Легенды родникового края. Как разные народы живут на удмуртской земле

Ирина Семакина
Конспект НОД в старшей группе «Мифы и легенды Удмуртского народа»

Цель : Познакомить детей с мифами и легендами Удмуртов .

Задачи :

1. Познакомить с мифами и легендами .

2. Формировать умение работать с картой Удмуртской Республики ;

3. Воспитывать чувство любви к своей малой родине.

Материал : карта Удмуртской Республики , книги, иллюстрации героев легенд , цветные карандаши, фломастеры, краски, бумага белая А4 (на каждого ребенка) ноутбук,домовёнок (игрушка) .

Предварительная работа. Рассматривание книг «Мифы и легенды » и их иллюстраций, объяснение новых слов коркакузё (домовой, инмар, вумурт, вукузё, алангасар.

Звучит удмуртская народная мелодия (музыку подбирает воспитатель) .

На стене висит карта Удмуртской Республики . Воспитатель обращает внимание детей на карту.

Ход занятия:

В.: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришёл коркакузё и принёс очень интересные книги.

А знаете ли вы, кто такой коркакузё? (ответы детей) . Давайте посмотрим отрывок мультфильма и поймём, кто же такой коркакзё (домовой) (просмотр мультфильма про домовёнка кузю) .

Итак, ребята коркакузё- это хозяин дома, хозяин нашего детского сада. Сегодня он пришёл, чтобы познакомить нас с мифами и легендами удмуртов о происхождении земли.

Кто из вас знает, что означают слова «Миф» и «легенда »

Мифы и легенды - устные рассказы о богах и героях, которые передавались из поколения в поколение. В них отразились представления людей об окружающем мире. В отличие от мифов, где главными персонажами были боги, в основе легенд - жизнь обычных людей и реальные события. Но, передавая из поколения в поколение, их приукрашивали, а героев наделяли необыкновенными способностями. (показ слайдов – изображения богов и рассказ о них)

Итак, давайте сядем поудобнее и послушаем Мифы и легеды , которые нам принёс коркакузё.

Чтение отрывков из книги «Мифы и легенды удмуртов » .

Беседа после прочтения :

В.: Скажите, что было до сотворения Земли, по легенде Удмуртов ?

Д.: Вода, солнце и небо.

(На фланелеграфе выставляем соответствующие рисунки) .

В.: Правил всем этим….(выставляем на фланелеграфе изображение Инмара)

В,: Хозяином воды был…

Д :. Вукузё (выставляем)

КОРКАКУЗЁ. Молодцы ребята. А теперь давайте отдохнём немного. Поиграем в игру «Водяной»

Игра «ВОДЯНОЙ»

К.: Молодцы, ребята, хорошо справились. А кто же такой вумурт?

(ответы детей)

Обратите внимание на наш земной шар. Посмотрите, наша земля состоит и из материков, морей и океанов, гор и низменностей… А как же это всё произошло? Изначально были только небо, солнце и вода. (ответы детей, по очереди передаём мяч для продолжения пересказа.)

Молодцы. Итак, по мифам Удмуртов , землю сотворили Инмар и Вукузё.

А что же ещё сотворили Инмар и Вукузё расскажите, пожалуйста, коркакузё.

(инмар – собаку, алангасаров, вукузё – козла) .

Чем занимались алангасары и почему они себя так вели? (забыли дать разум)

Расскажите, а как же тогда произошёл человек по мифам от алангасар. (алангасарёнок нашёл разум и съел его) .

Как вы думаете, что было бы на земле, если не нашли бы алангасары разум.

(ответы детей) .

Коркакузё.: Молодцы, ребята, многие из вас очень внимательно слушали мою историю. Вы, наверное, устали, хотите я познакомлю вас с удмуртскойфизкультминуткой ?

Физкультминутка : Виг,Ваг Аргане…

Художественное творчество :

Ребята, скажите, кто из героев вам запомнился, понравился. Почему?

Давайте вспомним каждого героя. Опишем. (Чтение описания каждому из героев, названых детьми.)

Сегодня мы с вами сделаем выставку героев мифов и легенд Удмуртов . Ваша задача – нарисовать понравившегося героя.

Обратить внимание детей на средства для работы : краски, кисточки, карандаши, фломастеры, белые листы А4.

Выставка работ. Обсуждение работ.


Удмурты (самоназв. - удмурт, устар. назв. - вотяки) - народ, коренное население Удмуртии (496,5 тыс. ч.). Общая численность по данным на 1998 г. составляет 714,8 тыс. ч. Верующие - православные. Удмуртский язык относится к пермской ветви финно–угорской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита.

ЭШ–ТЭРЕК

В давние времена жил среди удмуртов великий батыр Эш–Тэрек. В молодые годы пахал он землю, валил лес - был простым крестьянином.

На войны он не ходил. А велась в ту пору бесконечная вражда с татарами и разными тушмонами , которых теперь уже никто не упомнит.

Жители сел хотели, чтобы Эш–Тэрек был торо , но он отказался.

Молод я еще, - сказал он, - есть люди подостойней меня. И опыт у них есть, и заслуги перед народом, и мудрость, которой я пока не нажил.

Но годам к сорока его все–таки сделали торо.

Стал Эш–Тэрек подумывать о боевом снаряжении. Лук он изготовил себе из молодого клена, который вырвал из земли вместе с корнем. Стрел наготовил березовых, а вот конь для него так и не находился. Ни один не выдерживал батыра, подкашивались у него ноги, ломался хребет. Где было разыскать коня под стать такому великану?

Пришел Эш–Тэрек на берег Камы, сидит и печалится. Пешим худо воевать против быстроногих татарских всадников, а где добыть коня - не знает.

Вздохнул глубоко могучий воин, и заволновалась, будто от его вздоха, широкая Кама. Грохнулись волны о берег, а когда отступили, увидел Эш–Тэрек седовласого Вумурта. Он стоял по пояс в воде у скалистого берега и глядел на хмурого торо.

О чем горюешь, Эш–Тэрек? - спросил владыка.

Не твое это дело, зеленая борода. Проваливай!

Я - Вумурт, владелец вод и старинный друг твоих отцов. Службу тебе хочу сослужить. В чем у тебя нужда, говори!

Конь мне нужен боевой. Чтоб не гнулся подо мной и обгонял татарских скакунов. Где тебе найти такого коня, зеленая борода! Тебе только девок пугать да сети рвать. Сгинь!

Зря поносишь меня, Эш–Тэрек! Будет конь тебе под стать. Вот мой совет: засядь сегодня ночью в камыши у реки и жди. Придет на водопой табун Керемета . Хорош там вожак - вороной жеребец. Когда станут кони воду пить, ты и поймай вожака. Но не забудь условие: первую красавицу татарку мне в дар принесешь…

Согласен, коли конь стоит того.

Помни же: тебе конь, мне - красавица.

В полночь подстерег Эш–Тэрек табун и поймал жеребца.

Лихой оказался конь, понес он Эш–Тэрека по полям и лугам, сбросить норовил, на дыбы вставал, землю копытами рыл, зубы скалил на седока. Потом смирился, видя, что достойного хозяина обрел. И стал верным другом знаменитого торо.

Много побед одержал Эш–Тэрек над врагами. Прогремела о нем молва вдоль рек Камы и Вотки, по горам и деревням.

Однажды захватил он в плен дивной красоты татарку, посадил ее перед собой на коня и едет в родной дом. «Будет у меня жена всем на зависть», - думает он, проезжая берегом Камы.

Собрался он реку переплывать, а она разбушевалась, водоворотами закрутилась, как во время половодья.

Видит: Вумурт из воды по пояс высунулся.

Не забыл ли уговор, славный Эш–Тэрек? - спрашивает водяной хозяин. - Отдавай красавицу!

Полно шутки шутить, старый бес, - отвечает торо. - Зачем тебе, старому, красавица жена? Хочешь, привезу тебе беззубую старуху. Вот парочка будет! Ха–ха–ха… - рассмеялся Эш–Тэрек.

Посерел Вумурт от злости и скрылся в пучине реки. Слез Эш–Тэрек со своего коня, ухватился рукой за его гриву, а другой рукой красавицу в седле поддерживает. Так и поплыл через бушующую Каму.

А на середине настиг его страшный водоворот, закрутил, захлестнул с головой… Не помог молодцу ни лихой конь, ни собственная силушка богатырская.

Не в кровавом бою, не в ратных делах нашел он свою погибель, а в водяной пучине вместе с прекрасной татаркой и верным конем.

А молва о нем не умирает.

ТОПОР–САМОРУБ

Жил в одном лесном краю бедный крестьянин. Радости в жизни он знал мало, а счастья и в глаза не видел. Единственной его отрадой были три сына: Петыр, Павел и Иван. Были они на удивление разные. Старший, Петыр, - высок ростом, статен и самолюбив. Средний сын отличался хитростью и ленью, а младший был так себе: невысок ростом, прост характером и безотказен в работе.

Когда пришло бедняку время умирать, позвал он своих сыновей и говорит:

Прожил я свой век в нищете, ничего не нажил, кроме мозолей да скорби. Нечего мне вам завещать. Походите по свету, поищите сами свое счастье, может, и сыщете.

Вот и пошли три брата из родного дома хорошую жизнь искать. Идут по дороге куда глаза глядят. Смотрят: гора высокая, склоны крутые сплошь деревьями поросли. Притомились парни и решили отдохнуть в тени старого дуба.

Только легли на траву, слышат: рубит кто–то топором на горе, часто так, споро постукивает.

Надо бы пойти взглянуть, может, и нам работа найдется, - говорит Иван.

У меня ноги не казенные, - отвечает Петыр. - Да и дело это не по мне. Поищу что–нибудь под стать.

Я бы пошел, братец, - говорит Павел, - да обессилел совсем. Дай вот отдохну сперва. - Прилег он поудобнее и захрапел.

Под лежачий камень вода не течет, - не унимался Иван. - Охота мне разузнать, кто так весело работает.

Полез Иван на гору. Долго карабкался, колючими кустами руки ободрал, лапти о коряги разбил. Зато добрался до порубки. Смотрит - нет никого, топор–то один работает. Да так лихо это у него получается, что парень рот разинул.

Эи, топор, ты чей же будешь? - изумился Иван.

А я сам по себе. Кто работу любит, тому и служу.

Что же мне и любить, если не работу! - обрадовался бедняк. - Пойдешь со мной?

Отчего не пойти, ты, вижу, не лодырь.

Взял Иван топор, сунул его в мешок и вернулся к братьям. А те выспались, сидят, глаза продирают.

Ну что, вскарабкался на гору? - смеется хитрый Павел.

Без головы–то ногам туго приходится, - говорит Петыр.

Я на свою голову не жалуюсь, - ответил Иван и не стал рассказывать братьям о замечательном топоре. Все равно не поверят.

Эх, здорово работает! - похвалил Иван. - Вот бы у кого поучиться.

Иди, поучись, коли не умаялся, - говорит Петыр. - А я вздремну. Мне нужна работа по плечу.

Сбегай, сбегай, Иван, ты у нас молодой, шустрый! - подзадоривал Павел.

Пойду. А то мне не уснуть, пока не разузнаю.

Поднялся Иван на гору, измучился, еле ноги волочит.

Видит: стальное кайло камень высекает, здоровенные глыбы выворачивает. А кругом ни души. Само кайло трудится.

Эй, кайло, ты чье, кто тебя так работать обучил? - крикнул парень.

А хоть бы и твое, если трудностей не боишься.

Трудностей неженки боятся, а я крестьянский сын, - отвечает Иван. - Пошли со мной хорошую жизнь искать.

Взял он стальное кайло и положил в мешок вместе с топором. А внизу под деревом братцы храпят, будто гром по ясну небу перекатывается. Прилег и Иван отдохнуть, а утром чуть свет уже на ногах.

Пора вставать, лежебоки, счастье проспите.

Счастье к сытым в окно стучится, а у нас и избенки завалящей нет, - отвечает Петыр, потягиваясь.

Счастье, оно хитрое, его голыми руками не возьмешь! - лукаво ухмыльнулся Павел. - Ну, что ты там в горах увидел? Что нашел, кроме мозолей?

Обидно стало Ивану, что братья его такие байбаки, и решил он до поры до времени скрыть от них свои находки.

Пошли дальше. Захотелось им пить, а кругом ни родничка, ни речки. Болото прошли, да не будешь же пить из гнилой трясины! Дождь покрапал, но и он жажду не утолил. Отчаялись вконец братья, едва из лужи не напились. Тут смотрят - ручеек бежит, звонкий, прозрачный. А водица такая вкусная, что уходить от ручейка не хочется.

Надобно разведать секрет воды, - говорит Иван, - чтоб никогда от жажды не страдать.

Болтунишка ты, - говорит Петыр, - да разве у воды есть секрет! Течет и течет себе, как ей вздумается.

В чем в город–то пойдешь? - подшутил Павел. - Смотри, уж пальцы из лаптей выглядывают.

Лапти другие сплести можно, - ответил Иван. - А случай второй раз может и не подвернуться.

Ну, иди, коли ног не жалко, да к обеду возвращайся, - решили братья.

Иван и пошел. Сквозь кусты продирался - топор ему помог, в гору лез - кайло подсобило. Так и добрался до истоков ручья. Выходил ручей из–под могучей скалы.

Я хозяйка воды, - сказала скала, - захочу, вовсе ее замурую, и люди погибнут от жажды.

Улыбнулся Иван, не стал спорить с упрямой скалой, а только место приметил. Взял на память камешек из родника и пошел к старшим братьям.

Ну что, чудачок, открыл ли секрет воды? - усмехнулся Петыр.

А вот он, - Иван показал отшлифованный водой кругляшок.

Эй, братец, - говорит Павел, - спать тебе побольше надо, не то совсем свихнешься. Ишь чего придумал! Камушки собирать начал.

Это камушек не простой, - возразил Иван, - он ключевой.

Братья–то ничего не поняли, махнули рукой: мол, ну его, чудака. Что с него возьмешь, коли он тронулся. И отправились дальше.

Долго шли братья и наконец пришли в Царьград. На улицах толпы народу: оборванные, голодные, покалеченные войнами и бедами.

Что это тут творится? - спрашивают братья.

А вот собрался народ у царя милостей просить. Замучил нас голод лютый да войны бесконечные, кровавые, - отвечают им люди. - А царь–то и сам не ведает, как быть. Кличет из народа умельца, что беду мог бы отвести. Многие уж пытались, да все плохо кончили.

Посмотрели братья вокруг: у одного горемыки уха нет, у другого нос отрезан… Это им худая награда вышла за неудачу.

Эх, надо и нам попробовать! - расправил плечи Иван. - Не может быть счастлив человек, если рядом с ним несчастье обитает.

Да ты рехнулся! - испугались братья. - И нас в беду втянешь, без ушей и без глаз отсюда уйдем.

Нет, родимые, с горем надо сообща воевать, поодиночке оно с каждым сладит, - возразил Иван.

Подслушали царские слуги разговор братьев и отвели их к своему владыке. «Хвастали, мол, эти люди, что общему горю пособить могут».

Хорошо, - говорит царь, - коли справитесь, награжу, а за самого удалого дочь свою замуж отдам. Не справитесь - носы, уши пообрубаю и в дремучий лес сошлю. А сделать нужно вот что: установили мои мудрецы, что всему виной дуб тысячелетний: загородил он от нас небо, спрятал солнце, нагнал тучи. Срубите его под корень, молодцы.

Дали братьям топоры, и принялись они рубить вековечный дуб. Срубит ветку Петыр, а на ее место двадцать новых ветвей вырастает. Умаялся детина и лег на землю в изнеможении.

За ним взялся за дело Павел. И так хитрил и эдак. С непривычки и лени руки в кровь содрал, а дуб целехонек стоит.

Вынул свой трудовой топор Иван и давай дуб валить. Не только рубит, а на дрова колет и в поленницы складывает. Живо управился.

Небо прояснилось, выглянуло солнце, но только жизнь в стране не очень–то улучшилась.

Снова позвал царь братьев во дворец и говорит:

С дубом справились, значит, и с бедой совладаете. А нет, прикажу глаза вам выколоть. Дураки мои мудрецы - зря дуб загубили. Не в нем, видно, загвоздка. Ну, да вы сами сообразите.

Накликал ты на нас погибель, Иван, - заскулил Петыр. Жалко ему стало своего носа.

Ничего такого и не придумаешь, чтобы целым остаться, - задумался Павел.

Живем мы в дремучих лесах, - сказал Иван, - нужно расширить поля. Тогда больше будет раздолья крестьянам, богаче жить будем.

Разве нам с лесом управиться! - заробел Петыр. - Не видать нам наших ушей.

Может, поджечь его, лес–то? - сказал хитрый Павел.

Зачем же добро изводить! - удивился младший брат. - Нарубим дров и бревен.

Принялись братья лес валить. Одно дерево повалят, вместо него новое вырастает. А Иван достал топор–саморуб да как взялся сечь деревья налево и направо - мигом разделался с чащобой. Взмолился тогда лес: «Не губи ты меня, Иван, без леса худо людям придется. Где дровишек добудут, куда от зноя спрячутся? Да и обнажатся поля для суховея, иссохнут беззащитные реки…»

Ишь ты! - восхитился Иван. - А ведь дело говорит лес–то, без него и впрямь пропадем.

Пощадили братья лес. А вырубленные поляны под пашни пустили. Принялись пни выкорчевывать, целину поднимать.

Тут царь снова кликнул братьев во дворец. А сам уже побаиваться их начал, видит: великая сила в их руках.

Освободили вы поля, работнички, и полагается вам награда, - сказал царь. - Да что проку от полей, если засуха надвигается. Колодцы в стране повысыхали. Людям неоткуда напиться, не то что животине. Смута идет великая. Недоволен народ моим правлением. Надобно вырыть колодцы глубокие. Да такие, чтобы никогда не иссякли. Выполните это повеление - озолочу, не выполните - в яме сгною.

Выслушали царя братья и головы повесили.

Твоя, Иван, во всем вина, - говорят. - Не по силам мы дело себе сыскали. Не докопаться нам до глубокой воды, чтоб хватило всем людям и животным. Выроем только себе яму.

А секрет ручья, - смеется Иван, - забыли, что ли? - И достал он из кармана гладкий кругляшок. - Вот он, секрет воды. Пойдем к ручью и попросим его утолить людскую жажду.

Хорошая водица в том ручье, - говорят братья, - да ее разве что на один царский дворец и хватит.

Не горюйте, хватит на всех.

Пришли братья к грозной скале, поклонились роднику. А скала как загудит: «Не дам вам больше воды. Я хозяйка, что хочу, то и творю. Захочу, уморю вас всех».

Ну–ка, кайло, покажи нам, на что ты способно. Разбей, разметай скупую скалу, - воскликнул младший брат, - освободи из вечного плена полноводную реку.

Как начало кайло долбить, крошить неприступную скалу, только щебень и искры посыпались. А когда, наконец, рухнула каменная глыба - выбился на свободу бурный поток, потекла полноводная река. Иж - назвали ее братья.

Иж–река напоила и людей, и животных, и поля вокруг. Тогда пошли братья вместе с другими работниками получать с царя старые долги. Испугался царь такой неслыханной силищи и удрал. С той поры царствует в том краю честный труд. И братья нашли себе дело по плечу.

Мифы и легенды
удмуртского
народа
Презентацию подготовила
заведующая библиотекой
МБОУ «СОШ №90»
г. Ижевска
Волынина Светлана Владимировна
2012 год

Между седым Уралом и
голубой Волгой
в краю родников и
лесных рек
издавна
селились
охотники и
землепашцы предки
удмуртского
народа

Эта земля была по-своему
прекрасна. Лес не только
грозил опасностями, но и
одаривал щедрыми
дарами.
Чтобы выжить здесь,
надо было быть
выносливым, сильным,
мужественным

Наши предки были язычниками и
поклонялись божествам и духам.

В древности удмурты считали, что духи и боги сопровождают человека везде и всегда, помогая или мешая ему, в зависимости от

того, в каком согласии с миром
и людьми он живет.
Подводное
царство

Высшие божества удмуртов: Имнар, Кылдысим, Куазь.

Эти боги занимают главные
места в жизни удмуртского
народа

Инмар
творец неба, создатель мира,
создатель земли. Живет
постоянно на солнце, - добр
настолько, что люди не боятся
его. Ему приносятся только
благодарственные жертвы.
Сосна –священное дерево
место поклонения древних
удмуртов богу Инмару. Просили его
о дожде и хорошем урожае. Возле
сосны совершались различные
обряды.

Легенда о сотворении мира

Задумав сотворить мир, Инмар
посылает Шайтана достать землю
со дна мирового океана. Отдав
землю Инмару, Шайтан утаивает
ее крупицы за щеками, но когда
земля, по повелению Инмара,
начинает разрастаться, он
вынужден выплюнуть ее. и на
земле образовались горы, болота,
кочки. Если б Шайтан не обманул
Инмара, то земля осталась бы
ровной и гладкой.

В древности, по
преданиям удмуртов,
на земле жили великаны
- алангасары.
Дремучий лес был для них как
крапива. Где ступала нога
великана - появлялся лог, где он
вытряхивал песок из лаптей образовывались холмы.

Развлекались алангасары
тем, что метали чугунные
шары и плели веревки из
сосен, сражались
вырванными с корнем
деревьями. Человека,
долбящего борть для пчел,
принимают за дятла;
разглядывают его на
ладони, сажают в карман
или кладут за пазуху

С приходом людей ушли они обратно в свою
страну – на север, превращаясь в огромные
каменные глыбы и скалы.

По поверьям древних удмуртов, бык (му ош) стоит на
спине огромной рыбы, плавающей в подземном
море. Земля держится на рогах быка. Когда бык
двигает ими, происходят землетрясения.

Вторым божеством является
Кылдысин или Кылчин -
это бог-творец, заботящийся
о земле, бог плодородия,
покровитель детей.
Он появлялся в виде старика
в белой одежде и ходил по
межам, поправляя упавшие
колоски, следил за
посевами.

Куа́зь - повелитель
погоды,
атмосферных явлений.
Куазь молились под елью,
которая воспринималась
деревом этого бога, ему
жертвовали коня или
жеребёнка.

Предки удмуртов почитали
Ин-мумы богиня плодородия,
мать самого Инмара
Шунды- мумы (мать Солнца),
Гудыри-мумы (Мать грома),
Инву - мумы (Мать небесной
воды)
Музьём-мумы- (Богиня земли)

Воршуд (шуд вордысь) –
дух - покровитель и
хранитель рода, семьи,
домашнего очага.
Обитает в
молельне
(куале)

В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: вумурт - водяной, гидмурт - дух хлева, нюлэсмурт - дух леса, тӧлпери -

дух ветра,
коркамурт - домовой,
ягпери - дух бора,
лудмурт - дух луга и поля, и др.
Кроме божеств и полубожеств, покровительствующих людям и
могущих дать им счастье и несчастье, вотяки верят в духов,
причиняющих человеку только одни беды и несчастья, духов
злых. К числу их принадлежит Кутысь, Чер и Вожо.

Нюлэсмурт («нюлес» - лес, чаща) -леший,
хозяин леса, хозяин зверей.
Живет в лесу, имеет собственное
хозяйство и семью. По одежде и образу
жизни он похож на людей, у него
длинная борода и волосы. Способен
изменять свой облик: в лесу он вровень
с деревьями, на лугу – с травой, среди
людей –чуть выше человека.
Нюлэсмурты разрешают зверям залегать
в норы и берлоги; посылают охотникам
добычу, скотине - корм, помогают
войску одерживать победу.

ВУКУЗЁ –(«хозяин воды»)

Вукузё (ву- вода, кузё –
хозяин)-властитель водной
стихии, обитатель
первичного океана.
Подражая творению
Инмара - собаке, творит
козу, затем водяных - вумуртов. Вукузё
представляли в виде
старика с длиной бородой

Вумурт-водяной (ву- «вода», мурт – «человек»)

Дух с длинными волосами, иногда в
виде щуки. Живет в озерах, речках,
прудах. У него есть жена,
необыкновенно красивая, сыновья и
дочери.
Вумурты почти ничем не отличаются
от обычных людей. Отличить их
можно по тому, что левая пола
армяка у Вумурта непременно
сырая. Вумурт очень богат и
награждает богатством тех людей,
кого он полюбит, если же не
возлюбит - топит в болоте скотину
и нагоняет разные болезни.

У Коркамурта множество имен:
корка кузе (хозяин дома),
корка бече (сосед, друг),
корка сюсетка (суседко),
гулбеч мурт (хозяин подполья).
Коркамурт (корка - изба)
-домовой. Живет за печью
или в подполье. Он заведует
работами, происходящими в
избе и всем, что в ней
хранится. Где его уважают и
угощают он оберегает
членов семьи, если же
домового обижают или не
уважают (шумят, свистят в
доме или бросают кусочки
хлеба на пол), щекочет по
ночам, путает волосы на
голове и в бороде.

Гонды́р (удм. Медведь) -
ближайший помощник коркамурта.
Живёт в подполе, погребе, амбаре
и заведует хранящимися там
домашними припасами. По
внешности неотличим от медведя.
Если Гондыру чем-то не
понравились или не угодили
хозяева, то в доме с
неестественной быстротой
уменьшаются припасы.

Гидмурт («гид»-конюшня)
–дух конюшни и хлева
Гидмурт - помощник
домового (Коркамурта),
покровитель конюшен и
хлевов.
Если он любит лошадь, то будет
расчёсывать и заплетать ей
гриву, и даже перекладывать
сено и овёс от соседних
лошадей.
Если же Гидмурт невзлюбил
какую-то лошадь, то он может
скакать на ней целыми ночами
и изнурять тяжёлыми грузами.

Тэлькузё – леший, дух леса.

Толмурт (тӧлпери
- дух ветра) - он
похищал девушек.

Лудмурт (луд - поле) -Луговик, Полевик

Это маленький человек,
отвечающий за луга и поля.
Он охранял животных,
следил за посевами
Иногда Лудмурта называли
Мушвозьмась (удм. охраняющий пчёл

Тодьымурт (тодьы -
белый) - дух,
живущий в темном
углу на полке в бане.
По рассказам предков
он любит
подшучивать над
людьми в бане.

ПАЛЭСМУРТ (пал-половина, «получеловек»)

Палэсмурт - половинный человек:
однорукое, одноногое, одноглазое
злое существо, живущий в лесу.
Популярный персонаж сказок
Палэсмурты имеют огромный рост,
они несколько глуповаты, очень
смешливы, любят смешить других:
могут защекотать до смерти, любят
кататься на лошадях, пасущихся
ночью на лугу. Любят пугать
одиноких путников, особенно в
лесу.

Искал-Пыдо-Мурт (искал -
корова; пыд- нога) - дух с
коровьими ногами.
Баба Обыда-леший в образе женщины с
длинными волосами, косматая, высокого роста.
В сказках Баба Обыда, если захочет, помогает
людям.
Кузь-Пине-Мурт - человек с длинными зубами

УДМУРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Мифы удмуртов (или вотяков) - народа, родственного коми, - в меньшей степени затронуты христианской мифологией. Зато на них отразились представления соседних тюркоязычных народов и ислам (особенно это относится к южным удмуртам). Так, наименование священной рощи и имя злого духа, противника доброго бога у удмуртов - Керемет - восходит к наименованию духов у татар и чувашей, которое, в свою очередь, заимствовано из мусульманской лексики; другое его имя - Шайтан - прямо заимствовано из мусульманской мифологии, где так именуется сатана.

Из книги Аспекты мифа автора Элиаде Мирча

Рационалисты и мифология Мы не ставим перед собой задачу проследить здесь длительный процесс разрушения и размывания мифа, который привел к потере им самим и гомеровскими богами их первичного, исконного смысла. Если верить Геродоту (1, 32), уже Солон утверждал, что «боги

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Христианство и мифология Трудно на нескольких страницах дать представление о взаимосвязи христианства и мифологии. Эти взаимосвязи ставят несколько различных, не связанных друг с другом проблем. Прежде всего существует двусмысленность, связанная с употреблением слова

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

МИФОЛОГИЯ КОМИ Два близкородственных финских народа - коми-зыряне и коми-пермяки - имели некогда общую мифологию. Их древняя религия была уничтожена в процессе христианизации, но сохранился богатый фольклор. Он систематизирован ныне в специальной энциклопедии

Из книги По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций автора Руссова Светлана Николаевна

Удмуртская троица Инмара молят о хорошей погоде и урожае, на которые влияет также Му-Кылчин, божество земли и плодородия; от этих богов зависит и рождение детей. Образ Инмара сливался в представлениях удмуртов с образом другого благодетельного божества - Кылдысина,

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Мифология богини автора Антипенко Антон Леонидович

Из книги Мифы Старого и Нового Света. Из Старого в Новый Свет: Мифы народов мира автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Египетская мифология Египет цели благостной достиг, Хранят поныне плиты пирамиды Живой завет погибшей Атлантиды. Бог Тот чертил слова гигантских книг, Чтоб в числах три, двенадцать и четыре Мощь разума распространялась в мире. В Брюсов «Египет» Из венка сонетов «Светоч

Из книги автора

Греческая мифология Космогонических версий (т. е. о создании Космоса из Хаоса, организованного и упорядоченного начала из бесформенного и неупорядоченного) в греческой мифологии несколько.По одной из них, изложенной Гомером в «Илиаде», мир зародился от союза Океана и

Из книги автора

Из книги автора

Глава I «МИФОЛОГИЯ БОГИНИ» И «МИФОЛОГИЯ БОГА» – ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ? На вопрос, почему необходимо различать «мифологию богини» и «мифологию бога», в принципе, можно было бы ответить просто: «Потому что европейская цивилизация должна

Из книги автора

Астральная мифология Плеяды и ОрионАстральная мифология - это представления людей о звездах и созвездиях. Хотя большинство читателей этой книги, скорее всего, не сумеют разыскать на ночном небе Волопаса или Стрельца, а в лучшем случае знакомы с Большой Медведицей и,

Из книги автора

Мифология мир-системы Оплеванное творение и собака-предательницаЭпохальную динамику распространения мифологических мотивов невозможно понять, не привлекая данных со всего мира. Как бы далеко друг от друга не были сделаны записи, они рано или поздно складываются в