Успенский пост. Даты, календарь питания и правильный выход из поста

Один из четырех постов, который заканчивается праздником Успения Божией Матери. Отсюда и его название. Пост считается строгим, приравнивается к Великому, но намного короче.

В чем суть Успенского поста

Всего в году верующие постятся четыре раза:

  1. Великий пост. Самый строгий и длинный. Длится в течение семи недель. Заканчивается Светлым Христовым воскресением — Пасхой.
  2. Петров пост. Бывает летом. Не имеет установленного количества дней, продолжительность его зависит от того, когда была Троица. Если Пасха ранняя, то пост начинается раньше и бывает длиннее. Существует мнение, что этот пост компенсаторный: те, кто не смогли поститься Великим постом, могут поститься в Петров. Этот пост нестрогий, разрешается рыба.
  3. Успенский пост . Установлен в честь Божией Матери, чтобы достойно подготовиться к празднику .
  4. Рождественский или Филиппов пост , заканчивается в праздник Рождества Христова. Длится в течение шести недель. Пост нестрогий, разрешается рыба.

Пост существует для очищения души и тела. Человек воздерживается от нескоромной пищи, страстей, празднословия и т.д. Целью является просветление души и приближение к Богу. Главное – не воздержание от пищи, а воздержание душевное.

Как говорил протоиерей Андрей Ткачев : «Важен не столько телесный, сколько душевный – информационный пост. Это значит – воздержание от внешней информации. Современный человек столько поглощает за день информации, сколько крестьянин прошлого века за год не мог получить. Важно воздерживаться от празднословия, удерживать слух, зрение, мысли. Это важнее, чем по необходимости съесть бургер, например студенту. Воздержание от лишней информации дает душе целомудрие и здоровье».

Кроме того в пост надо стремиться больше творить дела милосердия : посещать больных, помогать бедным, привечать странников, подавать нищим. Но если это сделать человек не в состоянии по причине финансового положения, то можно сотворить милостыню душевную: утешить страдающего добрым словом, подсказать полезную книгу, помолиться за человека.

В пост надо бороться со своими страстями: обидчивостью, осуждением, тщеславием, гневом, саможалением, ленью и т.д.

Пост в честь Божией Матери

Люди постепенно стали понимать, кто такая Матерь Божия, что Она сотворила для человечества. В Евангелии очень скупо рассказано о Ней. Но это не умаляет Ее роли в истории.

Матерь Божия была смиренна и послушлива воле Божией. Она всегда была милосерда к людям и после смерти продолжает помогать. Она в состоянии умолить Сына Своего о прощении грехов.

Успенский пост – это время для особого прославления Божией Матери. В это время каждый день надо читать молитвы Богородицы, канон, акафист . Можно просто каждый день читать двенадцать молитв «Богородице Дева, радуйся». При возможности лучше читать акафист Пресвятой Богородице (Благовещенский), поскольку это – первообраз всех акафистов. Все остальные акафисты писались по подобию его. Это – гениальное творение святых, превосходящий по силе слова все остальные, позже написанные акафисты. По сути это – и есть основной акафист, остальные можно подвергнуть сомнению.

Событие в Гефсиманском саду

Архангел Гавриил ветвь из райского сада

Пост служит приготовлением к празднику, в который Матерь Божия уснула телом, но Христос Ее воскресил потом. Некоторые говорят: как можно праздновать смерть человека, ведь обычно это событие воспринимается как горе. Но для Божией Матери это был действительно праздник. После отшествия Христа на Небо, Ей стало на земле плохо и одиноко. Она каждый день молилась в Гефсиманском саду, чтобы Сын ее возлюбленный поскорее забрал Ее к Себе. И вот однажды во время такой молитвы Ей явился Архангел Гавриил и сообщил радостную весть о скором Ее отшествии. Он вручил Ей ветвь из райского сада . Эту веточку Она сохранила, ее несли перед Ее гробом.

Что можно и чего нельзя есть во время Успенского поста

Хоть телесный пост не ставится на первое место, но надо знать, что не разрешается употреблять в пищу во время него.

Надо исключить из рациона во время этого поста:

  • мясо и мясные продукты;
  • молочные продукты;
  • куриные яйца.

Во время Успенского поста можно есть растительную пищу: овощи, фрукты, крупы, хлеб. Объедаться постной пищей тоже нельзя.

Во время Успенского поста бывают два церковных праздника: Первый Спас (медовый) – Изнесение Честного Древа Христа и второй . На Преображение разрешается вкушение рыбы. В первый Спас освящается новый мед, во второй Спас освящаются яблоки. Третий Спас бывает уже после окончания поста.

С помощью воздержания и молитвы верующие готовятся к празднику Успения, чтобы достойно его встретить и воскликнуть: «Радуйся, Благодатная, и по смерти нас не оставляющая!»

Успенский пост – один из четырех христианских многодневных постов. Он был установлен на Константинопольском Соборе в 1166 году в честь церковного праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Дева Мария всю земную жизнь придерживалась строгой воздержанности в еде, а за три дня до своего ухода на небо перестала употреблять пищу и только пила воду. Поэтому, возлагая на себя ограничения Успенского поста, верующие подражают cамой Богородице.

Когда начинается пост в 2019 году

В отличие от большинства знаковых религиозных дат, Успенский пост не зависит от праздника Пасхи, поэтому его даты всегда неизменны.

В 2019 году, как и ежегодно, верующие начнут поститься с 14 августа – в праздник Медового Спаса, который еще называют Маковеем. Заканчиваются ограничения в еде 27 августа – накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. Уже с 28 августа можно кушать блюда из любых продуктов.

Таким образом, Успенский пост является одним из самых коротких среди многодневных постов – он длится всего две недели.

Поскольку на время Успенского поста приходится праздник Преображения Господня, в народе данный пост часто называют Спасовкой или Спасом.

Каким должно быть питание в Успенский пост

Этот пост считается одним из самых суровых. Как и в любой другой пост, под запретом остаются мясо и мясные блюда, яйца, рыба, молоко и молочные продукты. Послабление допускается лишь в праздник Преображения Господня (он же Яблочный Спас) 19 августа, когда можно есть рыбу и выпить немного вина.

Также в большую часть Успенского поста нельзя употреблять горячую, вареную пищу с добавлением растительного масла.

Этот пост приходится на лето, поэтому его меню разнообразят многочисленные свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень и грибы. Следовательно, можно смело готовить из них салаты, а в некоторые дни варить, жарить и запекать разнообразные постные блюда.

По понедельникам, средам и пятницам рекомендуется сухоядение – можно употреблять только свежие продукты, которые не прошли термическую обработку. Во вторник и четверг разрешаются горячие блюда без растительного масла, а в субботу и воскресенье можно принять пищу с растительным маслом, а также вино.

Успенский пост 2019: меню на каждый день

14 августа (Медовый Спас или Маковея) – сухоядение. Можно употреблять только невареную растительную пищу – сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, хлеб. В этот день люди идут в церковь и освящают мед и орехи.

15 августа – горячая пища без растительного масла. Можно приготовить постную кашу и суп, сделать овощи на пару.

16 августа – сухоядение. Потребляется невареная пища растительного происхождения, которая не подвергается термической обработке (хлеб, свежие, моченые или сушеные фрукты и овощи).

17 августа – разрешена горячая пища с растительным маслом (каши, супы, тушеные овощи и грибы).

18 августа – во время приготовления пищи разрешено использование растительного, подсолнечного, оливкового или кукурузного масла.

19 августа (Преображение Господне) – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов. Можно также кушать яблоки и виноград. Особенно популярны в этот день яблоки в меду.

20 августа

21 августа – сухоядение. Можно употреблять невареную пищу растительного происхождения: хлеб, воду, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи и мед.

22 августа – горячая пища без растительного масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).

23 августа

26 августа – сухоядение. Можно потреблять невареную растительную пищу: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.

27 августа – горячая пища без растительного масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).

Церковные запреты на время поста

Стоит не забывать, что смысл поста не только в пищевых ограничениях, но и в очищении души и тела. Поэтому церковью на время поста устанавливаются и другие запреты.

Успенский пост 2019 года продолжается две недели – с 14 по 28 августа. Он считается таким же строгим, как и Великий пост. Мы собрали календарь питания на каждый день: что можно есть и от чего стоит отказаться – далее в материале.

Календарь питания Успенского поста

14 августа 2019, среда После утренней молитвы в церкви освящается свежий летний мед, а значит, и праздничная трапеза включает в себя множество блюд с этим продуктом.

15 августа 2019, четверг

Понедельник, среда и пятница – сухоядение

16 августа 2019, пятница – горячая пища без масла, Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

17 августа 2019, суббота – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

18 августа 2019, воскресенье

19 августа 2019, понедельник, праздник Преображения Господня – горячая пища с маслом. Разрешается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картошка (жареная, вареная, печеная) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина. В этот день также разрешено употреблять рыбу и морепродукты. По традиции в этот день можно есть яблоки нового урожая, а в некоторых регионах яблоки заменяются виноградом. Поэтому в обычное меню добавляются яблочные блюда; особенно популярны яблоки в меду.

20 августа 2019, вторник – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

21 августа 2019, среда – горячая пища без масла, Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

22 августа 2019 года, четверг – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

23 августа 2019, пятница – горячая пища без масла, Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

24 августа 2019, суббота – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

25 августа 2019, воскресенье – горячая пища с маслом. Разрешается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картошка (жареная, вареная, печеная) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.

В субботу и воскресенье в рацион можно добавить рыбу

26 августа 2019, понедельник – горячая пища с маслом. Разрешается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картошка (жареная, вареная, печеная) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.

27 августа 2019, вторник – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

На период Успенского поста выпадают несколько праздников, один из которых Медовый Спас, который празднуют 14 августа. В этот день принято приносить в церковь мед и мак для освящения. В этот праздник допускается употреблять в пищу плоды нового урожая.

На Яблочный Спас, который празднуют 19 августа, после освящения в церкви плодов их можно есть сырыми и готовить из них различные блюда.

Заканчивается Успенский пост праздником Успения Богородицы 28 августа. Если Успение выпадает на среду или пятницу, то выходить из поста можно только на следующий день. В 2018 году праздник выпадает на вторник, а значит в этот день заканчивается пост и можно употреблять любые блюда.

Успенский пост 2019: что можно есть

Для того, чтобы вы душой и телом смогли почувствовать радость и святость от приема пищи, ваша пища должна быть разнообразной, но простой. В пост нельзя злоупотреблять пряностями, солью, сахаром и жареной пищей. Отдайте предпочтение пище, приготовленной на паровой бане или запеченной.

Овощи и фрукты: вареные, тушенные, запеченные – должны стать основой вашего питания. Пусть на вашем столе будут все свежие овощи – помидоры, огурцы, перец, кабачки, свекла, морковь и тому подобное. Также и фрукты – абрикосы, черника, арбузы и тому подобное. Чем разнообразнее – тем лучше.

Каши: каши должны стать еще одной важной составляющей вашего рациона. Не забывайте, что готовить их следует только на воде и придется обойтись без добавления масла.

Вместо мяса, молока и яиц: если вы включите в свой рацион растительный белок – то ваш организм ни чуть не пострадает от отсутствия мяса. Растительный белок содержится в баклажанах, арахисе, чечевице, сое и всех растениях семейства бобовых.

Добавьте в свой рацион бобовые

Успенский пост 2019: что нельзя есть

В течение всего поста следует отказаться от следующих продуктов:
- мясо и мясопродукты;
- рыба и рыбные продукты (разрешается в праздник Преображения Господня);
- яйца;
- молоко и молочные продукты;
- сладости;
- непостная выпечка;
- фаст-фуд;
- алкоголь.

Успенский пост скоротечен, но, как и все посты, требует тщательного соблюдения некоторых ограничений. Православным христианам церковь рекомендует использовать этот период для духовного самосовершенствования и укрепления силы воли.

Во время поста можно мыться, шить и заниматься повседневными делами, которые необходимы для жизни. Но чрезмерно погружаться в работу и брать на себя слишком много дел не рекомендуется: следует уделять больше своему духовному состоянию, а не мирским делам.

Во время поста можно продолжать физические упражнения и тренировки. Церковь предупреждает лишь о том, чтобы вы не делали культа из собственного тела, ставя свою фигуру и достижения превыше Господа.

Во время поста нельзя поддаваться соблазнам и тем более испытывать гнев, зависть и злобу. За две недели вы сможете полностью отказаться от этих грехов.

Ни в коем случае во время поста нельзя гадать, проводить магические ритуалы и иные оккультные мероприятия. Так вы загрязняете собственную душу, не давая ей возможности приблизиться к Богу.

Каждый пост — это испытание для человека, но воспринимать его как наказание не стоит. Это время, которое вы проводите наедине с собой и своими мыслями. Постарайтесь использовать его для того, чтобы избавится от накопленного негатива и измениться в лучшую сторону. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

10.08.2017 05:16

Крещение заслуженно занимает одно из главных мест среди всех праздников в православии. Это торжество несет...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» ().

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» ().

Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. Святая Церковь празднованием Преображением Господню в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело. Идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для нашего преображения из тьмы греха в свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва. Ибо Господь для Своего Преображения не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от нашего, дольнего мира, и, вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славу. Как призывает нас в этот день Церковь – «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищено от страстей имущий, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш».

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 (19)августа потому, что 14 (27) сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 (19) августа.

Праздник Преображения Господня, по важности события, – великий и двунадесятый.

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки.

Этот обычай – священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» ().

Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением.

Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ().

Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.