Говоря об основных темах и мотивах стихов-песен высоцкого. Творческая эволюция В

Высо́цкий Владимир Семёнович (1938, Москва – 1980), русский поэт, артист. В произведениях Высоцкого отчётливо ощущался социальный протест против несправедливости, его глубоко волновало ограничение творческой свободы в тоталитарном обществе. Долгое время его стихи и песни не могли пробиться к аудитории через кордоны запретов и цензурной правки. Этим объясняется тот факт, что при жизни Высоцкого его произведения не печатались. Лишь в 1981 г. был выпущен его первый поэтический сборник «Нерв». Однако творчество Высоцкого было широко известно по магнитофонным записям с концертов

Высоцкий известен прежде всего как поэт-бард. Однако его деятельность в сфере искусства не ограничивается рамками поэзии. Высоцкий работал в театре, снимался в кино, для многих кинокартин («Я родом из детства» (1966), «Вертикаль» (1967), «Хозяин тайги» (1968), «Интервенция» (1968, восстановлен в 1987), «Опасные гастроли» (1969), «Иван да Марья» (1974), «Одиножды один» (1974)) написал песни.

Параллельно с работой в театре и кино, нередко в непосредственной связи с нею, В.Высоцкий ярко раскрывает своё поэтическое дарование, создаёт многочисленные и получившие широчайшую известность стихи-песни, отвечавшие духовным запросам людей, потребностям времени.

О рождении нового жанра «авторской песни », своеобразии этого художественного феномена у Высоцкого свидетельствуют его собственные слова, а также высказывания и характеристики современников. В своих выступлениях Высоцкий неоднократно подчёркивал отличие авторской песни от эстрадной, а с другой стороны - от «самодеятельной», считая, что в основе первой всегда лежит собственное, оригинальное поэтическое творчество, неотделимое от сугубо индивидуального, авторского, «живого» исполнения, выявляющего тончайшие смысловые и музыкально-ритмические оттенки стихов.

В 1980 г. на одном из концертов он говорил: «...когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить ещё музыкой, мелодией, ритмом. Вот я и стал тоже сочинять музыку к своим стихам». Что же касается специфики песенного творчества В.Высоцкого, то, по верному замечанию Р.Рождественского, он создавал «песни-роли», органически вживаясь в образы персонажей - героев его стихотворений. Может быть, одно из самых удачных определений этой специфики принадлежит перу актрисы Театра на Таганке Аллы Демидовой: «Каждая его песня - это моноспектакль, где Высоцкий был и драматургом, и режиссёром, и исполнителем ». И - надо непременно добавить: прежде всего - поэто м.

Он смог создать яркие, колоритные художественные образы, типические характеры современников, поднялся до глубокого психологического восприятия человеческой натуры. Герои песен Высоцкого – люди самых разных общественных слоёв. Это и фронтовики, и уголовники, и обычные обыватели. Художественные образы, от лица которых вёлся разговор со слушателем, получались у поэта столь зримыми и выразительными, что ему часто приходили письма, где люди спрашивали, в каком полку он служил и в какой тюрьме сидел, хотя в реальной жизни поэт никогда не был осуждён, а в войну был ещё ребёнком.



В связи с тем что в творчестве поэта ироничные, юмористические песни соседствуют с серьёзными лирическими монологами, жанровая палитра его произведений довольно широка. Однако Высоцкий тяготеет к балладе, жанру, удачно совмещающему лирическое начало с развёрнутым эпическим сюжетом. В автобиографичной «Балладе о детстве» (1975) поэт воссоздаёт легко узнаваемые реалии военной и послевоенной эпохи: коридорная система московских коммуналок, воздушная тревога, долгожданная победа и, наконец, метрострой как символ общественных перемен. Израненное многочисленными доносами и репрессиями общество нуждалось не только в материальных прогрессивных переменах, но и в изменении идеологического климата. Народ-победитель уже не хотел и не мог быть узником в своей стране. Единый лирический герой – сильный, волевой человек с чёткими нравственными ориентирами, мир для которого разделён на чёрное и белое, без полутонов, связывает цикл баллад, написанных для фильма «Стрелы Робин Гуда» (1975). Чувствуется, что автору был близок этот образ благородного разбойника, в чём-то жестокого, но и великодушного героя. Основная идея цикла – утверждение общечеловеческих ценностей, неизменных во все времена. Конкретно-историческое начало в балладах сопрягается с общечеловеческим:



Уже после смерти поэта, одна за другой стали появляться публикации его произведений в периодике, а затем и отдельные книги: «Нерв» (два издания: 1981 и 1982), «Кони привередливые» (1987), «Избранное» (1988), «Четыре четверти пути» (1988), «Поэзия и проза»(1989), «Сочинения в 2 тт.» (с 1990 по 1994 годы выдержало семь изданий) и ряд других. В 1993 г. начало выходить «Собрание сочинений в 5 томах».

Высоцкому не нравилось, когда о его ранних песнях говорили как о блатных, дворовых, он предпочитал связывать их с традицией городского романса. Выбор им на раннем этапе именно этой формы и жанра представляется совсем не случайным, а совершенно естественным и осмысленным. Вот его слова: «Начинал я с песен, которые многие почему-то называли дворовыми, уличными. Это была такая дань городскому романсу, который в то время был совершенно забыт. И у людей, вероятно, была тяга к такому простому, нормальному разговору в песне, тяга к не упрощённой, а именно простой человеческой интонации. Они были бесхитростны, эти первые песни, и была в них одна, но пламенная страсть: извечное стремление человека к правде, любовь к его друзьям, женщине, близким людям». Конечно, в этих песнях есть элементы стилизации, особенно ощутимые в воссоздании уличного колорита, а в других случаях - мелодики городского или цыганского романса. Но главное в них - обращение к живому, невыхолощенному слову, взятому из жизни, из разговорной речи. Существенным качеством стиля Высоцкого, уже на раннем этапе, было погружение в народную (бытовую и фольклорную) речевую стихию, её творческая обработка, свободное владение ею.

Именно это качество дало ему возможность уже в первой половине 60-х годов, особенно - ближе к их середине, создать такие замечательные образцы своего песенного творчества, как «Серебряные струны», «На Большом Каретном», «Штрафные батальоны», «Братские могилы». Собственно, последние две песни уже как бы открывают следующий большой и важный период в творческой эволюции поэта.

В середине и второй половине 60-х годов заметно расширяется тематика и разнообразятся жанры стихов-песен Высоцкого. Вслед за песнями военного цикла, куда вошли «Песня о госпитале», «Все ушли на фронт», появляются «спортивные» («Песня о сентиментальном боксёре», «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную»), «космические» («В далёком созвездии Тау Кита»), «альпинистские» («Песня о друге», «Здесь вам не равнина», «Прощание с горами»), «сказочные» («Про дикого вепря», «Песня-сказка о нечисти»), «морские» («Корабли постоят - и ложатся на курс...», «Парус. Песня беспокойства»), пародийно-сатирические («Песня о вещем Олеге», «Лукоморья больше нет. Антисказка»), лирические («Дом хрустальный...») и многие, многие другие.

Особенно плодотворным оказался для Высоцкого конец 60-х годов. Именно тогда он пишет великолепные, созданные на пределе эмоции и выразительности песни «Спасите наши души», «Моя цыганская» («В сон мне - жёлтые огни...»), «Банька по-белому», «Охота на волков», «Песня о Земле», «Сыновья уходят в бой», «Человек за бортом». Относительно «Баньки...» и «Охоты на волков», в которых, говоря словами Л.Абрамовой, чувствуются «выходы за пределы» и, быть может, прорывы в гениальность, следует добавить, что они были написаны в 1968 г., во время съёмок кинофильма «Хозяин тайги», на Енисее, в селении Выезжий Лог, и не случайно В.Золотухин назвал этот период «болдинской осенью» В.Высоцкого.

В 70-е годы песенное творчество Высоцкого развивается вширь и вглубь. Обогащаясь всё новыми приметами живой жизни, штрихами и чёрточками почерпнутых непосредственно из неё характеров и ситуаций, не утрачивая проникновенного лиризма, оно приобретает качество углублённой философичности, раздумий о главных вопросах бытия.

В очень разных стихах, написанных в самом начале десятилетия («Нет меня - я покинул Расею...», «Бег иноходца» «О фатальных датах и цифрах»), осмысляются собственная судьба и творчество, судьбы великих предшественников и поэтов-современников. А в конце 70-х («Райские яблоки», 1978) и в первой половине 1980 г., в том числе в самых последних стихах - «И снизу лёд и сверху - маюсь между…», «Грусть моя, тоска моя» (авторская фонограмма 14 июля 1980 г.), - поэт обращается к раздумьям о трагических судьбах народа и ещё раз - о самом себе, с полным основанием приходя к выводу: «Мне есть что спеть, представ перед всевышним, / Мне есть чем оправдаться перед ним».

Но, несомненно, самый яркий взлёт в последнее десятилетие творческой деятельности Высоцкого приходится на 1972 - 1975 годы. Именно тогда им были написаны трагические песни-баллады «Кони привередливые», «Натянутый канат», «Мы вращаем Землю», «Тот, который не стрелял», сатирические зарисовки «Милицейский протокол», «Жертва телевидения», «Товарищи учёные», жанровые картинки «Диалог у телевизора», «Смотрины», автобиографическая «Баллада о детстве», лирико-философские «Песня о времени», «Баллада о Любви», «Купола», «Две судьбы» и др.

Помимо военной, или, быть может, точнее, - антивоенной темы важное место в творчестве поэта занимает тема Родины-России, взятая в её сегодняшнем дне и далёком историческом прошлом. Русские, российские мотивы и образы - сквозные в произведениях Высоцкого, но есть среди них такие, где они выразились с особой отчётливостью.

Что касается любовной лирики, то Высоцкому принадлежат великолепные её образцы, созданные на разных этапах его творческого пути и в самых разных формах. Достаточно назвать «Дом хрустальный» (1967), «Песню о двух красивых автомобилях» (1968), «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» (1970), «Люблю тебя сейчас...» (1973) и др.

Откликаясь в своих песнях на сегодняшние события, поэт видел и осмыслял их масштабно, исторично и даже космически: Земля и небо, природные стихии, время, вечность, мирозданье - живут в его стихах, нынешний день нерасторжим в них с историей, сиюминутное - с вечным. Отсюда - пространственно-временная распахнутость, широта и масштабность его поэтического мира.

Я знаком с творчеством большого количества писателей и поэтов разных времен. Есть среди них и любимые. Из зарубежных авторов – это В. Шекспир, Э. Войнич, О. Уайльд, Э. Хемингуэй, из отечественных – Н. Гоголь, А. Чехов, Н. Гумилев, М. Булгаков, В. Быков. Их произведения таят глубоко в себе какую-то вечную загадку для меня, которая будет существовать всегда. Все они жили в разное время и писали каждый о своем и по-своему. Наверное, талант художника заключается не только в искусном владении формой, не только в приближении к полному самовыражению,

Но и в том, насколько другие люди в другие времена могут найти в его произведениях частицу самих себя. По словам Оскара Уайльда: «…Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится». Получается, что человек ищет в искусстве аналоги своей судьбе, своим чувствам, своим мыслям, поэтому, зная о любимых писателях и поэтах того или иного человека, можно сказать кое-что и о нем самом.

Мне бы хотелось рассказать о В. Высоцком – поэте-барде. Он родился в 1938 году и прожил сорок два года. У него была очень непростая и насыщенная жизнь. Многим В. Высоцкий известен как артист Театра на Таганке. Одна

Из центральных его ролей – Гамлет. Интересно сравнить стихотворения «Гамлет» Б. Л. Пастернака и «Мой Гамлет» В. Высоцкого. У Пастернака акцент, мне кажется, на строчках:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Что случится на моем веку.

Я один. Все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить не поле перейти.

Да, каждый человек в какой-то момент жизни переживает в той или иной степени то, чем мучился герой Шекспира. Стихотворение В. Высоцкого «Мой Гамлет» гораздо длиннее. Это очень долгий и подробный рассказ о том, что Пастернак назвал одним словом «фарисейство»:

Я видел – наши игры с каждым днем

Все больше походили на бесчинства…

Как прожить во всем этом?

А мы все ставим каверзный ответ

И не находим нужного вопроса.

Мир стихов В. Высоцкого огромен и многоголос. Песни о Великой Отечественной войне оставляют сильное впечатление. Казалось бы, человек, не испытавший в силу своего возраста все тяготы войны, не может писать о ней, а он писал и пел, потому что это его волновало. Наблюдая и узнавая жизнь более старших поколений, Высоцкий постигал судьбу своего народа, своей страны. Память и боль о пережитом отдельно взятых людей становятся общей памятью и болью.

Как разрезы, траншеи легла

И воронки, как раны, зияют.

Обнаженные нервы Земли

Неземное страдание знают.

Многие его песни о войне – от первого лица. Изображая определенную ситуацию, он как бы задает и себе вопрос: «А я бы как поступил?» Прежде всего, это песни очень настоящих людей. У В. Высоцкого есть стихи, посвященные дружбе, горам, морю:

Служение стихиям не терпит суеты,

К двум полюсам ведет меридиан.

Благословенны вечные хребты,

Благословен Великий океан!

Лирический герой этих песен – человек, на которого можно положиться, который не подведет.

Есть у Высоцкого и баллады: «Баллада о любви», «Баллада о детстве», «Баллада о брошенном корабле»…

Если мясо с ножа ты не ел ни куска,

Если руки сложа наблюдал свысока

И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом –

Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем!

Все песни его очень искренние и личные. Высоцкий, по-моему, не умел и не любил кривить душой:

Досадно мне, что слово «честь» забыто

И что в чести наветы за глаза.

Он не хотел слепо подчиняться государству, всеобщему мнению:

Я согласен бегать в табуне,

Но не под седлом и без узды.

В стихах, посвященных любви, у Высоцкого есть очень важная проблема, которую поэт решает для себя однозначно. Это вопрос

постоянства в любви. По Высоцкому, любовь – чувство, дающееся человеку свыше. Над ним он не властен, поэтому нельзя давать никаких обещаний.

Люблю тебя теперь –

Без пятен, без потерь,

Мой век стоит сейчас – я век не перережу!

Во время, в продолжении, теперь -

Я прошлым не дышу и будущим не брежу.

Для поэта любить – это значит жить:

Потому что если не любил – Значит, и не жил, и не дышал!

Поэзия Высоцкого обращена непосредственно к каждому человеку, к его душе. Она пробуждает во многих людях истинные человеческие качества. Сам он говорил, что авторская песня для него – форма доверительного разговора со слушателем о том, что тревожит его на данный момент.

Почему же В. С. Высоцкий относится к моим любимым поэтам? Наверное, ответить на этот вопрос объективно просто невозможно. Но все-таки те проблемы, которые волновали его, волнуют и меня, этим можно объяснить мой личный интерес к творчеству Высоцкого. И еще от его песен исходит какая-то невидимая энергия, помогающая жить, принимать решения и просто быть человеком.

В заключение хочется сказать, что я сам до конца не понимаю, почему В. Высоцкий – один из моих любимых поэтов. В этом есть некоторая тайна. Была тайна и в нем самом, и в его желании узнать:

…а есть предел там, на краю Земли?

И можно ли раздвинуть горизонты?

1. Введение. стр. 1

2. Жизнь В.С. Высоцкого. стр. 2-3

3. Творческая жизнь В. С. Высоцкого. стр. 4-11

4. Тема Великой Отечественной Войны в творчестве В. С. Высоцкого. стр. 12-17

5. Заключение. стр. 18-20

6. Литература. стр. 21

Ушёл певец, но песнь его сильней

Его слова набатом будят чувство,

И будут помнить поколения людей

Неповторимое искусство.

А. Вознесенский

Введение.

В своей работе я хочу рассказать о жизни и творчестве Владимира Семёновича Высоцкого. В. С. Высоцкий – русский поэт, актёр, автор и исполнитель песен.

Мне очень близка его поэзия. Близка она своей жизненной правдой, идеями, темами, которые поднимал в своих стихах В.Высоцкий.

В детстве я удивлялся, тому, что взрослые слушают этот хриплый, надрывный голос с затёртых, старых магнитофонных лент. Став старше, я понял почему. Ведь в стихах В.Высоцкого затронуты все стороны жизни человека: характер, моральные качества, чувства, переживания, человеческие взаимоотношения. Все его произведения очень искренни, идут из сердца поэта, из глубины его души.

В. Высоцкий сам исполнял свои произведения, ведь в эпоху застоя его творчество было крамольным, его стихи и песни практически не издавались. Поэт «горел» на сцене. Людям, сидящим в зале, казалось, что на таком нервном накале невозможно даже дышать, не то, что петь! А он дышал, он пел.

У В.Высоцкого есть стихи, по которым можно было писать сценарии, ставить спектакли, конечно не в те годы, а чуть позже. Но он торопился, не хотел ждать. Он играл эти спектакли, исполнял роли сейчас и немедленно, сам был и режиссёром.

Не смотря на то, что официально В.Высоцкий почти не издавался, его стихи и песни знал весь Советский Союз. Произведения В.Высоцкого заучивали наизусть, переписывали друг у друга, пели в тесном дружеском кругу.

Владимир Высоцкий был бунтарь-одиночка, он сознавал свою обречённость, но не допускал мысли о капитуляции. Его обострённое чувство справедливости, твердые жизненные принципы, неприятие подлости и фальши в людях, его смелость и дерзость высоко оценили простые люди, подарили поэту поистине народную любовь.

Жизнь Владимира Семёновича Высоцкого.

Я вышел ростом и лицом –

Спасибо матери с отцом,

С людьми в ладу –

Не понукал, не помыкал,

Спины не гнул – прямым ходил,

И в ус не дул, и жил как жил…

В. С. Высоцкий

Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Первые годы своего детства жил с матерью – Ниной Максимовной в коммунальной квартире с множеством соседей. Затем была война. Два года В.Высоцкий жил с матерью в эвакуации в тяжёлых условиях, впрочем, как и многие в то время. Родители В.Высоцкого разошлись сразу после войны, и с 1947 года он стал жить с отцом. Со второй женой отца у Владимира сразу сложились хорошие отношения, они очень полюбили друг друга. Именно эта женщина занималась воспитанием и образованием В.Высоцкого, часто потакала ему, проявляла много внимания и заботы. В детстве Высоцкий был очень непоседливым, бесстрашным заводилой и проказником, но при этом он был очень добрым и щедрым, с уважением относился к старшим, был преданным и верным другом, всегда тактичным и воспитанным. С детства не терпел несправедливости, равнодушия или когда обижают слабого. Довольно рано В.Высоцкий пристрастился к чтению и музыке. В старших классах у него проявилась тяга к творчеству, к сочинительству, он начал посещать драмкружок. Родители хотели, чтобы сын стал инженером, и он, поддавшись родительскому влиянию, поступил в Московский инженерно-строительный институт. Проучившись полгода, В.Высоцкий бросил институт и поступил в Школу-студию МХАТа имени В.И.Немировича-Данченко на актёрское отделение. В 1960 году он закончил студию и поступил в Московский Драматический Театр имени А.С.Пушкина, начал сниматься в кино, исполнять свои первые песни. В 1964 году В.Высоцкий начал работать в Театре драмы и комедии на Таганке, где и проработал до конца жизни. В 1968 году вышла его первая пластинка с песнями из кинофильма «Вертикаль», а в 1973-1976 годах вышли ещё четыре авторских диска, записанных во Франции.

В.С. Высоцкий был несколько раз женат. Во втором браке у него родились сыновья – Аркадий и Никита, они тоже стали людьми творческих профессий.

Умер В.Высоцкий 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нём много пишут, о нём делают кинофильмы и телепередачи, выходят в свет его стихи и песни. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают В.Высоцкому свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной Войны. Он продолжает жить в песнях, стихах, названиях улиц. Его именем названа малая планета.

В 1987 году наконец пришло и официальное признание творчества В.С.Высоцкого. Ему посмертно вручена Государственная премия СССР.

Творческая жизнь В.Высоцкого.

Творческая жизнь В.Высоцкого была очень многогранна. Он и поэт, и актёр, и исполнитель песен. Чем бы он ни занимался, ко всему подходил серьёзно, творчески, основательно готовился и отдавал всего себя. В.Высоцкий был целеустремлённым человеком, к себе относился очень требовательно, работал на износ. Он часто спал по четыре часа в сутки, сочинял по ночам, а днём и вечером он работал в театре, снимался в кино, выступал с концертами. В.Высоцкий серьёзно увлекался искусством, готовясь к ролям много читал, слушал музыку, занимался боксом, верховой ездой, фехтованием. Всё это делало его роли и стихи правдивыми, искренними.

В своих стихах и песнях комического жанра В.Высоцкий с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости гротескных «зарисовок с натуры». В серьёзных песнях и драматических ролях наружу пробивалась бурлящая, глубинная сила, рвущая душу тоска по справедливости.

Рвусь из сил- и из всех сухожилий,

Но сегодня- опять как вчера:

Обложили меня, обложили-

Гонят весело на номера! < >

Наши ноги и челюсти быстры,-

Почему же вожак,- дай ответ-

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем- через запрет?!<… >

Я из повиновения вышел –

За флажки, - жажда жизни сильней!

Только сзади я радостно слышал

Удивлённые крики людей.

«Охота на волков»

Поэт примерял на себя характеры и судьбы других людей, реальных и выдуманных, смешных и серьёзных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. В.Высоцкий много импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал, причём всегда убедительно и талантливо.

В.Высоцкий сыграл более 20-ти ролей в театре (Хлопуша – «Пугачёв» по С.А.Есенину, Гамлет – «Гамлет» У.Шекспира, Лопахин – «Вишнёвый сад» А.П.Чехова и др.). Он снялся в 30-ти кинокартинах и телефильмах («Вертикаль», «Короткие встречи», «Место встречи изменить нельзя», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и т. д.), играл в 8-ми радиоспектаклях, и конечно же стихи и песни, их более шестисот. Его стихи о людях и для людей.

Много стихов В.Высоцкий написал о дружбе, посвящал их своим верным настоящим друзьям.

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так;

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош, -

Парня в горы тяни – рискни! –

Не бросай одного его:

Пусть он в связке одной с тобой –

Там поймёшь кто такой.< …>

…Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шёл,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал;

Если шёл он с тобой как в бой,

На вершине стоял – хмельной, -

Значит, как на себя самого

Положись на него!

«Песня о друге»

Памяти Василия Макаровича Шукшина :

Ещё – ни холодов, ни льдин,

Земля тепла, красна калина,-

А в землю лёг ещё один

На Новодевичьем мужчина.

Должно быть, он примет не знал,-

Народец праздный суесловит.-

Смерть тех из нас всех прежде ловит,

Кто понарошку умирал.

Коль так, Макарыч, - не спеши,

Спусти колки, ослабь зажимы,

Пересними, перепиши,

Переиграй, - останься живым!

Другу Леониду Енгибарову, умершему на сцене цирка:

…Не за славу, не за плату,

А на свой необычный манер

Он по жизни шагал над помостом

По канату, натянутому как нерв!

Он ценил дружбу и сам умел дружить верно и преданно.

А ещё В.Высоцкий был настоящим патриотом. Да, в своих стихах и песнях он критиковал существовавший тогда строй, погрязший в равнодушии, чинопочитание, косности, чванстве и бюрократизме, но не смотря ни на что, Родину в обиду не давал никому, хотя часто при выезде за границу от него ждали и добивались того, что он начнёт публично критиковать свою страну. В этом случае Высоцкий начинал говорить жёстко и однозначно, о своей Родине говорил только хорошее, а ведь поводов для критики некоторых «официальных» лиц у него было предостаточно. Вот несколько строк из стихотворения В.Высоцкого «Нет меня – я покинул Рассею»:

…Кто-то вякнул в трамвае на Пресне:

«Нет его – умотал наконец!

Вот и пусть свои чуждые песни

Пишет там про Версальский дворец»< … >

…Я смеюсь, умираю со смеха:

Кто поверил этому бреду?! –

Не волнуйтесь – я не уехал,

И не надейтесь – я не уеду!

Находясь даже в самых экзотических странах В.Высоцкий скучал по дому, по друзьям, по Родине.

Много стихов, особенно комедийных, поэт посвятил спорту. Эти, казалось бы весёлые и юмористические строки, полны скрытого смысла.

Что случилось, почему кричат?

Почему мой тренер завопил?

Просто – восемь сорок результат, -

Правда за черту переступил.

Что же делать мне, как быть, кого винить –

Если мне черта совсем не по нутру?

Видно, негру мне придётся уступить

Титул человека-кенгуру.

Посоветуйте, вы все, ну как мне быть?

Так и есть, что негр титул мой забрал.

Если б ту черту да к чёрту отменить –

Я б Америку догнал и перегнал!...

«Песенка про прыгуна в длину» 1971г.

…Не страшны дурные вести –

Мы в ответ бежим на месте, -

В выигрыше даже начинающий.

Красота – среди бегущих

Первых нет и отстающих!

Бег на месте общепримиряющий.

«Утренняя гимнастика» 1968г.

И конечно же любовь. В.Высоцкий в полной мере испытал это чувство, и об этом свидетельствуют его стихи.

«Баллада о любви»

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась Любовь –

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было сорок сороков…

Я поля влюблённым постелю –

Пусть поют во сне и наяву!..

Я дышу, и значит – я люблю!

Я люблю, и значит – я живу!

И много будет странствий и скитаний:

Страна Любви – великая страна!

И с рыцарей своих – для испытаний –

Всё строже станет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна…< … >

Но многих захлебнувшихся любовью

Не докричишься – сколько ни зови, -

Им счёт ведут молва и пустословье,

Но этот счёт замешан на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

Погибших от невиданной любви…

И душам их дано бродить в цветах,

И вечностью дышать в одно дыханье,

И встретиться – со вздохом на устах –

На хрупких переправах мирозданья.

Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мёртвых воскрешал, -

Потому что если не любил –

Значит, и не жил, и не дышал!

1975г.

Есть у В.Высоцкого целая серия стихов, посвящённых людям разных профессий: археологам, физикам, альпинистам, аквалангистам, мореплавателям и многим другим. Эти стихи очень интересны и остроумны.

…В жизни всё без изменений,

А в кино: то бог – то вор, -

Много взлётов и падений

Испытал киноактёр.<… >

Сколько версий, сколько спора

Возникает тут и там!

Знают про киноактёра

Даже больше, чем он сам…

«Песенка киноактёра» 1970г.

…И нефть пошла! Мы, по болотам рыская,

Не на пол-литра выиграли спор –

Тюмень, Сибирь, земля хантымансийская

Сквозила нефтью из открытых пор.

И бил фонтан и рассыпался искрами,

При свете их я Бога увидал:

По пояс голый, он с двумя канистрами

Холодный душ из нефти принимал.

«Тюменская нефть»1972г.

***

Товарищи учёные, доценты с кандидатами!

Замучились вы с иксами, запутались в нулях,

Сидите, разлагаете молекулы на атомы,

Забыв, что разлагается картофель на полях.<…>

…Так приезжайте, милые, - рядами и колоннами!

Хотя вы все там химики и нет на вас креста,

Но вы ж все там задохнетесь за синхрофазотронами, -

А тут места отличные – воздушные места!

«Товарищи учёные»1972г.

Самое интересное, что В.Высоцкий использовал в своих стихах и сказочный стиль. Это сатирические сказки для взрослых, в которых автор весело и задорно поднимает всё те же, волнующие его темы.

Лукоморья больше нет,

От дубов простыл и след, -

Дуб годиться на паркет –

Так ведь нет:

Выходили из избы

Здоровенные жлобы –

Порубили все дубы на гробы.

Ты уймись, уймись, тоска,

У меня в груди!

Это- только присказка,

Сказка – впереди. <…>

Тридцать три богатыря

Порешили, что зазря

Берегли они царя и моря, -

Кажный взял себе надел –

Кур завёл и в нём сидел,

Охраняя свой удел не у дел.<…>

И невиданных зверей,

Дичи всякой – нету ей:

Понаехало за ей егерей…

В общем, значит, не секрет:

Лукоморья больше нет, -

Всё, про что писал поэт, это – бред.

«Лукоморья больше нет»1967г.

`````

В заповеднике (вот в каком забыл)

Жил да был Козёл – роги длинные, -

Хоть с волками жил – не по-волчьи выл –

Блеял песенки всё козлиные. <…>

Жил на выпасе, возле озерка,

Не вторгаясь в чужие владения, -

Но заметили скромного Козлика

И избрали в козлы отпущения!<…>

Не противился он, серенький, насилию со злом,

А сносил побои весело и гордо.

Сам Медведь сказал: «робяты, я горжусь Козлом –

Героическая личность, козья морда!» <…>

Пока хищники меж собой дрались,

В заповеднике крепло мнение,

Что дороже всех медведей и лис –

Дорогой козёл отпущения! <…>

…В заповеднике (вот в каком забыл)

Правит бал Козёл не по-прежнему:

Он с волками жил – и по-волчьи взвыл, -

И рычит теперь по-медвежьему.

«Песенка про козла отпущения»1973г.

Наверное, у каждого человека, который знаком с творчеством В.Высоцкого, есть « свой собственный Высоцкий», его стихи и песни, которые нравятся больше других, потому что они чем-то роднее и ближе. Есть такое стихотворение и у меня.

«Я не люблю»

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

В которое болею или пью.<…>

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и ещё –

Когда чужой читает мои письма,

Заглядывая мне через плечо. <…>

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово» честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья –

Нет жалости во мне, и неспроста.

Я не люблю насилья и бессилья.

Вот только жаль распятого Христа.<…>

1969 г.

Об одной теме в творчестве В.Высоцкого я хочу рассказать подробнее. Это тема Великой Отечественной Войны. Она очень близка русским людям, несмотря на то, что прошли десятилетия. В своих стихах о войне В.Высоцкий сумел затронуть много тем: дружбы, патриотизма, чести, совести, верности; сумел как-то по- особенному описать весь ужас, грязь и страх, что приносит с собой война.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого.

В.Высоцкий родился перед войной и по своему малолетству не мог участвовать в боевых действиях. Но почему же многие люди долгое время считали В.Высоцкого фронтовиком, да и сами фронтовики всегда признавали его своим, будто он ходил с ними в атаки, сбивал вражеские самолёты. Настолько был убедителен и правдив В.Высоцкий в своём творчестве. Откуда же у поэта столь подробное знание деталей военного быта, столь глубокое проникновение в героизм и трагизм войны? Сам В.Высоцкий говорил, что эта тема в его стихах и песнях подсказана не только воображением, но и рассказами фронтовиков. Его отец, дядя, их друзья были фронтовиками, имели боевые награды. Рассказы этих людей, беседы крепко засели в голове у маленького Владимира. Он постоянно цеплялся с вопросами о войне к друзьям отца, а в последствии их рассказы нашли отражение в творчестве поэта, им он посвящал стихи и песни. Дважды Герою Советского Союза Н. М. Скоморохову и его погибшему другу В.Высоцкий посвятил «Балладу о погибшем лётчике».

Всю войну под завязку я всё к дому тянулся,

И хотя горячился – воевал делово,-

Ну а он торопился, как-то раз не пригнулся –

И в войне взад-вперёд обернулся за два года – всего ничего.

Не слыхать его пульса

С сорок третьей весны, -

Ну а я окунулся в довоенные сны

И гляжу я дурея, и дышу тяжело:

Он был лучше, добрее, -

Ну а мне - повезло. <…>

Он уснул – не проснулся,

Так что я вот вернулся,

Глядите – вернулся, -

Ну а он не успел.<…>

Мне очень нравится и то, что В.Высоцкий писал не только о героизме, но и о том, какой ценой доставалась победа, сколько горя и боли принесла война людям, сколько жизней унесла.

От границы мы Землю вертели назад –

Было дело сначала, -

Но обратно её закрутил наш комбат,

Оттолкнувшись ногой от Урала.

Наконец-то нам дали приказ наступать,

Отбирать наши пяди и крохи. –

Но мы помним, как солнце отправилось вспять

И едва не зашло на востоке.<…>

Мы ползём, бугорки обнимаем,

Кочки тискаем – зло, не любя,

И коленями Землю толкаем –

От себя, от себя!

Здесь никто б не нашёл, даже если б хотел,

Руки кверху поднявших.

Всем живым ощутимая польза от тел:

Как прикрытье используем павших. <…>

Я ступни свои сзади оставил,

Мимоходом по мёртвым скорбя, -

Шар земной я вращаю локтями –

От себя, от себя! <…>

Кто-то встал в полный рост и, отвесим поклон,

Принял пулю на вдохе, -

Но на запад, на запад ползёт батальон,

Чтобы солнце взошло на востоке.<…>

Руки, ноги – на месте ли, нет ли. –

Как на свадьбе росу пригубя,

Землю тянем зубами за стебли –

На себя! На себя!< …>

«Мы вращаем Землю»1972г.

Он писал о том, как не хотелось умирать солдатам, что им было и страшно, и горько терять жизнь, что любой герой, прежде всего человек. Но всё же долг перед Родиной оказывался выше страха смерти.

Мне этот бой не забыть нипочём –

Смертью пропитан воздух, -

А с небосклона бесшумным дождём

Падали звёзды.

Снова упала – и я загадал:

Выйти живым из боя, -

Так свою жизнь я поспешно связал

С глупой звездою.

Я уж решил: миновала беда

И удалось отвертеться, -

С неба свалилась шальная звезда –

Прямо под сердце. <…>

Звёзд этих в небе – как рыбы в прудах, -

Хватит на всех с лихвою.

Если б не насмерть, ходил бы тогда

Тоже – Героем.<...>

«Песня о звёздах»1964г.

Не обошёл В.Высоцкий в своих стихах и ужасы блокадного Ленинграда:

…Я вырос в ленинградскую блокаду,

Но я тогда не пил и не гулял.

Я видел, как горят огнём Бадаевские склады,

В очередях за хлебушком стоял.<…>

От стужи даже птицы не летали,

И вору было нечего украсть.

Родителей моих в ту зиму ангелы прибрали,

А я боялся – только б не упасть!<…>

«Ленинградская блокада»1961г.

Такие стихи Высоцкого, как «Штрафные батальоны» и «Все ушли на фронт» позволяют нам понять, насколько сильна в русском человеке любовь к Родине, даже если есть обида на власть.

…Считает враг: морально мы слабы, -

За ним и лес и города сожжёны.

Вы лучше лес рубите на гробы –

В прорыв идут штрафные батальоны!<…>

…За грехи за наши нас простят,

Ведь у нас такой народ:

Если Родина в опасности –

Значит, всем идти на фронт. <…>

…И другие заключённые

Пусть читают у ворот

Нашу память застеклённую –

Надпись «Все ушли на фронт»…

«Все ушли на фронт»1964г.

Война, как ничто другое обнажает человеческую сущность со всех сторон. Здесь сразу видно друга или предателя, смельчака или труса. А как страшно идти в бой, если не знаешь тех, кто рядом?! Как тяжело терять друзей?! Обо всём об этом сумел рассказать В.Высоцкий в своих произведениях.

Почему всё не так? Вроде – всё как всегда:

То же небо – опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода…

Только – он не вернулся из боя.<…>

То что пусто теперь, - не про то разговор:

Вдруг заметил я – нас было двое…

Для меня – будто ветром задуло костёр,

Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена, весна.

По ошибке окликнул его я:

«Друг, оставь покурить!» - А в ответ – тишина…

Он вчера не вернулся из боя.<…>

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло – для обоих…

Всё теперь – одному, - только кажется мне –

Это я не вернулся из боя.

«Он не вернулся из боя»1969г.

Много героев было на войне, но ещё, неизмеримо больше было солдат, о подвиге которых никто не узнает, а их родным пришло обнадёживающее – «без вести пропал».

«Братские могилы»

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,–

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают. <…>

А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата. <…>

1978г.

Закончилась страшная война, но какие глубокие раны оставила она в душах и сердцах фронтовиков. Как трудно было многим вливаться в мирную жизнь, когда перед глазами ещё взрывались снаряды и гибли друзья, и время от времени взрывалась душа фронтовика. В.Высоцкий писал и об этом.

«Случай в ресторане»

В ресторане по стенкам висят тут и там –

«Три медведя», «Заколотый витязь»…

За столом одиноко сидит капитан.

«Разрешите?» - спросил я «Садитесь!» <…>

«Ну так что же, - сказал, захмелев, капитан, -

Водку пьёшь ты красиво, однако.

А видал ты вблизи пулемёт или танк?

А ходил ли ты, скажем, в атаку?

В сорок третьем под Курском я был старшиной, -

За моею спиною – такое…

Много всякого, брат, за моею спиной,

Что б жилось тебе, парень, спокойно!»<…>

1967г. Стихи и песни В.Высоцкого о войне - очень интонационно и психологически достоверны. Это прежде всего стихи о настоящих людях, людях из плоти и крови, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить жизнь, Родину, такие люди не подведут. Ведь недаром, даже в мирной жизни, моральные качества человека меряют по военному принципу: «Можно ли с ним пойти в разведку?»

Давно смолкли залпы орудий,

Над нами лишь солнечный свет, -

На чём проверяются люди,

Если войны уже нет?

Приходится слышать нередко

Сейчас, как тогда:

Нет или да?»<…>

Покой только снится, я знаю, -

Готовься, держись и дерись! –

Есть мирная передовая –

Беда, и опасность, и риск.

Поэтому слышим нередко,

Сейчас, как тогда:

«Ты бы пошёл с ним в разведку?

Нет или да?» <…>

1968г.

Заключение.

Так кем же всё-таки был В.Высоцкий? Поэтом? Певцом? Актёром? Неизвестно. Но он был яркой личностью, явлением, и этот факт не нуждается в доказательствах.

Стихи и песни В.Высоцкого и сейчас интересны и актуальны, они «живут» в народе. Произведения поэта можно услышать не только из окон квартир, машин, в клубах и в походах у костра, но и за полярным кругом, в кабине самолёта и даже в космосе. Его песня «О друге» - любимая песня многих российских космонавтов.

Лучшие стихи и песни В.Высоцкого – для жизни. Они помогают людям пережить трудные времена. В его произведениях неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой, а ещё в них есть память, память пройденных дорог и промчавшихся лет, наша память и история.

Как многие великие В.Высоцкий молодым ушёл из жизни, на пике своего творчества. Он горел, освещал, согревал в ущерб своему здоровью, растрачивая жизненные силы.

Изучив жизненный путь и творчество В.Высоцкого, мне почему-то пришло на память стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта», посвящённое А. С. Пушкину. Мне кажется, в какой-то мере его можно отнести и к В. Высоцкому:

…Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар?<…>

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок…

По моему мнению, признай власть творчество В. Высоцкого при жизни поэта, он прожил бы дольше. А вот были бы при этом его стихи и песни также глубоки и интересны?

Прочитав предсмертное стихотворение В. Высоцкого, я ещё раз вспомнил А. С. Пушкина:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал…

А теперь та же тема у В. Высоцкого:

Спасибо друг, что посетил

Последний мой приют.

Постой один среди могил,

Почувствуй бег минут.

Ты помнишь, как я петь любил,

Как распирало грудь!!!

Чтоб губы разомкнуть.

И воскресают словно сон

Былые времена

И в хриплый мой магнитофон

Влюбляется страна.

Я пел, и грезил, и творил:

Я многое успел

Какую женщину любил!!!

Каких друзей имел!!!

Прощай Таганка и кино,

Прощай зелёный мир!

В могиле страшно и темно,

Вода течет из дыр.

Спасибо друг, что посетил

Приют печальный мой

Мы все здесь узники могил,

А ты один - живой.

За всё, чем дышишь и живёшь

Зубами, брат, держись

Когда умрёшь, тогда поймёшь,

Какая штука жизнь.

Прощай! (Себя я пережил

В кассете…!)

И песни, что для вас сложил-

Переживут века.

Два русских поэта. Они жили в разные эпохи, но оба восславляли свободу, добрые чувства, любили Родину и служили своему народу, любили красивых женщин и имели верных друзей. Каждый по-своему они несли в души людей светлое, доброе, вечное.

Наверное, это слишком смелое сравнение, но я уверен, что творчество В. Высоцкого никого не оставит равнодушным, а это значит, что и к его «нерукотворному памятнику» не зарастёт народная тропа.

Литература.

1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», Москва, ООО «Эликтан» 2005.

2. Высоцкий С. В., Крылова А.Е. «Владимир Высоцкий Сочинение в двух томах», Москва «Художественная литература» 1991.

3. Высоцкий В.С. «Нерв», Москва, «Современник» 1981.

4. Высоцкий В. С. «Кони привередливые», Москва, «Правда» 1987.

5. Высоцкий В. С. «Я, конечно вернусь…», Москва, «Книга» 1988.

6. Высоцкий В. С. «Четыре четверти пути», Москва, «Физкультура и спорт» 1988.

7. Высоцкий В. С. «Стихи и песни», Москва «Искусство», 1988.

8. Высоцкий В. С. «Не вернулся из боя», Воронеж, «Книжное издательство» 1988.

9. Высоцкий В. С. «Поэзия и проза», Москва, «Книжная палата» 1989.

Реферат Авдеенко А.А. (г.Маркс, Саратовская область).

Защитан как экзаменационная работа за 11 класс и защищён на «отлично».

Есть в Киеве школа, где на стене класса висит обычная фотография из выпускного альбома. На ней - мальчишка, выпускник 85-го года, погибший в Афганистане, под его фотографией - знакомые до боли, обжигающие слова: «Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя...» Слова невоевавшего Высоцкого. Почему? Ведь песен о войне так много. Может, потому что ребята, воевавшие в Афгане, выросли и воспитывались на песнях Высоцкого, слушая их, задумывались о жизни, смерти и подвиге. Потому что Высоцкий был честен: черное называл черным, а белое белым. А оправдывают доверие там - в Афганистане, там, где «чужие слова» и где «ненужные встречи»:

Темнота впереди - подожди!

Там стеною закаты багровые,

Встречный ветер, косые дожди,

И дороги, дороги, неровные.

Там чужие слова, там дурная молва,

Там ненужные встречи случаются.

Там сгорела, пожухла трава

И следы в темноте не читаются…

Песней «На братских могилах…» Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления - в столичном Доме ученых, на Ленских приисках, в клубе донецкой шахты, на сборах хоккеистов, в изысканном парижском концертном зале. Словом, везде. Но его не везде понимали. Они никак не могли понять, почему человек с набухшими жилами поет дома. Что это? Что его так беспокоит..? Особенно они не понимали, зачем песне заниматься этими проблемами. Действительно, о чем можно было так петь? Тогда, когда в таком дефиците были правда, искренность, открытость… Об этом он и пел. Люди всегда нуждались в очищении. В очищении от лжи, от двоедушия, которое, как радиация, въедается в кости и не выводится из организма. Высоцкий же был и остается противоядием от лжи, барьером против лицемерия. Поэтому, наверное, мы, скептики, никому не верящие на слово, волнуясь, слушаем человека навоевавшего.

А люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ. Такая правда звучала в его военных песнях. А ему, когда началась война, исполнилось всего три года:

…Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал, он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.

Высоцкий стал мостом понимания между поколениями, между дедами и внуками. Когда-то в одной анкете поэта спросили: «Ваше любимое место?» Высоцкий, который немало повидал, ответил: «Самотека, Москва» - «Ваша любимая песня?» - «Вставай, страна огромная…» Это была песня его детства. Москва 41-го года. Затемненная, неприступная, суровая. Здесь впервые пересеклись пути юного Булата Окуджавы, уходящего на фронт (позже он споет об этом: «Ты научил любви Арбат, а дальше, дальше наше дело…») и маленького Володи Высоцкого. Окуджава поднял уличную песню до вершин истинной поэзии, а вернее, простые и глубокие мысли облек в формулу уличной песни. Окуджава начал то, что продолжил потом Высоцкий. И вот на смену задумчивой доброте песен Булата Окуджавы - охрипший голос солдата, даже не голос - крик, несмолкаемый крик, как предвестник беды. Большая часть песен Высоцкого написана от первого лица, то есть поэт перевоплощается в своего персонажа, ставит себя на его место:

Мне этот бой не забыть нипочем.

Смертью пропитан воздух,

А с небосклона бесшумным дождем

Падали звезды.

Вот покатилась, и я загадал:

Выйти живым из боя…

Вот поэтому Высоцкий и получал письма от фронтовиков: «…Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?», «Здравствуй Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал еще год…»

Владимир пел о тех сторонах военной жизни, о которых мог знать только участвовавший в войне человек. Он ставил себя на место командира, приговоренного к расстрелу, сапера, совершающего подвиг, новобранца и многих других. Он настолько ярко описывает события, что y слушателя невольно создается картина происходящего:

Два провода голых, зубами скрипя, защищаю,

Восхода не видел, но понял: вот-вот и взойдет!

А вот еще одно доказательство жизненности его военных песен. Давайте посмотрим, как перекликаются они со стихами Константина Симонова «Безыменное поле», написанными в июле 1942 вода:

Опять мы отходим, товарищ,

Опять проиграли мы бой,

Кровавое солнце позора

Заходит у нас за спиной…

А это строки из песни «Мы вращаем землю», написанные через десятилетия, но, тем не менее, достойные воинского салюта:

От границы мы землю вертели назад.

Было дело сначала.

Но обратно ее закрутил наш комбат,

Оттолкнувшись ногой от Урала.

Сам поэт говорит так о военных песнях: «Пишу песни о войне, конечно, не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, то увидите, что их сегодня модно петь, что люди из тех времен, ситуации из тех времен, а, в общем, и идеи, и проблемы - наши, нынешние.

Расчет в авторской песне только на одно - на то, что вас беспокоят точно так же, вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское». Наше поколение сравнивают с ростком, который, искривляясь, огибает придавивший его камень, но эта кривизна для поэта - норма. Можем ли мы понимать его песни? Хотим ли? Наверное, да. Все мы когда-нибудь задаем себе вопрос: а смог бы я тогда? И пытаемся ответить на него всю жизнь. Песни Высоцкого заставляют нас думать о дружбе, о дружбе в первозданном смысле этого слова:

Их восемь, нас - двое,

Расклад перед боем

Не наш, но мы будем играть.

Сережа, держись,

Нам не светит с тобою,

Но козырь надо равнять.

Я этот небесный квадрат не покину,

Мне цифры сейчас не важны,

Сегодня мой друг защищает мне спину,

А, значит, и шансы равны…

Они учат смотреть на любовь не как на минутное развлечение: Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь… И о чести, совести, долге мы тоже узнали из его песен:

И во веки веков, и во все времена

Трус, предатель всегда презираем.

Враг есть враг, и война все равно есть война,

И темница тесна, и свобода одна,

И всегда на нее уповаем…

Нет у Высоцкого песен просто о небе, только о земле или о море. Есть - о жизни, о мужестве, о готовности идти в разведку:

Давно смолкли залпы орудий.

Над нами лишь солнечный свет.

А чем проверяются люди,

Если войны уже нет?

Приходится слышать нередко

Сейчас, как тогда:

Ты бы пошел с ним в разведку?

Нет или да?

Владимир Высоцкий не воевал, не сидел в тюрьме, не был альпинистом, шахтером, спортсменом - он был Поэтом, Художником слова.

Он не допел, не досказал всего,

Что было пульсом и в душе звучало,

И сердце отказало от того,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдет

Так просто, - вместе с тем и так достойно.

Он умер. Да.

И все же он поет,

И песни не дадут нам жить спокойно…

(Н. Михалков. Памяти Высоцкого)


Песни Владимира Семеновича традиционно делят на циклы: военный, горный, спортивный… И в каждой песне заключалась правда жизни.

Военные песни говорят о глубоком проникновенном чутье поэта, о его способности почувствовать то же, что и человек, находящийся в критической ситуации. Как говорил сам поэт: « Я вообще стараюсь для своих песен выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска…». Ощущение борьбы великолепно передано в таких песнях как «Спасите наши души…», «Песня самолета-истребителя», «Сыновья уходят в бой».

С циклом песен о войне связан другой не менее значимый цикл – это песни о горах и о море.

В условиях борьбы человек пересиливает сам себя.

Песни Высоцкого ориентировались на осуществление в устной форме. В этом аспекте его творчество можно сравнить с песнями Булата Окуджавы и Александра Галича. Герои многих песен Высоцкого – люди разных профессий и социальной принадлежности.

Высоцкий часто обращался к монологу и диалогу («Милицейский протокол», «Диалог у телевизора»). Исполнение одной и той же песни на концертах было разным. Это зависело, прежде всего, от настроения зрителей. Кроме того, с каждый исполнением он что-то менял в песне. Первоначально написанный вариант песни мог отличаться от спетого в компании близких друзей или на выступлениях. Владимир Семенович всегда с большим уважением относился к тем, для кого пел и работал: «…я на самом деле дорожу своими зрителями и своими слушателями, я их очень ценю…».

Для усиления, например, комического эффекта Высоцкий зачастую сам составлял варианты слов, нарочно искажал их: И наша семья болшанством голосов… («Поездка в город»). Созданные речевые обороты и образы становились потом устойчивыми выражениями, афоризмами: «Жираф большой, ему верней…», «Ты, Зин, на грубость нарываешься!».

В песне «Товарищи ученые» поднята тема «бесполезности интеллигенции». В песне «Мы бдительны...» соотносятся проблемы государственные и личные. Можно сказать, что к героям своих песен Высоцкий относился согласно традиции народного юмора, который помогал опознать недостатки и исправить их.

Обновлено: 2017-11-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.