Артикуляционная гимнастика для детей 2 4 лет. Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

Привычка говорить правильно формируется в раннем детстве. Ребенок, которого научили говорить отчетливо и красиво, не будет испытывать проблем ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.

К сожалению, далеко не все дети в возрасте -4 лет обладают хорошей дикцией, но это исправимо. На помощь родителям может прийти логопед и домашняя зарядка для улучшения артикуляции. О том, как делать артикуляционную гимнастику детям раннего дошкольного возраста, мы расскажем в этом материале.

О методе

Артикуляционный комплекс упражнений – это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Если они слабые, то с произношением у малыша будут проблемы. По мере укрепления губ, голосовых связок, щек и шеи, а также язычка произносить различные звуки и их сочетания ребенку становится проще. А постепенно правильное произношение становится привычным.

Гимнастика имеет лечебно-профилактическое предназначение, то есть она способствует исправлению неправильной речевой привычки, а также может предотвратить появление дефектов речи.

В ходе выполнения упражнений улучшается кровообращение речевых мышц, снижается повышенный мышечный тонус, который мешает малышу беспрепятственно произносить определенные звуки. В ходе выполнения статических упражнений ребенок учится устанавливать правильное положение речевого аппарата, а динамические задания помогут в освоении произношения.


Кому показаны и противопоказаны занятия?

Такая речевая гимнастика, безусловно, полезна всем малышам. В возрасте 2-3 лет формируются основные речевые навыки, тогда же, увы, формируются и дефекты речи. Разумно начинать занятия с трехлетнего возраста, а если малыш относится к категории раннеговорящих, то и в 2,5 года.

После трех лет становятся очевидны некоторые отклонения и аномалии в произношении звуков. Так, в этом возрасте отчетливо проявляется заикание. Многие детки из-за слабости мышц речевого аппарата в этом возрасте «жуют» половину алфавита, из-за чего бывает сложно понять, что именно говорит ребенок. Также может проявиться заикание и дизартрия .


Гимнастические артикуляционные упражнения помогут в установлении дикции, силы голосовой подачи, произношении, увеличат скорость говорения, улучшат разборчивость речи.

Однако есть ситуации и состояния, при которых заниматься этим видом гимнастики временно или абсолютно не стоит.

К противопоказаниям относятся врожденные пороки сердца, если гимнастику совмещают с дыхательной, психические недуги, при которых ребенок не понимает «вводных» и не ориентируется в том, что от него хотят.

Больные зубки или стоматит также являются временным противопоказанием. Раны, воспаления языка, нёба, внутренней поверхности щек, ангина в самом разгаре – все это состояния, при которых артикуляционную гимнастику проводить не рекомендуется.


Общие требования

Если принято решение делать вместе с малышом такую гимнастику, помните, что стартовать надо с легких заданий и поэтапно переходить к более сложным.

Наиболее легкими и доступными для новичков считают статические упражнения, при которых нужно удерживать речевые мышцы в заданном положении. С динамическими упражнениями спешить не стоит. В возрасте 2-4 лет эти упражнения пока считаются довольно сложными, но по мере совершенствования статической группы можно добавлять и динамические задания.

Важно проводить занятия в игровой форме, иначе зарядка очень быстро наскучит малышу и он откажется выполнять задания.

Необходима систематичность – гимнастику нужно делать ежедневно на протяжении достаточно долгого времени. В день можно проводить 3-4 занятия по 5 минут. Эти «пятиминутки» не дадут ребенку устать и будут интересными.

В каждое задание постарайтесь включать 2-3 упражнения, не более. Обязательно повторяйте уже усвоенные ранее задания и приемы, и лишь одно задание в ходе занятия выбирайте новое, еще не знакомое.


Гимнастика проводится в сидячем положении. Шею и руки ребенок должен научиться расслаблять. Лучше всего проводить занятия перед зеркалом. В нем ребенок может увидеть себя, свои губы и мимику во время произношения, а также сравнить их с вашими мимикой и расположением губ и языка.

Будут полезны отпечатанные или нарисованные карточки с картинками, которые будут иллюстрировать некоторые упражнения. Например, для упражнения «Еж» нужно иметь картинку с ярким и красочным веселым ежиком. Это позволит ребенку лучше представить себе задачу.


Не обижайте малыша, не критикуйте, не ругайте его, если что-то не получается.

Обида и огорчение лишь усилят мышечные зажимы, подорвут у него веру в свои силы, он начнет отказываться от занятий. Голос мамы должен быть мягким и негромким, не требовательным.


Для конкретного ребенка комплекс может быть назначен индивидуальный, но среди базовых заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:

  • «Дудочка». Попросите ребенка вытянуть губки трубочкой вперед и максимально долго подержать именно так. При усложнении упражнения можно попросить чадо производить что-то вроде «ду-дууууу».


  • «Завтрак котенка». Покажите малышу картинку котенка, который пьет молоко из мисочки. Попросите малыша открыть рот и продемонстрировать, как кошки лакают молоко. Усложняйте задачу, попросив открывать рот шире, одновременно улыбаться и поглаживать при «лакании» языком нёбо.


  • «Еж». Это активное упражнение. Покажите малышу карточку с ежиком и прочитайте стишок: «На клубочек он похож, милый, добрый, славный еж». Ребенок в начале стиха делает вдох, а в конце двустишия нужно активно выдохнуть и на выдохе как можно громче произнести «пых-пых».


  • «Ворота». Мама читает: «Мы ворота открываем, в гости всех мы приглашаем! ». Задача малыша – широко открыть рот, подержать его в таком состоянии 5-7 секунд и плавно закрыть.


  • «Шарики». Попросите ребенка надуть щеки, как воздушные шарики. Задача – как можно дольше удержать их в таком положении, а затем резко хлопнуть ладошками по щекам, сдуть «шарики».


  • «Часики». Мама показывает карточку, на которой изображены часы с маятником. Читает: «Тихо часики идут, пять минут, семь минут» (на этих словах ребенок высовывает язык и пробует кончиком в воздухе описать круг, подобно часовым стрелкам). Мама продолжает: «Ну а маятник – мастак, тик-так, тик-так! » (ребенок после круговых движений кончиком язычка переходит к перемещению кончика языка вправо и влево, как маятник).


«Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как летним днем дышит щенок – язык вялый, широкий и распластанный по нижней губе. А потом попросите показать, как это делает змейка – язык становится подвижным и «острым».



При дефектах определенных звуков добавляйте упражнения на улучшение произношения именно этих «проблемных» звуков:

  • «Зоопарк». Покажите карточку с тигром и спросите у малыша, как рычит тигр – «Р-р-р». Показывайте картинки тех животных, в наименовании которых есть сложный для малыша звук и просите озвучивать название и показывать, как «разговаривает» зверь:

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие - увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Причины для занятий артикуляционной гимнастикой
возможность исправить дефекты на начальной стадии более быстрое
устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным, но вялым звукопроизношением;
возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво

"Окошко"
широко открыть рот - "жарко"
закрыть рот - "холодно"
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
"Грибочек"

Улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу
"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая
"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."
"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
"Шарик"
надуть щёки
сдуть щёки
"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
"Парашютик"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Такие упражнения можно начинать с 3 лет – главное, чтобы малышу было интересно. Вместе с артикуляционной гимнастикой необходимо развивать фонематический слух. Ребенок должен слышать и не путать близкие по звучанию звуки.
Все звуковые дефекты желательно исправлять в дошкольном возрасте. В школу ребенок должен пойти с правильным произношением, так как часто неправильно говорящие дети делают много о

1."Улыбка" ("заборчик")

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

2. «Трубочка» («хоботок»)

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

3. «Домик открывается» («бегемотик)

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами.

Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик

4. «Любопытный язычок»

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу - убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз.

Любопытный язычок

Выглянул в оконце:

Может кончился уж дождь

И выглянуло солнце.

5. «Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз.

6. «Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6: «качели».

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

7. «Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд

Обезьянка строит рожи.

На кого она похожа?

8. «Бульдог»

Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. Удерживать 5 секунд.

Идёт бульдог, идёт бульдог,

Звенит медалями бульдог.

Блестят его медали.

За что их только дали...

9. «Хомяк»

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

10. «Кружок». «Футбол»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» -правая щека - «обезьянка «- левая щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.

Во дворе народ толпится,

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

11. «Месим тесто»

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..»Медленно двигайте язык вперед - назад. Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

12. «Чистим зубы снаружи»

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.

Чищу зубы,

Чищу зубы

И снаружи,

И внутри.

Не болели,

Не темнели,

Не желтели

чтоб они.

13. «Покусаем язычок» («Месим тесто»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад.

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

14. «Лопаточка». «Блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

15. «Дуем на блинчик»

Вывести язык в положение «блинчик» и подуть в небольшую бутылочку, на вертушку или кусочек ватыЕго следует выполнять после того, как получилась «блинчик»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

16. «Горка» («мостик»)

Широко открыть рот. Широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

17. «Ветерок дует с горки»

Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

18. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен.

Чищу зубы,

Чищу зубы

И снаружи,

И внутри.

Не болели,

Не темнели,

Не желтели чтоб они.

19. «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Выгляни в окошко,

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

Рассердилась киска -

Не подходите близко!

20. «Киска сердится2»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Выдвинуть язычок в положение «катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз.

Выгляни в окошко,

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

Рассердилась киска -

Не подходите близко!

21. «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка

22. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

23. «Ступеньки»

чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.

Мы по лесенке ходили,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Очень весело бродили,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Целый день мы так гуляли,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

И ни капли не устали,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

24. «Фокус»

Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он улетит точно вверх. Он сделал страшное лицо,

Потом платком накрыл яйцо...

Потом (хулалу-шимбай!) смахнул платок, оп-ле!

И вот цыпленок на столе!

25. «Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка

26. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол.

Чищу зубы,

Чищу зубы

И снаружи,

И внутри.

Не болели,

Не темнели,

Не желтели чтоб они.

27. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.

Мы работаем с утра,

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опусти,

Язык к нёбу подними.

Поводи вперёд-назад —

Наш маляр работе рад.

28. «Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка - получим звук, отдаленно напоминающий Р.

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит,

Д-д, д-д-д!

29. «Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Едем, едем на лошадке,

По дорожке ровной, гладкой.

30. «Грибок»

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка».

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой

31. «Гармошка»

Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки).

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

32. «Кучер»

Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами.

По тропе, чернее тучи,

Едет в бричке старый кучер.

Тащат бричку, хоть ты плачь,

Пара тощих, чёрных кляч.

33. «Иголочка»

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.

34. «Часики»

Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.

Тик-так, тик-так —

Ходят часики вот так.

День и ночь они не спят,

Всё стучат, стучат, стучат

35. «Индюк» («болтушка»)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»

Я - индюк «балды-балда»

Разбегайся кто куда.

36. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз «качаем язычок» . Упражнение полезно делать при работе над шипящими и свистящими звуками.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

37. «Пароход»

Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: «ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец!

Паровоз без колес!

Что за чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел.

(пароход)

38. «Расческа»

Улыбнуться, закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… (расческа)

39. «Парус»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза.

Лодка под парусом

По реке плывет,

На прогулку лодочка

Малышей везет.

40. «Комарик»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 сек.

Прилетает по ночам,

Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

41. «Заведи мотор»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять языком по альвеолам и произносить «дын-дын-дын», повторить 10-15 сек.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит,

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

Используемая литература:

Косинова Е.М. Уроки правильной речи. - М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника: Эксмо, 2004. - 64с.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2004. - 80с.

Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2 - 4 года. - М.: Карапуз, 2006. - 20 с.

Буйко В. Чудо-обучайка. Речевая моторика, речевое дыхание, дикция. - Екатеринбург: Литур, 2005. - 30с.

Игра «Домашний логопед» (изд. Новый диск)

Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.

Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика - это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).

Это важно. Основная цель гимнастики - выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.

Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.

Таблица: задачи артикуляционной гимнастики

Орган артикуляции Задачи гимнастики
Губы Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.
Язык Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д.
Щёки Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.
Нижняя челюсть Развивать подвижность нижней челюсти.
Мягкое нёбо Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.

Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.

Артикуляционная гимнастика способствует формированию правильной речи

Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:

  • профилактическую;
  • коррекционную;
  • диагностическую.

Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата - формирование чистой и правильной речи ребенка.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика может проводиться в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповой форме гимнастику можно провести утром после зарядки, перед завтраком. В микрогруппах и индивидуально её обычно проводит логопед или родители. Артикуляционные упражнения бывают:

  • статические - необходимы для формирования артикуляционного уклада;
  • динамические - важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Воспитатель может составить комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, работать над их нарушенными звуками, участвовать в автоматизации звуков и коррекции нечёткой артикуляции. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
  • во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
  • гимнастика должна проходить в игровой форме;
  • комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
  • если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки;
  • всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.

При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо использовать зеркало

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером . Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).

Требования к детям зависят от возрастной группы:

  • младшая - ребятам достаточно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;
  • средняя - при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие;
  • старшая и подготовительная - упражнения выполняются уверенно и быстро, дети хорошо справляются со статическими заданиями.

Для проведения гимнастики в младшей группе воспитателю нужно подготовить наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата ещё слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения. Гимнастика в младшей группе проводится не более 5 минут, включает в себя 4–5 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения дети должны выполнять по 2–3 секунды.

Картотека упражнений - таблица

Название упражнения Описание упражнения Стишок для проведения упражнения
Улыбочка Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Широка Нева-река
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Хоботок Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке «у-у-у».
Домик открывается Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрыть. Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Любопытный язычок Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8–10 раз. Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Лягушка Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Зайчик Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Горка Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Окошко Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5–10 секунд. Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Обезьянка Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Чашечка Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Вкусное варенье Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». Как будто варенье лежит на губе,
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Покусаем язычок Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Можно покусать кончик или середину языка. Или покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Лопаточка Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Поперек улыбки лёг –
Отдыхает язычок.

Примеры конспектов занятий

Хороший пример артикуляционной гимнастики - выполнение упражнений под стихотворение. Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у дошкольников что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю.

Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»

Текст стихотворения Действия детей
Котик Рыжик стал скучать –
Не с кем дома поиграть.
Зевают.
Чтоб друзей себе найти,
Надо в детский сад пойти!
Улыбаются.
Рыжик лапки причесал, «Протаскивают» язык между
зубами вперед-назад.
Язычком их облизал, Облизывают рот по часовой
стрелке.
Влево-вправо потянулся Сильно высовывают язык то
вправо, то влево.
И, конечно, улыбнулся. Улыбаются.
Мяу! Мяу! Малыши!
Веселимся от души!
Хлопают в ладоши.
Мы достанем с верхней полки
Наш веселый, звонкий мяч.
Тянут кончик языка вверх к носу.
Покатаем мяч по полю, Рот закрыть, кончик языка с
напряжением упирать то в
одну сторону, то в другую
щёку так, чтобы под щекой
надувались «мячики».
А потом помчимся вскачь! Быстрые движения кончиком
языка вверх-вниз.
Круглый обруч мы возьмем
И крутить его начнем.
Округляют рот, словно
произнося букву «о».
А теперь, мои ребятки,
Поиграем с вами в прятки!
Показывают язык, затем
быстро прячут его за зубы
несколько раз.
Рыжик целый день играл,
Только к вечеру устал.
Дети потягиваются.
Дома на кроватке
Спит котенок сладко.
Дети кладут голову на
сложенные ладошки.

Другой пример гимнастики - сказка о Весёлом Язычке. Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать именно такие задания.

Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»

Текст Действия детей
Жил-был Весёлый Язычок в своем домике.
Догадайся, что это за домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик - рот.
Двери в домике то открываются, то закрываются.
Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика.
Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке.
1. Открывать, закрывать рот.
2. Высунуть язык.
3. «Лопаточка» на нижней губе.
Подул легкий ветерок, Язычок поежился, спрятался в домик и закрыл за собой дверь.
А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь.
1. «Иголочка».
2. Язычок во рту, рот закрыт.
3. Язычок стучит по зубам со звуком «д-д-д-д».
Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко, потом котенок облизнулся и сладко зевнул. 1. Имитирует лакание молока.
2. «Вкусное варенье», рот открыт.
3. Широко открыт рот.
Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так». Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок. 1. «Часики».
2. Язычок во рту, рот закрыт.

Наглядный материал для работы

Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала. Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий.

Кубики для артикуляционной гимнастики

Смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.

Фотогалерея: схемы кубиков для артикуляционной гимнастики

На первом кубике изображены упражнения для развития кончика языка и уздечки На втором кубике - упражнения для развития корня и кончика языка На третьем кубике - 1пражнения для развития языка и губ

Наглядный материал можно подобрать к каждому упражнению, ориентируясь на его название (например, «Хоботок», «Лопатка», «Заборчик» и т.д.). При этом ребенок должен видеть и артикуляционные позы - образцы выполнения задания.

Использование наглядного материала помогает заинтересовать ребенка при выполнении гимнастики

Самый эффективный и современный дидактический материал - логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Если эта игрушка логопедическая, это не значит, что её не может использовать воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа. Такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию.

Игрушка для гимнастики может шевелить язычком, если просунуть в него пальцы

Какую игрушку приобрести - не важно. Можно даже сделать её своими руками. Если в её создании примут участие дети, заниматься с ней они будут еще охотнее.

Шевеля язычком, игрушка показывает детям, что нужно делать

Начинайте проводить артикуляционную гимнастику с детьми с самого раннего возраста, используйте интересные и разнообразные способы привлечения их к работе: картинки, игрушки, кубики. Не заставляйте дошкольников, если у них что-то не получается, - помогайте им. Перечисленные упражнения кажутся взрослым простыми и веселыми потому, что мы с лёгкостью можем выполнить любое упражнение, но для детей это большой труд. Не забывайте проводить гимнастику каждый день, тогда количество перерастёт в качество, и ребёнок научится выполнять всё быстро и уверенно. А качественно выполняемая артикуляционная гимнастика - это залог чистой и правильной речи.

Речевое развитие – сложный и длительный процесс, в котором возможны сбои. Некоторые из них возникают из-за генетической предрасположенности или неудачных родов, другие же становятся следствием психологических травм или патологий речевого аппарата.

При возникновении проблем не нужно впадать в панику, гораздо продуктивнее обратиться за помощью к логопеду. После обследования врачу будет понятна природа отклонений и приняты меры по их исправлению.

Для чего нужна гимнастика для языка?

Артикуляционную гимнастику полезно делать всем детям. Целью своеобразной физкультуры является улучшение подвижности речевого аппарата, развитие правильной позы губ и языка для чистого произношения звуков. Одних детей она научит правильно разговаривать, других - подготовит к встрече с логопедом и более сложным упражнениям. Комплексы зарядки включают три типа занятий: для языка, губ и щек.

Правильное произношение играет большую роль в психическом и эмоциональном развитии. Общение со сверстниками крайне важно и может усложниться из-за проблем в речевом развитии. Начинать заниматься с ребенком лучше в возрасте до 4 лет. Конечно, можно делать упражнения и позже, но добиться результата будет уже сложнее.

Если малышам 2-3 лет с помощью гимнастики тренируют и развивают речевой аппарат, то детям постарше исправляют имеющиеся дефекты. Физкультура языка способствует быстрому обнаружению и исправлению проблем с произношением.

Речевые зарядки проходят в игровой форме и нравятся малышам. Простые упражнения легко запомнить и выполнять в домашних условиях. Они не требуют большого количества свободного времени и особых усилий от родителей.


Показания к выполнению упражнений для детей 3-4 лет

Логопедические упражнения тренируют артикуляционные мышцы ребенка и заставляют их активно и правильно работать. Артикуляционная физкультура и массаж для языка показаны детям при выявлении у них врожденных или приобретенных дефектов речи, которые возникают по следующим причинам:

Во всех перечисленных ситуациях речевая гимнастика сочетается с занятиями у логопеда. Постоянное наблюдение и регулярное выполнение зарядки и логомассажа помогает добиться положительных результатов в короткие сроки. Перечисленные отклонения являются основными, но тренировать артикуляционные мышцы полезно абсолютно всем детям.

Симптомы гипертонуса артикуляционных мышц

Гипертонусом называется избыточное мышечное напряжение. Малыши с этим диагнозом часто раздражительны и зажаты. Они не способны расслабиться, даже когда засыпают.

Внешне детей с повышенным тонусом выдают поджатые губы, иногда из-за этого могут образовываться складки. Язык оттягивается назад и напрягается. При этом его спинка изгибается и прижимается к небу, поэтому иногда кажется, что ребенок говорит в нос. Гиперонус мышц не дает полностью поворачивать голову, широко открывать рот или удерживать его в таком положении. Верхняя губа растягивается и прижимается к деснам либо просто приподнимается.

Подобная патология является показанием к назначению расслабляющего массажа. Сеанс начинают мягкими скользящими движениями в области шеи и плеч. Это помогает снизить возбудимость тканей и снять гипертонус корня языка.

Лицевые мышцы массируются продольными и поперечными поглаживаниями лба, области вокруг глаз, щек, линии от мочек ушей к носу. Губы прорабатываются по отдельности сначала мягкими движениями от уголков к центру, затем круговыми с легким надавливанием.

Признаки пониженного тонуса

Иногда мышечный тонус не повышен, а наоборот, ниже нормы. Мышечная гипотония возникает вследствие недоразвития нервной системы и часто встречается у недоношенных детей. Пациенты со сниженным тонусом чересчур спокойны, они хорошо спят и практически не доставляют своим родителям проблем, вот только развиваются такие малыши медленнее своих сверстников.

Гипотонусу свойственны следующие симптомы: обвисшие щеки и контуры лица, нижняя губа выворачивается и практически ложится на подбородок, язык становится вялым и вываливается изо рта. Ребенок просто не в состоянии держать рот закрытым.

Целью массажа в данном случае становится активизация артикуляционных мышц. Начинают его проводить так же с шеи и плеч мягкими обхватывающими движениями. Процедура должна задеть и стимулировать мускулатуру, связанную с мышцами языка.

  • Поглаживающие движения лба, области над глазами, подбородка дополняются разминаниями скуловых и щечных мышц.
  • Щеки массируются с обеих сторон: изнутри и снаружи одновременно.
  • Губы поглаживаются и пощипываются от середины к уголкам. Надавливающие движения должны усиливаться постепенно, не причиняя ребенку дискомфорта и болевых ощущений.

Нередко встречаются пациенты со смешанным тонусом, когда щечки расслаблены, а язык напрягается и прижимается к небу или наоборот - вялый язык, когда нельзя различить его кончика, при хорошем тонусе губ и щек. Таким детям проводится дифференцированный массаж, совмещающий обе тактики.

Что понадобится для выполнения комплекса?

Перед тем, как назначить ребенку логопедический массаж и артикуляционную гимнастику, врач проводит тщательную диагностику маленького пациента. При обследовании проверяется структура шейных и мимических мышц, верхней части туловища. Опытный специалист способен выявить даже незначительные отклонения речевой функции.

Нет необходимости проводить массаж языка в поликлинике, мама может сделать его ребенку самостоятельно в домашних условиях. Предварительно потребуется хорошенько проверить комнату, в которой планируется проводить процедуру, вымыть и согреть руки.

Длительность первых сеансов обычно не превышает 5 минут и постепенно, за 4 занятия, увеличивается до 20. Нужно помнить, что время процедуры зависит и от возраста и эмоционального настроя ребенка.

Обучиться технике массажа можно на приеме логопеда или внимательно изучив следующее видео. Логомассаж задевает все мышцы речевого аппарата, и особое внимание уделяется языку. Разрабатывать его не обязательно при помощи специализированных приспособлений. Для укрепления кончика языка подойдут подручные предметы, такие как ложка или зубная щетка с мягким ворсом (рекомендуем прочитать: как можно сделать зубную щетку мягче?).

Сделать массаж кончика языка не составит большого труда. Помимо щетки потребуются марлевые тампоны, которые размещают под языком. Это необходимо для сбора излишков слюны, при массаже она вырабатывается сильнее. Производя продольные, круговые или поперечные движения по языку, не нужно сильно нажимать на щетку. Действия не должны причинять боль или доставлять неудобства. В большинстве случаев данный процесс нравится детям, даже тем, которые поначалу относились к нему с опаской.

Техника зарядки для языка

Артикуляционные упражнения укрепляют и развивают речевой аппарат. Трехлетним малышами поддаются не все звуки, но при регулярном выполнении зарядки их речь становится чистой.

Эффект от логопедических упражнений будет заметен, только если:

  • занятия проводятся ежедневно;
  • упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы у ребенка была возможность проверить правильность действий;
  • уделяется больше внимания не количеству выученных упражнений, а качеству их выполнения;
  • зарядка начинается с простых комплексов и постепенно усложняется;
  • упражнения преподносятся в игровой шуточной форме, иногда ребенку вообще не обязательно сообщать о том, что он делает упражнение, лучше представить все в форме новой игры.

Малыша необходимо заранее подготовить к гимнастике, рассказав о процедуре, для наглядности можно воспользоваться картинками. После этого проходит демонстрация упражнений, первые попытки их выполнения совместно с ребенком и корректировка.

На начальной стадии разница в тонусе мышц артикуляционного аппарата видна невооруженным взглядом. Постепенно различия сглаживаются, и тонус приходит в норму.

Дети могут начать излишне стараться или нервничать. Необходимо снять эмоциональную нагрузку: размять плечики, потрясти вместе с ними кистями рук. Для улучшения восприятия многие комплексы упражнений дополняются забавными стихотворениями. Это тоже способствует снятию напряжения и лучшему запоминанию зарядки.

Различают два типа упражнений. Разница заключается в том, что при статических действиях губы и язык фиксируются на несколько секунд в определенном положении, а динамические заставляют их двигаться.

Цель массажа

Логомассаж хорошо зарекомендовал себя в восстановлении речевых функций, а при некоторых заболеваниях, например ДЦП, проведение подобных процедур обязательно. У маленьких пациентов с этим диагнозом нарушен мышечный тонус, что неизбежно приводит к речевым дефектам. Массаж помогает добиться:

Необходимо учитывать, что массаж категорически запрещен при:

  • стоматите;
  • конъюнктивите и гингивите;
  • герпесных поражениях слизистой рта;
  • увеличившихся лимфоузлах.

Детям с сильными отклонениями в звукопроизношении дополнение речевой зарядки логопедическим массажем просто необходимо. Массаж улучшает общее состояние организма, стимулирует кровообращение и улучшает обмен веществ. После прохождения полного курса восстанавливается лимфообмен, сократительная функция мышц приходит в норму.

Мнения специалистов

Специалисты единогласно заявляют о пользе развития речи, даже при отсутствии явных отклонений, важно начинать заниматься с ребенком как можно раньше. Логопедический массаж улучшает кровообращение, повышает эластичность мышц и является отличной профилактикой речевых отклонений.

Для того, чтобы малыш заговорил - необходимо его стимулировать, больше с ним разговаривать, а лучше расспрашивать о чем-либо, вынуждая говорить самостоятельно. Речь лучше развивается у детей с широким кругозором и тех, кто привык лепить, рисовать, конструировать, т.е. развивать мелкую моторику рук. Не стоит переживать если в 1,5-2,5 года ребенок не хочет разговаривать, в детском саду это проходит, но с трехлетним молчуном необходимо проконсультироваться у специалиста, чтобы определить причину проблемы.