Советские плакаты Великой Отечественной войны. Плакаты времен великой отечественной войны Плакат чтобы не было войны

Солдаты вели борьбу на фронтах, партизаны и разведчики - на оккупированной территории, а труженики тыла собирали танки. Пропагандисты и художники превратили карандаши и кисти в оружие. Главной задачей плаката стало укрепление веры советских людей в победу. Первым плакатным тезисом (сейчас бы это назвали слоганом) стала фраза из речи Молотова 22 июня 1941 года: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Одним из основных персонажей военного плаката был образ женщины - матери, Родины, подруги, жены. Она работала в тылу на заводе, собирала урожай, ждала и верила.

Оценка

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага», Кукрыниксы, 1941

Первым военным плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня, был лист художников Кукрыниксов, изображавший Гитлера, вероломно разорвавшего пакт о ненападении между СССР и Германией. («Кукрыниксы» - это три художника, название коллектива составлено из начальных букв фамилий Куприянов и Крылов, и имени и первой буквы фамилии Николая Соколова).

«Родина-мать зовет!», Тоидзе Ираклий, 1941

Идея создания образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, возникла случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Влияние на людей этого произведения и песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков.

«Будь героем!», Виктор Корецкий, 1941

Лозунг плаката стал пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость. В июне 1941 года Корецкий создал композицию «Будь героем!». Плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. В августе этого года была выпущена почтовая марка «Будь героем!» И на марке, и на плакате боец-пехотинец изображен в каске СШ-36 довоенного образца. В дни войны каски были другой формы.

«Давайте побольше танков…», Лазарь Лисицкий, 1941

Прекрасная работа выдающегося художника-авангардиста, иллюстратора Лазаря Лисицкого. Плакат «Давайте побольше танков... Все для фронта! Все для победы!» был отпечатан многотысячным тиражом за несколько дней до смерти художника. Умер Лисицкий 30 декабря 1941 года, а лозунг «Все для фронта!» всю войну был главным принципом оставшихся в тылу людей.

«Воин Красной Армии, спаси!», Виктор Корецкий, 1942

Женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Один из самых эмоционально сильных плакатов был издан 14-миллионным тиражом. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, а в испуганной беззащитной девчушке - дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее.

«Не болтай!», Нина Ватолина, 1941

В июне 41-го художнице Ватолиной предложили графически оформить известные строчки Маршака: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены», - и уже через пару дней образ был найден. Моделью для работы послужила соседка, с которой художница часто стояла в одной очереди в булочную. Строгое лицо неизвестной никому женщины стало на многие годы одним из главных символов страны-крепости, находящейся в кольце фронтов.

«Вся надежда на тебя, красный воин!», Иванов, Бурова, 1942

Тема мести захватчикам становится ведущей в творчестве художников-плакатистов на первом этапе войны. Вместо собирательных героических образов на первое место выходят лица, напоминающие конкретных людей - твоя девушка, твой ребенок, твоя мать. Отомсти, освободи, спаси. Красная Армия отступала, а с плакатов молча взывали женщины и дети, оставшиеся на оккупированной врагом территории.

«Мсти за горе народа!», Виктор Иванов, 1942

Плакат сопровождают стихи Веры Инбер «Бей врага!», прочитав которые, пожалуй, уже не нужно никаких слов…

Бей врага, чтобы он обессилел,

Чтобы он захлебнулся в крови,

Чтоб удар твой был равен по силе

Всей моей материнской любви!

«Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор», Федор Антонов, 1942

Враг приближался к Волге, была оккупирована огромная территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Героями художников стали женщины и дети. Плакаты показывали беду и страдание, призывая воина к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь. Антонов обратился к бойцам от имени их жен и сестер с плакатом«...Ты не отдашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам».

«Сын мой! Ты видишь долю мою...», Антонов, 1942

Эта работа стала символом народного страдания. Может быть, мама, может быть истощенная обескровленная Родина - пожилая женщина с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню. Она словно остановилась на секунду, горестно причитая, она просит о помощи сына.

«Воин, ответь Родине победой!», Дементий Шмаринов, 1942

Художник очень просто раскрыл главную тему: Родина растит хлеб и дает в руки солдата самое совершенное оружие. Женщина, собравшая автомат и собравшая спелые колосья. Красное платье цвета красного знамени уверенно ведет к победе. Бойцы должны побеждать, а труженики тыла давать все больше и больше оружия.

«Трактор в поле, что танк в бою», Ольга Бурова, 1942

Яркие оптимистичные цвета плаката уверяют - хлеб будет, победа не за горами. Ваши женщины верят в вас. Вдали идет воздушный бой, проходит эшелон с бойцами, но верные подруги делают свою работу, внося вклад в дело победы.

«Дружинницы Красного креста! Не оставим на поле боя ни раненого, ни его оружия», Виктор Корецкий, 1942

Здесь женщина равноправный боец, медицинская сестра и спасительница.

«Пьем воду родного Днепра…», Виктор Иванов, 1943

После победы в Сталинградской битве было очевидно, что преимущество на стороне Красной Армии. От художников требовалось теперь создание плакатов, которые показывали бы встречу освободителей советских городов и сел. Успешное форсирование Днепра не могло остаться в стороне от художников.

«Слава освободителям Украины!», Дементий Шмаринов, 1943

Форсирование Днепра и освобождения Киева - одна из славных страниц истории Великой Отечественной войны. Массовый героизм был достойно оценен, и 2438 человек удостоились звания Героя Советского Союза. За форсирование Днепра и других рек, за совершенные в последующие годы подвиги звание Героя Советского Союза получили еще 56 человек.

«Вставай в ряды фронтовых подруг…», Виктор Корецкий, Вера Гицевич, 1943

Фронту требовалось подкрепление и женские силы.

«Ты вернул нам жизнь», Виктор Иванов, 1944

Так встречали солдата Красной Армии - как родного, как освободителя. Женщина, не сдерживая порыва благодарности, обнимает незнакомого солдата.

«Европа будет свободной!», Виктор Корецкий, 1944

К лету 1944 года стало ясно, что СССР может собственными силами не только изгнать врага со своей земли, но и освободить народы Европы и завершить разгром гитлеровской армии. После открытия Второго фронта актуальной стала тема совместной борьбы Советского Союза, Великобритании и США за освобождение всей Европы от «коричневой чумы».

«Прицел у нас один - Берлин!», Виктор Корецкий, 1945

Осталось совсем немного. Цель близка. Недаром рядом с солдатом на плакате появляется женщина - как обещание того, что скоро они смогут увидеться.

«Дошли до Берлина», Леонид Голованов, 1945

Вот долгожданная победа… Плакаты весны 1945 года дышат весной, миром, Великой победой! За спиной героя виден плакат Леонида Голованова «Дойдем до Берлина!», изданный в 1944 году, с тем же главным героем, но пока без ордена.

«Дождались», Мария Нестерова-Берзина, 1945

Фронтовики возвращались домой с сознанием собственного достоинства людей, исполнивших свой долг. Теперь бывшему солдату придется восстанавливать хозяйство и налаживать мирную жизнь.

Отец героя-сына встретил,

и мужа обняла жена,

и смотрят с восхищеньем дети

на боевые ордена.

В период войны плакат был самым доступным видом изобразительного искусства. Ёмкий и четкий, он отображал всю суть сразу.

Плакаты укрепляли боевой дух солдат. Взывали к совести и чести, мужеству и храбрости. И спустя долгие годы людям, далеким от войны, при взгляде на изображение не приходится долго размышлять над смыслом нарисованного.

Особой популярностью пользовались так называемые Окна ТАСС. Это плакаты, которые тиражировались вручную путем перенесения изображения с помощью трафаретов, и были направлены на поднятие боевого духа солдат, совершение трудовых подвигов населением. Такой вид агитации позволял мгновенно реагировать на происходящие события. Изображения получались более красочными по сравнению с печатными плакатами. При работе с Окнами использовались контрастные цвета, краткие острые фразы, которые «разили, как снаряды».

В плакатном искусстве Великой Отечественной войны прослеживалось несколько популярных мотивов.

Первый мотив - До последнего патрона ! Призывают стоять на смерть, беречь патроны, стрелять точно в цель. Поскольку доподлинно известно, что металл для оружий доставался очень большим трудом тружеников тыла. Чаще всего центральной фигурой на таких плакатах - была личность бойца, черты лица которого врезались в память надолго.

Другим популярным был призыв «В атаку! ». На плакатах с этим мотивом была изображена военная техника - танк Т-35, самолеты, Пе-2. Иногда изображались легендарные герой, полководцы прошлых лет или богатыри.

Также распространенным был мотивом о бойце , побежда ющем неприятеля в рукопашном бою. На этих плакатах солдат Красной армии изображался красным, а фашист - серым или черным.

Широко известно использование карикатуры в плакатах. Порою высмеивались не только сам враг, но и разрушительность, бесчеловечность его действий. Примечательно, что художники, работавшие над изображением, всегда очень точно подмечали характер, повадки, жесты, отличительные черты изображаемых персонажей. Для такого тонкого воздействия на души людей посредством плаката требовалась не только долгая кропотливая работа по изучению немецкой кинохроники, фотографий Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других, но и мастерство психолога.

Не менее популярным был мотив Смерть детоубийцам. На таких плакатах обычно изображались страдания, либо смерть детей, звучали призывы о помощи и защите.

Мотив Не болтай! призывал к бдительности местное население.

Звучал призыв к населению на сбор металлолома, работать без прогулов, собирать урожай до последнего зернышка, приближать победу с каждым ударом молота.

В отношении плакатов, картин и изображений лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать их описание. Предлагаем Вашему вниманию наиболее известные плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Плакаты Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.

Текст на плакате : Покорение мира! Кабала народам! - Фашистская ставка. Красноармейская поправка!

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1943 год

Главный мотив: карикатура

Краткое пояснение: высмеивалось чрезмерная самоуверенность Гитлера. У бойцов Красной армии старались убрать страх перед врагом, изображая Гитлера смешным и нелепым.

Текст на плакате: Отомсти!

Художник, год: Шмаринов Д., 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат поднимает тему страданий советских граждан на оккупированных территориях. На плакате во весь рост изображена женщина, держащая на руках убитую дочь. Страдание и горе этой женщины молчаливое, но такое трогательное. На заднем плане плаката зарево от пожарища. Одно слово "Отомсти" подымает бурю негодования и злобы к фашистским варварам.

Текст на плакате: Папа, убей немца!

Художник, год: Нестерова Н. , 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат отображал страдания народа на оккупированных территориях. Вызывал лютую ненависть к врагу, посягнувшему на самое святое - женщин и детей. В основу лозунга на плакате была положена фраза из стихотворения Константина Симонова «Убей его!»

Текст на плакате: Бей так: что ни снаряд, то танк!

Художник, год: В.Б. Корецкий, 1943 год

Главный мотив: До последнего патрона!

Краткое пояснение: Плакат призывает солдат совершенствовать своё боевое мастерство.

Текст на плакате: Боец, оказавшийся в окружении, борись до последней капли крови!

Художник, год: А.Д. Кокош, 1941 год

Главный мотив: Боец, побеждающий неприятеля в рукопашном бою

Краткое пояснение: Призывали стоять на смерть, биться из последних сил.

Текст на плакате: Смерть немецко-фашистским захватчикам!

Художник, год: Н.М.Аввакумов, 1944 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: Плакат звал бойцов самоотверженно идти в бой, в атаку . На заднем плане изображены танки и самолеты, которые стремительно рвутся в бой против врагов. Это своеобразный символ того, что все силы сосредоточены в борьбе с немцами, что за советским солдатом в бой идет вся военная техника, внушая страх фашистам и уверенность советским бойцам.

Текст на плакате: Так выглядит теперь немецкий зверь! Чтоб нам дышать и жить - зверя добить! (на барабане - молниеносная война, за поясом - истребление славян, на флаге - тотальная мобилизация)

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1943 год

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Художник в карикатурной форме изображает оборванного, истерзанного немца-зверя. У побитого немца видны все его лозунги, с которыми он так самонадеянно напал на Россию. Автор, выставив немца смешным и жалким, попытался добавить храбрости и снять страх у солдат.

Текст на плакате: На Москву! Хох! От Москвы: ох!

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 194 2

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Плакат посвящен Великой битве за Москву и провалу плана молниеносной войны (Блицкриг).

Текст на плакате: Родина-мать зовет! (Текст военной присяги)

Художник, год: И. Тоидзе, 1941 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: Художник р асполагает на плоскости листа целостный монолитный силуэт, использует сочетание всего двух цветов – красного и черного. Благодаря низко взятому горизонту плакату придана монументальность. Но основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.

Текст на плакате: Не болтай! Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены.

Художник, год: Ватолина Н., Денисов Н., 1941 год

Главный мотив: Не болтай!

Краткое пояснение: Перед самым началом Великой Отечественной войны и в её годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии. Эти группы осуществляли различные диверсионные действия - нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов. В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.

Текст на плакате: Товарищ! Помни, что хорошо и тепло одетый боец будет еще сильнее разить врага.

Художник, год: А. и В. Кокорекины, 1942 год

Главный мотив: Все для фронта, все для победы

Краткое пояснение: Плакат призывает мобилизовать все средства населения и отдать все самое необходимое солдатам, которые сражаются за Родину.

Текст на плакате: Красной Армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг! Покорение мира. Рабство народам. Фашизм. Гитлер, Геринг, Геббельс, Гимлер.

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1945 год

Главный мотив: В атаку! Карикатура.

Краткое пояснение: Плакат заставляет задуматься над злодеяниями немецкого фашизма против человечности.

Текст на плакате: Победа будет в той стране, где женщина с мужчиной наравне. Товарищ женщина! Твой сын на фронте бьется, как герой. И дочь идет в дружину РоККа. А ты крепи наш тыл: траншею глубже рой, иди к станку. И трактор своей веди взамен водителей, теперь ведущих танки. Вы, сестры-женщины! Вы, матери-гражданки! Берите лом, лопату, руль, резец! По настоящему поймите, наконец, чем крепче тыл - тем тверже армий шаг, и тем скорей погибнет враг!

Художник, год: И. Астапов, И. Холодов, 1941 год

Главный мотив: Все для фронта, все для победы!

Краткое пояснение: Плакат несет политическую окраску на превосходство общества, где равны мужчины и женщины, особенно во время войны, когда мужчины воюют на фронтах, женщины обеспечивают надежность тыла.

Текст на плакате: Кровь за кровь, смерть за смерть!

Художник, год: Алексе й Ситтаро, 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам; В атаку!

Краткое пояснение: Плакат направлен на внушение неизбежности победы над врагом и полного его изгнания из советской земли.

Текст на плакате: Бей насмерть!

Художник, год: Николай Жуков, 1942 год

Главный мотив: До последнего патрона!

Краткое пояснение: О бращ ение к воинам Красной Армии крепче бить врага ради спасения матерей, детей и Родины. Плакат призван поднимать боевой дух солдатам.

Текст на плакате: Воин Красной Армии, спаси!

Художник, год: Виктор Корецкий, 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Наиболее тяжелый для русского народа этап войны нашел отражение в работе Корецкого. Древний мотив - мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности. С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.

Текст на плакате: Нет такой силы, которая поработила бы нас. Кузьма Минин. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков! И. Сталин.

Художник, год: В. Иванов, О. Бурова, 1942 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: На плакате присутствует второй символический план, изображающий освобождение Кузьмой Мининым Родину от интервентов. Таким образом даже великие герои прошлого зовут солдат бороться и сражаться за свою Родину.

Текст на плакате: Боевое меню врагу к каждому дню. Начинается по-русски угощение с закуски. Пирожки отличные с начинкою различною... Затем- супов немножко борщ флотский и окрошка. На второе битки по-казацки и шашлык по-кавказски и на сладкое - кисель.

Художник, год: Н. Муратов, 1941 год

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Плакат выполнен в сатирическом стиле и усиливает уверенность в победе советского народа над врагом.

Текст на плакате: Враг коварен - будь на чеку!

Художник, год: В. Иванов, О. Бурова, 194 5 год

Главный мотив: Не болтай

Краткое пояснение: Плакат призывает к бдительности население и солдат. Сюжет плаката напоминает, что под добродетелью может скрываться фашистский преступник.

Текст на плакате: Окно ТАСС № 613 Немец к Волге шел напиться - по зубам огрели фрица,

наутек пришлось пуститься,- ноет бок, болит спина. Видно, волжская водица для фашиста не годится, холодна она для фрица, солона!

Художник, год: П. Саркисян

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: В плакате подчеркивается мысль о том, что русский народ непобедим и враг все равно будет повержен.

Плакат - жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной Войны это больше чем жанр, это - летопись, предопределившая Великую Победу великой нации над фашизмом.

Тоидзе И. Родина-мать зовет! 1941

Боец, освободи свою Белоруссию!
Плакат. Худ. В. Корецкий, 1943 год

27.01.43: Гитлеровский выродок хотел такой войны, как во Франции, но не такой, как в России. Он хотел подобно сутенерам жить за чужой счет, пить чужое шампанское и жрать чужой шоколад, слать награбленные сукна, шелка и чулки алчной, как волчица, супруге, неизменно повторявшей в своих «трогательных» письмах два слова «шли и давай»… С помутневшим, исступленным взором бросаются немецко-фашистские кобели на женщин чужой национальности, дыша им в лицо смрадом гнилых зубов, пачкая их каплями своей отравленной слюны. (“Красная звезда”, СССР)
Убей фашиста-изувера!
Плакат. Худ. В.Дени. 1942 год

Моряк! Избавь от гнусных гадин родную девушку твою! Будь с палачами беспощаден, убей насильников в бою! (1941 год)

Воин Красной Армии, спаси!
Плакат. Худ. В.А. Серов, 1942 год.

Фашистский плен – это зверства, мучения и пытки.
Плакат. Худ. В.А. Кобелев, 1941 год.

29.06.41: Основная идея фашистов – это превосходство германской расы над другими расами. Они составили описание образцового представителя германской расы. Так составляют описание чистокровного быка или породистого кобеля. По словам «ученых» фашизма, чистый германец отличается стройностью, высоким ростом, светлой окраской кожи и волос, удлиненной формой головы. Нужно сказать, что три вожака фашистов мало подходят к перечисленным приметам. Гитлер - брюнет среднего роста, Геринг - чрезвычайно тучное существо. А Геббельс вообще мало похож на человека - германского или не германского - это обезьяна крохотного роста, уродливая и вертлявая. Наружность вожаков не мешает фашистам упорствовать в возвеличении германской расы…

Людей фашисты превратили в животных, и сложный мир человеческих чувств заменили учебником племенного скотоводства… Предки теперешних немецких фашистов заявляли: «Славяне - это только удобрение для германской расы». Фашисты подхватили столь «умную» мысль. Славян они считают «второстепенной расой, созданной для земледелья, для танцев или хоровых песен, но абсолютно непригодной для городской культуры и для самостоятельного государственного существования». Русские, по словам фашистских «ученых»: «помесь монголов и славян, созданных для жизни под чужим руководством». (“Красная звезда”, СССР)

Фашизм - это голод, фашизм - это террор, фашизм - это война! 1941 год. Караченцев Петр Яковлевич

Фашистский плен – это пытки и смерть.
Плакат. Худ. Ю.Н. Петров, 1941 год

24.08.41: В одной из гостиниц города Смоленска немецкое командование открыло для офицеров публичный дом на 260 мест. Сотни девушек и женщин силой загнаны в этот страшный вертеп; их тащили за руки, за косы, безжалостно волокли по мостовой. Публичный дом открыли немцы и в деревне Левикино, Глинковского района, Смоленской области. Фашистские варвары согнали туда силой 50 девушек-колхозниц, в том числе школьниц. Так поступают носители «нового порядка» во многих других деревнях и городах. (“Правда”, СССР)

На тотальную войну русские дают тотальный ответ: с врагом сражаются даже женщины и дети. Один немецкий корреспондент сообщал, что видел в разбитом грузовике тело красивой девушки лет семнадцати с лейтенантскими петлицами – она так и не выпустила из рук самозарядную винтовку. Другие ‘амазонки’, порой плохо экипированные, но всегда отлично вооруженные, продолжают доставлять немцам немало хлопот. Из девочек и мальчиков в возрасте 8-16 лет, входящих в организацию ‘юных пионеров’, – это русский эквивалент бойскаутов – создают группы для обнаружения парашютистов. Даже русские комары в бесконечных Припятских болотах ведут против немцев собственную ‘партизанскую войну’. (“Time”, США)

Отомсти! Плакат. Худ. Д. Шмаринов, 1942 год

27.05.42: Теперь война интересует нас: мы хотим освободить захваченные немцами области и города. Мы не можем дышать, пока в Смоленске и Новгороде бесчинствует немецкая солдатня. Мы не уснем, пока немецкие ефрейторы насилуют украинских девушек. Мы не успокоимся, пока не истребим фашистов. Hаша сила в нашем сознании: нет красноармейца, который не понимал бы, за что мы воюем. (“Красная звезда”, СССР)

14.01.42: Этих не похоронили. Они валяются возле дороги. Из-под снега торчит то рука, то голова. Замерзший немец стоит у березы, рука поднята - кажется, что мертвый, он еще хочет кого-то убить. А рядом лежит другой, заслонил рукой лицо. Не сосчитать… На березовом кресте рука русского написала: «Шли в Москву, попали в могилу»…

Вот их трупы. А рядом бутылки из-под французского шампанского, норвежские консервы, болгарские папиросы. Страшно подумать, что эти жалкие люди - господа сегодняшней Европы… Часть «господ», впрочем, уже не будет пить шампанского: лежит в промерзшей земле.

Хорошо, когда их застают врасплох. В селе Белоусово остался нетронутым ужин. Бутылки они откупорили, а пригубить не успели. В селе Балабанове штабные офицеры спали. Выбежали в подштанниках - и торжественно в шелковых французских кальсонах погибли от русского штыка. (“Красная звезда”, СССР)

13.09.41: Пьяная фашистская сволочь расстреливает, вешает, закалывает штыками, рвет на части, сжигает на кострах стариков, женщин и детей. Фашистские двуногие скоты насилуют девушек и женщин, а затем убивают их… Немецко-фашистская погань творит свои бесчинства с холодным расчетом профессиональных убийц и палачей. Опьяненные кровью садисты выполняют программу, провозглашенную пославшим их людоедом-Гитлером. (“Правда”, СССР)

10.09.41: Звери в мундирах гитлеровских офицеров и солдат показывают, на что они способны. Они выкалывают глаза раненым, вырезывают груди у женщин, они расстреливают стариков и детей из пулеметов, сжигают колхозников в их избах, насилуют девушек, сгоняют их в публичные дома. Трусливые фашистские собаки под угрозой расстрела гонят перед собой советских женщин и стариков, прикрывая их телами свою шкуру. (“Правда”, СССР)

Я жду тебя, воин-освободитель! Плакат. Худ. Д. Шмаринов, 1942 год

27.12.41: Публичный дом вместо семьи - такова скотская мораль гитлеровцев!… Эта морально и физически растленная, грязная, вшивая, больная сифилисом и гонорреей фашистская солдатчина насилует советских женщин в захваченных городах и селах. Мерзавцы глумятся над своими жертвами вдвойне - они топчут их честь и лишают здоровья. Страшно становится, когда подумаешь, сколько несчастных жертв фашистских насильников заражено тяжелыми венерическими заболеваниями!… (“Красная звезда”, СССР)

Плакат. Худ. Д.А. Шмаринов, 1942 год

14.01.42: Женщины, когда видят наших, плачут. Это - слезы радости, оттепель после страшной зимы. Два или три месяца они молчали. Сухими жесткими глазами глядели на немецких палачей. Боялись перекинуться коротким словом, жалобой, вздохом. И вот отошло, прорвалось. И кажется, в этот студеный день, что и впрямь на дворе весна, весна русского народа посередине русской зимы.

Страшны рассказы крестьян о черных неделях немецкого ига. Страшны не только зверства - страшен облик немца. «Показывает мне, что окурок в печку кидает, и задается: «Культур. Культур». А он, простите, при мне при женщине в избе оправлялся. Холодно, вот и не выходит»… «Грязные они. Ноги вымыл, утерся, а потом морду - тем же полотенцем»… «Один ест, а другой сидит за столом и вшей бьет. Глядеть противно»… «Он свое грязное белье в ведро положит. Я ему говорю - ведро чистое, а он смеется. Опоганили они нас»…

«Опоганили нас» - хорошие слова. В них все возмущение нашего народа перед грязью не только телесной, но и душевной этих гансов и фрицев. Они слыли культурными. Теперь все увидели, что такое их «культура» - похабные открытки и пьянки. Они слыли чистоплотными - теперь все увидели вшивых паршивцев, с чесоткой, которые устраивали в чистой избе нужник. (“Красная звезда”, СССР)

Сын мой! Ты видишь долю мою … Громи фашистов в святом бою!
Плакат. Худ. Ф. Антонов, 1942 год

18.10.41: Они зверствуют в захваченных селах и деревнях. Разбойники со свастикой, они упиваются кровью советских людей. Их пьянят кровь и «шнапс». Они пьют водку и творят свои кровавые дела. Потом пьют снова и зверствуют с удвоенной силой… Немцы стали бить пленных, плевать им в лицо. Несколько человек, которые сопротивлялись, были тут же расстреляны. Затем разбойники со свастикой устроили катание на пленных красноармейцах. Они разыскали где-то свинью. Один из солдат садился на плечи пленному красноармейцу, другой - на свинью, обоих подгоняли, чтобы это было похоже на гонки. Пьяные немцы хихикали, злорадствовали, издевались.

Не уйти фашистскому зверю от расплаты!
Плакат. Худ. В.Корецкий, 1942 год

30.01.43: Десять лет тому назад ты выбрал Гитлера. Ты пошел за людоедом. Ты пошел во Францию. Ты пошел к нам. Теперь тебе осталось одно: умереть. Ты думал 30 января, получив двойную порцию шнапса, вешать русских. Ты встретишь этот день в могиле. (“Красная звезда”, СССР)

28.01.42: Товарищи бойцы, посмотрите еще раз, действуют ли ручные гранаты на «бесчувственную» немчуру. Проверьте снова, доходят ли до них удары штыка. Посмотрите, хорошо ли умирают они от наших мин и снарядов… Они требуют: «будьте жестокими», они пытают, насилуют, жгут. Мы говорим: ты проснулся, перед тобой новый день, - во имя человеколюбия убей еще парочку фрицев - дети и внуки помянут твое имя. (“Красная звезда”, СССР)

25.01.42: Молчите, фрицы, чтобы мы не узнали, как вам страшно. Молчите, гретхен, чтобы мы не узнали, как вам тяжело… Вы, может быть, думаете, что мы жаждем изучать вашу звериную психологию? Нет. Мы хотим одного - изничтожить ваше гитлерячье племя. (“Красная звезда”, СССР)

28.01.42: Предчувствуя свою погибель, немчура готовит новые пытки. Ученики колченогого, все эти «герр-докторы» сидят и придумывают, каким еще пыткам предать наших жен и наших детей. К нам они не были особенно «чувствительны». Они распарывали животы у беременных женщин. Они поили умиравших раненых лошадиной мочей. Они насиловали девочек, а потом относили их на лед и снова насиловали…

30.10.41: В армии же Гитлера массовое изнасилование женщин - это общее узаконенное явление. Оно поощряется всей политикой фашизма в армии. Надругательство над населением, изуверские пытки и массовое изнасилование женщин, широко практиковавшиеся фашистскими бандами и до этого, усилились во много раз в войне против СССР. Жестокость служит прикрытием трусости фашистов, не ожидавших такого сопротивления со стороны советского народа. (“Красная звезда”, СССР)

Худ. Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов), 1942 год

25.03.42: Специальными афишами немцы об’явили: Старая Русса - исконный немецкий город. Желая, видимо, придать городу «немецкий» облик, гитлеровцы загнали скот в древний красивый старорусский собор, повесили на перекрестках главных улиц трупы замученных ими людей, пооткрывали дома терпимости, куда силой затаскивают женщин и девочек-подростков. Да, после всего этого вид у города стал действительно немецким!

Впрочем, даже гитлеровские воротилы стали, видимо, несколько втупик от подобного онемечивания. Оказалось, что в городе за время немецкой оккупации заболели венерическими болезнями 20 процентов всех женщин, загнанных немцами под угрозой расстрела в дома терпимости. Приказ, об’явивший это, не отрицает, что болезнь занесена немецкими офицерами и солдатами. Приказ обращается к больным с настоятельным советом не насиловать женщин. Забота о населении? Нет. «Один больной солдат может сделать больными десятки других»… А несчастные женщины? Наплевать, вот еще нежности!

Висит об’явление: «При рождении девятого живого ребенка или седьмого сына родители имеют право выбирать в крестные Адольфа Гитлера или имперского маршала Германа Геринга». А рядом на улице повешены две беременные женщины - Нилова и Бойцова. Тут же висит третья женщина - Прокофьева, после которой осталось четверо маленьких ребят. За что повешены эти женщины? Так, для острастки. (“Красная звезда”, СССР)

Плакат. Худ. Антонов Федор Васильевич, 1942

30.12.41: Немецкое командование приказало поместить нас в совершенно холодное здание. Несколько дней нас морили голодом, не давали даже воды. Все страшно мучились, некоторые были на грани сумасшествия. Наконец… немцы бросили нам дохлую лошадь. Изголодавшиеся люди стали рвать куски падали. Это было ужасное зрелище. Некоторые товарищи, возмущенные таким издевательством, подняли крик. Тогда один офицер распорядился выставить у дверей пулемет и приказал стрелять по нас. Немецкий пулеметчик в упор открыл огонь. Мы стали прятаться за выступы стен, но это не все могли сделать. 25 человек было убито и ранено. Трупы убитых оставались лежать, вынести их не разрешали. (“Красная звезда”, СССР)

Плакат. Худ. Б.В. Иогансон, 1943 год.

Зверь ранен! Добьем фашистского зверя!
Плакат. Худ. Д.С. Моор, 1943 год

12.04.45: Во многих советских библиотеках и клубах вы наверняка увидите солидный том. На обложке оттиснуто одно-единственное слово: «Они». Они – это немцы. В книге множество иллюстраций – страшных иллюстраций, ведь речь идет о пытках и мучениях, которым подвергали немцы советских граждан: мужчин, женщин, детей. Столь же ужасные факты мы читаем в сообщениях прессы о немецких лагерях смерти на территории СССР и Польши: то, что там творилось, не описать словами, это – проявления абсолютного зла. Добавим к этому полностью разрушенные и опустошенные западные области России и гигантские потери на фронте. Каждый русский понимает: бедствие, постигшее Европу – не просто война, а нечто большее. Кого же в этом винить? (“The Times”, Великобритания).

Я ждал тебя – воин освободитель! 1945

10.01.43: Каждый советский воин знает, за что он воюет. Убить немца - это стало нашим воздухом, нашим хлебом. Без этого нет нам жизни. (“Красная звезда”, СССР)

01.01.43: Из солдатской фляжки мы хлебнули студеной воды ненависти. Она обжигает рот крепче спирта. Проклятая Германия вмешалась в наши дни. Европа мечтала о полете в стратосферу, теперь она должна жить, как крот, в бомбоубежищах, в землянках. По воле бесноватого и ему присных настало затемнение века. Мы ненавидим немцев не только за то, что они низко и подло убивают наших детей. Мы их ненавидим и за то, что мы должны их убивать, что из всех слов, которыми богат человек, нам сейчас осталось одно: «убей». Мы ненавидим немцев не только за то, что они низко и подло убивают наших детей. Мы их ненавидим и за то, что мы должны их убивать, что из всех слов, которыми богат человек, нам сейчас осталось одно: убей. (“Красная звезда”, СССР)

Воин Красной Армии, спаси! Худ. Корецкий Виктор Борисович, 1942
“Правда” от 5 августа 1942 года.

Слава освободителям Украины! Смерть немецким захватчикам!
Плакат. Худ. Д.Шмаринов, 1943 год

30.01.43: Фриц взвыл: «Что он плохого сделал?» Он не говорил этого прежде… Девятнадцать месяцев он спокойно убивал, грабил и вешал. Теперь он взвыл: «За что?»… За то, что в Кисловодске мы нашли пятилетнюю девочку со вспоротым животом. За то, что в Калаче мы нашли трехлетнего мальчика с отрезанными ушами. За то, что в каждом городе немцы убивают невинных. За все казни. За все виселицы. Фриц воет: «Если бы можно было мирно жить!» Поздно вспомнил, проклятый. Кто тебя звал на нашу землю? (“Красная звезда”, СССР)

Спасем советских ребят от немцев!
Плакат. Худ. Л.Ф. Голованов, 1943 год

30.10.41: Германское фашистское командование исходит из того основного гитлеровского положения, что террор, страх являются самым могучим средством воздействия на людей, что поэтому немец всюду должен устрашать население. Поэтому в фашистской армии поощряются самые зверские приемы расправы: казни происходят публично и притом в нарочито устрашающей обстановке. Но это не помогает палачам; на свирепый террор фашистов советский народ отвечает развитием партизанского движения. (“Красная звезда”, СССР)

Летчик-штурмовик гвардии старший лейтенант Андрей Филиппович Коломеец рассказал, как немцы ослепили его отца:
Развернул я однажды утром газету и прочитал в сводке Совинформбюро название своего родного поселка, освобожденного Красной Армией.

Написал письмо и получил долгожданный ответ: все живы, здоровы – и сестренка, и мать, и отец. Просят рассказать о себе, как воюю, как живу.

Одно только удивило меня: почему письмо написано рукой сестренки, отчего не пишет папа – он ведь у меня человек грамотный, словоохотливый. Стал я в письмах твердить: хочу, папаша, получить весточку, твоей рукой написанную. А письма из дому попрежнему пишет сестренка. Тут я уж рассердился: не ответит отец – писать перестану. И вот приходит ответ на мое письмо: “не сердись, Андрюша, на папаню – не может он тебе своей рукой написать потому, что слепой он: немцы ему глаза выжгли. Не хотел он на них работать на чугунно-литейном. Забрали его в гестапо, продержали два дня, потом выпустили. Вместо глаз – две раны…”

С тех пор я вдвое зорче в полете. Как ни маскируется немец, нахожу и бью его. Ничто не укроет бандита от моего огня. Я беспощадно мщу проклятой немчуре за увечье родного отца.

Сынок, отомсти!
Плакат. Худ. Н. Жуков, 1944 год

27.07.42: Именно к крестьянской душе Тимошенко и всей России обратился в последнем Первомайском приказе Сталин – человек, чье лицо символизирует всю страну: «Они [бойцы Красной Армии] научились по-настоящему ненавидеть немецко-фашистских захватчиков. Они поняли, что нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души».

Именно эти силы души – души солдата и рабочего – имела в виду секретарь московской профсоюзной организации Николаева, выступая перед ткачихами: «Вся работа в тылу проходит под знаменем ненависти».

Это – ненависть обороняющихся, и Красная Армия по-прежнему обороняется: ей пока не удалось добиться больших успехов в наступательных операциях, и сейчас она на собственном опыте ищет ответ на вопрос, сможет ли одна оборона дать нужный результат. Именно к этой ненависти апеллируют коммюнике Москвы, подчеркивающие необходимость истреблять немецких солдат, уничтожать немецкие танки, пушки, самолеты». (“Time”, США)

Отомщу фашистам за твои муки!
Плакат. Худ. Б. Дехтерев, 1943 год.

И чем безнадёжнее становится положение гитлеровцев, тем более они неистовствуют в своих зверствах и грабежах. Наш народ не простит этих преступлений немецким извергам. Иосиф Сталин, 1943 год

30.10.41: Это подлецы со свастикой, идя в атаки, гонят впереди себя мирных жителей. За последние дни только на одном участке фронта - на подступах к Крыму - немцы несколько раз пытались укрыться, как броней, телами стариков, женщин и детей. Это негодяи-немцы, попирая все законы ведения войны, признанные ими на словах, злодейски расправляются с ранеными и пленными красноармейцами, а уцелевших превращают в своих рабов. Нашим воинам известны сотни фактов, когда фашисты заживо сжигали раненых, выкалывали им глаза, разрывали их танками на части. А сколько таких преступлений остались неизвестными!… (“Красная звезда”, СССР)

Ни одна армия не позорила себя такими гнусными и бесчестными уловками, как немецко-фашистская армия.
Плакат. Худ. Н. Быльев, 1943 год

Папочка, спаси!
Плакат. Худ. И.Кружков, 1943 год

11.11.41: В кармане немецкого солдата было найдено письмо от его отца. Он писал: «Не понимаю тебя, Ганс. Ты пишешь, что на Украине вас ненавидят, стреляют из-за каждого куста. Надо хорошо oб’яснить этим скотам, ведь вы их освобождаете от большевиков, может быть, они вас не поняли». (“Правда”, СССР)
Боец, Украина ждет тебя!

Плакат. Худ. Н.Жуков, B.Климашин, 1943

В годы войны политический плакат занял ведущее место среди других видов изобразительного искусства. Государственное издательство “Искусство” (Москва и Ленинград), “Окна ТАСС”, “Боевой карандаш” (Ленинград), студия имени М.Б. Грекова, издательства в республиках Средней Азии и Закавказья, городах Сибири и Дальнего Востока, в Куйбышеве, Иванове, Ростове-на-Дону, выездные редакции центральных газет и бригады художников, созданные при творческих союзах, художественных институтах, – вся гигантская агитиндустрия социалистического реализма работала, как хорошо отлаженный механизм.

Пожалуй, нигде в мире в военные годы в жанре политического плаката не работал столь широкий круг самых крупных мастеров своего времени: Д. Моор, В. Дени, А. Дейнека, Кукрыниксы, Д. Шмаринов, Г. Верейский, С. Герасимов, Б. Иогансон и другие. Лето. 1941 год. 22 июня. Воскресенье. По радио – сообщение ТАСС о вероломном нападении Германии на нашу страну.

А уже 24 июня на улицах Москвы появился и стал неотъемлемой частью строгого облика столицы плакат “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”

В течение нескольких дней его узнала вся страна, а еще через неделю – весь мир. За этим плакатом последовали другие. Плакаты, карикатуры в газетах, “Окна ТАСС”, книжные иллюстрации, антифашистские листовки для немецких солдат, даже упаковки для пищевых концентратов, посылаемые на фронт, – все эти многообразные формы использовали художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов (Кукрыниксы), заставляя их служить своей цели.

Вместе с тем не менее массовыми тиражами издавались плакаты, посвященные армии и тылу, идеологической и практической роли руководства страны в организации отпора врагу. “Плакатисты очень часто прижаты к событиям вплотную”, – писал известный художник Виктор Иванов. С каждым новым годом войны менялась и тональность дожественных полотен.

В 1943 году тема напрашивалась сама собой. … Солдат прикладом автомата сбивает установленную фашистами доску-указатель “Drang nach osten”. Отныне волна похода устремляется на запад, и, кажется, никакая сила не сможет остановить этого порыва. “На Запад!” – тема и название самых популярных плакатов этого периода. 1944, 1945. Война вошла в новую фазу. Дороги войны, медленные, хранящие следы отступления, где на каждом шагу подстерегала смерть, остались позади.

Стремительные дороги наступления, радостные дороги возвращения и встреч становятся темой плакатов: “Дойдем до Берлина!”, “Родина, встречай героев!” (Леонид Голованов), “Освободим Европу от цепей фашистского рабства!” (И.Тоидзе), “Здравствуй, Родина-мать!” (Нина Ватолина), “Победителю Слава!” (Валентин Литвиненко), “Первомайский привет героям фронта и тыла!” (Алексей Кокорекин). Коллекция памяти, как и коллекция музея, прочно сохраняет то, чего уже нет, что было и прошло. Время… Ему есть, о чем молчать, и есть, о чем вспомнить. И все это осталось в плакатах: “Сталин – величие нашей эпохи” (А.Житомирский), “За Родину! За Сталина!” (А.Ефимов), “Приказ Сталина – приказ Родины” (А.Серов), “Болтун – находка для шпиона” (Л.Елькович), “Товарищ! Будь начеку, не выбалтывай тайны врагу” (Б.Жуков). М. Нестерова 1945г. Главные монументы сталинской эпохи взорваны и уничтожены. Некогда знаменитые работы находятся в малодоступных музейных запасниках.

Корецкий В. Будь героем! 1941

Корецкий В. Партизаны, бейте врага без пощады! 1941

Моор Д. Все на “Г”. 1941

Долгоруков Н. Так было… Так будет! 1941

Кукрыниксы. Бьемся мы здорово… 1941


Аввакумов Н., Щеглов В. Завоеваний Октября не отдадим! 1941


Жуков Н., Климашин В. Отстоим Москву! 1941


Иванов В. Пусть вдохновляет вас в этой войне… 1941


Кокоренкин А. В этой фронтовой сводке есть и мой боевой труд! 1943

И только в последнее время этот культурный слой начинает постепенно всплывать из небытия, являя миру свой неизменный лик. И, может быть, единственное, что в наших силах, это постараться не исказить истины за разноголосицей воспоминаний. В этой подборке представлены как знаменитые работы мастеров политического плаката советской эпохи, так и не столь известные сегодня произведения, по различным причинам не включавшиеся в изданные в последние десятилетия альбомы и каталоги. Без них плакатная летопись Великой Отечественной была бы не точной.

Иванов В. Пьем воду родного Днепра… 1943

Сачков В. Воину-освободителю – Слава

Этот плакат 1946 г. интересен тем, что на нём как цитата со стены Рейхстага приводится надпись “Слава русскому народу”. В дальнейшем советская пропаганда себе такого не позволяла и вместо “русского народа” на плакатах присутствовал “советский народ”.

Вот ещё один плакат 1946 года. Как видим, русский народ уже фигурирует в основном лозунге на плакате:

Очевидно, что использование термина “русский народ”, вместо постоянно употреблявшегося до этого официальной пропагандой “советского народа” стало возможно после известного тоста Сталина за русский народ на кремлёвском приёме 24 мая 1945 года в честь командующих войсками Красной Армии. Вот стенограмма этого тоста:

– Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»)

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.

Но русский народ на это не пошел, русский народ не пошёл на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся.

Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!

За здоровье русского народа!

1945 г. Кокорекин А. Победоносной Родине – слава!




С ДНЕМ ПОБЕДЫ!!!

Post Views: 3 597

Мой дед ушел добровольцем на фронт, когда ему едва исполнилось восемнадцать. Тогда, в 41-ом, в ряды Советской Армии принимали только с девятнадцати, пришлось накинуть себе год, чтобы мальчишеская мечта – воевать за Родину - сбылась. Все, что связано с войной он помнит в подробностях: тревожную новость по радио о начале боевых действий, первое оружие, первый окоп и первую агитлистовку.

Она появилась на страницах «Правды» вечером 22 июня 1941 года. Дед говорит, что агитки здорово поддерживали боевой дух солдат и были, чуть ли не единственным источником информации на фронте.

Агитационные плакаты – щит и меч советской пропаганды в военное время. Короткий и емкий по смыслу призыв, лаконичная картинка с ярким образом – мгновенно оседали в сознании каждого и …. побуждали действовать. Самый известный плакат времен Великой Отечественной «Родина - мать зовет!» бил прямо в цель. Молодые парни, не раздумывая, шли воевать, а матери, сжав сердце, с пониманием провожали их на фронт, ведь Родина – тоже мать.

Агитационный плакат как вид искусства произошел от фольклорных картинок с надписями - «лубок». Но если второй был призван развлекать, то первый играл совсем другую роль.

Плакат высмеивал врага

Призывал всех на борьбу с врагом

Поддерживал боевой дух

Взывал о помощи для нужд фронта

… и просто информировал

В России агитационный плакат активно стал развиваться в годы Первой мировой войны. Плакаты издавались солидным для того времени тиражом, ежедневно тысячи листовок раскидывали только с воздуха. Кроме того, плакаты расклеивали по городу, отправляли с оружием и боеприпасами на фронт. Кстати, печатали их литографным способом: делали оттиск на отшлифованном камне и затем переносили на бумагу или тиражировали с помощью трафаретов. Одним из главных героев листовок и плакатов времен Первой мировой войны был казак Козьма Крючков, прославившийся боевым подвигом. Он и три его товарища вступили в схватку с 27 немцами, в результате уцелело лишь пять противников. Козьма стал первым русским воином, получившим Георгиевский крест 4 – й степени.


Агитационные плакаты стали тогда важной частью жизни людей. Их с интересом читали, обсуждали, ждали. Из листовок можно было узнать последние новости с фронта, в них часто попадали тексты телеграмм с передовой. В 1919 -21 годах агитация приобрела массовый характер, в Москве и некоторых других городах появились «Окна РОСТА». Художники и поэты, работавшие тогда в Российском телеграфном агентстве, стали с периодичностью создавать яркие сатирические плакаты на самые острые темы дня. Такие плакаты размещали в витринах магазинов и в других людных местах.

Среди тех, кто внес свой вклад в агитационное искусство того времени - Владимир Маяковский. Он не только сочинял меткие строчки, но и сам рисовал яркие картинки.

«Окна РОСТА», а в последствие «Окна ТАСС» вошли в историю как идеологическое оружие. Они оказывали огромное психологическое воздействие и на народ, и на солдат, и на армию противника. Листовки Окон солдаты брали с собой в бой, их размещали на стенах в казармах, плакаты расклеивали даже в осажденных немцами городах на всевозможных поверхностях и даже прикалывали к трупам фашистов, это были плакаты со словами «Собаке – собачья смерть». Немцев наши листовки приводили в бешенство, и они их уничтожали, как могли, даже расстреливали. Всех, кто трудился в «Окнах ТАСС», министр немецкой пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни, каждого из них он собирался повесить на фонарном столбе, как только будет взята Москва.

Классиками советского агитационного плаката и политической карикатуры считают Кукрыниксов – творческий коллектив художников и живописцев. Под этим псевдонимом работали Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Авторство первого плаката ВОВ «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» принадлежит им. Листовки Кукрыниксов сопровождали советских солдат всю войну.

Творческая элита принесла большой вклад в Победу. Известно, что художники, не смотря на голод и холод, трудились даже в блокадном Ленинграде, отказавшись покинуть родной город. Каждый день они старались нарисовать новые плакаты. Художники знали, что эти листовки помогали людям жить, бороться и верить. Рабочие, как могли, тоже поддерживали агитационное движение. Например, наш земляк, рабочий Уралвагонзавода (где производили знаменитый танк Т-34) клеевыми красками на фанере нарисовал плакат «Седой Урал кует победу».

Превратить слово в грозное оружие борьбы с врагом – не просто мастерство, но и большая заслуга перед Отечеством. В 1942 году авторы «Окон ТАСС» получили Государственные премии.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоуспенская школа

Совместно с муниципальным казенным учреждением культуры

Новоуспенский дом культуры

Материал

Для проведения мероприятия

По истории советского плаката.

Составитель:

Учитель ИЗО Смирнова Наталия Виссарионовна

«Советские агитационные и

Политические плакаты 1941-1945гг.»

Из истории советского плаката.

Плакат как жанр искусства возник во второй половине XIX века во Франции. Плакаты были самые разные, в зависимости от целей которые они преследовали: рекламные, агитационные, учебные, информационные и политические. В ХХ веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР. Плакат требовала сложившаяся в стране ситуация: революция, гражданская война, строительство нового общества. Власть ставила перед народом большие задачи. Необходимость непосредственной и быстрой коммуникации – все это послужило основой для развития советского плаката. Он обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти, был предельно понятен, содержал энергичный, емкий, яркий текст, характерное изображение и призывал к действиям. А главное – плакат был принят обычными людьми. Плакатами оклеивались все здания городов и сел. Он представлялся некоторым видом оружия – меткое слово лозунгов жгло врага и защищало идеи, и это слово, иногда, было единственно верным и сильным оружием, которому нечего было противопоставить. В СССР первыми создателями плакатов считаются Д.Моор, В.Маяковский, М.Черемных и В.Дени. Каждый из них создавал свои собственные индивидуальные типы плакатов с характерными приемами и средствами выразительности. Многие плакаты тех лет брались за основу современных, а самый популярный оригинальный плакат Д.Моора с красноармейцем на фоне фабрик и заводов и лозунгом «А ты записался добровольцем?» знают и в наши дни. Плакаты были очень распространены на стройках, в колхозах, на крупных промышленных предприятиях и заводах, словом, везде, где был рабочий народ. Плакат был отражением их жизни и происходящих в ней перемен. Конечно, не все советские плакаты объективно описывали существующую реальность, так как в основном они несли в себе политический смысл и убеждали советский народ в правильности избранного пути. Но, тем не менее, изучая плакатную живопись советского периода истории можно понять, чем жили люди, во что верили, о чём мечтали. Поэтому сегодня, просматривая старые плакатные страницы, складывается ощущение, будто читаешь неподдельную историю страны.

Таким образом, история советского плаката начинается с 1920 – х годов. Их широкое распространение было обусловлено сложившейся в СССР ситуацией: революцией, гражданской войной и строительством нового государства. Плакаты явились дешевым, доходчивым, ярким и выразительным способом призыва людей к действиям и убеждали людей в их правильности.

Советские плакаты Великой Отечественной войны.

Советские политические и агитационные плакаты в годы Великой Отечественной войны приобрели особую значимость и актуальность: было создано сотни плакатов и многие из них стали классикой советского искусства. События начала войны отражены в плакате Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовёт!», изданном миллионными тиражами на всех языках народов СССР.

В это же время группа художников, известных под псевдонимом Кукрыниксы (М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали плакат«Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

Плакат В. Корецкого «Будь героем!» (Июнь 1941 г.), увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Лозунг плаката стал пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость. В августе этого года была выпущена почтовая марка «Будь героем!» И на марке, и на плакате боец-пехотинец изображен в каске СШ-36 довоенного образца. В дни войны каски были другой формы.

Эти плакаты, выпущенные в начале войны, внушали советскому народу веру в неизбежность победы и разгром фашистской Германии.

Печальные события первых месяцев войны и отступление советских войск в июле-августе 1941 года нашли своё

отражение в плакате А.Кокоши «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!» .

Осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Москве, художниками Н.Жуковым и

В.Климашиным был создан плакат «Отстоим Москву!».

Защита Ленинграда отражена в плакате В.Серова

«Наше дело правое - победа будет за нами» .

Очень много плакатов выпускалось про тыл Родины.

«Больше хлеба для фронта и тыла.

Убрать урожай полностью!»,

«Не болтай!»Нины Ватолиной


В июне 41-го художнице Ватолиной предложили графически оформить известные строчки Маршака: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены», – и уже через пару дней образ был найден. Моделью для работы послужила соседка, с которой художница часто стояла в одной очереди в булочную. Строгое лицо неизвестной никому женщины стало на многие годы одним из главных символов страны-крепости, находящейся в кольце фронтов.

«Чем крепче тыл, тем крепче фронт!»

Плакат «Всё для фронта, всё для Победы!» стал определяющим для всего советского тыла. Прекрасная работа выдающегося художника-авангардиста, иллюстратора Лазаря Лисицкого был отпечатан многотысячным тиражом за несколько дней до смерти художника. Умер Лисицкий 30 декабря 1941 года, а лозунг «Все для фронта!» всю войну был главным принципом оставшихся в тылу людей.

Все плакаты были направлены

на укрепление духа населения страны.

В этот же период создаются плакаты, направленные на жителей, оставшихся на оккупированной врагом территории, которые призывали к участию в партизанском сопротивлении для уничтожения врага в его тылу. Это плакаты В. Корецкого и В. Гицевича «Партизаны, бейте врага без пощады!» и«Партизаны, мстите без пощады!» художницы Т.А.Ереминой.


В 1941 году художник Пахомов создаёт плакат

«Ребята, защищайте Родину!», который призывает пионеров помогать взрослым в борьбе с врагом.

Таким образом, мы видим, что плакаты начального периода войны призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, призывали к партизанской войне, подчеркивали мысль о всенародном характере сопротивления врагу и призывали народ остановить его любой ценой.

События на фронтах 1942 года изменили тематику плакатов: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное - оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Теперь героями художников стали женщины и дети, гибель детей и матерей.

Плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, взывал к помощи и защите.

Д.Шмаринов на плакате «Отомсти» изобразил молодую женщину во весь рост, во всю длину плакатного листа, в руках она сжимает тело убитой маленькой дочери.


Ф.Антонов в работе «Сын мой! Ты видишь долю мою...» изобразил пожилую женщину с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню и просит о помощи сына. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать. В это же время художник

В.А. Серов создаёт плакат «Отстоим Волгу – матушку!» призывающий биться с врагом за своих детей, матерей, жён.

Таким образом, плакаты 1942 года показывали страдания, бедствия советского народа и в то же время призывали к отмщению и беспощадной борьбе против оккупантов.

После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в войне и стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии. С 1943 года в советский плакат проникают новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны. В 1943 году художник И.Тоидзе создаёт плакат

«За Родину-мать!» для поднятия боевого духа советских граждан в борьбе с врагом.

На переднем плане с оружием в руках в плотной шеренге идут на врага советские воины и партизаны, защищая свою Родину, показанную в виде женщины в красном с ребёнком на руках.

В этот же период выходит плакат Н.Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдёт».

Победе под Сталинградом посвящен плакат Дени и Долгорукова «Сталинград» .

В этом же году всё увереннее в плакатах зазвучала тема скорой победы. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм - главная идея, объединяющая плакаты, победного этапа войны. Ярко проявилось творчество В.Иванова в плакате 1943 года

«Пьем воду родного Днепра...» в котором сочетается героизм и лиричность при создании образа советского воина.

В этот же период частым стал мотив радостной встречи бойца-красноармейца освобожденными от фашистского плена жителями:

В.Иванов «Ты вернул нам жизнь »,

Д.Шмаринов «Слава освободителям Украины!»


«Я ждал тебя воин-освободитель»

работы В.И. Ладягина.

Счастье женщин и мальчика на этих плакатах, явились выражением народной любви и гордости за своих героев, благодарности за спасение.

Не смотря на то, что победа уже была близка, художники – плакатисты продолжали вдохновлять бойцов. Плакаты 1943-1944 годов призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли.

Это хорошо видно на плакатах

Л. Голованова «Дойдем до Берлина!»,

«Так оно и будет!» художника

В.Иванова, которым удалось создать запоминающийся образ воина, уверенного в скорой победе.

В 1944 году СССР полностью восстановил довоенные границы, изгнав захватчиков с территории Белоруссии и Украины. Об этих событиях рассказывает плакат работы А.Кокорекина «Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков».

После долгой, жесткой, испепеляющей войны наступил триумф победы. Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года.

И на нас с плакатов В. Иванова «Водрузим над Берлином знамя Победы»,

В. Иванова «Героической Армии-победительнице - слава!»,

В. Климашина«Слава воину-победителю!»,

Л. Голованова«Красной Армии - Слава!» смотрят молодые воины-победители. Они красивы и счастливы, но все же на их лица легла тень усталости, так как этими людьми была пройдена война.

Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы, отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю, одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.

В плакатах времён Великой Отечественной войны можно увидеть настроение и переживания советских людей: горе и страдание, отчаяние и безнадёжность, страх и ненависть, счастье и любовь. И самая главная заслуга этих плакатов в том, что они никого не оставляли равнодушными, они помогали верить в скорую победу, вселяли в сердца отчаявшихся людей надежду.

После завершения войны советский плакат немного изменил свою тематику и стал пропагандировать мир и дружбу народов, но, тем не менее, плакат Великой Отечественной войны - одно из самых ярких художественных событий культуры ХХ века.

Использованная литература

Бабурина Н.И. Русский плакат Л., 1988.