Генетика наследственность интересное и загадочное. Что такое наследственность

Урок по обществознанию. «Что такое наследственность». 5 класс.

г. Нижняя Салда

Свердловской области

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о его наследственных признаках.

Образовательные ресурсы : Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д: Феникс, 2010

Презентация «Что такое наследственность»

План урока:

    Что такое наследственность.

    Наследственность – биологическая сущность.

    Можно ли влиять на наследственность

Методы и формы обучения:

Методы – наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: Общество, наследственность, инстинкт.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.

Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Осмысливают : гуманистические традиции и ценности современного общества, понимают значение знаний для человека и принимают его.

Этапы урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Презентация.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

    Обучающимся предлагается работа в парах - подумать над высказыванием: «Человек рождается как «чистый лист, на который потом записывается информация». Ответить на вопрос, согласны ли они с ним.

    Слайд 3.

    Учитель задает вопрос: каким понятием определяется получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).

    Подводит учащихся к пониманию, что «Наследственность» - такова тема урока

    Предлагает обучающимся определить, какие новые знания получат пятиклассники на уроке.

    План урока . Слайд 4.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Ребята предполагают, что даже сразу после рождения они отличаются друг от друга, поскольку ряд черт получают от родителей (особенности внешнего вида).

Предполагаемый ответ - наследственность

Предполагают узнать, что такое наследственность, можно ли влиять на наследственность

II. Актуализация знаний

Презентация.

    Учитель актуализирует обучающихся на понимании, что жизнь человека зависит от двух факторов: от наследственности и окружающей среды . Слайд 5.

    Просит учащихся найти в словаре значение понятия «наследственность» Слайд 6.

Записывают новое понятие в свои словари

III. Изучение нового материала

Работа со слайдами презентации.

Работа с учебником. С.11-13

    Учитель сообщает о том, что наука, которая изучает наследственность, называется генетика.

    Знакомит с Г.Менделем – основателем генетики. Слайд 7.

    Формулирует задание « Что человек наследует от родителей? Слайд 8.

    Подводит учащихся к пониманию , что наследственность – биологическая сущность человека

    Показывает слайд 9,

На формирование личности человека одновременно влияют как унаследованные от родителей черты, так и окружающая среда. Споры о том, какой из этих факторов главнее, не утихают до сих пор. Некоторые считают, что правильное воспитание способно исправить любые врождённые пороки. Однако так ли это на самом деле? В нашем списке вы найдёте факты, которые заставят вас в этом усомниться.

1. Лень

Некоторые люди бывают просто патологически ленивы. Они способны целыми днями валяться на диване и получают от этого безграничное удовольствие. Недавно исследователи обнаружили, что в поведении таких людей виновато не столько плохое воспитание, сколько специальный набор генов. Учёные сравнивали две группы крыс, в одну из которых отбирали самых активных особей, а в другую - самых ленивых. Изучение их потомства выявило различия на генетическом уровне, что, очевидно, и задаёт особенности их поведения.

2. Стремление к путешествиям

zeljkodan/Shutterstock

Вы замечали, как трудно отдельным личностям сдвинуться с места? В то время как других, словно магнитом, постоянно тянет в дорогу? Разница в их поведении объясняется не начитанностью, развитием интеллекта или уровнем романтичности. Всему виной ген DRD4-7R , наличие которого вызывает склонность к перемене мест, путешествиям и приключениям. Он встречается не так часто - примерно у 20% людей, но именно его присутствие толкает людей к непрерывной смене мест жительства и авантюрным путешествиям.

3. Вождение автомобиля

Вождение автомобиля представляется не такой уж сложной задачей. Просто нужно выучить определённый свод правил, привыкнуть к органам управления и немного попрактиковаться. Но почему же некоторым людям совершенно не удаётся освоить эту нехитрую науку? Генетики в качестве ответа на этот вопрос приводят исследование, которое выявило специальную цепочку генов, непосредственно влияющую на память, ориентацию в пространстве и скорость реакции. Носителям этих генов, а их на Земле около 30%, не стоит садиться за руль.

4. Предрасположенность к вредным привычкам

Наркомания, алкоголизм, курение - это не только социальные проблемы, но и медицинские. Люди, моментально попадающие в зависимость от пагубных пристрастий, имеют к ним генетическую предрасположенность. Например, вероятность того, что человек начнёт курить, на 75% диктуется его генетическими особенностями.

5. Музыкальные вкусы

В 2009 году компания Nokia провела большое исследование влияния наследственности на формирование наших музыкальных вкусов. В его рамках было опрошено более 4 000 пар близнецов. Оказалось, чем моложе человек, тем большее влияние на его музыкальные пристрастия оказывает генетика. По мере взросления эта зависимость ослабевает и примерно к 50 годам главное значение приобретает уже окружающая среда.

6. Выбор партнёра


wrangler/Shutterstock

Грустно, но даже в таком романтическом и возвышенном деле, как любовные отношения, первую скрипку играет генетика. При выборе постоянного сексуального партнёра главное значение имеет не цвет глаз, объём талии и общие интересы, а семейство генов под названием ГКГ (главный комплекс гистосовместимости). Эксперименты показали, что женщины стараются выбирать партнёров с ГКГ, отличным от собственного, так как это даёт больше шансов на появление здорового потомства. Как они это делают?

7. Фобии

Считается, что фобии развиваются в результате отрицательного жизненного опыта, который может привести к появлению иррационального страха различных явлений или предметов. Однако, по данным исследования, проведённого в Медицинской школе Университета Эмори, фобии могут передаваться из поколения в поколение. Учёные с помощью ударов тока привили мышам страх перед вишней. Потомство этих мышей с самого рождения боялось вишни, что подтверждает передачу фобии наследственным путём. Впрочем, это один из навыков выживания, заложенный в нас природой, так что здесь нет ничего удивительного.

А как вы считаете, что более важно для формирования личности человека - унаследованные черты или влияние окружающей среды? И можно ли исправить правильным воспитанием врождённые пороки?

Цвет наших волос и глаз, рост, особенности фигуры мы позаимствовали у своих родителей. Кто-то от бабушек и дедушек. Но существует еще множество особенностей, не таких очевидных, но тоже значительных, которые также достались нам по наследству.

Мы узнали, за что нам благодарить родителей или, наоборот, за что на них обижаться.

11. Здоровье зубов зависит от наследственности, а не от того, как вы следите за ними
Если вы тщательно чистите зубы дважды в день, но все равно появляется кариес, не вините себя. Возможно, все дело в генетике. По крайней мере ученые это подтверждают в своих исследованиях. Может, вам повезло в чем-то другом и достался от родителей, например, красивый ровный нос или стройная фигура.

10. Здоровье ребенка больше зависит не от матери, а от отца
Мы привыкли слышать, что здоровье ребенка во многом зависит от здоровья матери. Однако ученые из медицинской школы Университета Южной Каролины пришли к выводу, что в нас больше от отца, чем от матери. И плохой ген, доставшийся от мамы, не проявится так сильно, как такой же ген, полученный от папы.

9. Ребенок наследует интеллект от матери
Нам с детства внушали, что мальчик должен быть умным, а девочка - красивой. А если в семье способный ребенок, то чаще всего все без сомнений твердят: «В папу пошел!» Последние исследования ученых говорят об обратном. Значительная часть детского интеллекта зависит от Х-хромосомы. А у женщин таких хромосом две. Поэтому они в два раза чаще передают характеристики, связанные с интеллектом.

8. Мигрень передается по наследству. Плохая погода тут ни при чем

В наследство от родителей нам достается иногда не только хорошее. Например, существует мнение, что даже мигрень передается по наследству. И иногда от сильной головной боли люди страдают целыми семьями.

7. Способность мало или много спать зависит от генов
Способность мало спать обычно связывают с недюжинной силой воли. А тех, кто любит поспать долго, называют совами или лентяями. Хотя на самом деле все дело в гене DEC2. Его обнаружили ученые из Калифорнийского университета. Его счастливые обладатели могут спать меньше остальных, а чувствовать себя при этом замечательно.

6. Спортсменами рождаются
Победы спортсменов - это результат их упорной тяжелой работы. Но, оказывается, существуют гены ACE и ACTN3, отвечающие за выносливость и силу. И они нам достаются от родителей. Если у ребенка этих генов нет, не стоит ставить крест на его спортивной карьере. Просто тем, кто ими обладает, добиться высоких результатов чуть легче.

5. Решительность заложена в генах
Решительность - это еще одна особенность, которая достается по наследству, но не всем. К такому выводу пришли ученые из Института человеческого развития Макса Планка в Берлине. Оказывается, из-за вариации фермента COMT - Val люди способны быстрее и более гибко решать различные вопросы.

4. Существует генетическая склонность к депрессии

Не стоит скептически относиться к людям, у которых время от времени случается депрессия. Возможно, дело совсем не в слабости характера. Исследователи из Института геномики человека в Майами (США) уверены, что виной всему дефект в ДНК и наследственность.

3. Чихательный синдром передается по наследству
Если вы давно заметили за собой привычку чихать при взгляде на яркий свет или на солнце, знайте, это еще один признак, который достался вам от кого-то из близких родственников. Обычно если у одного из родителей есть эта особенность, то в 50 % случаев ребенок тоже наследует ее.

2. Оптимистичные родители - оптимистичные дети
Жизнерадостность и позитивное отношение к жизни также достается нам от родителей. Ученые из Университета Эссекса доказали, что люди с длинной версией гена 5-HTT чаще фокусируются на позитивных моментах в жизни и меньше хандрят.

1. Способность писать левой рукой заложена в генах
Удивительно, но на тот факт, левши мы или правши, влияет ген LRRTM1. Он модифицирует асимметрию в мозге человека. Поэтому не стоит смотреть на левшей как на белых ворон. Это не их вина. Всему причиной наследственность.