Похвала пресвятой богородицы суббота акафиста. Значение и история иконы похвала пресвятой богородицы

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы , называемый также Субботой Акафиста, является передвижным и совершается в субботу пятой недели Великого Поста. В 2016 году этот день попадает на 16 апреля по новому стилю.

История установления праздника «Похвала Пресвятой Богородицы»
Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы восходит к IX веку и связан с византийской историей. На протяжении веков Константинополь неоднократно подвергался нападению различных неприятелей. Так, в хрониках сохранились сведения о нападении авар, персов, арабов. В 626 году городу угрожало наступление варварских войск, в числе которых были скифы, славянские племена. Однако по заступничеству Божией Матери город был спасен от разорения, и в честь этого события был создан кондак «Взбранной воеводе», ставший первой частью акафиста. Авторство этого известного гимна приписывается Роману Сладкопевцу, что, однако, едва ли может считаться верным. Позже Константинополь осаждал неприятельский флот и, когда в море была опущена одна из величайших святынь – риза Пресвятой Богородицы, то неожиданно поднялась буря, погубившая все корабли противника. Именно тогда был составлен Великий Акафист, посвященный Божией Матери, который послужил образцом для составления дальнейших литературных произведений такого типа. Впервые этот торжественный праздник церковной гимнографии был прочитан во Влахернском храме Константинополя, где хранилась почитаемая икона Божией Матери.

Богослужебные особенности праздника
Несмотря на то, что праздник был установлен в связи с определенными историческими событиями, в богослужебных текстах нет упоминания об этом. Главной мыслью является прославление Божией Матери как Заступницы всего христианского рода, готовой помочь каждому, обращающемуся к Ней.
В Акафисте Пресвятой Богородице много внимания уделяется празднику Благовещения, и, таким образом, день Похвалы Пресвятой Богородицы в древности был своего рода предпразднством великого двунадесятого праздника. Особенностью этого дня является то, что чтение Акафиста соединено со службой, что создает особую красоту и торжественность богослужения. Изначально Акафист читался в алтаре, однако по традиции Русской Православной Церкви чтение совершается священником в середине храма. Акафист Пресвятой Богородицы состоит из 24 строф и делится на 4 части.

Икона праздника «Похвала Пресвятой Богородицы»
Икона, посвященная празднику «Похвала Пресвятой Богородицы» представляет собой достаточно сложную композицию. В центре иконописного образа на троне восседает Царица Небесная с Богомладенцем на руках, Которую окружают ветхозаветные пророки, предвозвестившие в своих словах рождение Спасителя мира от Девы. Каждый из пророков держит в руках какой-либо предмет, напоминающий об этих пророчествах. Например, святой Иаков, держит в руках лестницу, символизирующую связь неба и духовного мира с землей. У пророка Моисея в руках изображается Неопалимая Купина, означающая Непорочное зачатие. Кроме того, на иконе видны Иессей и Аарон с цветущими жезлами, пророк Иеремия со скрижалью и другие ветхозаветные пророки. За основу иконографии праздника был взят канон VIII века, автором которого был патриарх Герман. В этом богослужебном памятнике литературы прославляются ветхозаветные пророки, предрекшие воплощение Христа и Его рождение от Девы. Обычно на иконах такого типа изображается тринадцать пророков, однако их число может быть различным, в зависимости от композиционного построения. В русском церковном искусстве также известны иконы с клеймами, окружающими центральное изображение Божией Матери и повествующими о событиях избавления Константинополя.

Тропарь:
Дево Безневестная /и Мати Всечистая, /приемши от Архангела благовещение, со тщанием востекла еси в Горняя, /и целовавши южику Твою, всечестную Елисавет, /Материю Господа от сия наречена была еси, /и возвеличила возвеличившаго Тя Господа:/Благословенна Ты в женах, /и благословен Плод чрева Твоего.

Кондак:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:
Достойно есть / величати Тя, / Богородице, / Честнейшую Херувим / и Славнейшую / без сравнения Серафим.

Молитва:
Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси - разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Изображение воспроизводится по изданию: Иконы Ярославля XIII - середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13-mid 17th century. The masterpieces of ancient russian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. М.: Северный паломник, 2009.

Происхождение не установлено. Поступила в музей до 1951 г.
Реставрировалась в 2002 г. Л. Д. Рыбцевой.

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы отмечается православной Церковью в субботу пятой недели Великого поста. Другое название праздника - суббота Акафиста - связано с тем, что на утрене этого дня поется Акафист Богоматери.

В основе иконографии Похвалы Богоматери лежит песнь из канона пророкам, написанного в VIII веке патриархом Германом Константинопольским: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». Главная тема этой композиции - прославление Богоматери, послужившей предсказанному пророками воплощению Бога Слова. Древнейшим изображением Похвалы Богоматери в русской традиции является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля , написанная греческим мастером во второй половине XIV века. К середине XV столетия в русском искусстве окончательно сложился тот вариант иконографии Похвалы Богоматери, которому, с небольшими изменениями, следует публикуемая икона.

В центре композиции изображена восседающая на престоле Богоматерь. Над ней представлен благословляющий Христос Эммануил, фигура которого окружена ветвями лозы (этот мотив восходит к символическим изображениям Древа Иессева). По сторонам Богоматери и Христа изображены пророки Гедеон, Моисей, Даниил, Захария, Давид, Соломон, Исайя, Иезекииль, Аввакум и праотец Иаков. В нижней части иконы представлен упавший на колени волхв Валаам. В руках пророки держат свитки с текстами своих пророчеств, предвещающих приход в мир Спасителя. Некоторые из пророков представлены с символическими атрибутами-прообразами Богоматери: Гедеон - с руном овчим (Суд. VI, 36–40), Моисей - с неопалимой купиной (Исх. III, 1–8), Даниил - с горой (Дан. II, 31–46), Давид - с ковчегом-«киотом» (Пс. CXXXI, 8) , Соломон - с храмом (Притч. IX, 1–2). В отличие от большинства русских памятников XV–XVI веков, где композиция была достаточно разреженной, пророки на ярославской иконе располагаются тесной группой вокруг престола Богоматери. Изображения Валаама в одежде, а не в плаще, накинутом на обнаженное тело, также известны не ранее XVII века.

Особенности иконы «Похвала Богоматери» из Ярославля - уравновешенная композиция, неяркий колорит с преобладанием коричневатой охры, киновари, белил и золота, личное письмо, исполненное близкими по тону санкирем и вохрением с белильными движками, - позволяют отнести произведение к числу памятников ярославской иконописи первой половины XVII века. Возможно, это самая ранняя ярославская икона Похвалы Богоматери, сохранившаяся до наших дней.

Литература:

  • Похвала Богоматери 2003. Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII–XX веков из собрания Ярославского Художественного музея: Каталог выставки . - М.: Северный Паломник, 2003. - Кат. № 5, стр. 14-15.
  • Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII - середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13-mid 17th century. The masterpieces of ancient russian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. - М.: Северный паломник, 2009. - Т. II, кат. № 126, стр. 84-89.


Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице, в память троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов всесильным Ее заступлением (авары - в 626, персы - в 677, арабы - в 717 годах).

Поводом к установлению праздника послужило случившееся нападение на Константинополь неприятельского флота. Когда точно это произошло, сказать затруднительно. Историки расходятся во мнениях, указывая различные даты периода с VI по IX век. Положение православных греков на тот момент было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский – Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов.


Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист - греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице ". С тех пор постановили ежегодно в этот день, т.е. в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы.

Во Влахернском храме хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью - риза и пояс. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери. Он почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы, воздвигнув в Ее честь множество храмов.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя.

Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским "Аллилуия", каждый икос - приветствием архангела "Радуйся…». Основной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Считается, что Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Существует другое его название - "Акафист Благовещения», хотя позднее Благовещению будет написан еще один.

На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. Существует приходская традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.

Икона Похвала Пресвятой Богородицы (Киевская)

На тему Акафиста написаны иконы "Похвала Богородице", главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.


В день Похвалы в похвальскую субботу Святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Об этом сообщается в летописях, в том году 5 апреля - совпало с днем субботы Похвалы Божией Матери.

В честь Похвалы Божией Матери построены "Похвальские церкви".
Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1912-1915гг.)

Похвала Владимирской иконе Божией Матери - Древо государства Российского

В Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы стало благочестивой традицией ежегодно на Похвалу Божией Матери выносить для поклонения чудотворную икону Божией Матери «Умиление», ту самую перед которой молился в своей келье батюшка Серафим. Последний российский император, страстотерпец Николай II, глубоко чтивший преподобного Серафима, пожертвовал на чудотворный образ Божией Матери золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, работы знаменитого ювелира Фаберже. В годы гонения на Церковь она была сохранена верующими, а ныне находится в Патриаршей ризнице.

Похвала Богородице, апостолы; XVI в.; Критская школа; местонахождение: Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований; 87 x 68 см

КЛИКАБЕЛЬНО

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

Песнопения Субботы Акафиста

Тропарь, глас 8: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: “Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая»!

Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе радуйся (древнее приветствие, нынешнее "здравствуй"), Невеста, в брак не вступившая!

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Многими содержимь напастьми, к Тебе прибегаю, спасение иский: о Мати Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси.

Страстей мя смущают прилози, многаго уныния исполнити мою душу; умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Спаса рождшую Тя и Бога, молю, Дево, избавитися ми лютых: к Тебе бо ныне прибегая, простираю и душу и помышление.

Недугующа телом и душею посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина Богомати, яко благая, Благаго же Родительница.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Предстательство и покров жизни моея полагаю Тя, Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко пристанищу Твоему, благих виновна, верных утверждение, едина Всепетая.

Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая.

Благодетеля рождши добрых виновнаго, благодеяния богатство всем источи, вся бо можеши, яко сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная.

Лютыми недуги и болезненными страстьми истязаему, Дево, Ты ми помози: исцелений бо неоскудное Тя знаю сокровище, Пренепорочная, неиждиваемое.

Тропарь, глас 2

Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари и от бед избави нас, едина вскоре предстательствующая.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

Страстей моих смущение, кормчию рождшая Господа, и бурю утиши моих прегрешений, Богоневестная.

Милосердия Твоего бездну призывающу подаждь ми, Яже Благосердаго рождшая и Спаса всех, поющих Тя.

Наслаждающеся, Пречистая, Твоих дарований, благодарственное воспеваем пение, ведуще Тя Богоматерь.

На одре болезни моея и немощи низлежащу ми, яко благолюбива, помози, Богородице, едина Приснодево.

Надежду и утверждение и спасения стену недвижиму имуще Тя, Всепетая, неудобства всякаго избавляемся.

Песнь 5

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.

Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия рождшая виновнаго.

Избави нас от бед, Богородице Чистая, вечное рождши избавление и мир, всяк ум преимущий.

Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто, просвещением Твоея светлости, Свет рождшая Божественный и превечный.

Исцели, Чистая, души моея неможение, посещения Твоего сподобльшая, и здравие молитвами Твоими подаждь ми.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Смерти и тли яко спасл есть, Сам Ся издав смерти, тлением и смертию мое естество ято бывшее, Дево, моли Господа и Сына Твоего, врагов злодействия мя избавити.

Предстательницу Тя живота вем и хранительницу тверду, Дево, и напастей решащу молвы, и налоги бесов отгоняющу и молюся всегда, от тли страстей моих избавити мя.

Яко стену прибежища стяжахом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скорбех, Отроковице, и просвещением Твоим присно радуемся; о Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси.

На одре ныне немощствуяй лежу, и несть исцеления плоти моей; но, Бога и Спаса миру и Избавителя недугов рождшая, Тебе молюся, Благой: от тли недуг возстави мя.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Ин кондак, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, ты нам помози; на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Стихира, глас 6

Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но приими моление раба Твоего: скорбь бо обдержит мя, терпети не могу демонскаго стреляния, покрова не имам, ниже где прибегну окаянный, всегда побеждаемь и утешения не имам, разве Тебе, Владычице мира, упование и предстательство верных, не презри моление мое, полезно сотвори.

Песнь 7

Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Наше спасение якоже восхотел еси, Спасе, устроити, во утробу Девыя вселился еси, Юже миру предстательницу показал еси: отец наших Боже, благословен еси.

Волителя милости, Егоже родила еси, Мати Чистая, умоли избавитися от прегрешений и душевных скверн верою зовущим: отец наших Боже, благословен еси.

Сокровище спасения и источник нетления Тя рождшую, и столп утверждения, и дверь покаяния зовущим показал еси: отец наших Боже, благословен еси.

Телесныя слабости и душевныя недуги, Богородительнице, любовию приступающих к крову Твоему, Дево, исцелити сподоби, Спаса Христа нам рождшая.

Песнь 8

Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

Помощи яже от Тебе требующия не презри, Дево, поющия и превозносящия Тя во веки.

Неможение души моея исцеляеши и телесныя болезни, Дево, да Тя прославлю, Чистая, во веки.

Исцелений богатство изливаеши верно поющим Тя, Дево, и превозносящим неизреченное Твое рождество.

Напастей Ты прилоги отгоняеши и страстей находы, Дево: темже Тя поем во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Воистину Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.

Тока слез моих не отвратися, Яже от всякаго лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая.

Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи.

Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров, и веселие.

Света Твоего зарями просвети, Дево, мрак неведения отгоняющи, благоверно Богородицу Тя исповедающих.

На месте озлобления немощи смирившагося, Дево, исцели, из нездравия во здравие претворяющи.

Стихиры, глас 2

Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, избавльшую нас от клятвы Владычицу мира песньми почтим.

От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя; к Тебе прибегаю, Благодатней, надеждо ненадежных, Ты ми помози.

Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе; о Владычице мира, буди Ходатаица!

Поем прилежно Тебе песнь ныне, Всепетой Богородице, радостно: со Предтечею и всеми святыми моли, Богородице, еже ущедрити ны.

Вся Ангелов воинства, Предтече Господень, апостолов двоенадесятице, святии вси с Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам.

Молитва первая

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О, Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О, Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты подаждь ми помощь, немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о пренепорочная и преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, благодатная, радуйся, обрадованная; радуйся, преблагословенная, Господь с Тобою.

Акафист Пресвятой Богородице. Похвала Пресвятой Богородицы.

Кондак 1

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Те раби Твои, Богородице; но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:

Радуйся, Невесто Неневестная.

Икос 1

Ангел предстатель с Небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом, воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая:

Радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет.

Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление.

Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима.

Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся.

Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения.

Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 2

Ведящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является; безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сице:

Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице; радуйся, молчания просящих веро.

Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно.

Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо.

Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение.

Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая.

Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети; младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми, яко песньми, вопияше к Богородице:

Радуйся, Отрасли неувядаемыя розго; радуйся, Плода безсмертнаго стяжание.

Радуйся, Делателя делающая, Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая.

Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот; радуйся, трапезо, носящая обилие очищения.

Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши.

Радуйся, приятное молитвы кадило; радуйся, всего мира очищение.

Радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная; уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша пастырие Ангелов, поющих плотское Христово пришествие, и, текше яко к Пастырю, видят Сего, яко агнца непорочна, во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша:

Радуйся, Агнца и Пастыря Мати; радуйся, дворе словесных овец.

Радуйся, невидимых врагов мучение; радуйся, райских дверей отверзение.

Радуйся, яко небесная срадуются земным; радуйся, яко земная сликовствуют небесным.

Радуйся, апостолов немолчная уста; радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте.

Радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, светлое благодати познание.

Радуйся, Еюже обнажися ад; радуйся, Еюже облекохомся славою.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 5

Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари, и яко светильник держаще ю, тою испытаху крепкаго Царя, и достигше Непостижимаго, возрадовашася, Ему вопиюще: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе Его, аще и рабий прият зрак, потщашася дарми послужити Ему и возопити Благословенней:

Радуйся, Звезды незаходимыя Мати; радуйся, заре таинственнаго Дне.

Радуйся, прелести пещь угасившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая.

Радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства; радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа.

Радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел.

Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая.

Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 6

Проповедницы богоноснии бывше волсви, возвратишася в Вавилон, скончавше Твое пророчество и проповедавше Тя Христа всем, оставиша Ирода, яко буесловна, не ведуща пети: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму; идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша, сих же избавльшися вопияху к Богородице:

Радуйся, исправление человеков; радуйся, низпадение бесов.

Радуйся, прелести державу поправшая; радуйся, идольскую лесть обличившая.

Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго; радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни.

Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме; радуйся, покрове миру, ширший облака.

Радуйся, пище, манны приемнице; радуйся, сладости святыя служительнице.

Радуйся, земле обетования; радуйся, из неяже течет мед и млеко.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго, вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный. Темже удивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа тварь, явлься Зиждитель нам, от Него бывшим, из безсеменныя прозяб утробы и сохранив Ю, якоже бе, нетленну, да чудо ведяще, воспоим Ю, вопиюще:

Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержания.

Радуйся, воскресения образ облистающая; радуйся, ангельское житие являющая.

Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози.

Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным; радуйся, рождшая Наставника заблуждшим.

Радуйся, Судии праведнаго умоление; радуйся, многих согрешений прощение.

Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, любы, всякое желание побеждающая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на Небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте Тому вопиющия: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное Слово: снизхождение бо Божественное, не прехождение же местное бысть, и рождество от Девы Богоприятныя, слышащия сия:

Радуйся, Бога невместимаго вместилище; радуйся, честнаго таинства двери.

Радуйся, неверных сумнительное слышание; радуйся, верных известная похвало.

Радуйся, колеснице пресвятая Сущаго на Херувимех; радуйся, селение преславное Сущаго на Серафимех.

Радуйся, противная в тожде собравшая; радуйся, девство и рождество сочетавшая.

Радуйся, Еюже разрешися преступление; радуйся, Еюже отверзеся рай.

Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, надеждо благ вечных.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу: неприступнаго бо, яко Бога, зряще всем приступнаго Человека, нам убо спребывающа, слышаща же от всех: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя, яко рыбы, безгласныя видим о Тебе, Богородице: недоумевают бо глаголати, еже како и Дева пребываеши, и родити возмогла еси. Мы же, таинству дивящеся, верно вопием:

Радуйся, премудрости Божия приятелище; радуйся, промышления Его сокровище.

Радуйся, любомудрыя немудрыя являющая; радуйся, хитрословесныя безсловесныя обличающая.

Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе; радуйся, яко увядоша баснотворцы.

Радуйся, афинейская плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая.

Радуйся, из глубины неведения извлачающая; радуйся, многи в разуме просвещающая.

Радуйся, кораблю хотящих спастися; радуйся, пристанище житейских плаваний.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Иже всех Украситель, к сему самообетован прииде, и Пастырь сый, яко Бог, нас ради явися по нам человек: подобным бо подобное призвав, яко Бог слышит: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем, к Тебе прибегающим: ибо Небесе и земли Творец устрои Тя, Пречистая, вселься во утробе Твоей, и вся приглашати Тебе научи:

Радуйся, столпе девства; радуйся, дверь спасения.

Радуйся, начальнице мысленнаго наздания; радуйся, подательнице Божественныя благости.

Радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, Ты бо наказала еси окраденныя умом.

Радуйся, тлителя смыслов упраждняющая; радуйся, Сеятеля чистоты рождшая.

Радуйся, Чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, верных Господеви сочетавшая.

Радуйся, добрая младопитательнице девам; радуйся, невестокрасительнице душ святых.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву, невещественный бо вжигающи Огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая, званием же почитаемая сими:

Радуйся, луче умнаго Солнца; радуйся, светило незаходимаго Света.

Радуйся, молние, души просвещающая; радуйся, яко гром враги устрашающая.

Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение; радуйся, яко многотекущую источаеши реку.

Радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну.

Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющая радость.

Радуйся, обоняние Христова благоухания; радуйся, животе тайнаго веселия.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодать дати восхотев долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бо вселився утробе содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех:

Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая.

Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое.

Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных.

Радуйся, Церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено.

Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадают врази.

Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангел предстатель…» и 1-й кондак «Взбранной Водеводе…».

Молитва

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, Помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступнице, печальных утешение, алчущих Кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносные язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

История Праздника

Праздник Похвалы Богоматери, сопровождающийся чтением акафиста (хвалебных текстов), установлен в VII в., а начиная с IX в. этот праздник отмечается в субботу пятой недели Великого поста. В основе его - воспоминание о спасении Константинополя от аваров в 625 году. В тот год император Ираклий отправился в поход против персов. Этим воспользовались авары и осадили город с моря. Тогда патриарх Сергий вынес чудотворную икону Богоматери Одигитрии (по некоторым версиям - ризу Богоматери) на берег Босфора и погрузил ее в воды залива. И тут же на море началась буря, разметавшая вражеский флот, после чего осада Константинополя была снята. В память о чудесном избавлении и был установлен праздник. Икона, спасшая Константинополь от аваров хранится ныне на Афоне, в монастыре Дионисиат. А память этих событий сохранилась в песнопении «Взбранной Воеводе», со временем ставшем запевом к Акафисту Богоматери (благодарственный неседальный гимн).

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни - риза и пояс; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.
Свое название «Акафист» («неседален»)получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других службах по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем Похвалу стоя.

Особенности Богослужения

Акафист - это есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским “Аллилуйя”, каждый икос - приветствием архангела “Радуйся…”. Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: “Взбранной Воеводе…” и пр.

«Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48)» . Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. По мысли профессора – богослова К.Е. Скурата в них заключен глубокий пророческий смысл. «Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять “все роды”! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что, согласно этому предопределению, с радостью приняла святая Вселенская Церковь.

Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать.»

Иконография Похвалы Богородицы

В XIV-XV вв. складывается и иконография «Похвалы Богородицы», своего рода гимн в красках, в котором, как и в Акафисте, раскрывается тема величания Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога.

В основу иконографии положены пророчества и прообразы Божией Матери в Ветхом завете. Если сама история жизни Богородицы как история земной Девы Марии начинается с ее рождения, произошедшего в определенный момент в городе Назарете, то идея предвечного Божественного замысла о появлении Ее среди человечества и «уготовании» для воплощения Господа пронизывала, согласно христианскому толкованию, все священные книги Ветхого Завета. Св. Андрей Критский считает, что «нет ни одного места во всем Богодухновенном Писании, где бы внимательный исследователь не увидел разных, повсюду рассеянных на Нее (Божию Матерь) указаний». Объясняя обращенные к царю Давиду слова Господа: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс 131. 11), прп. Иоанн Дамаскин отмечает, что «от племени Давида» «прозябла» Дева Мария, «предопределенная Предвечным… Советом Божиим и чрез Святого Духа как представленная, так и предвозвещенная различными образами и словами Пророков».

Средник иконы с изображением «Похвалы Богоматери» и ее клейма, иллюстрирующие Акафист, составляют одну тему, связаны общими образами и символами. Иконография «Похвалы» сформировалась под влиянием нескольких гимнографических сочинений, в первую очередь, текста песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев ».

Одним из примеров является икона «Похвала Богородицы» с акафистом в двадцати четырех клеймах. (Середина 16 в. , Москва. Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Государственный Русский Музей).

В Ветхом Завете даны были многие предуказания главнейших обстоятельств жизни Пресвятой Богородицы: происхождение Ея от рода Давидова, нравственные совершенства, Богоматернее величие, приснодевство, прославление, — все это преднаписано у святых пророков.

В иконографии «Похвалы Богородицы» вокруг восседающей на троне Марии мы видим одиннадцать фигур пророков, протягивающих Богородице развернутые свитки с текстами своих пророчеств, посвященных чуду воплощения Христа, и атрибуты- символы, с которыми она сравнивается в ветхозаветных текстах.

Аввакум с Горой «Приосененной», Иеремия с каменными Скрижалями Завета;

Один из особенно значимых прообразов Богоматери– Ковчег Завета. Это величайшая святыня, так как в нем находились Скрижали Завета. А что представляли собой Скрижали Завета? Это камень, на котором было начертано Слово Божие. Скрижали Завета – образ Христа. Как на камне Слово стало видимым, когда Бог написал заповеди, так и Христос – это Воплощенное Слово. И как в Ветхом Завете не было ничего выше Скрижалей Завета, так в Новом Завете нет ничего выше Христа. Ковчег всегда осмыслялся отцами Церкви как прообраз Божией Матери: в ней воплотилось Божественное Слово, Она являлась Его носительницей.

Таинственную гору видит Пророк Аввакум: «Бог от юга приидет и Святый из горы приосененныя чащи» (Авв. 3: 1–3). «Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из Тебя изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление» – воспевает Церковь Богородицу в ирмосе 4 песни воскресного канона 1 гласа.

Иезекииль с затворенными вратами, Иаков с лествицей;

К числу прообразов приснодевства Божией Матери могут быть отнесены врата храма, которые в видении были показаны прор. Иезекиилю, «Не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44. 1-2). В этом прообразном видении весь догмат Приснодевства Богородительницы. «Девственная похвала», «девство и рождество сочетавшая» то, что иконографии изображается в трех звездах на мафории: «до рождества Дева, в рождестве Дева, и по рождестве Дева».

Иаков, уснувший по дороге в Харан увидел лестницу, которая «стоит на земле, а верх ее касается неба» (Быт. 28, 10-16). Ангелы Господни, и восходившие и нисходившие по ней, и глас Господень к Иакову, убоявшемуся этого видения, сама лестница, как бы в далеком будущем проображавшая соединение двух миров, «земного и небесного», человечества и Божества- все это слабое предуказание о грядущем избавлении и спасении, об образе Пречистой Богородительницы, о Которой еще в раю было предсказано изгоняемому Адаму.

Аарон с процветшим жезлом;

В ковчеге завета, по Божию повелению, был положен и чудесно прозяб и процвел жезл Ааронов:«И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их. На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали.» (Чис. 17, 6-8). Этот жезл прообразовал Пресвятую Деву Богородицу. Она произошла от безплодных родителей подобно тому, как процвел сухой жезл: «произрастение сухаго жезла указало Израилю предъизбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от безплодной чудно являет светлое достоинство родивших». «Из корене прозябшая Давидова и Иессеева, Анна ныне растити начинает божественный жезл, прозябший таинственный цвет — Христа, всех Зиждителя».

Гедеон с руном;

Гедеон, пятый судья Израильскаго народа, выслушав от Ангела волю Божию — идти и избавить отечество от власти мадиамлян, пожелал получить знамение в удостоверение того, что на это дело есть благословение Бoжиe. Избранное им самим знамение было такое: на руно (кожу овцы), положенное им на гумне, ночью сошла обильная роса, тогда как вся земля вокруг была суха; в другую же ночь земля была омочена росою, а лежавшее на гумне руно осталось совершенно сухим (Суд. 6. 33-40). Bсе обстоятельства этого чуднаго события имеет отношение к лицу Пресвятой Богородицы. Гумно, в таинственном смысле, знаменовало избранный народ Божий. Руно — Пречистая Дева, по толкованию св. Церкви. «Радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон предвиде» (стихира субботы 5 –й недели Великого Поста). Одушевленное руно — Дева была обильно орошена благодатию Божиею; тогда как, в то же время, язычники и самые Израильтяне были духовно сухими — от зноя суеверия и неверия. Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росою: так и Дева, по рождестве Господа, не потерпела изменения, между тем, как земля увлажилась росою истинной веры.

Моисей с Купиной;

Именование Пресвятой Девы «Неопалимая Купина» свое объяснение находит в видении пророком Моисеем горевшего, но не сгоравшего куста (слав. «купины») — Исх. 3. 2, где сам куст выступает в качестве прообраза одновременно материнства и девства Божией Матери «Мне кажется,- пишет свт. Григорий Нисский, — (что) сию тайну предузнал и великий Моисей во время бывшего ему Богоявления в огне…». И добавляет — «что там (т.-е. в Ветхом Завете) предъизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы; как там купина горит и не сгорает: так и здесь (т.-е. в Новом Завете) Дева раждает свет и пребывает нетленна». По этой причине св. Церковь именует Богоматерь «неопалимою купиною», а христианское искусство нередко изображает Ее окруженною огненным сиянием.

Даниил с горой;

В книге Пророка Даниила (Дан. 2, 31 — 35) описывается удивительное видение царя Навуходоносора: он видел великое тело, составленное из разных веществ — золота, серебра, меди, железа, глины — и вот «отторжеся камень от горы без рук, и удари тело в нозе железны и скудельны, и истни их до конца… Тогда сотрошася вкупе скудель, железо, медь, сребро и злато, и бысть яко прах от гумна летня; и взят я премногий ветр, и место не обретеся им; камень же, поразивый тело, бысть гора велика, и наполни всю землю». Такова и была, действительно, судьба четырех великих царств: Вавилонскаго, Мидо-Персидскаго, Македонскаго и Римскаго. Камень (Господь Иисус Христос), отделившийся без рук от горы (Пресвятыя Богородицы), сокрушил смесь, из которой был составлен древний языческий мир, и положил начало новому царству, «еже во веки не разсыплется». «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества» воспевает Церковь Богородицу в ирмосе 9 песни воскресного канона 4 гласа).

Давид с ковчегом;

В псалме 86, ст. 3, говорится: “преславная глаголашася о тебе, граде Божий”. Град Божий — это Иерусалим, столица Иудейскаго царства. С самаго начала Иерусалим был маловажным городом страны Иевусеев, одного из племен Ханаанской земли. Потом, когда царь Давид завоевал его, сделал столицею своего царства и построил в нем дом для себя, — слава его возрастала более и более. Преемник Давида, Соломон, воздвиг в Иерусалиме великолепный и единственный во всем мире храм истинному Богу, и в трогательных словах, при освящении храма, просил Господа, чтобы Он внимал здесь молитвам не только Израильтян, но иноверцев и иноплеменников. С этого времени в Иерусалим стали стекаться во множестве не только Иудеи, но и язычники, и о граде Божием, который благоволил Господь сделать жилищем Своим, возвещали великое во всем миpе. Пресвятая Дева в отношении славы Своей, по учению св. Церкви, подобна городу Иерусалиму. Она — “град всех Царя, преславная и достослышанная о Нейже глаголана быша яве”, “чертог и престол Царствующаго, град избранный”. Происходя из царственнаго рода Давидова, Пресвятая Дева вначале, подобно Иерусалиму, не имела никакой внешней славы, была смиреннейшею из дев своего народа. Но сделавшись Богоизбранною Материю Спасителя миpa, Она прибрела единственную и всемирную славу. Богоматерь, согласно предсказанию Ея, ублажают все роды.

Исаия с клещами.

Исайя - один из четырех великих пророков, называемый также ветхозаветным евангелистом по ясности своих пророчеств. Согласно тексту книги, в видении Исайе предстает Господь на престоле в окружении Сил Небесных. И к Пророку как к человеку с нечистыми устами посылается Серафим: “Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен” (Ис 6:6–7) В толковании на Исайю святителя Василия Великого сказано: то, что Серафим взял угль клещами, символизирует неприступную святость алтаря, а угль означает Воплощение как соединение огня и вещества землистого, грубого; природа этого огня та же, что и крещение Духом и огнем (Мф 3:11). Священномученик Мефодий Патарский называет руки Богоматери клещами, несущими Христа Симеону; гимнограф Иоанн Монах говорит, что Богоматерь есть умственные, мысленные клещи, несущие угль пламенеющий, то есть истинного Христа; святитель Софроний Иерусалимский заключает, что клещи, как сказано пророком Исайей, означают Деву, возносящую Хлеб Небесный. Углем называют Господа Иисуса Христа и церковные песнопения, клещами же - руки Богоматери. 2-й тропарь 5-й песни канона преподобного Косьмы Маюмского на Сретенье: “Огнь, - рече, носиши, Чистая / Младенца боюся объяти Бога / Света Невечернего и миром владычествующа” ; 3-й тропарь: “Ты, якоже клещами, руками просвещаешь мя, подавши, Егоже носиши” . Отрывок минейного чтения на Сретенье: “Угль, проявлейся / Божественному Исайи, - Христос, яко клещами, / руками Богородицы / ныне старцу дается” . В песни на память Исайи говорится о Рождестве и Воплощении: “Угля Мысленного, Чистая Богоневесто, Исайя Егоже виде носиши на руку, Богомати, зраку нашему соединяема и миру спасение светло подающа, тем Тя вси величаем”.

Внизу в центре изображен коленопреклоненный пророк Валаам , указывающий на звезду. Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе, воплощении Его от Богородицы: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17)

В изображения всех прообразовательных символов включены голубые медальоны с образом Богоматери.

Для семантики образа «Похвалы» существенны как поза Богоматери, представленной сидящей на престоле с раскрытой перед грудью ладонью (подобно тому, как Она изображена в сцене Благовещения), так и мотив побега, образующего фигуры восьмерки и обрамляющего фигуры Христа и Богоматери. Эти особенности, а также тексты развернутых пророческих свитков акцентируют основную тему Божественного Воплощения, предсказанного пророками и свершившегося через Деву Марию.

Полуфигура Спаса Эммануила над Ней- символ воплощенного Христа Предвечного. Ветви голубых побегов, окружающих Богоматерь и Спаса, напоминают о Древе Иессеевом (Ис. 11. 1) и соответствуют многочисленным поэтическим уподоблением Христа Древу Жизни, а Богоматери - лозе виноградной, раю цветущему. Древо Иессеево символизировало единство Ветхого и Нового Заветов, а прославление Богоматери — «посредницы закона благодати… яснейшему исполнению всякого пророчества» — раскрывало основной догмат новозаветной церкви о вочеловечившемся Боге.

По периметру иконы располагаются клейма, передающие содержание кондаков и икосов Акафиста. Изображение Благовещения в различных иконографических изводах часто повторяется несколько раз в качестве иллюстраций, как правило, к первым 3 икосам. Основой для иконографии первых 12 композиций цикла в равной мере послужили традиционные изображения Господских праздников и эпизодов цикла Жития Богоматери в соответствии с Евангелиями и апокрифическим Протоевангелием Иакова. Следующие 12 иллюстраций, не связанные с евангельским повествованием, изображают прославление Богоматери (или Ее иконы) и Христа небесными силами и родом земным (апостолами, мучениками, преподобными, святителями, царями, верными). Однако и во второй части Иконографии Акафиста Богородице встречаются изображения Господских праздников, например Сошествие во ад.

Состав композиций и полнота иллюстративного повествования Акафиста Богородице значительно варьировались в разных средневековых памятниках. Разнообразные варианты цикла Акафиста Богородице получили унифицированную структуру в поствизантийских руководствах и подлинниках. Например, в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывается иллюстрировать каждый из икосов Акафиста Богородице следующим образом:

  • К первым 3 икосам «Ангел Предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: Радуйся!…», «Видящи Святая Себе в чистоте…», «Разум недоразумеваемый, разумети Дева ищущи…»- «Благовещение» в разных иконографических изводах
  • 4-й «Сила Вышняго осени тогда к зачатию браконеискусную…» — схождение Св. Духа на Богоматерь, (в русских изводах, этот икос иллюстрировался изображением «Благовещения» — например, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре);
  • 5-й «Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети…» — встреча Марии и Елисаветы, Иосифа и Захарии (капелла св. Григория Богослова церкви св. Климента в Охриде);
  • 6-й «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся…» — сомнения Иосифа (капелла св. Григория Богослова ц. св. Климента в Охриде);
  • 7-й «Слышаша пастырие ангелов поющих плотское Христово пришествие…» — Рождество Христово (церковь св. Николая Орфаноса в Фессалонике);
  • 8-й «Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари…» — скачущие на конях волхвы, узревшие Вифлеемскую звезду (церковь св. Николая Орфаноса в Фессалонике);
  • 9-й «Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу, Создавшаго рукама человеки… » — поклонение волхвов (церковь св. Николая Орфаноса в Фессалонике);
  • 10-й «Проповедницы Богоноснии бывше волсви…» — путешествие волхвов (церковь св. Николая Орфаноса в Фессалонике);
  • 11-й «Возсиявый во Египте просвещение истины…» — бегство в Египет (церковь Пантократора в Дечанах);
  • 12-й «Хотящу Симеону от нынешняго века претавитися прелестнаго…» — Сретение (церковь Пантократора в Дечанах);
  • 13-й «Новую показа тварь явлься Зиждитель, нам от Него бывшим… » — Христос благословляет, под ним лики всех святых (трапезная Великой лавры на Афоне);
  • 14-й «Странное Рождество видевше, устранимся мира…» — Богоматерь с младенцем, Ей предстоит лик преподобных (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля);
  • 15-й «Весь бе в нижних, и вышних никакоже отступи неописанное Слово…» — Христос в небесах благословляет апостолов и людей (ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике);
  • 16-й «Всякое естество Ангельское удивися, великому Твоего вочеловечения делу…» — Христос благословляет среди ангельских ликов (капелла св. Григория Богослова церковь св. Климента в Охриде);
  • 17-й «Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе Богородице…» — Богородица с младенцем в окружении «витий» (ораторов) (капелла св. Григория Богослова церковь св. Климента в Охриде);
  • 18-й «Спасти хотя мир…» — Расскрывается тема вольных страданий. Например, Христос, беседующий с апостолами, идет по горам. В средневековых памятниках обычно или «Сошествие во ад», напр., в церкви св. Димитрия Маркова монастыря, или «Христос во славе», напр., в церкви Пантократора в Дечанах);
  • 19-й «Стена еси девам Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим… » — Богородица с младенцем в окружении дев (церковь св. Димитрия Маркова монастыря);
  • 20-й «Пение всякое побеждается спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих…» — Христос на престоле в окружении ангелов благословляет, внизу святители и преподобные (церковь св. Димитрия Маркова монастыря);
  • 21-й «Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим святую Деву…» — Богородица с Младенцем (или свечой) на облаке, вокруг нее блистает свет, в пещере коленопреклоненные люди, взирающие на нее (церковь св. Димитрия Маркова монастыря);
  • 22-й «Благодать дати восхетев долгов древних…» — Христос раздирает хартию с письменами рукописания Адама (церковь св. Димитрия Маркова монастыря);
  • 23-й «Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм Богородице…» — Богородица с Младенцем, вокруг нее поющие архиереи, священники, диаконы (капелла св. Григория Богослова церковь св. Климента в Охриде);
  • 24-й «О Всепетая Мати..» — Богородица с Младенцем, вокруг Нее цари, священники, архиереи, преподобные (трапезная Великой лавры на Афоне).

Уже в палеологовскую эпоху сложилась устойчивая традиция историзованного иллюстрирования 23-го и 24-го икосов (в русской традиции 12-го икоса и 13-го кондака), а иногда и др. икосов 2-й половины Акафиста Богородице либо проимия (зачин, вступление) «Взбранной Воеводе… ». В таких иллюстрациях изображалась сама служба А. Богородице с литией или поклонением иконе Божией Матери, что отражало реальные константинопольские процессии с иконами Богоматери. Эта традиция распространилась в иллюстрациях к Акафисту Богородице уже в кон. ХIII-ХIV в.

В циклах Акафиста Богородице палеологовской эпохи 2-й проимий иллюстрировался сравнительно нечасто, но уже в это время сложилось 2 основных иконографических типа: образ Богоматери или лития с иконой Богородицы, а также изображение осады Константинополя, включавшее элементы осад города разных лет. Этот второй тип иллюстрирования проимия привился и на Руси и известен по росписям XVI-XVII вв., а также по некоторым иконам XVII в.: Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, кон. XVI в.; Успенского собора Московского Кремля, 1642-1643 гг.; церковь Ризположения Московского Кремля, 1644 г.; Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1641 г.; «Благовещение с Акафистом» из церкви Св. Троицы в Никитниках (Москва), 1659 г.

Т. Н. Михельсон высказывала предположение, что начиная с ХV в. в памятниках московской школы при изображении осады в Акафисте Богородице могла сложиться традиция сопоставления авар с монголо-татарами и Константинополя с Москвой.

Список используемой литературы:

  1. Пивоварова Н. В. , Икона «Похвала Богоматери» с акафистом в двадцати четырех клеймах // Русский музей представляет: Святая Русь / Альманах. Спб. , 2011.
  2. Православная энциклопедия, 5 том. Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2002
  3. «Пречистому Образу твоему поклоняемся…». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. Государственный Русский музей, 1995.
  4. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ея.На основании Священного Писания, свидетельств св. Отцов и церковного придания. Москва, 1904 г. http://deva-maria.narod.ru/zitie9.htm
  5. Очищение уст пророка Исаии, альманах «Альфа и Омега», № 24, 2000 г. Автор — Юлия Садовская.
  6. http://uspenie.paskha.ru/word/Testament/&job=print по статье архим. Киприана (Керн)

Подготовила Вероника Афанасьева