турки, церковь сильно пострадала от этого нашествия. Финальные строительные работы были завершены только в 1477 году, то есть церковь строили почти 100 лет. По легенде, на протяжения этого века, каждая пара которая венчалась, была обязана после свадьбы работать некоторое время, строить церковь. И заплатить ещё и некоторую сумму денег. Вот так доставалось молодожёнам! И не надо было ломать голову куда поехать в медовый месяц, всё было уже запланировано!
До середины 16 века Черная Церковь была католической церковью, с храмом Девы Марии. Немецкие колонисты Трансильвании были католиками, но в 1542 года, под руководством просветителя Йоханнеса Хонтеруса, в городе Брашов как и по всей Трансильвании состоялась реформа. С тех пор становится евангелической лютеранской протестантской церковью.
Чёрная Церковь впечатляет своими размерами. Длина – 89 метров, ширина 37 метров, высота башни – 65 метров. По проекту должны были строить 2 башни,но из-за финансовых проблем, жители Брашова решили строить только одну, на южной стороне церкви.
В церковной башне есть 3 колокола: большой колокол 6300 кг, он же самый крупный колокол в Румынии, 1858 года. Кроме него есть колокол (1000 кг) который звонил в будние дни, 1839 года и малый колокол (250 кг) с 1790 года.
В 1506 и 1531 уже ведутся ремонтные работы так как церковь сильно пострадала от землетрясении, в 1662 году поменяли алтарь.
21 апреля 1689 года в городе Брашов вспыхнул сильный пожар. Сгорела крыша, также верхняя часть нефов, колокольня, а 5 колоколов церкви обрушились, наполовину растопленные. Сгорел орган, ценные ковры, амвон, эпитафии и знаменитая библиотека, созданная просветителем-реформатором Хонтерусом. Утверждается что церковь сожгли австрийцы, после того как жителя города Брашов отказались принимать в городе гарнизон австрийской армии, когда Трансильвания была включена в состав Австро-Венгерской Империй. Именно после этого пожара и появляется название Чёрная Церковь.
В период 1692-1772 шаг за шагом церковь восстанавливали. Поменяли крышу, амвон, своды и притвор. После пожара в церкви появляются новые элементы декораций, готика уступила барокко.
Реставрационные работы состоялись и на протяжение всего 20 века, в начале века, потом перед Второй Мировой Войной, во время социалистической Румынии и завершились в 1998 году под руководством архитектор Фабини.

Архитектура Чёрной Церкви

Чёрная Церковь это « зальная церковь», с тремя нефами и одинаковой высотой центрально нефа и боковых нефов. Отличается от церквей типа «базилики» где центральный неф выше чем боковые. Пожар 1689 года нанёс большой урон храму, после ремонта некоторые оригинальные элементы архитектуры присусвовавшие изначальна не сохранились. Хор Чёрной Церкви, в готическом стиле, подерживается снаружи с помощью 15 контрафорсов. Внешняя архитектура богата декорирована, существуют 5 порталов, один возле главного входа, самый старый и остальные 4 по сторонам, среди них и портал знаменитого венгерского короля Матеяша Корвина (Хуньяде), построенный с его финансовой помощи.
Многие мастера были родом из Германии, Словакии или из других городов Трансильвании, поэтому архитектура Чёрной Церкви, и внешняя и внутренняя, похожа на архитектуру Собора Святого Михаила в городе Клуж, собора в Себеше или церкви в Кошице.
На контрафорсах были монтированы скульптуры, сегодня копии. Лицом к Ратушной Площади Статуя Святой Марии, покровительница города Брашов.У подножия скульптуры изображён и герб города, корона, первая название города Corona, позже Кронштадт.

Интерьер Чёрной Церкви

Предполагается что декорировать интерьер церкви начали после 1400 года, Статуя Святого Иоанна Крестителя, самая древняя в церкви, именно с начала 15 века. В 1430 году были реализованы статуи Иисуса Спасителя, Девы Марии с младенцем и статуя Святого Апостола Петра.
Церковь хороша освещена, особенно хор, свет проникает через высокие и красивые витражи. На одной из стен южного бокового нефа, есть картина, живопись в масле на холсте художника Fritz Schullerus ((1866-1898) на которой изображён момент клятвы старейшин города Брашов на Книге Реформы Хонтеруса, в 1543 году, то есть принятие Реформы и лютеранства.
После реставрационных работ 18 века, интерьер частично потерял свой готический облик. Готические своды были заменены полукруглыми сводчатыми арками.
В церкви до сегодняшнего дня сохранились ценная мебель и старинные культовые предметы.
Бронзовая кристельница – дарение для церкви 1472 года, от приходского священника Johannes Reudel. Один из немногих предметов который не пострадал во время пожара 1679 года. Считается одной из выдающихся творений местных ремесленников в эпоху средневековья. Вокруг кристельницы не менее красивая орнаментированная решётка из кованого железа сделанная в 1716 году кузнецом Meensen Hannes.
Стоит обратить внимание также на настенную роспись, выполненная после 1476 года, в южном притворе. Живопись изображает Святую Марию с младенцем, между Святой Екатерины (её символы:колесо и сабля) и Святой Варварой (держит в руках башню).
В нижней части росписи герб короля Матеяша Корвина и его супруги Беатрис де Наполи-Арагон. С точки зрения искусства живопись принадлежит позднему готическому стилю, но присутствует и влияние итальянского Возрождения.
Нынешний алтарь Чёрной Церкви, в неоготическом стиле архитектуры, был построен в 1866 году.
В боковом нефе северной стены, картина маслом на холсте, Брак в Кане Галилейской (1932 года), художника из города Брашов Hans Eder.
Амвон, был построен в 1696 году. На столбе, перед амвоном можно заметить герб города Брашов – корона с корнями, а сверху над гербом Брашова, находится герб Матеяша Корвина.
Скамейки и лавки мастеров, руководителей гильдий ремесленников в боковых нефах, самые старые из них 1696 года. Роспись на дереве изображают фольклорные мотивы.Неоготические лавки из хора 1866 года, а в центральной части церкви скамейки для прихожан с мобильной спинкой были монтированы в 1937 году.
В западной части церкви, слева и справа от главного входа, есть 2 помещения где размещены надгробные плиты 16-18 веков знатных жителей города Брашов. Раньше они находились в центральной части храма, перед алтарём.
В Чёрной Церкви сейчас 2 органа.
Орган Бухольца(1839) – один из самых больших на юге-востоке Европы - знаменит красивой, особой звучностью. Орган принадлежит берлинской школы Бухольца и у него 4000 труб. Находиться напротив алтаря, на западной стороне. Орган сохранился в очень хорошем состоянии.
Орган Хесе, построен мастером Карл Хесе из Вены, в 1861 году, для жителей села Лекинца,север Трансильвании. В 1997 году был отреставрирован и с тех пор онслужит для концертов и религиозных служб в Чёрной Церкви. Оркестральные инструменты, особенно духовые могут быть акомпанированы только органом Хесе.
В Трансильвании органы Хесе встречаются ещё в Мошна, Сибиу, Биертан.
Настоящей сокровищницей считается и коллекция средневековых ковров, 15-18 веков. В музее Чёрной Церкви 156 ковров, выставлены 110 восточных ковров. Коллекция средневековых восточных ковров Черной Церкви одна из самых богатых в Европе. Предполагается что ковры являются дарованием ремесленников, купцов и жителей города Брашов для Чёрной Церкви. Разнообразие мотивов и узоров, яркие цвета ковров придают интерьеру церкви особый шарм.
Возле Чёрной Церковь находится статуя просветителя и реформатора Иоганнеса Хонтеруса. Благодаря Иоганнесу Хонтерусу в городе Брашов появляется издательство, школа, библиотека (1547 года). Статуя Хонтеруса стоит лицом к школе, в левой руке открытая книга, правой рукой показывает на школу и он как будто обращается к нам словами: учиться,учиться и ещё раз учиться! Знакомая фраза, не помню точно кто это говорил... ?

Чёрная Церковь открыта как музей. Летом в Чёрной Церкви можно присутствовать на органные концерты.

График работы:
Летнее время (1 апреля – 13 октября)
Понедельник закрыта
Вторник – суббота 10-19
Воскресенье 12-19

Зимнее время (14 октября – 31 марта)
Понедельник закрыта
Вторник – суббота 10-15
Воскресенье 12-15

Чёрная Церковь закрыта от туристического посещения в следующие евангелические праздничные дни 2013 года: 1, 2, 6 января, 24 марта, 28 марта, 29 марта, 31 марта Пасхальное Воскресенье, 9 мая, 19 мая, 31 октября, 24, 25, 26, 31 декабря
Также 19,20 марта и 5,6 ноября 2013 года церковь не будет посещаться туристами.
Чёрная Церковь закрыта во время религиозных служб, венчаний, крестин, праздничных церемонии.
Чёрная Церковь открыта в праздничные православные дни и другие нерабочие праздничные дни если это не понедельник:5 мая, 1 мая, 25 июня, 15 августа, 1 декабря

Чёрная Церковь - органные концерты:
Июнь, сентябрь – вторник 18-18.30
Июль, август вторник, четверг, суббота, 18 – 18.30

Входные билеты:
Взрослые 6 лей
Студенты 3 лея
Дети 2 лея

Как добраться до Чёрной Церкви:
От жд вокзала автобус номер 51, станция Чёрная Церковь
Примечание: возле Чёрной Церкви нет стоянки для машин но можно воспользоваться частной авто стоянки на улице Baritiu, 50 метров выше от церкви, с левой стороны, или ещё 100 метров выше городские стоянки с автоматом для оплаты стоянки.

Гид по Румынии Эдуард

(рассказ)

Россия, - любила повторять бабка Арина, - держится на трёх китах: Боге, Сталине и железных дорогах. Как сталинскую зону закрыли, так и ветку железнодорожную, что к зоне вела, бросили. А как дороги не стало, так и часть России, что от неё кормилась, померла.

В словах старухи была доля истины. Этот суровый таёжный край колонизировался в буквальном смысле: где появится колония строгого режима, туда и змеятся рельсы, там и цивилизация. Вглубь болот прокладывали путь зеки-первопроходцы, а по сторонам дороги возникали посёлки и целые города.

В тридцать четвертом от железной дороги Архангельск-Москва отпочковалась ведомственная ветка, не обозначенная ни на одной схеме. Вела она далеко на Юг, в закрытую тогда зону и заканчивалась станцией 33 - в народе прозванной Трёшки. На Трёшках находился исправительно-трудовой лагерь, в котором бабка Арина во времена молодости была поварихой. Обслуживающий персонал лагеря проживал в рабочем посёлке Ленинск, но Арина поселилась южнее, в рыбацкой деревушке у полноводной реки Мокрова. Там живёт она по сей день с мужем Борисом, хотя и река уже не та, и лагеря больше нет. После того, как Трёшки закрыли, лагерный район опустел. Ветку за ненадобностью частично демонтировали, Ленинск, как и десятки других поселений, обезлюдел. Сегодня в рыбацкой деревне живут три человека: Арина с мужем да старичок Кузьмич, их единственный сосед.

Тайга жадно пожирает брошенный кусок цивилизации. Зарастает мхом да кустарником дорога. Долгие зимы рушат пустые домики в посёлке. Трёшки ушли в лес, загородились стыдливо сосняком и лиственницей. Воплощенный в бесчисленных колониях Сталин канул в вечность, унеся за собой безымянные железнодорожные полосы.

Вся надежда, что Бог удержит нашу Россию, - шепчет Арина, под Россией подразумевая себя, деда Бориса и Кузьмича, забытых на околице Родины стариков.

А Мокрова бежит серебряным шнурком, впадая где-то в Северную Двину, и никуда не впадающие рельсы проглядывают под зеленью.

Бог, говоришь, - качает головой Борис, показывая жене очередной улов.

Раньше в Мокрове рыбы водилось видимо-невидимо, и Борис тянул полные сети своими сильными загорелыми руками, а Арина любовалась, какой он у неё крепкий и красивый. Силы и в восемьдесят не покинули Бориса: мышцы молодецки выступали под дубленой кожей, когда он доставал улов. Но рыбы с тех пор в Мокрове поубавилось. А в последнее время попадались какие-то калеки: то карася достанет слепого от рождения, то корюшку с костяными наростами на голове.

Гляди, - показывает Борис и вовсе странный экземпляр, вроде краснопёрка, но прозрачная вся, кости видно сквозь желейные бока и глазных впадин не предусмотрено никаких. - Мутант, едрить его!

Арина ругает мужа за такие слова:

Нечисть к ночи не поминай! А рыбу сожги, крестясь.

Борис подшучивает над недалёкой старухой, но улов бросает в костёр и крестится исподтишка.

А за Мокровой поднимается синим пламенем лес, и где-то в его недрах, в ядовитом болотном тумане стоит Чёрная Церковь.

Что вы знаете про Чёрную Церковь? - спрашивают стариков гости из Архангельска, принимая у Арины тарелки с ухой. Уху она делает их консервов, не доверяет больше реке.

В двухтысячных они сюда зачастили - субтильные городские юноши и девушки с огромными рюкзаками и огромными фотоаппаратами. На арендованных «нивах» они приезжают в тайгу, чтобы запечатлеть брошенные города. Сталкерами себя кличут, да знают ли что про жизнь в мёртвой таёжной зоне?

Их маршрут обычно пролегает через Ленинск в Трёшки. Там и правда есть на что посмотреть. Арина, когда поясница не хватает, ходит на место бывшей работы ежевику собирать. В лагере всё осталось как раньше: покидали его в спешке, никому из расформированного конвоя не хотелось задерживаться здесь. Бараки гниют, нары в них гниют, потерявшие ценность бумаги гниют, учебки и медсанчасти гниют. Скоро-скоро Трёшки станут перегноем, рухнут, как рухнула старая караульная вышка, и ничего не останется, лишь тайга.

Щёлкайте фотоаппаратами, пока можете, бледные городские дети.

Сегодня на ужин их трое пришло: два мальчика и девочка, красивая, как актриса из кино забытого. Туристы всегда заходят в посёлок, поглядеть, что это за рыбаки живут на окраине мира, почему не уехали вместе с остальными. Удивляются, узнав, что на всю деревушку три старика осталось. Арина с Борисом их радушно принимают, и Кузьмич в гости приходит. Он хоть маленько из ума выжил, но молодежь любит.

Дети показывают трофеи: пожелтевшие розыскные карточки, подобранные в Ленинске, фотографии Трёшки (на одной видна столовая, где работала Арина). Стариков больше интересует жизнь в Архангельске. Путин, Медведев. А Ельцин умер уже. Если даже Ельцин умер, что останется завтра, кроме тайги и болот?

Борис родился в Южанске, самом крупном населённом пункте на пути безымянной ветки. Сейчас там проживают человек триста, но всего десять лет назад это был обычный провинциальный город с достаточно развитой инфраструктурой. В 96-ом там даже газету выпускали - «НЛО» называлась. На всё СНГ выходила. Знаете, какие темы тогда в моде были: снежные люди, пришельцы, ерунда всякая. Народ в перестройку Солжиницинами накушался, хотелось фантастики лёгкой. Вот «НЛО» и удовлетворяло запросы. Статьи там печатались одна другой глупее, но попадались и исключения. Именно в «НЛО» опубликовали забытую историю о Чёрной (или по-другому, Болотной) Церкви, и именно оттуда о ней знали гости Бориса.

Но он-то жёлтую прессу не читал, он про Церковь и её Архитектора с детства слышал. В Южанске про неё тогда все слышали.

Не слышал я ни про какую Чёрную Церковь, - качает головой Борис, а сам на Кузьмича смотрит, глазами показывает, чтоб он молчал. Кузьмич дурной, но понимает, что детям про такое говорить нельзя, и только сопит расстроенно. Про Путина хочет разговаривать, про перспективы их края: а вдруг Путин заново лагеря построит, и жизнь наладится, и, как раньше, по брошенной дороге поезда поедут. Кузьмич бы им руками махал и дудел бы, как паровозный гудок…

Но, как же, - настаивает красивая девочка - Лиза её зовут. - Мы давно этой темой интересуемся, в Южанске были. Вот, посмотрите.

И она протягивает старику ксерокопию документа, написанного от руки красивым почерком с ятями и упразднённым «і». Документ обозначен, как доклад, и датирован 1866 годом.

«Судом рассматривалось дело крестьянина Григория Петровича Своржа, 1831 года рождения, русского, крещённого, проживающего в городе Южанске, Архангельской губернии. Указанный крестьянин был взят под стражу по подозрению в убийстве настоятеля Михайловского храма города Южанска, отца Иннокентия, в миру - Саввы Мироновича Павлицкого, убитого зверским способом в ночь на 1 мая текущего года на пороге храма. В ходе расследования подозреваемый признал свою вину и рассказал, что убил отца Иннокентия топором с целью завладения церковным имуществом. Жандармам, указавшим на отсутствия грабежа в составе преступления, пояснил, что не взял из храма ничего, ввиду сильного испуга от содеянного. Учитывая чистосердечное признание подсудимого, суд постановил заковать его в кандалы и ближайшим временем отправить на каторжные работы в Сибирь пожизненно».

Ниже: дата, подпись судебного пристава (инициалы неразборчивы).

Арина читает доклад вместе с мужем, заглядывая ему через плечо. Мурашки бегут по коже. Оба вспоминают далёкий семьдесят девятый год и белозубую улыбку Павлика.

Павлик - Паша Овсянников - был им как сын, хотя знакомы они были меньше года. Его, старшего лейтенанта, перевели в Трёшки из Архангельска за диссидентские разговорчики. Тридцатилетний красавец, обладавший недюжим интеллектом и собственным взглядом на мир, возглавил лагерный конвой. Вот уж не думал Борис, что сойдётся с вертухаем, а с Пашей сдружился сразу же и накрепко. От ужасов лагерной жизни сбегал лейтенант на выходные к Мокрове удить рыбу. Так они познакомились, так Паша стал добрым гостем в их доме.