Направления ярослава мудрого внутренняя политика. Внутренняя политика Ярослава Мудрого: основные моменты

Период княжения Ярослава Мудрого - это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Можно сказать, что Ярослав уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен свод законов под названием «Правда Ярослава», составляющий наиболее древнюю часть «Русской Правды». Издание этого документа способствовало организации внутренней жизни страны. В период правления Ярослава христианство окончательно утвердилось в Киевском государстве. В 1039г. была основана Киевская митрополия, которая подчинялась константинопольскому патриарху. В 1051г. Ярослав, желая освободится из-под «опёки» Византии в церковных делах, вопреки канону, на сборе русских епископов, избрал митрополитом киевского церковного деятеля Иллариона. При Ярославе в Киевской Руси были основаны первые монастыри - Св. Ирины, Св. Юрия, Киево- Печерский монастырь, что стали крупными церковными и общественно-культурными центрами. Ярослав также заботился о развитии образования в государстве. По его распоряжению были созданы школа и библиотека при Софийском Соборе. Перед смертью он попытался наладить ещё одну тревожившую его проблему, и усовершенствовать аппарат передачи власти, что бы в дальнейшем избежать кровавых междоусобиц. Но он умер прежде, чем ему удалось решить эту проблему. В целом можно сказать, что внутренняя политика Ярослава Мудрого была успешной, и направленной на развитие государства

«Русская Правда».

Общая характеристика «Русской Правды». Кроме всего прочего Ярослав Мудрый также знаменит издание своей «Русской Правды». «Русская Правда» - сборник норм древнего права, составленный преимущественно в 11 - 12 вв. Вопрос о её происхождении, а также о времени составления наиболее ранней части «Русской Правды» является спорным. Некоторые историки относят его даже к 7в. Однако большинство исследователей связывают древнейшую часть «Русской Правды» с именем Ярослав Мудрого, и местом её издания называют Новгород. Начальный текст этого документа до нас не дошел. В ходе истории текст «Русской Правды» неоднократно изменялся и дополнялся. Так, например, известно, что сыновья Ярослав, (во второй половине 11в.), дополнили и изменили текст «Русской Правды», назвав её «Правдой Ярославичей». На сегодняшний день известно 106 списков «Русской Правды», составленных в 13 - 17 вв. Преимущественно Русскую Правду принято разделять на три редакции - Краткую, Расширенную, и Сокращенную, отображающие определённые этапы развития общественных отношений в Киевском государстве. Основные положения Русской Правды. Преступление и наказание по «Русской Правде». Современная наука уголовного права под термином «преступление» понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершённое виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности) лицом вменяемым, достигшим возраста уголовной ответственности. А что же понималось под этим термином в далёкий период создания Русской Правды? С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового. Виды преступлений и соответствующих им наказаний по «Русской Правде»: 1.Кровная месть. Замена языческих понятий о преступлении и наказании новыми понятиями особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем наказание за убийство и в постепенном преобразовании института кровной мести. Так, например, по договору с греками 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства. «Русская Правда», в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника. В литературе возникает много споров о правовом основании кровной мести. Являлась ли она досудебной или же послесудебной расправой? Прямого ответа на этот вопрос Русская Правда не даёт. Исторически кровная месть сложилась как обязанность рода потерпевшего расправиться с преступником. Но процесс феодализации Древнерусского государства, увеличение роли князя и княжеского суда внесли значительные изменения в применение обычая кровной мести. Какое-то время княжеский суд сосуществует с общинным, но постепенно, благодаря усилению феодальных отношений, княжеский суд занимает ведущее положение, оттесняя суд общинный на второй план. Таким образом, становится возможным вмешательство князя в обычай кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т.к. , по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания - виру, т.е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну. Также Русской Правде известен институт дикой или повальной виры (в размере 80 гривен), налагаемой за убийство княжеских служащих. Например, упоминается штраф в 80 гривен за убийство огнищанина, княжеского тиуна или конюха. Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в ст.1 Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком. Лишь после смерти Ярослава Мудрого, «снова собравшись, сыновья его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор отменили кровную месть за убийство, а постановили выкупаться деньгами». 2. Побои и оскорбление. Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих об убийстве. Так, например в случае избиения человека до крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо мстить, либо взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае даже не требуется свидетель. «Если же на нём не будет никакого знака, то пусть придёт видок; если же не может, то на том конец». Таким образом, в этой статье мы впервые встречаемся с понятием видока, т.е. непосредственного свидетеля - очевидца происходящего. Кроме видока, Русская Правда знает ещё один вид свидетеля - послух, т.е. лицо, которое может ручаться в невиновности обвиняемого, защищать его доброе имя. В отличие от предшествующих обычаев, здесь уделяется внимание не характеру нанесённых повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление непосредственно нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен. Также об оскорблении гласят ст.4 (удар мечом, не вынутым из ножен) и ст.8 (вырывание бороды и усов). Обе эти статьи предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен. Ст.9 гласит: «Ежели кто, вынув меч, не ударит, то тот положит гривну». Преступление, описываемое в данной статье, можно характеризовать как покушение, либо как неоконченное преступление (угроза, оскорбление). 3.Членовредительство. Следующий ряд статей (ст.5, 6 и 7) посвящён членовредительству. Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки, а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т.е. налагался штраф в размере 40 гривен. Также в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть. Но в отличие от других статей, по которым предусматривалась кровная месть как вид наказания, в случае причинения увечья мстить могли близкие потерпевшего, т.к. сам он был не в состоянии. Правовое положение различных слоёв населения. (4.)Убийство. Являясь правовым памятником феодального государства со всеми присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях чётко разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со ст.19 более чётко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и порчу княжеского имущества. Ст.19 гласит: «Если убьют огнищанина за обиду, то платить за него 80 гривен убийце, а людям не надобно; а за подъездного княжего - 80 гривен». Скорее всего под словами «убийство за обиду» понимается убийство в ответ на действия жертвы (как предполагал А.И.Соболевский). Можно предположить, что речь идёт об убийстве княжеского слуги при исполнении им своих обязанностей. Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде было убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как наитягчайшее преступление. В случае убийства огнищанина обязанность розыска преступника возлагалась на вервь (общину), на территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то вервь обязана была выплатить виру в размере 80 гривен. Довольно интересная норма изложена в ст.21, посвящённой убийству огнищанина или княжеского тиуна при защите ими княжеского имущества («у клети, или у коня, или у стада, или при краже коровы»). Эта статья обязывает на месте расправиться с убийцей («убить в пса место»), что говорит об особо опасном характере данного преступления и ещё раз подтверждает факт усиленной защиты княжеских слуг. В ряде последующих статей (ст.22 -27) перечисляются штрафы, взимаемые за убийство княжеских слуг, а также людей, находящихся в зависимости от князя. Ознакомившись с этими статьями, можно представить социальную структуру тогдашнего общества, определить положение тех или иных групп населения на социальной лестнице. Разобраться в этом нам помогают перечисленные в этих статьях штрафы. Так, жизнь княжеского тиуна и старшего конюха оценивается в 80 гривен, жизнь сельского старосты, пашенного, рабы-кормилицы или её ребёнка - в 12 гривен, и ниже всех ценятся жизни рядовников, смердов и холопов - всего по 5 гривен 2.3.4. 5.Кража или порча имущества. Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Так, ст.28 устанавливает размеры штрафов за похищение или истребление княжеского скота. В этой же статье упоминается и о коне смерда. Сразу же бросается в глаза различная сумма штрафа за кражу коня князя и смерда. По-моему, эта разница вызвана не различным использованием этих коней (т.е. княжеский конь - боевой, а крестьянский - рабочий), а просто закон ставит княжеское имущество под большую охрану по сравнению с имуществом смерда. Целый ряд статей (ст. 29, 31, 32, 35 -37, 39, 40) рассматривают различные случаи кражи. В изучаемом мною памятнике права краже отводится значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления и в то далёкое время. Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое наказание в случае совершения преступления группой лиц, т.е. уже известно понятие соучастия (ст. 31 и 40). Независимо от количества преступников, каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку. Интересно появление в ст.ст.35 и 36 термина «продажа» - установленный законом штраф, взыскиваемый в пользу князя в качестве государственного органа, т.е. идущий в казну. Помимо продажи устанавливается взыскание «за обиду» в пользу потерпевшего, которое можно сравнить с существующим в современном законодательстве возмещением причинённого вреда. В ст.38 подтверждается правило, установленное, видимо, обычаем - право убить вора на месте преступления. Но закон ограничивает это право, разрешая убить его только ночью и запрещая убивать связанного вора. В этом прослеживается сходство с существующим ныне понятием превышения пределов необходимой обороны. Данная статья, так же, как и ст.33 (предусматривающая санкции за физическое насилие в отношении смерда, огнищанина, тиуна или мечника без княжеского разрешения), имеет своей целью укрепление княжеской юрисдикции, ограничивая самосуд. Косвенным образом подтверждая существование общинного суда, ст.33 указывает на стремление княжеской власти установить монополию на суд. Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде, следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т.е., будучи лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за свои деяния. За совершённое им преступление должен был отвечать его хозяин. Жизнь холопа ценилась меньше жизни остальных членов общества, и размер штрафа за его увод, т.е. похищение (12 гривен по ст.29), значительно превышал штраф за его убийство (5 гривен по ст.26). Историческое значение Русской правды. По меркам современных исследователей, историческое значение «Русской Правды» трудно переоценить. Она выступает как один из важнейших источников изучения Киевской Руси, её социальной жизни и общественных отношений, а также норм правопорядка и устройства государственной власти. Кроме своего огромного значения для историков Киевской Руси, она выступает также как источник для изучения древних норм и прав человека в сфере преступлений и соответствующих им наказаний, и поэтому является ценным материалом для исследования юридических прав древности, т. е. является ценной для юристов. Если говорить о стиле изложения мысли в «Русской Правде», то можно представить её значение для литературоведов. Да и для своей эпохи «Русская Правда» явилась огромным прорывом вперёд, ведь, по сути, это был первый в истории Киевской Руси сформировавшийся свод законов и общественных норм. Из всего вышесказанного следует, что Ярослав Мудрый проявил себя не только как блестящий дипломат и полководец, но и как законодатель и «устроитель» внутренней жизни государства, ведь не зря история зовёт его Мудрым.

24 января 2015

Внутренняя политика Ярослава Мудрого - вопрос, достойный отдельного внимания. История Киевской Руси пошла бы по совершенно другому пути, если бы не действия этого правителя. В чем же была особенность его внутренней политики? На этот и другие вопросы мы ответим ниже.

Восхождение Ярослава на престол

В 1015 году умирает князь Владимир. Естественно, началась борьба между наследниками за престол. За четыре года братоубийственных распрей погибли Глеб, Святополк, Борис и Святослав.

В Киеве на престол взошел Ярослав. Примечательно. что с 1024 по 1036 год в Киевской Руси было два князя, которые не воевали между собой, а княжили вместе из двух административных центров - Киева и Чернигова. Как отмечают летописцы, внутренняя политика Ярослава Мудрого, кратко если ее описывать, представляла собой политику просветителя и строителя централизованного государства. Но обо всем по порядку.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого в отношении церкви

Ярослав Мудрый, желая выйти из-под "опеки" Византии, назначает в 1051 году митрополитом церковного деятеля Иллариона. Это становится началом полного и окончательного утверждения христианства на Руси. Как было сказано выше, Ярослав в основном прославился не завоеваниями, а работой по благоустройству Киевской Руси. В частности, он сделал очень много для христианской церкви, продолжив дело Владимира - внедрение христианства. Помимо этого, с распространением новой веры возникла возрастающая потребность в священнослужителях. Еще Владимир приказывал учить боярских детей грамоте, чтобы потом сделать из них священнослужителей, столь необходимых Киевской Руси. Матери этих детей плакали по ним, так как еще не укрепились в вере. Ярослав продолжил эту традицию, организовав впоследствии в Новгороде духовное училище для 300 мальчиков, сыновей старост и священников.

Князь отличался любовью к книгам и нанимал писцов для переписывания болгарских рукописей. Иногда он даже поручал исправлять болгарские переводы или переводить прямо с греческого. Летопись гласит, что он сам переписывал некоторые книги, а затем принес их в дар храму Святой Софии. Именно при Ярославе Мудром начали появляться монашеские общины, которые занимались переписыванием книг.

Правовое законодательство Руси - заслуга Ярослава

Именно внутренняя политика Ярослава Мудрого ознаменовалась созданием первого свода законов - "Русской Правды". Князь серьезно подошел к вопросу реформирования правовой системы государства. Историки связывают появление древнейшей части "Русской Правды" именно с именем Ярослава Мудрого. И даже называют примерное место ее издания - Новгород. До нас, к сожалению, первоначальный вариант свода не дошел. Достоверно известно, что в 11-12 веке сыновья Ярослава изменили текст писания и назвали его "Правдой Ярославичей". С введением христианства языческие понятия о морали, преступлении и наказании начали заменяться нормами и правилами христианской морали.

Преступление в "Русской Правде" определялось не как нарушение воли князя или кого бы то ни было, а как нанесение ущерба. То есть, уголовное нарушение не отличалось от гражданско-правового, поскольку виновник должен был уплатить определенную компенсацию пострадавшей стороне. Таким образом, в основном на укрепление государства была направлена внутренняя политика Ярослава Мудрого. Описание наказаний за то или иное преступление в "Русской Правде" четко показывает, что Ярослав стремился создать систему единого для всех законодательства.

Культура и градостроительство Киевской Руси во время княжения Ярослава

Правление этого князя-просветителя часто называется историками "золотым веком" развития культуры и наук Киевской Руси. Помимо развития христианства и переписи книг, внутренняя политика Ярослава Мудрого характеризовалась небывалым расцветом градостроительства.

Была возведена церковь Святой Софии - жемчужина средневековой архитектуры, а также другие большие и малые храмы. Причем, если до принятия христианства все постройки в городах были деревянными, то с новой верой на Русь пришла и каменная архитектура. В основном строились храмы, так как развивающееся христианство остро нуждалось в местах поклонения. В Киевской Руси самой популярной моделью храма была крестово-купольная, поскольку храмы представляли собой крест из двух сводов, увенчанный куполом. В двух словах, такова была внутренняя политика Ярослава Мудрого. Таблица представлена ниже.

Как видим, Ярослав действовал в трех основных направлениях. Довольно сложная тема - внутренняя политика Ярослава Мудрого. Таблица поможет в ней лучше разобраться.

Упорно и настойчиво князь продолжал внешнюю политику деда и отца. При нем мощь Руси возросла, расширялись ее границы. Утвердилась власть Руси на западном берегу Чудского озера, предпринимались походы против воинственных балтских племен литовцев и ятвягов. После отвоевания червенских городов у Польши государства заключили мирный договор, поскольку в борьбе с Чехией и Германией польские короли предпочли иметь Русь союзником. Союз скрепили династическими браками. Польский король Казимир I женился на сестре Ярослава Добронеге, а Изяслав, старший сын русского великого князя, взял в жены сестру короля.

На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией и Норвегией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Замуж за норвежского короля выдали младшую дочь Ярослава - красавицу Елизавету.

Ярослав завершил многолетние усилия Владимира по борьбе с печенегами, нанеся им в 1036 г. сокрушительное поражение под стенами Киева. После этого набеги печенегов на русские земли прекратились.

Ярослав не отличался большой физической силой, и все же нередко сам вел войско в бой, был очень храбр. В честь победы русского оружия над врагами Руси в Киеве были воздвигнуты Золотые ворота, которые поражали своим великолепием и русских людей, и иностранцев.

В 1043 г. после долгого периода мирных отношений с Византией Русь пошла войной на империю. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Близ западных берегов Черного моря буря разметала и потопила часть русских судов. Около 6 тыс. воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно. Узнав об этом, византийский император Константин Мономах приказал кораблям преследовать русский флот, а своему лучшему полководцу Кекавмену - атаковать русское сухопутное войско. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам, после чего двинулись на Родину. Сухопутная же рать была окружена. Взятых в плен воинов Вышаты одних ослепили, другим отрубили правые руки, чтобы никогда не поднимали меч на Византийскую империю. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные, пробираясь к родным очагам.

В 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили дружественные отношения. В знак примирения был устроен брак сына Ярослава Мудрого Всеволода и дочери Константина Мономаха Анастасии. Брак еще раз подчеркнул рост международного престижа Руси.

К концу жизни Ярослава Мудрог все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии и Византии. Старшая дочь Анна, жена французского короля Генриха I, после его смерти и до совершеннолетия сына управляла Францией. Анастасия стала женой венгерского короля Андрея. Елизавета после гибели мужа, норвежского короля Гаральда, вступила в брак с королем Дании.


...

Русь при Ярославе Мудром превратилась в великую державу. С ее политикой считались все соседи.На Востоке, вплоть до низовьев Волги, у нее теперь небыло соперников. Протяженность ее границ составляла около 7 тыс. км, они простирались от Карпатскихгор до реки Камы, от Балтийского моря - до Черного.К середине XI в. на Руси жило около 4 млн человек.

Ярослав умер в 1054 г. на 76-м году жизни, в ореоле славы, почитаемый русским обществом, любимыймногочисленными детьми. Перед смертью он передалвеликокняжеский престол старшему сыну - Изяславу. Святославу Ярослав оставил черниговские и тмутараканские земли, Всеволоду - Переяславское княжество. Ярослав завещал, чтобы впредь великимкнязем на Руси был старший в роду. Наследованиепо прямой линии от отца к сыну, которое было принято во многих странах Европы, отступило передпатриархальным, чисто семейным обычаем. В дальнейшем это явилось одной из причин распрей в родуРюриковичей.

Сын Владимира Великого и полоцкой княжны. В 9 лет становится ростовским князем, а после новгородским.

После смерти отца вступает в борьбу за киевский престол. В 1019 году становится киевским правителем, и лишь после смерти брата Мстислава (1036 году) единоличным правителем всей Руси.

Времена княжения Ярослава Мудрого стали периодом укрепления и возвышения Древнерусского государства. Благодаря успешной внутренней политике и дипломатии добился повышения международного авторитета Руси.

Внешняя политика

При Ярославе Мудром была расширена территория Киевской Руси. Совершались военные походы против племен чуди, ятвигов, мазовшан, литовцев.

В 1036 году, воспользовавшись отсутствием Ярослава, печенеги осадили Киев. Однако киевский князь нанес сокрушительный удар кочевникам. Сражение под Киевом положило конец русско–печенежским войнам.

Организованный поход Ярослава и его брата Мстислава против Польши оказался успешен — «Червонная Русь» с городами Перемышль, Белз, Червень снова была присоединена к Киевской Руси.

Война с Византией в 1043 году оказалась неудачной для киевского князя. Русь заключает мирный договор, основанием которого становится брак дочери византийского императора и сына Ярослава Мудрого. Именно этот союз, впоследствии, подарит Киевскому государству не менее известного правителя – Владимира Мономаха.

Укрепление международного авторитета стало одной из главных задач во внешней политике. Достигалось она не только военными действиями, но и заключением взаимовыгодных политических соглашений. Династические браки дома Ярослава и европейских монархов Польши, Франции, Норвегии, Венгрии, Швеции, Германии стали основой « семейной дипломатии».

Внутренняя политика

Ярослав Мудрый, желая не допустить междоусобных войн между сыновьями, провел административную реформу. Принцип наследования стал походить на принцип европейского сеньората – наследование по старшинству.

Желая установить порядок и законность в государстве, князь становится основателем русского законодательства. В 1016 году при нем была принята — первый писаный свод законов на Руси.

Мозаика собора святой Софии 11 века

Поддерживал дальнейшее распространение и укрепление христианства. При Ярославе Владимировиче был назначен впервые митрополит киевский – Илларион. Это положило начало отделение русской церкви от византийской. Была восстановлена десятина- 1/10 часть доходов населения на церковные нужды. Началось строительство каменных церквей и храмов. Прекрасным подобием константинопольской Св. Софии стал Софийский собор — жемчужина древнерусской архитектуры. Он был построен в 1037 году на месте победы над печенегами в Киеве. К временам правления Ярослава относят и появление Печерского монастыря.

Происходит расширение и укрепление столицы. Золотые ворота, златоглавые церкви поражали приезжих гостей. Анна, дочь Ярослава, став королевой Франции, называла Париж — «городишко», сравнивая с Киевом.

Ярослав Мудрый считал, что расцвет государства возможен лишь при повышении образованности и грамотности населения. Для этого открывались новые школы, училища. При Софийском соборе была создана величайшая библиотека. Появлялись книгописные мастерские.

Продолжив политику отца, Ярослав Мудрый возвысил Киевскую Русь.

Древняя Киевская держава, зародившись с призвания на княжеский престол Олега Рюрика, наивысшего расцвета достигла при Ярославе. Не зря сын Владимира Красное Солнышко вошел в историю под прозвищем Мудрый. Он правил действительно разумно, заботясь не только о себе и своих близких, но и о простых людях. Он строил школы и храмы, основывал города, укреплял власть гуманными способами.

Приход к власти

Ярослава Мудрого поможет обрисовать этого человека. Он был умным, рассудительным правителем, который действительно заботился о своем государстве. Но сначала необходимо разобраться с тем, как он пришел к власти.

У отца Ярослава, было двенадцать сыновей. Среди них он и разделил Русь, предоставив каждому свой удел. Ярославу достался Новгород, славный и богатый город. Между тем уже со временем он отказывается платить в стольный Киев налог, заручившись поддержкой варягов. Разгневанный отец собирает дружину, чтобы усмирить бунтовщика, однако скоропостижно умирает.

Воспользовавшись смертью отца и поддержкой тестя Болеслава Храброго (польский король), Святополк (другой сын Владимира) объявляет себя великим князем. Он же убивает других своих братьев - Бориса и Глеба. За это он вошел в историю как Окаянный. Ярослав собирает войско и, победив брата, захватывает Киев. Потом было еще два сражения со Святополком и польским войском, после которых Ярослав окончательно укрепляется в столице.

Борьба с Тмутараканью

После победы над Святополком новый князь не смог сосредоточиться на государственных делах, и внешняя политика Ярослава Мудрого, которая была вялой на то время, - тому подтверждение. В живых оставалось еще четыре брата, которым он должен был раздать земли. Но не стал этого делать, чем сильно разозлил их. Тмутараканский князь Мстислав организовывает поход на Киев и одерживает победу. Наказав жадного брата в битве в 1023 году, он предлагает мир и разделение государства по реке Днепр. Условия были приняты. Уже потом их объединенная дружина отпразднует ряд блистательных побед. Отчего выиграет и внешняя политика Ярослава Мудрого, и состояние древнерусского государства.

Политика внешняя

Внешняя политика Ярослава Мудрого состояла в укреплении позиции Киевской Руси на международной арене. В первую очередь князь совершил поход вместе с Мстиславом на Польшу, от которой отбил Червенские города. Потом он направил свой взор на Прибалтику, где селились племена чуди. Там он заложил в свою честь город Юрьев (сегодня Тарту), ведь христианское имя князя - Юрий. Затем, соединив в одно войско новгородцев, киевскую дружину и наемников-варягов, он нанес сокрушительный удар печенегам, после которого кочевники так и не оправились. Также были походы на ятвягов, Литву и Мазовию, Византию. Большая часть этих кампаний была успешная, кроме похода на Византию, которым командовал сын Ярослава.

Но внешняя политика Ярослава Мудрого (таблица тому подтверждение) основывалась не только на войне. Правитель применял династические браки, выдав своих дочерей и сестру за зарубежных монархов.

Внешняя политика таблица браков

Политика внутренняя

Кратко описана выше. Но портрет исторической личности, выдающегося правителя был бы неполным без описания внутренних мер. Князь направлял свои усилия на градостроительство, развитие, а также постройку церквей и монастырей. Так, именно он в 1037 году велел заложить в златоверхом Киеве который приурочил к своей победе над кочевниками. Таким образом он приравнял значение своей столицы и державы с Константинополем и Византией, где также существовал одноименный храм. Не менее величественные церкви Ярослав построил в Пскове, Юрьеве и других городах Руси.

Ярослав также известен своим пристрастием к книгам, приказами массово переводить их с греческого языка на славянский. Он открывал школы, где детей учили грамоте, благоприятствовал летописанию. И именно его перу принадлежит первый кодекс права, известный как «Русская правда».

Итоги правления

Итоги внешней политики Ярослава Мудрого таковы: Киевская Русь существенно укрепила свой авторитет на международной арене, стала центром культурной, церковной и экономической жизни в Восточной и Центральной Европе. Начав свое правление с междоусобных войн, он укрепил государство и свою власть, просвещал народ, распространял христианство. Он оставил после себя не только храмы и города, но и умного преемника, а еще - завещание жить в мире всем своим сыновьям.

Умер русский князь в 1054 году 20 февраля. Но летописи иногда противоречат друг другу, называя разные даты. А вот прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом только в девятнадцатом столетии.