Как викинги ориентировались в море ночью. Навигационное искусство викингов

Какие морские навигационные инструменты были у викингов. Как без магнитного компаса скандинавы открыли Гренландию и Америку. Что за мистический «солнечный камень» упоминается в сагах. Ответы на эти вопросы читайте в этой статье.

Древние скандинавы путешествовали много. Очень много. Но если посмотреть на карту маршрутов их походов, можно заметить, что в основном, это прибрежное плавание.

Плавание вдоль берегов не требовательно к навигации. Викинги ориентировались по местности. Это могли быть устья рек, фьорды, острова, мысы, горы, ледники — благо, всего этого в Норвегии, Дании и Швеции достаточно. Часто измеряли глубину воды лотом (груз на бичёвке). Стоило первопроходцу составить устную карту таких ориентиров и последующие путешественники могли смело использовать описанную местность в качестве направляющих. Стоит отметить, что викинги останавливались на ночлег на берегу, чтобы не потерять его из виду, путешествуя по воде ночью.

Если же погода не позволяла ориентироваться на местности (большая облачность) или ладья отошла далеко от берегов, всегда можно было определить местоположение по ветру, который «читался» по волнам, или определить направление к берегу по траектории перемещения птиц.

Но такие исключительные ситуации это редкость, они были не критичны. Потому что расстояния по оживлённым маршрутам были малы. Например, поход из западной точки Дании до Англии по прямой вдали от берега и при попутном ветре занимал всего 1.5 суток.

Другое дело — походы по открытом морю и океану

Больше 1000 лет назад викинги открыли Америку. Для этого им пришлось преодолеть несколько крупных участков по морям и Атлантическому океану, длиной от 1000 до 2000 км. Известно 7 регулярных маршрутов походов викингов на дальние расстояния в западном направлении.


И здесь ориентация по местности никак не могла помочь. Нужна была более надежная система. Однако магнитный компас, позаимствованный у арабов, появился в Европе только в 13-м веке.

Самый простой способ навигации в море — по закату и восходу солнца, строго на запад или на восток. Естественно, зная положение солнца в то или иное время года. Викинги действительно так путешествовали, например, по маршруту №7 на карте выше. Маршрут от Хернама (ныне Берген) до южного мыса Гренландии проходит ровно по 61-й северной широте.

Но чтобы выполнять более сложные манёвры и ходить по более сложным маршрутам, необходимо, как минимум, разбираться в определении сторон света. И древние скандинавы умели это делать.

Небосвод делился на 8 частей (Atta). Главные: Austuratt (восток), Norduratt (север), Suduratt (юг), Westuratt (запад). И второстепенные: Lundsudur, Utsudur, Utnordur и Landnordur (юго-восток, юго-запад, северо-запад, северо-восток).

В ясную ночь определение сторон света по звёздам было простым делом. Полярная звезда, указывающая на север, тогда светила также ярко, хотя и была смещена на 6° 14′ по сравнении с современным положением.

Чтобы определить стороны света днём, необходимо было определить положение солнца и знать его траекторию передвижения по небу в данный месяц года. Соответственно сутки викинги делили на 8 частей: Morgun (утро), Oendwerdur Dagur (первая часть дня), Hadaege (глубокий день, Middaege-полдень), Efri lutur Dags (последняя часть дня), Kwoeld и Aptan (вечер), Oendverd Nott (первая часть ночи), Midnaetti (полночь), Efri lutur Naetur (вторая часть ночи).

«Солнечный камень»

Но если небо затянуло облаками (а это обычное явление в северном полушарии) и положение светила не определить, то на помощь приходил мистический «солнечный камень». О нём упоминается в саге «Об Олафе Святом»:

Погода была облачная, шёл снег. Святой Олаф, король, послал кого-нибудь, чтобы осмотреться, но не было чистой точки на небе. Потом он попросил Сигурда сказать ему, где Солнце. Сигурд взял солнечный камень, посмотрел на небо и увидел, откуда пришёл свет. Так он выяснил положение невидимого Солнца. Оказалось, что Сигурд был прав.

«Солнечный камень» викингов так и не был найден. Но недавно был обнаружен кристалл в затонувшем корабле 16-го века. Появилась надежда, что такой же инструмент мог быть и у древних скандинавов.

Оказывается, некоторые виды кристаллов обладают способностью преломлять солнечный свет (двойная рефракция). Этими свойствами обладают многие кальциты, турмалины и иолиты. Исландский шпат (разновидность кальцитов) можно было найти на одноимённом острове.


Исландский шпат, кальцит. Предполагаемый «солнечный камень» викингов

Принцип работы основан на способности таких кристаллов улавливать поляризационный солнечный свет, который исходит кругами в 90 градусах от источника. Достаточно двух кристаллов, чтобы обнаружить солнце в непогоду и даже в течении 50-и минут после захода солнца. Учитывая, что викинги плавали в северных широтах, когда в начале лета солнце практически не заходило за горизонт, такой инструмент был просто необходим при плавании. Кстати, видеть поляризационный свет могут, например, пчёлы.


Принцип работы «солнечного камня» викингов. Идея изображения: NewScientist

Последние эксперименты венгерских учёных выяснили, что погрешность обнаружения положения солнца при таком методе составляет ±4 градуса, а это очень хороший результат. Было произведено 1080 разнообразных замеров.

В итоге гипотеза об использовании кальцита в качестве высокоточного прибора выглядит всё более правдоподобной. Учитывая и то, что ненастная погода над морями и Атлантическим океаном могла быть неделями.

Другие навигационные приборы

Учёные предполагают существование у викингов помимо «солнечного камня» трёх видов навигационных приборов: горизонтная доска, солнечный компас, световая доска (сумеречная доска).

На горизонтной доске отверстиями помечены месяцы походов. С одной стороны — положения восхода солнца, с другой — положения заката. Колышком помечался текущий месяц. Сделав один замер колышком (на закате или рассвете), можно определить север, отметив середину расстояния между соответствующим противоположным отверстием для текущего месяца.

На диске солнечного компаса заранее отмечались траектории движения тени от солнца в течении дня для различных месяцев. Соответственно, сделав замер в определённое время дня и сопоставив длину тени с измерениями, можно было определить север.

Световая доска является комбинацией горизонтной доски и солнечного компаса. Измерения производятся на базе тени от широкого гномона в центре прибора, сопоставляя их с предварительно нанесённой гномической линией. Эта доска была особенно эффективна в купе с «солнечным» камнем на закате или рассвете, а также в течении 50 минут, когда солнце скрыто за горизонтом.

Фрагмент деревянного диска времён эпохи викингов, найденный в южной Гренландии (Уунаторк, Uunartoq), мог быть комбинацией таких приборов.


Для того, чтобы считывать значения диска как со световой доски был необходим особый гномон. Он также был найден — солнечный брусок.


После осознания того, что викинги могли обладать хотя бы одной или несколькими такими отличными навигационными техниками и приборами возникает только один вопрос: почему скандинавы сделали так мало открытий? Если бы история оставила эпохе викингов ещё, хотя бы, 100 лет, то мы бы сейчас в учебниках истории прочли, как какой-нибудь Сигурд Суровый открыл Австралию. Прочли за бокалом хорошего южно-скандинавского эля 🙂

Источники: The Royal Society ( , , ), New Scientist , книга «Походы викингов» (Стриннгольм Андерс Магнус).

Протяжённостью в тысячи километров, перемещаясь между поселениями в Исландии и Гренландии. Причём они не пользовались компасами. Исследователи давно теряются в догадках, как храбрым скандинавским мореходам удавалось из раза в раз совершать такого рода подвиги, особенно с учётом погодных условий региона.

Группа венгерских учёных решила получить ответ на этот вопрос, и для этого они обратились к компьютерному моделированию и ".

Согласно историям о викингах, ориентироваться на местности им помогали так называемые солнечные камни. Как гласит предание, подобные камни помогали определять положение солнца, даже если оно было скрыто за облаками. Проблема в том, что учёные не обнаружили ни один подобный камень в местах кораблекрушений викингов.

"На самом деле, это всё только лишь предположения", — говорит биохимик Стивен Хардинг (Stephen Harding) из Ноттингемского университета, не участвовавший в исследовании. Впрочем, он тут же добавляет, что одним из возможных доказательств существования солнечных камней может считаться беловатый минерал, найденный рядом с другими навигационными инструментами в месте кораблекрушения 16 века.

Тут сделаем небольшое отступление. Речь идёт о 1592 годе, когда неподалёку от острова Олдерни в проливе Ла-Манш затонул один из английских кораблей, плывший к берегам Франции для участия в борьбе с испанским флотом. Четыре века спустя водолазы подняли со дна Английского канала на поверхность фрагменты корпуса, снаряжение и оружие. В числе находок оказался минерал белого цвета в форме ромбоэдра размером с небольшой кусок мыла. Авторы проекта "Вести.Наука" (сайт) подробно той находки. По всей видимости, этот минерал действительно использовали для навигации.

По мнению Хардинга, есть все основания предположить, что английские моряки переняли некоторые навигационные "трюки" у викингов, которые бороздили те же воды и совершали набеги на Британские острова столетиями ранее.

Но вернёмся к солнечным камням: даже если предположить, что такие камни существовали, каким образом они помогали викингам добраться из точки А в точку Б?

Ранее специалисты уже раскрыли способности нескольких типов минералов (особенно сверхчистых кристаллов кальцита, кордиерита и турмалина) поляризовать свет . В этом случае свет, проходящий через кристалл, делится на два луча (поляризованный свет имеет другую траекторию, отличающуюся от хода луча неполяризованного света). Если смотреть на небо сквозь кристалл и вращать его, можно увидеть концентрические кольца вокруг солнца, и таким образом определить направление на светило. Причём камень позволяет отыскать местоположение солнца за облаками, большими дождевыми тучами или даже за горизонтом. Положение светила же даёт мореплавателям верную точку отсчёта во время длительных путешествий.

Теория теорией, но как такой метод работает на практике? Как отмечает один из авторов недавнего исследования биофизик Габор Хорват (Gábor Horváth) из Будапештского университета, предыдущие научные труды ответили положительно на вопрос о том, можно ли с помощью минералов осуществлять навигацию. Но любопытным учёным этого показалось мало: Хорват вместе со своим коллегой Денешем Сазом (Dénes Száz) включили данные предыдущих работ в компьютерное моделирование путешествий между Бергеном, Норвегия, и поселением викингов на юго-восточном побережье Гренландии.

Отмечается, что на такое путешествие могло уходить порядка трёх недель дневного плавания с учётом типичных скоростей кораблей викингов (11 километров в час).

Кристалл кальцита, как на фото, возможно, и был тем самым солнечным камнем викингов, который позволял мореходам успешно путешествовать на столь дальние расстояния.

В своей работе , опубликованной в научном издании Royal Society Open Science, авторы пишут: используя данные, полученные в более ранних экспериментах, они определяли успех навигации при помощи "солнечных камней". Учёные сымитировали 3600 походов из Норвегии до Гренландии, учитывая различную облачность в летнее солнцестояние и весеннее равноденствие. Проще говоря, специалисты хотели понять, как быстро (да и вообще могли ли) викинги достигать Гренландии при различных погодных условиях в зависимости от способов навигации (типа камней) и частоты их использования.

Поясним, что весеннее равноденствие - это предполагаемое начало сезона путешествий викингов в открытом море, а день летнего солнцестояния — самый длинный день (с самой короткой ночью) в году в соответствующем полушарии.

Исследователями учитывались три фактора: облачность (которая менялась в течение дня), тип кристалла, используемого в качество солнечного камня, и как часто мореходы использовали его. Каждый раз, когда мореплаватель "консультировался" с солнечным камнем, имитируемый корабль корректировал курс в случае необходимости.

Получилось, что, если мореходы "снимали показания" каждые четыре часа, то их корабли достигали Гренландии в 32-59% случаев. Но стоило им сверяться с камнем каждые пять-шесть часов, как шансы достичь суши за положенное время заметно снижались. А те, кто сверялся с камнем каждые три часа и чаще, со 92-100%-ной вероятностью достигали нужных берегов.

Все три типа изученных кристаллов (кальцит — форма карбоната кальция, кордиерит — силикат, богатый железом и магнием, и турмалин — силикат, богатый бором) оказались одинаково полезными, если ими пользовались каждые три часа или с меньшим промежутком. Если интервал увеличивался - до пяти-шести часов - то чуть лучшие результаты показывал кордиерит, а вот кальцит, минерал, известный как исландский шпат , был менее пригодным, чем другие камни.

Тем не менее, заключают учёные, все три кристалла были бы бесценными инструментами в опасных морях Северной Атлантики, и, по всей видимости, какими-то из них и пользовались знаменитые викинги.

Результаты моделирования показали, что подобная навигация действительно эффективна как в дни весеннего равноденствия, так и в дни летнего солнцестояния даже в облачную погоду. Конечно, если моряки определяли направление не реже одного раза каждые три часа (независимо от типа "солнечного камня"), подводят итог авторы работы.

Долгое время ученые не могли понять, каким образом викинги путешествовали из Скандинавии по морю, преодолевая тысячи морских миль. Известно, что они были прекрасными мореплавателями и в 9-11 веках доплывали до Руси и Ирландии, в а 10 веке открыли Гренландию. Однако как они ориентировались, преодолевая столь большие расстояния, если компас был открыт лишь в 16 веке?

В сагах и легендах говорится о «солнечных камнях», которые использовались для навигации даже в плохую погоду — камни помогали им находить солнце на небосводе, даже если оно было полностью закрыто тучами. В частности, об этом упоминается в саге о заселении Гренландии из жизнеописании короля Олафа, который правил Норвегией в конце 900-х годов. Интересно, что 1948 году был найден экземпляр диска Уунартока, который в сочетании с тем самым солнечным камнем (Solstenen), и мог служить для навигации. По мнению ученых, прибор представлял собой солнечные часы с пометками-сторонами света и резьбой, обозначавшей изменение тени.

Первым, кто выдвинул предположение, что подобные камни действительно существовали, был археолог из Дании Торвильд Рамску. В 1969 году он заявил, что это мог быть природный кристалл, поляризующий свет (к примеру, кальцит). В процессе наблюдения за облачными участками неба, вращая кристалл, можно было найти те области, откуда из-за рэлеевского рассеяния исходит полностью поляризованный свет. При проведении перпендикуляров к линии, которая соединяет эти области, можно обнаружить скрытое за облаками солнце, узнав его точное положение.

Археолог Габор Хорват и его коллеги сделали компьютерное моделирование путешествий викингов от Бергена в Норвегии до Хварфа на южном побережья Гренландии — тогда такое плавание занимало около трех недель. Модель учитывала 1000 таких путешествий и использование при этом кальцита (а также кордиерита, турмалина и аквамарина) для навигации — для каждого камня была указана погрешность. Путешествие начиналось в период летнего солнцестояния или весеннего равноденствия, облачность задавалась случайно. Модель показала очень высокую вероятность успешности такого способа навигации — 92 %. Однако этот показатель был справедлив только в том случае, если по камню сверялись каждые 3 часа — при коррекции курса раз в 4 часа вероятность успеха падала до 32-58 %, для сверки каждые 6 часов — до 10 %. Ученые предположили, что именно ошибка в навигации привела к тому, что викинги в 985-1000 годах высадились на берегу Ньюфаундленда в Северной Америке (территория современной Канады). В дальнейшем они основали там поселение Винланд. Так или иначе, викинги открыли Северную Америку и исследовали ее территорию задолго до плаваний Христофора Колумба.

Хотя теория о том, что кальцит являлся тем самым «солнечным камнем» не доказана (он не был найден ни в их могилах, ни в местах, где находились поселения), данное предположение хорошо объясняет навигационные способности древних мореплавателей. Более того, кальцит находили среди инструментов на затонувшем в 1592 году корабле британцев, а также есть данные об использовании пилотами поляризующих камней в 20 веке, когда компас мог давать сбои в работе.

Международная научная группа собрала свидетельства того, что викинги могли использовать методы «поляриметрической» навигации.

Викинги, опытные судостроители и мореплаватели, совершали длительные морские походы в Северной Атлантике. Один из важнейших морских путей того времени соединял современный Берген с южной частью Гренландии и пролегал в районе 61-го градуса северной широты. Определять направление на географический север в таком путешествии им помогало оригинальное навигационное устройство — деревянный диск с засечками и гномоном.

Если Солнце скрыто облаками или туманом, устройство, гномон которого должен отбрасывать тень, становится бесполезным. Ориентироваться по звёздам в условиях полярного дня викинги тоже не могли, а магнитного компаса у них не было.

Часть деревянного навигационного диска с отметками, найденного на юге Гренландии.
Левая половина прибора отсутствует. (Иллюстрация из журнала Philosophical Transactions of the Royal Society B.)


Поскольку в Северной Атлантике Солнце довольно часто пропадает из виду на несколько дней, датский археолог Торкильд Рамскоу (Thorkild Ramskou) ещё в конце 60-х годов прошлого века предположил, что в пасмурные дни мореходы использовали в навигационных целях кристаллы с двойным лучепреломлением. Свет, проникающий сквозь атмосферу Земли, становится частично линейно поляризованным, а кристалл играет роль поляризатора, который викинги могли «откалибровать», заметив, в каком положении участок ясного неба при наблюдении через кристалл представляется наиболее ярким, и обозначив, какую позицию занимает при этом Солнце. Подготовленный таким способом прибор давал возможность вычислить положение скрытого Солнца.

Многие учёные отождествляют двоякопреломляющий кристалл с «солнечным камнем» (sólarsteinn), описание которого даётся в сагах. В одной из них Святой Олаф просит Сигурда сказать, где находится Солнце, после чего берёт «солнечный камень» и определяет положение «невидимого» (а погода стояла облачная и снежная) светила самостоятельно, подтверждая правоту Сигурда. Материалом для «солнечного камня» могли служить исландский шпат, прозрачная разновидность кальцита, кордиерит или турмалин.

Стоит заметить, что поляриметрический прибор схожего принципа действия, разработанный в 1948 году, использовали в навигационных целях пилоты SAS. Природные способности к ориентированию на местности с учётом поляризации солнечного излучения обнаружены у медоносных пчёл Apis mellifera и многих других членистоногих.

Исландский шпат (фото с сайта Nbii.Gov).

Описанная гипотеза элегантна и проста, а достойных альтернатив у неё нет. В то же время экспериментальной информации, подтверждающей её истинность, не хватает; авторы обзорной статьи в новом номере журнала Philosophical Transactions of the Royal Society B постарались обобщить все имеющиеся данные, бóльшую часть которых они собрали сами.

Один из первых опытов, проведённый в 2005 году, показал, что утверждения скептиков, считавших человека способным безо всяких приборов точно определить положение Солнца в пасмурный день, безосновательны. Исследователи сделали несколько фотографий облачного и сумеречного неба с помощью объектива типа «рыбий глаз» с полем обзора в 180?, а затем предложили добровольцам указать, где находится Солнце. Как оказалось, в сложных случаях люди делают очень существенные ошибки; разумеется, опытные навигаторы прошли бы такой тест с лучшими результатами, но даже они не достигли бы нужной точности.

В двух других экспериментах исследовалась возможность использования методов «поляриметрической» навигации в условиях тумана или сплошной облачности. При наблюдении неба с борта шведского ледокола Oden и с территории Венгрии учёные установили, что поляризационная картина в целом повторяет ту, которая устанавливается в солнечный день. Однако просветы в облачности викингам всё же были необходимы: если небо полностью затянуто облаками, заметить потемнение его участка при повороте кристалла чрезвычайно сложно.

Первые столкновения между викингами и франками относятся к 834 году и происходят близ Дорестада во Фризе. Викинги разрушили Дорестад, важный порт на притоке Рейна. В 844 году большой отряд викингов вошел в русло Сены. Руан пал первым и был полностью разграблен. Следующая попытка захвата возобновилась через пять лет, но тут уже сто двадцать кораблей «северных бродяг» пошли дальше и осадили Париж. Осада города длилась много месяцев и перед Пасхой 846 года Париж был взят. Карл Лысый заплатил викингам 7000 ливров серебра в надежде, что они снимут осаду, но викинги обманули короля, лишь отсрочив новый набег до следующей весны. С каждым набегом дань увеличивалась и перепуганным французам ничего не оставалось, как исправно платить ее. Возглавлял войско викингов Бьон Железнобокий сын Рагнара Мохнатые Штаны, погибшего в змеиной яме.

Длинная жалоба монарха Эрментариуса, написанная в Нормутье, как две капли воды похожа на жалобы его английского собрата: «…Их становилось все больше и не было им конца. Везде, где они появлялись, христиане уничтожались, города грабились и сжигались. Они захватили все города, бывшие на их пути: Руан, Париж, Бовэ, Мо. А еще Шартр, Эвре, Бийе».

Первые походы на Руан были предприняты знаменитым Роллоном, чья статуя до сих пор стоит в саду мэрии Руана. Роллон имел прозвище Путника, так как из-за огромного роста и веса ни одна лошадь не выдерживала его. Он относился к числу родовитых викингов и одним из первых принял христианство в 911 году. В 922 году король Карл Простак передал ему во владение всю Нормандию. При нем Нормандия стала процветающей страной.

Нельзя не сказать, что в музее города Байе в Нормандии по сей день можно любоваться «Гобеленом из Байе», где на семидесяти метрах изображены пятьдесят восемь сцен из жизни викингов. Гобелен относится к XI веку и очень подробно иллюстрирует жизнь викингов. Его уникальность в том, что до нас почти не дошли изображения бесстрашных бродяг.

Викинги были не просто людьми, связанными с морем, искусными кораблестроителями. Можно сказать, что они, как сказочные кентавры, являли собой полное единение с кораблями, на которых плавали. Корабль составлял часть их жизни, культуры и даже смерти. Ни один народ в Европе не выбирал себе усыпальниц под парусами. Даже в загробный мир викинги отправлялись на любимых судах.

В Европе VIII-XI веков они были непревзойденными мореплавателями. Строили корабли различных видов: для речной навигации, для навигации во внутренних морях, военные корабли, транспортно-грузовые, а также корабли типа «кнарр» для массовой иммиграции с семьями, домашней утварью и скотом. Только это судно было приспособлено для длительных путешествий.

Как ориентировались викинги в море, не зная ни , ни хронометра? Так, как те, кто сроднился с морской стихией. Все служило им подсказкой. Они в прямом смысле плавали в морях как «рыбы в воде». Глубина и температура воды показывали местонахождение их судна. Викинги умели ориентироваться по луне, солнцу и звездам. Все виды морских животных, птиц и рыб служили им путеводителем. Знаменитые вороны викингов увековечены в их сагах. Если ворон возвращался, значит, земля была еще далеко, вблизи берега отважные мореплаватели ориентировались по айсбергам и скалам. Плавание в основном осуществлялось с апреля по октябрь по той простой причине, что погода в это время года довольно стабильна, с запада дует не очень сильный ветер, а ночи довольно светлы, так что в небе хорошо видна путеводная Полярная звезда.

До сегодняшнего дня были найдены двенадцать кораблей. Из них пять в 1962 году в Дании: два военных судна, одно рыболовное, маленькое торговое судно, один большой корабль типа «кнарр». Сразу после извлечения из воды их поместили в специальные ангары, где постоянно поливали водой, чтобы они не потрескались, резко поменяв стихию, а затем постепенно, доска за доской, отреставрировали. У нас есть уникальная возможность лучше ознакомиться с кораблем «кнар» под названием «Реде Орм». Он возил товары для продажи в Европе: китовые клыки моржа, мех белого медведя и даже живых медвежат, которых в те времена модно было держать при королевских дворах в Европе. Размеры судна достигли примерно 16,3х4,5х:2 м. Корпус был сделан из сосны, весла – из дуба или липы. Некоторые доски оказались заменены другими из южных пород деревьев, что говорит о длительности пути. Предполагаемая площадь полотна паруса около 100 кв. м., водоизмещение 15-20 тонн, Кнарр выглядел просто гигантским монстром среди суденышек, предназначавшихся для плавания по рекам, и приводился в движение сильным ветром. Штурвал располагался на третьей палубе и мог фиксироваться в одном положении.

Умение викингов использовать течение делало их суда очень быстроходными. Они могли делать до 120 морских миль в день. Парус был невысоким и широким, как правило, шерстяным, полосатым, красно-белым. Известно, что викинги-навигаторы наносили на свои карты все особенности берегового рельефа, и карты их были очень точны. Лоциями «северных бродяг» мореплаватели всего мира пользовались аж до XIX века.

Во всем, что касается викингов, вопросов всегда больше, чем ответов. Мы не знаем: на что походили торговые суда шведских викингов, какими были их военные корабли, что собой представляли неглубокие погребальные корабли, перевозящие знатных викингов в Вальхаллу, царство мертвых. Но мы знаем имена кораблей: «Длинный змей», «Морская птица», «Идущий по волнам».

Сенсацией стала находка древних кораблей на берегу фиорда Осло в 1890 году. Это вдохновило наших современников на попытку воспроизведения кораблей викингов и повтор их экспедиций.

Что может лучше рассказать о народе или отдельном человеке? Конечно природа, которая его окружает, культура и, как ни странно, смерть. Обычаи, связанные с погребением. И в этом случае викинги явили себя поэтами и оригиналами, потому что они погребали своих сограждан на кораблях. В 1880 году в Норвегии, в Гокстеде, археологами был обнаружен погребальный корабль викингов. Время его постройки можно отнести к 850 году. Прослужил он где-то с полвека, а потом успокоился навеки вместе со своим драгоценным грузом. Тело короля покоилось внутри небольшой деревянной комнаты на палубе. Корабль был наполнен имуществом, так как, по верованиям викингов, в загробном мире покойному могло пригодиться все, чем он пользовался в земной жизни. Шесть преданных собак, двенадцать лошадей и павлин отбыли в «царство мертвых» вместе с хозяином.

Еще один погребальный корабль был обнаружен в 1903 году тоже в Норвегии. На нем была похоронена королева с целым мебельным гарнитуром и разнообразной кухонной утварью. За знатными викингами часто добровольно следовали и их слуги, чтобы прислуживать своим господам за гробом, когда те захотят перекусить или прогуляться по саду. Для умерщвления слуг существовала старуха, называемая «ангелом смерти». Давая испить верной рабыне какое-то наркотическое питье, старуха душила девушку и укладывала тело рядом с вождем.

Надо сказать, что из загробного мира викинги постоянно “шастали” на землю, встречались и проводили ночи со своими женами, отрывали запрятанные при жизни сокровища, устрашали врагов и вообще всячески вмешивались в земные дела.

Через три бурных столетия после 1100 года повсеместно наблюдается закат деятельности «вечных скитальцев». С 1300 года в Гренландии начинается значительное похолодание климата. Те викинги, что обосновались там, страдали от долгой зимы, голода и воинственных эскимосов. В Исландии и Норвегии в это же время их собратьев буквально выкашивала чума, а родная Скандинавия утратила былое могущество в Европе, и ей было не до помощи разбросанным по миру соотечественникам. Последний след, записанный в книге викингов Гренландии, относится к 1408 году. Это брачное свидетельство. Ну что ж! Викинги и тут удивили мир своей оригинальностью.

Жил человек по имени Торвальд. Виновный во многих преступлениях на родине, Торвальд со своим сыном покинул Норвегию. Сына его звали Эйрик Торвальдсон, или Эйрик Рыжий, прозванный так за цвет волос и буйный темперамент. Это был человек неуемной энергии и к тому же еще своевольный. Ослушание грозило смертью. И тогда Эйрик Рыжий решил искать страну, которую видел Гунбьерн, сын Ульфа, когда блуждал к западу от Исландии в 981 году.

В течение трех лет, таков был срок изгнания, Эйрик Рыжий исследовал гренландские берега для будущих поселений. Облюбованные участки земли он назвал Гренландией («Зеленая Земля»). В «Книге земледельцев» сказано: «он полагал, что люди будут стремиться в страну с красивым названием». Гренландия – последнее пристанище викингов. А больше про эту историю мы ничего не знаем.