Инженерия знаний и получение знаний. Инженерия знаний Модели представления знаний

Инженерная дисциплина, которая занимается интеграцией знаний с компьютерными системами для того чтобы решить сложные проблемы, обычно требующие высокого уровня человеческой экспертизы:

  • управление конфигурацией знаний (учёт);
  • управление изменениями (эволюция);
  • логистика (поиск и доставка по потребности).

На высоком уровне, процесс инженерии знаний состоит из двух:

  1. Извлечение знаний - преобразование «сырых знаний» в организованные, процесс получения знаний из его источников, которыми могут быть материальные носители (файлы, документы, книги) и эксперты (группы экспертов). Является частью Инженерии знаний.
  2. Внедрение знаний - преобразование организованных знаний в реализованные, процесс преобразования организованных знаний в реализованные.

Технологии управления знаниями

Выделяют следующие технологии управления знаниями:

  • работающие с неявными знаниями (tacit knowledge) в головах экспертов (чаще всего именно они имеются ввиду, когда говорится об "управлении знаниями"). Когнитолог (роль):
    • помогает эксперту выявить и структурировать знания, необходимые для работы экспертной системы , извлекает из эксперта неформализованные знания;
    • осуществляет выбор той интеллектуальной системы , которая наиболее подходит для данной проблемной области, и определяет способ представления знаний в этой ИС;
    • выделяет и программирует стандартные функции, которые будут использоваться в правилах, вводимых экспертом.
  • работающие с письменным знанием ("управление знаниями" распространяется на компьютеры: управление корпоративными знаниями, Knowledge Management) - акцент на "полнотекстовый поиск", "семантический поиск", "автоматическое аннотирование".
    1. НЛП, как даталогическая дисциплина ("работа по форме"), техника взмаха, модальности восприятия, субмодальности, пространственное маркирование, калибровка
    2. использование web 2.0 (блоги и вики)
  • работающие с письменным формальным знанием (инженерия знаний, которую тоже включают в управление знаниями, но уже не так уверенно) - акцент на структурных БД, инженерных моделях, интеграции данных. Большинство технологий в инженерии знаний пошло по пути реализации так называемой "семантической сети", подход Гуссерля-Витгенштейна-Бунге о том, что знание представимо фактами (а факты - это отношения концептов). Из множества фактов возникает семантическая сеть (см. обзор John F.Sowa), в котором отношения-ребра связывают концепты-вершины. Реализацией идеи хранения и использования знаний в форме семантической занялось множество почти непересекающихся тусовок/школ (community of practice), отчего появилось огромное количество реализаций и стандартов, в которых ни одного слова не совпадает, но которые идейно и технологически совместимы.
    1. Моделирование данных + интеграция данных . Используют, когда нужно объединить данные множества САПР различных поставщиков при постройке крупного промышленного объекта. Ключевые слова : ISO 15926 , Gellish , ISO 10303 . Вместо слова "онтология " говорят "модель данных". : практически нет, все запросы к данным. Со знаниями сражается каждый сам врукопашную. Никакой графики, сплошной XML, проприетарные форматы хранения Схемы данных в каждом отдельном САПР. В последнее время появляются и иные решения, нацеленные на интеграцию разнородных данных, например от CYC и (на базе стандартизированной онтологии UMBEL, выражения в RDF и обеспечения доступа к данным через HTTP, см.). Проекты ISO 15926-7 сводятся к тому же: некая онтология + semantic web стандарты.
    2. Concept Map () Используют для (часто коллаборативной через веб) учебной и творческой работы. Ключевые форматы (все на XML) : XCT 3.0, но готовы кушать и Topic Map, и многое другое для редактирования и отображения. Средства оперирования знаниями : графическое отображение, объединение сетей, которые нарисовали два участника творческого процесса. Близкий родственник - MindMap , где вообще не граф, а красиво нарисованное дерево, а связи неименованы.
    3. Conceptual Graphs Используют для академических занятий искусственным интеллектом, экспертные системы, агентские системы и прочая классика жанра. Опираются на работы философа и логика Pierce ("интеллектуальное индексирование"), ключевой человек - John F.Sowa. Ключевой формат хранения знаний : три синтаксиса, главный из которых - CGIF (XML). Средства оперирования знаниями : Common Logic (или ISO ISO/IEC IS 24707:2007, ).
    4. Topic Map Использут для Knowledge Management инициатив - а пришли они из каталожников (библиографов). Большие любители стандартизации (см.), но потеряли фокус (их неумолимо влечет к моделированию данных общего вида, в котором они проигрывают подходам Semantic Web). Ключевые форматы хранения знаний : ISO 13250, XTM 2.0, HyTM. Средства оперирования знаниями : используется topic map engine (десяток вариантов), ибо стандартизован TMAPI 2.0. Кроме того, на финишную прямую вышел специальный стандарт на задание констрейнтов для topic maps - ISO/IEC FCD 19756 (TMCL), а язык запросов Topic Map Query Language (проект ISO 18048), похоже, заглох.

17.2. Практические методы извлечения знаний

17.3. Структурирование знаний

Центральной проблемой при создании интеллектуальных информационных технологий является адекватное отображение знаний специалиста в памяти компьютера. Это привело к развитию нового направления в информатике – инженерии знаний, где определяется соотношение человеческого знания и его формализованного (информационного) отображения в ЭВМ. Инженерия знаний изучает и разрабатывает вопросы, связанные с получением знаний, их анализом и формализацией для дальнейшей реализации в интеллектуальной системе.

Цель главы – дать обзор основных теоретических аспектов инженерии знаний и познакомить с некоторыми практическими методами работы инженеров по знаниям.

После изучения главы вы должны знать:

Подходы к получению знаний при разработке экспертных систем

Теоретические проблемы, возникающие при извлечении знаний

Особенности психологических и лингвистических факторов, которые необходимо учитывать инженеру по знаниям

Влияние философии познания на работу инженера по знаниям

Методы инженера по знаниям при работе с источником знаний

Методы извлечения знаний

Суть экспертных игр

Методы извлечения знаний из текстов

Структурирование полученных знаний

Формирование понятийной и функциональной структуры предметной области

Каким образом формализуются знания и формируется база знаний

17.1. Теоретические аспекты получения знаний

Стратегии получения знаний

Психологический аспект

Лингвистический аспект

Гносеологический аспект

СТРАТЕГИИ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИИ

Существует несколько стратегий получения знаний. Наиболее распространенные:

приобретение;

извлечение;

формирование.

Под приобретением знаний понимается способ автоматизированного построения базы знаний посредством диалога эксперта и специальной программы (при этом структура знаний заранее закладывается в программу). Эта стратегия требует существенной предварительной проработки предметной области. Системы приобретения знаний действительно приобретают готовые фрагменты знаний в соответствии со структурами, заложенными разработчиками систем. Большинство этих инструментальных средств специально ориентировано на конкретные экспертные системы с жестко обозначенной предметной областью и моделью представления знаний, т.е. не являются универсальными. Например, система TEIRESIAS , ставшая прародительницей всех инструментариев для приобретения знаний, предназначена для пополнения базы знаний системы MYCIN или ее дочерних ветвей, построенных на "оболочке" EMYCIN в области медицинской диагностики с использованием продукционной модели представления знаний.

Термин извлечение знаний касается непосредственного живого контакта инженера по знаниям и источника знаний. Авторы склонны использовать этот термин как более емкий и более точно выражающий смысл процедуры переноса компетентности эксперта через инженера по знаниям в базу знаний экспертной системы.

Термин форм up ование знаний традиционно закрепился за чрезвычайно перспективной и активно развивающейся областью инженерии знаний, которая занимается разработкой моделей, методов и алгоритмов анализа данных для получения знаний и обучения. Эта область включает индуктивные модели формирования гипотез на основе обучающих выборок, обучение по аналогии и другие методы.

Таким образом, можно выделить три стратегии проведения стадии получения знаний при разработке экспертных систем (рис. 17.1).

Рис. 17.1. Три стратегии получения знаний

На современном этапе разработки экспертных систем в нашей стране стратегия извлечения знаний, по-видимому, является наиболее актуальной, поскольку промышленных систем приобретения и формирования знаний на отечественном рынке программных средств практически нет.

Извлечение знаний – это процедура взаимодействия эксперта с источником знаний, в результате которой становятся явными процесс рассуждений специалистов при принятии решения и структура их представлений о предметной области.

В настоящее время большинство разработчиков экспертных систем отмечают, что процесс извлечения знаний остается самым "узким" местом при построении промышленных систем.

Процесс извлечения знаний – это длительная и трудоемкая процедура, в которой инженеру по знаниям, вооруженному специальными знаниями по когнитивной психологии , системному анализу, математической логике и пр., необходимо воссоздать модель предметной области, которой пользуются эксперты для принятия решения. Часто начинающие разработчики экспертных систем, желая избежать этой мучительной процедуры, задают вопрос: может ли эксперт сам извлечь из себя знания? По многим причинам это нежелательно.

Во-первых, большая часть знаний эксперта – это результат многочисленных наслоений, ступеней опыта. И часто зная, что из А следует В, эксперт не дает себе отчета, что цепочка его рассуждений была гораздо длиннее, например С D , D А, А В, или А Q , Q R , R B .

Во-вторых, как было известно еще древним (вспомним "Диалоги" Платона), мышление диалогично. И поэтому диалог инженера по знаниям и эксперта – наиболее естественная форма "раскручивания" лабиринтов памяти эксперта, в которых хранятся знания, частью носящие невербальный характер, т.е. выраженные не в форме слов, в форме наглядных образов, например. Именно в процессе объяснения инженеру по знаниям эксперт на эти размытые ассоциативные образы надевает четкие словесные ярлыки, т.е. вербализует знания.

В-третьих, эксперту гораздо труднее создать модель предметной области вследствие той глубины и необозримости информации, которой он обладает. Многочисленные причинно-следственные связи реальной предметной области образуют сложную систему, из которой выделить "скелет", или главную структуру, иногда доступнее аналитику, владеющему к тому же системной методологией: Любая модель – это упрощение, а упрощать легче с меньшим знанием деталей.

Чтобы разобраться в природе извлечения знаний, выделим три основных аспекта этой процедуры (рис. 17.2): психологический, лингвистический, гносеологический, которые подробно описаны в .

Рис. 17.2. Основные аспекты извлечения знаний

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Модель общения при извлечении знаний

Из трех выделенных аспектов извлечения знаний психологический является, по-видимому, главным, поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия инженера по знаниям (аналитика) с основным источником знаний – экспертом-профессионалом. Мы выделяем психологический аспект еще и потому, что извлечение знаний происходит чаще всего в процессе непосредственного общения разработчиков системы.

Стремление и умение общаться могут характеризовать степень профессионализма инженера по знаниям.

Известно, что потери информации при разговорном общении велики (рис. 17.3). В связи с этим рассмотрим проблему увеличения информативности общения аналитика и эксперта за счет использования психологических знаний.

Рис. 17.3. Потери информации при общении

Мы можем предложить такую структурную модель общения при извлечении знаний:

участники общения (партнеры);

средства общения (процедура);

предмет общения (знания).

В соответствии с этой структурой выделим три "слоя" психологических проблем, возникающих при извлечении знаний (рис. 17.4), и последовательно рассмотрим их.

Рис. 17.4. Структура психологического аспекта извлечения знаний

Контактный слой

Практически все психологи отмечают, что на любой коллективный процесс влияет атмосфера, возникающая в группе участников. Существуют эксперименты, результаты которых неоспоримо говорят, что дружеская атмосфера в коллективе больше влияет на результат, чем индивидуальные способности отдельных членов группы. Особенно важно, чтобы в коллективе разработчиков складывались кооперативные, а не конкурентные отношения. Для кооперации характерна атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованности в успехах друг друга, т.е. уровень нравственного общения, а для отношений конкурентного типа – атмосфера индивидуализма и межличностного соперничества (более низкий уровень общения).

К сожалению, прогнозировать совместимость в общении со 100%-ной гарантией невозможно. Однако можно выделить ряд черт личности, характера и других особенностей участников общения, несомненно, оказывающих влияние на эффективность процедуры. Знание этих психологических закономерностей составляет часть багажа психологической культуры, которым должен обладать инженер по знаниям для успешного проведения стадии извлечения знаний:

доброжелательность и дружелюбие;

чувство юмора;

хорошая память и внимание;

наблюдательность;

воображение и впечатлительность;

большая собранность и настойчивость;

общительность и находчивость;

аналитичность;

располагающая внешность и манера одеваться;

уверенность в себе.

Процедурный слой

Инженер по знаниям, успешно овладевший наукой доверия и взаимопонимания с экспертом (контактный слой), должен еще уметь воспользоваться благоприятным воздействием этой атмосферы. Проблемы процедурного слоя касаются проведения самой процедуры извлечения знаний. Здесь мало проницательности и обаяния, полезного для решения проблемы контакта, тут необходимы профессиональные знания.

Остановимся на общих закономерностях проведения процедуры.

Беседу с экспертом лучше всего проводить в небольшом помещении tête-à-tête. Освещение, тепло, уют влияют непосредственно на настроение. Чай или кофе создадут дружескую атмосферу. Американский психолог И. Атватер считает, что для делового общения наиболее благоприятная дистанция от 1,2 до 3 м. Минимальным "комфортным" расстоянием можно считать 0,7 - 0,8 м.

Реконструкция собственных рассуждений – нелегкий труд, и поэтому длительность одного сеанса обычно не превышает 1,5 - 2 ч. Эти два часа лучше выбрать в первой половине дня (например, с 10 до 12ч). Известно, что взаимная утомляемость партнеров при беседе наступает обычно через 20 - 25 мин, поэтому в сеансе нужны паузы.

Любой инженер по знаниям имеет свою уникальную манеру разговора. Одни говорят быстро, другие медленно; одни громко, другие тихо и т.д. Стиль разговора изменить практически невозможно – он закладывается в человеке в раннем детстве. Однако извлечение знаний – это профессиональный разговор, и на его успешность влияет также длина фраз, которые произносит инженер по знаниям.

Этот факт был установлен американскими учеными – лингвистом Ингве и психологом Миллером. Оказалось, что человек лучше всего воспринимает предложения глубиной (или длиной) 7 плюс-минус 2 слова. Это число (7+2) получило название число Ингве-Миллера. Можно считать его мерой "разговорности" речи.

Необходимость фиксации процедуры извлечения знаний ни у кого не вызывает сомнений. Встает вопрос: в какой форме это делать? Можно предложить три способа протоколирования результатов:

запись на бумагу непосредственно по ходу беседы (недостатки – это часто мешает беседе, кроме того, трудно успеть записать все, даже при наличии навыков стенографии);

магнитофонная запись, помогающая аналитику проанализировать весь ход сеанса и свои ошибки (недостаток – может сковывать эксперта);

запоминание с последующей записью после беседы (недостаток – годится только для аналитиков с блестящей памятью).

Когнитивный слой

Когнитивная психология (англ. cognition – познание) изучает механизмы, при помощи которых человек познает окружающий мир.

Предложим несколько советов инженеру по знаниям с позиций когнитивной психологии:

не навязывать эксперту ту модель представления, которая ему (аналитику) более понятна и естественна;

использовать различные методы работы с экспертом исходя из условия, что метод должен подходить к эксперту, как "ключ к замку";

четко осознавать цель процедуры извлечения или ее главную стратегию, которая может быть определена как выявление основных понятий предметной области и связывающих их отношений;

чаще рисовать схемы, отображающие рассуждения эксперта. Это связано с образной репрезентацией информации в памяти человека.

Материал, изложенный выше, тесно связан с азами психологической культуры, которая включает понимание и знание себя и других людей; адекватную самооценку и оценку других людей; саморегулирование психического состояния. Овладеть этой культурой легче с помощью специалистов – психологов, психотерапевтов, но можно самостоятельно с помощью книг, хотя бы популярных, например . Кроме этого успешному преодолению психологических неудач способствует овладение основами актерского мастерства и участие в специальных занятиях по социально-психологическому видеотренингу.

В заключение приведем ряд традиционных психологических неудач начинающего аналитика:

отсутствие контакта между экспертом и инженером по знаниям (из-за психологических особенностей того или другого; ошибок в процедуре; возникновения эффекта "фасада", т.е. желания эксперта "показать себя");

отсутствие понимания (из-за эффекта "проекции", т.е. переноса взгляда аналитика на взгляды эксперта; или эффекта "порядка", т.е. концентрации внимания в первую очередь на том, что высказывается вначале, и др.);

низкая эффективность бесед (слабая мотивация эксперта, т.е. отсутствие у него интереса; или неудачный темп беседы; или неподходящая форма вопросов; или неудовлетворительные ответы эксперта).

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Структура лингвистического аспекта

Поскольку процесс общения инженера по знаниям и эксперта – это языковое общение, рассмотрим лингвистический аспект инженерии знаний. Выделим три слоя важных для инженерии знаний лингвистических проблем (рис. 17.5).

Рис. 17.5. Структура лингвистического аспекта извлечения знаний

Проблема общего кода

Большинство психологов и лингвистов считают, что язык – это основное средство мышления наряду с другими знаковыми системами "внутреннего пользования". Языки, на которых говорят и размышляют аналитик и эксперт, могут существенно отличаться.

Итак, нас интересуют два языка – язык аналитика, состоящий из трех компонентов:

терминов предметной области, которые он почерпнул из специальной литературы в период подготовки;

общенаучной терминологии из его "теоретического багажа";

бытового разговорного языка, которым пользуется аналитик;

и язык эксперта, состоящий:

из специальной терминологии, принятой в предметной области;

общенаучной терминологии; бытового языка;

неологизмов, созданных экспертом за время работы (его профессиональный жаргон).

Если считать, что бытовой и общенаучный языки у двух участников общения примерно совпадают, то некоторый общий язык, или код, который необходимо выработать партнерам для успешного взаимодействия, будет складываться из потоков, представленных на рис. 17.6. В дальнейшем этот общий код преобразуется в некоторую понятийную (семантическую) сеть, которая является прообразом поля знаний предметной области.

Рис. 17.6. Схема получения общего кода

Выработка общего кода начинается с выписывания аналитиком всех терминов, употребляемых экспертом, и уточнения их смысла. Фактически это составление словаря предметной области. Затем следуют группировка терминов и выбор синонимов (слов, означающих одно и то же). Разработка общего кода заканчивается составлением словаря терминов предметной области с предварительной группировкой их по смыслу, т.е. по понятийной близости (это уже первый шаг структурирования знаний).

Рис. 17.7 дает представление о неоднозначности интерпретации терминов двумя специалистами. В семиотике, науке о знаковых системах, проблема интерпретации является одной из центральных. Интерпретация связывает "знак" и "означаемый предмет". Только в интерпретации знак получает смысл. Так, на рис. 17.7 слова "прибор X" для эксперта означают некоторую конкретную схему, которая соответствует схеме оригинала прибора, а в голове начинающего аналитика слова "прибор X" вызывают пустой образ или некоторый "черный ящик" с ручками.

Рис. 17.7. Неоднозначность проблемы интерпретации

Понятийная структура

Большинство специалистов по искусственному интеллекту и когнитивной психологии считают, что основная особенность естественного интеллекта и памяти в частности – это связанность всех понятий в некоторую сеть. Поэтому для разработки базы знаний нужен не словарь, а энциклопедия, в которой все термины объяснены в словарных статьях со ссылками на другие термины.

Таким образом, лингвистическая работа инженера по знаниям на данном слое проблем заключается в построении таких связанных фрагментов с помощью "сшивания" терминов. При тщательной работе аналитика и эксперта в понятийных структурах начинает проглядывать иерархия понятий, что в общем согласуется с результатами когнитивной психологии.

Иерархия понятий – это глобальная схема, которая может быть в основе концептуального анализа структуры знаний любой предметной области.

Следует подчеркнуть, что работа по составлению словаря и понятийной структуры требует лингвистического "чутья", легкости манипулирования терминами и богатого словарного запаса инженера по знаниям, так как зачастую аналитик вынужден самостоятельно разрабатывать словарь признаков. Чем богаче и выразительнее общий код, тем полнее база знаний.

Аналитик вынужден все время помнить о трудности передачи образов и представлений в вербальной форме. Часто инженеру по знаниям приходится подсказывать слова и выражения эксперту.

Словарь пользователя

Лингвистические результаты, соотнесенные со слоями общего кода и понятийной структуры, направлены на создание адекватной базы знаний. Однако не следует забывать, что профессиональный уровень конечного пользователя может не позволить ему применить специальный язык предметной области в полном объеме. Для разработки пользовательского интерфейса необходима дополнительная доработка словаря общего кода с поправкой на доступность и "прозрачность" системы.

В заключение перечислим характерные лингвистические неудачи, подстерегающие начинающего инженера по знаниям:

разговор на разных языках (из-за слабой подготовки инженера по знаниям);

несоотнесение с контекстом и неадекватная интерпретация терминов (из-за отсутствия обратной связи, т.е. слишком независимой работы инженера по знаниям);

отсутствие отличий между общим кодом и языком пользователя (не учтены различия в уровне знаний эксперта и пользователя).

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Суть гносеологического аспекта

Гносеология – это раздел философии, связанный с теорией познания, или теорией отражения действительности в сознании человека.

Инженерия знаний как наука, если можно так выразиться, дважды гносеологична – действительность (О) сначала отражается в сознании эксперта (M 1), а затем деятельность и опыт эксперта интерпретируются сознанием инженера по знаниям (М 2), что служит уже основой для построения третьей интерпретации (P z) – поля знаний экспертной системы (рис. 17.8). Процесс познания в сущности направлен на создание внутреннего представления окружающего мира в сознании человека.

Рис. 17.8. Гносеологический аспект извлечения знаний

В процессе извлечения знаний аналитика в основном интересует компонент знания, связанный с неканоническими индивидуальными знаниями экспертов, поскольку предметные области именно с таким типом знаний считаются наиболее восприимчивыми к внедрению экспертных систем. Эти области обычно называют эмпирическими, так как в них накоплен большой объем отдельных эмпирических фактов и наблюдений, в то время как их теоретическое обобщение – вопрос будущего.

Познание всегда связано с созданием новых понятий и теории. Интересно, что часто эксперт как бы "на ходу" порождает новые знания, прямо в контексте беседы с аналитиком. Такая генерация знаний может быть полезна и самому эксперту, который до того момента мог не осознавать ряд соотношений и закономерностей предметной области. Аналитику, который является "повитухой" при рождении нового знания, может помочь тут и инструментарий системной методологии, позволяющий использовать известные принципы логики научных исследований, понятийной иерархии науки. Эта методология заставляет его за частным увидеть общее, т.е. строить цепочки:

ФАКТ  ОБОБЩЕННЫЙ ФАКТ  ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЗАКОН  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Не всегда инженер по знаниям дойдет до последнего звена этой цепочки, но уже само стремление к движению бывает чрезвычайно плодотворным. Такой подход полностью согласуется со структурой самого знания, которое имеет два уровня:

эмпирический (наблюдения, явления);

теоретический (законы, абстракции, обобщения).

Критерии научного знания

Теория - это не только стройная система обобщения научного знания, это также некоторый способ производства новых знаний. Основными методологическими критериями научности, позволяющими считать научным и само новое знание, и способ его получения, являются :

внутренняя согласованность и непротиворечивость;

системность;

объективность;

историзм.

Внутренняя согласованность. Этот критерий в эмпирических областях на первый взгляд просто не работает: в них факты часто не согласуются друг с другом, определения противоречивы, диффузны и т.д. Аналитику, знающему особенности эмпирического знания, его модальность, противоречивость и неполноту, приходится сглаживать эти "шероховатости" эмпирики.

Модальность знания означает возможность его существования в различных категориях, т.е. в конструкциях существования и долженствования. Таким образом, часть законемерностей возможна, другая обязательна и т.д. Кроме того, приходится различать такие оттенки модальности, как: эксперт знает, что...; эксперт думает, что...; эксперт хочет, чтобы...; эксперт считает, что...

Возможная противоречивость эмпирического знания – естественное следствие из основных законов диалектики, и противоречия эти не всегда должны разрешаться в поле знаний, а напротив, именно противоречия служат чаще всего отправной точкой в рассуждениях экспертов.

Неполнота знания связана с невозможностью полного описания предметной области. Задача аналитика эту неполноту ограничить определенными рамками "полноты", т.е. сузить границы предметной области, либо ввести ряд ограничений и допущений, упрощающих проблему.

Системность. Системно-структурный подход к познанию (восходящий еще к Гегелю) ориентирует аналитика на рассмотрение любой предметной области с позиций закономерностей системного целого и взаимодействия составляющих его частей. Современный структурализм исходит из многоуровневой иерархической организации любого объекта, т.е. все процессы и явления можно рассматривать как множество более мелких подмножеств (признаков, деталей) и, наоборот, любые объекты можно (и нужно) рассматривать как элементы более высоких классов обобщений.

Объективность. Процесс познания глубоко субъективен, т.е. он существенно зависит от особенностей самого познающего субъекта. Субъективность начинается уже с описания фактов и увеличивается по мере углубления идеализации объектов.

Следовательно, более корректно говорить о глубине понимания, чем об объективности знания. Понимание - это сотворчество, процесс истолкования объекта с точки зрения субъекта. Это сложный и неоднозначный процесс, совершающийся в глубинах человеческого сознания и требующий мобилизации всех интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Все свои усилия аналитик должен сосредоточить на понимании проблемы. В психологии подтверждается факт, что люди, быстро и успешно решающие интеллектуальные задачи, большую часть времени тратят на понимание ее, в то время как быстро приступающие к поискам решения, чаще всего не могут его найти.

Историзм. Этот критерий связан с развитием. Познание настоящего – есть познание породившего его прошлого. И хотя большинство экспертных систем дают "горизонтальный" срез знаний – без учета времени (в статике), инженер по знаниям должен всегда рассматривать процессы с учетом временных изменений – как связь с прошлым, так и связь с будущим. Например, структура поля знаний и база знаний должны допускать подстройку и коррекцию как в период разработки, так и во время эксплуатации экспертной системы.

Структура познания

Рассмотрев основные критерии научности познания, попытаемся теперь описать его структуру. Методологическая структура познания может быть представлена как последовательность этапов (рис. 17.9) , которые рассмотрим с позиций инженера по знаниям.

Описание и обобщение фактов. Это как бы "сухой остаток" бесед аналитика с экспертом. Тщательность и полнота ведения протоколов во время процесса извлечения и пунктуальная "домашняя работа" над ними – вот залог продуктивного первого этапа познания.

На практике оказывается трудным придерживаться принципов объективности и системности, описанных выше. Чаще всего на этом этапе факты просто собирают и как бы бросают в "общий мешок"; опытный инженер по знаниям часто сразу пытается найти "полочку" или "ящичек" для каждого факта, тем самым подспудно готовясь к этапу концептуализации.

Рис. 17.9. Структура познания

Установление связей и закономерностей. В голове эксперта связи установлены, хотя часто и неявно; задача инженера – выявить каркас умозаключений эксперта. Реконструируя рассуждения эксперта, инженер по знаниям может опираться на две наиболее популярные теории мышления – логическую и ассоциативную. При этом, если логическая теория благодаря горячим поклонникам в лице математиков широко цитируется и всячески эксплуатируется в работах по искусственному интеллекту, то вторая, ассоциативная, менее известна и популярна, хотя имеет также древние корни. Красота и стройность логической теории не должны заслонять печального факта, что человек редко мыслит в категориях математической логики .

Ассоциативная теория представляет мышление как цепочку идей, связанных общими понятиями. Основными операциями такого мышления являются ассоциации, приобретенные на основе различных связей; припоминание прошлого опыта; пробы и ошибки со случайными успехами; привычные ("автоматические") реакции и пр.

Построение идеализированной модели. Дня построения модели, отражающей представление субъекта о предметной области, необходим специализированный язык, с помощью которого можно описывать и конструировать те идеализированные модели мира, которые возникают в процессе мышления. Язык этот создается постепенно с помощью категориального аппарата, принятого в соответствующей предметной области, а также формально-знаковых средств математики и логики. Для эмпирических предметных областей такой язык пока не разработан, и поле знаний, которое полуформализованным способом опишет аналитик, может быть первым шагом к созданию такого языка.

Объяснение и предсказание моделей. Этот завершающий этап структуры познания является одновременно и частичным критерием истинности полученного знания. Если выявленная система знаний эксперта полна и объективна, то на ее основании можно делать прогнозы и объяснять любые явления из данной предметной области. Обычно базы знаний экспертных систем страдают фрагментарностью и модульностью (несвязанностью) компонентов. Все это не позволяет создавать действительно интеллектуальные системы, которые, равняясь на человека, могли бы предсказывать новые закономерности и объяснять случаи, не указанные в явном виде в базе. Исключением тут являются системы формирования знаний, которые ориентированы на генерадию новых знаний и "предсказание".

В заключение перечислим наиболее часто встречающиеся неудачи, связанные с гносеологическими проблемами инженерии знаний (частично из ):

обрывочность, фрагментарность знаний (из-за нарушений принципа системности или ошибок в выборе фокуса внимания);

противоречивость знаний (из-за естественной противоречивости природы и общества, неполноты извлеченных знаний, некомпетентности эксперта);

ошибочная классификация (из-за неправильного определения числа классов или неточного описания класса);

ошибочный уровень обобщения (из-за чрезмерной детализации или обобщенности классов объектов).

Система - посредник, заключение договора на поставку.

Инженерия знаний - область информатики, в рамках которой проводятся исследования по представлению знаний в ЭВМ, поддержание их в актуальном состоянии и манипулировании ими.

Knowledge system - система основанная на знаниях.

СОЗ СБЗ СУБД ЭС ИС СИИ - система искусственного интеллекта.

Структура системы, основанной на знаниях.

БЗ механизм получения решения

ИНТЕРФЕЙС

БЗ - это модель, представляющая в ЭВМ знания, накопленные в определенной предметной области. Эти знания должны быть формализованы.
Знания формируются с помощью модели, а затем представляются с помощью определенного языка.

В БЗ обычно выделяются знания о конкретных объектах и правила. Эти правила исполняются как механизм получения решений, для того, чтобы из исходных фактов вывести новые.

Интерфейс обеспечивает ведение диалога на языке, близком пользователю.

Методы, основанные на использовании логических выводов, часто используется в инженерии знаний.

Понятие предметной области.

Объект – то что существует или воспринимается в качестве отдельной сущности.

Основные свойства: дискретность; различие.

При представлении знаний используется прагматический подход, т.е. выделяются те свойства объекта, которые важны для решения задач, которые будет решать создаваемая система. Поэтому система, основанная на знаниях, имеет дело с предметами, которые являются абстрактными объектами. Предмет выступает в роли носителя некоторых свойств объекта. Состояние предметной области может меняться со временем. В каждый момент времени состояние предметной области характеризуется множеством объектов и связями. Состояние предметной области характеризуется ситуацией.

Концептуальные средства описания предметной области.

Концептуальная модель отражает наиболее общие свойства. Для того, чтобы детализировать описание нужны языки. Характерными чертами концептуальных средств описания предметной области являются абстрактность и универсальность. Их можно использовать для описания любой предметной области.

Понятие класса объекта.

Понятие объекта – понятие множеств. Сходные между собой объекты объединяются в классы. В разные моменты времени одному и тому же классу могут соответствовать разные множества объектов.

К – класс объекта.

Кt – множество объектов класса К в момент времени t.

Группа (1999) = { ИА-1-99, ИА-1-98, … , ИА-1-94, ИБ-1-99,…}

Группа (1998) = { ИА-1-98, ИА-1-97, … , ИА-1-93, ИБ-1-98,…}

(t Кt = { … }

Преподавательская должность = { профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент}

1 4 Геометрическая фигура, форма квадрат, цвет синий.

(К: А1 К1, А2К2, … , АnКn) имя атрибут название классов классов объектов атрибутная пара

Идентификация объектов может быть прямая и косвенная. В случае прямой используются имена объектов, порядковые номера объектов; косвенная основана на использовании свойств объектов.

Атрибут может быть компонентом. Под атрибутом понимается свойство, характеристика, название компонентов.

(Геометрическая фигура: форма Геометрическая форма цвет Цвет)

Пары имя атрибута и значение атрибута часто совпадают.

Пример ситуации:

(Лекция: лектор Фамилия_лектора, место №_аудитории, тема Название_темы, слушатель Код_группы, день День_недели, время Время_начала)

Ситуация – показана связь между «преподаватель» и «слушатель», остальные характеристики данной ситуации.

Роли участников ситуации:

Слушатель

Характеристики ситуации:

(К: А1К1,А2К2, … , АnКn) – представление знаний в виде некоторой структуры.

(дата, число, день_месяца)

(дата, месяц, название_месяца)

(дата, год, год)

(геометрическая_фигура, форма, геометрическая_форма)

(геометрическая_фигура, цвет, цвет)

Такому представлению знаний соответствует представление знаний в виде отдельных фактов.

(К: А1К1,А2К2, … , АnКn)

Представления знаний об объектах делятся на:

классы объекта (структура данных)

знания о конкретных объектах (о данных)

Классы объекта.

1. (К: А1К1,А2К2, … , АnКn)

Аi – имя атрибута

Кi – классы объекта, являются значением атрибута

К – имя класса

(преподаватели:

ФИО фамилия_с_инициалами,

Должность преподпвательская_должность)

(преподаватель, ФИО фамилия_с_инициалами, преподаватель, должность преподпвательская_должность)

3. К (К1,К2, … , Кn)

4. К (А1,А2, … , Аn)

(преподаватель (фамилия_с_инициалами, преподпвательская_должность), преподаватель (ФИО, должность))

Представление знаний для первой формы:

(К: А1К1,А2К2, … , АnКn) кi (Кi

Атрибутивное представление знаний:

(преподаватель: - представляет собой

ФИО Семенов - некоторую структуру

Должность доцент) - данных

Представление знаний для второй формы:

(К: АiКi) к (К, кi (Кi

Атрибутивное представление знаний в виде отдельных фактов:

(преподаватель1, ФИО, Семенов) - 1, 2 являются связками между

(преподаватель1, должность, доцент) - фактами

(преподаватель2, ФИО, Петров)

(преподаватель2, должность, ассистент)

Представление знаний для третьей формы:

К (К1,К2, … , Кn)

(преподаватель (Семенов, доцент) - позиционное представление знаний

Если имена атрибутов отсутствуют, а сами атрибуты записываются на определённых позициях, то – позиционноё представление знаний.

Представление знаний в виде «троек» - (объект, атрибут, значение).

Для представления неточных значений используются коэффициенты уверенности – (объект, атрибут, значение, коэффициент уверенности).

0 – соответствует неопределенности. отрицательное значение – степень уверенности в невозможности значения атрибута.

(пациент1, диагноз, гастрит, К740)

* (пациент, ФИО, Антонов, диагноз колит К760, гастрит К740)

Представление знаний о классе объекта называется минимальным, если при удалении одного из атрибутов приводит к тому, что оставшееся множество атрибутов перестает быть представлением данного класса объекта.

Аренда (объект_аренды, арендатор, арендодатель, срок_аренды, плата).

Если удалить «срок_аренды», получится купля-продажа, а если удалить
«срок_аренды» и «плата», то получиться подарок.

Представление знаний в реляционной базе данных.

Реляционная база данных – данные хранятся в позиционном формате.

Данные хранятся в виде таблицы, где название таблицы – имя класса.
Каждому классу соответствует таблица или файл БД. Имя класса - название соответствующей таблицы. Имена атрибутов – соответствующие поля таблицы
(столбец). Строки таблицы – записи БД. Записи соответствует запись в позиционном формате.
|А1 |А2 | . . .|Аn |
| | |. . | |
|К1 |К2 | . . .|Кn |
| | |. . | |

Преподаватели

|ФИО |должность|
|Семенов |Доцент |
|Петров |ассистент|

Понятие атрибута в позиционной БД сохраняется.

Запись К (А1,А2, … , Аn) называется отношение между атрибутами. Такая терминология используется в реляционной БД. Идея данных в реляционной БД основана на понятие «ключ».

Ключ – набор атрибутов отношения, значение которых однозначно определяет запись в файле.

Квартира

| город |улица |дом |корпус|квартира|площадь |количество комнат|
|Москва |Тверская |2 |1 |47 |60 |2 |
|Москва |Тверская |2 |1 |54 |50 |1 |

В данном случае ключ будет состоять из нескольких полей.

Кi sup Кj является подклассом класс sup подкласс; подкласс sup класс.

Кi является подклассом Кj, если (t Ki t (Kj t

(Если в любой момент времени t класс Кi является подклассом Кj)

Npr – классификация сети.

Классификация сети представляется в виде иерархической структуры.

Студент sup учащийся.

Ki part of Kj - является частью Ki part Kj

Ki является частью Kj, если конкретный объект класса Ki является частью однозначно определенного объекта Kj.

Отношение принадлежности. k isa K - является элементом

Ki ius K - является составляющей

Означает, что объект класса К состоит из объектов класса К1, К2, … ,
Кn, причем объект класса К может включать несколько объектов класса Кi.

Лекция №4.

Свойства отношений.

Отношения частичного порядка обладают свойством транзитивности.

Ki sup Kj Kj sup Km

Ki part Kj Kj part Km

Если элемент является составляющей блока, а блок составлен…

Нет циклов в графе принадлежности.

K1 ins K2, K2 ins K3,…,Kn-1 ins Kj

Неверно, что Kn ins K1

Москва isa город

Город sup Населенный пункт

Москва isa Населенный пункт

Операции над классами объектов.

С помощью операций над классами объектов можно определить новый класс объектов

Ki множество блоков, к примеру, телевизоров

Материальные объекты делятся на три класса

Условие (Помещение (Оборудование = Материальный объект

Человек (Помещение = Человек (Оборудование = Помещение (
Оборудование =?

Размещение классов объекта

Человек (Фамилия, Имя, Отчество, Год_Рождения, пол)

Пол={мужской, женский}

Мужчина, женщина = Человекпол

K (K1, K2, K3, K4, K5)

KK5 – Разбиение класса по классу К5.

Объединение всех этих классов есть человек.

Мужчина?Женщина=Человек

Мужчина?Женщина=?

(Знание_иностранного языка

Знающий человек,

Предмет иностранный_язык)

В результате разбиения мы получаем классы людей, знающих иностранный язык.

Концептуальной схемой предметной области называется множество классов объектов, заданных на нем отношений и операциями.

Шаблонные описания состояния предметной области:

Занятия K проводит занятия по дисциплине в группе в на в.

Иванов И.И. проводит занятия по дисциплине ТОЭ в группе ИТ-1-98 в понедельник на 4 паре в Г-301.

(занятия: преподаватель Преподаватель дисциплина Название_дисциплины группа Код_группы день День_недели время Номер_пары место Аудитория)

Концептуальные модели предметной области – концептуальная схема вместе с множеством высказываний построенных по конечному набору шаблонов.

Диаграмма сущности и связи (ER – диаграмма)

Entety Relation Diagramm

Сущность

Атрибуты сущности и связи

На 1 кафедре работает N преподавателей. «*» – знак преподавателя – можно найти кафедру.

Связь глагол или дополнение

Атрибуты – прилагательное, числители, размеры, место действия

Расписание нагрузки

Логические системы (модели), на основе единственного примера поставки товара в магазин.

Логические модели представления знаний.

Описание предметной области на одном из логических языков программирования, основано на исчислении предикат.

Язык многократного исчисления предикатов 1-го порядка. Многократная логика 1-го порядка.

Для составления этого языка:

Понятие сорта соответствует понятию классов объектов.

Множество сортов S

На множестве задаются функциями. f-имя функции;

сорта аргументов;
В – сорт значения функции.
Z – сигнатура – это верхний уровень представления знаний в логических моделях.

Предикат -
Т={0;1}

ложь истина
-константа сорта В

Рассмотрим в качестве примеров обработку деталей на производстве
2-токарных;
1-фрезерный;

S={Деталь, Станок, Операция, Тип_детали, Тип_станка, Время }
1) дет: Операция Деталь; f A1 B
2) ст: Операция (Станок;
3) нач: Операция (Время
4) кон: Операция (Время
5) тип_дет: Деталь (Тип_детали
6) тип_ст: Станок (Тип_станка
7) 0: (Время

T: (Время
8) ст_вал:(Тип_детали вал_мест: (Тип_детали
9) фрез: (Тип_станка ток: (Тип_станка
10) фрез_торц:операция Т ток_обр: операция Т
11) +: Время*Время Время
12): Время*Время Т

Знания о конкретных объектах
(нижн. Уровень представления знаний) на языке многократного исчисления предикатов наз-ся структурой интегрированной сигнатурой
1) сигнатура
2) Структура интегр. Сигнатуры.
3) Для каждого имя сорта создаётся мн-во объектов этого сорта.
Деталь = {дет.1, дет.2, дет.3, дет.4}
Станок = {ст.1, ст.2, ст3}
Операция ={опер1,опер2, опер3, опер4, опер5, опер6, опер7, опер8}
Тип_детали = {ст_вал, вал_мест}
Тип_станка = {ток, фрез}
Время = {1,2,…,t}

Объединение всех множеств - универсум.
Каждой функции и предикатов из структуры в системе соответствует множество факторов.
1) дет.(опер.1)=дет1 дет.(опер.2)=дет1 дет.(опер.3)=дет2

…………………..
2) ст.(опер.1)= ст.3 ст.(опер.2)= ст.1 ст.(опер.3)= ст.3

…………………
3) нач.(опер.1)=0 нач.(опер.2)=5 нач.(опер.3)=5
…………………..
4) конц(опер.1)=5 конц(опер.2)=12 конц(опер.3)=0
…………………
5) тип_дет(дет.1)=ст_вал тип_дет(дет.2)=вал_мест тип_дет(дет.3)=ст_вал тип_дет(дет.4)=вал_мест
………………….
6) тип_ст. (ст.1)=ток тип_ст. (ст.2)=ток тип_ст. (ст.3)=фрез
………………….
10) фрез_торц(опер1) ток_обр (опер2) фрез_торц(опер3)
|операция|деталь |станок |начало |конец |фрез_торц|ток_обр|
|Опер1 |Дет.1 |Ст.3 |0 |5 |1 |0 |
|Опер2 |Дет.1 |Ст.1 |5 |12 |0 |1 |
|Опер3 |Дет.2 |Ст.3 |5 |10 |1 |0 |
|Опер4 |Дет.2 |Ст.2 |10 |17 |0 |1 |
|Опер5 |Дет.3 |Ст.3 |10 |16 |1 |0 |
|Опер6 |Дет.3 |Ст.1 |16 |26 |0 |1 |
|Опер7 |Дет.4 |Ст.3 |16 |22 |1 |0 |
|Опер8 |Дет.4 |Ст.2 |22 |32 |0 |1 |

|Деталь|Тип_дет |
|Дет.1 |Ст_вал |
|Дет.2 |Ст_вал |
|Дет.3 |Вал_мест|
|Дет.4 |Вал_мест|

|Станок|Тип_ст |
|Ст.1 |Ток. |
|Ст.2 |Ток. |
|Ст.3 |Фрез. |

3) Составляющая: Логические формулы

Правила построения формул: а)константа сорта А, есть терм сорта А б)переменная принимающая значение из сорта А, есть терм сорта А в)если сигнатура содержит функцию- построенные термы сортов соответственно, то
-есть терм сорта В г)если сигнатура содержит предикат-
,термы построенных сортов
, то - есть атом. д)если - термы одинакового сорта, то выражение , то есть атом е)Атом есть формула правильно построенная (ППФ)Переменная, входящая в атом, является свободной в этом атоме. ж)если построенная формула в которую свободно входит переменные х сорта А, то выражения:

Также является ППФ, переменная “x” является связанной (в новых файлах) з)если уже построенные формулы, то , также является ППФ
Примеры:
1) Представление Знания b=> опер2 выполнены на токарном станке тип_ст(ст(опер2))=nток
2) Опер2 выполн на ост.1 на ст.1 нач 5 конец 12
3)

Лекция 8 12.11.99.

Метод резолюций


Метод резолюций доказывает невыполнимость.
Для использования этого метода необходимо исходную формулу привести к ДНФ.
ДНФ:
- дизъюнкция литер рii – атом или отрицание атома.
Потом ДНФ представляют в виде множества дизъюнктов
В методе резолюций – имеется одно правило вывода
В результате из 2-х дизъюнктов получаем новую, называется руовентой
- получаем пустой дизъюнкт, который всегда ложный.
Если множество содержит пустой дизъюнкт, то оно является не выполнимым.
Получается пустой дизъюнкт, который доказывает что данное множество является невыполнимым.
Метод резолюций применяется до тех пор пока не получится пустой– дизъюнкт
m,n – const
подстановка вместо переменной константы –унификация.
В данном случае выполняем подстановку {n/y}:
Из (1)и (2) => a(x)c(x,n) (5)
Из (3) и (5) , выполняя ь подстановку {m/n}=> c(m,n) (6)
Из (4) и (6) без подстановок => 0

Принцип резолюций в Прологе
В Прологе используются хордовские дизъюнкты, т.е. дизъюнкты, содержащие одну литеру без отрицания.
На пример
=>

конъюнкция без отрицания

Могут использоваться дизъюнкты, которые вообще не содержат литер. – это целевое утверждение на прологе: ? – a a: - b,c,d. b: - e,f. c. e. f.
?-a a(1) a(2) a(3)
|№ шага |Целевой |Исходный |резольвета|
| |дизъюнкт |дизъюнкт | |
|1 |?- a. |a:-b,c,d. |-b,c,d. |
|2 |?-b,c,d |b:-e,f |-e,f,c,d |
|3 |?-e,f,c,d |e |-f,c,d |
|4 |?-f,c,d |f |-c,d |
|5 |?-c,d |c |-d |
|6 |?-d |d |0 |

Представление программы в виде графа a: - b;c b: - d,e c: - g,f. e: - i,h g: - h,j d. f. h.
?-a
«,» - и
«;» - или
Построение графа начинается с целевого дизъюнкта.
На графе видно какие и сколько решений имеет рассматриваемая задача.

Два решения задачи

Продукционная модель представления знаний.
Основа для данной модели – это продукционные правила, которые имеют следующий вид
- продукционное правило >:=
Eсли то [КД=]

Примеры:
Правило 5
Если пол=женский

И сложение=мелкое

И вес=65 лет_или_больше
То относительный_вес=изменчивый
Коэффициент доверия определяется числом 0-100

Правило 27
ЕСЛИ перспектива=отличная

И риск=высокий
ТО фактор=0 КД=10
В общем случае посылка может быть логическим выражением.
Если посылка истинна, то истинно и заключение, т.е. в заключение может быть указано какое-либо действие, которое выполняется, если посылка истинна
::[ИИ…И]
::== объект, атрибут, значение, коэфициент доверия- представление знаний в виде четвёрки
::==
:==КД=
Один и тот же объект может иметь разные значения.
Многозначные объекты – объекты, которые могут иметь несколько достоверных значений.
Если объект не объявлен, как многозначный, то он может иметь несколько значений, то они не должны быть достоверными, т.е. КД= 100

Для объектов, значение которое запрашивается у пользователя.
Какое сложение?
1. Мелкое
2. Среднее разрешённые значения
3. Крупное

Каков возраст
1. меньше 25
2. от 25 до 55
3. больше 55
Коэффициент доверия посылки=min(Кдусл)

Факта, полученного в результате выполнения правила перспектива=отличная КД=50 риск=высокий КД=70 фактор=0

Базовая структура продукционной модели представления знаний

Исходные данные

Результат

Лекция 9 (Конец)
|№ |Конфликтное |Выполнение|Выведенный|
|шага|Множество | | |
| |правил |правила |факт |
|1 | | | |
|2 | | | |
|3 | | | |
|4 | | | |
|5 | | | |

Выводы заканчиваются, когда достигается целевая вершина, либо не осталось применимых правил, а цель не достигнута.

Обратные выводы – выполняются сверху вниз (выводами ориентирующих на цель)

П 1 П2 П3 П4
П5

С 4 С5 С6 С7 С8

|№ |Цель|Конфликтное |Выполнение|Подцели|Факт|
|шага| |множество | | | |
| | |правил |правил | | |
|1 |С1 |П6,П7 |П6 |С2,С3 | |
|2 |С2 |П1,П2 |П1 |С1,С5,С| |
|3 |С3 | | |3 |F1 |
|4 |С4 | | | |F2 |
|5 |С5 |П3 |П3 | | |
|6 |С6 | | |С6,С7,С|F3 |
|7 |С7 | | |8 |F4 |
|8 |С8 | | | |F5 |
| | | | | | |

Цель – «продолжительность» –цель задаётся именем объекта.
Она сопоставляется с заключением правил и выбирается правило с заключением
, в которых есть имя объекта. Выбираем правило, которое содержит целевой объект, мы формируем гипотезу

В процессе гипотеза либо подтверждается либо опровергается. Выводы продолжаются до тех пор, пока какая либо не будет подтверждена, либо не будут исчерпаны все возможные гипотезы.
Используется меньшее количество проверок, т.к. в правиле бывает несколько условий и одно заключение.

Двунаправленные выводы.

Сначала выполняются прямые выводы, на основе небольшого количества данных, в результате формируется гипотеза для подтверждения или опровержения выполняются другие выводы.
Для проверки условий правил используется аппарат активации правил, который выделяет на каждом шаге те правила, в которых проходит проверка условий.
Должны быть использованы также условия. В условиях правил выделяются индивидуальные, а затем общие.
Общие правила – правила условий применимости. Сфера применимости.

Обобщённая структура продукционного правила.
(i); Q; P; A; =B; N
(i)– имя правила:
Q –сфера применения правила;
P – условие применимости првила (логическое условие)
A=>B – ядро правило, где А- посылка, а В- заключение;
N – поставленное условие, определяетдействия, которые выполняются в случае выполнения ядра.
Р – при истинности активизируется ядро правила.

Фрейм – структура данных для представления стереотипной ситуации
(к: А1К1, A2K2, ….,AnKn)
(к: A1k1, A2k2,….,An kn)
(имя файла: имя слота1 (значение слота1) имя слота2 (значение слота2)

……………………………….. имя слота n (значение слота n))
Протофрейм – знания о классе объектов.
Фрейм- экземпляр- получается из протофрейма при заполнении слотов конкретными значчениями.
В структуру фреймов обычно включают системные слоты. К системе слота относятся:
Слоты определим фреймродитель, слот, указываемый на прямые дочерние фрейма.

В качестве системы слотов: слоты, содержащие сведения о создателе программы, о её модификации.
В структуру входят:
- указатель наследования;
- указатель типа данных;
- демоны и т.п.

ЯЗЫК ФМС (FMS).
Указатели наследования могут быть:
U – unique – уникальный
S – same- какой-то
R – range – указатель границ;
0 –override – игнорировать

U – во фреймах разных уровней с одинаковыми именами будут различными.
S – слоты наследования значений из слотов высшего уровня с такими же именами

Значение нижнего уравнения должно лежать внутри границ определённого в верхнем уравнении.

R
Человек

Если значение не задано то оно наследуется из слота верхнего уравнения, а если оно задано, то наследование игнорируется.

Лекция 11 3.12.99

Сочетание сетевой и фреймовой модели в системе представления знаний OPS-5
В этом языке есть продукционные правила и базы данных
::=({| }+)

{}+ - Может повторятся несколько раз
::=({ значение})
::= |
(Вещество класс кислота

Имя

Цвет бесцветная)
(Порядок – задач: Источник, утечки Ограждения)
Что собой представляют правила:
::=(Р )
::={}+
::= | -
::= | |
::=({значение>}+) |

# (Порядок задач)

([{ }+])
# (Вещество)
В образце не обязательно указываются все атрибуты данного класса, т.е. мы можем записать
(Вешество класс кислота

Имя) т.е. переменная кислота –вещ получит значение
::= ({ >}+)
Значение с соответствующего атрибута элемента работой памяти должно совпадать с одним из элементов указанных в данном листе, хотя бы с одним.
Эти значения задаются конкретными словами.
# (Вещество класс кислота

Цвет)
::= ({{{}+}}+)
Список значений может задаваться и в виде ограничений
# (Двигатель мощность { 100 200})

(Двигатель мощность 160)
:={}+
::=(make | remove | (modif
{} +)

# (Р координировать _а

(цель состояние активный

Имя координировать)
Если цель находится в состоянии координировать и порядок задач не определён, то создать

(Порядок задач) –>
(make цель состояние активный

Имя упорядочить задачи)
(modif1 состояние ожидания))

Стратегия решения задач основана на явном задании цели
Выполнение
1. сопоставление с элементами памяти в результате формируется конфликтное множество правил
2. Выбор правил из конфликтного множества
3. Выполнение действий, указанных в заключении правил
Выполняется до тех пор, пока не будет достигнута цель.

Приобретение знаний

Извлечение знаний из источника, преобразование их в нужную форму, а также перенос в базу знаний интеллектуальной системы.

Знания делятся на:
- объективизированные;
- субъективные
Объективизированные – знания, представленные во внешних источниках – книгах, журналах, НИР.
- форматизированные, т.е. представлены в виде законов, формул, моделей, алгоритмов.
Субъективные – знания, которые являются экспертными и эмперическими не представлены во внешней форме.
Знания экспертом является неформализованными, представляют собой множество эвристических приёмов и правил, позволяют находить подходы к решению задач и выдвигать гипотезы, которые могут быть подтверждены или опровержены.
Знания могут быть получены в процессе наблюдения за каким-либо объектогм.
Режимы работы инженера по знаниям, консультолога в процессе приобретения знаний.
1. протокольный анализ
- записываются рассуждения вслух в процессе решения задач.
О.с. составляются протоколы, которые анализируются
2. Интервью - ведется диалог с экспериментом, направленный на приобретение знаний.
3. Игровая имитация профессиональной деятельности.

Методы интервьюирования.
1. Рубление на ступени выделяются связи, позволяющие строить иерархические структуры
2. Репертуальная рещётка предлагаются 3 понятия и требуется назвать отличие 2-х понятие 3-его. Эксперту предлагается пара понятий и требуется назвать общие свойства => сформировать классы.

Методика работы конитолога по формированию поля знания
Включает 2 этапа
1. подготовительный
1.1. Чёткая подготовка задачи, которая должна решать система
2. Знакомство конит с литовой
3. Выбор экспертов
4. Знакомство экспертов с копией
5. Знакомство эксперта с популярной методикой по искусственному интеллекту
6. Формирование с копии поля знания
2. Основной этап
1. накачка поля знания в режиме
2. командная работа косметолога – анализ протокола, определение связей между понятиями, готовит вопросы к эксперту
3. Подкачка поля знания – задача вопросов эксперту
4. Формализация концептуальной задачи.
5. Проверка полноты модели
Если модель неполная, то используется 2-ое приближение.

Лекция 12 10.12. 99.

Нечёткие множества
– толщина изделий малая средняя большая

степень принадл

10 15 40 толщина изделий
- нечёткое множество х - универсальное множество
х - образуют совокупность пар А
- называется функцией принадлежности нечёткого множества.
Значения функции принадлежности для конкретного элемента Х называется

Степенью принадлежности

Носитель нечёткого множества
Нормальным нечётким множеством называется множество для которого

Нечёткое множество
Х - универсальное множество
Х - образуют совокупность пар А
: - называется функцией принадлежности нечёткого множества.
Значение функции принадлежности для конкретного элемента Х называется степенью принадлежности
- носитель нечёткого множества
&
Нормальным нечётким множеством называется множество для каждого

Если приводить к нормальной форме => нужно поделить все её значения на
.

Пусть функция принадлежности задаётся целым числом от 10 до 40
Определить понятие малая толщина изделия.

| | | | | | | | x x

10 11 12 13 14 15 16 17 18
18

Операции над нечёткими множествами

1. Объединение нечётких множеств


2. Пересечение нечётких множеств


3. Дополнение нечёткого множества

Начало 12 и 13 лекции.

(A1,(A2,….,(An x1,x2,…,xn x1(X1 x2(X2 … xn(Xn

(A1 x(A2 x … x(An = {}

(x (x1,x2,…,xn) = min{(A1 (x1), (A2 (x2)…(An (xn) }

(A x(B = {,
, }
5. Возведение нечеткого множества в степень.

(A2 = con((A) - концентрация

(A0.5 = dil((A) – растяжение

Методы определения функции принадлежности.

Немного больше 2. От 0 до 5.
|x |0 |1 |2 |3 |4 |5 |
|n1 |- |- |- |10|8 |4 |
|n2 |10|10|10|- |2 |6 |

(A = n1 / (n1 + n2)

Метод рангирования.

Нечеткая переменная.

(- имя нечеткой переменной х – область ее определения

(А – смысл, нечеткое множество определяет семантику нечеткой переменной

Лингвистическая переменная.

(- имя лингвистической переменной

Т – базовая терм множество – образует имена нечетких переменных
{редко, иногда, часто}, являющихся лингвистическими переменными

Х – носитель лингвистических значений – область определения

G – синтаксическая процедура

М – семантическая процедура

Синтаксическая процедура в виде грамматических терминов, символы которых составляют термы из терм множеств {и, или, не}, модификаторы типов
{очень, слегка, не и т.д.}

(- частота

Т = {редко, иногда, часто}

Очень часто

Такие термины вместе с исходными образуют производную терм множества.

Семантические процедуры позволяют переписать термо-нечеткую семантику.

М((1 или (2) = (А1 ((А2

((1 , х1 , (А1)

((2 , х2 , (А2)

М((1 и (2) = (А1 ((А2

М(очень () = con ((A)

М(слегка () = dil ((A)

Сценарий.

Является классом фреймовых моделей представления знаний, где в обобщенной и структурной форме представлены знания о последовательности действий, событий типичных для предметной области. Рассмотрим стереотип каузальный сценарий – определяет последовательность действий необходимых для достижения целей, это фреймовая модель.

(kcus имя: имя слота 1(значение слота 1); имя слота 2(значение слота 2);

… имя слота n(значение слота n))

(kcus деятель цель деятеля посылка ключ следствие системное имя)

Посылка определяет действия, которые должны быть выполнены раньше ключевого действия, необходимые для его действия. Последствие – заключительное действие. Системное имя – сценарий.

(kcus «тушение пожара»: деятель (S:) цель деятеля (С: «прекращение пожара»)

П11, П12 посылки (cus: «поиск средств тушения»R1, «транспортные средства тушения»)

К1 ключ (f: «использование средств тушения для полного прекращения огня») следствие (Р: «прекращение огня») системное имя (sys: cus*1))

R1 – быть раньше

(kcus «поиск средств тушения »: деятель (S:) цель деятеля (С: «нахождение средств тушения»)

П121, П22 посылки (cus: «определение координат местонахождения средств тушения»R1, «перемещение к месту нахождения средств тушения»)

К2 ключ (f: «схватывание средств тушения») следствие (Р: «нахождение у места расположения средств тушения») системное имя (sys: cus*2))

(kcus «транспортировка средств тушения к месту пожара»: деятель (S:) цель деятеля (С: «доставка средств тушения к месту пожара»)

П31, П32 посылки (cus: «наличие средств тушения»R1, «определение координат места пожара»)

К3 ключ (f: «движение к месту пожара») следствие (Р: «нахождение на месте пожара средств тушения») системное имя (sys: cus*3))

Пополнение знаний на основе сценария.

Последовательность действий:

Д = cus: П11 R1 cus: П12 R1 K1 =

П21R1П22R1K2 П31R1П32R1K3

П21R1П22R1K2 R1 П31R1П32R1K3 R1 K1

Посылки определяют действия, которые должны быть выполнены раньше ключевого действия, необходимы для его действия. Следствие заключительное действие. Системное имя сценарий.

Пополнение знаний на основе псевдофизических логик.

Р1 – посадка самолета

Р2 – подача трапа

Р3 – выход пассажиров из самолета

Р4 – подача автобуса

Р5 – прибытие на аэровокзал

Структура текста на лингвистическом уровне представляется следующей формулой:

TS = PR4dt&P1R3 10,(P2&P2R1P3&P4R3 2,(P5 t = 15 часов 20 минут

PR4dt , P1R3 10,(P2 (P2R4 dt + 10

P1R3 10,(P2 (P1R1P2

P4R3 2,(P5 (P4R1P5

TS* = P1R1P2& P1R1P3& P2R1P3& P4R1P5

Модели и методы обобщений знаний.

Под обобщением понимается процесс получения знаний, объясняющих имеющиеся факты, а так же способных классифицировать, объяснять и предсказывать новые факты. Исходные данные представляются обучающей выборкой. Объекты могут быть разбиты на классы. В зависимости от того, заданы или нет априорные разбиения объектов на классы, модели обобщения делятся на модели обобщения по выборкам и по классам.

(+ = {01+, 02+…0nj+} – положительная выборка.

Может задаваться отрицательная выборка (- = {01-, 02-…0ьj-}

Требуется найти такое правило, которое позволяет установит, относится или нет объект к классу Kj.

В моделях обобщения по данным выборка представляется множеством объектов класса. Методы обобщения делятся на методы обобщения по признакам и структурно-логические методы обобщения.

Z = {z1, z2, …, zr}

Zi = {zi1, zi2, …, zini}

Объект характеризуется множеством значений признаков Qi = {z1j1, z2j2, …, zrjr}.

Структурно-логические методы обобщения используются для представления знаний об объектах, имеющих внутреннюю структуру среди структурно- логических методов. Можно выдвинуть два направления: индуктивные методы нормального исчисления и методы обобщения на семантических сетях.

Алгоритм обобщения понятий по признакам.

Правила определения принадлежности объектов к некоторому классу представляются в ряде логических формул элементами которых являются hij и функции ((((((((

Z = {z1, z2} {пол, возраст}

Z1 = {z11, z12} {м, ж}

Z2 = {z21, z22, z23} {молодой, средний, старый}

(j+ = {01+, 02+} (j- = {01-, 02-, 03-}

01+ = (z11, z21) 02+ = (z11, z22)

01- = (z11, z23) 02- = (z12, z21) 03- = (z12, z22)

&i hij - обобщенное конъюнктивное понятие

0 = max(xij – 1/(i), где 0 – критерий, xij – частота появления некоторого значения признака, (i – количество признаков.

0 = 3/5 – 1/2 = 0.1

(j+ = {01+, 02+} (j- = {01-}

(-1+ = 0 (-1- = {02-, 03-}

-----------------------

Ситуация

Статическая

Динамическая

Постоянные свойства и соотношения

Состояния

Устойчивые

Временные

Процессы

(пациент1, диагноз, колит, К760)
(пациент1, диагноз, гастрит, К740)

учащийся

Неопределенный объект

Определенный объект

Материальный объект

Нематериальный объект

ситуация

пространство

помещение

оборудование

учащиеся

административный персонал

преподаватели

обслуживающий персонал

аспирант

заведующий кафедрой

методист

профессор

ассистент

лаборант

пространство

губерния

населенный пункт

работает

преподаватель

Назв.каф.

замещение

дисциплина

Код группы

Инженерия знаний - это технология построения экспертных систем. Этот процесс требует особой формы взаимодействия создателя экспертной системы, которого называют инженером по знаниям, и одного или нескольких экспертов в некоторой предметной области. Инженер по знаниям «извлекает» из экспертов процедуры, стратегии, эмпирические правила, которые они используют при решении задач, и встраивает эти знания в экспертную систему. Одной из наиболее сложных проблем, возникающих при создании экспертных систем, является преобразование знаний эксперта и описаний применяемых им способов поиска решений в форму, позволяющую представить их в базе знаний системы, а затем эффективно использовать для решения задач в данной предметной области.

Обычно эксперт не прибегает к процедурным или количественным методам. Его основные средства - аналогия, интуиция и абстрагирование. Часто эксперт даже не может объяснить, как именно им было найдено решение. Построение базы знаний включает три этапа:
- описание предметной области;
- выбор модели представления знаний;
- приобретение знаний.

Первый шаг при построении базы знаний заключается в выделении предметной области, на решение задач которой ориентирована экспертная система. По сути, эта работа сводится к очерчиванию инженером знаний границ области применения системы и класса решаемых ею задач. При этом необходимо:
- определить характер решаемых задач;
- выделить объекты предметной области;
- установить связи между объектами;
- выбрать модель представления знаний;
- выявить специфические особенности предметной области.

Выделение предметной области представляет собой первый шаг абстрагирования реального мира. После того как предметная область выделена, инженер по знаниям должен ее формально описать. Для этого ему необходимо выбрать модель представления знаний. Формально это должна быть модель, с помощью которой можно лучше всего отобразить специфику предметной области.

Инженер по знаниям прежде всего обязан провести опрос эксперта и только потом при-ступать к построению системы. При этом необходимо определить целевое назначение системы. При этом главная цель разбивается на подцели.

На следующем этапе необходимо очертить границы исходных данных. Для построения пространства поиска решения необходимо определить подцели на каждом уровне иерархии целей общей задачи. В вершине иерархии следует поместить задачу, которая по своей общности отражает принципиальные возможности и назначение системы.

После выявления объектов предметной области необходимо установить, какие между ними имеются связи. Следует стремиться к выявлению как можно большего количества связей.

Полученное качественное описание предметной области должно быть представлено средствами какого-либо формального языка, чтобы привести это описание к виду, позволяющему поместить его в базу знаний системы. Для решения этой задачи выбирается подходящая модель представления знаний, с помощью которой сведения о предметной области можно выразить формально.>

Система - посредник, заключение договора на поставку.

Инженерия знаний - область информатики, в рамках которой проводятся исследования по представлению знаний в ЭВМ, поддержание их в актуальном состоянии и манипулировании ими.

Knowledge system - система основанная на знаниях.

СОЗ СБЗ СУБД ЭС ИС СИИ - система искусственного интеллекта.

Структура системы, основанной на знаниях.


ИНТЕРФЕЙС

БЗ - это модель, представляющая в ЭВМ знания, накопленные в определенной предметной области. Эти знания должны быть формализованы. Знания формируются с помощью модели, а затем представляются с помощью определенного языка.

В БЗ обычно выделяются знания о конкретных объектах и правила. Эти правила исполняются как механизм получения решений, для того, чтобы из исходных фактов вывести новые.

Интерфейс обеспечивает ведение диалога на языке, близком пользователю.

Методы, основанные на использовании логических выводов, часто используется в инженерии знаний.

Понятие предметной области.

Объект – то что существует или воспринимается в качестве отдельной сущности.

Основные свойства: дискретность; различие.

При представлении знаний используется прагматический подход, т.е. выделяются те свойства объекта, которые важны для решения задач, которые будет решать создаваемая система. Поэтому система, основанная на знаниях, имеет дело с предметами, которые являются абстрактными объектами. Предмет выступает в роли носителя некоторых свойств объекта. Состояние предметной области может меняться со временем. В каждый момент времени состояние предметной области характеризуется множеством объектов и связями. Состояние предметной области характеризуется ситуацией.


Концептуальные средства описания предметной области.

Концептуальная модель отражает наиболее общие свойства. Для того, чтобы детализировать описание нужны языки. Характерными чертами концептуальных средств описания предметной области являются абстрактность и универсальность. Их можно использовать для описания любой предметной области.

Понятие класса объекта.

Понятие объекта – понятие множеств. Сходные между собой объекты объединяются в классы. В разные моменты времени одному и тому же классу могут соответствовать разные множества объектов.

К – класс объекта.

К t – множество объектов класса К в момент времени t.

Группа (1999) = { ИА-1-99, ИА-1-98, … , ИА-1-94, ИБ-1-99,…}

Группа (1998) = { ИА-1-98, ИА-1-97, … , ИА-1-93, ИБ-1-98,…}

" t К t = { … }

Преподавательская должность = { профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент}



1 4 Геометрическая фигура, форма квадрат, цвет синий.
объектов атрибутная пара

Идентификация объектов может быть прямая и косвенная. В случае прямой используются имена объектов, порядковые номера объектов; косвенная основана на использовании свойств объектов.

Атрибут может быть компонентом. Под атрибутом понимается свойство, характеристика, название компонентов.

(Геометрическая фигура:

форма Геометрическая форма

цвет Цвет)

Пары имя атрибута и значение атрибута часто совпадают.

Пример ситуации:

лектор Фамилия_лектора,

место №_аудитории,

тема Название_темы,

слушатель Код_группы,

день День_недели,

время Время_начала)

Ситуация – показана связь между «преподаватель» и «слушатель», остальные характеристики данной ситуации.

Роли участников ситуации:

Слушатель

Характеристики ситуации:

(К: А 1 К 1 ,А 2 К 2 , … , А n К n) – представление знаний в виде некоторой структуры.

(дата, число, день_месяца)

(дата, месяц, название_месяца)

(дата, год, год)

(геометрическая_фигура, форма, геометрическая_форма)

(геометрическая_фигура, цвет, цвет)

Такому представлению знаний соответствует представление знаний в виде отдельных фактов.

(К: А 1 К 1 ,А 2 К 2 , … , А n К n)

Представления знаний об объектах делятся на:

Классы объекта (структура данных)

Знания о конкретных объектах (о данных)

Классы объекта.

1. (К: А 1 К 1 ,А 2 К 2 , … , А n К n)

А i – имя атрибута

К i – классы объекта, являются значением атрибута

К – имя класса

(преподаватели:

ФИО фамилия_с_инициалами,

Должность преподпвательская_должность)

2. (К: А i К i)

(преподаватель, ФИО фамилия_с_инициалами,

преподаватель, должность преподпвательская_должность)

3. К (К 1 ,К 2 , … , К n)

4. К (А 1 ,А 2 , … , А n)

(преподаватель (фамилия_с_инициалами, преподпвательская_должность),

преподаватель (ФИО, должность))

Представление знаний для первой формы:

(К: А 1 К 1 ,А 2 К 2 , … , А n К n) к i Î К i

Атрибутивное представление знаний:

(преподаватель: - представляет собой

ФИО Семенов - некоторую структуру

Должность доцент) - данных

Представление знаний для второй формы:

(К: А i К i) к Î К, к i Î К i

Атрибутивное представление знаний в виде отдельных фактов:

(преподаватель1 , ФИО, Семенов) - 1 , 2 являются связками между

(преподаватель1 , должность, доцент) - фактами

(преподаватель2 , ФИО, Петров)

(преподаватель2 , должность, ассистент)

Представление знаний для третьей формы:

К (К 1 ,К 2 , … , К n)

(преподаватель (Семенов, доцент) - позиционное представление знаний

Если имена атрибутов отсутствуют, а сами атрибуты записываются на определённых позициях, то – позиционноё представление знаний.

Представление знаний в виде «троек» - (объект, атрибут, значение).

Для представления неточных значений используются коэффициенты уверенности – (объект, атрибут, значение, коэффициент уверенности).

(пациент1, диагноз, колит, К760)

0 – соответствует неопределенности.

отрицательное значение – степень уверенности в невозможности значения атрибута.


(пациент1, диагноз, гастрит, К740)

* (пациент, ФИО, Антонов, диагноз колит К760, гастрит К740)

Представление знаний о классе объекта называется минимальным, если при удалении одного из атрибутов приводит к тому, что оставшееся множество атрибутов перестает быть представлением данного класса объекта.

Аренда (объект_аренды, арендатор, арендодатель, срок_аренды, плата).

Если удалить «срок_аренды», получится купля-продажа, а если удалить «срок_аренды» и «плата», то получиться подарок.

Представление знаний в реляционной базе данных.

Реляционная база данных – данные хранятся в позиционном формате.

Данные хранятся в виде таблицы, где название таблицы – имя класса. Каждому классу соответствует таблица или файл БД. Имя класса - название соответствующей таблицы. Имена атрибутов – соответствующие поля таблицы (столбец). Строки таблицы – записи БД. Записи соответствует запись в позиционном формате.

В данном случае ключ будет состоять из нескольких полей.