План, карта, аэрофотоснимок, космический снимок. Условные знаки, масштаб

Позволяют получать пространственную информацию о земной поверхности в видимом и инфракрасном диапазонах длин электромагнтных волн. Они способны распознавать пассивное отраженное излучение земной поверхности в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах. В таких системах излучение попадает на соответсвующие датчики, генерирующие, электрические сигналы в зависимости от интенсивности излучения.

В оптико-электронных системах ДЗЗ, как правило, используются датчики с постоянным построчным сканированием. Можно выделить линейное, поперечное и продольное сканирование.

Полный угол сканирования поперек маршрута называется углом обзора, а соответствующая величина на поверхности Земли — шириной полосы съемки.

Часть принимаемого со спутника потока данных называется сценой. Схемы нарезки потока на сцены, равно как и их размер для разных спутников, имеют отличия.

Оптико-электронные системы ДЗЗ проводят съемку в оптическом диапазоне электромагнитных волн.

Панхроматические изображения занимают практически весь видимый диапазон электромагнитного спектра (0,45-0,90 мкм), поэтому являются черно-белыми.

Мультиспектральные (многозональные) съемочные системы формируют несколько отдельных изображений для широких спектральных зон в диапазоне от видимого до инфракрасного электромагнитного излучения. Наибольший практический интерес в настоящий момент представляют мультиспектральные данные с космических аппаратов нового поколения, среди которых RapidEye (5 спектральных зон) и WorldView-2 (8 зон).

Спутники нового поколения высокого и сверхвысокого разрешения, как правило, ведут съемку в панхроматическом и мультиспектральном режимах.

Гиперспектральные съемочные системы формируют изображения одновременно для узких спектральных зон на всех участках спектрального диапазона. Для гиперспектральной съемки важно не количество спектральных зон (каналов), а ширина зоны (чем меньше, тем лучше) и последовательность измерений. Так, съемочная система с 20-тью каналами будет гиперспектральной, если она покрывает диапазон 0,50-070 мкм, при этом ширина каждой спектральной зоны не более 0,01 мкм, а съемочная система с 20-тью отдельными каналами, покрывающими видимую область спектра, ближнюю, коротковолновую, среднюю и длинноволновую инфракрасные области, будет считаться мультиспектральной.

Пространственное разрешение — величина, характеризующая размер наименьших объектов, различимых на изображении. Факторами, влияющими на пространственное разрешение, являются параметры оптико-электронной или радарной системы, а также высота орбиты, то есть расстояние от спутника до снимаемого объекта. Наилучшее пространственное разрешение достигается при съемке в надир, при отклонении от надира разрешение ухудшается. Космические снимки могут иметь низкое (более 10 м), среднее (от 10 до 2,5 м), высокое (от 2,5 до 1 м), и сверхвысокое (менее 1 м) разрешение.

Радиометрическое разрешение определяется чувствительностью сенсора к изменениям интенсивности электромагнитного излучения. Оно определяется количеством градаций значений цвета, соответствующих переходу от яркости абсолютно «черного» к абсолютно «белому», и выражается в количестве бит на пиксель изображения. Это означает, что в случае радиометрического разрешения 6 бит/пиксель, мы имеем всего 64 градации цвета, 8 бит/пиксель — 256 градаций, 11 бит/пиксель — 2048 градаций.

», созданного при поддержке НАСА, астронавты на МКС ведут съёмку планеты с низкой околоземной орбиты. На сегодняшний день они сделали более 1,8 миллиона снимков. На сайте «Портала» можно посмотреть 12 коллекций: «обсерватория Земли», «ледники», «вулканы», «кратеры», «снимки природных катаклизмов», «таймлапс-видео», «фото мировых столиц», «жизнь на станции», «инфракрасные изображения». В исторической коллекции можно увидеть фотографии Земли целиком, прохождение Венеры по диску Солнца в 2012 году и ночные снимки планеты. Самые ранние материалы архива были получены в ходе космической программы «Меркурий» в начале 1960-х.

Один из самых интересных инструментов архива - система наблюдения за Землёй , которая транслирует HD-изображение с нескольких камер, установленных на МКС. На сайте также можно пройти тест на знание географии « » и посмотреть , демонстрирующие отдельные участки Земли или космические явления.

Над проектом работает команда из семи человек. В разделе FAQ можно задать вопросы исследователям: насколько детализированным может быть снимок из космоса; какую фототехнику использует команда; почему астронавты не видят Северный и Южный полюса и не успевают сфотографировать звёзды.

Один из самых расхожих вопросов - «Видно ли из космоса Великую Китайскую стену?». На самом деле невооружённым глазом её не рассмотреть, но на фотографиях она видна - Китайская стена выглядит нитью толщиной в два пикселя.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_011.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 01", "text": "Ключевская сопка, Камчатка."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_021.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 02", "text": "Ледник Сиачен, Гималаи."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_031.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 03", "text": "Потухший вулкан Демавенд, Иран."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_041.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 04", "text": "Вид Земли со станции."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_051.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 05", "text": "Полный вид Земли."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_061.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 06", "text": "Измерение глубины с Международной космической станции."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_071.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 07", "text": "И в Северном, и в Южном полушариях во время поздних весенних и ранних летних сезонов мезосферные облака находятся в пике своей видимости. Из-за специфического блеска их называют серебристыми или ночными светящимися."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_081.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 08", "text": "Время ностальгии. Последний полёт программы «Спейс шаттл» летом 2011 года."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_091.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 09", "text": "Прохождение Венеры по диску Солнца."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_101.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 10", "text": "Ураган «Иван», сентябрь 2004 года."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_11.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 11", "text": "Исторический снимок стратовулкана."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_12.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 12", "text": "Острова Глорьёз, Индийский океан."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_13.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 13", "text": "Остров Буве - необитаемый вулканический остров в южной части Атлантического океана."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_14.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 14", "text": "Италия ночью."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_15.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 15", "text": "Города ночью."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_16.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 16", "text": "Ночные огни над Россией."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_17.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 17", "text": "Две области низкого давления, Северо-Восточный Тихий океан."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_18.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 18", "text": "Река Амазонка в солнечном свете."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_19.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 19", "text": "Пустыня Сахара после захода солнца."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_20.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 20", "text": "Ледник Темпано, Южное Патагонское ледниковое плато."}

Изображения любезно предоставлены Earth Science and Remote Sensing Unit , Космический центр имени Джонсона, НАСА.

Космические снимки, их типы и отличие от аэроснимков.

Нефотограмметрические съемочные системы.

Космические снимки, их типы и отличие от аэроснимков.

Лекция №3

Космическая фотосъемка является развитием аэрофотосъемки, но отлича­ется от последней спецификой фотографирования с больших высот и из косми­ческого пространства. Съемку выполняют с определœенной орбиты, по которой аппарат движется. Параметры орбиты, а также скорость движения космическо­го аппарата всœегда известны, что позволяет определить положение в тот или иной момент времени.

Космические снимки (КС) по сравнению с аэрофотосъемкой (АФС) име­ют ряд преимуществ.

Обзорность КС обеспечивает возможность изучения глобальных явлений земной поверхности и ее зональных закономерностей, а их мелкий масштаб по­зволяет избавиться от частных деталей земной поверхности и одновременно более четко выделить крупные черты строения территории, которые трудно за­метить на аэрофотосъемках.

Все компоненты ландшафта изображаются на одном снимке, что обеспе­чивает возможность изучения их взаимосвязей. По таким снимкам надежно ус­танавливается закономерность распределœения снега исходя из рельефа земной поверхности, выявляются особенности строения облаков над морскими акваториями исходя из направления и типов морских течений и др.

Важным преимуществом КС является возможность повторных изобра­жений одних и тех же участков земной поверхности при выполнении съемок с ИСЗ (искусственный спутник Земли) и орбитальных станций. Это имеет осо­бую ценность при изучении быстропротекающих явлений - лесных пожаров, таяние снежного покрова, поражение вредителями с/х полей и т.д.

КС имеет и ряд недостатков, затрудняющих их практическое использо­вание:

1. значительные искажения фотографического изображения, обусловлен­ные даже незначительными отклонениями оптической оси фотографического аппарата при высоте полета в сотни километров, приводят к большим перспек­тивным искажениям снимков, особенно в их краевых зонах;

2. искажения, обусловленные сферичностью земной поверхности. Эти ис­кажения тем больше, чем мельче масштаб снимков. Абсолютные значения этих искажений возрастают к краям КС;

3. невысокое линœейное разрешение затрудняет опознавание объектов ме­стности, процесс географической привязки КС.

Космическая фотосъемка земной поверхности производится с космиче­ских летательных аппаратов (КЛА). По трассам полета происходит быстрое из­менение условий освещенности земной поверхности, что оказывает существен­ное влияние на качество фотографического изображения. Это нужно постоянно учитывать при выполнении фотосъемочных работ.

КЛА, с которых осуществляется космическая съемка Земли, движутся по разным орбитам и на разных высотах от земной поверхности. На более низких орбитах движению этих аппаратов оказывает существенное сопротивление ат­мосфера.

По мере увеличения высоты полета увеличивается время существования спутника и возрастает площадь, охватываемая съемкой, но одновременно уменьшается разрешение КС.

Орбиты ИСЗ подразделяются на круговые и эллиптические (рис. 3.1).

Космические снимки, их типы и отличие от аэроснимков. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Космические снимки, их типы и отличие от аэроснимков." 2017, 2018.

Класс: 6

Тема урока: Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические карты

Цель:

Ученик должен знать/понимать: основные географические понятия и термины, различия планов и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения

Ученик должен уметь: условные знаки плана и карты,читать план и карту, пользоваться масштабом, применять на практике полученные знания.

Оборудование: географические атласы, настенные географические карты

ХОД УРОКА

I . Оргмомент. Итак, ребята, мы с вами совершали воображаемые путешествия с помощью глобуса. Но глобус не всегда под рукой, его не положишь в карман, в рюкзаке он занимает слишком много места. Что же делать?

II . Изучение нового материала

Одним из наиболее совершенных изображений земной поверхнос­ти является географическая карта.

Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

Географическая карта - чертеж большого участка земной повер­хности, выполненный по специальным правилам. Эти правила во многом совпадают с правилами построения плана. Как и план, карта строится в масштабе с использованием условных знаков.

Карта гораздо менее подробна, чем план местности. Одному сан­тиметру карты могут соответствовать десятки и сотни километров, тогда как одному сантиметру плана, как правило, десятки и сотни метров. Глобус удобен, когда мы хотим рассмотреть Землю целиком, план - когда мы работаем с небольшим участком местности. Значи­тельные по площади территории изображают на географических картах. Географическая карта схожа с планом в том, что поверхность Земли тоже изображается на плоскости, в масштабе и с помощью условных знаков. Однако, по сравнению с планом, карта обладает рядом очень важных отли­чительных свойств.

Во-первых, карта далеко не так подробна, как план. Из-за того, что на карте изображают крупные по размерам территории, прихо­дится использовать обобщение, и более мелкий масштаб. На карте показаны не все, а только главные объекты или явления. Одному сантиметру на карте могут соответствовать реальные рас­стояния от десятка до сотен километров.

Во-вторых, многие условные знаки, которыми пользуются при составлении карт, отличаются от тех, которые приняты на планах. Например, на плане зеле­ным цветом изображаются леса, а на физической карте полушарий и России - наиболее низкие места суши - низменности. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде четко очерченных контуров голубого (синего) цвета, горы - разными оттенками коричневого. Чтобы показать разную глубину морей и высоту гор, на картах применяют шкалу высот и глубин и метод послойной окраски.

Условные знаки с их расшифровкой образуют легенду карты. Слово «леген­да» обозначает «то, что читают». Легенда - это ключ, с помощью которого рас­крывается содержание карты. Работу с картой всегда нужно начинать с изучения ее легенды.

- Итак, что же мы видим в легенде карты? (прежде всего шкалу глубин и высот, которая показывает высоту места)

- Что обозначает зеленый цвет?

- Почему зеленого цвета два оттенка?

- Какими еще цветами представлена карта? Что они обозначают?

Наибольшая трудность при построении карты заключается в том, что на плоском чертеже необходимо изобразить выпуклую зем­ную поверхность. При этом неизбежно возникают искажения. И чем большую территорию изображают на карте, тем больше становят­ся искажения. Если вам удастся аккуратно снять шкурку с апельсина, надрезав ее вверху вниз, попробуйте разложить шкурку ровно на листе бумаги. К сожалению, она порвется, прежде всего, по краям. Это происходит потому, что выпуклую по­верхность нельзя сделать плоской без искажений. Обратите внимание, например, как по-разному выглядят Австралия и остров Гренландия на глобусе и на карте океанов. Чем ближе к полюсам, тем заметнее искажения на этой карте.

Первым эту непростую задачу решил древнегреческий ученый Архимед. Именно он разработал первую проекцию - способ пере­хода от изображения на шаре к изображению на плоскости. Проек­ций существует великое множество. Карты, созданные в различных проекциях, отличаются рисунком параллелей и мери­дианов.

Как изменялись карты на протяжении истории человечества?

Первые чертежи земной поверхности появились раньше, чем за­родилась письменность. В первобытном обществе эти чертежи были очень просты. На них указывали места охоты, главные дороги, реки. Истоки современной картографии следует искать в Древней Гре­ции. Ведь именно древнегреческие ученые указали на шарообраз­ность Земли, вычислили ее размеры, предложили использовать си­стему параллелей и меридианов и, наконец, создали первую «нас­тоящую» карту с градусной сетью.

Первое собрание карт было по­мещено в труде древнегреческого философа и астронома Клавдия Птолемея «География». С этих пор карты стали использоваться не только в научных, но и в практических целях (для сбора налогов, подсчета площадей и расстояний).

В средние века картография, как и наука в целом, была преда­на забвению. Второе рождение картографии связано с эпохой Ве­ликих географических открытий. По картам плыли и шли перво­открыватели, на них наносили новые земли, устанавливали гра­ницы новых владений. Изобретение печати позволило быстро тиражировать карты. Карта пере­стала быть единичным произве­дением искусства. Она сделалась массовой и общедоступной.

Неоценимый вклад в разви­тие картографии в средние века внес голландский картограф Герард Меркатор. Он со­здал проекцию, на которой все углы показаны без искажений. Эта проекция прославила его имя.

За время существования кар­тографии технология изготов­ления карт изменилась. Снача­ла их рисовали вручную на ос­нове непосредственных измере­ний земной поверхности. В пер­вой половине XX в. на помощь картографам пришла аэрофо­тосъемка. Сейчас картографи­ческая информация поставля­ется в основном искусственны­ми спутниками Земли, а обра­батывается автоматически с по­мощью компьютеров.

В памяти компьютера хранят­ся координаты миллионов то­чек земной поверхности, очер­тания рек и гор, морей и озер, границ государств и природ­ных комплексов. Из этих точек и линий по принципу конструк­тора и строится новая карта. Картографу достаточно лишь выбрать, что необходимо изоб­разить на карте в соответствии с ее назначением и масштабом.

Например, на политической карте необходимы административные границы и города, а на карте растительности лучше показать гра­ницы заповедников и национальных парков.

Компьютерные карты имеют целый ряд очевидных преиму­ществ перед картами, созданными традиционным способом. Их от­личает высокая точность. Они быстро создаются. Компьютерные карты почти не успевают «стареть». Любое изменение географи­ческих названий, границ, очертаний объектов в считанные часы может быть отражено на карте. Компьютерная карта позволяет быстро переходить от одного масштаба к другому и от одной проек­ции к другой.

Поскольку компьютерная карта существует в электронном виде, она очень доступна, компактна и совместима с большинством ком­пьютерных программ. В случае, когда компьютерная карта допол­няется текстовым материалом, таблицами, программами для по­строения схем и графиков, получившийся компьютерный продукт называют геоинформационной системой или сокращенно ГИС. При помощи ГИС можно быстро и рационально составить план строи­тельства новых дорог, городских кварталов, определить наиболее выгодный способ использования земли, вести наблюдения за райо­нами возникновения опасных природных явлений.

Картография сегодня - это не толь­ко наука о карте, но и технология. Раньше на создание карт уходили годы. В результате развития компьютерной техни­ки появились электронные карты и атласы, отображаемые на экране компьютера. Пользоваться ими очень удобно. Карты можно не только рассматри­вать и перелистывать, но и совмещать одну с другой, уменьшать или увеличи­вать. Огромное количество картографической информации хранится в компьютер­ных базах данных. Это позволяет за короткое время создавать самые разнооб­разные карты и пользоваться ими вместе с текстовой или другой графической информацией.

Как лучше всего получить точное плоское изображение земной поверхности? Для нас, жителей третьего тысячелетия, ответ на этот вопрос достаточно прост: надо сфотографировать ее сверху.

Съемка земной поверхности с самолетов позволяет получать подробное изображение всех деталей местности.

- Давайте рассмотрим рисунок 27а на странице 30 ваших учебников. Что вы видите на этом снимке?

Удобно ли работать с таким источником информации?

Космические снимки делают со спутников, движущихся по орбитам вокруг Земли.

На космических снимках хорошо видны скопления облаков и гигантские воздуш­ные вихри, зоны наводнений и лесные по­жары. Геологи по космическим снимкам выявляют зоны разломов на поверхности Земли, с которыми связаны месторожде­ния полезных ископаемых, вероятные зем­летрясения.

От высоты, на которой летит спутник, зависит охват снимаемой территории и масштаб снимков. Чем выше от Земли летают спутники, тем меньше масштаб снимков и детальность их изображения (рис. 28 на стр. 31 учебника).

Географические объекты на космических и аэрофотоснимках представлены в непривычном для нас виде. Распознавание изображе­ния на снимках называют дешифри­рованием. В дешифрировании все большую роль играет компьютерная техника. С помощью космических снимков составляют географические планы и карты.

Итак, что же такое географическая карта?

Географическая карта - это обобщен­ное уменьшенное изображение Земли или большого участка ее поверхности на плоскости с помощью условных знаков .

Карты очень многообразны. На многих картах, кроме изображения поверхности определенной территории, показаны размещение и связи самых раз­ных природных и общественных явлений. Например, на картах России можно отдельно показать национальный состав населения, состав лесов и их состояние и многое другое.

Географические карты различаются по пространственному охвату территории

Размерам изображенной территории


Мировые и полушарий Материков, океанов и их частей Государств и их

частей

На рисунке 29, стр 33 учебника показаны карты различных масштабов . Вы видите, что:

Чем большее пространство надо изобразить, тем мельче должен быть масштаб;

Чем мельче масштаб, тем менее подробно содержание карты.

В зависимости от масштаба различают карты:

Крупномасштабные - от 1:10000 до 1: 200 000;

Среднемасштабные - от 1:200 000 до 1: 1 000 000;

Мелкомасштабные - мельче 1: 1 000 000.

Самый мелкий масштаб исполь­зуют для карты мира. По прос­транственному охвату выделяют карты мира, карты материков и океанов, отдельных стран и их частей.

По масштабу

Крупномасштабные Среднемасштабные Мелкомасштабные

Очень многообразны карты по содержанию. Они могут быть общегеографические и тематические.

По содержанию


Общегеографические Тематические

На общегеографических картах отображен общий облик пространства - горы, равнины, реки, моря и другие важнейшие природные объекты. Тематические карты посвящены отдельной теме. Например, карта землетрясений и вулканов, карта природных зон, политическая карта, на которой показаны страны мира. Существуют и разные контурные карты - на них нанесены только контуры, очертания геогра­фических объектов. Эти карты будете в дальнейшем использовать и вы, нанося на них необходимую информацию.

Атлас - это собрание географических карт разной тематики для единой тер­ритории: мира, страны, района. Часто атласы дополнены графиками, фотографи­ями, схемами, профилями. Для изучения географии в школе атлас чрезвычайно важен. Слово «атлас» введено Герардом Меркатором в XVI в. В честь ми­фического короля Ливии Атласа, якобы изготовившего небесный глобус.

Итак, КАРТЫ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО МАСШТАБУ, РАЗМЕРУ ТЕРРИТОРИИ И СОДЕРЖАНИЮ.

Известный английский писатель Р. Л. Стивенсон писал: «Го­ворят, некоторые люди не интересуются картами - я с трудом этому верю». Старые ли карты, компьютерные ли их изображе­ния - все они являются орудием познания и средством, позво­ляющим людям взаимодействовать друг с другом. Карта - выдающееся создание человеческой мысли

К страшным последствиям может привести неправильно созданная карта. Известный путешественник Витус Бе­ринг поплатился жизнью, доверившись ошибочной карте, на которой к югу от Камчатки была показана «Земля Гамы», Напрасно проискав три недели эту зем­лю, он попал в шторм и погиб во вре­мя вынужденной зимовки.

Карту нельзя заменить никаким опи­санием. Она точно передает географичес­кую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, планировать и прогнозировать многие явления и процессы.

III . Практическая работа

1. Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради.

Вид географических карт атласа

Что изображено

1. Физическая карта полушарий

2. Физическая карта России

3. Политическая карта мира

2. Когда и почему возникли географические карты?

3. Что называется географической картой?

4. Какими свойствами обладает карта?

5. Как различаются карты по масштабу?

6. О чем рассказывает легенда карты?

7. Выберите две особенности, которые отличают мелкомасштабную карту: а) изображаются небольшие участки территории; б) учитывается кривизна шаро­образной поверхности Земли; в) присутствует градусная сетка; г) используется крупный масштаб.

8. Карта масштаба 1:500000 относится к: 1) крупномасштабным; 2) средне-масштабным; 3) мелкомасштабным.

9. Проанализируйте физическую карту вашей области, края и сделайте вы­вод, к каким картам по масштабу она относится.

10. По физической карте России определите масштаб - численный, имено­ванный и линейный.

11. Распределите карты по мере уменьшения подробности и охвата изобража­емой территории.

1) М - 1:1000000 3) М - 1:250000

2) М - 1:10000 4) М - 1:100000

IV . Задания на дом: § 9-10

Задание

«1915 года, марта месяца 16 дня, в широте 79° и в долготе от Грин­вича 90° с борта дрейфующего судна «Святая Мария» при хоро­шей видимости и ясном небе была замечена на восток от судна не­известная обширная земля с высокими горами и ледниками», - сообщает рапорт начальника экспедиции капитана Татаринова. Оп­ределите, какая земля (острова) была открыта этой экспедицией.

Выполнение задания

1. Учтите, что экспедиция проходила в Карском море. Определи­те, к какой широте и долготе относятся сообщенные в рапорте ко­ординаты.

2, Откройте в своем атласе карту России. Определите, где на этой карте подписаны долготы и широты.

3, Найдите на карте точку пересечения параллели 79° с. ш. и ме­ридиана 90° в. д.

4. Карандашом обозначьте найденную точку. Скажите, какую ра­нее неизвестную землю (острова) открыла экспедиция капитана Та­таринова.

Как описать местоположение объекта на карте?

Важно не только суметь найти объект на карте, но и описать, где он находится. При описании положения объектов на карте вы можете использовать следующее правило: все объекты, лежащие на мери­дианах, расположенных слева от данного, находятся западнее него, справа от данного - восточнее; все объекты, лежащие на паралле­лях, расположенных выше данной, находятся севернее нее, ниже - южнее.

5. В каком направлении от открытых экспедицией Татаринова ос­тровов находится ближайший обозначенный на карте город? Как он называется?

6. В каком направлении следовало двигаться шхуне «Святая Ма­рия», чтобы достичь ближайшего мыса на побережье? Как называ­ется этот мыс? Определите расстояние до него (в километрах).

7. Какое положение открытые острова занимают относительно ос­тровов Новая Земля? Новосибирских островов?

8. В какой части Карского моря находятся открытые острова?

Дополнительный материал к уроку

Использование карт при научных исследованиях

Научные исследования

Примеры использования карт

Геологические и геоморфологические

Изучение особенностей пространственного размещения материков, океанов, горных систем, срединно-океанических хребтов, анализ их формы, положения относительно системы координат и полюсов, распределения по полушариям, симметричности и асимметричности, зональности и т.д. Получение сведений в ходе измерений по картам о средних, максимальных и минимальных размерах планетарных форм: высотах, глубинах, площадях, объемах, геофизических характеристиках и связях между ними. Выявление на картах с помощью специальных приемов месторождений полезных ископаемых. Изучение карт Земли, Луны и планет земной группы Cолнечной системы для обнаружения сходства в их строении, выявления элементов подобия и различия планетарных структур для предсказания строения и рельефа планет. Использование карт рельефа для сельскохозяйственного освоения территорий и мелиораций, для проектирования сооружений и различных видов строительства.

Физико-географические и ландшафтные

Изучение структуры и районирования природных комплексов, установление взаимосвязей между отдельными элементами этих комплексов. Сопоставление ландшафтных карт с другими природными и социально-экономическими картам и с целью получения оценки природных условий для сельскохозяйственного освоения, планировки противоэрозионных и гидромелиоративных мероприятий, развертывания капитального строительства, создания оздоровительных и туристских комплексов. Изучение по картам территорий-аналогов для выявления закономерностей в малоизученных или труднодоступных территориях.

Океанологические и гидрологические

Морфометрическое изучение дна океана, анализ распределения высот и уклонов шельфов, склонов, котловин, крупнейших форм подводного рельефа. Изучение течений, взаимодействия между атмосферой и водными массами, вычисление биомассы и т.п. Изучение русловых процессов, строения и развития пойм, речных систем, бассейнов. Изучение динамики процессов, происходящих в речных бассейнах. Изучение гидрологической характеристики озер и водохранилищ.

Почвенные и геоботанические

Характеристика почвенного и растительного покрова, соотношение площадей, занятых теми или иными почвенными или растительными ассоциациями. Анализ взаимосвязи контуров на картах почв, растительности и других природных компонентов. Изучение размещения почв для сельскохозяйственного освоения территории и использования земель.

Медико-географические

Изучение пространственного распространения болезней, очагов эпидемий. Установление связи между распространением болезней и природными и социальными факторами, способствующими их возникновению. Предсказание скорости распространения инфекций.

Социально-экономические

Анализ особенностей расселения, типов населенных пунктов, плотности населения и т.д. Территориальное планирование долгосрочного развития хозяйства, промышленного и городского строительства. Экономическое районирование.

Историко-географические

Количественная характеристика явлений исторического прошлого. Получение представлений об административно-территориальном устройстве, развитии городов, портов, промышленных районов, торговых связей и т.д.

Исследования окружающей среды

Рациональное использование и охрана окружающей среды, комплексного исследования океанов и морей, прогнозирования стихийных бедствий. Изучение загрязнений окружающей среды. Изучение влияния человека на природные комплексы. Мониторинг и разработка мероприятий по предотвращению опасных явлений, сохранению и воспроизводству природных ресурсов.

Способ обучения сопоставлению карты с местностью и учебное пособие для его осуществления

Делаются специальными аэрофотоаппаратами, установленными на самолетах, а космические снимки - с пилотируемых кораблей, орбитальных станций, автоматических спутников с помощью фотографической и сканерной аппаратуры.

Аэрофотоснимки получают с помощью специальных фотоаппаратов, которые весят десятки килограммов, заряжаются фотопленкой шириной обычно 18 см и устанавливаются над специальным отверстием в фюзеляже самолета, чтобы объектив «смотрел» прямо на Землю. Уже в годы Первой мировой войны военные летчики выполняли фотосъемку с самолета в разведывательных целях. В 30-х гг. XX в. аэрофотосъемка заменила наземную съемку и стала основным методом создания карт. К середине 50-х гг. с помощью аэрофотоснимков были составлены топографические карты всей территории нашей страны в 1:100 000, а через четверть века завершился огромный труд по созданию карты в масштабе 1:25 ООО, состоящей из 300 тыс. листов. Появление в эти годы цветных аэрофотоснимков способствовало тому, что их стали широко использовать для изучения горных пород, почв, составления геологических, почвенных, геоботанических карт, исследования взаимосвязей между природными компонентами, проведения комплексных географических исследований.

После запуска в 1957 г. искусственных спутников Земли и космических кораблей географы и картографы получили новые материалы для своей работы - космические снимки. Оказалось, что даже с расстояния в тысячи километров можно делать снимки, отображающие многие детали земной поверхности, и такую съемку выполнять иногда выгоднее, чем аэрофотосъемку. Ведь один космический снимок заменяет тысячи аэрофотоснимков. Спутник пролетает над районами, труднодоступными даже для самолета, - высочайшими пиками, ледяными просторами . Постоянно работающий на орбите спутник может повторять съемку изо дня в день для наблюдения за быстро меняющейся , . Одним словом, возможности съемки существенно расширились. Для получения снимков стали использовать не только фотоаппараты, но и такую аппаратуру, которая позволяла бы передавать снимок на Землю по радиоканалам, например сканеры. При сканерной съемке (от англ. scan - «прослеживать последовательно, по частям») местность просматривается по участкам поперек линии маршрута. Световые сигналы, поступающие на приемник излучения от каждого участка, преобразуются в электрические и передаются по каналам космической связи на Землю, где они записываются в виде маленьких элементов будущего снимка - пикселов, что значит «элемент картины». Такой поперечный просмотр дает строку снимка, а накопление строк по маршруту полета постепенно формирует снимок. Достоинство сканерной съемки - ее оперативность: можно получить изображение территории непосредственно во время полета спутника над ней. Другое преимущество сканерной съемки перед фотографической - возможность увидеть не видимое глазом, поскольку сканеры чувствительны к такому излучению, которого ни глаз, ни фотопленка не воспринимают. Снимок, сделанный фотокамерой и доставленный на Землю, содержит так много деталей изображения, что глаз человека не в состоянии их разглядеть, поэтому изображение увеличивают. При увеличении можно увидеть больше подробностей. При этом целостность изображения не нарушится, на нем не возникнет разрывов, оно останется непрерывным. Фотографические снимки можно увеличивать в 10 - 20 раз.

Другое дело - снимок, полученный путем сканирования и переданный на Землю по радиоканалам. Сигналы при такой передаче относятся к определенным, обычно прямоугольным участкам местности. При увеличении станет видно, что такой снимок состоит из множества одинаковых по величине прямоугольных элементов, внутри которых нет никаких деталей, а тон изображения на границах участков меняется скачкообразно. Это дискретное изображение. Каждому пикселу изображения соответствует хранимое в памяти компьютера число, обозначающее его яркость. Такие снимки называются цифровыми. Они записываются на оптических компакт-дисках и могут передаваться по телекоммуникационным сетям через Интернет. Непрерывный фотографический снимок для обработки на компьютере тоже должен быть превращен в дискретный цифровой; это делается с помощью лабораторных компьютерных сканеров.