Древнегреческие миф о прометее биография. Комментарии к "Пересказ Н.А.Куна"

Прометей - сын титана Иапета и богини Фемиды из океаниды Климены. Образ этого титана - одно из драгоценных творений греческой мифологии. Прометей стал воплощением отваги и стойкости, гор­дого упрямства и сопротивления старым порядкам, любви к свободе и к людям. Он относится к древней­шим и вечно живым символам борьбы за прогресс и счастье человечества. Мало кто из мифических героев удостоился такого внимания, как Прометей. Более двух с половиной тысяч лет он продолжает жить в произведениях поэтов и мыслителей от Гесиода и Эс­хила до Кальдерона, Гете, Байрона, Шелли, а в XX в. - А.Жида и Казандзакиса. Естественно, каждый истол­ковывал этот образ по-своему и в соответствии со своим временем. Однако главные черты этого образа, неизменные в любом изображении, стали «общим до­стоянием человечества».

Впервые Прометей появился на арене мифических событий, когда Зевс восстал против своего отца, титана Кроноса. Титаны защищали старый порядок, установлен­ный Кроносом, но Прометей стал на сторону Зевса, так как стремился к новому, более справедливому порядку. Он помог Зевсу советом и участием в боях и даже убе­дил богиню Земли Гею присоединиться к нему. Когда после десяти лет упорной борьбы Зевс одержал победу с помощью Промстея, он не спешил вознаградить своего союзника. Но Прометей не обращал на это внимания. Он отошел от Зевса лишь тогда, когда тот взял курс на жесткое, жестокое укрепление своей власти. Открыто Прометей разошелся с самодержцем еще позже, когда Зевс задумал истребить беспомощный земной род. Про­метей любил людей и к тому же всегда сочувствовал сла­бым. Он решил спасти людей, даже если это и навлечет на него гнев всемогущего бога.

Однако для спасения людей необходимо было, чтобы они захотели и сумели помочь себе. Поэтому Прометей вдохнул в них надежду и дал им в руки могучее оружие. Он украл огонь из священного очага на Олимпе (по дру­гой версии, из печи бога Гефеста в горе Мосихл на ост­рове Лемнос) и принес его в дар людям. Знакомство с огнем помогло им лучше осознал» жизнь, они поняли, что огонь не только угроза, но и помощь. Люди переста­ли зависеть от капризов природы, стали лучше питаться, окрепли физически и душевно. Но это было не все. Прометей научил их плавить в огне металлы и изготав­ливать инструменты, научил ремеслам, считать, писать и читать. Он укротил для людей дикого быка и надел на него ярмо, чтобы земледельцы могли использовать его для возделывания полей. Прометей запряг в повозку коня и заставил его слушаться человека, он построил первый корабль. Наконец, он познакомил людей с ле­карствами и с лечением больных и учил их жить счаст­ливо, раз они появились на свет.

Таким образом, Прометей стал подлинным «твор­цом человека» по меньшей мере в том смысле, что вывел его из природного первобытного состояния и воспитал из него разумное существо. Этого Зевс стер­петь не мог. За многочисленные услуги, оказанные че­ловеческому роду, он приговорил Прометея к сурово­му наказанию. По приказу Зевса его верные слуги, Сила и Власть, схватили Прометея и увели на край света, а там богу Гефесту пришлось приковать Проме­тея к высокой скале.

Прометей был повержен, но не побежден: он не от­чаялся. Он знал, что тирания Зевса не будет продолжаться вечно. Так как Прометей унаследовал от мате­ри дар провидения, он знал, когда и как будет низ­вергнут Зевс, знал он и то, как может избежать этого верховный бог. Когда весть об этом долетела до Зевса, он тут же послал к Прометею бога Гермеса, чтобы тот дознался обо всем. Но Прометей отказался иметь дело с Зевсом и его послом: «Всех вас я ненавижу, о боги! Свои муки я не променяю на рабское служение тира­ну!» Когда Гермес принес этот ответ, Зевс одним уда­ром молнии низверг скалу с прикованным Промстеем в глубины Тартара.

Однако этим падением заканчивается лишь первая часть трагедии Прометея. Зевс поверг его в вечную тюрьму не для того, чтобы погубить и этим избавить от мук (он и не мог этого сделать, так как титаны бес­смертны). Он хотел сломать упорство Прометея. Когда из этого ничего не вышло, Зевс снова поднял Проме­тея на свет, чтобы подвергнуть его новым мучениям.

Много лет Прометей был прикован к скале на вер­шине Кавказа. Летом он страдал от палящего жара со­лнца, зимой - от леденящего мороза. И каждое утро к нему прилетал по приказу Зевса огромный орел и кле­вал своим острым клювом его печень, а за ночь рас­терзанная печень отрастала заново. Но и эти муки не сломили Прометея. Он оставался все таким же гордым и не раскаивался в своей помощи людям.

Между тем многое изменилось в мире. Зевс на­столько укрепил свою власть, что мог не бояться боль­ше за нее, поэтому его правление стало более умерен­ным. Он перестал быть подозрительным и мститель­ным тираном, амнистировал титанов и выпустил их из темного Тартара. Он даже стал ласков с людьми и за соответствующее вознаграждение в виде жертв стал охранять порядок в человеческом обществе. Лишь одно беспокоило Зевса: тайна, которую знал только Прометей. Снова послал он к нему Гермеса с предло­жением помилования - в обмен на тайну. И опять Прометей отказался. Тогда Зевс разрешил родным и друзьям Прометея, в том числе его супруге Гесионе и сыну Девкалиону, посетить осужденного. Все в один голос заверяли Прометея, что верховный бот сильно изменился к лучшему, что и боги, и люди им доволь­ны. Тогда и Прометей согласился признать его - какой смысл упорствовать, если для этого уже нет ос­нований. Одного лишь Прометей не хотел: обращаться к всемогущему владыке с просьбой о помиловании.

Долго Прометей надеялся, что помощь придет от людей - ведь это ради них он перенес столько страданий. Из их рук он был согласен принять помощь. И, действительно, в один прекрасный день под скалой появился человек. Это был герой Геракл. Увидев орла, прилетевшего на свое ежедневное пиршество, он тут же пронзил его стрелой. Затем своей тяжелой дубиной Геракл разбил оковы Прометея и выдернул из скалы огромный шип, которым был прибит к ней Прометей. В ту же минуту появился вестник Зевса - Гермес - и от имени верховного бога пообещал Прометею свободу, если он откроет тайну, не дававшую Зевсу покоя. «Ну что же, передай Зевсу, пусть он не вступает в брак с Фетидой, о котором он мечтает, так как сын превзойдет отца. Пусть он выдаст ее за смертного, тогда от ее сына не произойдет опасности ни для кого из богов!»

Итак, Прометей достиг свободы - с помощью че­ловека и примирения с Зевсом. Прометей не посту­пился своей гордостью и своими целями, хотя ради этого ему пришлось перенести столько страданий. И в довершение победы Зевс призвал его в сонм богов на Олимпе.

Однако Зевс ведь поклялся, что Прометей будет на­веки прикован к скале. Чтобы эта клятва не была на­рушена, Прометею пришлось носить кольцо из своих оков, в которое был вправлен камешек из кавказской скалы. Затем в честь Прометея перстни с камнем стали носить люди и носят их до сих пор, хотя проис­хождение этого обычая давно уже забыто.

Таково сжатое изложение мифа о Прометее, кото­рое известно нам по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» (около 470 в. до н.э.) и из фрагментов «Прометея освобождаемого». Однако окончание мифа реконструировано по античным материалам, посколь­ку дошедшие до нас фрагменты не дают точного пред­ставления о том, как Эсхил решил развязку конфликта между Прометеем и Зевсом. Похоже, что он избрал компромиссный вариант, приспособленный к требова­ниям времени.

Первая часть «Прометеевской трилогии» Эсхила тоже не сохранилась, и мы можем о ней лишь догады­ваться. У Гесиода в его «Теогонии» (VIII-VII вв. до н.э.) этот миф начинается несколько иначе: конфликт между Прометеем и Зевсом происходит, когда боги во главе с Зевсом собираются в Сикионе (к западу от Коринфа), чтобы решить вопрос о порядке жертвоприношений богам со стороны людей. Прометей тогда разделил тушу жертвенного быка на две части и устроил дело так, чтобы Зевс выбрал худшую часть, а лучшая доста­лась людям. Тогда Зевс в отместку лишил людей огня, но Прометей похитил огонь на Олимпе и снова дал его людям, после чего был по приказу Зевса прикован к скале...

Согласно другим распространенным представле­ниям, отраженным и в «Метаморфозах» Овидия, Прометей был «творцом человека» не только в пере­носном, символическом смысле, но в самом непо­средственном: еще во II в. до н.э. Павианий пишет в «Описании Эллады», что видел в Фокиде затверде­лые комки глины, пахнущие человеческой кожей, - это, мол, остатки материала, из которого Прометей сотворил человека.

Какой смысл можно извлечь из этого мифа? Как и всякое произведение этого рода, сказание несет в себе неисчерпаемое содержание. В русле нашей темы при­ходится подчеркнуть, что люди издавна ощущали ин­туитивно, что культура родилась в результате какого-то дара небес. Природные создания обрели совсем другую жизнь. Она не могла родиться из чисто при­родных предпосылок. Произошел какой-то поворот в существовании людей.

Еще один штрих, выраженный в мифе. Культура вовсе не безоблачное приобретение человека. Ее рож­дение несет в себе и некое возмездие, расплату за при­обретение. Миф также подчеркивает, что развертыва­ние культуры сопряжено с известным драматизмом. Культура сулит людям не только добро, но и опреде­ленное воздаяние.

Страница 1 из 2

Сотни лет эту историю рассказывали греческим юношам и девушкам старики - пастухи и земледельцы. А на пышных пирах и празднествах пели это сказание странствующие певцы и сказители. Было время, рассказывали они, когда люди жили, подобно диким зверям: не знали огня, не умели строить дома, пахать землю, мучились и умирали от болезней, не умея лечить их. Всю жизнь они проводили в страхе. Но больше всего боялись своих богов.

А бессмертные боги во главе со своим царем Зевсом пировали на горе Олимп.

Так бы и жили вечно люди в темноте, нищете и горе, если бы не могучий титан по имени Прометей. Он был не только силен, но умен и хитер, когда-то он помог самому Зевсу стать царем богов. Прометею стало жалко людей, и он задумался, как бы им помочь.

В горе Мосхе, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей.

Он научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Он познакомил их с металлами, научил, как в недрах земли добывать их и обрабатывать.

Прометей смирил для смертных дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку.

Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю.

Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, беззащитны были против них люди, но Прометей открыл им силу лекарств, и ими смирили они болезни, Он научил их всему тому, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее.

Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец. Но не вечно будет страдать Прометей. Он знает, что злой рок постигнет и могучего громовержца. Не избегнет он своей судьбы! Прометей знает, что царство Зевса не вечно: будет он свергнут с высокого царственного Олимпа.

И Зевс решил жестоко наказать Прометея. Он позвал к себе двух могучих богов - Власть и Силу. "Схватите Прометея, - приказал он им, - отведите его на Кавказ, и пригвоздите там к скале на вечные времена.Пусть узнает как восставать против меня!"

"А ты, Гефест, - сказал он богу-кузнецу, - тоже будешь наказан за то, что не уберег огонь. Ты пойдешь с ними и поможешь приковать своего друга Прометея. Не вздумай ослушаться, не то и тебя постигнет та же участь."

Пустынная, дикая местность на самом краю земли, в стране скифов. Суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Кругом - никакой растительности, не видно ни единой травки, все голо и мрачно. Всюду высятся темные громады камней, оторвавшихся от скал. Море шумит и грохочет, ударяясь своими валами о подножие скал, и высоко взлетают соленые брызги. Морской пеной покрыты прибрежные камни. Далеко за скалами виднеются снежные вершины кавказских гор, подернутые легкой дымкой. Постепенно заволакивают даль грозные тучи, скрывая горные вершины. Все выше и выше поднимаются по небу тучи и закрывают солнце. Еще мрачнее становится все кругом. Безотрадная, суровая местность. Никогда еще не ступала здесь нога человека.

Сюда-то, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. Неодолимые слуги громовержца, Сила и Власть, ведут Прометея. Громадные тела их словно высечены из гранита. Не знают сердца их жалости, в их глазах никогда не светится сострадание, их лица суровы, как скалы, которые стоят вокруг. Печальный, низко склонив голову, идет за ними бог Гефест со своим тяжелым молотом. Ужасное дело предстоит ему. Он должен своими руками приковать друга своего Прометея. Глубокая скорбь за участь друга гнетет Гефеста, но не смеет он ослушаться своего отца, громовержца Зевса. Он знает, как неумолимо карает Зевс неповиновение. Сила и Власть возвели Прометея на вершину скалы и торопят Гефеста приниматься за работу. Их жестокие речи заставляют Гефеста еще сильнее страдать за друга. Неохотно берется он за свой громадный молот, только необходимость заставляет его повиноваться. Но торопит его Сила:
- Скорей, скорей бери оковы! Прикуй могучими ударами молота Прометея к скале. Напрасна твоя скорбь о нем, ведь ты скорбишь о враге Зевса.
Сила грозит гневом Зевса Гефесту, если он не прикует Прометея так, чтобы ничто не могло освободить его.

Гефест приковывает к скале несокрушимыми цепями руки и ноги Прометея. Как ненавидит он теперь свое искусство - благодаря ему он должен приковать друга на долгие муки. Неумолимые служители Зевса все время следят за его работой.
- Сильней бей молотом! Крепче стягивай оковы! Не смей их ослаблять! Хитер Прометей, искусно умеет он находить выход и из неодолимых препятствий, - говорит Сила. - Крепче прикуй его, пусть здесь узнает он, каково обманывать Зевса.
- О, как подходят жестокие слова ко всему твоему суровому облику! - восклицает Гефест, принимаясь за работу.
Скала содрогается от тяжких ударов молота и от края до края земли разносится грохот могучих ударов. Прикован, наконец, Прометей. Но это еще не все, нужно еще прибить его к скале, пронзив ему грудь стальным, несокрушимым острием. Медлит Гефест.

О, Прометей! - восклицает он. - Как скорблю я, видя твои муки!
- Опять ты медлишь! - гневно говорит Гефесту Сила. - Ты все скорбишь о враге Зевса! Смотри, как бы не пришлось тебе скорбеть о самом себе!
Наконец все окончено. Все сделано так, как повелел Зевс. Прикован титан, а грудь его пронзило стальное острие. Издеваясь над Прометеем, говорит ему Сила:
- Ну вот, здесь ты можешь быть сколько хочешь надменным; будь горд по-прежнему! Давай теперь смертным дары богов, похищенные тобой! Посмотрим, в силах ли будут помочь тебе твои смертные. Придется тебе самому подумать о том, как освободиться из этих оков.

Но Прометей хранит гордое молчание. За все время, пока приковывал его Гефест к скале, он не проронил ни единого слова, даже тихий стон не вырвался у него, - ничем не выдал он своих страданий.
Ушли слуги Зевса, Сила и Власть, а с ними ушел и печальный Гефест. Один остался Прометей; слушать его могли теперь лишь море да мрачные тучи. Только теперь тяжкий стон вырвался из пронзенной груди могучего титана, только теперь стал он сетовать на злую судьбу свою. Громко воскликнул Прометей. Невыразимым страданием и скорбью звучали его сетования:
- О, божественный эфир и вы, быстронесущиеся ветры, о, источники рек и несмолкающий рокот морских волн, о, земля, всеобщая праматерь, о, всевидящее солнце, обегающее весь круг земли, - всех вас зову я в свидетели! Смотрите, что терплю я! Вы видите, какой позор должен нести я неисчислимые годы! О, горе, горе! Стонать я буду от мук и теперь, и много, много веков! Как найти мне конец моим страданиям? Но что же говорю я! Ведь я же знал все, что будет. Муки эти не постигли меня нежданно. Я знал, что неизбежны веления грозного рока. Я должен нести эти муки! За что же? За то, что я дал великие дары смертным, за это я должен страдать так невыносимо, и не избежать мне этих мук. О, горе, горе!

О титане Прометее - благодетеле и заступнике человечества - упоминается у Гесиода в его «Теогонии». Чем прославился титан Прометей? Краткое содержание поэмы мы начнем с небольшого обзора этого произведения. В нем герой предстает перед читателями умным хитрецом, делящим между богами и людьми мясо принесенного в жертву быка, и делает так, что лучшая его часть достается людям.

Разгневанный Зевс не желает дать огонь смертным для того, чтобы они смогли приготовить и вкусить мясо. Прометей пошел против воли Зевса, похитил огонь и подарил его людям. Разъяренный Зевс решил наказать непокорного титана, приковал его к столбу и приказал орлу клевать его печень. Прометей будет подвергаться этой пытке на протяжении многих веков, пока не придет отважный Геракл и не освободит его, убив хищную птицу.

Другая версия мифа

Позднее эту легенду стали излагать иначе. Главным героем истории по-прежнему является Прометей. Краткое содержание ее немного иное. Теперь он предстает в роли величавого и мудрого провидца (Прометей и означает «Промыслитель»), а не хитреца, укравшего огонь.

С самого начала мира в период борьбы старых богов с олимпийцами (младшими богами) Прометей знал о том, что младших богов не удастся взять силой, нужно использовать хитрость. Он предложил титанам свою помощь, но самоуверенные старшие боги отвергли его предложение. Предвидя их неминуемое поражение, Прометей занял сторону олимпийцев и помог им свергнуть врагов. А вместо благодарности и вечной дружбы получил жестокую кару некогда бывшего союзника Зевса.

Олимпийцев преследует страх того, что наступит время - и их постигнет участь отцов. Они будут свергнуты своими же потомками - молодыми богами. Они не знают, как предотвратить это, но знает Прометей. Краткое содержание этой версии повествует о том, что ему известно все, что ждет их в конце мира. Зевс хочет узнать у Прометея этот секрет, поэтому и подвергает его истязанию, но титан с гордостью молчит.

Тогда Геракл, еще не будучи богом, решает прекратить мучения Прометея в благодарность о том добре, которое титан сделал для смертных. Он расправляется с орлом и освобождает Прометея. В ответ на этот шаг Прометей рассказывает Гераклу, как сохранить власть Зевса и его соратников.

Зевс и богиня Фетида

Какую тайну знал Прометей? Краткое содержание этого мифа включает в себя историю о том, что Зевс добивается любви морской богини - прелестницы Фетиды. Но Прометей знает, что Зевсу следует отказаться от нее, так как что Фетида должна родить сына, который будет сильнее своего отца. Если его отцом станет Зевс, то сын станет сильнее его и неминуемо свергнет его, власть олимпийцев на этом закончится.

Зевс прислушивается к Прометею и оставляет Фетиду, которая потом стала женой обычного смертного, от которого она родила Ахилла - самого сильного человека на свете.

Поэма Эсхила: краткое содержание

На основе вышепересказанной версии мифа и создал поэму Эсхил - "Прикованный Прометей". Краткое содержание произведения мы начнем с событий в далекой Скифии, расположенной в диких необжитых горах.

Начало

Что хочет поведать людям в своей поэме Эсхил («Прикованный Прометей»)? Краткое содержание произведения открывает читателям благородство и мужество главного героя на фоне жестокости богов.

Итак, на сцене появляется Прометей, сопровождаемый двумя демонами - Насилием и Властью. По воле Зевса он должен быть прикован цепями к скале своим товарищем - богом огня Гефестом. Последнему жаль друга, но он не может противиться великому Зевсу и своей судьбе. Кандалы сковывают плечи, руки и ноги Прометея, а грудь пробивают железным колом, но Прометей безмолвствует. Дело сделано, палачам ничего не остается, как удалиться со сцены. Напоследок Власть презрительно бросает фразу: «Ты - Промыслитель, так промысли, как самому тебе спастись».

Далее краткое содержание («Прометей прикованный») стоит продолжить сценой, где, оставшись наедине с собой, Прометей обращается к солнцу и небу, морю и земле, призывая их стать свидетелями того, как несправедливо обошлись с ним боги за похищение огня и стремление открыть людям путь к достойной жизни.

Разговор Прометея с Океанидами и Океаном

В этот момент краткое содержание «Прометей прикованный» должно продолжиться появлением нимф-Океанид, дочерей титана Океана, растревоженных лязгом и грохотом оков многострадального Прометея. Он говорит им о том, что предпочел бы томление в Тартаре этому публичному унижению, и о своей уверенности, что его страдания не будут длиться вечно, а Зевс будет вынужден сменить свой гнев на ласку и смирение. Хор нимф спрашивает Прометея, за что же Зевс так его наказывает? На что он отвечает, что причина в милосердии к людям, «…ибо сам он не милосерден» - говорит о Зевсе Прометей.

Затем легенда о Прометее, краткое содержание которой мы излагаем, рассказывает о появлении вслед за дочерями и самого Океана. Когда-то он воевал с титанами против младших богов. Но покорился, смирился, получил прощение и мирно несет свои волны по всему свету. Он говорит, что смирение - единственный выход, и предупреждает о мстительности Зевса, который может обречь Прометея на еще более невыносимые муки. Однако последний с презрением отвергает доводы Океана и предлагает ему подумать о себе, ибо он может разгневать Зевса своим сочувствием преступнику. Океан удаляется, а хор Океанид поет песнь сострадания, вспоминая в ней о брате Прометея Атланте, которого постигла мука вечно держать на своих плечах медный небосвод на западной стороне мира.

Рассказ Прометея о его помощи людям

О чем далее повествует легенда о Прометее? Краткое содержание продолжается рассказом Прометея Океанидам о том, сколько добра он сделал для смертных. Люди были неразумны, словно дети, и Прометей одарил их умом и речью. В пору томления заботами он успокаивал их надеждами. Им было тяжело жить в пещерах, каждый приход ночи внушал им страх, они были бессильны перед зимними холодами - и Прометей научил их строить дома. Он рассказал им о том, как меняются времена года и как при этом движутся небесные светила, научил их писать и считать, убедил передавать эти знания из поколения в поколение.

Что еще сделал для людей Прометей? Эсхил (краткое содержание поэмы этого автора мы рассматриваем) указывает в своем произведении, что никто иной, как Прометей, показал смертным залежи подземных руд, научил строить телеги, чтобы передвигаться по земле, и корабли, чтобы бороздить морские просторы, показал, как впрягать быков, чтобы обрабатывать плодородные земли. Он открыл смертным секреты целебных трав, чтобы они смогли лечить болезни.

Люди ничего не понимали о вещих знамениях, которые посылали им боги и мать-природа, благородный Прометей научил их гаданиям по внутренностям животных, крикам птиц и жертвенному огню.

Океаниды внемли ему и поразились тому, что, обладая такими знаниями и даром предсказания, мудрый Прометей не смог уберечь себя от гнева Зевса. На что титан ответил, что судьба сильнее его и Зевса. Тогда нимфы спросили его о том, что же уготовано судьбой Зевсу? Но Прометей не стал открывать им свою великую тайну, а хор продолжил петь свою песню сочувствия.

Встреча с царицей Ио

Краткое содержание трагедии Эсхила «Прометей прикованный» должно содержать эти воспоминания о прошлом, которые затем прерываются будущим. На сцене появляется возлюбленная бога Зевса - прекрасная царевна Ио, превращенная им в корову. Опасаясь гнева своей ревнивой жены, Зевс превратил царевну в животное. Но Гера разгадала эту хитрость и потребовала, чтобы муж подарил эту корову ей. Зевс выполнил ее требование, и тогда Гера наслала на несчастную страшного овода. В поисках спасения от его непрекращающихся укусов Ио скиталась по всему свету.

Измученная и доведенная болью до отчаяния на грани безумия, она забралась на Прометееву скалу. Известный своим милосердием Прометей пожалел царевну и рассказал ей о том, что ее ждет. Из уст титана она узнает, что ее скитаниям пока не видно конца, ей предстоит преодолеть холод и зной, бродя по Азии и Европе, увидеть чудовищ и дикарей, прежде чем она достигнет египетских земель. Там она родит Зевсу сына, потомком в двенадцатом колене которого станет Геракл. Он придет на эту гору, чтобы освободить Прометея. Ио спрашивает о том, что будет, если Зевс не позволит Гераклу сделать это, на что Прометей отвечает, что тогда Зевс погибнет сам. Царевна хочет знать, кто же решится погубить бога Зевса, а титан объясняет ей, что причиной гибели Зевса станет его неразумный брак. А далее Прометей говорить отказывается. Тут на царевну вновь нападает зловредный овод, и ей ничего не остается, как умчаться прочь.

Посещение Прометея Гермесом

После воспоминаний и предсказаний пора вернуться к настоящему. Появляется вестник Зевса - бог Гермес, презираемый Прометеем за прихлебательство перед олимпийцами, и требует титана повторить то, что он говорил о судьбе Зевса, угрожая ему новыми муками. Но Прометей не желает говорить с Гермесом, предпочитая страдания. Он говорит о том, что бессмертен и был свидетелем падения Урана и Крона, дождется и падения бога Зевса. Затем Гермес уходит, а Прометей призывает в свидетели своих безвинных страданий Небо и Землю. На этом краткое содержание книги «Прометей прикованный» можно закончить.

Миф о Прометее, получивший важное значение в греческой религии, ставший одним из любимых предметов поэзии, представляет собою легенду о ходе развития человеческой цивилизации. Прометей, сын титана Япета, был первоначально, подобно Гермесу, олицетворением огня в его применении к потребностям человека. Из этого развилось в мифах понятие о нем, как о представителе влечения человека к умственному развитию, к владычеству над природою, развилась мысль и о том, что это влечение легко приводит человека к сопротивлению богам, к восстанию против них.

Миф о Прометее у Гесиода

Другой миф о Прометее, который также дал содержание многим произведениям искусства и поэзии, говорил, что Прометей был создателем людей, – по одному рассказу, при начале мира, по другому, после Девкалионова потопа. Он вылепил тела людей из глины, и, по одному мифу, он же и оживотворил их посредством небесного огня; по другим рассказам, жизнь в них была вложена другими богами или силами природы. Прометей – это человеческий дух, стремящийся к свободе, чувствующий себя владыкою природы, и в сознании своей силы восстающий против Зевса. Миф о Прометее – миф о пробуждении человеческого самосознания, о борьбе и страданиях, которыми сопровождается это пробуждение.

Прометей – древнегреческий персонаж мифов и последующих сказок. Считается, что Прометей был титаном и по совместительству защитником людей. Пребывал в жесткой конфронтации с Зевсом, верховным богом.

О Прометее:

  • Сын Иапета и Клименты;
  • Двоюродный брат Зевса;
  • Титан;
  • Возможно незаконнорожденный сын Геи (по Эсхилу);
  • «Прометей» в переводе «мыслящий прежде»;
  • У Прометей был брат – Эпиметей («мыслящий после»), муж ;
  • Принес людям огонь богов;

Миф о Прометее

Было время, когда на Земле жили угнетенные и бедные люди, прячась в пещерах и жуя ростки, да коренья, в то время, как боги на пили нектар из амброзии и наслаждались танцами прекрасных граций. Люди, на заре человечества, приравнивались к диким животным, которые тряслись от страха при каждом появлении молнии и грома, умирали, как мухи, от болезней, вероятно, вызванных сыростью и антисанитарией. На Земле были лишь мучения и лишения.

Прометею, умному титану, соратнику богов, который помог в восхождении Зевса, стало жаль бедных людей. Он начал раздумывать, как бы помочь им. Наставления пришедшего титана никак не помогли людям, потому что «имея глаза, они не могли разобраться что и где; слушали, но ничего не понимали; действовали осязанием, то не могли обтесать камень или построить жилья». С помощью огня им удалось научиться обжигать глину и строить дом, готовить пищу, различать времена года и защищаться от сезонных изменений погоды.

Как Прометей украл огонь?

Любовь к людям побудила Прометея совершить кражу. На острове Лемнос, посреди океана, была гора Мосихл – место, где располагалась кузница бога огня, Гефеста. Зевс, ненавидя всё земное отродье, запрещал богам и титанам делать людям подарки, в том числе и преподносить огонь, который использовался только для нужд Олимпийцев. Прометей, пробравшись на остров Гефеста, втайне вынес пылающую тростинку, зажженную от искры кузницы.

Вернувшись в пещеры к людям, он показал, как разжигать огонь, как строить дома и готовить еду. Впервые в жизни, прежде слепые и запуганные люди, увидели друг друга – с тех пор появились восход и закат солнца, а божественная искра, тлеющая в горнах людей, стала передаваться из рук в руки, сообщая и сближая поселенцев.

Наказание Прометея

Узнав о «предательстве» Прометея, Зевс сильно разгневался и наказал, прежде всего, людей, наслав на них тяжелую работу, чтобы добывать средства для пропитания. Прометей не бросил своих подопечных и теперь: вернувшись к людям, научил их ремеслам, которые вскоре переросли в прекрасные искусства.

Тогда Зевс приказал Гефесту сделать выковать цепи, которые бы даже титан не смог разрушить. Приковав Прометея к скале (Кавказские горы по Псевдо-Аполодороду), послал гигантского орла, клевать печень титана. Поскольку Прометей был бессмертным и способным к восстановлению, получил своеобразную вечную муку – вечером регенерировал, а по утру снова прилетала птица и клевала его внутренности.

Последующая судьба

По мифам Древней Греции в одном из своих 12 путешествий, встретил Прометея, который помог герою, указав путь к Гесперидам, и в благодарность тот разрубил путы и убил орла из лука, освободив мученика.

(Пока оценок нету)