Презентация на тему "древнерусская архитектура". Презентация на тему архитектура древней руси Скачать презентацию на тему архитектура древней руси

Архитектура древней Руси В X – начале XIII века

  • Составила: учитель
  • Основ православной культуры
  • МБОУ СОШ №2 г.Кольчугино Косацкая Татьяна Павловна
  • Оглавление
  • Введение
  • Церковь Бориса и Глеба
  • Дмитриевский собор
  • Успенский собор
  • Дворец Андрея Боголюбского
  • Золотые ворота
  • Храм Покрова на Нерли
  • Рождественский собор Суздальского Кремля
  • Заключение
  • Введение
  • Хронология памятников архитектуры охватывает длительное время - с XII по начало XX века. Наиболее ранние - памятники домонгольского времени, то есть до нашествия монголо-татар в 1237 году. Большую и разнообразную группу составляет архитектура XVI - XVIII веков. Конец XVIII - начало XX века принадлежит к губернскому времени; здания этой поры относятся к определенным архитектурным стилям; как правило, известны архитекторы этих зданий.
  • Период имеет внутреннюю хронологию:
  • - I этап - время единой Киевской Руси (X - начало XII века);
  • - II этап - время феодальной раздробленности (начало XII - начало XIII века), когда в ряде княжеств велось собственное каменное строительство. Выделяют 5 архитектурных школ, в том числе Северо-Восточной Руси. К этой школе и к этому этапу принадлежат белокаменные памятники Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Кидекши (церковь Бориса и Глеба), Владимира (Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы), Боголюбова (дворец князя Андрея Боголюбского, церковь Покрова на Нерли);
  • - III этап - начало XIII века. К этому этапу относится Рождественский собор в г. Суздале.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
  • От суздальской торговой площади, мимо Васильевского монастыря лежит дорога в село Кидекшу, где в 4 км к востоку от Суздаля сохранилась древняя белокаменная церковь - один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий получил от Галицкого князя готовую дружину мастеров-зодчих, и за короткое время - к 1152 году - эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
  • Село Кидекша - древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. "Каменка" - это и есть перевод с угро-финского "Кидекша". Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму.
  • Борисоглебская церковь была, возможно, центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. В Кидекше не сохранилось никаких дворцовых строений, кроме самой церкви. Да и пробыл здесь Юрий Владимирович недолго: в 1155 г. сел он на Киевское княжение, где вскоре и умер.
  • Борисоглебская церковь производит сильное впечатление суровой простотой: от нее так и веет русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием неприступной крепости, богатырской статью. Нет еще ни пояса колонок, ни стенных рельефов - только робкая аркатура, узкий поребрик да простые профили чуть углубленного портала. Мастерство дружины, принявшей, очевидно, местных новичков, еще не было совершенным. Впоследствии рухнул верх и в XVII в. перестроен под четырехскатную кровлю с крошечной главкой. С XIV в. был здесь мужской монастырь, а с XVIII в. - сельский приход.
  • Борис и Глеб
  • Фрагмент иконы Владимир,
  • Борис и Глеб
  • из церкви Бориса и Глеба
  • в Кидекше
Дмитриевский собор
  • Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени.
  • Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо. "Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя" - сообщает летопись. Это имя получил при крещении и один из сыновей Всеволода - Владимир, с рождением которого в 1194 г. принято связывать строительство собора. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св. Дмитрия.
  • Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения - сам храм - образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство - более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращен трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединившие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние.
  • Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нем угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения.
  • В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838-1847 гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась).
  • Голова апостола Петра.
  • Фрагмент фрески Дмитриевского собора
  • во Владимире
  • Ангел, копия фрески
  • (Дмитриевский собор, г. Владимир)
Успенский собор
  • Успенский собор - уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени.
  • В середине XII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский превратил г. Владимир в столицу Суздальского княжества. "Да будет сей град великое княжение и глава всем" - таков замысел князя - "самовластца". Архитектурным и духовным средоточием княжества и новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158-1160 гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, золочёный шлем увенчал главу, вознесённую выше Киевской Софии почти на 33 метра. Теперь уже трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно-колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции "Вознесение Александра Македонского", "Три отрока в пещи огненной", "Сорок мучеников Севастийских", полихромные росписи наружных стен, бронзовые кубки и ветрила над закомарами...
  • Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: "владычных сенях", "тереме", "столпе", уничтоженных пожаром 1185 г. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Наследник идеи единовластия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод ещё более сблизил облик главной святыни княжества с Киевской Софией - величественной, многоглавой. В 1189 г. вокруг Андреевского собора поднялась как бы двухъярусная галерея, почти доверху окружив старые стены. На галереях появились 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавие, на многие века определившее образец православного храма. По этому образцу построен в ХV в. Успенский собор Московского Кремля.
  • Фреска в алтаре
  • Успенского собора
Дворец князя Андрея Боголюбского
  • На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый".Княжеский замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения Боголюбов остается городом и числится в "списке градом русским" конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком.
  • При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги - остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы - бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его - белокаменные памятники княжеского дворца XII в.
  • Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды.
  • После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.
  • Явление Богородицы
  • князю Андрею Боголюбскому
  • Иконы Св. и Благоверного
  • Андрея Боголюбского
  • Андрей Боголюбский
Золотые ворота
  • Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые.
  • Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь - все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.
  • С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако надвратная церковь "стояла без пения праздна многие лета". Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.
Храм Покрова на Нерли
  • Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери.
  • "Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви с гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.
  • Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.
  • Фреска храма Покрова на Нерли
Рождественский собор Суздальского Кремля
  • Одно из первых упоминаний о нём содержится в Лаврентьевской летописи под 1222 годом, где говорится, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма, построенного Владимиром Мономахом в конце XI – начале XII в. Строительство продолжалось с 1222 г. по 1225 г.
  • В отличие от Успенского, собор Рождества Богородицы имел мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя – скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню.
  • XVII век – период больших изменений и строительства собора. В 1634 г. епископ Серапион расписывает собор, при нём же в 1635–1636 годах строится придел святых Феодора и Иоанна.
  • В XIX веке среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить придел Рождества Христова 1815 года и паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. Проведённая в 1895 году система подземных воздушных каналов калориферного отопления заменила собой предшествующую систему.
  • С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид.
  • Фрески Рождественского собора
Заключение
  • Архитектура в период X – начала XIII в. достигла высокого уровня развития. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получило развитие с X в., с момента принятия христианства.
  • Культовые постройки воплотили в себе лучшие достижения строительного искусства.
  • Греки привезли на Русь технические навыки, художественную систему строительства. Крестово-купольная конструкция православных храмов, сложившаяся в Сирии в VI в., через Византию попала на Русь и была здесь преобладающей до конца XVII в.
  • Все здания имели общие черты: большие размеры, практическое отсутствие декора в экстерьере при богатом интерьере. Художественная система интерьера православного храма, сложившись в то время, осталась практически неизменной до настоящего времени это синтез всех существующих видов искусства: архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства.
  • Использованная литература:
  • 1.Храмы России. Энциклопедия. М.,2008г.
  • 2.Православная энциклопедия. М., 2007г.
  • 3.Энциклопедия православного христианина. Электронное издание. М.,2007 г.
  • 4.photosuzdal.ru/photos/suzdal
  • 5. goldinfo.com.uaJPG.
  • 6. www.uer.varvar.ruJPG.
  • 7. www.hramy.ru
  • 8. www.rus-sobori.ru
  • 9. www.temples.ru

Слайд 2

Русское зодчество, как и вся культура, развивалось под воздействием Византии. И это понятно, так как христианство Русь приняла от Византии. Форма русских и византийских храмов – крестово-купольная, то есть в основе храма – крест, над ним своды и купол.

Слайд 3

София Киевская

Первые храмы многоглавые. У Киевской Софии 13 глав.

Слайд 4

Строение древнерусского храма

купол закомары портал барабан апсида

Слайд 5

Владимирская школа

Новгородская школа

Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю. Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо. У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида. Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.

Слайд 6

Владимирская школа Дмитровский собор во Владимире

Новгородская школа Церковь Спаса на Нередице в Новгороде

Слайд 8

Новая форма храма – трёхлопастное завершение. Фасады декорируются множеством окон с их обрамлением – бровками. Стрельчатые окна также создают ощущение стремления ввысь. Это стремление подчёркивает и треугольное завершение трёх пластов стены здания.

Новгородский храмы 14 века

Церковь Спаса Преображения в Новгороде. 1374

Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде. 1361

Слайд 9

Эта школа развивается в 12 веке, когда Владимиро-Суздальское княжество становится одним из ведущих. Храмы строятся из белого камня. Им характерны удлинённые пропорции, стремление вверх. Владимирские храмы богато украшены.

Пятиглавый Успенский собор во Владимире

Золотые ворота во Владимире

Слайд 10

Храм Покрова на Нерли

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава. Которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.

Слайд 11

Московская школа 14-15 веков

С выдвижением вперёд Московского княжества в 14-15 веках начинает развиваться московская школа зодчества. Сначала были построены храмы Кремля. Но ни один храм до нашего времени не сохранился. Ансамбль Московского Кремля создаётся под руководством итальянских зодчих. Так Успенский собор был создан в 1475-1479 годах архитектором Аристотелем Фиорованти. Хотя за основу этого храма был выбран Успенский собор Владимира, но новые качества ярко видны. Это цельность, геометризм формы, членение, обособленность фасадных композиций, большая грузность, приземлённость. Он поражает своей мощью и монументальностью

Слайд 12

Архангельский собор Кремля

Более изысканный Архангельский собор, построенный Алевизом Новым в 1505-1508 годах. Интересна в этом храме сетка нарядных ордерных форм. Проходящая по фасаду в два яруса. В закомары вставлены декоративные раковины. Этот храм является усыпальницей московских царей.

Слайд 13

Благовещенский собор

Построен псковичами в 1484-1489 годах. Это домовая церковь московских государей.

Слайд 14

Колокольня Ивана Великого

Построена в 1505-1508 годах архитектором Бон Фрязиным. До этого колокольни представляли собой двухъярусные или трёхъярусные звонницы. Или же купола находились под барабаном храма.

Слайд 15

Коломенское

В 16 веке возникает шатровый стиль. Шатёр – высокое пирамидальное восьмигранное окончание храма. Переход к шатру отражал стремление зодчих подчеркнуть возвышенность. Шедевром шатрового искусства стала церковь Вознесения в Коломенском.

Деревянный дворец в Коломенском, восьмое чудо света

Слайд 16

Шатровая церковь Вознесения в Коломенском. 1532

Слайд 17

Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Это самый сложный шатровый храм. Построенный Бармой и Постником в 1550-1560-е годы по заказу Ивана Грозного. Это не одно здание. А целый ансамбль из девяти построек. Цетральный столп завершается шатром, а остальные, более низкие, куполами. Этот храм. Кроме сложности своей формы. Поражает своей декоративностью. Ни одна поверхность не оставлена без членений или без особенностей окраски. Каждая глава отличается от другой как цветом, так и резным орнаментом.

Слайд 18

Церкви 17 века

Закомары

Слайд 19

Пятиглавая церковь Троицы в Никитниках 1626-1653

Одноглавая церковь

Слайд 20

Светское зодчество

В 17 веке расширяется гражданское строительство. Пример такого здания – Английский двор. Предполагают, что его строил Алевиз. В Кремле Бажен Огурцов, Антип Константинов, Тефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели живописно-праздничный Теремной дворец. Он имеет ярусное строение: на подклете с гульбищем располагаются царские горницы, а над ними златоверхий теремок со смотрительной башенкой.

Слайд 21

Нарышкинский стиль Храм Покрова в Филях

Этот стиль сложился в 17 веке. В основе храма – четвёрик, на нём – восьмёрик, потом ещё один, поменьше, потом ещё один, ещё меньше, и наконец купол луковичной формы. Особо декорировались переходы между ярусами. Создавались эти храмы из красного кирпича, декор был белокаменным.

Слайд 22

Новодевичий монастырь

Значительную роль в системе обороны древней столицы отводилась монастырям. Именно у стен Новодевичьего монастыря потерпели поражение войска Казы-Гирея. Деревянные стены Новодевичьего монастыря были заменены каменными одновременно с постройкой Белого города. Образцом для них послужил Кремль.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ - с IX до XVII вв. В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. В конце 1-го тысячелетия н.э. на просторах Восточно-Европейской равнины сложилось древнерусское государство, объединившее многочисленные восточнославянские племена и некоторые соседние с ними угро-финские племена. Древнерусское государство было раннефеодальным. На больших водных путях Восточной Европы в X-XI вв. возникли многочисленные древнерусские города. Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево.

3 слайд

Описание слайда:

Деревянная церковная архитектура Церковь Святого пророка Ильи На Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы. Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела. Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество. Древнейшие летописные источники упоминают о том, что задолго до Крещения Руси в ней уже строили деревянные храмы. В договоре князя Игоря с греками упоминается о церкви св. пророка Ильи (945). В том же источнике упоминаются еще две церкви: «божница свт. Николая» на Аскольдовой могиле и церковь «св. Орины». Обе они были деревянными, так как упоминаются как «срубленные» и говорится, что все они сгорели.

4 слайд

Описание слайда:

Основным материалом для строительства, в преимущественном 507 большинстве, были бревна (осляди или слаги), длиною от 8 до 18 м и диаметром около полуметра и более. Из бревен тесали брусья (бревно отесанное на четыре канта). Для устройства полов применялись бревна, расколотые на две части (пластины). Из бревен с помощью клиньев (расколотых в длину) получали доски (тес). Для устройства кровельного покрытия использовали изготовленный из осинового теса лемех (гонт).При строительстве традиционно использовали два способа крепления бревен: «в обло» - при помощи вырубания в концах бревен соответствующих углублений, и «в лапу» («в шаг») - этом случае выпускных концов нет, а сами концы вырубались так, что схватывались друг с другом зубцами, или «лапами». Ряды собранных венцов назывались срубами, или стопами.Крыши храмов и шатры покрывались тесом, а главы лемехом. Подгонялись они с большой точностью и только в верхней части крепились к основе особыми деревянными «костылями». Во всем храме от основания до креста не применялись металлические детали. Связанно это, в первую очередь, не с нехваткой металлических деталей, а с умением мастеров обходиться без них.Для строительства храмов широко использовались те породы древесины, которые в изобилии произрастали на данной территории; на севере чаще строили из дуба, сосны, ели, лиственницы, на юге - из дуба и граба. Для изготовления лемеха применяли осину. Особенности деревянного храмостроительства

5 слайд

Описание слайда:

Храмы Киевской Руси строились по образцу византийских крестовокупольных храмов. Ку́пол - пространственная несущая конструкция покрытия[источник не указан 45 дней] , по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Бараба́н - цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Закомара- полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода. Хоры- верхняя (на втором ярусе) открытая галерея, балкон внутри церкви или зала. Апсида - (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos - свод) выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Столп или столб - распространённый архитектурный элемент вертикальной формы; несущая часть опорной конструкции зданий и сооружений; наименование башни, вертикально вытянутого здания Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

6 слайд

Описание слайда:

Построили приехавшие из Византии "мастера от грек". Об этом событии подробно, на редкость для древнерусского летописания, сообщает "Повесть временных лет. После пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Ее первоначальное название - церковь Успения Богородицы, Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание. В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки. Первый известный каменный храм Древней Руси - Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.) По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями - "гульбищами" (позднейший отзвук античных колоннад). По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.Основное крестово-купольное здание церкви было разделено столбами на три продольных нефа и с восточной стороны завершалось тремя алтарными полукружиями - апсидами. С трех сторон, кроме восточной, здание было окружено галереей, в западной части которой располагались крещальня и лестничная башня для подъема на второй ярус - хоры.Удалось установить систему кирпичной кладки здания - "со скрытыми рядами кирпичей".

7 слайд

Описание слайда:

Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией, выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главный храм киевских митрополитов. Собор, выстроенный преимущественно из плинфы, большой (37 Х 55 м) пятинефный с 5 апсидами 13-главый крестово-купольный храм, со ступенчатым построением основных сводов. Окружен с 3 сторон двухъярусными галереями. В галереи с запада встроены 2 башни, лестницы которых ведут на просторные хоры. Киевский Софийский собор был построен великим князем Ярославом Мудрым. Точное время его строительства неизвестно. Софийский храм, упоминаемый германским хронистом Титмаром Мерзебургским под 1018 г., скорее всего был деревянной постройкой, которая сгорела во время междоусобной войны Святополка Окаянного с Ярославом. Высказывалось предположение, что первый Софийский храм в Киеве был возведен еще во времена св. Ольги, но четких подтверждений этой версии не существует. Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение (в XVII в. были добавлены еще 6 глав). Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкаюшие к западному фасаду. На стенах Софии Киевской сохранилось множество граффити - настенных надписей. Древнейшая из датированных граффити относится к 1052 г. - к этому времени в храме были завершены отделочные работы: он был богато украшен мозаиками и фресками, созданными греческими мастерами и их русскими учениками. Несмотря на значительные утраты, часть этого убранства сохранилась до наших дней. По своим размерам и богатству убранства Софийский собор не имел себе равных не только в Киевской Руси, но и во всей Европе того времени. Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией София Киевская в XI в. Реконструкция.

ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА Теория Архитектура до монгольской Руси Архитектура после 1480 Семнадцатый век

Церковь Центр культурной, социальной и общественной жизни Преемник синагоги Первые христианские здания в форме базилики (в переводе царский дом) С помощью храма – общение с Богом на Земле

Базилика– прямоугольное в плане здание. Состоит из нечетного числа нефов (от 3 до 5), разделены колонами и столбами (образуют крест). На кресты (полоски колонн) кладется купол (от этого название крестово-купольный). Лежит на центральных 4 -х колоннах

Неф (от лат. корабль) - вытянутое помещение, ограниченное с одной или двух продольных сторон рядом колонн. Алтарь - место для жертвоприношений, а также вся восточная часть храма (за иконостасом). Апсида - полукруглый и прямоугольный в плане выступ здания, перекрытый полукуполом. Нартекс - помещение с западной стороны христианских храмов, предназначенных для лиц, не имеющих право входить в храм. Трансепт - поперечный неф

Определение Закомара - полукруг, опирается на внешние столбы. Полукруглое завершение части наружной стены здания. Позакомарное покрытие церквей. Пилястра или лопатка на них лежит закомара (столбики), а на закомаре коробовый свод. Пилястра - прямоугольный выступ на стене, имеющий базу и капитель, как у колонны. Стена делится столбами на прясла. Прясла - полукруглая ниша в толще стены. Контрфорсы - вертикальный опорный столб, укрепляющий наружную стену. Портал - архитектурно оформленный вход в здание. Поребрики - кирпич, положенный к вам ребром.

Значения количества куполов 1)-единый бог 2)- бог и человек 5) - Христос и евангелисты 7)семь таинств церкви или семь вселенских соборов 13) Христос и 12 апостолов Если больше, то нужно подходить и спрашивать у священнослужителей

Значение Алтарь - часть, которая отделена от тела храма иконостасом. Возвышение - солея (ступеньки). Амвон - возвышение перед алтарем, с которого произносились проповеди. Располагается строго под куполом За иконостасом - алтарь. В центре "престол", где стол или тумба. Справа - дьяконник или ризница (место переодевания священника), в жертвеннике - все необходимые предметы для проведения службы. Гульбище - галерея вокруг церкви. Притвор - то, куда заходим, что притворяет церковь Лестница на второй этаж - до 17 века это означало, что церковь заказана князем или кем-то. Вела на хоры, где стояла княжеская или царская семья, . Там могли хранить переписку, казну, запасы.

Апсида – с восточной стороны, входят и выходят с западной стороны. Купол - небо, крест - то, на чем закончил свою жизнь Христос. Храмы всегда ставились на высоком месте и самом живописном. Купол стоит на барабане, в нем 12 окон, в простенках (между окнами) пишутся 12 апостолов. В купле изображен Спас Вседержи тель или Пантокра тор - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.

Из чего строили? Плинфа (кирпич, пришедший с Балкан, позже заменен красным кирпичем)- юго-запад (Киев) Белый известняк - северо-восток (Владимир, Суздаль) Серый бутовый камень (Новгород)

Архитектура до монгольской Руси Огромное число храмов Стремление выразить христианское мировоззрение Популярен крестово-купольный тип храма (пришел из Византии) До 10 века только деревянные и деревянноземляные постройки В основе строения храма лежит базилика Монументализм

25 -главая Десятинная церковь (до нас дошел фундамент, во время монгольско-татарского нашествия захватчики подожгли храм) Первый храм на Руси Возведена в 10 веке греками Выделяли десятину из налогов, поэтому «десятинная» Построена при Владимире Было 25 глав

Спасо-преображенский собор в Чернигове Перестроен в стиле барокко Появился в 11 веке Типичный византийский храм

13 -главый Софийский собор в Киеве 1037 – начало стройки в честь победы в 1036 над половцами Почитался как общественный центр (принимали послов, проводились соборы) Строили русские мастера Построен при Ярославе Мудром Ярослав похоронен здесь (1054) В здании храма была митрополичья палата, библиотека и государственный архив

Софийский Собор в Новгороде Строилась с 10451050 сделана из огромных бутовых серых камней 5 главая Шлемовидная При Ярославе Мудром

Софийской Собор в Полоцке От старой церкви остался только фундамент Восстановлен, но все подругому При Ярославе Мудром

Золотые ворота в Киеве Оборонительное сооружение Построил Ярослав Мудрый Прототип – Золотые ворота в Константинополе

11 -13 век. Искусство русских земель Киев, Чернигов, Смоленск - киевская архитектурная школа сохраняется Полоцк, Новгород, Галич, Владимиро-суздальская земля создаются свои архитектурные школы Храмы однокупольные (из-за нехватки денег) и башнеобразной формы Приземистые, массивные, с узкими окнами – как крепости

Новгород Было много посадов, каждый имел своего святого и ставил ему церковь Старая часть Новгорода - куча церквей Заказчики не князья, а бояре и община ремесленников У церкви есть адрес (только у псковских и новгородских)

Смоленск Церковь Петра и Павла Строили приглашенные черниговские мастера Отличное качество кирпичной кладки

Владимиро-суздальское княжество Использование белого ракушечника Белокаменное строительство Декоративность (ажурная каменная резьба). Георгиевский собор в Юрьеве-Польском покрыт резьбой сверху до низу Владимирской собор – 32 метра. Только Успенский собор в Москве выше

Успенский Собор Пятикупольный Трехапсидный Шлемовидные купола Высокие купола Двухрегистровый: служил как архив, как деловой центр

Церковь Покрова на Нерли Заказал Андрей Боголюбский в память Боголюбский о старшем сыне Изяславе Нерль – приток Клязьмы Во время нашествия татары не заметили церковь

Монголо-татарское нашествие Татары приостановили каменное строительство Во время захвата никак значительных построек не было Терпимо относились к русской церкви, храмы не жгли (только если там не прятались бояре или князья)

Конец XV – XVI век Церкви строились на деньги бояр Появились домашние церкви у купцов Процесс слияния школ Начало гражданского строительства Массовое строительство крепостей (смоленская, нижегородская, тульская)

Каменное строительство возрождали: 1) Тверь (Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле) 2) Новгород (Церковь Спаса на Ильине улице) в 1471 подчинился Москве, развитие собственной школы закончилось 3) Псков (Церковь Василия на Горке)

Москва Когда Иван III женился на Софье Палеолог началось массовое строительство: Обратились к итальянским мастерам Известняковые стены Кремля заменены кирпичными (дубовый – белокаменный – кирпичный). Построены 19 башен Кремля. Появление кирпича новой формы в строительстве

Спасо-Андроников монастырь в Москве Сооружали с 1410 -1427 В росписи участвовал Андрей Рублев и Даниил Черный Необычно высокий и тонкий барабан Скупо освещенное внутренне пространство, чтобы отрешиться от мирских забот Килевидное завершение Арки с килевидным завершением

Московский Ансамбль 15 век Успенский собор Архангельский собор Церковь Иоанна Лествичника (на ее месте сейчас колокольня Ивана Великого) 16 век Благовещенский Собор Церковь Ризоположения Грановитая палата (имеет потрясающие невюры, нависшие в воздухе кроме одной)

Аристотель Фиорованти Успенский собор Видны черты архитектуры итальянского ренессанса Прототип Успенский Собор во Владимире, московский больше Впервые внутри массивные столбы заменены круглыми колоннами Считался главным храмом Руси

Пилястра Закомара Алевиз Новый Архангельский Собор Присутствуют пышные архитектурные детали итальянского палаццо Похож на дворец, так как: -пояс-карниз -пилястры коринфского ордена вместо традиционных лопаток -роскошные раковины в закомарах -богатая резьба порталов (входа)

Благовещенский Собор Построена псковскими мастерами Домовая церковь московских государей Имеет второе крыльцо (Грозненское) для Грозного, так как после третьего брака его отлучили от церкви

Собор Василия Блаженного Второе название – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву Построили Барма и Постник При Иване Грозном Главный купол – олицетворение Москвы

Храм Вознесения в Коломенском Первый шатровый храм в России Построен в честь Построен рождения Ивана Грозного его отцом Василием III Элементы романского и готического стиля Строился как домовой храм

Строительство укреплений вокруг Москвы Петрока Малый возвел вторую линию укреплений, которая опоясывала торговоремесленную часть столицы – Китай-город (кита – засыпанный слой в срубах) Третья линия – Белый город– под руководством Федора Коня (строил Смоленский Кремль) Последняя линия – деревянные стены на Земляном валу (Ныне садовое кольцо)

17 век 1. 2. Расцвет архитектуры домашних церквей (Церковь рождества Богородицы на Путинках в Москве) Широкое применение шатрового стиля Гражданское строительство Расцвет строительства по заказу купцов (Троица в Никитниках) Обмирщение – уход от чисто религиозных целей: Нарядность и изысканность Сложное внутреннее устройство

«Построил» Никон Новоиерусалимский монастырь Строился Никоном в надежде, что монастырь станет центром мирового православия Уехал сюда, когда его отлучили от патриаршего престола Построен на реке Истре (недалеко от Москвы) Имеет уникальный большой иконостас из меди

Нарышкинское (москвоское барокко) 18 век Церковь Покрова в Филях и Церковь знамения в Дубровицах. Соединение старого московского архитектурного стиля и западноевропейского (петербургского) Нарышкинский, потому что построены членами из рода Нарышкиных

Гражданское строительство конца 17 начала 18 века Палата боярей Голицына и Троекурова Печатный двор Монетный двор Сухарева башня Поганкины палаты (Псков) по заказу купца Поганкина Коломенский дворец