Почему на Пасху говорят "Христос воскрес? Почему люди говорят друг другу:"Христос воскресе!" — "Воистину воскрес!"? Как пишется воскрес или воскресе.

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божья». (Апостол Павел).

«Пасха – праздник светлого Христова воскресения». Так утверждает религия. А как написано в Библии? В Библии написано по-другому.

В Священном Писании говорится, что Пасха есть не воскресение Христа, а Его смерть. На Пасху Христос умер, а не воскрес. Так сказано в Библии.

Христос нигде никогда не повелевал, чтобы люди отмечали или праздновали Его воскресение из мертвых. Об этом в Библии не найдете ни слова. Сие не значит, что праздновать воскресение Христа будет принципиальной ошибкой. Но Сам Христос не завещал отмечать Его воскресение из мертвых.

Господь заповедал отмечать, вспоминать именно Его смерть. Это вопрос принципиальный. И это, по Библии, есть Пасха. Говорить на Пасху «Христос воскрес!»,- означает демонстрировать духовное невежество, и простую безграмотность. На самом деле, Христос воскрес не на Пасху, а на третий день после Пасхи.

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ПАСХАЛЬНЫЕ КУЛИЧИ И КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА?

Празднование Пасхи, как оно происходит в народе – никак не соответствует тому, что в Священном Писании сказано про Пасху. Сложившееся празднование Пасхи является наиболее ярким примером издевательства над здравым смыслом, и над Самим Иисусом Христом. Настолько глупое и злобное издевательство, что не укладывается в голове. Нормальный ум просто не может себе представить, что кто-то может так зло и подло нам ним насмехаться. Человек реально не может этого вместить!

Для примера достаточно взять хотя бы так называемые «пасхи», специально испеченные, покрытие сладостью куличи, булочки-кексы. Почему они имеют такую форму? В Библии ничего подобного и близко нет. Как нет и никаких крашеных яиц. Но откуда они взялись в народе?

На эти вопросы сегодня можно найти только один ответ: это – чисто языческие символы. Они пришли из древности, из языческого суеверия, от тех народов, которые исповедовали фаллическую религию, и поклонялись половым органам, как символу плодородия. Именно этот момент запечатлен в широко распространенном «пасхальном» кулинарном изделии. Испеченная «пасха», которую «святят» в церквах, является символическим изображением фаллоса, совершившего оплодотворение. Поэтому «пасха» обязательно чем-то еще поливается…

В этой же связи на праздновании обязательно присутствуют и крашеные яйца, как символ органов необходимых для оплодотворения.

Такова реальность. Не правда ли, шокирующая информация? Дело в том, что ответственные руководители религий все это хорошо знают... Их нелепые объяснения по поводу применения в церковной традиции таких пасхальных куличей и украшенных яиц не выдерживают никакой критики, и, конечно же, никак не подтверждаются Священным Писанием. Бог им Судья.

ПАСХА, ЭТО – СМЕРТЬ ХРИСТА. Что означает смерть Христа для людей? Зачем потребовалось умирать Христу?

БОГ НЕ ТВОРИЛ РАЗУМНЫХ СОЗДАНИЙ С «ГОТОВОЙ ПРОГРАММОЙ» ПОВЕДЕНИЯ. Ни Ангелов, ни людей Бог не создавал такими, чтобы они были неспособны ошибаться. Если бы Господь создал Ангелов или людей неспособными ошибаться и грешить, это означало бы, что Он создал роботов. Бог создал Свои разумные создания такими, что они сами должны сделать свой осознанный выбор. Они сами должны решить, будут они добрыми, или злыми, станут они на сторону добра, или зла.

Да, Бог знает будущее, знает, кто и когда родится. Бог знает все. Но – знать, и предопределять – разное дело. Человек сам должен определиться, на чьей он стороне, должен сам сделать свой выбор. И тогда Бог примет его. Богу не нужны биологические машины. Не хочешь жить по законам Бога? Не хочешь подчиняться Богу? Пожалуйста! Живи, как хочешь. Но – жить сможешь не долго. Потому, что жить без Бога – невозможно. Жизнь – только от Бога. Кто без Бога, в том нет жизни вечной. Без Бога умрут все, и Ангелы, и люди…

Как известно, Адам и Ева воспользовались своим правом выбора, данным от Бога, и сознательно встали на сторону… зла, греха. Таков был их выбор. Перед ними было два варианта: Или выполнять Божьи заповеди и жить вечно, или не выполнять Божьи заповеди, жить по своему усмотрению, но – лишь какое-то время, и затем навсегда умереть. Говоря по-другому, они должны были сами для себя решить, или стать бессмертными, или – смертными. И они выбрали второй вариант.

Мудрость Создателя такова, что Он никому насильно, или против желания живущего, не навязывает жизнь. Бог всем предоставляет полную свободу, как выбора, так и действий. Он пришедшему в мир человеку, показывая жизнь, как бы говорит: «Видишь, как прекрасен мир и как прекрасна жизнь? Но есть еще и смерть. А ты сам выбери, что тебе больше подходит – жизнь, или смерть?..»

Этот Божественный принцип в Библии сформулирован так: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». (Второз. 30:19).

Для тех, которые избирают жизнь, существует Христос, Который избавит их от смерти. А для неверующих - Бога нет, значит, они никак не смогут избежать смерти, потому что смерть стала их выбором.

КАК МОЖНО БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В ТОМ, ЧТО ХРИСТОС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИЗБАВИТ ОТ СМЕРТИ? Что является гарантией?

Гарантией является Его смерть. Христос умер ВМЕСТО людей. Это называется «Жертва Христа». Христос Самого Себя принес в жертву за верующих в Него людей. Жертвенная смерть Христа за грешных, достойных смерти людей - и называется в Библии ПАСХА.

Многие спрашивают: А нельзя ли было вопрос с искуплением решить как-то по-другому? Зачем нужно было умирать Иисусу Христу? Не мог ли Всевышний Бог найти другое решение?

Ответ: По-другому – нельзя было. Слишком дорого стоит человек! Слишком большая цена требовалась за человека. Почему за человека была заплачена такая большая цена? Потому, что именно столько стоит жизнь человека.

КОМУ БЫЛ ЗАПЛАЧЕН ВЫКУП? Апостол пишет: «Вы куплены дорогою ценою…» У кого «куплены»? Кто кому «платил»?

Библейский термин «искупление» - особый термин. В данном случае он не подразумевает товарно-денежные отношения. В Библии «искупление», «выкуп», означают – «освобождение», «оправдание». Когда говорится, что Христос искупил людей от смерти, это значит, что Христос освободил, избавил людей от смерти. Своей смертью Христос избавил людей от их смертей.

Жизнь человека уникальна и неповторима. Жизнь каждого человека неповторима. Человеку от Бога дается одна жизнь. На одного человека – одна жизнь. Это, как и в анатомическом плане: на одного человека – одна голова, одно сердце, и т.д. Если человеческое «одно сердце» выходит из строя, то, для того, чтобы его заменить другим, нужно предварительно это донорское сердце изъять, забрать у кого-то другого. Этот «другой» отдавший свое сердце больному, сам уже не живет. Но для больного он является спасителем, искупителем, «искупившим» его от смерти.

Христос, отдав Свою жизнь за людей, стал для нас донором жизни. Бог умершему человеку может вновь дать жизнь только в том случае, если возьмет ее у какого-то другого человека. Только в этом случае воскреснет именно тот, кто умер, а не будет другой, вновь сотворенный, похожий на него человек, или его клон. Но это будет он сам. Христос стал человеком, и умер, как человек, чтобы его человеческая жизнь могла быть использована для возвращения к жизни умерших людей.

При воскресении мертвых Бог воскрешаемым людям будет давать жизнь Своего Сына, Иисуса Христа. Именно для этой цели Христос добровольно умер. Он отдал Свою жизнь как бы для «трансплантации», для того, чтобы она оживляла верующих в Него.

ИТАК, ВСЕ-ТАКИ, КОМУ ХРИСТОС ПРИНЕС СВОЮ ЖЕРТВУ?

А кому донор дает свою кровь, или почку? Врачу, министру здравоохранения, президенту страны? Нет. Больному.

Так и Христос принес Свою жертву прежде всего нам, грешным людям, чтобы мы, благодаря Его жертве могли избавиться от греха и смерти. Он «ампутирует», забирает у нас нашу износившуюся, грешную, умирающую жизнь, и взамен ее «пересаживает» нам Свою, совершенную, не изнашивающуюся, вечную жизнь.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ПРЕЖДЕ СОЗДАНИЯ МИРА»?

В самом начале, приступая к творению, Бог видел, что некоторые из разумных созданий будут согрешать. Или по ошибке, или будут обмануты. А кто-то по глупости захочет просто «попробовать» греха, но потом будет горько сожалеть об этом. И Бог сразу создал возможность покаяния для таких. До того, как в Эдеме ставить «дерево познания добра и зла», Бог уже предусматривал возможность раскаяния для согрешивших. (Известно, что Господь призывал к покаянию Адама и Еву. К сожалению, они отвергли Божью милость и отказались покаяться в своем грехе.)

Итак, Божья любовь к людям - заранее, еще до их появления, уже предусматривала для них вариант покаяния, если они согрешат. В этой связи вспоминается один примечательный текст из Священного Писания. Он – о Христе. И звучит так: «…Драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира…» (1 Петра 1:19,20).

О чем здесь говорится? Очевидно, о том, что Отец Небесный, Всевышний Бог и Его Единородный Сын, приступая к созданию разумных жителей Вселенной и людей на Земле, сразу видели, что некоторые из сотворенных Ими разумных существ, согрешат и потеряют право на жизнь. И вот тогда Сын сказал Отцу-Богу: «Если понадобится, Я сойду на землю и отдам свою человеческую жизнь за них, чтобы они получили возможность покаяться и спастись от смерти…» Так получилось, что «агнец», Христос - стал «закланным еще прежде создания мира». Или, как говорится в Откровении: «…Закланного от создания мира…», что, в принципе, одно и то же. (Откр. 13:8).

Христа никто не принуждал идти на жертву. Он пошел добровольно. До самого последнего часа, уже в момент казни у Него была возможность изменить решение и не отдавать Себя на смерть. И Его никто ни в чем не укорил бы. И Он не был бы ни в чем виновен. Он Сам сказал Апостолу: «Могу умолить Отца и Он предоставит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов…». Но Христос не воспользовался возможностью избежать смерти.

В том то и заключается подвиг Христа, что Он все сделал добровольно. Он есть отражение Отца Небесного, Бога Всемогущего. Поэтому Он сказал: «Видевший Меня видел Отца». Любовь, которую проявил Христос к людям, отдавая за них Свою человеческую жизнь, показала, какую любовь к людям имеет Бог Всевышний.

Поскольку Христос на земле был не просто человек, а Божий Сын, Его жертвы хватило бы на всех. Если немного пофантазировать и предположить, что все грешники покаялись бы, то смерть Христа, наверное, была бы намного легче, но все равно была бы. Он все равно должен был умереть, потому что «без пролития крови не бывает прощения грехов». Христос в любом случае умер бы, отдал бы Свою жизнь за покаявшихся грешников. Но каким образом? Этого мы знать не можем.

КАК ПО БИБЛИИ ОТМЕЧАЕТСЯ ПАСХА?

Добровольная смерть Христа за грешников, есть самый великий подвиг во всей Вселенной. Это событие должно быть памятным. Христос лично повелел, чтобы люди, верующие в Него, помнили и отмечали Его смерть. Пасха есть поминки, воспоминание о смерти Христа. На Пасху Христос умер.

Отмечать Пасху, вспоминать смерть Христа нужно с определенной едой и питьем. Но не с омерзительными языческими куличами и позорными крашеными яйцами. А с хлебом, желательно с пресным, без закваски. И с вином.

Съесть на Пасху с молитвой кусочек пресного хлеба означает с благодарностью к Богу вспомнить безгрешное Тело Господа Иисуса Христа, которое Он отдал за наши грешные тела, чтобы мы могли избавиться от грехов, сделаться безгрешными.

Принять на Пасху с молитвой глоток чистого виноградного вина означает вспомнить с благодарностью к Богу святую Кровь Господа Иисуса Христа, которую Он пролил для очищения наших грехов.

КТО МОЖЕТ ВКУШАТЬ ОТ ХЛЕБА И ВИНА? Как часто? Что означают пасхальный хлеб и вино?

Все, которые веруют в Господа Иисуса Христа, все, кто благодарен Иисусу Христу за Его подвиг и за Его жертву - должны вспоминать Его смерть, должны отмечать Пасху.

Вкушение от Пасхального хлеба и вина - не означает приобщение к Церкви Христовой, или к «Телу Христа». И это не означает «принятие в Новый Завет». Вкушение от хлеба и вина есть ВОСПОМИНАНИЕ о смерти Христа. Данная церемония не имеет никакого мистического, скрытого смысла.

И Христос, и Апостол Павел указывали только на одно значение вкушения Пасхального хлеба и вина – ВОСПОМИНАНИЕ о смерти Христа. «Сие творите в Мое воспоминание»,- сказал Господь. «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете от чаши сей, смерть Господню возвещаете…»,- сказал Апостол Павел.

Большинство христиан отмечает Пасху один раз в год. Но некоторые отмечают чаще, каждый месяц, или даже еще чаще. Спорить с ними бесполезно и бессмысленно. В Библии сказано, что «каждый за себя даст отчет Богу».

В церемониальной же религии, вообще, все поставлено с ног на голову: На Пасху святят языческие мерзкие символы, а «хлеб и вино», которые должны быть на Пасху, перенесены в так называемое «причастие». Ну – все перепутано!

ПРАЗДНИК ПАСХИ – НАПОМИНАНИЕ О ЛЮБВИ БОГА, И О ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА - ОБРАЗА БОЖЬЕГО.

Добровольная смерть Христа за грешников (ПАСХА) показала, какую великую любовь к людям имеет Бог. Как написано в Библии, Бог «Отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоан.3:16)

Также Пасха показала, как дорого стоит человек, что за него пришлось умереть Самому Божьему Сыну! В Библии сказано: «Вы куплены дорогою ценою. Не делайтесь рабами человеков». (1Коринф.7:23).

Отмечать ПАСХУ, значит признавать, что Христос умер за грешных людей. Теперь эти грешные, если будут верить во Христа, смогут избавиться от смерти, воскреснуть из мертвых, потому что за них умер Христос.

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать - «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус - сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для . К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», - «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из , должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его воскресение. Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но несмотря на это, каждый истинно верующий по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

    От произношение этих двух слов по-разному суть не меняется: что Христос воскрес, что Христос воскресе говорит нам о том, что пришел праздник Пасхи (Воскресения Господня или Господне — тоже будет правильно). Главное то, что эти слова должны идти из сердца, а не как формальность, в таком случае, уж лучше отмолчаться.

    По церковнославянски будет Христос Воскресе! А по современному русскому языке Христос Воскрес!

    Правильны оба варианта.

    Только я заметила, что людям которые чаще посещают храм привычнее Воскресе.

    А прочии чаще употребляют Воскрес

    Лучше произносить как принято у древних русских и славянских христиан Христос воскресе, что интересно у армян немного по другому, они говорят Христос воскресе из мертвых и получают ответ: Да благословенно воскресение Христово!.

    Правильнее всего говорить Христос Воскресе, так как именно такое написание и произношение используется в церковных записях. В повседневном русском разговоре можно говорить и без е на конце, но если вы придерживаетесь церковных обычаев, то все же Христос Воскресе более употребительнее и правильнее.

    Существует два варианта ответа, один по правилам современного языка и второй вариант по старинному. Мы говорим воскрес, а раньше говорили воскресе. Выбирают тот вариант, который чаще слышали. Мое личное мнение, что Христос воскрес звучит слишком холодно и лучше бы использовать второй вариант Христос воскресе. Но ошибки не будет, если скажете первый вариант.

    Понятия правильности — неправильности в этой приветственной пасхальной фразе быть не может.

    Если мы скажем Христос Воскресе , то тем самым подчеркнм особую значимость слов, используя эффект старинности, то есть — своего рода вечности. Церковь охотно использует колорит церковно-славянского языка именно по этой причине. Если священник станет проводить проповеди на современном технократическом языке, то мы его тоже прекрасно поймм, так как неграмотных сейчас почти нет. Однако не поймм отказа от колорита древности, который призван окунуть нас в евангельские времена.

    Форма Христос Воскрес тоже вполне допустима, понятна и привычна.

    Следует особо подчеркнуть, что разница в словоформах никак не влияет на эффективность какой-либо молитвы или иной церковной фразы.

    Знаете, тому, в кого вы верите, мне кажется, абсолютно до фени, ставите вы дополнительную букву на конце слова или нет. Если верите — вера воплощается в мыслеформах, в энергетике, в побуждениях, а не в буквенном эквиваленте. Соблюдать такие формальности не обязательно. Вы же не сдаете экзамен настоятелю на знание церковно-славянского языка.

    Оба варианта верны. Чаще используется Христос Воскрес. Но многие глубоко верующие и, услышав как эту фразу произносит батюшка в церкви, считают более правильным произносить эту фразу на старославянском Христос воскресе.

    Это зависит от того на каком языке вы будете это произносить если на русском то христос воскрес а если на славянском на котором написано большинство молитв то христос воскресе

    Пасхальное приветствие уходит вглубь веков , еще в апостольские времена и изначально это приветствие звучало только как Христос Воскресе!, как и ответ на него Воистину Воскресе!, но шло время, изменялись правила и окончание е осталось в староцерковном языке.

    Мы же, миряне, перешли на светский язык, который более доступен как в написании, так и в произношении. Многие старые слова хоть и не потеряли свое значение, но частично видоизменились.

    Если брать именно слово Воскресе, то оно стало произносится на новый лад как Воскрес.

    Сказать, как правильнее произносить его, достаточно сложно. Если православный христианин соблюдает должные старые традиции, то он конечно скажет Христос воскресе!, ну, а подверженные более современным правилам русского языка будут придерживаться выражения без окончания е.

    Поэтому не стоит сильно замарачиваться в выборе правильного приветствия и ответа на него его нет. Здесь будет правильным оба произношения и каждый верующий сам вправе выбирать, основываясь исключительно на своей симпатии к тому или иному произношению.

    Приветствие верующих фразой Христос Воскрес и ответом Воистину воскрес в пасхальную неделю отходит своими корнями к первоапостольским временам. В евангелие от Матфея, от Марка уже упоминается, что приветствие данное употреблялось. Сейчас все христиане употребляют данное приветствие на большой праздник пасхи. В России и некоторых других странах принято употреблять христосование в быту, в то время как в подавляющем большинстве христианских стран оно употребляется только в храме и только во время богослужения.

    Правильно в русском языке употреблять выражение Христос Воскрес, оно более соответствует современным нормам. Однако, в церковнославянском языке идет выражение Христос Воскресе и Воистину воскресе. Четких правил по этому поводу церковь не дает, поэтому вполне употребимо использовать и то и другое приветствие.

    В день Святой Пасхи верующих принято приветствовать словами:Христос восресе.Так было принято издревле. Но можно сказать и так, как часто можно услышать сейчас: Христос воскрес. Получается, что оба варианта приветствия будут правильными.

Как правильно говорить Христос Воскрес на Пасху и как правильно выражать свое христианское единство, хочет знать каждый верующий обращенный к Богу. С древних апостольских времен, пасхальное приветствие стало олицетворением Великого праздника и выражением истинных торжествующих чувств, связанных с Воскресением Христовым.

Многие верующие в ожидании встречи Пасхи находятся в благоговейном ожидании. С наступлением праздника миряне радостно провозглашают «Христос Воскресе» и в ответ слышат «Христос Воскресе». Таким образом происходит взаимное ликование в честь Воскресения Иисуса Христа.

Как правильно говорить Христос Воскрес на Пасху: значение Пасхи

Светлая Пасха является древним праздником и занимает центральное место во всем христианском учении и в ряду всех остальных праздников. В церковном учении говорится, что духовные упражнения, которые даются церковью во время Великого поста, дают возможность стать истинным христианами и в полной мере осознать значимость пасхального торжества.

Также считается, что Великая Пасха является альфой и омегой всего церковного опыта. Если человек обрел Бога и веру в него, значит он пережил Пасху.

В период апостольского века понятие Пасхи заключалось в событиях непосредственно связанных с жизнью Христа, его смерти и последующим Воскресением. Раннее христианство сформировало точное определение смыслового значения пасхального празднования.

Издавна установлено следующее: когда Иисус преломлявший хлеб своим ученикам и после дававший благословенный святой кусок Иуде, когда Христос преданный своим учеником, когда он избиваемый римскими воинами, когда Мессия пребывающий на кресте, умирающий от жажды, а после снятый с креста, убитый и погребенный в пещере воскресает из мертвых наступает новая эпоха христианства.

Христос воскресший в новом виде, благословляет землю, страдает, поддерживает падающего и несет благую весть. Канонические книги гласят, что учения Христовы призваны достучаться до чуткой души каждого человека, дабы одарить ее евангелиевским благовестием.

Христос Воскрес, как правильно говорить на Пасху: для чего нужно пасхальное приветствие

С Воскресением Господа Иисуса Христа, в душе каждого человека, появляется надежда на блаженную вечную жизнь, а именно на замогильную долговечность. Задача верующих заключается в том, чтобы подготовиться к загробной вечной жизни, используя каждый прожитый день для осознания своего духовного начала.

Пасхальное приветствие звучит между людьми для того, чтобы люди жили в добре, сосуществовали друг с другом в мире и человечности. В приветствие сокрыта Господня заповедь, которая призывает мирян любить друг друга, а также чтобы человек поступал с другими именно так, как бы сам хотел чтобы с ним поступали.

В момент провозглашения праздничного приветствия миряне преисполняются пасхальной радостью. В приветствии звучащем повсеместно на Пасху сокрыт призыв о том, чтобы люди усилили свои молитвы обращенные к Воскресшему Господу Иисусу Христу. Благая весть учит людей жить в мире и отречься от войн.

Христос Воскрес, как правильно говорить на Пасху: как правильно говорить пасхальное приветствие

Священнослужители утверждают, что человеческая душа чутка к евангелиевскому благовестию невзирая на то, какие бы горести не веяли и какая чаша страдания не выпадала на долю каждого. Поэтому в канонических трактатах значится, что Пасха крестная всегда заканчивается Пасхой воскресения и она всегда неизбежна.

В светлые праздничные пасхальные дни верующие обычно поздравляют другу друга радостным апостольским, христовым приветствием: «Христос Воскресе». В ответ на благопожелание звучит: «Воистину Воскресе».

Когда люди идут с заутренней службы они приветствуют друг друга говоря «Христос Воскресе». Это означает, что они говорят рядом идущему о том, что все будет хорошо и иначе быть не может. Побывав на церковном богослужение, человек переживает пасхальный опыт, меняя свое мировоззрение и обращая свой взор к истинным христианским ценностям.

Завтра – Вознесение Господне. Заканчивается пасхальный период, во время которого вместо обычного приветствия христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» Сколько раз мы сказали эти слова? И что они для нас? Просто приветствие, дань традиции, или нечто большее, важное? Размышляет мудрый архимандрит Андрей (Конанос) .

Вы говорите мне «Христос воскресе», а своему товарищу – «Убирайся!»

Наступила Пасха. Я пришел к своим школьникам на урок. А дети прекрасно знают, что раз я священник, богослов, то в эти дни непременно буду приветствовать их словами: «Христос воскресе!» И вот я вошел в класс – но при этом не стал говорить ученикам этих слов (разумеется, специально). Я просто поздоровался с ними и спросил:

– Как дела? Что нового?

И тут один из ребят говорит мне в ответ:

– Отче, нужно сказать «Христос воскресе!»

– А-а, воистину воскресе! С праздником!

– Но вы сами нам этого не сказали!

– Да, не сказал.

Остальные ребята в это время сидели и с удивлением слушали, как их одноклассник поучает меня, что мне следует говорить.

В это время раздался стук, и в дверях показалась голова паренька из другого класса.

– Извините, – сказал паренек. – Ребята, дайте нам, пожалуйста, ваш баскетбольный мяч! Нам играть нечем.

И тут мои ученики закричали в ответ:

– Уходи! Никакого мяча мы тебе не дадим! Мы тогда вам дали, а вы его потеряли. Всё, никакого мяча! Убирайся!

Бедный мальчик смутился и ушел, закрыв за собой дверь.

А я сказал своим ученикам:

– Ребята, вы так кричали, что совсем забыли сказать вашему товарищу те слова, что минуту назад говорили мне.

– Какие слова?

– Христос воскресе! Нужно было сказать: «Иди отсюда! Христос воскресе!»

Ребята удивленно уставились на меня.

– Что вы имеете в виду?

– То же, что имели в виду и вы – пять минут тому назад.

Когда я вошел к вам, вы сделали мне совершенно справедливое замечание. Я должен был поздороваться с вами пасхальным приветствием – «Христос воскресе!» Но эти слова – Христос воскресе! – настолько сильны, настолько реалистичны, что просто повторять их вслух недостаточно. Мы должны подтверждать их делом. Преобразиться. По-новому думать. По-новому чувствовать. Что бы ни происходило в нашей жизни. Вы с легкостью говорите мне: «Христос воскресе!», – а своему товарищу – «Убирайся, не дадим тебе мяч!» «Христос воскресе!», и при этом: «Закрой дверь, не мешай нам!»

Воскресение Христа – какое это имеет отношение ко мне?

Эти слова – «Христос воскресе» – означают, что и мы воскресли вместе с Ним. В противном случае получается то, что я услышал совсем мальчишкой от одного своего товарища в старших классах. Он сказал насмешливо:

– Христос воскрес! Но какое отношение это имеет ко мне?

Он воскрес, а я? А ты? А все мы? Какое значение Воскресение Христово имеет в нашей жизни, здесь и сейчас? Влияет ли это событие на реальность, в которой мы живем сегодня?

Вот, например, встречаются на Пасху двоюродные братья, и – с порога:

– С праздником! Христос воскресе! Давай по кофейку, поговорим!

И вот садятся и начинают обсуждать, что говорить в суде против третьего родственника, с которым делят имущество. Обсуждают, договариваются, встреча подходит к концу, и – «Ну пока, до встречи в суде! Не забудь, что я тебе сказал, это очень важно! Ну, счастливо. Христос воскресе!»

Христос воскрес. Но своими поступками, словно клавишей Delete, мы «стираем» эти слова из нашей жизни. Говорим «Христос воскресе!», а в жизни у нас никакого Воскресения нет. У нас по-прежнему веет могильным холодом от эгоизма, страстей, слабостей и пороков. А ведь именно Воскресение, обновление собственной жизни является конечной целью. Да, Господи! Об этом мы молимся. И сейчас я не собираюсь читать вам нравоучения. Мне просто хочется, чтобы вы внимательнее относились к собственным словам. Помните, о чём говорится в Ветхом Завете? «Не произноси Имя Господа Бога Твоего напрасно» (Исх. 20:7). А мы спокойно произносим священные слова, которые никак не подтверждаем делами.

Созвонимся, отче!

Однажды я позвонил своему знакомому, православному христианину, про которого мне было известно, что он – человек небедный.

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе! – ответил он.

Этот человек хорошо знал, как отвечать на пасхальное приветствие. Его ответ был абсолютно правильным.

– Знаешь, тут есть одна бедная семья, им нужны деньги…

– Отче, ну что я могу поделать… Ты же знаешь, сейчас кризис, у всех проблемы… Дай Бог, чтобы их ситуация как-то разрешилась… Ничем не могу помочь. Созвонимся, отче! Христос воскресе.

– Воистину воскресе! – ответил я. – До свиданья.

Христос воскрес, но мы по-прежнему сребролюбивы, жадны и скупы. Наше сердце по-прежнему закрыто. Мы не воскресли. Наше сребролюбие, наш эгоизм всё еще живы и никак не умрут.

После этого разговора я обратился со своей просьбой к другому человеку, который не особо верит в Бога, не ходит в церковь и не живет церковной жизнью, в отличие от нас. Его внутренний мир закрыт от меня. И он не приветствовал меня словами «Христос воскресе!» Но, едва услышав про нуждающуюся семью, этот человек тут же дал мне пятьсот евро со словами:

– Возьми, отче, делай с этими деньгами, что хочешь. Отдай их тем, кому они нужны.

В сущности, произошло то, что имел в виду Господь, когда говорил, что мытари и блудницы первыми войдут в Царствие Божие (Мф. 21:31).

Я обратился к этому человеку со словами: «Христос воскресе!», а он своим поступком ответил мне: «Истинен Господь! Правда, не знаю, правильно ли я выразился».

Вы спросите меня: «Разве это правильно?» Нет, гораздо правильнее – говорить «Христос воскресе!» и при этом любить Господа, жить Им и своей жизнью исполнять евангельские заповеди. И я не говорю, что мне больше нравится, когда человек атеист и при этом живет по-христиански (такие люди действительно есть: они называют себя атеистами, но на деле атеистами не являются, потому что их душа высока, любовь деятельна, а сердце – сострадательно к беде и боли других).

Воскрес ли Христос в нашей жизни?

Один человек как-то сказал старцу Паисию про свою сестру, которая ночью вела распутный образ жизни, а днем работала в больнице:

– Отче, моя сестра погибает! Она попадет в ад! Ведь она ходит по кабакам, грешит, продает свое тело!

В ответ старец спросил его:

– Твоя сестра работает в больнице?

– Когда она ухаживает за больными, она смиренна, добра? Она помогает им?

– Да, отче! Очень помогает! Она любит больных, моет и кормит пожилых людей, которые уже не могут ходить, без всякого отвращения, выполняет все их просьбы, ухаживает за ними, как будто они ее родители.

– Не волнуйся, дитя мое. Господь ей поможет.

– Но, отче, она почти не ходит в церковь! Она не имеет никакого отношения к тому, что мы делаем!

Мы делаем… А что мы делаем? Говорим «Христос воскресе», и тут же всаживаем ближнему нож в спину. Очень красивый такой нож, с надписью «Христос воскресе». Вот тебе! Христос воскресе! И продолжается осуждение, неприязнь, ненависть, пороки – никаких перемен, никакого преображения.

Христос воскресе! Воистину воскресе! Но воскрес ли Христос в нашей жизни? Или мы воспринимаем Воскресение просто как какое-то историческое событие? Я неспроста вспомнил слова своего школьного товарища. Что означает Воскресение Христово? Что произошло после того, как Он воскрес? Он воскрес только для Себя? На иконах изображается, как воскресший Спаситель держит за руку Адама, освобождая его и Еву из адовой могилы. А как нас может забрать оттуда Христово Воскресение? Как нас оно может воскресить?

Да, Господь действительно воскрес. И Он преображает людей, меняет их, после того как Его любовь проникает к ним в душу. Тогда преображается и душа, и тело. Преображается весь человек. В нём всё меняется – его душа, его сердце. В душе поселяется мир, и человек успокаивается, спокойно засыпает и радостно пробуждается, с желанием жить – трудиться и совершенствоваться. Всё это дает Господь.