Метод колба краткое описание. Психология.Цикл Колба или что такое на самом деле бизнес-тренинг

В литературе с трудом можно найти определение термину “управление изменениями”. Любые преобразования, как личные так и организационные обязательно включают процесс обучения. Бьюкенен и Хажински определили обучение как “процесс приобретения знаний через опыт, ведущий к изменениям в поведении”. А Кемерон и Грин утверждают, что “обучение – это не только приобретение знаний, но применение их путем преобразования мира”. В связи с этим полезной будет разработанная в 1984 году Колбом модель обучения. Рассмотреть ее в контексте других моделей управления изменениями можно через .

Как учатся взрослые люди

  • Деятельность
  • Мышление

Он обнаружил, что люди обучаются одним из четырех способов:

  • через опыт,
  • через наблюдение и рефлексию,
  • с помощью абстрактной концептуализации
  • или с помощью активного экспериментирования

Исходя из этого Колб разработал повторяющийся цикл, необходимый для приобретения новых навыков:

  • Конкретный опыт – получение результата действия, набивание шишек
  • Рефлексивное наблюдение – размышление над опытом
  • Теоретические концепции – приходит к выводу, планирует изменения
  • Применение на практике – экспериментальная проверка

Цикл Колба многие специалисты кладут в основу обучения действием (Action Learning). В этой связи обязательно стоит познакомиться с подходом с одноименным названием, .

Типы взрослых людей

Колб полагает, что разные люди начинают обучение с разных из четырех предложенных этапов. На этом основана типология людей по подходам к обучению.

  • Активист – начинает с получения конкретного опыта
  • Мыслитель – начинает с размышлений
  • Теоретик – начинает с анализа существующих подходов
  • Прагматик – начинают с осознания того, как это скажется на них

Необходимо отметить, что люди не выбирают на сознательном уровне с какого этапа начинать. Они являются заложниками своего подхода (модели поведения).

Об этом и других особенностях лидеров, драйверов, катализаторов перемен мы говорим в процессе бизнес-семинара.

Для того, чтобы определить к какому типу относится человек Э. Кемерон и М.Грин предлагают ответить на следующий вопрос:

“Если бы вы писали книгу о переменах и хотели передать будущим читателям максимум знаний, вам бы понадобилось:

  • провести эксперимент (активист);
  • достаточное количество вопросов для размышления (мыслитель);
  • тщательно исследовать различные модели (теоретик);
  • иллюстрировать ваши мысли примерами и включить полезные инструменты, техники и приложения (прагматик).”

Благодаря своей практичности, подход колба лежит в основе большинства современных и .

Подходы к обучению взрослых

“Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю.” (Конфуций)

Приведенная цитата напоминает мне о том, что все новое это в какой-то степени забытое старое. И тем не менее… Обучение, как любой процесс изменений, является комплексным и требует разностороннего взгляда на проблемы трансформации. Поэтому важно понимать особенности разных моделей и подходов к обучению взрослых. На сайте в “ ” можно познакомиться с:

  • Р.Реванс обратил внимание на роль опыта и рефлексии, обратной связи в процессе обучения взрослых людей
  • “ ” – наглядно раскрыт гештальт-подход к обучению через комбинацию параметров осознанности и компетентности
  • “ Питер Бремли представляет процесс обучения, изложенный в предыдущем пункте, увеличив его с четырех до шести пунктов
  • – Бэйтсон описывает обучение, как процесс познания себя
  • – конкретный метод обучения, предложенный Г.Минцбергом на основе современных достижений в области обучения взрослых.

С другими взглядами на обучение сотрудников, развитие управленческих навыков, конкретными советами и фишками можно познакомиться в постоянно пополняемом .

Сравнение типологий сотрудников по отношению к переменам

Типология сотрудника характеризует его отношение к переменам и определяет поведение.

В основе типологии Д.) лежит отношение людей к срокам при постановке целей и коллективной деятельности.

Типология Ф.) показывает различие между тем что люди говорят и делают.

Е.)показывает, как люди отличаются в реакциях по отношению ко всему новому и насколько быстро готовы его принять.

В основе типологии ) лежат предпочитаемые людьми источники энергии, способы получения информации и принятия решений, а также стиль жизни.

Цикл обучения Колба разделяет людей на активистов, мыслителей, теоретиков и прагматиков. Они характеризуют то, с чего начинают учиться (меняться) люди.

Разделяет людей по типам реакции, не вскрывая ее причин. И наверное, для практикующего менеджера это очень удобный инструмент, т.к. все же организация это не психоаналитический кабинет.


Эта статья - первая в цикле "создание тренингов". В данном цикле статей мы поочередно рассмотрим методику создания тренинга с чистого листа. Первоочередное, с чего нам следует начать - так это разобраться с тем как вообще происходит обучение взрослых людей.

Содержание статьи:

Разберемся - в чем отличие так называемого "взрослого обучаемого":

  1. Данный человек осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью
  2. Взрослый обучаемый за свою жизнь уже накопил собственный жизненный опыт, который становится источником как для самообучения, так и для обучения коллег
  3. Мотивация к обучению взрослого человека определяется его желанием решить с помощью обучения какие-либо собственные жизненные проблемы
  4. Взрослый обучаемый (при наличии мотивации из п.3) стремится сразу же применять на практике полученные знания
  5. Учебная деятельность обусловлена временными, пространственными, профессиональными и другими факторами (социальные, бытовые и т.д.)

Небольшое лирическое отсутпление по поводу ремарки в п.4 - на тренингах необходимо различать - пришел к вам человек самостоятельно (замотивирован на обучение), либо же он загнан руководством "из под палки". Об особенностях работы с каждым из типов участников мы будем говорить в других частях данного цикла статей. Пока же вернемся непосредственно к обучаемым и методам их обучения.

Наверняка многие слышали про существование модели обучения, так называемый цикл Колба. Если Вы про него слышали - то дальше можно не читать и переходить к следующим статьям цикла. Для тех, кто хочет узнать про цикл Колба подробнее - читайте дальше.

Модель Колба (Дэвид Колб) - теория, согласно которой происходит поэтапное формирование умственных действий у взрослых. Цикл Колба - это четырехэтапный цикл, который выведен эмпирическим путем и показывает как любой из нас обучается. Принцип теории Колба состоит в том, что "непосредственный или конкретный опыт" является основой для "наблюдений и размышлений". Эти "наблюдения и размышления" превращаются в "абстрактные концепции", обеспечивающие новый смысл активным действиям, которые можно "активно протестировать", что в свою очередь опять дает новый опыт. И так по кругу.

Сам цикл можно расписать следующим образом:

  1. Конкретный опыт (КО)
  2. Мыслительные наблюдения (МН)
  3. Абстрактная концептуализация (АК)
  4. Активное экспериментирование (АЭ)

Сочетание различных этапов цикла дает четыре различных стиля обучения:

  1. Отстранение (КО\МН)
  2. Ассимиляция (АК\МН)
  3. Конвергенция (АК\АЭ)
  4. Приспособление (КО\АЭ)

Для чего нам, как методологам (или тренерам), разрабатывающим новые программы, желательно понимать цикл Колба?

Ну, во-первых - потому что это реально работает. То есть обучение, построенное по принципу Колба, действительно позволяет передать навыки и знания взрослым людям. А во-вторых - это позволяет строить структуру тренинга (обучения).

Ниже приведена схема обучения, построенная по теории Колба:

  1. Мотивация участников (10% от времени обучения)
  2. Закрепление и повторение пройденного (20%)
  3. Изучение нового материала (50% времени)
  4. Оценивание (10%)
  5. Подведение итогов, дебрифинг (10%)

Мотивация.

Мотивация - начальный этап тренинга, который призван сконцентрировать внимание участников на изучаемой теме, заинтересовать их, показать необходимость или пользу получения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися материала. На тренингах роль подобной мотивации выполняют кейсы на проблемматизацию участников - то есть представление отсутствия необходимого опыта у участника при решении каких-либо задач. (для тренинга продаж это может быть упражнение на проведение продажи товара тренеру, где тренер явно показывает дефицит какого-либо навыка).

Закрепление и повторение пройденного.

Закрепление - это важный этап тренинга, который не только повышает общую эффективность усваения навыков и знаний, но и формирует в сознании участников последовательную логическую структуру знаний и методов, изучаемых на тренинге, а не просто разрозненную россыпь знаний.

Если вы уже практиковали ведение тренингов и у вас были участники, которые любят логику - они, при отсутствии данного блока, моментально становятся сложными участниками - так зачем плодить себе проблемы, если их можно избежать - просто прописав у себя в тренинге небольшой блок на повторение пройденного.

Изучение нового материала

Изучение нового материала - это главный этап тренинга, на которм участники получают знания, методики и навыки, которые необходимы для решения задач, примененных в мотивационном блоке. При изучении главное помнить китайскую поговорку "Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю".

Оценивание

На этом этапе необходимо оценить как участники усвоили знания, методики и навыки. При этом оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать как стимул к продолжению обучения, в противном случае оценка может стать демотиватором для участников. Оценка может быть как командной, так и самооценкой, оценкой со стороны тренера и т.д.

Дебрифинг

Дебрифинг - это подведение итогов тренинга. На данном этапе тренер собирает обратную связь - что было эффективно на тренинге, что нет, собирает замечания и в итоге обобщает пройденное и мотивирует на дальнейшее самостоятельное и более глубокое изучение материала по теме.

Надо отметить, что обучение может быть построено (а чаще так и делается) по принципу вложенности - сначала идет общая проблемматизация участников, а далее внутри блока "изучение нового материала" идет несколько дополнительно вложенных циклов Колба (мини-проблемматизация, изучение, оценивание, дебрифинг), после идет итоговая оценка и заключительный дебрифинг.

На тренингах для тренеров, мне иногда задают вопрос «Надежда, а что ты думаешь про цикл Колба, используешь ли ты его?». Это теория описывает внутренний процесс «закладки» знаний на основе опыта, у взрослого человека. «В качестве центрального принципа своей теории, в которой «непосредственный или конкретный опыт» является основой для «наблюдений и размышлений». (источник — wikipedia)

Модель элегантна в теории. Однако, современным бизнес-тренерам, пришлось с толкнуться с поколением Y. Напомню, что теорию поколений открыли Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991.

И тут цикл Колба, давай до свидания!

Кто такие Y (игреки) или поколение «миллениум» (1984–2000 г. р.)? Рожденные во время распада СССР, терактов и военных конфликтов, их впервые захватили цифровые технологий. Мобильные телефоны и Интернет – их привычная действительность. Эпоха брендов. Ценности: свобода, веселье, результат как таковой. Наивность и умение подчиняться не чужды им. В систему ценностей этой группы также включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.

Проблема в том, что бизнес-тренеры не все «выходцы Y», я например, из поколение X. Поэтому иногда возникают «трудности перевода» и обучения. В 2010 году я проводила проект с Toshiba, так на тренингах у меня были молодые парни 18–23 лет. Активные, быстрые им надо «все и сразу». Мне пришлось «говорить с ними на одном языке», так как они цитировали сериал «Интерны» и были в тренде последних новинок.

Особенности обучения игреков:

  1. У многих из них попросту не опыта работы, на который нужно опираться по теории Колба. Но как говориться опыт – дело наживное. Однако они хотят немедленный результат, и имеют завышенные амбиции.

Совет тренеру: Готовить интригу в начале тренинга, создавать веселую атмосферу и в первые 20 минут «импортировать» из них опыт положительного результата.

  1. Поколение Y – люди узнавания и быстрого результата, картинок и коротких текстов. Они активны и любознательны, но многим из них сложно выстраивать логические цепочки, собирать данные, то есть глубоко погружаться в изучаемый материал. Поколение Y – дети «информационного взрыва», связанного с резким скачком в развитии Интернета.

Совет тренеру: В обучении таких людей не стоит использовать привычные подходы в виде лекций и семинаров.

Необходимо давать материал, умно упакованный в «картинки»: ментальные карты, хорошие яркие презентации., использовать в тренинге принцип «метафор». Им легче увидеть «внешнюю картинку» легче, чем копаться в смысле. Метод Инфографики в тренинг – это моя личная новинка в Школе Тренеров.

  1. «Игреки» перенасыщены информацией. У них много поверхностных горизонтальных знаний на все случаи жизни. Поэтому быстро учатся и имеют творческий потенциал. Создание нестандартных решений – это их конек.

Совет тренеру: Включайте в тренинги мозговые штурмы и различные методы создания креативных решений. Дайте им выплеснуть их творческую энергию. Отмечайте их, нестандартные решения. Проведите тренинг «Креативность в решении бизнес-задач» и респект вам как тренеру обеспечен.

  • Роль образования в современной России
  • Цели образования
  • Вопросы и задания для самоконтроля:
  • Глава 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики
  • 2.1. Единство и различия педагогической науки и практики
  • Общий знаменатель для науки и практики
  • Различия
  • Объекты
  • Ребенок - не только объект
  • Ребенок - не только субъект
  • Ребенок - не объект педагогического исследования
  • Что значит - «изучать»?
  • Средства
  • Результаты
  • Виды знаний в педагогике
  • Особенности знания о деятельности
  • 2.2. Педагогическая наука и практика как единая система Необходимость системы и ее исходный пункт
  • Первый шаг - описание
  • Следующий шаг - теория и с ней закономерности
  • Принципы
  • Возвращение к практике: методическая система, проект
  • Последний элемент системы
  • 2.3. Связь науки и практики в движении Движение по часовой стрелке...
  • ... И обратно
  • Движущие силы «вращения» цикла связи науки и практики
  • 2.4. Учитель и педагогическая наука Учитель между наукой и практикой
  • Что значит - думать о практике в терминах науки
  • Глава 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики
  • 2.1. Единство и различия педагогической науки и практики в чем состоит проблема
  • Общий знаменатель для науки и практики
  • Различия
  • Объекты
  • Ребенок - не только объект
  • Ребенок - не только субъект
  • Ребенок - не объект педагогического исследования
  • Что значит - «изучать»?
  • Средства
  • Результаты
  • Виды знаний в педагогике
  • Особенности знания о деятельности
  • 2.2. Педагогическая наука и практика как единая система Необходимость системы и ее исходный пункт
  • Первый шаг - описание
  • Следующий шаг - теория и с ней закономерности
  • Принципы
  • Возвращение к практике: методическая система, проект
  • Последний элемент системы
  • 2.3. Связь науки и практики в движении Движение по часовой стрелке...
  • ... И обратно
  • Движущие силы «вращения» цикла связи науки и практики
  • 2.4. Учитель и педагогическая наука Учитель между наукой и практикой
  • Что значит - думать о практике в терминах науки
  • «Обобщение и внедрение передового опыта» - тень прошлого
  • Функции педагогического опыта
  • «Короткое замыкание» в педагогике
  • Глава 3. Связь педагогики с другими науками
  • 3.1. Место педагогики в системе научного знания
  • 3.2. Педагогика и философия
  • 3.3. Педагогика и психология
  • Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований
  • 4.1. Понятие «методология педагогической науки»
  • 4.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики
  • 4.3. Логика педагогического исследования
  • 4.4. Методы исследования
  • Раздел II. Дидактика Глава 5. Дидактика как педагогическая теория обучения
  • 5.1. Общее понятие о дидактике
  • Что же исследует и изучает дидактика?
  • 5.2. Объект и предмет дидактики
  • Исторический обзор развития дидактики
  • 5.3. Задачи и функции дидактики
  • 5.4. Основные дидактические концепции и модели обучения1 Понятие «педагогическая система»
  • Традиционная дидактическая система
  • Педоцентристская дидактическая система
  • 5.5. Становление современной дидактической системы Характеристика современной школы
  • Демократизация и гуманизация школы
  • Стиль деятельности учителя
  • Характерные признаки сложившейся и формирующейся дидактической системы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Глава 6. Процесс обучения как целостная система
  • 6.1. Понятие и сущность обучения
  • 6.2. Характеристика процесса обучения как целостной системы
  • 6.3. Цикличность процесса обучения
  • 6.4. Функции обучения1
  • 6.5. Сущностная характеристика преподавания как деятельности
  • 6.6. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения
  • 6.7. Деятельность учителя и ученика в различных моделях обучения2
  • 6.8. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения
  • Глава 7. Закономерности и принципы обучения
  • 7.1. Закономерности обучения1
  • 7.2. Принципы обучения как категории дидактики
  • 7.3. Характеристика принципов обучения
  • Глава 8. Содержание общего образования
  • 8.1. Понятие и сущность содержания образования
  • 8.3. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе
  • 8.4. Учебный план средней общеобразовательной школы
  • 8.5. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий
  • 8.6. Стратегия развития вариативного образования в России
  • Глава 9. Методы обучения в школе
  • 9.1. Понятие и сущность метода и приема обучения
  • 9.2. Классификация методов обучения
  • 9.3. Выбор методов обучения
  • Глава 10. Средства обучения
  • 10.1. Понятие о средствах обучения
  • 10.2. Средства общения
  • 10.3. Средства учебной деятельности
  • 10.4. Оборудование учебного кабинета
  • 10.5. Технические средства обучения (тсо)
  • Глава 11. Формы организации учебного процесса в школе
  • 11.1. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации
  • 11.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике
  • Глава 12. Урок - основная форма организации обучения в современной школе
  • 12.1. Урок как целостная система
  • 12.2. Типология и структура уроков
  • 12.3. Организация учебной деятельности учащихся на уроке
  • 12.4. Самостоятельная работа учащихся на уроке
  • 12.6. Другие формы организации обучения
  • 12.7. Подготовка учителя к уроку
  • 12.8. Анализ и самооценка урока
  • Глава 13. Проверка и оценка результатов обучения
  • 13.1. Место и функции проверки и оценки знаний в учебном процессе
  • 13.2. Факторы, влияющие на объективность, проверки и оценки знаний
  • 13.3. Процесс проверки и оценки результатов обучения
  • 13.4. Формы и методы проверки и оценки результатов обучения
  • 13.5. Развитие оценочной системы обучения
  • 13.6. Неуспеваемость учащихся
  • Глава 14. Инновационные процессы в образовании
  • 14.1. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании
  • 14.2. Инновационная направленность педагогической деятельности
  • 14.3. Классификация инноваций
  • 14.4. Характеристики и критерии оценки инноваций
  • 14.5. Инновационные учебные заведения
  • Раздел III. Теория воспитания Глава 15. Воспитание как педагогическое явление
  • 15.1. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
  • 15.2. Сущность воспитания и его особенности
  • 15.3. Формирование личности в воспитательном процессе
  • 15.4. Критерии оценки воспитательного процесса
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Глава 16. Общие закономерности и принципы воспитания
  • 16.1. Характеристика закономерностей воспитания
  • 16.2. Характеристика принципов воспитания
  • Глава 17. Содержание воспитательного процесса
  • 17.1. Проблема содержания воспитательного процесса
  • 17.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
  • 17.3. Программа воспитания и субъекты воспитания
  • Глава 18. Социальное пространство воспитательного процесса
  • 18.1. Понятие социального пространства
  • 18.2. Психологический климат группы
  • 18.3. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса
  • 18.4. Детское и юношеское движение
  • 18.5. Динамика социального пространства воспитательного процесса
  • 18.6. Межнациональное общение в социальном пространстве
  • Глава 19. Общие методы воспитания
  • 19.1. Понятие метода воспитания
  • 19.2. Система методов воспитания
  • 19.3. Система методов педагогического воздействия
  • Глава 20. Средства и формы воспитательного процесса
  • 20.1. Средства воспитательного процесса
  • 20.2. Формы воспитательного процесса
  • 20.3. Классное руководство как организационная форма работы с детьми
  • Глава 21. Педагогическая технология воспитания
  • 21.1. Педагогическая технология как элемент профессионального мастерства педагога
  • 21.2. Профессиональные педагогические умения «прикосновения к личности»
  • 21.3. Технологическая карта воспитания
  • 6.3. Цикличность процесса обучения

    Общая характеристика цикла обучения

    Все трудовые процессы, например производственные, эксплуатационные, технологические, подразделяются на циклы. Там, где они целесообразно выделены и обоснованы, представляется возможность управлять трудовыми процессами на научных основах. Очевидно, что такие возможности содержатся и в учебном процессе. Всякий труд, в том числе совместный труд учителя и учащихся, осуществляется в определенных среде и времени. Следовательно, учебный процесс, подобно другим процессам, должен иметь свои циклы.

    В дидактической литературе употребляются термины - «звенья учебного процесса», «этапы процесса обучения», «этапы познавательной деятельности», «фазы процесса обучения». В связи с этим возникает вопрос: правомерно ли вместе с понятиями «звенья», «фазы» употреблять еще один термин - «циклы учебного процесса»? Если да, то каким образом различать понятия «цикл», «этап», «звено» и т.п.? Правильный ответ на этот вопрос мы получим тогда, когда будем учитывать сущность двуединого процесса: преподавание - учение, реализуемого в педагогической действительности посредством общения. Вместе с тем следует иметь в виду не только процессуальную, но и деятельностную характеристику дидактического взаимодействия. «Цикл» - понятие более общее, чем понятие «звено» и «этап», так как последние входят в состав первого. Можно говорить об этапах усвоения учебного материала, об этапах планирования, организации, контроля дидактического цикла и т.д. Но не логично это понятие применительно к дидактическому взаимодействию, которое возникло как термин при разработке вопросов системного подхода к педагогическим явлениям.

    Так, например, в своем исследовании, посвященном конкретизации дидактического представления о течении процесса обучения (см. главу «Этапы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения» в книге «Вопросы методов и организации процесса обучения». М., 1982), B.С. Цетлин обосновывает три этапа процесса обучения, два из которых входят в так называемую урочную фазу, а третий составляет неурочную фазу. Эти этапы, по утверждению автора, различаются по целям учителя и учащихся, по полноте той системы, в которой выступает фрагмент содержания учебного материала, по характеру его связей с жизненной практикой и по тому, какими средствами на данном этапе осуществляется обучение.

    Первый этап представляет собой, по утверждению автора, организацию и самоорганизацию применения содержания в учебной практике; деятельность учителя направлена на создание наиболее благоприятных условий для ознакомления учащихся с фрагментом содержания учебного материала. Второй этап подводит школьников к непосредственному участию в жизни общества путем применения учебных ситуаций, максимально приближенных к жизни: деятельность учителя направлена на усвоение учащимися фрагмента содержания до того уровня, какой необходим, чтобы использовать его в жизни. Наконец, третий этап - это этап организации и самоорганизации применения содержания в самой жизненной практике; деятельность учителя направлена теперь на непосредственное включение учащихся в необходимые для общества и для самой личности (ее полноценной жизни и всестороннего развития) формы и виды деятельности. Связь с жизнью на этом этапе носит личностный характер, учащиеся приобретают непосредственный опыт труда и поведения в обществе.

    Заметим, однако, что обозначенные этапы жестко привязаны к фрагментам содержания учебного материала, а не к механизму самого процесса обучения. Поэтому различия их по целям учителя и учащихся, полноте системы их взаимодействия остаются, скорее всего, декларацией и не раскрывают существа самих актов обучения.

    Учебный процесс есть дидактическое взаимодействие преподавания и учения. Механизмом этого взаимодействия выступает общение субъектов преподавания и учения. Посредством дидактического взаимодействия порождается взаимопонимание, самосознание участников этого процесса, происходят корреляционные изменения саморегулирующихся систем. Эти изменения являются результатом акта дидактического взаимодействия и вместе с тем почвой для дальнейшего движения преподавания и учения. Начало одного акта является следствием предыдущего, его завершение - причиной возникновения следующего. Этот результат назовем микрорезулътатом учения. Микрорезультат - это количественные изменения, происходящие в учебно-познавательных возможностях ученика.

    В учебном процессе по ходу усвоения учебного материала и накопления опыта учебно-познавательной деятельности происходит переход от количественных изменений в составе и содержании учебной деятельности школьника к ее качественному преобразованию. Переход этот от количественного накопления знаний к качественному преобразованию состояния готовности ученика решать учебные задачи на новом уровне сложности, в новых ситуациях и есть цикличное обучение.

    Цикл - это совокупность определенных актов учебного процесса, итог последовательных микрорезультатов учения.

    Между циклами существуют определенные взаимные интервалы. Движение от одного интервала к другому есть своеобразный скачок обучения. Это новое состояние ученика как субъекта учения, как личности в целом. Результат отдельных циклов - это уже макрорезультат учения, это те качественные изменения, которые произошли в ученике как личности. Основными показателями циклов учебного процесса являются цель, средства и результат.

    Цель – показатель цикличности обучения

    Цель - заранее осознанный и планируемый результат. Его достижение требует сознательной, целенаправленной деятельности человека. Цель и целеполагающая деятельность - элементы одного и того же процесса, процесса достижения намеченного результата. Она не выдумывается, а диктуется требованиями развивающегося общества. Выбор главной цели определяет средства достижения ее: методы, приемы работы школы, учителя.

    Первым и весьма важным показателем при изучении циклов учебного процесса является конкретизация целей обучения. Сверхзадача учителя в плане этой конкретизации - понимание обучения как управление развитием школьников.

    В педагогической литературе имеется немало интересных, оригинальных соображений, создающих почву как для исследования целей воспитания и обучения в широком научно-прогностическом плане, так и для их конкретизации учителем в своей повседневной практической педагогической деятельности. Так, например, в работах Н.Ф. Талызиной (см. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983; Теоретические основы разработки модели специалиста. М., 1986 и др.) выделяются два уровня анализа целей обучения. Первый - конкретизация целей обучения на макроуровне : на этом уровне цель обучения определяется общественно-историческими, экономическими условиями, в которых живет человек; конкретными возможностями учащегося на данном этапе обучения; характером задач, для решения которых он готовится; второй - микроанализ целей в обучении: на уровне микроанализа цель обучения должна быть доведена до указания конкретных видов учебно-познавательной деятельности, которые необходимо сформировать, и их характеристик - степени обобщенности, уровня автоматизированности.

    Формулировка глобальной цели системы, построение иерархии ее подцелей обеспечивают правильность выбора средств, методов и организационных форм обучения, выбора норм, темпа и последовательности подачи учебного материала. Глобальная или генеральная цель - это всестороннее и гармоническое развитие подрастающего поколения, творческое саморазвитие личности, формирование гражданина правового демократического государства, способного к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами, гражданина-патриота. Глобальная цель отражает заказ общества к уровню образования и воспитания учащихся.

    Вторая разновидность целей - предметные цели , которые, в свою очередь, подразделяются на общие, предметно-специфические и частные . Все цели реализуются в тесной взаимосвязи друг с другом, формулируются в терминах умений и задач. Общие цели касаются учебного предмета, который изучается на протяжении всего периода обучения. Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать учащийся в результате изучения данного предмета в течение одного года. Частные цели - это цели изучения конкретных разделов, тем этих учебных предметов. Анализ опыта работы учителей, особенно учителей-новаторов, позволяет выделить в каждом цикле усвоения учебного материала четыре такие специфические ближайшие предметные дидактические цели:

      ознакомление и первичное закрепление учебного материала;

      актуализация, воспроизведение изучаемого и формирование навыков и умений путем применения его в учебной практике на репродуктивном и продуктивном уровнях;

      систематизация знаний и умений на основе применения их в жизненной практике;

      контроль и учет знаний и умений.

    В соответствии с обозначенной иерархией целей обучения отбор содержания образования и саму технологию организации учебной деятельности учащихся следует проводить с учетом:

      ориентации на личность учащегося;

      крупноблочного подхода к формированию содержания учебного материала;

      дифференциации обучения, выражающейся в выделении обязательных и элективных предметов;

      формирования умений самостоятельной исследовательской работы.

    Средства - показатель цикличности обучения

    Вторым показателем при характеристике циклов учебного процесса как целостной системы являются средства обучения.

    Под средствами обучения мы понимаем те материальные и материализованные предметы, которые учитель при изложении учебного материала помещает между собой и учеником.

    Важнейшим таким средством обучения служит учебная задача. В обучении употребляются различные типы учебных задач, соответствующие указанным ближайшим дидактическим целям учебно-воспитательного процесса. Учебные задачи фокусируют в себе творческие и воспроизводящие стороны учебной деятельности учащихся. Большинство специалистов по проблемному обучению считают, что творческая деятельность учащихся проявляется только при первичном изучении учебного материала. В действительности же творческая и воспроизводящая деятельность обучаемых, сменяя друг друга и дополняя друг друга во всех циклах учебного процесса, во многом повышает эффективность и качество обучения.

    Результат - показатель цикличности обучения

    Следующим показателем циклов учебного процесса является результативность. Она прежде всего связана с уровнем усвоения учебного материала, степенью обученности и воспитанности учащихся.

    Таковы показатели цикличности учебного процесса. Исходя из этих показателей, а именно - цели, средств и результативности обучения, выделяются четыре цикла учебного процесса.

    Начальный цикл. Содержанием этого цикла является овладение общей схемой учебного материала и методами его применения. Он занимает большую часть учебного времени. В данном цикле изучение и закрепление нового фрагмента содержания учебного материала проводится параллельно, порой слитно путем систематического привлечения школьников к решению различного уровня сложности и трудности учебных задач.

    В начальном цикле обучения реализуются следующие цели обучения: а) осознание и понимание учащимися основной идеи и практической значимости изучаемого материала путем анализа основных свойств и восприятие общей схемы данной темы; б) освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

    В начальном цикле учебного процесса дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на расчленение, анализ основных свойств и признаков учебного материала . Противоречие между ранее усвоенным и изучаемым, между обыденно-житейскими и научными знаниями, между учебно-познавательными задачами и реальными учебными возможностями школьников становится движущей силой учения и развития. Этот цикл учебного процесса состоит из трех основных этапов: 1) подготовка учащихся к закреплению и восприятию, изучению нового учебного материала; 2) предъявление и восприятие нового фрагмента содержания учебного материала с помощью изложения учителя (информативного или проблемного) или в процессе решения проблемных задач, 3) контроль и самоконтроль успешности восприятия и понимания, а также первичное закрепление изученного. Система учебных задач как средство обучения должна обеспечить в начальном цикле обучения: а) сопоставительное изучение учащимися новых идей, понятий, теорий с ранее усвоенными; б) формирование у школьников целостного представления об изучаемом предмете, категориях и закономерностях; в) единство обучения и развития; г) параллельное изучение и закрепление учебного материала.

    Основными параметрами результативности обучения в его начальном цикле являются: 1) самостоятельное воспроизведение изученного; 2) подтверждение фактами новых знаний; 3) дифференциация основных признаков учебного материала; 4) готовность к решению типовых задач.

    Этот начальный цикл обучения весьма рельефно просматривается в опыте работы учителей-новаторов - С.Н. Лысенковой, Н.П. Гузика, Б.Ф. Шаталова, И.П. Волкова и др.

    Второй цикл . К нему относится повторение общей схемы учебного материала и отработка метода (методов) его применения. Основной целью этого цикла является конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и ясное их осознание, полное овладение методом (методами) применения этих знаний в учебной практике внутрипредметного характера. Дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на сбор и анализ фактов по данной теме. Во втором цикле учитель должен нацеливать внимание учащихся на разрешение таких противоречий, как противоречие между знанием и способами его применения, противоречие между знанием и формированием навыков и умений. Эти противоречия и их разумное разрешение являются стимуляторами и факторами перехода от одного уровня усвоения к другому, от менее конкретных знаний и навыков к более конкретным знаниям и навыкам. Данный цикл состоит из следующих основных этапов:

      воспроизведение общей схемы и метода применения знаний;

      применение знаний на практике в ситуации внутри-предметного характера и формирование навыков и умений;

      анализ ранее неосознанных свойств учебного материала (кумуляция или расширенное воспроизведение изученного).

    Результативность обучения в этом цикле измеряется темпами оперативного перехода от знаний к фактам, от фактов к знаниям, качеством и быстротой решения учебных задач.

    Третий цикл. Основное содержание этого цикла - систематизация, обобщение понятий, генерализация умений, использование содержания изученного и усвоенного в жизненной практике как при непосредственной помощи учителя, так и самостоятельно. Дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на сопоставление усвоенных понятий и приобретенных умений. При организации конкретной учебной и познавательной деятельности школьников используются межпонятийные и межпредметные учебные задачи, моделирующие жизненные ситуации, в том числе и межпредметные.

    Показателем результативности обучения в этом цикле являются: 1) самостоятельное нахождение учащимися новых способов решения проблем и задач; 2) применение знаний в неожиданных ситуациях и обстоятельствах.

    Заключительный цикл. Проверяются и учитываются результаты предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля успешности учебной практики. В этом цикле определяются пробелы в знаниях и слабые стороны в умениях. Намечаются пути дальнейшей работы над усвоенными темами и разделами учебного предмета.

    Выделенные циклы учебного процесса хорошо различимы. В каждом цикле содержатся новые качества, стороны, свойства изучаемых понятий и категорий. Они позволяют открыть новые сферы деятельности учителя и учащихся с учебным материалом. Циклы учебного процесса представляют собой спираль, в каждом витке которой отражаются все стороны учебного процесса; цель - деятельность преподавания - средства преподавания и учения - деятельность учения - результат .

    Цикличный анализ учебного процесса позволяет одновременно выявить и процессуальные особенности его как целостной системы. Они сводятся к следующим.

    Первая особенность . Учебный процесс есть взаимопроникновение преподавания и учения, их единство. Изменение одного из них влияет на изменение другого. В ходе обучения между этими компонентами рождается согласованное дидактическое взаимодействие.

    Взаимосогласованность компонентов обеспечивает функционирование учебного процесса. Гармония между этими компонентами, достигаемая в ходе общения субъектов деятельностей, является одним из основных путей повышения результативности обучения. Она одновременно выступает одним из основных требований к управлению обучением.

    Второй особенностью учебного процесса является его динамичность. Динамичность - это циклическое движение обучения во времени. Во взаимодействии преподавания и учения содержание образования как объект деятельности и одновременно как одно из средств этой деятельности переходит из одного состояния в другое. Этот переход происходит не прямолинейно, а спиралеобразно. Спиралеобразность процесса порождает его цикличность. Циклы учебного процесса управляются в соответствии с определенными дидактическими целями обучения. Планомерный переход от одного цикла к другому является следующим требованием к управлению обучением.

    Третья особенность учебного процесса заключается в том, что сразу нельзя оценить, как воспринята школьниками та или иная информация, какие внутренние процессы происходят в результате усвоения учебного материала, какие внешние и внутренние, случайные и запланированные факторы влияют на обучение. В учебном процессе могут встречаться некоторые отклонения от запланированного. Чтобы уменьшить, преодолеть вероятность отклонений, ставка делается на главное. Это первое правило, которое надо учитывать в управлении обучением. Ради достижения главного допускаются некоторые компромиссы между случайным и запланированным, между достигнутым и желаемым. Это второе правило. Когда учитель правильно определяет главное направление, главную цель каждого акта педагогического взаимодействия и воздействия, тогда уменьшается вероятность отклонения от нормального, ограничиваются компромиссы.

    Целенаправленная организация и управление обучением со стороны учителя - это прежде всего знание и умение представить себе в различных учебных ситуациях разновидности и механизмы учебно-познавательной деятельности учащихся, ее продукты, умение правильно формулировать цели и измерять их достижение, обеспечивать как внешнюю, так и внутреннюю регуляцию общения.

    Этапы модели (цикла) Колба

    Сегодня в сфере образования взрослых наблюдается потребность в совершенствовании процесса обучения. Начиная с 80-х гг. XX в., исследователи в области зарубежной психологии (Д. Колб , П. Хоней, А. Мамфорд и др. ) стали уделять внимание изучению индивидуальной специфики интеллектуальных процессов. Были созданы модели, которые позволяли усовершенствовать процесс обучения.

    Одна из таких моделей обучения и развития взрослых - цикл Колба. Специалист по психологии обучения взрослых Дэвид Колб представил процесс обучения в виде цикла накопления собственного опыта, обдумывания и как следствие - действия.

    Основные этапы модели (или цикла) Д. Колба (рис. 2.4.1) :

    • 1) непосредственный опыт (Concrete experience) - каждый уже имеет опыт в той области или сфере, в которой хочет получить знания;
    • 2) наблюдение и рефлексия, или мыслительные наблюдения (Observation and reflection) - осуществляются обдумывание и анализ имеющегося опыта, знаний;
    • 3) формирование абстрактных концепций и моделей, или абстрактная концептуализация (Forming abstract concepts) - выстраиваются модели, описывающие полученную информацию и опыт. Создаются идеи и добавляется новая информация о том, как все работает;
    • 4) активное экспериментирование (Testing in new situations) - экспериментирование и проверка созданной модели или концепции. Результатом этапа является непосредственный новый опыт. Затем круг замыкается .

    Рис. 2.4.1.

    Модель обучения Д. Колба описывает, как опыт превращается в концепции, которые затем используются для выбора новых ситуаций. Для эффективного обучения необходимо быть то наблюдателем, то участником, переходить от непосредственного участия к объективному взгляду (табл. 2.4.2).

    Характеристика этапов модели цикла Колба

    Таблица 2.4.2

    Название этапа

    Характеристика

    Непосредственный опыт

    Может быть запланированным или случайным

    Наблюдение и рефлексия

    Активное осмысление опыта и его значения

    Формирование абстрактных концепций и моделей

    Обобщение полученного опыта для разработки различных концепций или идей, которые можно будет применять при возникновении схожих ситуаций

    Активное экспериментирование

    Проверка концепций и идей в новых ситуациях, что дает новый конкретный опыт. Цикл начинается снова

    Д. Колб заметил, что разные люди отдают явное предпочтение разному поведению - практическим действиям либо теоретизации. Большую часть времени человек обучается одним из четырех методов: непосредственный опыт, наблюдение и рефлексия, формирование абстрактных концепций и моделей и активное экспериментирование .

    Метод обучения предполагает, что преподаватель и обучающиеся становятся не только равноправными участниками, но и партнерами, влияющими друг на друга и выполняющими отведенные им роли. Можно предположить, что обучающиеся характеризуются разной степенью готовности к активному участию в процессе обучения и разной степенью мотивации совершенствования собственных способностей. Необходимо отметить, что этот метод обучения изменяет требования к программам, которые должны быть нацелены на создание таких условий, при которых каждый обучающийся сможет максимально полно раскрыть свой потенциал.

    Исходя из описанных стилей обучения, людей можно разделить по предпочитаемому стилю на четыре типа: активисты, мыслители, теоретики и прагматики (рис. 2.4.2) .

    Активист намерен узнать новое и получить опыт. Он находится в центре событий, имеет активную позицию и задачи решает сходу. Мыслитель предпочитает анализировать увиденное и пройденное, а потом находит решение, не любит спешку. Теоретик имеет логическое мышление и недоверчиво относится к интуиции, предпочитает пошаговое выполнение задачи. Прагматик любит экспериментировать, искать новые идеи, которые можно сразу опробовать в реальных условиях.



    Рис. 2.4.2.

    Людей, предпочитающих тот или иной стиль в чистом виде, встретить очень сложно. Хотя у каждого проходящего обучение в разной степени представлены элементы всех стилей, именно доминирующие элементы определяют и особенности процесса обучения, и реакцию самого человека на методы и усилия преподавателя 1 .

    Большой потенциал совершенствования системы профессионального обучения персонала заключен в разработке новой модели обучения, основанной на циклической модели процесса обучения, предложенной Д. Колбом.

    Методика проведения обучения по циклу Колба представлена на рис. 2.4.3.


    4-й этап. Преимущества и недостатки обучения по методу цикла Колба


    Рис. 2.4.3.

    На первом этапе проводится анализ организации с точки зрения обучения персонала. В настоящее время персонал с практическим опытом, теоретическими знаниями, профессиональным уровнем, личностными качествами, интеллектуальными способностями является капиталом организации. Действие внешних и внутренних факторов означает повышение требований к способности эффективно планировать и реализовывать профессиональное обучение персонала, результатом которого становятся профессиональные, интеллектуальные, творческие способности, желание и готовность повышать имеющийся квалификационный уровень.

    На втором этапе происходит изучение современных методов обучения персонала и выбор приоритетного метода. Напомним их. Secondment - один из видов ротации сотрудников, точнее, командирование персонала на определенное время в другую структуру для овладения необходимыми навыками. Данный метод может быть внутренним и внешним. Buddying - помощь, поддержка и защита одного сотрудника другим с целью достижения результатов через передачу развивающей информации. Используется для обучения персонала в процессе адаптации, повышения эффективности проводимых нововведений и оптимизации обмена данными между структурными подразделениями организации. Shadowing - метод обучения тех, кто только собирается прийти работать в организацию, - выпускников вузов. Организация дает выпускнику возможность два дня побыть «тенью» одного сотрудника - так он наблюдает и отмечает моменты во время работы.

    Характеристика метода обучения цикла Колба дается на третьем этапе. Поскольку обучение состоит из повторяющихся этапов, важно отметить, что невозможно научиться, только изучая теорию или слушая лекции. Обучение не будет эффективным без подтверждения новых действий анализом и подведением итогов.

    На четвертом этапе анализируются преимущества и недостатки метода обучения. Метод ориентирован на получение практических умений и навыков, предполагает активную позицию обучающихся с учетом их опыта. Он позволяет учитывать право персонала на самостоятельный выбор, например, принимать или не принимать новые методы работы, учитывать потребность в обосновании необходимости изучения новой информации для персонала и объединения новых знаний с имеющимся жизненным опытом. Важно также требование практической направленности обучения.

    Отрывным моментом обучения является получение непосредственного опыта, который дает данные для наблюдения и рефлексии. Систематизировав новую информацию и объединив ее с системой существующих знаний, обучающийся самостоятельно формирует абстрактные концепции и модели. Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в воображаемых, моделируемых и реальных ситуациях.

    Использование цикла Колба в обучении описывается на пятом этапе. Для получения (обобщения) личного опыта сотрудников применяют метод демонстрации учебных фильмов и презентаций, например просмотр видеоуроков для персонала проекта «Пора- расти.РФ».

    Затем на этапе анализа, осмысления опыта проводится разбор видеоматериалов, презентаций. Обучающиеся под руководством тренера анализируют и обобщают информацию, самостоятельно формируют определения и взаимосвязь ключевых понятий и терминов. На этом же этапе происходит анализ собственного опыта практической работы в данной сфере.

    Далее в ходе лекции знания сотрудников систематизируются и расширяются, после чего обучаемым предлагается выполнить ряд практических заданий (кейсов), которые логически связаны со следующим видеоматериалом. Например, после решения задачи «Как работать с возражениями клиентов, когда они говорят, что “ничего не надо” или “уже работают с другой компанией”», сотрудникам демонстрируется видеоматериал о секретах и фишках продаж продуктов и оказания услуг.

    При анализе видеоматериала обучающиеся сравнивают результаты выполненного задания с реально существующими действиями, обсуждают процесс.

    При планировании обучения и развития персонала необходимо учитывать, что работники будут стремиться к разным стилям обучения. Поэтому преподаватель должен строить обучение таким образом, чтобы заинтересовать их в прохождении всех четырех этапов, составляющих в совокупности цикл обучения. Необходимо включить в программу задания и методы работы, привлекательные для всех сотрудников, помогать им использовать сильные стороны предпочитаемого ими стиля обучения и компенсировать слабые, развивать навыки наблюдения и рефлексии, формирования абстрактных концепций и моделей, поддерживать стремление к активному экспериментированию.

    На шестом этапе описываются планируемые результаты обучения персонала. У сотрудников, прошедших обучение, повышаются интеллектуальный уровень, эффективность и результативность труда, сокращается текучесть персонала, улучшается психологический климат, увеличиваются число обученного персонала, гибкость и готовность к обучению в течение трудовой жизни, а также повышается лояльность к организации, укрепляется корпоративный дух, налаживаются межличностные связи между ними, что также способствует построению крепкой команды.

    Специалист в сфере управленческого консультирования Р. Ре- ванс отмечал: «Организация (и сотрудники) будут процветать до тех пор, пока темп ее обучения будет выше (или равен) темпу изменения внешней среды»