Психология массовых движений. Социальные движения Типы и виды социальных движений

(Рабочее, национально-освободительное)

Рабочее движение . Быстрое промышленное развитие стран Европы и США, увеличение численности рабочих вело к росту социальных движений.

Началось объединение профсоюзов в федерации. Так возникли Американс-кая федерация труда (АФТ) в США (1886 г.), Всеоб­щая конфедерация труда во Франции (1895 г.) и др. Рабочие выд­вигали требования повышения зарабо-тной платы и установления 8-часового рабочего дня.

В США активным было движение фермеров . Объединяясь в «фермерские аль­янсы» (союзы), фермеры организовывали хранение и сбыт своей про­дук-ции, выступали против монопольных цен на перевозки, которые ус­танавливали железнодорожные корпорации, они также выступали против земельных спекулянтов.

В Италии в начале XX в. большого размаха достигло движение малоземельных крестьян и батраков . Итальянские крестьяне отказывались от уплаты налогов, напада­ли на муниципалитеты (местные органы власти) и помещичьи усадь­бы. В ходе борьбы создавались крестьянские организации - лиги. В 1901 г. была образована Национальная федерация трудящихся кресть­ян. Выступления крестьян безжалостно подавлялись полицией и правительственными войсками.

В 1907 г. Франция была потрясена выступлением крестьян-виноделов. Оказавшись в бедственном экономическом положе­нии, они потребовали от правительства помощи, отказывались платить налоги. Крестьяне объединились в Генеральную конфедерацию виноде­лов, провели несколько крупных демонстраций. В этот период во Франции участились выступления учителей, работников почт, телеграфа, железных дорог. Они добивались повышения своего крайне низ­кого жалованья. В ответ на это правительство инициировало закон, запрещавший государственным служащим организовывать проф­союзы и проводить забастовки.

В начале XX вв. активизировалось феминист­ское движение . Его участницы выступали за равноправие жен­щин с мужчинами в важнейших сферах жизни. Перед первой мировой войной всеобщее избирательное право (распространяв­шееся и на женщин) существовало лишь в Норвегии, Австра­лии и Новой Зеландии. На производстве женщины за равный с мужчинами труд по­лучали в 1,5-2 раза меньшую оплату. Женщины были нерав­ноправны с мужчинами и в семейных отношениях. Для них ограничивались возможности получить высшее образование, стать, например, врачом, преподавателем в университете или юристом. Нетерпимость подобного положения стала осознаваться осо­бенно остро, по мере того как женщины все больше вовлекались в трудовую и общественную деятельность. Активистки феминистского движения устраивали митинги, публично нападали на официальных лиц, которые, по их мнению, препятствовали предоставлению женщинам права голоса. Достичь поставленных целей феми­нисткам удалось лишь после первой мировой войны.



Национально-освободительная борьба в Индии . Противники колониального режима в 1885 г. объединились в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). В его руководстве были сторонники лояльной оппозиции колониза-торам. Но на рубеже веков в ИНК появилось и радикальное направление, вы-ступавшее за активную борьбу против англичан. Все большую популярность получали лозунги свадеши (отечественное производство) и сварадж (собст-венное правление). С начала 1906 г. движение свадеши стало принимать форму мас­совых выступлений. Произошли забастовки железнодорожников. В ходе стачечной борьбы были созданы профсоюзы. В ответ британцы раз-вернули репрессии против радикальных лидеров ИНК.

Краткая характеристика социальных движений

Социальные движения – особый класс социальных явлений, который обычно рассматривается в связи с анализом больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности . Социальные движения подразделяются на широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т. п.), локальные движения , которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т. д.), и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Социальные движения разных уровней обладают несколькими общими чертами. Во-первых, они базируются всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя затем само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во вторую очередь, они ставят своей целью изменение ситуации˸ в обществе в целом, в определенном регионе или в какой-либо группе. Третий аспект заключается в том, что в ходе организации движения любого уровня формулируется ᴇᴦο программа. В-четвертых, любое движение определяет те средства, которые могут быть использованы для достижения целей. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в какой-либо степени в различных формах массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы˸ именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет “выплеснуто” в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на базе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда – относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих аспекта˸ механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров .

Краткая характеристика социальных движений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Краткая характеристика социальных движений" 2015, 2017-2018.

Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, связанную, как правило, с каким-либо изменением социальной действительности 1 .

Социальные движения представляют собой исторически универсальный феномен. Историки описывают восстания, бунты, взрывы недовольства еще в античности, религиозные походы в Средние века, мощные крестьянские восстания в 1381 и 1525 гг., Реформацию, культурные, этнические и национальные движения Ренессанса. Социальные движения внесли свой вклад в рождение современности в периоды великих буржуазных революций - английской, французской, американской .

Рассмотрим виды классификаций социальных движений.

Г. М. Андреева выделяет различные уровни социальных движений: широкие движения, ставящие перед собой глобальные цели (например, борьба за мир, движение за охрану окружающей среды); локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (например, движение за права сексуальных меньшинств); и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (например, движение за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета) 1 .

С. С. Фролов по содержанию целей массовых движений подразделяет их на экспрессивные, утопические, движения реформ, революционные движения, движения сопротивления .

Г. Блуммер описывает общие социальные движения (их основу составляют последовательные и всеобъемлющие изменения человеческих ценностей), специфические (обладают четко определенной целью, которую стремятся реализовать) и экспрессивные (такие движения не стремятся изменить институты социального строя или их характер, а направлены на выражение того напряжения и беспокойства, которыми эти движения были вызваны) .

Также существуют классификации массовых движений, основанные на характеристике признаков, изначально объединивших людей в данную большую социальную группу:

  • национально-культурные общества, целью которых являются изучение и популяризация традиций, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, промыслов, ремесел, социально-этнической самобытности;
  • профессиональные общества, наиболее часто создаваемые с целью объединения усилий специалистов в некоторой области для распространения и развития конкретного научного направления;
  • культурно-воспитательные общности;
  • различные фонды, которые создаются либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотворительной организации;
  • общности краткосрочного, оперативного действия, к которым относятся, прежде всего, различные комитеты поддержки .

Распространенность массовых движений связана, прежде всего, с тем, что они способны выполнять ряд значимых социально-психологических функций: познавательную (участвуя в любом социальном движении, люди обычно получают новую для себя социально-политическую картину мира и соответствующую ей информацию); инструментальную (в движении люди обычно в какой-то степени овладевают новыми для себя способами активного воздействия на текущую социально-политическую жизнь, получают новые поведенческие навыки); идеологическую (вместо прежних, старых и уже утраченных иллюзий в движении участники обычно обретают новые верования и убеждения) .

Социальным движениям свойственны следующие общие характеристики:

  • коллективность людей, действующих совместно;
  • единство в отношении цели коллективных действий, а именно - изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно;
  • уровень формальной организации достаточно низок;
  • действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированные, застывшие формы 1 .

Описывая социально-психологические условия возникновения массового движения, Д. В. Ольшанский называет следующее:

  • возникновение проблемной ситуации. Проблемную ситуацию вызывает любое социальное противоречие, которое необходимо решить или обществу в целом, или конкретным социальным силам;
  • чувство социального оптимизма, эмоционально насыщенная уверенность в том, что данная проблемная ситуация является потенциально решаемой;
  • готовность к личному участию в социальном движении. Для возникновения такой готовности люди должны быть убеждены в том, что данное движение эффективно и действенно. То есть социальное движение должно выглядеть в глазах потенциальных участников притягательным и убедительным .

Механизмы присоединения личности к общественному движению трактуются современной социальной психологией неоднозначно. Так называемая теория относительной депривации предполагает, что человек начинает испытывать какую-либо социальную потребность, воспринимая относительную ущербность своего личного положения в обществе либо положения своей социальной группы. Таким образом, потребность формируется при сравнении своего положения (личного или своей социальной группы) с положением других. Другая теория, теория мобилизации ресурсов, подчеркивает, что человек руководствуется потребностью максимально идентифицироваться со своей группой, ощущать себя частью ее, повышая тем самым чувство собственной силы и значимости .

Уже находясь в массовом движении, человек может удовлетворять целый ряд своих потребностей, находящих отражение в мотивации различного вида: эмоционально-аффективной (связана с потребностью в эмоциональном соучастии в тех акциях и действиях, которые устраивает движение), ценностно-рациональной (предполагает осознанный, рациональный выбор именно тех ценностей и идеалов, достижением которых занято данное конкретное движение), традиционалистской (связана с потребностью поддерживать традиции своей семьи, своего социального круга) и рационально-преднамеренной (сводится к тем достаточно конкретным, обычно личным выгодам, которые может обрести человек, вступив в определенное движение) 1 .

Таким образом, в рамках социальной психологии массовые движения можно рассматривать в качестве очень сложных явлений общественной жизни, обладающих специфическими социально-психологическими характеристиками. По своей сути они занимают своего рода промежуточное положение между организованными и стихийными большими социальными группами, включая в себя весь набор тех специфических способов общения людей, который свойствен группам этих типов .

Практикум

Методические материалы к практическому занятию

В рамках данного практического занятия предлагается остановиться на политических (на примере феминизма) и религиозных движениях (на примере деструктивных культов).

Цель : актуализировать знания студентов о массовых социальных движениях; формировать умение использовать понятийный аппарат социальной психологии для описания проблем функционирования больших социальных групп; способствовать овладению навыками анализа социально-психологических характеристик общественных движений.

Оснащение : для проведения занятия необходимы тексты, описывающие основные направления феминистского движения.

Порядок работы

  • 1. Обсуждение политических движений на примере феминизма.
  • 2. Обсуждение религиозных движений на примере деструктивных культов.
  • 3. Подведение итогов занятия, обсуждение домашнего задания.

Этап 1. Обсуждение политических движений на примере феминизма

В начале занятия преподаватель проводит краткую беседу со студентами, направленную на актуализацию теоретического материала, изученного в рамках лекционного курса. Студенты вспоминают определение социального движения, основания их классификации, свойства, определяющие промежуточное положение данного социально-психологического феномена в системе устойчивых и стихийных групп.

Затем преподаватель предлагает рассмотреть феминизм как пример политического социального движения. В начале обсуждения темы студентов просят назвать свои ассоциации на слово «феминизм». Ассоциации записываются па доске.

В дальнейшем студенты делятся на три группы. Каждой группе предлагается текст с описанием одного из видов феминистского движения. Студенты знакомятся с текстом и находят в нем информацию, необходимую для заполнения соответствующей строки в таблице «Основные концепции феминизма». После завершения работы по микрогруппам студенты сообщают найденную информацию.

Основные концепции феминизма Либеральный феминизм

Либеральный феминизм, активно развивавшийся на Западе в 70-е гг. XX столетия, также называемый движением «за права женщин», является самым умеренным направлением в феминистской теории и основывается на простом предположении, что все люди создаются одинаковыми, и поэтому нельзя отрицать равенства возможностей на основе гендера. Либеральный феминизм основан на мнении о том, что мужчины и женщины обладают одинаковыми умственными способностями, что с помощью образования можно изменить общество, и на вере в доктрину естественных прав. Если мужчины и женщины сходны, они должны обладать одинаковыми правами.

Умеренность либерального фсминизма сделала бы возможным взаимодействие с мужчинами, вовлечение их в феминистское движение, так как оба пола выиграли бы от исчезновения сексизма. Женщины нуждаются в освоении более широкого спектра ролей, включая занятость вне дома, а мужчины должны принимать более активное участие в домашней работе. Ключевое понятие этого подхода - ассимиляция, причем речь скорее идет о принятии женщин в мир мужчин, чем мужчин в мир женщин.

Либеральные феминистки полагают, что нет нужды полностью преобразовывать общество, достаточно просто изменить его так, чтобы женщины смогли исполнять более значимые и равноправные роли. Этот подход в основном разделяется профессионалами, женщинами из среднего класса, которые уделяют большое значение образованию и достижениям. Так как эти женщины обладают довольно хорошими экономическими ресурсами, им легче сражаться с мужчинами за престижные социальные позиции и рабочие места.

Социалистический феминизм

Эта феминистская теория - отражение теории Маркса - Энгельса, которая предполагает, что низкий общественный статус женщин - отражение классовой капиталистической системы и структуры семьи, существующей внутри этой системы. Социалистический феминизм утверждает, что сексизм функционален для капитализма, так как он поддерживается неоплачиваемым трудом женщин, которые также служат резервной рабочей силой, используемой только при необходимости. Работающие женщины получают низкую заработную плату, что выгодно для корпораций. Неоплачиваемый домашний труд необходим для воспроизводства и поддержания существования рабочей силы. Сама семья, в которой муж выступает как единственный кормилец жены и детей, также способствует стабилизации капиталистического общества. Первоначально жена зависит от мужа только экономически, но вскоре это оборачивается эмоциональной зависимостью и пассивностью. Она боится потерять экономическую безопасность, поэтому он приобретает над ней полную власть.

В отличие от либерального феминизма, социалистки считают, что для освобождения женщин и рабочих, эксплуатируемых владельцами средств производства, капиталистическая экономическая система должна быть изменена. Сексизм и экономическое угнетение взаимообусловлены, поэтому, чтобы изменить оба эти явления, необходима социалистическая революция. Маркс предложил план общества, в котором частная собственность будет отменена и будут проведены в жизнь принципы коллективизации рабочих мест. Энгельс призывал к коллективизации домашнего труда и воспитания детей, с тем чтобы освободить женщин для исполнения экономических ролей вне дома. Сама семья не должна быть разрушена, должны быть изменены функции, которые она выполняет.

Социалистический феминизм обращается к женщинам-рабочим и к тем, кто чувствует недостатки экономической системы капитализма. Многие современные социалистические феминистки считают, что должно произойти беспрепятственное вхождение женщин в армию трудящихся, однако домашний труд также должен быть социалистическим, иначе женщины окажутся занятыми на двух рабочих местах одновременно.

Радикальный феминизм

Радикальная феминистская теория оформилась в конце 1960-х - начале 1970-х гг., когда группа женщин, участвовавших в борьбе за гражданские права и антивоенном движении, осознали то угнетение, которому они подвергаются со стороны мужчин: во время антиинагурационного собрания в 1959 г., когда женщины пытались представить свою феминистскую позицию, мужчины из аудитории начали высмеивать, освистывать и оскорблять их, причем некоторые мужчины зашли так далеко, что стали выкрикивать непристойности в адрес женщин, находящихся на сцене. Радикальный феминизм родился, таким образом, как реакция на теории, организации и поведение мужчин из «Новых левых».

Социальные движения – особый класс социальных явлений, который обычно рассматривается в связи с анализом больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности . Социальные движения подразделяются на широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т. п.), локальные движения , которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т. д.), и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Социальные движения разных уровней обладают несколькими общими чертами. Во-первых, они базируются всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вторых, они ставят своей целью изменение ситуации: в обществе в целом, в определенном регионе или в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения любого уровня формулируется его программа. В-четвертых, любое движение определяет те средства, которые могут быть использованы для достижения целей. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных формах массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет “выплеснуто” в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда – относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих аспекта: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров .

Механизмы присоединения к движению специалистычаще всего объясняют через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные , которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные , которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят основательность и “прочность” движения, успешное достижение целей.

Поиск сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях он может происходить буквально “на улице”, когда организуется сбор подписей в целях поддержки какой-либо акции. В движениях более высокого уровня поиск сторонников происходит в тех группах, в которых родилась инициатива. Так, в движении за гражданские права инициаторами могут быть люди, подвергшиеся репрессиям; в движении «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» инициаторы – профессиональная группа и т. д. Каждый новый потенциальный участник движения индивидуально решает проблему присоединения или неприсоединения по призыву инициативной группы. Обычно человек принимает в расчет и степень близости интересов группы своим собственным, и меру риска, оценивает свою готовность заплатить определенную цену в случае, например, неудачи движения.

Коротко остановимся на двух теориях, объясняющих причины присоединения индивида к социальному движению.

Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он обнаруживает, что лишен чего-то значимого в сравнении с другими. И это побуждает человека присоединиться к определенному социальному движению. Оппоненты данной теории справедливо отмечают упрощение проблемы, которое выражается в том, что в этой теории абсолютизируется один из факторов и не принимаются в расчет другие факторы, которые в действительности могут иметь место.

Другая теория – теория мобилизации ресурсов утверждает, что человек, решая для себя вопрос о присоединении к какому-либо движению, руководствуется потребностью идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае, по мнению Г. М. Андреевой, также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов . Таким образом, вопрос о механизмах присоединения людей к социальным движениям требует дальнейшей разработки.

Вторая проблема касается соотношения позиций большинства и меньшинствав любом массовом, в том числе социальном движении. В связи с тем, что социальные движения объединяют представителей разных социальных групп, характеризуются специфическими формами действий, в социальных движениях с неизбежностью выделяется большинство и меньшинство. Игнорирование позиции меньшинства может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства.

Современный французский психолог С. Московичи считает, что меньшинство может рассчитывать на влияние в движении только при определенных условиях. Главное из них – последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух “сечениях”: в синхронии (единодушие участников в каждый данный момент) и диахронии (стабильность позиции и поведения членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких условий переговоры меньшинства с большинством (а это неизбежно во всяком движении) могут быть успешными. Важен стиль переговоров и наличие определенных умений. Особо значимы умения идти на компромиссы, “снимать” излишнюю категоричность, отделять идею от её носителя, разрабатывать варианты продуктивных решений.

Третья проблема, возникающая в социальном движении, – это проблема лидера . Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Он должен наиболее полно выражать в своей активности базовые ценности, “дух” данного движения. Он должен уметь отстаивать цели, принятые участниками. Кроме того, он должен быть внешне привлекательным для довольно большой массы людей. Эти качества лидера способствуют удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что социальные движения – сложнейшее явление общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками. Они не могут быть строго привязаны к изучению лишь больших организованных социальных групп или, напротив, сугубо стихийных образований. Тем не менее они включают в себя весь набор тех специфических способов общения людей, который свойствен этим типам групп .

Резюме

Социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида. К большим социальным группам относят два вида групп: устойчивые группы, сложившиеся в ходе исторического развития, и стихийные группы, возникающие всякий раз случайно на короткий период времени. Большие устойчивые группы – это социальные классы, этнические группы, профессиональные и половозрастные группы. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика. Большие (устойчивые) группы отличаются от малых групп по ряду признаков: а) в больших группах, в отличие от малых, непосредственного общения нет, каждый каждого знать не может; б) в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, традиции, обычаи; в) в них складывается ифункционирует специфический язык. В структуре психологии больших устойчивых групп выделяют две составные части: а) психический склад группы и б) эмоциональную сферу группы. Психический склад группы является достаточно устойчивым образованием, а эмоциональная сфера – более подвижной частью групповой психологии. К психическому складу принято относить социальный или национальный характер, нравы, традиции, обычаи. В эмоциональную сферу входят потребности, интересы, настроения. Важнейшей из этнических групп является нация. Под нацией обычно понимается социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе и общим языком. Основными регуляторами деятельности и поведения нации являются национальные традиции и обычаи. Они представляют собой сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью. Эмоциональную сторону психологии нации составляют национальные чувства и настроения. Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к её интересам, другим народам и ценностям. Этнические стереотипы – своеобразные шаблоны восприятия, в соответствии с которыми определенным нациям приписываются определенные психологические характеристики. Главный отличительный признак взаимодействия в стихийных группах заключается в том, что здесь возникает стихийная передача эмоционально насыщенной информации, и ситуация взаимодействия характеризуется тем, что личность практически “снимает” с себя персональную ответственность за происходящее, утрачивает личный контроль над ситуацией. В стихийных группах три механизма воздействия: психическое заражение, внушение, подражание. Психическое заражение – это бессознательная невольная подверженность индивида психическим состояниям других. Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Чем большие группы отличаются от малых групп?

2. Чем обусловлена значимость социально-психологического анализа больших групп?

3. Что отличает большие устойчивые группы от стихийных групп?

4. Что понимается в этнопсихологии под нацией?

5. Какие две сферы (части) выделяют в структуре психологии нации?

6. Что понимается под национальным характером, национальным темпераментом, этническими чувствами?

7. В чем опасность этнических стереотипов?

8. Сопоставьте между собой типы стихийных групп (выделите общее и различия).

9. Охарактеризуйте психическое заражение, внушение и подражание как механизмы воздействия людей друг на друга в стихийных группах.

10. Каковы особенности поведения индивида в стихийных группах?

11. Что понимается под социальными движениями?

12. Какими общими характеристиками обладают социальные движения разных уровней?

Терминологический аппарат понятия социального движения

Определение 1

Социальное движение – это объединение и совокупность коллективов и коллективных действий созданных для поддержки социальных изменений.

Можно также рассматривать социальное движение как конфликтную коллективное действие, при которой противоположные, антагонистические группы (классы) противостоят друг другу. Следует отличать социальные движения от социальных институтов.

Определение 2

Социальные институты- это относительно стабильные общественные образования, а социальные движения являются динамичными новообразованиями с неопределенные жизненные циклы динамические, изменчивы, имеют.

Типология социальных движений выделяет их наиболее общие, существенные признаки.

Типы и виды социальных движений

    Политические движения . В случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или изменение политической власти, политического режима, государственных органов и выражаются в требованиях, обращенных к властным органам - социальные движения политическими. Классифицируют политические движения по следующим параметрам:

    • По составу (крестьянские, пролетарские, феминистские)
    • По мотивации (религиозные, социокультурные)
    • По цели (движение сопротивления, национально-освободительные движения)
    • По особенности стратегии (революционные, реформистские)
    • По тактике действий (экстремистские, гражданского).
  1. Экспрессивные движения. Массовые движения, связанные с неудовлетворением существующей социальной действительностью, считают ее порочной или просто некрасивой. При этом люди стремятся изменить действительность, а свое отношение к ней с помощью мечтаний, видений, ритуалов, каких-либо, не приемлемых в данном обществе, норм и образцов культуры. Данные группы людей находят эмоциональное облегчение в различных формах эмоциональной экспрессии, что делает их повседневную жизнь приемлемым и терпимым. Именно такой характер имели мистерии - массовые театрализованные, ритуальные, полные религиозного содержания действия жителей Древнего Египта, Греции, Персии, Индии. В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены и ярко выраженные в молодежной среде. Проявлениями таких процессов являются движения хиппи, рокеров и других контркультур, и субкультур.

    Замечание 1

    Революционные движения имеют целью разрушить существующую социальную систему, сбросить присущий ей социальное устройство и установить новый.

    Движения реформистов . Массовые политические действия, направленные на относительное изменение и совершенствование существующей социальной системы с помощью реформ. Это возможно, если участники этих движений положительно относятся к существующему социальному порядку. Кроме этого, они должны располагать институциональные (то есть такие, которые допускаются государством, законодательством) возможности выражать свои мысли и осуществлять действия в поддержку реформ.

    Оппозиционные движения . Реакция общества, которая вызвана недовольством отдельных групп людей социальными изменениями, которые происходят. Неприятие, обычно, вызвано тем, что социальные изменения происходят слишком быстро или слишком медленно, непоследовательно. Возникают, вслед за революционными или реформистскими и представляют собой оппозицию по отношению к ним. Часто к этим движениям присоединяются представители бывших элит, не нашли достойного места в новой социальной системе, а также люди, потерявшие свои права и привилегии в результате реформ.

    Экологические движения . Направленные на защиту природных ресурсов. Сторонники этих движений доказывают, что тенденции развития общества не могут быть полностью поняты вне экологической перспективы.

    Молодежные движения . Собственно, к началу ХХ в. молодежь не относилась к социально зрелой категории граждан, в силу традиций и норм общественной жизни была зависима от родителей материально и морально. Поэтому в моду вошли молодежные социальные движения, которые были направленны на проявление гражданских позиций, изменение культурных явлений, появление субкультур, омоложение политики.

    Феминистские (женские) движения и общества . Представляют собой массовые действия с привлечением женщин, для уравнивания их в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Характерна узкая трактовка социального равенства женщин и мужчин, сводилась к правовой, юридического равенства.

Замечание 2

Возникновение феминистских движений датируется эпохой буржуазных революций во Франции, Англии, США.

Список наиболее популярных социальных движений старшей возрастной группы

Следующими в списке идей выступают наиболее популярны среди старшей возрастной группы.

Либерально-реформистское направление пропагандирует необходимость социально - экономических, политических реформ, с целью социального равенства женщин с мужчинами. Соглашаясь с важностью материнских функций, представители этого направления призывают к привлечению в политическую, социокультурную и профессиональную жизнь женщин, имеющих высокую общеобразовательную и профессиональную подготовку.

Национально-освободительные движения . Это массовые действия, направленные на свержение иностранного господства и завоевания национальной независимости. Включаясь в эти движения, национально-этнические общности реализуют свое право на самоопределение и создание независимых национальных государств.

Движения в защиту мира . Эти движения представляют собой массовые действия против опасности новых войн, за укрепление мира и дружественных отношений между народами и странами. Развитие этих движений характеризуется цикличностью. В двадцатые годы XX в., После завершения Первой мировой войны образовался движение пацифистов, участники которого выступали за полное разоружение с целью не дать возникнуть новым войнам.