Храмы армении и армянские церкви других стран. Сурб-Хач — мужской армянский монастырь в Старом Крыму Самые красивые монастыри в армении

Пожалуй, ничто так не передает истинный дух Армении, как величественные древние храмы и монастыри, большинство из которых расположены в самых живописных уголках страны: посреди зеленеющих холмов, в горах, вблизи крутых, скалистых обрывов и ущелий или на берегу высокогорного озера Севан. На относительно небольшой территории страны можно насчитать многие десятки удивительных по своей красоте храмов, монастырей, церквей и часовен, некоторые из которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и у каждого строения имеется собственная многовековая история. Позвольте представить Вам пять самых популярных туристических маршрутов для знакомства с этими историческими и архитектурными «богатствами» Армении.

Монастырский комплекс Эчмиадзин

Эчмиадзин, пожалуй, самое почитаемое святое место в Армении. С самого момента принятия христианства в 301 г.н.э. именно здесь находится резиденция Католикоса – Верховного Патриарха всех армян. Здесь же в музее-сокровищнице хранятся такие общехристианские святыни, как частица Ноева Ковчега и Гегард – Копье, которым пронзили ребра Христа. Эчмиадзинский комплекс включает Кафедральный Собор (начало 4 века), Храм Св. Гаяне (603 г н.э.), Храм Св. Рипсимэ (618 г н.э.), а также целый ряд древних монастырских построек.

Весьма популярный среди туристов монастырь Гегард (IV век н.э.) примечателен тем, что часть его здания высечена прямо в каменной скале. Храм, расположенный в живописном месте в горах построен около пещерного горного источника, поэтому вначале строение носило название «Пещерного храма». Позже храм был переименован в Гегард «Храм Святого Копья», в честь важной христианской реликвии, ныне хранящейся в Эчмиадзине. За свою историю монастырь перенес множество катаклизмов, несколько раз он был разрушен почти до самого основания, а затем восстановлен. Сегодня храм Гегард можно увидеть в его первозданной красоте и величии.

Хор Вирап

Монастырь Хор Вирап (648-2 г н.э.), находящийся близ самого подножия библейской горы Арарат, имеет весьма интересную историю. Согласно легенде именно здесь в глубокой темной яме 13 лет томился Григорий Просветитель, благодаря которому христианство было принято государственной религией Армении, и который стал первым Католикосом. Название монастыря переводится именно как «глубокая темница». Подземелье и сегодня находится прямо под зданием церкви на глубине 6 м, желающие могут спуститься туда по крутой винтовой лестнице и воочию увидеть место заточения великого Просветителя.

Монастырь Татев

Пожалуй, это самый красивый храмовый комплекс, сразу покоряющий своей поистине волшебной энергетикой. Изящное белое здание монастыря (конец IX века н.э.) располагается почти на самом краю крутого обрыва, и словно «парит над пропастью». К монастырю ведет пассажирская канатная дорога «Крылья Татева», которая пролегает над ущельем бурной реки Воротан на высоте более 300 м и является самой длинной канатной дорогой в мире. Путешествие на «Крыльях Татева» открывает перед пассажирами просто фантастическую панораму с видом на монастырь и окружающий горный пейзаж, так что дорога к храму подарит Вам не меньше незабываемых впечатлений, чем само посещение Татевского комплекса.

Храм Гарни

Пожалуй, любой список древних храмов Армении будет неполным без Гарни (I век н.э.) – единственного сохранившегося храма дохристианской эпохи. Гарни – храм эллинистического типа, посвященный языческому богу Солнца Митре. Во времена былого величия здесь находилась летняя резиденция армянских царей, руины древних дворцовых построек можно и сейчас видеть на близлежащей территории. В некоторых местах на развалинах стен даже сохранились остатки краски и фрагменты удивительной по красоте цветной мозаики. В 17 веке храм был до основания разрушен землетрясением, в 1970 году строение полностью восстановили, и сегодня Гарни является одной из главных достопримечательностей Армении.

Армянская Апостольская Церковь недавно отмечала большой праздник - Обретение Святого Креста. Праздничная литургия в Эчмиадзине, где располагается резиденция духовного лидера страны - Католикоса, была отправлена с некоторым отклонением от традиции - участие в службе приняли... четыре монахини.

Несмотря на популярность и влияние Армянской Апостольской Церкви, армянские монастыри уже давно являются редкостью. Четыре участницы литургии, проходившей во второе воскресенье сентября в храме святой Рипсиме в Эчмиадзине, - обитательницы единственного в мире армянского женского монастыря.

Женские монастыри в Армении почти перестали существовать после 4 века н.э., когда царь Пап приказал закрыть их, считая, что женщины должны выходить замуж, а не уединяться от мира, посвящая свою жизнь Богу.

Храм святой Рипсиме был воздвигнут в седьмом веке на том самом месте, где тремя столетиями ранее мученической смерти были преданы Рипсиме и 32 другие праведные девы. Так царь Трдат наказал Рипсиме за то, что она отказалась выйти за него замуж.

Монастырь Святой Рипсиме имеет одну особенность - здесь нет матери игуменьи, и монахини вверены заботам мужчины. "Все мы - дети Бога без различия пола и возраста", - сказал IWPR настоятель монастыря архимандрит Мартирос Погосян.

Отец Мартирос, чье имя в переводе с армянского означает "мученик за веру", является "черным монахом" и не имеет права жениться. По его словам, стезя, которую выбрали женщины, придя в монастырь, необычна, но сделали они это без принуждения. "Уход из мира - дело сугубо добровольное, никто этих женщин не заставлял избрать именно эту жизнь", - сказал он.

Стать монахиней совсем нетрудно, но приняты в монастырь будут только истинно верующие.

"Обитель не место для решения социальных проблем, мы не можем дать людям работу и средства к существованию. У нас даже нет монашеской иерархии, как, например, в Русской Православной Церкви, нет ни срока послушания, а тем более пострига. Мы считаем, если человек пришел к Богу - он это осознал", - сказал отец Мартирос.

"Я тоже человек и понимаю, что уход в монастырь - это своего рода бегство от ненормальной жизни, от неустроенности, может даже от себя".

Из четырех монахинь самой младшей 42 года, самой старшей - 56.

С мирянами монахини общаются редко, но это им не возбраняется. Они могут навещать родственников, съездить в город по надобности. Хотя, как призналась IWPR одна из монахинь, назвавшаяся Елизаветой, особой нужды в поездках в Ереван нет. "Мы живем тихо, ни в чем не нуждаемся, нам даже дают зарплату - 40 долларов в месяц по повелению Католикоса Всех Армян Гарегина II", - сказала она.

Обитель сестер-монахинь небольшая, окружена небольшим садом и огородом. Овощей и фруктов, здесь выращиваемых, вполне хватает сестрам, отцу-настоятелю и дьякону при церкви. Держат здесь и кур, словом - вполне приличное хозяйство, если учесть то, что занимаются им всего четыре женщины, прямо скажем, не очень молодые.

"Мы обязательно участвуем во всех богослужениях, помогаем батюшке, чем можем", - говорит сестра Аида.

"Знаете, регламентированная жизнь имеет свои плюсы - четко расписанный день не дает времени предаваться праздным мыслям. Работа здесь есть постоянно - с утра молитва, потом трапеза, работа по хозяйству, еще молитва и отход ко сну. Есть у нас и телевизор, так что отшельниками нас назвать нельзя. Кстати, никакой "церковной цензуры" на просмотр передач нет - просто мы сами выбираем, что нам больше подходит".

Разговор с настоятелем происходил во дворе обители, и из кухни вкусно пахло свежевыпеченным хлебом. "Да, у нас здесь все свое", - сказал он.

Монахини подчиняются только Уставу церкви, которая по Конституции отделена от государства, а это значит, что на них не распространяются никакие социальные выплаты и льготы. Правда, они ни за что и не платят - все коммунальные расходы, равно как и бытовые потребности, оплачивает церковь, а точнее храм, где расположена обитель. "Они избавлены от мирских тягот, и их не страшит нищенская пенсия", - сказал отец Мартирос.

В миру о монахинях думают по-разному.

30-летняя Астхик Погосян к обитательницам монастыря Святой Рипсиме относится скептически. "Может быть, у этих женщин не было другого выхода, кроме как уйти в монастырь, не хватило сил противостоять социальным трудностям. Но с другой стороны - это просто бегство от действительности. Что-то я не верю в их желание служить Богу", - сказала она IWPR.

С ней соглашается Гарегин, работающий менеджером в одной компьютерной фирме. "Это же надо так устать от жизни, чтобы добровольно отказаться от мирских радостей, - удивляется он. - Я бы не хотел для своих родных такой участи". По его мнению, в том, что эти женщины оказались в монастыре, повинно государство, которое не смогло обеспечить им жизнь, альтернативную той, которую они ведут сейчас.

Не приветствует женщин, идущих в монастырь, даже сторож храма. "Люди не должны идти наперекор природе. Женщинам на роду написано выходить замуж, рожать детей, словом - создавать семью. Правильно сделал царь Пап 16 веков тому назад, когда закрыл женские монастыри".

Однако есть и такие, кто восхищается и даже завидует монахиням. "Я бы с радостью ушла в монастырь - не оттого, что жить трудно, а от недостатка духовности. Правда, мне говорят, что это все плод воображения - но я думаю, что права", - говорит мать двоих детей Кнарик Асатрян.

По мнению студентки Лингвистического университета Гаяне Минасян, монахинь должно быть больше. "Что мы видим в жизни - пустоту и погоню за материальным благополучием, о душе подумать некогда. Молодцы эти женщины, будь их больше - лучше было бы для всех нас".

Сестра Аида утверждает, что право выбора всегда остается за женщинами.

"Мы никому не навязываем своего решения. Если кто хочет, может придти в монастырь, и если он, то есть она пришла к нам осознанно - мы будем только рады. А если нет - придется распрощаться. Зла здесь ни на кого не держат, насильно не постригают, мы, может быть, свободнее других граждан Армении", - сказала сестра Аида.

Армянская Апостольская Церковь недавно отмечала большой праздник - Обретение Святого Креста. Праздничная литургия в Эчмиадзине, где располагается резиденция духовного лидера страны – Католикоса, была отправлена с некоторым отклонением от традиции - участие в службе приняли... четыре монахини.


Несмотря на популярность и влияние Армянской Апостольской Церкви, армянские монастыри уже давно являются редкостью. Четыре участницы литургии, проходившей во второе воскресенье сентября в храме святой Рипсиме в Эчмиадзине – обитательницы единственного в мире армянского женского монастыря.


Женские монастыри в Армении почти перестали существовать после 4 века н.э., когда царь Пап приказал закрыть их, считая, что женщины должны выходить замуж, а не уединяться от мира, посвящая свою жизнь Богу.


Храм святой Рипсиме был воздвигнут в седьмом веке на том самом месте, где тремя столетиями ранее мученической смерти были преданы Рипсиме и 32 другие праведные девы. Так царь Трдат наказал Рипсиме за то, что она отказалась выйти за него замуж.


Монастырь Святой Рипсиме имеет одну особенность – здесь нет матери игуменьи, и монахини вверены заботам мужчины. «Все мы – дети Бога без различия пола и возраста», - сказал IWPR настоятель монастыря архимандрит Мартирос Погосян.


Отец Мартирос, чье имя в переводе с армянского означает "мученик за веру", является "черным монахом" и не имеет права жениться. По его словам, стезя, которую выбрали женщины, придя в монастырь, необычна, но сделали они это без принуждения. «Уход из мира – дело сугубо добровольное, никто этих женщин не заставлял избрать именно эту жизнь», - сказал он.


Стать монахиней совсем нетрудно, но приняты в монастырь будут только истинно верующие.


«Обитель не место для решения социальных проблем, мы не можем дать людям работу и средства к существованию. У нас даже нет монашеской иерархии, как, например, в Русской Православной Церкви, нет ни срока послушания, а тем более пострига. Мы считаем, если человек пришел к Богу – он это осознал", - сказал отец Мартирос.


"Я тоже человек и понимаю, что уход в монастырь – это своего рода бегство от ненормальной жизни, от неустроенности, может даже от себя».


Из четырех монахинь самой младшей 42 года, самой старшей – 56.


С мирянами монахини общаются редко, но это им не возбраняется. Они могут навещать родственников, съездить в город по надобности. Хотя, как призналась IWPR одна из монахинь, назвавшаяся Елизаветой, особой нужды в поездках в Ереван нет. «Мы живем тихо, ни в чем не нуждаемся, нам даже дают зарплату - 40 долларов в месяц по повелению Католикоса Всех Армян Гарегина II», - сказала она.


Обитель сестер-монахинь небольшая, окружена небольшим садом и огородом. Овощей и фруктов, здесь выращиваемых, вполне хватает сестрам, отцу-настоятелю и дьякону при церкви. Держат здесь и кур, словом – вполне приличное хозяйство, если учесть то, что занимаются им всего четыре женщины, прямо скажем, не очень молодые.


«Мы обязательно участвуем во всех богослужениях, помогаем батюшке чем можем", - говорит сестра Аида.


"Знаете, регламентированная жизнь имеет свои плюсы – четко расписанный день не дает времени предаваться праздным мыслям. Работа здесь есть постоянно – с утра молитва, потом трапеза, работа по хозяйству, еще молитва и отход ко сну. Есть у нас и телевизор, так что отшельниками нас назвать нельзя. Кстати, никакой «церковной цензуры» на просмотр передач нет – просто мы сами выбираем, что нам больше подходит».


Разговор с настоятелем происходил во дворе обители, и из кухни вкусно пахло свежевыпеченным хлебом. «Да, у нас здесь все свое", - сказал он.


Монахини подчиняются только Уставу церкви, которая по Конституции отделена от государства, а это значит, что на них не распространяются никакие социальные выплаты и льготы. Правда, они ни за что и не платят – все коммунальные расходы, равно как и бытовые потребности, оплачивает церковь, а точнее храм, где расположена обитель. «Они избавлены от мирских тягот, и их не страшит нищенская пенсия», - сказал отец Мартирос.


В миру о монахинях думают по-разному.


30-летняя Астхик Погосян к обитательницам монастыря Святой Рипсиме относится скептически. «Может быть, у этих женщин не было другого выхода, кроме как уйти в монастырь, не хватило сил противостоять социальным трудностям. Но с другой стороны – это просто бегство от действительности. Что-то я не верю в их желание служить Богу", - сказала она IWPR.


С ней соглашается Гарегин, работающий менеджером в одной компьютерной фирме. «Это же надо так устать от жизни, чтобы добровольно отказаться от мирских радостей, - удивляется он. - Я бы не хотел для своих родных такой участи». По его мнению, в том, что эти женщины оказались в монастыре, повинно государство, которое не смогло обеспечить им жизнь, альтернативную той, которую они ведут сейчас.


Не приветствует женщин, идущих в монастырь, даже сторож храма. «Люди не должны идти наперекор природе. Женщинам на роду написано выходить замуж, рожать детей, словом – создавать семью. Правильно сделал царь Пап 16 веков тому назад, когда закрыл женские монастыри».


Однако есть и такие, кто восхищается и даже завидует монахиням. «Я бы с радостью ушла в монастырь – не оттого, что жить трудно, а от недостатка духовности. Правда, мне говорят, что это все плод воображения – но я думаю, что права», - говорит мать двоих детей Кнарик Асатрян.


По мнению студентки Лингвистического университета Гаяне Минасян, монахинь должно быть больше. "Что мы видим в жизни – пустоту и погоню за материальным благополучием, о душе подумать некогда. Молодцы эти женщины, будь их больше – лучше было бы для всех нас».


Сестра Аида утверждает, что право выбора всегда остается за женщинами.


«Мы никому не навязываем своего решения. Если кто хочет, может придти в монастырь, и если он, то есть она пришла к нам осознанно – мы будем только рады. А если нет – придется распрощаться. Зла здесь ни на кого не держат, насильно не постригают, мы может быть свободнее других граждан Армении», - сказала сестра Аида.


Карине Тер-Саакян, независимый журналист, Эчмиадзин

Пожалуй, в Армении уникален каждый камень, настолько она самобытна. Не случайно многие и многие туристы из года в год приезжают сюда за отменной кухней, чистым воздухом и радушным приемом. Но обо всем этом мы писали в других разделах, здесь же мы хотели бы рассказать об еще одной особенности Армении — армянских христианских храмах.

То, что Армения приняла христианство в 301 году — это общеизвестный факт. Но то, что армяне начали возводить христианские храмы и монастыри еще до официального принятия христианства знают не все. Самые ранние армянские храмы датированы I веком нашей эры.

Мы составили краткий гид по самым знаменитым армянским храмам, чтобы вы знали, как подготовить свой маршрут

Монастырь Гегард (Гегардаванк)

Монастырь был основан в IV веке на месте пещерного горного источника, это и дало ему первое название: некоторые и по сей день именуют его Айриванк (дословно: "Пещерный Монастырь"). Настоящее его название Гегардаванк (дословно: "Монастырь Копья") — происходит из его истории. Некогда апостолом Фаддеем было привезено в Армению знаменитое копье Лонгина (сейчас хранится в Эчмиадзине), которым было пронзено тело Иисуса Христа. За свою историю монастырский комплекс перенес не одно разрушение и восстановление: пытались разрушить его пришедшие в IX веке арабы, многочисленные землетрясения уничтожали комплекс почти до самого основания. Гегард - один из самых больших комплексов в Армении, и возможно, самый живописный.

Монастырь Сагмосаванк

Этот монастырь расположился высоко в горах у реки Касах. Существует легенда о том, что монастырь был основан Григорием Просвятителем в IV веке. Говорят, что он молился в этом месте под светом Небесной Лампады. Исторические факты говорят нам о том, что старейший храм монастыря Сурб Сион был возведен в XII веке. Примечтально в этом месте абсолютно все: храм Сагмосаванк и по сей день является действующим, туристы могут своими руками потрогать его тысячелетние камни, а вид на ущелье реки Касах и водопад будет сниться вам еще долго. Помимо самой старой церкви в комплекс монастыря Сагмосаванк входит книгохранилище 1255 года, церковь Св. Аствацацина 1235 года постройки и притвор (1250 год).

Монастырь Ованаванк

Совсем недалеко от Севанаванка расположился монастырь Ованнаванк. Годом его основания считается 1216 год. Сегодня в составе монастырского комплекса совсем старые постройки, например, Базилика Сурб Григор V века, в ней размещен иконостас, что является редкостью для армянских средневековых храмов. Главная церковь монастыря — Сурб Карапет, ее стены богато украшены христианскими барельефами.

Монастырь Агарцин (Агарцнаванк)

Посещение этого монастыря экскурсоводы очень часто совмещают с заездом , ведь Агарцин находится всего в 18 километрах от него, в живописнейшем Агарцинском ущелье. Этот комплекс построек, как и многие монастыри Армении, считается памятником армянской средневековой архитектуры. Самые ранние монастырские здания датированы XI веком. К ним относится церковь Сурб Григор. Главная церковь Агарцинаванка - Сурб Асватцацин (Св. Богородицы), она была построена в 1281 году. Помимо монастырских построек на территории комплекса расположено несколько хачкаров — особых резных крестов. По данным археологов в монастыре расположена усыпальница рода Багратуни. Об этом свидетельствуют надгробные плиты с именами знаменитых армянских царей.

Монастырь Севанаванк

Монастырь Кечарис

Монастырь Кечарис — один из древнейших монастырей Армении. Он расположился на Памбакском хребте, в северо-западной части горно-климатического курорта Цахкадзор. Принято считать, что первая постройка на этом месте появилась в XI веке, строительство же длилось еще несколько веков. Монастырский комплекс состоит из четырех основных построек. Самым старым считается храм Сурб Григор Лусаворич, построенный в 1003 году. Небольшая церковь Ншан так же датирована XI веком, а небольшая часовня на территории монастыря является усыпальницей Григора Магистроса Пахлавуни. Четвертая церковь монастыря Кечарис - это Церковь Воскресения, которая была построена примерно в 1220 году. Известно, что все настоятели монастыря захоронены именно в ней.

Ее называют «музеем под открытым небом» и считают первой христианской страной в мире. Греки и римляне оставили яркий след в ее архитектуре. Здесь можно найти тысячи религиозных сооружений и древних артефактов, расположенных среди живописных ландшафтов. Хотя Армения - азиатская страна, знакомство с нею невозможно без посещения великолепных монастырей. Возраст большинства датируется тысячами лет, а находятся они в отдаленных ущельях, в горах, на вершинах, в пещерах. Некоторые даже частично вырезаны в скале и каменных утесах. Туристов здесь мало, а природа вокруг восхитительная.

Представляем вам подборку лучших сакральных мест Армении , обязательных для посещения. Кстати, мы тоже каждый раз заглядываем сюда в путешествиях по этой гостеприимной стране .

Храм Гарни

Монументальный языческий пантеон эпохи эллинизма среди зеленых гор выглядит просто невероятно! Он является одной из старейших достопримечательностей страны. Сам Гарни, сооруженный в I веке, был разрушен вместе с оборонительными стенами в результате сильнейшего землетрясения 1679 года. В 1949 году его буквально собрали по кусочкам. Так что мы сейчас видим не копию, а именно реконструкцию оригинала. Посвящен Митре, божеству Солнца, популярному на Ближнем Востоке.


Гарни был построен на месте урартского храма. Он повторяет размеры последнего (5,05 х 7,98 м) и представляет собой греко-римский перипетос. Во внутреннее святилище ведут девять широких ступеней. Арабская надпись у главного портала в молитвенный зал сообщает о захвате крепости и преобразовании в мечеть. Крышу поддерживают 24 колонны: по 6 с фронтальных сторон и по 8 сбоку.


Что посмотреть в Гарни

Кроме самого пантеона, на прилегающей территории расположены не менее интересные и уникальные объекты древности: одноименная крепость, хачкары, гарнизон, основополагающий камень, руины церквей Святого Сиона и Маштоц Айрапет, летний дворец, клинописная надпись короля Аргишти I и королевские бани.

Отдельно отметим каньон р. Азат - чудо природы с потрясающими отвесными склонами, которые будто сложены из гигантских базальтовых призм. Каньон рядом с храмом называется "Симфония в камне" и чтобы его увидеть, надо просто спуститься к реке.



Стоимость посещения и время работы

В последнюю субботу каждого месяца посещение бесплатное;). В остальное время стоимость 1200 драм (около 2,5$ ) днем и 1500 драм (3,1$ ) вечером. Экскурсия на русском/английском - 2500 драм (5,2$ ).

Г рафик работы:

Вторник - пятница: 9.00 - 22.00 (с мая по ноябрь) и 9.00 - 17.30 (с декабря по апрель)

Воскресенье: 9.00 - 15.00

Выходной - понедельник.

Как добраться в Гарни

Из Еревана можно доехать на автобусе за полчаса и 0,5$ . На автовокзале на улице Гая (за салоном Mersedes) следует искать маршруты 266 и 284. Также в Армении достаточно доступное такси и за приемлемую сумму водитель отвезет вас туда и обратно. Но мы настоятельно рекомендуем совместить посещение Гарни с находящимся недалеко Гегардом.

Пещерный монастырь Гегард

Независимо от того, насколько человеку близки религия и религиозные убеждения, священные места никогда не перестанут удивлять и привлекать внимание. Ярким тому примером является Гегард. Он очень любим и посещаем в Армении. Известно, что Герард основан на особенной земле. Еще в дохристианский период здесь проводились ритуалы возле священных источников. Один из источников, кстати, сохранился до сих пор.


Легенда гласит, что монастырь Айриванк, или П ещерный , основали в IV в. , когда христианство было принято как государственная религия. Такое название он получил из-за того, что сначала монахи жили в близлежащих пещерах, используя их как кельи. Хотя Айриванк датируется XIII в. , надписи, найденные в округе, относятся к 1160-м годам. В конце XIII века Пещерный монастырь был важнейшим местом паломничества.

Но причина, по которой мы сейчас знаем и ценим Пещерный монастырь, безусловно кроется в одной-единственной реликвии, в нем хранящейся.

Именно в этом месте веками береглось легендарное Копье Судьбы, или Лонгина. В Библии сказано, что римский солдат Лонгин пронзил им Иисуса, распятого на кресте. Поскольку жест был проявлением высшего милосердия, орудию приписываются мощные положительные свойства. К примеру, считается, что полководец, владеющий им, никогда не потерпит поражение в войне.


На самом деле в мире существует еще два Копья Судьбы: в Вене (в музее Габсбургов) и в Ватикане. Все три вместе с армянским признаны оригинальными (заверенная копия есть в Кракове). Историки пока не пришли к единому мнению, которая из реликвий убила Христа, но их ценность и роль в европейской истории несомненны. Например, венское когда-то принадлежало Карлу Великому и он свято верил, что непобедим. Позже юный Гитлер, бывший крайне суеверным человеком, часами рассматривал артефакт в витрине музея, мечтая им завладеть. Ему это удалось и нацисты спрятали добычу в Альпах. Под конец Второй Мировой американские солдаты нашли тайник, и спустя всего два часа Гитлер покончил с собой. Пускай мы не знаем, которое из Копий Судьбы настоящее, но все они безусловно оставили яркий отпечаток всюду, где побывали.

Вокруг армянского выстроились прекрасные архитектурные ансамбли. Айриванк был переименован в Гехардаванк, что означает Монастырь Копья (гегард - копье на армянском языке). Согласно легенде, здесь хранился также кусок Ноевого ковчега. Позднее реликвии перевезли в Эчмиадзин, где их можно увидеть и поныне.

Что посмотреть в Гегарде

    Пещерные кельи , расположенные над главным входом;

    Главная церковь Катогике ;

    Скальная ризница Гавит со сталактитами внутри, обрамляющими куполообразный потолок;

    Авазан - полностью высеченная в скале церковь со священным родником внутри;

    Пещерная церковь Богоматери с глубокими рельефами на стенах;

    Часовня Св. Георгия , также полностью вырублена в скале.



Христианские церкви Армении отличаются аскетизмом. Полумрак, тишина и древние каменные стены вокруг создают особенное ощущение спокойствия. Посещать такие места надо неспешно и вдумчиво.

Как добраться в Герард

Из Еревана прямых рейсов нет. Надо садиться на маршрутку до Гарни (с автовокзала на ул. Гая, № 255 и 266). Выходите возле поворота на Герард. Отсюда можно нанять местного таксиста или поймать автобус/попутку до ближайшей деревни (с. Гохт) и дальше пройтись пешком (около 4 км). Живописная местность сделает прогулку приятной. Кстати, в Гохт ездят попутки из Гарни. Очень удобно посещать эти достопримечательности за день. Такси из столицы через два храма + Авуц Тар (80 км) обойдется в 20-25$ , но не забывайте торговаться! ;)

Монастырский комплекс Авуц Тар

Он расположен на левом берегу каньона Азата между Гарни и Герардом. Когда-то считался одним из основных религиозных и культурных центров средневековья. Этот грозный монастырь в горах, окруженный стенами II века, наполовину разрушен.

До Авуц Тара можно за час дойти пешком от села Гохт.


В Армении огромное количество обителей богов. Многие из них похожи друг на друга. Но каждая находится в таком невероятном месте, что там хочется задержаться подольше и насладится моментом. На берегу самого большого на Кавказе озера Севан есть еще один древний монастырь - Севанаванк. Он состоит из двух церквей и лежит на полуострове Севан. Архитектура обеих церквей почти одинакова - они сделаны из черного камня в виде креста. Вход украшен десятками хачкарков. Хачкары - это каменные стелы в виде креста. Их можно обнаружить на всей территории Армении, но, несмотря на свою похожесть, каждый имеет свой собственный стиль и значение.


Согласно древней надписи, монастырь на озере был основан армянской принцессой Мариам в 874 году н. э. В память о муже Мариам пообещала построить 30 церквей, и Севанаванк был в их числе.


Возле Севанаванка есть скамейки, где туристы могут насладиться потрясающим видом на Севан. В умиротворяющей обстановке Вы понаблюдаете за капризным цветом Севана, который меняется в зависимости от погоды и времени суток.


Важно отметить, что дрес-код Севанаванка запрещает вход в купальнике, короткой юбке и т. д. Ноги и плечи должны быть прикрыты надлежащим образом.

Как добраться до Севанаванка

Из Еревана до озера Севан ехать чуть больше часа на общественном транспорте. Нужная маршрутка - № 317. Она стартует с Северного автовокзала и довезет до селения возле озера Севан. Оттуда придется взять местного водителя или ловить попутку. Можно арендовать в Ереване автомобиль или взять такси.


Это, пожалуй, самый культовый регион для армян и для христианства в целом. Историки расходятся во мнениях, но с большой вероятностью именно тут построен первый в мире христианский собор. Он был возведен в ту легендарную эпоху, когда Армения приняла Христианство в IV веке н. э. По легенде, Григорию Просветителю было видение, в котором Иисус Христос лично указал место, где надлежало построить собор, получивший затем название «Сошествие Единородного». Как и все древние храмы, Эчмиадзин прошел огромное количество реставраций от деревянной базилики до монументального каменного собора. И по сей день монастырский комплекс в Эчмиадзине является резиденцией Католикоса. Здесь собраны ценнейшие христианские артефакты народа: Копье Судьбы, мощи многих святых, часть тернового венца. Кроме главного кафедрального собора в Эчмиадзинском комплексе представлены другие старинные храмы - Рипсиме и Гаянэ.


Собор действующий и его дверь открыта каждому. Рекомендуется взять экскурсию, чтобы разобраться во всех нюансах этого религиозного центра мирового значения.

Как добраться в Эчмиадзинский храм

Из столицы до города Вагаршапат на маршрутке ехать полчаса. Такси туда и обратно дает возможность одновременно посетить Звартноц, до которого всего 5 км от Эчмиадзина.

Храм Бдящих Ангелов - Звартноц


В далеком 652 году на территории современной Армении был построен великолепный трехъярусный храм Звартноц. К сожалению, до наших дней дожили лишь его развалины, но даже они впечатляют красотой, изяществом линий и невероятной мистической атмосферой. В основании здания был круг, в который вписали крест. Историки считают, что Звартноц напоминал ступенчатую круглую пирамиду. Интересно, что в такой своеобразной геометрии отображена языческая дохристианская символика. В 10 столетии во время землетрясения Звартноц был разрушен и до 20 века оставался погребенным.


Сейчас частично восстановлен первый ярус и эти руины находятся под охраной ЮНЕСКО. По преданию в древние времена здесь хранились мощи Святого Григория Просветителя.

Многие отмечают особую ауру этого места, каменные развалины представляются чем-то бóльшим, нежели очередная туристическая достопримечательность.

С ереванского автовокзала подходят все маршруты, следующие по направлению к Вагаршапату. Остановка возле ворот с орлом наверху. Вход и фото в Звартноце платные.


Обязательно посетите эти потрясающие места, проникнутые духом истории и мистики. Пещерные и скальные монастыри, величественные храмы в горах и на берегах хрустальных озер, панорамы Арарата и неподдельное радушие жителей сделают путешествие незабываемым. Или присоединяйтесь к нашим захватывающим приключенческим треккингам в Армении , и мы покажем Вам все самое лучшее, что есть в этой уникальной стране!