Можно ли отказаться крестить ребенка. Можно ли отказаться быть крестным или крестной? Кто может быть крестными родителями

Дорогая редакция!

Вы пишете, что ваш журнал - для сомневающихся.

Поэтому когда приятель обратился ко мне с просьбой стать крестным отцом его сына - я согласился, практически не раздумывая. Конечно, я понимал, какая это большая ответственность - быть восприемником малыша. Тем более, что родители его (т.е. мой приятель и его жена) особой церковностью не отличались. Отец - по сути, неверующий, хотя и не был против ("Пусть женщины поиграют в религию. Сейчас все крестят детей. А мы разве хуже?"). Мама - ближе к Церкви, но тоже "понимает", что в жизни есть и другие, более "серьезные"дела ("В конце концов, мы же не фанатики какие-нибудь"). Все это я знал, но согласился, предупредив родителей, что к своим обязанностям крестного собираюсь относиться всерьез: ребенка причащать, водить в храм и т.д. Они не были против.

Мы действительно пару раз носили младенца в храм к Причастию. После службы, по дороге домой, я долго и, как мне казалось, умно, рассказывал о важности Таинства Причастия, о жизни Церкви. Мама улыбалась, папа (который сам в храм никогда не ходил, но ждал нас дома - на "рюмку чаю") тоже был благосклонен, а я себя чувствовал чуть ли не князем Владимиром в отдельно взятой семье.

Но вот как-то раз я решил навестить крестника. Взял иконку в подарок, конфеты к чаю... За чаем говорили обо всем, как обычно. Но вдруг Таня (мама моего крестника) сказала: "Кстати, Сережа, я тут статью недавно прочитала про Храм Христа Спасителя... Ужас просто. Специально для тебя оставила". Я быстро пробежал глазами небольшую публикацию (сейчас даже не вспомню, из какой газеты), в которой говорилось, что установленные на Храме Христа барельефы сделаны не из мрамора, а из пластика или чего-то в этом роде. Я сначала даже не понял, почему это так задело Таню. В принципе, все бульварные газетенки не преминули лишний раз «лягнуть» Церковь. Ну и что! "Как! - возмущалась Татьяна, - кричали "Символ, символ!", а теперь народ обманывают!" Я пытался сказать, что не верю этим журналистам, что им плевать и на Храм Христа, и на веру. Единственная цель таких публикаций - еще раз очернить Церковь, еще раз пнуть ее. Но Татьяна совершенно не хотела меня понимать. На помощь ей пришел и муж: "Да как ты можешь защищать всю эту аферу с Храмом Христа Спасителя! Вытянули у народа деньги, на которые, кстати, столько церквей можно было восстановить. Да и вообще, что тут неясного, я всегда говорил, что все попы - хапуги... Дурят простой народ. Почитай, - кричал он мне, - хотя бы Некрасова". Я тоже стал горячиться, объясняя им, что деньги, полученные на Храм Христа Спасителя, только на него и дали, что их никто никогда бы на другие церкви не получил. Что это действительно важный символ для всего народа. Да и вообще дело не в этом, нужно понимать, как сейчас всем сложно. Но меня уже никто не слушал. Вслед за Некрасовым вспомнили и "Сельский крестный ход на Пасху", и отлучение Толстого и Рерихов, и попов на "мерседесах", и конечно же, опальный фильм Скорцезе.

Страсти накалялись, и я вдруг, сам того не желая, еще подлил масла в огонь: Зачем же вы тогда Петьку-то крестили, если Церковь у вас такая плохая!?" Ответ Тани меня ошеломил: "А что крестили! Нуда. Вера - она в душе. Пока пусть растет, смотрит. Вот мы тебя позвали в крестные. Вырастет Петенька, у него будет школа, двор, друзья всякие. И ты. Ты - человек церковный, расскажешь о вере. А он пусть сам и выбирает. Мы же не запрещаем!"

Такого оборота я совсем не ожидал! Конечно, я понимал, что мы крестили младенца в нецерковной семье, но я так надеялся, что, помогая мальчику, мы вместе с родителями будем "возрастать в вере". Тем более, что они меня так слушали всегда, с таким интересом неподдельным. И вдруг: Церковь для них в лучшем случае - лакировка старины, этакий музей-заповедник, а в худшем - не более, чем ненужный институт для обмана народа. Не помню, как мы тогда сгладили острые углы. Расставание было не очень приятным...

Меня же этот разговор совершенно выбил из колеи. Как, - думал я, - как же я буду крестным, если они (родители) и не собираются воспитывать сына в православии? Что же мне делать? Как я ни пытался найти окончательный ответ, ничего не получалось. Все разговоры о трудностях креста крестного и советах молиться о родителях стали казаться мне отговорками тех, кто не хочет всерьез заниматься этой проблемой. И только совсем недавно один очень уважаемый мною священник несколько прояснил для меня ситуацию. В ответ на мои излияния он довольно жестко сказал: "Я вообще считаю, что нужно очень осторожно подходить к крещению младенцев. А то мы крестим всех, а в вере их никто не воспитывает. Это ты вот мучаешься, а большинство крестных и лба-то перекрестить не могут, не то что крестнику чего рассказать. Вот и получается профанация. Между прочим, в ранней Церкви не крестили детей язычников, а только детей в христианских семьях, способных дать младенцу основные понятия о вере. Но что делать, сегодня время другое". Да, это действительно так. И я теперь не всегда убеждаю своих знакомых непременно крестить их маленьких детей, если сами родители - далеко не церковные люди. Но все чаще я задаю себе один и тот же вопрос: А может быть, зря я стал крестным?

Сергей Лисицкий, 31 год, г. Москва

"МОЙ ЛЮБИМЫЙ КРЁСТНЫЙ..."

О проблеме крестных наш корреспондент беседует с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, ректором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (г. Москва).

Корр.: Отец Владимир, как бы Вы прокомментировали письмо, что бы посоветовали его автору?

О.В.: Прежде всего, автору письма не нужно конфликтовать с родителями крестника. Потому что сейчас, когда он уж стал крестным (ведь он мог отказаться сначала) - надо помнить свою главную цель. А цель эта - любовью "привязать" ребенка к Богу, своей любовью и примером показать ему путь к Церкви. Если он будет конфликтовать с родителями, то ему это не удастся сделать. Поэтому лучше решать все проблемы миром.

Нужно суметь показать светлый и добрый путь. Сейчас в жизни так мало по-настоящему светлого, радостного, такой дефицит любви, что естественно душа ребенка к ней тянется. И если ребенок почувствует любовь крестного, то он обязательно прилепится к нему, обязательно полюбит и захочет воспринимать, что крестный говорит, захочет быть похожим на него.

Корр.: Вы сказали, что можно было отказаться...

О.В.: Да, отказаться можно. Я, правда, не стал бы давать конкретных рецептов, "моделировать" возможные ситуации... Ведь душа человека - это тайна. И исходя только из каких-то рациональных, даже канонических, юридических соображений часто не удается принять правильное решение. Необходимо молиться Богу, просить, чтобы Господь помог почувствовать сердцем - как поступить.

Корр.: Отец Владимир, но все-таки если человек, помолившись и заглянув в себя, понимает, что он не может быть крестным. Как ему объяснить это людям так, чтобы их не обидеть? Я вот некоторое время назад отказался быть крестным у взрослого уже человека - своего друга - так он на меня до сих пор обижен...

О.В.: Вместо ответа расскажу Вам такой случай. Недавно один священник из нашего института ездил со студентами в миссионерскую поездку на север, на Пинегу. Там они увидели тяжелую картину. Большой поселок, в котором один маленький молитвенный дом, верующих мало, священника нет. Наш батюшка там служил, крестил желающих. Сначала народ отнесся к нему с подозрением по очень простой причине: священник, который раньше там был, брал большие деньги за Крещение, делал все очень формально (кстати сказать, больше он не является священником Русской Православной Церкви, перешел в

"филаретовский" раскол). Поэтому и нашего батюшку народ встретил не очень приветливо. Но когда люди увидели, что он крестит бесплатно, что с ним хорошие ребята приехали, помогают, поют, что все делается с любовью, то народ просто "повалил" в храм...

В один из дней во время Литургии к Причастию подходили дети, которые накануне крестились. Потом оказалось, что среди них был мальчик некрещеный - детей много и запомнить всех батюшка не мог, и его тоже причастили. Когда мальчика спросили: "А ты крещеный?" Он ответил, что нет, но пришел креститься. Просто не знал, что причащаются уже после Крещения. Всех причащали, он и решил, что надо причащаться. Потом выяснилось, что у этого мальчика мать алкоголичка, отец повесился, два брата утонули в реке, сестра - тяжело больна полиомелитом. Мальчику 10 лет, а ростом он с семилетнего. Он плохо очень питается, плохо развит физически, но очень хороший и сообразительный. Крестного для него найти было невозможно, но он очень просил, чтобы его крестили. Тогда один из наших студентов согласился быть крестным - без крестного мальчика крестить нельзя. После Крещения мальчик от наших миссионеров уже не отходил. Появлялся в 7 утра и уходил в 12 ночи. И за эти несколько дней научился читать по-славянски, стал помогать на службе: подавал кадило, ходил со свечой - и видно было, что внутренний благодатный свет появился в его душе. Уезжая, ребята сказали ему, чтобы помогал, когда приедет новый священник. И он ответил: "Да, я буду ждать и помогать".

Правильно сделал этот студент, что согласился быть крестным? Конечно, ездить туда на север он часто не сможет, но он будет за него молиться, будет письма писать. Неужели лучше было отказаться? Не крестить, потому что крестного нет? А где там найдешь крестного?

Я бы сказал так. Отказаться можно, когда ваш отказ не повлечет отказа от Крещения вообще.

Корр.: О.Владимир, вот Вы сказали, что без крестного нельзя ребенка крестить. Но ведь, наверное, так было не всегда? Какова вообще история "института" крестных?

О.В.: Уже апостолы крестили многих людей. Они были взрослыми и принимали крещение совершенно свободно и сознательно. Никакое насилие здесь недопустимо.

Вообще - это не магия, не колдовство, не волшебный обряд, защищающий от болезней, бед, сглаза и других неприятностей или дающий земное благополучие. Крещение не делает человека "настоящим греком или русским" и не создает "необходимые условия для дальнейшего экстрасенсорного лечения". Это христианское таинство, которое, по словам Христа, рождает человека водою и духом в новую жизнь с Богом. И эту жизнь человек должен выбрать сознательно, сам.

Конечно, во времена апостолов, при таком понимании таинства вопрос о крещении младенцев стоять не мог и не стоял.

Но как только появились первые христианские семьи, сразу возникла острая проблема: младенцы, которые не могли сознательно принять крещение, оказывались лишенными той благодати, в которой жила вся семья. Получалось, что дети не могли быть членами Церкви, к которой принадлежали старшие члены семьи. А ведь Господь сказал: "Не возбраняйте детям приходить ко Мне" (Мф. 19, 14).

Этот абсурд, конечно, не мог быть терпим. Церковь сознавала себя Телом Христовым (Еф. 1, 22-23) -единым богочеловеческим организмом, каждый член которого является не отдельным индивидуумом, а частью одного живого целого, и поэтому, естественно, уже первые христиане стали крестить своих детей. Но важно помнить (особенно сейчас, когда религиозная ситуация в России так напоминает Римскую империю раннехристианских времен), что Церковь не просто согласилась крестить всех подряд младенцев. Речь шла о детях в ХРИСТИАНСКИХ семьях, т.е. там, где были гарантированы воспитание и жизнь в Церкви. Как справедливо заметил священник автору письма Сергею, христиане не крестили младенцев из языческих семей.

Именно потому, что пребывание ребенка внутри Церкви было самым важным условием для Крещения, Церковь (помимо церковности родителей) утвердила еще одно непременное требование: при Крещении младенца поставляется дополнительный гарант - восприемник.

Корр.: То есть крестный?

О.В.: Да, хотя это слово сначала не употреблялось. Восприемник - это человек, который не просто "присутствует" при Таинстве Крещения, но перед Богом принимает на себя обязательства и ответственность по церковному воспитанию ребенка.

Корр.: Батюшка, а действительно необходимо, чтобы у младенца было два восприемника?

О.В.: Нет. Совершенно необязательно. Более того, по канонам Вселенских Соборов при крещении девочки необходима лишь восприемница, при крещении мальчика - восприемник. Гораздо позже на Руси для каждого ребенка стали звать двоих восприемников. Тогда же и родилось уподобление их родителям по плоти. А отсюда произошли и соответствующие имена: крестная мать и крестный отец.

В действительности в Таинстве Крещения совершается ДУХОВНОЕ РОЖДЕНИЕ человека по благодати, и Отцом в этом рождении является Сам Бог, а Матерью - Святая Церковь. Эту мысль подчеркивают широко известные слова святого III века - священно-мученика Киприана Карфагенского: "Кому Церковь -не мать, тому Бог - не Отец".

Корр.: Отец Владимир, в чем, по учению Церкви, состоят основные обязанности восприемников?

О.В.: Восприемники принимают на себя ответственность за воспитание ребенка. Поэтому в чине оглашения* они произносят крещальные обеты и исповедуют православную веру от лица младенца. Этим они обязуются вырастить его таким, чтобы он и эти обеты, и исповедание считал своими. Именно поэтому совершенно абсурдной и профанирующей Таинство является ситуация, когда на крестинах выясняется, что крестные не знают Символа веры, или, того хуже, не могут правильно перекреститься.

Ни для кого не секрет, что среди людей не вполне церковных, но все же желающих крестить своих детей, очень часто встречается стремление выбрать крестных из среды своих приятели, подруг или "полезных" знакомых, потому что крестины - хороший повод попраздновать и "покумиться", вступить в полезные и приятные "родственные" отношения. Если при этом родители и восприемники не собираются обеспечить младенцу церковную жизнь и воспитание, т.е не будут его часто причащать в Церкви, учить вере и молитве, заповедям, прививать любовь к храму и т.д., то это значит, что с их стороны совершается профанация Таинства Крещения.

Корр.: А что с церковной точки зрения значит эта профанация?

О.В.: Все Таинства дарованы Богом для нашего спасения. Но они могут совершаться и "в осуждение" человеку (т.е. вместо ожидаемой пользы принести вред). Если человек приступает к Таинству без должной веры и серьезности, то последствия греха (профанация Таинства) скажутся и на родителях, и на крестных, и, возможно, на самом ни в чем не повинном младенце по вине его ближайших взрослых родственников. В этом нас убеждает печальный опыт.

Чтобы понять, что я имею в виду, представьте себе такую картину. Зимой мать затапливает в доме печку, зажигает керосиновую лампу. В доме делается тепло и светло, на печке она готовит необходимую пищу. Но если она неправильно, легкомысленно обращается с огнем, то может случиться пожар, в котором сгорит и дом, и дети, и она сама. Без огня жизнь невозможна, но огонь требует надлежащего отношения. Так и без Крещения не будет настоящей жизни. Но креститься нужно с верой и желанием жить дарованной жизнью.

Корр.: И все-таки я хотел бы вернуться к началу беседы: вправе ли человек отказаться быть крестным?

О.В.: Я в первые годы священства несколько раз отказывался крестить, когда ко мне приходили прямо "с улицы". И каждый раз, когда это происходило, меня мучила совесть. Я не находил себе места. Исходя из канонических соображений я поступал совершенно правильно: я не имел права крестить. Но почему-то душа не могла успокоиться, совесть меня просто мучила. Когда же я поступал совершенно наоборот: крестил, хотя люди были совершенно не готовы, и старался добрым отношением и лаской дать почувствовать, что В ЦЕРКВИ ХОРОШО, старался сделать так, чтобы им ЗАХОТЕЛОСЬ ОСТАТЬСЯ, на душе было спокойно и радостно! Поэтому, мне кажется, что рационализирующие церковную жизнь "ревнители порядка", апеллирующие сегодня в вопросах о Крещении к древним церковным преданиям, чаще всего - просто неразумные дети по сравнению с теми мудрыми простыми батюшками, у которых меньше учености, но больше любви и духовной интуиции.

Корр.: Отец Владимир, но ведь Вы сейчас говорите больше о задачах священника?

О.В.: Образ действий священника и крестного очень похожи. Священник прежде всего должен встретить каждого пришедшего в храм С ЛЮБОВЬЮ. Явить любовь Христову - особенно в наше страшное время. И крестный должен себя вести подобным же образом. Это очень важно, гораздо важнее, чем многое другое! Это заронит семя, которое потом прорастет. Может быть, не скоро, но окажется, что ребенок не зря крестился. Родители вспомнят - какой был батюшка добрый, который тебя крестил (или крестный), надо бы тебе к нему сходить.

И ведь не случайно так получилось, что огромное количество людей, совершенно "неправильно" крещеных, все-таки к Церкви хорошо относятся, а многие со временем становятся верующими. Как можно сказать, что их напрасно крестили! Конечно, бывают ошибки и злоупотребления. Но я думаю, что во многих таких случаях священник виноват. Особенно если формально крестит. Ведь формально, по-фарисейски совершать Таинство - это со стороны священника намного более тяжелая провинность, чем формальное отношение желающих креститься. Ведь священник знает и понимает, о чем идет речь. А приходящие люди по большей части не знают, не представляют себе, что такое Таинство Крещения. И только любовью им можно открыть смысл великого Таинства.

Корр.: Батюшка, ну а может ли будущий крестный требовать что-либо от родителей крестника, если угодно, ставить свои условия?

О.В.: Понимаете, этот вопрос не совсем, я бы сказал, продуктивный. Точнее, ответ на него. Теоретически крестный может и должен предупредить родителей, что ребеночка будет воспитывать в церковном духе и т.д. - здесь ваш корреспондент Сергей все сделал правильно. Но на практике такое предупреждение либо не требуется (если родители церковные), либо оно потом забывается родителями или понимается ими по-своему, как это описано в письме. Поэтому в таких случаях нужно действовать по ситуации, и, как я уже сказал, ни в коем случае не конфликтовать, а решать все проблемы, руководствуясь любовью. Ну а предупреждать родителей, конечно, нужно. Просто самому надо быть готовым к любым последствиям.

Корр.: Отец Владимир, у меня есть еще несколько более "мелких" вопросов. Прежде всего, нужны ли взрослым людям крестные?

О.В.: Восприемник взрослого крещаемого, конечно, уже не несет на себе той ответственности, которая возлагается на восприемника младенца. Взрослый сам сознательно и ответственно совершает свой выбор, принимает решение креститься и стать членом Церкви, сам проходит предварительную катехизацию** и приносит покаяние в содеянных раньше грехах, сам произносит крещальные обеты и исповедует свою православную веру. Восприемник в этом случае призван быть старшим другом, призван помочь воцерковлению новокрещенного. Взрослого в крайнем случае можно крестить и без восприемника, если священник уверен в подготовленности и серьезности крещаемого.

Корр.: Правда ли, что между "кумовьями" возникает какое-то особое родство и они уже не могут, например, жениться друг с другом?

О.В.: Да, правильно. По канонам при Крещении "духовное родство" возникает только между крестником, его родителями и крестным, или между крестницей, ее родителями и крестной, т.е восприемник не может жениться на овдовевшей матери крестника, а восприемница не может выйти замуж за овдовевшего отца крестницы.

Корр.: Батюшка, давайте еще раз определим обязанности крестного в современных условиях. Что он должен делать при ЛЮБЫХ обстоятельствах, в ЛЮБОЙ ситуации?

О.В.: Если под современными условиями понимать случаи, подобные описанному в письме Сергея -т.е когда нецерковные родители, в момент Крещения обещавшие не мешать восприемнику воцерковлять ребенка и воспитывать его в вере, потом забывают об этом, не пускают в храм, говорят "вырастет - сам разберется", то тут можно посоветовать прежде всего молиться и так любить ребенка, так привязать его к себе любовью, чтобы он, вырастая, сам захотел быть таким же верующим, как и его любимый крестный. Важно, чтобы ребенок рос с представлением: "мой крестный - настоящий христианин. Хочу быть на него похожим".

Корр.: Отец Владимир, но как быть, если нет возможности встречаться с крестником часто. Я, например, со своим не каждый месяц могу видеться. А еще один мой крестник вообще живет в другом городе - его я вижу раз в год.

О.В.: Это плохо. Но и это не может служить оправданием. Значит, надо письма писать... Надо, чтобы ребенок постоянно чувствовал Вашу любовь. Иначе, зачем становиться крестным? Поэтому и в письме, которое Вы показали, Сергей не должен оправдываться нецерковностью родителей. В конце концов, они же его не гонят. Да и незачем ему их воспитывать. Его задача - полюбить крестника и сделать так, чтобы тот полюбил его. Как говорит Христос: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоанн, 13, 35).

* Оглашение - чинопоследование, предшествующее Крещению и подготовляющее его.

** Катехизация (оглашение) - подготовка к Крещению, состоящая в научении истинам веры

Вас выбрали крестной мамой? Это большая честь и большая ответственность. Обязанности крестной мамы не ограничиваются только лишь таинством крещения и поздравлениями крестника с праздниками – они будут продолжаться в течение всей жизни. Каковы эти обязанности? Что нужно знать о таинстве крещения? Что купить? Как подготовиться?

Крещение — суть и смысл обряда крещения

Обряд крещения представляет собой Таинство, при котором верующий умирает для греховной плотской жизни, чтобы возродиться от Духа Святого в духовную жизнь. Крещение – это очищение человека от первородного греха , который сообщается ему через его рождение. Равно, как человек лишь раз появляется на свет, и Таинство совершается лишь единожды в жизни человека.

Как крестным подготовиться к обряду крещения

К Таинству Крещения следует готовиться заранее.

  • За два-три дня до обряда будущие крестные должны покаяться в своих земных грехах и причаститься.
  • Непосредственно в день крещения запрещено заниматься сексом и принимать пищу .
  • При крещении девочки крестная мама должна будет читать молитву «Символ Веры» , при крещении мальчика ее читает крестный отец .

Обязанности крестной мамы. Что должна делать крестная мама?

Ребенок не может выбрать себе крестную маму сам, этот выбор за него делают родители. Исключение – старший возраст ребенка. Выбор обычно обусловлен близостью будущей крестной мамы к семье , теплым отношением к ребенку, принципами нравственности, которых придерживается крестная мама.

Каковы обязанности крестной мамы ?

  • Крестная мама поручается за новокрещенного ребенка перед Господом.
  • Несет ответственность за духовное воспитание малыша.
  • Принимает участие в жизни и воспитании малыша наравне с биологическими родителями.
  • Берет на себя заботу о ребенке в ситуации, когда с биологическими родителями что-либо случается (крестная мать может стать опекуном в случае смерти родителей).

Крестная мать – это духовный наставник для ее крестника и пример христианского образа жизни.

Крестная мать должна:

  • Молиться за крестника и быть любящей и заботливой крестной матерью.
  • Посещать церковь с ребенком , если его родители не имеют такой возможности по причине болезни или отсутствия.
  • Помнить о своих обязанностях в дни религиозных праздников, обычных праздников и в будние дни.
  • Серьезно относиться к проблемам в жизни крестника и поддерживать его на сложных этапах жизни .
  • Интересоваться и способствовать духовному росту ребенка .
  • Служить примером благочестивой жизни для крестника.

Особенности обряда крещения

Как проходит таинство крещения ребенка?

Требования к крестной маме на крестинах

Самое главное требование к крестным родителям – быть крещенными православными , которые живут по христианским законам. После обряда крестные родители должны способствовать духовному росту ребенка и молиться за него. Если будущая крестная мама еще не крестилась, то сначала должна креститься она , и только потом – младенец. Биологические же родители могут быть вообще некрещенными или исповедующими другую веру.

  • Крестная мама должна осознавать свою ответственность за воспитание ребенка. Поэтому приветствуется, когда в крестные выбирают родственников – родственные связи рвутся реже, чем дружеские.
  • Крестный может присутствовать на крещении девочки заочно, крестная мать – только лично . В ее обязанности входит принять девочку из купели.

Крестные не должны забывать о дне крещения . В день Ангела-Хранителя крестника следует каждый год ходить в храм, зажигать свечу и благодарить за все Бога.

Что одеть крестной маме? Внешний вид крестной мамы на крестинах.

Современная церковь более лояльна ко многим вещам, но учесть ее традиции, безусловно, рекомендуется. Основные требования к крестной маме при крещении:

  • Наличие у крестных родителей нательных крестиков (освященных в церкви) обязательно.
  • Недопустимо прийти на крещение в брюках. Следует надеть платье , которое скроет плечи и ноги ниже колена.
  • На голове крестной мамы обязательно должен быть платок .
  • Высокие каблуки – лишнее. Ребенка придется держать на руках в течение долгого времени.
  • Запрещены броский макияж и вызывающая одежда.

Что покупают крестные на крещение?

  • Белая крестильная рубашка (платье). Она может быть простой или же с вышивкой – все зависит от выбора крестных родителей. Рубашку (и все остальное) можно приобрести прямо в церкви. Старую одежду с младенца при крещении снимают в знак того, что он предстает чистым перед Господом, а крестильную рубашку надевают после обряда. Традиционно, эту рубашку следует носить восемь дней, после чего ее снимают и хранят в течение всей жизни. Конечно, крестить в ней другого малыша нельзя.
  • Нательный крестик с изображением распятия. Его покупают прямо в церкви, уже освященным. Неважно – золотой, серебряный или простой, на веревочке. Многие после крещения снимают крестики с детей, чтобы те случайно не повредили себя. По церковным же канонам, крест снимать не следует. Поэтому лучше выбрать легкий крестик и такую веревочку (ленточку), чтобы малышу было комфортно.
  • , в которое малыша завернут после Таинства крещения. Его не стирают после обряда и также бережно хранят, как и рубашку.
  • Чепчик (косынка).
  • Лучшим подарком от крестных будет крестик, образок или серебряная ложечка .

Также для обряда крещения понадобится:

У меня возникла неприятная ситуация. Возможно, я заслуживаю осуждения, но, может, услышу и утешение. У меня есть очень давняя знакомая, с которой я тесно общалась и тяготела к дружбе с ней. Шли годы, и я поняла, что человек не отвечает взаимным интересом и, более того, я начала понимать, что у неё ко мне нешуточная зависть, да и характер и помыслы её начали настораживать. В один прекрасный день я приняла решение исключить её из общения. Поняла, что нет мне интереса в однобокой жертвенности и, более того, поняла, что Господь не зря огораживал от неё. Но произошло неожиданное: её бросил мужчина, с которым она жила и радовалась шелкам, мехам. Но самое неприятное, что бросил беременную. И тогда она поняла, что у нее осталась лишь мама да я. Я была в расколе. С одной стороны, я не могла от неё отвернуться в тяжелую минуту, с другой - я уже не могла общаться с этим человеком. Я выбрала поддерживать её. Но её злоба на весь мир и зависть к моей семейной жизни переросла все пределы. Меня это начало сильно угнетать, но я верила, что Господь со мной, и всё будет хорошо. После каждой встречи с ней начали происходить неудачи. Понимаю, Вы скажете, это суеверие, но... Я сделала необдуманный шаг и крестила её ребёнка, более того, я мечтала об этом, у меня он первый крестник. Я полюбила его всей душой и надеялась, что материнская любовь её изменит и она перестанет завидовать мне по любому поводу. Но человек не угомонился, даже сама призналась мне в своей до неприличия зависти. Начались намёки на то, что и я дождусь в своей семейной жизни такого финала, как она. И через некоторое время после 11 лет довольно тёплых отношений началась разлаживаться моя жизнь, и в итоге развод и другие проблемы и полное одиночество. И когда она мне сказала, что я всё равно счастливее неё, ко мне пришло окончательное решение оставить эти терзающие душу отношения. Я понимаю, что всё по воле Господа, и её нападки, а у меня, возможно, неокрепшая вера. Но я действительно не знаю, как мне быть. Я постоянно чувствую неприятные эмоции от неё в свой адрес, обиду и т.д. А ребёнок маленький, да и как мне общаться с ним из-за неё? Я очень страдаю из-за этого. Но ничего поделать с собой не могу.Может, я и суеверная, но у меня защитная реакция, после того как не раз чужая зависть мне разрушала жизнь. Неужели Церковь скажет на это закрывать глаза и выполнять свои обязанности? Не судите строго, я понимаю, что здесь имеет место быть моя неопытность в жизни и безалаберность в чём-то. Возможно, и глупо просить утешения у Вас, но я ни хочу жить с этим камнем всю свою жизнь. У меня нет своих детей и я, возможно, могла бы быть для того ребёнка самой лучшей крёстной. Но стыдно за то, что боюсь его маму. Ведь хочется ещё попытаться построить свою жизнь и окружить себя людьми, которым не присущи в такой степени эти ужасные чувства.

Уважаемая Алина, а всё же ребёнок ни в чём не виноват. Если хотя бы наполовину из-за суеверного страха, который Вы испытываете по отношению к его матери, Вы отступитесь от крестника, это будет духовное поражение. Для всех. Вы не обязаны любить его мать пылкой любовью, хотя хорошо бы, чтобы Вы испытывали христианское терпение и понимание, что у каждого из нас свои немощи, и что в случае, если бы Вам пришлось пережить испытания, в которых она оказалась, может быть и Вы, по-крайней мере, озлобились бы и стали нервны. Но сохранять ровность, доброжелательность по отношению к несчастному человеку, и, тем более , не оставлять маленького человека, мама которого столь неспокойна душой, и вряд ли может ему дать целостное христианское и нравственное воспитание, будет очевидно торжество правды в Вашей жизни, а обратное будет торжеством лукавого. Никто не может заставить Вас быть крёстной, но и нет никакого церковного чина снятия с себя этих обязанностей. Как нельзя раскреститься, так и нельзя сложить с себя обязанности восприемника, которые мы добровольно же когда-то согласились принять.

Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь? Ответы в статье!

Кратко:

  • Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере.
  • Крестный должен быть церковным человеком , готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
  • После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять , но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
  • Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек — не слушайте суеверные опасения!
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка , а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники — бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее - у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта «Татьянин День «.

— Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

— Быть крестным — и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте .

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

— А что подарить крестнику?

— Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины — это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

— А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

— Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

— Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

— Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

— Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

— До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

— А кто не может быть крестным?

— Разумеется, не могут быть крестными нехристиане — атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация — если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены — тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

— А кто из родственников может быть крестным?

— Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

— Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

— Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии — католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни — по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

— Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

— Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

— Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

— С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

— Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

— Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

О крестных родителях

Наталия Сухинина

«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»

(Из письма читательницы)

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?

Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.

Кому не знакома такая картинка?

Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.

Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
— Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:

— Крест носите?

— Молитвы читаете?

— Евангелие читаете?

— Праздники церковные чтите?

И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.

Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.

Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.

Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.

— Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.

— Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.

На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.

На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.

… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.

Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.

Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.

Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.

Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.

Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.

Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.

Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.

Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.

Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:

— Я хочу сказать, как крестный отец невесты…

Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
— Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.

Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.

Когда младенец появляется на свет, первый крик и вздох свидетельствуют о его физическом рождении. В духовном плане этот момент наступает в день крещения. Ритуал принятия веры сопровождает нас многие поколения. Право быть крестным считается почетным, оно указывает на особые, теплые и доверительные отношения между родителями ребенка и восприемниками. Их долгом является принять духовное рождение человека и нести ответственность за веру своего крестника.

Ответ на вопрос о том, кто может быть крестными родителями мальчика или девочки, очевиден, с точки зрения церкви. Этого звания достойны люди, поддерживающие православную веру и достигшие совершеннолетия. На них возложены обязательства за приобщение ребенка к духовным ценностям.

Что несет в себе таинство крещения

Крещение - это древний обряд, проводимый в условиях православной церкви. Основным предназначением является очищение человека от проступков, совершенных в прошлой жизни, чтобы он мог начать свой новый путь с «чистого листа».

Когда младенца впервые в жизни приносят в церковь, дабы окрестить его, в святом месте остаются только самые близкие люди и Отсюда и пошло название «таинство крещения».

После того как священник произнесет все молитвы и трижды омоет младенца водой из купели, обряд считается завершенным.

Большинство из нас крещеные в первые месяцы своей жизни, а поэтому в памяти у человека отсутствует информация обо всем происходящем. Люди живут, развиваются, строят семьи. В какой-то период времени приходит момент, когда поступает предложение стать крестным родителем. Или, более того, в семье рождается ребенок и его нужно окрестить.

В такой ситуации возникает закономерный вопрос: «Кого взять восприемником и можно ли отказаться быть крестным?». Искать ответ нужно не в вере или церкви, он находится внутри нас самих. Очень важно здраво оценить возможности будущих крестных родителей: смогут ли они дать ребенку то, что не в силах дать вы, будут ли они его любить как родного и не собьют ли с истинного пути.

Необходимо также понимать, что жизнь очень непредсказуема, и если крестный папа или мама рассорятся с родителями крестника, это не должно никоим образом отразиться на их личных отношениях и нарушить духовную связь.

Духовное родство

Крестные переживают не меньше родителей перед крещением ребенка. Это, по большей степени, связано с прогрессированием церковной неграмотности среди современного населения. Это зачастую и приводит к отказу быть восприемником. Здесь главное понять, что быть крестным не страшно, если вы делаете этот шаг осознанно. А соответствовать церковным канонам не обязательно. Возможно, что это событие перевернет ваш внутренний мир и восприятие, и вы потянетесь к самообразованию в этом плане.

Для церкви важным является то, что выбранные крестные родители будут четко понимать: отныне они несут ответственность за ребенка ровно так же, как это возложено на биологических родителей.

Выбирая восприемников для своего ребенка, родители должны учитывать, что церковь не благосклонна к приему духовного рождения ребенка, если его принимает пара, состоящая в браке. Но при этом муж или жена могут являться крестными нескольких детей одних родителей.

Крестные ребенка близкие родственники - возможно ли?

У каждого сознательного родителя перед крещением ребенка возникает сложный вопрос относительно того, как выбрать крестного и крестную для малыша. Однако в большинстве случаев ответ на него находится на поверхности, стоит лишь немного углубиться в правила церкви.

В былые времена круг родственников старались расширить настолько, насколько это возможно. Это делалось с целью увеличения количества людей, которые в будущем будут заботиться о ребенке и помогать ему в трудных ситуациях. Именно поэтому приглашение быть восприемниками близким родственникам поступало только в виде исключения. Это обусловлено тем, что в одной семье все заботятся друг о друге и без того. Опять-таки, для увеличения семейного круга старались делать так, чтобы у брата и сестры были разные крестный папа и мама. Но здесь ограничение не со стороны церкви, а под воздействием человеческих понятий.

Главное, чтобы восприемник не забыл о своих обязанностях, и у него не возникло вопроса относительно того, можно ли отказаться быть крестным. Пройдя с ребенком родитель должен чувствовать духовную связь с ним.

Сколько детей может крестить один человек

Если человек от природы добрый, общительный и любит детей, то ему могут неоднократно разные семьи предлагать стать восприемником. Невольно всплывает вопрос о том, папой и мамой?

Со стороны церкви количественных ограничений нет, и вы по собственному желанию можете быть духовными родителями нескольких детей. Однако очень важно, чтобы крестный осознавал важность этого ритуала и понимал всю ответственность, которая на него возложена. Духовный родитель - это святой пример для крестника. Не выполняя своих обязанностей, он будет отвечать не перед родителями ребенка, а перед Богом. На протяжении всей жизни восприемник должен заботиться и оберегать своих крестников, сколько бы их у него ни было.

В народе витает слух, что женщина, крестившая одного ребенка и возжелавшая стать восприемником еще для одного, снимает крест с первенца. К счастью, это только миф и у церкви есть на то свой взгляд.

Повторное крещение - это словно вторые роды для биологической матери, которая никогда не бросит своего первого малыша, если у нее родится еще один или несколько детей. Крестная мама несет равноценную ответственность за своих крестников, и, породнившись в церкви с несколькими детьми даже от разных родителей, она не сможет забыть ни одного из них.

Родители должны хорошо подумать над тем, кто справится с этой ролью, ведь среди молодежи часто возникают вопросы о том, можно ли отказаться быть крестным, при этом уже пройдя обряд.

Как выбрать крестных родителей для дочери

Выбрать крестную маму для девочки всегда было проблематичнее, нежели для мальчика. Часто подруги матери ребенка задумываются, а можно ли отказаться быть крестным родителем, если до этого девушка еще не крестила мальчика. Это еще один народный миф, который гласит, что крестная мама девочки, взявшая на себя эти обязательства впервые и ранее не крестившая мальчика, обязательно останется одиночкой, а крестница «заберет ее красоту и удачу».

Это заблуждение не имеет под собой никаких христианских обоснований, а является исключительно суеверием, которому подчиняться грешно. Крестная для девочки должна быть убежденной православной христианкой. Еще один интересный момент, о котором не многие родители знают, у девочки обязательно должна быть восприемница, и допускается проведение обряда без крестного отца.

Выбор восприемника для сына

Также стоит понимать, кто может быть крестными родителями у мальчика. Здесь, так же, как и в случае с девочкой, нет каких-либо правил и ограничений. Крестный должен понимать, какую ответственность он несет за ребенка и что ему нужно будет всю жизнь поддерживать с ним духовную связь.

Что входит в обязанности восприемников

Тяжело осознавать, что не каждый человек понимает, для чего нужна крестная мама и папа, и почему именно так называется их новая и такая ответственная жизненная роль. Максимум, чем ограничивается участие крестных в жизни ребенка, - это визиты на именины и день ангела и дарение подарков. Это, конечно, замечательно, но с духовной стороны все гораздо глубже.

Обязанности крестного заключаются в молитве о сыне. Хотя бы раз в день восприемник должен обращаться к Богу с прошением за своего крестника. Ничего особенного, ровно то, что нужно делать для своих детей: просить о здоровье и благополучии, спасении и помощи. Задаваясь вопросом о том, кто может быть крестными родителями у мальчика и девочки, ответьте, смогут ли какие-либо ваши близкие друзья полюбить ребенка так, как делаете это вы. И только тогда можно будет определиться.

Крестная мама обязанности при крещении ребенка возлагает на себя те же, что и отец. Она должна помогать биологической матери, произносить молитвы за крестника, ходить с ним в церковь по праздникам и развивать в духовном плане.

Подготовка к крещению ребенка

Основной момент заключается в том, что выбранные крестные родители должны прийти в церковь для крещения ребенка с освященными нательными крестиками. Крестная мама в обязательном порядке должна находиться в храме только с покрытой головой. Следует избегать одежд с брюками. Платье или юбка должны быть ниже колена, а плечи закрытыми.

Таинство крещения - это длительный обряд, который может продолжаться до двух часов, поэтому обувь нужна устойчивая, на низком ходу и без каблуков. В течение всего времени восприемник должен будет держать младенца на руках.

Мужчине достаточно надеть строгий костюм или брюки с рубашкой.

Все, что потребуется для обряда: полотенца, свечи, икону - можно приобрести в церкви. С собой для ребенка стоит подготовить только крестик и одежду.

Церковь - это место, в котором следует воздержаться от привлечения внимания, поэтому будьте скромны в одежде и поведении.

Общепринятые подарки крестникам

Современные традиции относительно крещения мало чем отличаются от древних. Так же, как и раньше, принято дарить ребенку нательный крестик - это входит в обязанности крестного папы, а одежду дарит крестная мама. Это что касается крещения мальчика.

Если крестят девочку, то правила те же, только наоборот. Сейчас подарки приобретают родители ребенка, но желательно, чтобы крестные родители преподнесли какой-либо памятный презент.

Очень давно было принято дарить ребеночку серебряную ложку. Ее восприемники преподносили в дар тогда, когда у ребенка появлялся первый зубик.

Считается, что именно с этой ложки следует начинать вводить прикорм. Эта традиция сохранилась и по сей день.

Можно ли стать восприемницей беременной женщине

Нет никаких запретов к тому, чтобы беременная крестная мама принимала участие в обряде. Церковь не может воспрепятствовать крестить ребенка женщине в положении. Единственное, что может этому помешать, - это физическое состояние беременной, но если она уверена, что выдержит 2 часа с ребенком на руках в положении стоя, то можно. Главное - осознание того, что в скором времени у мамы будет не только свой рожденный ребенок, но и духовный крестник.

Кому запрещается становиться восприемником церковью

По законам существует ряд ограничений, попадая под которые, человек не имеет права принимать участия в таинстве крещения:

  • крестные родители другой, не христианской веры - буддисты, атеисты, католики, мусульмане и прочее, даже при условии, что они самые близкие друзья семьи;
  • если ребенка хотят крестить родители, связанные узами брака или семейными отношениями;
  • не допускаются к обряду;
  • если родители не были крещеными;
  • если отсутствует желание становиться восприемником;
  • биологическим родителям нельзя крестить собственного ребенка;
  • несовершеннолетние люди;
  • запрещено крестить мачехам и отчимам своих падчериц и пасынков;
  • если у женщины критические дни, вход в церковь запрещен;
  • монахи и священники.

В последнем случае исключением является ситуация, если священник будет крестным отцом у монаха или человека, принадлежащего к церкви.

Есть ли необходимость состоять в браке, чтобы стать крестным

Еще один народный миф гласит, что хотя бы один из крестных родителей должен состоять в браке. Это убеждение является в корне неправильным. Но при этом родители должны понимать, что женатый мужчина или замужняя женщина - это более ответственные и опытные люди, соответственно, они отчетливо понимают, какие обязанности на них возложены.

Быть восприемниками очень ответственно и почетно. Крестная мама обязанности при возлагает на себя аналогичные тем, что взял на себя отец, крестивший мальчика.

Что делать, если крестный родитель забыл о своем предназначении

К сожалению, случается так, что восприемники забывают о той ответственности, которую брали на себя в момент крещения ребенка. В обязанности крестного входит воспитание, забота и духовное развитие малыша.

Если родители сделали неправильный выбор и кумом оказался беспечный человек, то вина за это лежит только на них. В такой ситуации им следует делать то, что должен был сделать восприемник, и приобщать ребенка к церкви.

Можно ли отказаться или сменить крестных родителей

Таинство крещения - это обряд, который выполняется один раз в жизни, и перекрестить ребенка уже никто не может. Не имеет значения, как сильно согрешили биологические или крестные родители ребенка или он сам. То, что было сделано перед Бором, в святом месте изменить нельзя.

В зависимости от жизненной ситуации, уже повзрослевший ребенок может сам делать выбор, общаться с крестными родителями, которые согрешили, изменили вере, или нет. Если восприемники взяли на себя эту ответственность, но не справились со своими обязательствами, предали крестника, отвечать за это придется перед Богом.

В этом случае можно сказать, что духовный союз, заключенный между родителями и ребенком в младенчестве, разрушен.

Родители ребенка должны четко понимать и быть уверенными в выборе крестных родителей так же, как в самих себе, ведь это не дань моде, а великое таинство, которое совершает человек в храме лишь единожды.