Что такое валидатор в автобусе. В автобусах меняют валидаторы, чтобы смартфоны оплачивали проезд без сбоев

valid - действительный, имеющий силу, правомерный) - электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки информации документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков) записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля за правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства, или сотрудника в офис. Часто совмещён c турникетом .

Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно недорогая цена обслуживания устройства.

Московский наземный транспорт

Первые турникеты с валидаторами в наземном общественном транспорте Москвы в рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) появились в 2001 году в Зеленоградском административном округе на автобусном маршруте № 16 . К середине 2002 года система была распространена на все зеленоградские автобусные маршруты (муниципального подчинения), а с сентября 2007 года и на весь наземный городской общественный транспорт муниципального подчинения.

Санкт-Петербург

Ручной валидатор ПК-001

С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов - валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.

К 2011 году большая часть городских автобусов была переведена на новую систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Данная система предусматривает наличие стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 8 штук), которые позволяют пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета).

В состав СЭКОП входят валидаторы двух типов простые и информационные. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:

  • Валидатор готов к считыванию электронного проездного билета.
  • Проезд оплачен.
  • Проезд не оплачен (например истек срок действия).
  • Электронный проездной билет приложен повторно (проезд на данном маршруте уже оплачен).
  • Валидатор заблокирован контролёром на время проверки оплаты проезда.

Индикация работы валидатора

Информационные валидаторы имеют ЖК дисплей, который, помимо индикации событий аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации, необходимо сначала оплатить проезд, затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе ЭПБ.

Другие города

В Красноярске с помощью пластиковой электронный карты льготные группы населения могут расплатиться за проезд в городском общественном транспорте с начала 2008 года, все остальные граждане - с ноября 2010 года . Кондукторы всех автобусов, троллейбусов, трамваев имеют переносные ридеры (валидаторы). Пополнить карты можно через многофункциональные платёжные терминалы, а также в городских отделениях почтовой связи.

В Кемерово оплатить проезд подобным образом можно с января 2010 года. Система введена во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города. При оплате при помощи транспортной карты возможна экономия до 1 руб на одну поездку.

В городе Алма-Ата (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространение, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.

В Екатеринбурге с конца 2009 года введена транспортная карта "Е-карта". Система введена во всех троллейбусах, трамваях и автобусах города. Валидаторы находятся у кондукторов либо установлены на вертикальном поручне на задней площадке. Также валидаторами оснащены и некоторые из маршрутных такси. Возможна оплата проезда и обычным способом. с 2012г. оператор МегаФон запустил услугу по оплате проезда с мобильного телефона в городском транспорте Екатеринбурга. Правда, сначала такой сервис был реализован лишь в Екатеринбургском метро, но теперь такая возможность появилась и в наземном транспорте. Благодаря новой услуге МегаФона, оплачивать проезд с мобильного телефона можно во всех видах наземного общественного транспорта Екатеринбурга, на ряде коммерческих маршрутов, а также на всех станциях Екатеринбургского метрополитена - везде, где принимается "Е-карта".

В Ярославле с 2010 года во всех видах общественного транспорта введена система оплаты при помощи пополняемого электронного проездного(оплата производится на месяц вперёд). Валидаторы предоставлены кондукторам и водителям. Также осталась возможность приобретения обычных билетов разовой поездки.

Доброго времени суток. В этой статье мы рассмотрим работу системы безналичной оплаты проезда общественного транспорта от Сбербанка. Проверяем всё на Иркутском транспорте.

Если вы не читали первую статью, то рекомендую сначала ознакомится с ней . Суббота 15 апреля стала для меня волшебной. Именно в этот день я заметил в 67 автобусе рабочий терминал. Меня это обрадовало. Может быть конечно оплату запустили и раньше, потому что последний раз на «продвинутом» транспорте я ехал в среду.

И вот настал момент истины. Я достаю свою бесконтактную банковскую карту, прохожу к передней двери и спрашиваю у водителя: «Картой можно заплатить?». На что я получаю ответ: «Да. У Вас карта с WI-FI?». Немного неожиданно. Как я уже говорил в предыдущей статье, у многих людей значок бесконтактной оплаты ассоциируется с WI-FI. Можно конечно было сказать: «С WI-FI карты у меня нет, но есть бесконтактная». Но я, не став посвящать водителя в технические подробности, банально ответил: «Да».

Терминал



Водитель повернул ко мне терминал, нажал зелёную кнопку, я приложил карту. Ни прошло и секунды, как полез чек. Я попытался взять чек. Но аппарат его не обрезал. Поэтому промоталось довольно-таки много бумаги, на что я от водителя получил порцию матов и он сам оторвал чек.

Чек



Разница по времени прихода E-Mail и времени печати чека составила минута. Я подумал, что скорее всего просто почтовый сервер припозднился, и операции проходят Online. Но не будем спешить с выводами.

Вечером мне попался заветный второй трамвай, на дверях которого были всем известные нам стикеры. Интересно то, что в Трамваях и Троллейбусах висят другие постеры, нежели в автобусах. Так же указана цена при оплате картой, которая от оплаты наличными не отличается.

Оформление трамвая







Кондуктор в трамвае ходит с двумя аппаратами: с терминалом и с аппаратом, для печати обычных билетиков. Показав кондуктору карту, она обрадовавшись нажала на зелёную кнопку, я и приложил карту. Всё прошло так же быстро. В этот раз чек отрывала кондуктор, но марка терминала была такая же, и скорее всего, он тоже бумагу не режет. Получил я свой билет с фразой «Вот, видите как быстро». Улыбнуло. И вправду, заплатить картой гораздо быстрее, чем мучиться с мелочью.

Чеки





Так же можно заметить, что чеки отличаются от «магазинских». В этих чеках указан вид транспорта и его маршрут. Но вместо логотипа Сбербанка, здесь красуется надпись «Билет».

Проверив E-Mail, я заметил, что письмо пришло уже на 4 минуты позже. Это уже никак не задержка. Это действительно подтверждает, что операции проходят в Offline. Так же, если войти в личный кабинет на сайте Сбербанка, то можно увидеть, что там записано не время платежа, а время, когда он прилетел в банк.


К сожалению Сбербанк не пишет в личном кабинете вид транспорта. Но зато он отображается в Яндекс.Деньгах. При этом у трамвая и автобуса разные MCC. У трамвая: 4111 Commuter Transport, Ferries [Транспортировка – пригородные и локальные сезонные транспортные средства, включая электрички]. А у автобуса уже такой: 4131 Bus Lines [Автобусные линии]. Ну понятно, трамвай больше похож на электричку. Хотя скорее всего терминалы просто настраивали разные организации, отвечающие за электро и автотранспорт в Иркутске.

Есть конечно и вещи, которые желательно исправить:

  • Сделать так, чтобы в автобусах терминалы висели поближе к пассажиру, а не в кабине водителя.
  • Желательно конечно, чтобы терминал был всё время повёрнут экраном к пассажиру, а не к водителю. Отвёрнутый терминал ассоциируется с тем, что он не работает.
  • Сделать автоматическую резку чека, отрывать чек каждому пассажиру не очень удобно.
  • Для транспорта с кондукторами терминал желательно конечно уменьшить в толщине (есть мобильные версии и потоньше). Так же желательно совместить в одно устройстве терминал и аппарат, для печати обычных билетов.
  • Сделать зелёную копку побольше, а не забивать её в углу под чехлом. Иначе можно промахнуться, и сбить настройки в терминале.

В принципе на этом всё. Осталось только ждать массового запуска этого проекта.

В некоторых московских автобусах сняли валидаторы в начале и в конце салона. На это обратили внимание в соцсетях, убедились в этом и журналисты The Village.

В итоге оплатить проезд можно только около центральных дверей, к которым не всегда получается пробраться из-за большого числа пассажиров. В Мосгортрансе нам ответили, почему отключили считывающие устройства.

Мосгортранс

«Мы увеличиваем число валидаторов, принимающих оплату банковскими картами и смартфонами с функцией бесконтактных платежей - обновляем программное обеспечение на новых устройствах, заменяем валидаторы старого образца».

По утверждению ведомства, валидатор может отсутствовать только у одной из дверей - и менее чем в 5 % всех городских автобусов. На деле же из трех валидаторов чаще всего оставляют только один, в центре.

После обслуживания считывающие устройства вернут на место. В Мосгортрансе обещают, что валидаторы будут работать у всех дверей в автобусах уже в начале 2020 года. Оплатить проезд теперь можно будет не только проездным, но также картой или смартфоном. Эта функция есть и сейчас, но работает с перебоями.

Для того чтобы провести оптимизацию, в московских общественных автобусах будут принимать платежные карты. 1 сентября 2018 года запланирована процедура снятия турникетов. В том случае, если общественный транспорт будет обладать данным оборудованием, граждане смогут оплатить проезд, воспользовавшись собственной банковской картой.

Безопасные валидаторы в автобусах – что это такое?

Граждане Российской Федерации, которые передвигаются по территории Москвы, должны знать о том, что уже с 1 сентября во всём транспорте, который является наземным, будут демонтированы специальные турникеты. Для оптимизации процедуры оплаты проезда будут установлены 6 000 специальных валидаторов. Чтобы она проходила безопасно, устаревшие устройства для оплаты проезда будут заменены на новые.

Валидаторы, которые приобретены московскими властями, позволяют считывать необходимую информацию не только с билетов и социальных карт, но и с карт, позволяющих использовать систему платежей, не нуждающихся в контакте – PayPass, PayWave.

Также для оплаты проезда в наземном транспорте можно использовать телефоны, которые работают с приложениями Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay и так далее. Чтобы определить, существует ли у пользователя возможность оплаты проезда при помощи валидатора, на устройствах появляется специальная символика. Контролеры могут проверить факт осуществления оплаты проезда, гаджет подносится к устройству ответственного лица.

Цены на билет при использовании валидатора

В случае если жители и гости столицы Российской Федерации будут использовать валидатор для оплаты проезда в общественном транспорте, стоимость билета составит всего 40 рублей. Во время приобретения стандартного билета стоимость одной поездки значительно увеличивается (на 15 рублей). Валидаторы внедряются в общую систему общественного транспорта для того, чтобы значительно сэкономить время посадки в автобусы и троллейбусы.

В том случае, если в наземном транспорте демонтируют турникет, на 30 секунд сокращается время посадки. Возможно, эта цифра кажется не столь значительной, но в целом время поездки сокращается на 20 процентов. Впервые валидаторы начали устанавливать в наземном транспорте в 2017 году в летний период. Для того чтобы отметить эффективность этой системы, специалистам предоставили достаточно времени. Валидаторы установили на 47 автобусных маршрутах, которые пролегали по всей территории столицы Российской Федерации (ближе к спортивным объектам).

Большинство пассажиров наземного общественного транспорта уже смирились с двойным контролем: сперва ты прикладываешь «Подорожник» к валидатору, затем - к считывающему устройству в руках недоверчивого кондуктора, который приговаривает, как мантру: «Поездки повторно не снимаются!» Но зачем вообще нужны кондукторы, если большинство автобусов, троллейбусов и трамваев оборудованы валидаторами? Мы адресовали этот вопрос в Комитет по транспорту и эксперту движения «Город и транспорт».

Тамара
Смирнова

пресс-секретарь Комитета по транспорту

Кондукторы сейчас дублируют валидаторы, потому что кто-то должен собирать разовую выручку, то есть выручку от продажи разовых билетов. Есть Постановление Правительства РФ № 112, которое предусматривает наличие разового проездного билета, и город ему следует.

До 2017 года Комитет планирует постепенно перейти к электронной системе оплаты проезда, более цивилизованной и современной. Комитет рассматривает различные способы оплаты проезда без использования труда кондукторов: автоматы по продаже билетов, турникеты, павильоны на остановочных пунктах, оплата через интернет, через банковскую карту, даже при помощи мобильного телефона - вариантов много.

Сейчас в городе работают 1 900 кондукторов ГУП «Пассажиравтотранс» (автобусы), 2 488 - «Горэлектротранса» (троллейбусы и трамваи), ещё сколько-то у негосударственных перевозчиков. Всего в городе порядка 4 500 человек. Валидаторами оборудован весь подвижной состав ГЭТа и ПАТа.

Расходы на оплату работы кондукторов сейчас составляют порядка 1 миллиарда 700 миллионов рублей в год, расходы на наземный транспорт в целом равны 15,6 миллиарда рублей. Соответственно, на кондукторов уходит почти 11 % от всех затрат. Бескондукторная система оплаты проезда позволит тратить всего 700 тысяч рублей в год на проверяющий персонал.

Владимир
Валдин

эксперт движения «Город и транспорт»

Кондуктор сегодня - это фактически государственный чиновник. А любому чиновнику вы платите из своего кармана и, очевидно, хотите знать, за что. Так вот, подумайте, нужен ли вам этот человек на борту автобуса? Готовы вы ли за это платить? Кондукторная система сбора выручки - это каменный век, от неё надо было давно отказаться. Следует копировать то, как это работает в цивилизованных странах: за редкими исключениями там нет кондукторного сбора выручки. Кондукторов могут себе позволить содержать богатые и махрово-социалистические страны типа Швеции. Иногда за рубежом проездную плату принимают и водители, но это скорее дополнительная услуга перевозчика пассажиру, и услуга недешёвая. Например, в Праге вы никогда не купите билет у водителя трамвая - но сможете купить у водителя автобуса, причём стоить это будет значительно дороже, чем если приобретать в киоске. И это нормально: не работа водителя - продавать билеты.

Почему мы не можем отказаться от кондукторов в Петербурге? Мы загнали себя в тупик законодательством: абсолютно на всё требуются инструкции, и здравый смысл просто отменён - этакая хроническая итальянская забастовка в национальном масштабе. Сейчас Постановление Правительства РФ № 112 не позволяет даже при наличии системы валидаторов отказаться от кондукторов и заняться более пристальным контролем оплаты проезда - организовать бригады контролёров, в том числе при участии полиции. Закон нужно менять в соответствии со здравым смыслом.

Есть также проблема в том, что только сотрудник полиции имеет право предпринимать какие-то действия по отношению к зайцу. У нас смешной штраф за безбилетный проезд - 500 рублей. На самом деле штраф должен быть равен стоимости месячного билета. А потом представьте себе: что тётенька-кондуктор может предпринять против зайца? Да ничего, если заходит здоровенный пьяный амбал, который просто отказывается платить. При той обстановке, которая у нас сейчас существует в обществе, пассажирам этот амбал будет безразличен или они начнут его защищать.

Если мы хотим всё делать по инструкции и на каждый чих ждём очередной государев закон, то так и будем ездить с кондукторами и валидаторами одновременно. Но самое печальное, что мы все за это платим посредством налогов. В итоге наши налоги уходят на содержание не транспорта, а армии людей, которые не создают ни товаров, ни действительно нужных услуг.

Иллюстрация : Настя Яровая