Да винчи лувр. Леонардо да Винчи: картины итальянского гения в Лувре

Итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи оставил после себя столько тайн и загадок, что на их изучение понадобится еще не одно столетие. На этот раз сюрприз исследователям творчества знаменитого живописца преподнесла его картина «Иоанн Креститель».

Другой Иоанн Надо сказать, что полотно само по себе необычно как в манере исполнения, так и по сюжету. Во-первых, большинство портретов, созданных художником, за редким исключением, имеют в качестве фона пейзаж («Джоконда», «Мадонна с гвоздикой»). Фон картины «Иоанн Креститель» - глубокий черный.

Более того, ни один подробнейший анализ картины с помощью самых современных приборов не помог исследователям обнаружить следы мазков кисти - даже на микроуровне поверхность картины абсолютно гладкая.

Теперь что касается сюжета. Большинство художников, изображавших Иоанна Крестителя, видели его (особенно в иконописи) суровым, изможденным мужчиной, в чьих глазах, казалось, сосредоточена вся боль мира и страдания за род людской. И только лишь у да Винчи Иоанн - это холеный откормленный юноша с двусмысленной ухмылкой, и в глазах его читаются не страдания, а откровенный порок.

А о том, что перед нами именно Иоанн Креститель, а не молодой кутила и распутник, говорит только небольшой крест в его левой руке. Кстати, натурщиком художнику послужил его любимый ученик Салаи, который, по одной из версий, служил моделью и для «Моны Лизы».

Если взять зеркало

Но последние, более тщательные исследования картины показали, что, кроме Иоанна Крестителя, художник создал на полотне портрет еще одного странного, непонятного и, скорее всего, неизвестного его современникам существа. Но зато существо это хорошо знакомо благодаря творчеству фантастов жителям XXI века.

Судите сами: огромные глаза, сужающийся к подбородку череп, мощный лоб, узкая щель рта и отсутствие носа. Правильно! Перед нами - канонический, если можно так сказать, портрет инопланетянина. Точнее, половина портрета. Но целое изображение гостя из космоса можно получить, если поднести к картине зеркало.

Подобный прием часто использовался художниками, скрывающими в своих картинах зашифрованную символику.

Правда, чтобы обнаружить инопланетянина, одного зеркала мало. Его портрет так тщательно замаскирован, что увидеть его можно только с помощью компьютерной обработки изображения путем равномерного осветления фона.

Если немного "дорисовать" изображение лица, то перед нам окажется почти типичный "серый", только с рогами на голове

Зачем знаменитому живописцу понадобилось прятать в своей картине внеземную форму жизни? Во-первых, Леонардо да Винчи был большим любителем подобных тайных символов, неоднократно использовал их в своих произведениях. А так как далеко не все эти символы поощрялись церковью, их приходилось тщательно прятать.

Но почему портрет инопланетянина так похож на растиражированный современным кинематографом образ, почему именно его художник замаскировал в своем полотне и, самое главное, откуда вообще в XVI веке живописцу могла прийти мысль о существовании внеземной формы жизни - на эти вопросы пока нет ответа.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи поражает своим гением все человечество даже спустя почти пять столетий с момента своей смерти. Изобретения и произведения искусства великого итальянца до сих пор являются предметами изучений ведущих историков мира. Не оставляет их в покое также знаменитое полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, которое признано последней большой работой гения.

Рождение гения

Леонардо да Винчи был незаконно рожден в итальянской деревушке Винчи. Его статус при рождении закрыл путь к качественному образованию и престижной профессии, ведь Леонардо родился в незаконном союзе крестьянки и нотариуса. Однако сам будущий гений лишь подпитывался запретами, и, таким образом, его амбиции и страсть к любимому делу лишь росли.

Образование

В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Мастерство и техника юного ученика были настолько прогрессивными, что иногда учитель даже пугался. Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии - Милан. В этом городе для да Винчи начинается совсем новая жизнь сразу после того, как он начинает работать военным инженером у самого миланского герцога Сфорца. На протяжении 17 лет работы в Милане великий Леонардо изобретал, рисовал, постигал науку, а также генерировал бесконечный поток самых смелых и инновационных идей своего времени. Без сомнений, эти годы, проведенные за работой для Сфорца, были самыми продуктивными в карьере великого творца. Однако в 1499 году, когда да Винчи было 47 лет, французские войска захватили Милан и изгнали герцога Сфорца из города. С тех пор и до самой смерти Леонардо путешествовал по Италии, посещая Венецию и Рим, занимаясь проектами самого разного рода. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.

Наследие и конец жизни

Как художник Леонардо знаменит бесчисленным множеством картин и фресок, главные из которых - “Мона Лиза” и “Тайная вечеря”. В роли анатомиста да Винчи произвел собственноручно около 30 вскрытий и каждое из них подробно задокументировал в виде подробных рисунков и чертежей.

Предвидя сотни важных изобретений, создав собственными руками легендарные произведения искусства и активно занимаясь такими различными сферами, как астрономия и архитектура, Леонардо да Винчи умирает в 1519 году в возрасте 67 лет.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи

Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника? Это “Иоанн Креститель”. Леонардо да Винчи закончил написание последнего шедевра своей коллекции в 1517 году, ровно 500 лет назад. Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. В ноябре 2016 года мастера закончили последнюю реставрацию полотна и вернули его обратно в парижский музей “Лувр”. Интересный факт: реставрация проходила под четким руководством профессионалов, до этого работавших с картинами именитых художников, одним из которых был Рембрандт. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. Кроме того, благодаря стараниям мастеров полотно стало более ярким и потускневшие детали тела, головы и окружения Иоанна теперь проглядываются лучше.

Леонардо да Винчи, “Иоанн Креститель”: описание картины

Ближайший предтеча Иисуса Христа - Иоанн - всегда изображался худощавым и пылким, живущим в пустыне и питающимся саранчой и медом. Поэтому картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, на которой главный персонаж изображен почти как гермафродит с мужскими и женскими чертами одновременно, подверглась строгой критике и осуждению. Кроме того, полотно довольно надолго было забыто и не было выставлено на всеобщее обозрение.

На картине изображен Иоанн с согнутой в локте женственной рукой и вытянутым указательным пальцем, направленным к небесам. Конечно же, не обошлось и без загадочной улыбки, напоминающей знаменитую “Мону Лизу”. Лицо Иоанна, некоторыми чертами похожее на фавна, обрамлено каскадом густых кудрей. Палец, направленный вверх, довольно часто появляется в работах да Винчи, означает пришествие Иисуса Христа.

“Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. В записях художника можно найти упоминания того, что он абсолютно осознанно изображает фигуру героя на темном фоне. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Однако, изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние.

Полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, описание которого просто невозможно без упоминания преследующей красоты Иоанна, излучает двусмысленность сексуальной идентичности главного персонажа. Таинственный жест кисти с направленным вверх пальцем несет в себе не только религиозный смысл, скорее всего, в нем зашифровано эзотерическое значение. Такой вывод возможен, потому как ни одно произведение да Винчи нельзя трактовать однозначно.

Загадка “Иоанна”

Самым главным вопросом, интересующим историков, является неясность того, кто же на самом деле изображен на картине “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи. Загадки и тайны, окутывающие творчество гения, ввели историков и ученых в заблуждение потому, что невозможно дать однозначный ответ касаемо половой принадлежности главного персонажа картины. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи - Салаи. Однако сомнения насчет пола персонажа картин гения берут свое начало еще от “Моны Лизы”, потому как итальянские ученые, исследуя знаменитое полотно, нашли под глазами Джоконды буквы L и S (Леонардо и Салаи, соответственно). Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой “Моны Лизы”), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая.

Однозначного ответа на все вопросы, касающиеся творчества великого художника, скорее всего, получить уже невозможно по причине прошествия столь долгого времени. Зато никакие загадки и тайны не мешают и по сей день наслаждаться столь богатым наследием итальянского гения.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в “Лувре” и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.

Личность Леонардо да Винчи оказала неоценимую услугу для развития духовного аспекта эпохи Возрождения в Италии, раздираемой, как внутренними противоречиями, так и внешними феодальными войнами. Ведь его творческое наследие до сих пор поражает воображение даже искушенного современного человека.

Одухотворенная атмосфера той эпохи в полной мере отражается одновременно веселым и жизнерадостным нравом Рафаэля, всегда окруженного компанией друзей, и задумчивым и мрачным характером Микеланджело, который совместно с Леонардо да Винчи получает выгодный заказ на роспись христианского собора во Флоренции. А руководство этого грандиозного проекта поручается молодому и амбициозному чиновнику Никколо Макиавелли.

И именно этот широкий диапазон духовной реализации стоит во главе угла того времени, когда идеализация античности становится той математически выверенной моделью архитектуры и искусства. Причем греко-римское наследие в полной мере дополняется уместной творческой переработкой, которая смогла привнести в культурное наследие своей эпохи характерную уникальность и своеобразие.

Творческое наследие Леонардо да Винчи

Сегодня достоверно известно, что гений Леонардо да Винчи сумел распространиться почти на все области живописи и инженерии. В связи с тем, что в качестве художника он был в свое время значительно менее востребован, то этому талантливому человеку пришлось позиционировать себя в первую очередь именно как инженера, создающего новые образцы вооружений, или, например, как кулинара, который смог изобрести достаточное количество новых и изысканных блюд.

Известно, что в Милане он отвечал за стол самого герцога, в связи с чем ему приходилось распоряжаться не только всем комплексом мероприятий по сервировке различных торжественных застолий, но и заниматься вопросами, связанными с приготовлением всего ассортимента меню. А среди наиболее известных его достижений в области инженерных конструкций следует выделить многочисленные качественные чертежи аэропланов, по которым и сегодня можно изготовить вполне актуальную воздухоплавательную технику.

Этот гениальный изобретатель считал, что человек создан для воздушных полетов. Так, в перечне его тематических творений имеется парашют, телескоп с двумя линзами, облегченный вариант мобильных мостков и многое другое. Особенных слов благодарности заслужили его изыскания в области анатомии, ведь он в данном направлении науки обогнал свое время, как минимум, на три столетия.

Последние годы своей жизни Леонардо да Винчи провел во Франции, где активно занимался организацией придворных торжеств, руководил проектом по изменению русел двух рек, создавал план канала между ними, а также планировал строительство нового королевского дворца. Поистине, гений этого человека был неисчерпаем. Возможно, он может возглавить список гениальных людей планеты всех времен и народов.

Оценка специалистов-искусствоведов

Картина «Иоанн Креститель», принадлежащая кисти итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, написана маслом. Она относится к более позднему периоду творчества мастера живописи. Об упадническом характере данной работы свидетельствует не только период жизни художника, но и завершение самой эпохи Возрождения, одухотворявшей весь европейский мир культуры и искусства. Это отлично видно, как по образу Иоанна, так и по отсутствию традиционного пейзажа на заднем плане картины.

«Иоанн Креститель» писался художником в усадьбе Клу (город Амбуаз в центральной части Франции), когда он пребывал в почете и окруженный всеобщим признанием и вниманием. Известно, что Леонардо да Винчи уже не испытывал удовлетворения от собственного творчества. Он постоянно занимался переделкой и дополнением своих старых работ, которые в большом количестве привез сюда с собой. По всем приметам видно, что данная картина «доводилась до ума» в период его крайнего творческого упадка.

Картина показывает юношу, одна рука которого обращена ввысь, а вторая прижимает к груди крест. Таинственность и загадочность изображения усиливается контрастом темного фона и освещенной фигурой молодого человека. Несмотря на восторженные отзывы коллег по творческому цеху и критиков о работах художника того времени, именно картина «Иоанн Креститель» вызывала у них неподдельное удивление. Ведь привычный канонический образ святого в данном случае очень сильно разнился с полученным изображением.

Религиозная традиция однозначно трактует личность Иоанна Крестителя, выступавшего в Священном писании именно в качестве сурового аскета с обильным волосяным покровом на лице. Поэтому двусмысленная улыбка изображенного на картине юноши никак не вяжется с классическим восприятием известного исторического и религиозного персонажа. Важно понимать, что именно такая улыбка была свойственна всем лицам людей, которых изображал Леонардо в своем позднем периоде творчества.

Именно отсутствие живописного пейзажа на заднем плане картины «Иоанн Креститель» и цветущий образ молодого человека, не соответствующий каноническим правилам художественного воспроизведения образов, позволяют говорить о том, что Да Винчи в этом случае хочет произвести на зрителя особое впечатление. Пожалуй, такого рода двусмысленность может ассоциировать у многих лишь с ироническим мотивом и неким прозрением, позволяющим заглянуть за традиционные рамки бытия.

Краткое описание картины

На темном фоне картины изображен молодой Иоанн. На него сверху и с левой стороны падает свет. Указательным пальцем правой кисти святой указывает на крест, расположенный у него на груди и являющийся его непосредственным атрибутом. Именно крест и небесный свод символизируют пришествие Спасителя. Поэтому данный жест красноречиво свидетельствует о посыле, когда всем людям требуется поразмыслить над духовным подвигом, связанным с подготовкой к этому наиважнейшему событию.

На картине Леонардо да Винчи изображенный персонаж общается со зрителями глазами. Он нежно улыбается, а его фигура полностью соответствует типажу зрелого художника. В качестве одежды отшельника выступает меховая шкура. Он одет не полностью, оставив оголенным правое плечо с правильными пропорциями. А длинные кудрявые волосы Иоанна Крестителя волнами ниспадают на плечи.

Многие специалисты предполагают, что в качестве модели художника послужил его ученик Салаи. Все светотени и контрастные переходы имеют тонкий и изысканный характер. Знаменитое сфумато, изобретенное ранее самим Леонардо да Винчи, здесь реализовано в полной мере. Округлость и пластика совершенных форм подчеркивается на картине мягкими и очень нежными переходами между светлыми и темными тонами. Этот способ изображения позволяет отразить одухотворенное состояние святого. Удивительно, что на полотне невозможно увидеть мазки от кисти.

Картина «Иоанн Креститель»: материалы и исторический экскурс ее мест пребывания

Знаменитая картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» написана в период 1508-1513 годов ореховым маслом по дереву. Размер полотна составляет 69 х 57 см. Следует понимать, что во время написания данного шедевра материалы для живописи изготавливались по технологии, совершенно отличной от современной. Так, масло выбеливалось на солнце по пятьдесят лет, а доски сушились и того дольше. Краски готовились художниками самостоятельно. Как правило, они применяли кристаллы, истолченные в порошкообразное состояние.

Впервые о картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» упоминается в летописях в 1517 году. Известно, что именно его ученик Салаи после смерти учителя стал ее владельцем. Кстати, он сделал с нее себе еще и копию, которая неплохо сохранилась. А после смерти Салаи его родственники продали оригинал Франциску I во Францию. Таким образом, данная работа оказалась в Лувре. Однако позже она была перепродана в Англию в коллекцию Карла I. После казни этого монарха картина появляется уже в Германии. Не позднее 1666 года ее выкупают агенты Людовика XIV, и шедевр вновь появляется во Франции. Теперь картина «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи находится в экспозиции Лувра.

Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения.

В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет.

Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать, именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто).

Но при этом он решительно меняет содержание самого образа, придавая Иоанну не просто живые человеческие черты, но даже такие, которые явно не свойственны каноническим представлениям о Предтече. Герой картины – отнюдь не суровый исполнитель миссии, идущий на неминуемую мученическую гибель, но изнеженный и даже женоподобный юноша, кокетливо поглядывающий на зрителя. И хотя его правая рука воздета к небесам в характерном для героев Леонардо жесте, а диагонали лета и руки пересекаются, сами по себе образуя легко заметный крест, создается впечатление, что это не проповедь, а, скорее, маньеристский танец.

Не случайно это позволило еще исследователям начала ХХ века заметить, что Леонардо выступает здесь как инициатор маньеризма. А по словам профессора У. Пейтера «предательская улыбка выдает мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом и обстановкой».

Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века, и, возможно, интимные отношения. На рисунке “Ангел во плоти”, который явно послужил эскизом к “Иоанну Крестителю”, полписано имя Салаи. Этот же юноша послужил моделью для приписываемой Леонардо картине “Вакх”, языческий персонаж которой внешне похож на Ионна Крестителя с картины да Винчи, но по понятным причинам наполненным совершенно иным содержанием.

«Иоанн Креститель» считается второй по загадочности картиной Леонардо после «Джоконды» и одним из десяти самых посещаемых экспонатов Лувра.




Школа Леонардо да Винчи. Вакх. 1511-1515. Масло, дерево. 177х115 см. Лувр, Париж.

«Иоанн Креститель» - картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи . Это произведение относится к позднему периоду творчества художника.

Глухой фон, лишенный пейзажа, столь характерного для работ эпохи Возрождения вообще (например, «Женский портрет» Нерокко ди Ланди) и Леонардо да Винчи в частности («Мона Лиза»), целиком концентрирует внимание зрителя на фигуре Иоанна Крестителя, которую обволакивает доведённое до совершенства тающее сфумато.

Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником.

Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря», «Мадонна в скалах», «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.

Изнеженность Св. Иоанна, граничащая с женоподобием, мягкая улыбка, взгляд, вьющиеся кольцами волосы свидетельствуют о вырождении в творчестве мастера принципов классического стиля. Леонардо да Винчи здесь выступает как инициатор маньеризма.

Поскольку моделью для «Иоанна Крестителя», как и «Вакха», вероятнее всего послужил Салаи, очевидно, что «предательская улыбка», по словам У. Пейтера, «выдаёт мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой».

Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) кардиналу Арагонскому (фр.). Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures qu’il a baillées au Roy»). Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции - «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518-1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо.

Затем картина покинула королевскую коллекцию, обстоятельства её продажи не известны. В 1620-х годах она оказывается у герцога Льянкурского (фр.), одного из самых крупных коллекционеров французской живописи своей эпохи.
Герцог подарил картину английскому королю Карлу I - скорее всего в 1630-х годах, возможно к рождению наследника престола. Вскоре после казни Карла I (1649 год) картина была куплена Эверхардом Ябахом (фр.), который перепродал её в 1662 году Людовику XIV. Больше картина не покидала фразцузской королевской коллекции и вместе с нею была унаследована Лувром.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →