Последствия реформ марии терезии и иосифа 2. Династии европы

Неудачи Австрии в двух больших войнах сделали для правящих кругов очевидной неотложность реформ.

Эти реформы, осуществленные в правление Марии Терезии (1740 - 1780) и ее сына Иосифа II (1780 - 1790), весьма характерны для политики «просвещенного абсолютизма».

Как и в других странах, «просвещенный абсолютизм» в Австрии проводил реформы в интересах господствующего класса дворян и шел лишь на минимальные уступки поднимающейся буржуазии. Правительство стремилось только устранить наиболее грубые, мешавшие развитию страны феодальные институты.

Наиболее важным из проведенных мероприятий была военная реформа, необходимость которой ощущалась особенно остро. В 1748 г., вскоре после окончания первой австро-прусской войны, в стране был введен новый порядок военного набора.

Набор производился во особым мобилизационным спискам во вновь созданных военных округах. Рекруты должны были служить пожизненно. Таким образом, значительно увеличивалась численность армии и вводилось единообразие в ее комплектование.

Реформа армии носила классовый характер. Рекруты набирались преимущественно из беднейшего люда.

Дворянство, духовенство, интеллигенция (учителя, врачи, чиновники), а также купцы и предприниматели не подлежали рекрутскому набору. От военной повинноств мог освободиться и- зажиточный крестьянин, которому предоставлялось право нанять вместо себя «охотника».

В преобразованной армии солдат подвергали усиленной военной муштре; широко было распространено сечение розгами.

Число офицеров сильно возросло. Как и до реформы, офицерские кадры состояли преимущественно из дворян с ничтожной прослойкой выходцев из буржуазии.

Для подготовки офицерского состава в Вене была основана Военная академия-так называемый Терезианум (по имени Марии Терезии). К 80-м годам XVIII в. численность австрийской армии была доведена до 278 тыс. человек, т. е. значительно превосходила численность прусской армии.

Правительство уделило также очень большое внимание финансовой реформе. Стремясь увеличить налоговые поступления, Мария Терезия издала закон о всеобщем подоходном налоге, от которого не были освобождены дворянство и церковь.

Одновременно в тех же фискальных целях была проведена всеобщая перепись населения, положено начало статистическому учету земель, скота и прочего движимого и недвижимого имущества. В 1775 г. были уничтожены многие внутренние торговые пошлины, тогда как пошлины, которыми облагалась внешняя торговля, были увеличены.

И Мария Терезия и Иосиф II последовательно применяли принцип меркантилизма, устанавливая высокие пошлины на иностранные промышленные изделия и низкие на импортное сырье. Вывоз sa границу таких видов промышленного сырья, как лен, шерсть, металлы, был полностью запрещен.

В целях поощрения промышленности правительство «просвещенного абсолютизма» освобождало от уплаты налогов новые промышленные заведения на срок ко десяти лет.

Для подготовки квалифицированных рабочих были созданы технические и ремесленные школы; для подготовки инженерно-технического состава в Вене были организованы Горная академия, Торговая академия, специальные технические и сельскохозяйственные училища.

Большое место в мероприятиях Марии Терезии и Иосифа II занимали судебные реформы. Они ограничили сеньоральный произвол в отношении крестьян. Судебные функции были объявлены исключительной прерогативой государства.

Были разработаны новые уголовный и гражданский кодексы (1768 г.), отменены судебные пытки (1776 г.), ограничено применение смертной казни. Заключенных в тюрьмы преступников принуждали к работе в ремесленных мастерских или мануфактурах.

В это время в Австрии было положено также начало светскому низшему и среднему общему образованию. Университет в Вене, ранее находившийся целиком под влиянием и контролем католической церкви, был реорганизован и получил светский характер.

Частью еще при Марии Терезии, а особенно при Иосифе II, в Австрии был проведен ряд мер, значительно ограничивших привилегии католической церкви: закрыты многочисленные монастыри, проведена частичная секуляризация церковных земель, иезуиты изгнаны из австрийских владений.

С другой стороны, были отменены законы о преследовании протестантов (в частности, «чешских братьев» и др.) и протестантские общины получили свободу религиозного культа. Управление католической церковью в землях, в частности использование церковью своих доходов, было поставлено под контроль чиновников.

Несмотря на эти меры по ограничению привилегий католической церкви как особой корпорации, она продолжала оставаться в Австрийской монархии большой силой. Подчиняя себе церковь, правительство стремилось возможно шире использовать в своих интересах ее материальные ресурсы и ее идеологическое влияние на массы.

Реформы Марии Терезии и Иосифа II нисколько не ослабили национальных противоречий монархии. Наоборот, они еще более обострили их, ухудшая правовое положение не немецких национальностей.

Принудительное введение немецкого языка в качестве единого государственного языка во всех провинциях, предпочтение лицам немецкого происхождения при поступлении на военную и гражданскую службу, отмена местных (провинциальных) привилегий и особенностей в области суда, управления и налогов, поощрение роста немецкого дворянского землевладения и немецкого капитала в зависимых землях - все это заставляло чехов и других славян, а также венгров, итальянцев и прочие народности еще сильнее ощущать свое неполноправное положение.

В конечном итоге политика централизации, составлявшая сущность реформ Марии Терезии и Иосифа II, не только не смогла преодолеть децентрализаторских тенденций, обусловленных наличием многочисленных национальностей, но даже усиливала центробежные силы.

Этому способствовало и складывание в монархии, в условиях начавшегося перехода всей страны от феодализма к капитализму, буржуазных наций с их собственными национальными культурами. К концу XVIII в. национальные противоречия стали главным источником слабости Австрийского государства.

Реформы Марии Терезии и Иосифа II не разрешили аграрного вопроса.

Крепостное право сохранилось в подавляющем большинстве габсбургских земель.

Правительственные мероприятия по этому вопросу носили нерешительный, компромиссный характер (освобождение крестьян в ряде земель от личной зависимости и др.), но даже в такой умеренной форме они встретили резкую оппозицию со стороны дворянства и на деле остались нереализованными.

Тема: Просвещенный абсолютизм в Австрии при Марии Терезии и Иосифе II

Тип: Курсовая работа | Размер: 32.16K | Скачано: 66 | Добавлен 12.05.14 в 12:50 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы

Введение 3

1. Основные направления политики унификации в сфере государственного управления 5

2. Политика просвещённого абсолютизма в экономической сфере Австрии 12

3. Политика просвещённого абсолютизма в социальной сфере Австрии 17

4. Культурная политика просвещённого абсолютизма в Австрии 20

Заключение 27

Список литературы 30

Введение

Вполне логично говорить о том, что судьба государства во многом зависит о т того, кто стоит во главе его - умный и решительный политик или незначительная фигура. Если исходить из этого утверждения, то можно твердо сказать, что Австрии во второй половине XVIII века «повезло» с правителями: активная реформаторская деятельность Марии-Терезии и Иосифа II позволила ей остаться в числе передовых держав Европы. «Старый порядок, сохранивший столько традиционных феодальных черт, не мог быть прочным: чем дальше, тем меньше соответствовал он потребностям нового времени, и правители второй половины XVIII века, оставив в неприкосновенности и даже усилив абсолютный характер своей власти, решаются уничтожить социальные и политические привилегии высших классов, тормозивших ход государственной машины».

Период их правления в Австрии принято называть временем Просвещённого абсолютизма. В этот период были проведены реформы, затронувшие едва ли не все сферы материальной и духовной жизни общества. Целью всех проводимых австрийской короной реформ было превращение империи Габсбургов в централизованное государство с достаточно развитой экономикой, хорошо функционирующей государственной системой и сильной армией.

Хотя политический курс австрийской короны несомненно имел схожие черты с политикой «просвещённого абсолютизма», претворяемой в жизнь и в других странах, но имела она и свои особенности.

Целью данной работы является рассмотрение политики просвещенного абсолютизма в Австрии.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. проанализировать основные направления политики унификации в сфере государственного управления;

2. охарактеризовать политику просвещённого абсолютизма в экономической сфере;

3. рассмотреть политику просвещённого абсолютизма в социальной сфере;

4. осмыслит культурную политику просвещённого абсолютизма.

1. Основные направления политики унификации в сфере государственного управления

Война за австрийское наследство показала необходимость проведения реформ в Австрийской империи, которая в тот период находилась в состоянии финансового кризиса и представляла собой плохо управляемое разрозненное государство. Одним из направлений преобразований стало проведение политики унификации в области государственного управления, иными словами приведение к единообразию этой важнейшей сферы. Унификации подверглись административная, военная, судебная, финансовая системы. Эти реформы были направлены на формирование из разрозненных земель единого, целостного, легко управляемого государства, способного функционировать в новых экономических условиях. Именно это являлось политическим идеалом и целью государей Австрии XVIII в.

Рассмотрим деятельность Марии-Терезии в сфере унификации государственного управления.

  • Административное устройство.

Австрия при Марии-Терезии превратилась в могущественное государство. Средством для достижения этого положения стало сосредоточение сил страны в руках монархии и ее слуг - чиновников, для чего потребовалось провести унификацию административного устройства.

«В 1749 г. вышел указ об утверждении правительством в их должностях выборных бургомистров; 1750-1751 - о надзоре окружных начальников за рынками и всей администрацией; 1754 - о ведении протоколов во всех административных делах для предъявления их ревизорам; а в 1770 - о запрещении городским властям носить парадные исторические костюмы». Этими мерами провинциальные присутственные места были подчинены центральным и лишены всякой самостоятельности, а в делопроизводстве была введена точность и аккуратность: на документах стали проставлять срок их подачи и отпуска за ответственной подписью докладчика, велись журналы, составлялись годовые отчеты.

Но все-таки главной мерой в направлении объединения всех областей управления явилось учреждение в 1760 г. Государственного Совета из 6 членов, причем компетенция различных министров была четко разграничена.

В провинциях высочайшими органами с 1763г. стали коронные губернаторы с подчиненными им губернскими присутствиями. В округах представителями власти были окружные начальники. То есть устройство было довольно стройное, централизованное и бюрократическое.

Таким образом централизация стала административным принципом абсолютной монархии и бумажное делопроизводство главным ее орудием.

  • Военные реформы.

Реформы были проведены и в военной сфере. Хотя с 1649 г. существовало постоянное войско из навербованных солдат, оно составляло лишь основное ядро армии, и на случай войны этого не было достаточно. Все остальные воинские контингенты поставляли земли, большей частью после длительных переговоров с короной. Численность мобилизованных солдат зависела от исходов этих переговоров. Т.о. правительство никогда не могло знать, сколько оно получит солдат. Безусловно, это влияло на боеспособность армии, т.к. наскоро набранные солдаты не могли быстро научиться хорошо стрелять из пушек и пр. В 1748 г. вместо прежней системы была введена так называемая «система контрибуция»: каждая земля (за исключением Венгрии и частично Тироля) выплачивала ежегодно определенную сумму австрийскому государству, которое на полученные таким образом средства вооружало, обучало и снаряжало армию. При этом земли не могли вмешиваться в военные вопросы. Так разрешалась финансовая сторона вопроса.

Вопрос о наборе солдат также был разрешен по-новому. Земли получали разверстку на определенное число рекрутов, которых они должны были выставить. Рекрутский набор был изъят из ведения чинов и передан коронным чиновникам. Система рекрутчины была изменена и введена конскрипционная система, по которой наемные солдаты, бывшие часто иностранцами, заменялись рекрутами, набиравшимися из местных жителей. По указу от 8 апреля 1771 г. эта система была введена на всех немецких землях, кроме Тироля. Вся страна делилась на 37 округов, во главе которых стоял штаб-офицер. К каждому округу был предписан полк. Военные и гражданские округа часто не совпадали друг с другом. В каждом округе производилась подворная перепись с занесением в списки без различия состояния и сословия всех жителей мужского пола и всего скота, так создавались конскрипционные списки.

Рекрут, большей частью назначавшийся по жребию из числа военнообязанных, должен был служить в армии пожизненно. Военнообязанными были все мужчины, за исключением дворян, помещиков, священников, чиновников, врачей и людей других интеллигентных профессий: от военной службы можно было откупиться и выставить замену, что делалось весьма часто. Поэтому армия состояла из поденщиков, мелких ремесленников и бедных крестьян или из бродяг.

К числу военных реформ Марии-Терезии относится также основание академии так называемого «Терезианума». Должность офицера становилась настоящей профессией, к которой нужно было готовиться. Этими мерами боеспособность армии была значительно улучшена.

  • Судебные реформы.

К наиболее значительным реформам Марии-Терезии принадлежат реформы в области юстиции. Перед ней стояла сложные задачи: «нужно было приступить к созданию нового ясного свода законов, общего для всех частей монархии, к отделению суда от администрации, к установлению упрощенного, дешевого судопроизводства, к расширению и развитию юридического образования».

Судебная реформа была направлена на сосредоточение судебной власти в руках правительства.

Одною из первых и самых важных мер было: «учреждение «верховное судебное присутствие» в Вене, которое было поставлено совершенно независимо от административных органов, так как председатель его докладывал дела непосредственно государыне; учреждение это служило высшей апелляционной инстанцией для всех провинций и для всех сословий, одновременно заведуя всем судебным персоналом на правах министерства юстиции».

В судах второй инстанции: «был проведен до некоторой степени тот же принцип отделения от административных органов управления: за губернскими присутствиями оставлена была лишь исполнительная власть, судебная же передана юстиц-сенатам».

В первой инстанции из земских управ были выделены земские суды, которые объединяли в себе почти все низшие коронные суды. Но в королевских городах магистраты по-прежнему судили своих бюргеров, сеньоры - жителей деревень и местечек.

В 1768 г. был составлен новый кодекс - «Nemesis Theresiana» («Немезида»).

  • Административное устройство.

Иосиф II хотел «превратить свое государство в машину, душу которой составляет единоличная его воля...». Отныне чиновники, включая высших, играли роль исполнителей, даже министры не имели самостоятельности, а должны были предоставлять подробный отчет о самых незначительных делах.

Центральными административными органами, как и при Марии-Терезии, оставались:

- «Императорско-королевская соединенная чешско-австрийская канцелярия» для немецких земель;

Венгерско-седмиградская канцелярия для соответствующих земель;

Государственная канцелярия для Ломбардии и Бельгии.

Иосиф II стремился к новому разделению монархии на провинции. Так в немецких наследственных землях провинций стало насчитываться 8, вместо прежних 13. Принцип централизации проводился без всякого внимания к исторически сложившимся традициям. Во главе каждой провинции стоял губернатор с подчиненным ему губернским присутствием. Настоящими же исполнителями верховной власти на местах были знаменитые начальники с их помощниками - комиссарами, секретарями и драгунами. Компетенция их была почти всеобъемлющей.

Иосиф II устраивал аудиенции в Controlgang, на которые допускался всякий и каждый без различия звания и состояния. Он принялся за искоренение взяточничества: был установлен надзор за чиновниками, включая их частную жизнь. Никакая рекомендация не имела цены в его глазах. Также была установлена строгая служебная лестница. Все кандидаты на высокие посты, вне зависимости от сословия, начинали с низшей должности.

Иосиф хотел из различных народностей создать единую нацию, поэтому были приняты меры против областного сепаратизма. Самое лучшее для этого средство он видел в германизации иноязычных и иноплеменных частей империи, исключая Нидерланды и Ломбардию. 18 мая 1784 г. вышел декрет, по которому все делопроизводство в присутственных местах приказывалось вести на немецком языке. Тем самым он преследовал чисто политические цели - положить конец сепаратным стремлениям, упростить администрацию и суд, улучшить благосостояние подданных.

Администрация при Иосифе получила такую стройность и законченность, что могла даже поспорить с прусской.

  • Военные реформы.

Практика иозифинского режима пошла несколько дальше терезианской реформы, но сущность осталась та же. Разница была лишь количественная, а не качественная: при нем вербовка почти совсем прекратилась, а конскрипция была распространена на Венгрию и Тироль.

  • Судебные реформы.

В судебной система была проведена еще большая централизация и огосударствление.

Верховное присутствие в Вене не подверглось изменениям.

Во второй судебной инстанции: «13 губерний были разделены на 6 судебных округов, в каждом из них была судебная палата с коллегиальным составом коронных судей».

В первой инстанции: «Коронным судом был земский суд для процессов лиц привилегированных сословий, городской магистрат для бюргеров и сельская расправа для крестьян, где сидел судья, назначенный от помещика, и выборные от общины».

В большей степени принцип огосударствления проявился в уголовной сфере: здесь, как единственный тип, был установлен "Criminalgerichte", округ который, но возможности, совпадал с административным, и суду которого подлежали лица всех без исключения сословий. Суд вершился сообразно новым нормам уголовного права, изложенного в «Общем Судебнике».

Таким образом, в области унификации государственного управления были достигнуты значительные успехи:

В административном устройстве установилась централизация и бюрократизация;

Суды получили независимость от администрации и подверглись огосударствлению; разработано единое законодательство;

Численность армии увеличилась со 108 до 278 тыс. человек, а ее боеспособность была улучшена;

В налоговой сфере были уничтожены сословные привилегии, предпринята попытка введения единого поземельного налога.

Если Мария-Терезия положила начало образованию нового государства, то его создание было завершено только при Иосифе II. В результате их реформаторской деятельности австрийское государство далеко шагнуло вперед по сравнению с сороковыми годами XVIII века, были заложены основы его функционирования в новых исторических условиях формировавшегося капитализма.

Итак, политика унификации государственного управления, проводимая Марией-Терезией и Иосифом II, имела прогрессивное значение. Унификации в достаточной степени подверглись все жизненно важные сферы государства - административная, судебная, финансовая, военная системы. Австрия из разрозненной империи постепенно превращалась в централизованное бюрократизированное государство, то есть была проведена модернизация. Но кардинально изменить характер общества не удалось в связи с тем, что серьезные социально-экономические реформы тормозились дворянством. К тому же осталась нерешенной проблема раздробленности и неравномерности развития территорий, входивших в состав Австрийской империи.

2. Политика просвещённого абсолютизма в экономической сфере Австрии

В конце XVII в. возникло несоответствие между задачами австрийского абсолютизма и состоянием экономики в стране. Проявилось это в том, что абсолютистское государство нуждалось в относительно большом государственном аппарате, ощущалась также необходимость в сильной и хорошо вооруженной армии, которая давала бы государству возможность не только планировать, но и осуществлять активную внешнюю политику. Для всего этого требовались финансовые средства. Австрийское государство неоднократно пыталось выйти из затруднительного положения при помощи дополнительного выпуска денег, но в результате подобных действий валюта всё более обесценивалась.

Поэтому все проводимые австрийской короной реформы были направлены на формирование из разрозненных земель единого, целостного, легко управляемого государства, способного функционировать в новых экономических условиях.

Вследствие этого австрийская корона стремилась напрямую поддерживать экономическое, прежде всего промышленное развитие, создавая предпосылки для такого развития и устранения препятствий, стоявших на пути развития экономики.

Для проведения экономического курса был в 1752 году создан «Надворный коммерческий совет», который осуществлял политику австрийской короны в сфере торговли, а значит обеспечивал вмешательство государства в экономику.

  • Создание единого экономического пространства.

Австрия стремилась пойти по такому пути развития, который превращал в одно экономическое целое всю территорию страны. С целью создания единого экономического пространства были приняты следующие меры. Во-первых, была введена единая система пограничных и внутренних пошлин. Так, в 1775 году было отменено большинство специальных пошлин. Были установлены два вида пошлин: на ввоз и на вывоз. Причём стоит отметить, что пошлины на ввоз предметов роскоши были сделаны высокими, а на ввоз сырья - низкими. Сборы теперь могло осуществлять только государство или, в крайнем случае, земли, но не частные лица.

Во-вторых, была введена единая валютная система. В 1786 году в Австрии появился специальный промышленный банк, который занимался коммерческими, кредитными и обменными операциями.

К тому же внутренние пошлины не только отменялись в императивном порядке путём уставов сверху, но и подобный новый порядок поддерживался строительством сети дорог, каналов для облегчения транспортировки товаров.

  • Усовершенствования в сельском хозяйстве.

В сфере аграрной политики Австрия вынудила крестьян отказаться от трёхпольной системы и заставила сеять клевер, что вело повышению урожайности (так как клевер отдаёт почве питательные вещества и не требуется оставлять поля «под паром»). Поэтому усовершенствования в сельском хозяйстве и получили в историографии название «клеверной революции».

  • Колонизация малозаселённых районов.

Целью проводимой короной политики колонизации малозаселённых районов была наряду с созданием поселений для защиты границ и превращение этих земель в источник получения доходов. Однако эта политика имела и отрицательный эффект: «немецкая колонизация в самих землях быстро превратилась в ненавистную «германизацию».

  • Налоговые реформы.

До Марии-Терезии центральные налоги были невысоки, и большая часть государственных доходов состояла из взносов земель. Дворянство и духовенство были полностью освобождены от налогов на основе того, что они создали государственный аппарат. Во времена Марии-Терезии не было надобности сохранять эти дорого обходившиеся особые привилегии, так как была возможность создать бюрократическое государство почти без помощи дворян. Но Мария-Терезия не пошла по пути полной отмены привилегий дворянства и духовенства: были уничтожены только те привилегии, которые обременяли государственный бюджет. Был издан закон о всеобщем подоходном налоге. Введенный через несколько лет подушный налог был еще более дифференцирован и взимался в зависимости от состояния и сословия налогоплательщиков: архиепископы платили 600 гульденов в год, дворяне - от 200 до 400, крестьяне - 48 крейцеров, батраки - 4 крейцеров в год. Владельцы новых фабрик были освобождены от налогов большей частью на 10 лет. Прямые налоги при Марии-Терезии составляли 1/3 всех доходов.

Помимо этого был введен косвенный налог для всех, главным образом на предметы потребления, а также установлен налог на наследство.

При Иосифе II была произведена попытка введения единого поземельного налога: между господскими и крестьянскими, государственными и церковными землями все различия были отменены; классификация земель производилась сообразно величины, плодородию и местоположению участка; размер обложения составлял 40% с валового дохода. Но эта реформа не увенчалась успехом из-за ожесточенного сопротивления дворянства.

  • Поощрение развития отечественной промышленности.

Нужно отметить, что владельцы новых фабрик были освобождены от налогов большей частью на 10 лет и некоторое время получали прямую денежную поддержку. Австрийская корона всячески поощряла открытие фабрик, заводов, создавались благоприятные условия для вовлечения в оборот «лежащего капитала». Государство приступило к подготовке своих кадров техников и рабочих, приглашало иностранных специалистов. Корона запретила выезд из страны квалифицированных рабочих. Также был запрещен вывоз важного сырья (например, льна меди, цинка, железа, пряжи).

Применялись методы экономического стимулирования, такие как освобождение от военного постоя новых предпринимателей, выдача им ссуд под совсем небольшой процент, выдача премий и наград успешно работающим фабрикантам, освобождение их рабочих oт рекрутской повинности.

Так же, чтобы ограничить деятельность цехов, император стал изымать земли, принадлежавшие корпорациям.

Таким образом, рассмотрев политику австрийской короны в сфере экономического развития можно прийти к выводу, что основными её чертами были:

Протекционизм и меркантилизм (посредством поощрения развития отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта, экономического стимулирования);

Достаточно гибкая налоговая политика;

Вмешательство государства в экономику (в частности, за счёт создания);

Создание единого экономического пространства;

Изменения в аграрном секторе (путём введения новых методов производства сельскохозяйственной продукции, более рациональное использование земель);

Ограничение деятельности цехов (за счёт изъятия земель у корпораций).

Подобная стратегия экономического развития государства в основном была характерна для всех стран, проводивших политику просвещённого абсолютизма.

3. Политика просвещённого абсолютизма в социальной сфере Австрии

Политика просвещённого абсолютизма в социальной сфере была довольно активной. Основные направления в этой области можно свести к следующему.

  • Ограничение экономических привилегий дворянства.

До правления Марии-Терезии центральные налоги были невысоки: большая часть государственных доходов состояла из взносов земель. Дворянство и духовенство были полностью освобождены от налогов. Уже Максимилиан I и Фердинанд II сломили политическую самостоятельность дворянства, а также политическую самостоятельность сословных собраний, в которых дворянство играло ведущую роль. Дворянство не получило от короны политических уступок, зато оно получило экономические привилегии. Помещик, являвшийся господином крестьян, обладал неограниченным правом на значительную часть крестьянского урожая и имел право на присвоение части крестьянского труда; кроме того, он был освобожден от налогов. Мария-Терезия избрала средний путь. Она уничтожила только те привилегии, которые обременяли государственный бюджет. Исходя из этих целей, был издан уже упоминавшийся закон о всеобщем подоходном налоге.

При Марии-Терезии были изданы также законы и постановления, сильно ограничившие права дворян-землевладельцев и ослабившие до некоторой степени зависимость крестьян от своих помещиков. Но дворянские имущественные отношения были сохранены, и крестьяне по-прежнему содержали своим трудом помещиков.

Преследуя эту цель, в 1774 г. были созданы так называемые «урбариальные комиссии» («уставные комиссии»). В большей части страны, прежде всего в Чехии и Моравии, а также в некоторых районах Австрии, помещики все еще имели право судить крестьян. Теперь это право частично перешло к районным управлениям, которые в свою очередь были подчинены органам власти земель. Целый ряд положений, например положение, по которому крестьяне перед бракосочетанием должны были испрашивать разрешения помещика или могли брать работу на дом только с его разрешения и затем отдавать ему часть заработанных денег, был полностью отменен. В австрийских землях, за исключением Каринтии и Штирии. повинность крестьян, обязывающая их бесплатно работать на своего помещика, барщина — не была особенно обременительной и в большинстве случаев составляла один рабочий день в месяц, зато в Чехии. Моравии. Силезии и во вновь присоединенных к монархии землях размеры барщины почти не были ограничены. Нередко бывало, что крестьяне в этих землях работали на помещика пять или шесть дней в неделю. Согласно так называемым барщинным патентам 1771, 1778 гг. барщина была ограничена тремя днями в неделю. Три дня в неделю это было еще очень много, но все-таки это было некоторым улучшением положения крестьян.

Значительно больше ограничивали права дворянства патент о наказаниях подданных, отменявший право дворян творить суд и расправу, затем постановление, запрещавшее сгонять крестьян с земли, а также распоряжение, по которому крестьянам разрешалось наследовать владения, и, наконец, урбариальный патент (патент о повинностях) 1789 г. Этот патент установил размеры подати, которую крестьянин обязан был выплачивать помещикам; она должна была уплачиваться деньгами и составляла 17% крестьянскою дохода. Барщина была отменена. «Имущественное право» помещика на землю, с которой крестьянин не мог быть согнан и которую он мог наследовать, ограничивалось теперь правом взимать подоходный налог в размере 17%; это составляло ничтожную долю того, что помещик получал прежде. Дворянство резко выступило пролив патента.

  • Освобождение крестьян от личной зависимости

В 1781 г. Иосиф II издал патент о подданных. Это означало, что земля продолжала оставаться во владении помещика, и крестьянин за пользование ею должен был по-прежнему уплачивать оброк. Личная же крепостная зависимость крестьянина была отменена. Отмена крепостничества в такой форме привела, прежде всего, к увеличению тяги крестьян из деревни в город, что дало новой промышленности рабочую силу, в которой она нуждалась. Сначала эта реформа начала действовать в Богемии, Моравии и ещё нескольких землях, а затем была распространена и на другие наследственные земли. Однако передела земли не произошло: «крестьяне освобождались без земли и чаще всего продолжали работать на землевладельца».

  • Онемечивание населения габсбургской монархии

Так, во второй половине XVII в. принимается ряд указов, преследующих эту цель, Например, в 1784 г. было предписано вести делопроизводство во всех учреждениях только на немецком языке. Тем самым Иосиф II преследовал чисто политические цели - положить конец сепаратным стремлениям, упростить администрацию и суд, улучшить благосостояние подданных. При поступлении на военную и гражданскую службу предпочтение также отдавалось лицам немецкого происхождения.

Следует отметить, что подобные черты просвещённого абсолютизма в социальной сфере Австрии были более прогрессивнее, чем во многих других странах, которые проводили политику Просвещённого абсолютизма. Так, если попытка ограничить экономические привилегии дворянства предпринимались во многих странах, то освобождение крестьян от личной зависимости можно встретить лишь в Пруссии, но и то с оговоркой освобождения их только в королевском домене.

4. Культурная политика просвещённого абсолютизма в Австрии

Говоря об абсолютизме в Австрии в 17 веке, стоит рассматривать культуру как показатель развития страны, как элемент просвещенного абсолютизма в стране.

Культура и наука являются важными показателями жизни общества в целом, его прогресса, направлений и перспектив развития. Говоря о государственной политике, нельзя не рассматривать позицию монарха по вопросу осуществления государственного вмешательства, поддержки и регулирования в этой области.

Самое важное реформирование было проведено в сфере образования. Реформы в области школьного дела принадлежат к лучшим реформам Марии-Терезии. Церковный характер школы, несмотря на личное ее благочестие, казался ей не своевременным, так как не отвечал назревшим потребностям общества и государства, а бесконтрольное влияние духовенства шло в разрыв с ее абсолютистской реформой: «Школа есть и останется всегда государственным делом», положила она свою знаменитую резолюцию от 28 октября 1770г. Был заложен фундамент народного образования и стройной продуманной системы школ различных ступеней. Во-первых, была создана широкая сеть народных школ, бесплатных и общедоступных. Во-вторых, стали функционировать профессиональные школы для подготовки рабочих различных специальностей. В период между 1750 и 1770 гг. открылся целый ряд специальных учебных заведений, в том числе горная академия, технические училища, сельскохозяйственные школы, торговая академия и несколько педагогических училищ, среди которых женское педагогическое училище было тогда единственным в Европе. «Учителей окружали почетом, им предоставляли квартиры, им хорошо платили. Единообразие для всех школ и гимназий инструкции требовали от учителей ласкового обращения и уважение к детскому достоинству».

Таким образом, в Австрии активно развивается область образования, повышается грамотность населения, растет количество школ, что способствует развитию просвещения.

В-третьих, происходит реформирование в системе высшего образования. В первую очередь стоит обратить внимание на реформу Венского Университета, душой которой стал Ван-Свитен, человек прогрессивных взглядов, впитавший в себя дух эпохи Просвещения. При его содействии изменилась вся система высшего образования. Университетское образование было выведено из-под влияния церкви. Ван-Свитен сделал все от него зависящее, чтобы создать тип учебного заведения, наиболее отвечающего требованиям своего времени. После того, как в 1773 г. орден иезуитов был упразднен папой (а именно иезуиты руководили Университетом), Венский Университет перешел в ведение государства. В первую очередь Ван-Свитен изменил учебную программу и курс университета, ориентировав его на изучение естественноисторических наук. Тогда как в учебных заведе-ниях, находившихся в ведении церкви, главными предметами были теология, философия, право, латинский и греческий языки; даже изучение такой науки, как медицина, строилось главным образом на абстрактно-философских заключениях, а не на эксперименте и анализе. В программу медицинского образования были включены химия, ботаника и хирургия. Анатомии было уделено значительно больше места, чем раньше, и студентам вменялось в обязанность вскрытие трупов и прохождение практических занятий в госпиталях. В 1752 г. были реорганизованы философский и теологический факультеты. На философском факультете стали изучать физику, философию, естественную историю и этику; теологический факультет также должен был обучать «научному мышлению». В курс юридических наук с 1753 г. было включено естественное право—теория права реформаторов, в которой впервые говорилось о правах человека вообще и обязанностях суверена по отношению к народу.

Одновременно с университетом от церкви отошли и многие гимназии. Тем же учебным заведениям, которые оставались в ведении церкви, пришлось принять учебный план, установленный государством. Этот план был построен в соответствии с теми же принципами, что и университетский. Целью обучения, по мнению Ван-Свитена и других приверженцев школьной реформы, было не просто передавать «чистое» знание, не связанное с потребностями современного общества, а подготовка практиков, людей, которые смогут активно включаться во все сферы общественной жизни, а главное, дать государству способных экономистов и даже промышленников.

Большое значение для культурного развития имел «Патент о толерантности» принятый Иосифом II. Он провозглашал демократический принцип веротерпимости. Это было важно и для образования - теперь «евреи могли поступать в Университет и получать учёную степень». Также религиозная реформа делала более эффективной службу государству - занимать общественные и государственные должности могли занимать протестанты и евреи.

Теперь перед гимназиями и университетами ставилась задача подготовить хороших инициативных чиновников, учителей и врачей, которые могли бы своей работой способствовать «благополучию населения» и превратить государство в «идеальный» орган, обеспечивающий это благополучие.

Следует отметить, что эти цели и устремления явно свидетельствуют о включении идеи общественного блага, как мировосприятия самих реформаторов, так и всего общества в целом. Действительно, если еще для Марии-Терезии, прежде всего, существовали интересы Габсбургского дома и династии, то Ван-Свитен, Зонненфельс и даже Иосиф II, действуя под влиянием гуманистов, исходили из интересов Австрии и австрийского народа. Предпринятые реформы позволили создать целое поколение образованных людей нового типа для Австрии и ученых с мировым именем всему человечеству. (Ауэнбруггер, Земмельвейс, Рокитанский и др.)

Австрия, считавшаяся в области науки и искусства в Европе второразрядной державой, быстро выдвинулась по уровню науки в первый ряд.

Вот мнение Митрофанова П. П. по этому поводу: «У правительства хватало такта не затрагивать представителей чистой науки, вроде астронома патера Гелля, а, главное, государственность все же не так давила, как реакционный католицизм: в ней была гуманистическая идея - стремления к торжеству известного мировоззрения».

Положение театра, музыки и науки также меняется. В годы реформ 1760-1780 были «отмечены в Австрии взлётом национального и социального самосознания, отмеченного в высочайших достижениях драматургии, литературы эстетики музыкального искусства».

Государство, а в особенности сами монархи поддерживали науку и искусства. Возможно, в связи именно с личными предпочтениями Марии-Терезии и Иосифа II можно говорить о развитии тех направлений в искусстве, а не иные. А так как Иосиф II предпочитал музыку и оперу, и не очень любил живопись, то именно они и начали расцветать наиболее ярко.

Именно в этот период появились и покорили мир Гайдн, Моцарт, Глюк. Творчество Австрийских композиторов не только обогатило национальную культуру, но и изменила в мире взгляд на музыку в целом. Гайдн поднял симфонию, а также важнейшие жанры камерной музыки на высшую ступень классического искусства. И одновременно демократизировал их, сделав общедоступными. Моцарт стал основоположником фортепьянного концерта современно типа и отцом новых оперных жанров. В их музыке явственно прослеживается связь с народным творчеством, особенно это заметно у Глюка.

Немалое место в духовной жизни Австрии занимает театр. Еще в XVII веке театр и драматическая литература находилась под влиянием иезуитов. Но с началом нового столетия «в театре и драме усиливается реалистическая тенденция главным образом под воздействием национального театра». В 1764 г. была частично отменена театральная цензура, что дало возможность национальной драме беспрепятственно развиваться. В 1778 г. был учрежден «Национальный Зингшпиль», где исполнялись пьесы типа комической оперы; государство также поддерживало Бургтеатр, театр Укертнертор.

Не осталось в стороне от общего развития и научная мысль. Так, например в 1761 венский врач Азвенбругер ввел новый метод диагностики - перкуссию.

XVIII век в Австрии ознаменовался развитием журналистики и появлением многих печатных органов. В царствование Иосифа II в 1781 почти полностью была отменена цензура на книги и журналы. Наряду с «Человеком без предрассудков» Зонненфельса, появились журналы «Мир» и «Австрийский патриот», издававшиеся Клеммом и Хойфельдом. К концу XVIII в. в Австрии уже имелись видные писатели: Алоис Блюмауэр, Иосиф Ратшкий, Иоганнес Алксингер, драматурги Геблер, Айренгоф и Хойфельд. В них поднимались политические, философские и культурно-политические вопросы. Писатели стремились сознательно развивать новую национальную литературу; они чувствовали себя носителями прогресса, сторонниками просвещения.

Интересно отношении монархов к писательскому искуству. Двойственное отношение Иосифа II к современной ему литературе имело естественным следствием и большую неопределенность в цензурных установлениях. Еще при Марии Терезии были колебания в этом смысле: не знали, чем больше дорожить - старым ли индексом запрещенных книг, защищавшим правоверие и государственную монополию властей предержащих, или же выгодами от разглашения и освещения преобразовательных тенденций посторонними лицами. Сама императрица при своем благочестии полагала, что против религии может писать только безумец, но вместе с тем признавала за «истинным патриотом» право «иной раз потерять терпение» и критиковать правительственные распоряжения. Но «безумцы», все-таки, находились, тем более, что они чувствовали за собой такого влиятельного защитника, как Ван-Свитен, ярого противника ультрамонтанства, пропускавшего без разбора все книги, направленные против иезуитов. Между ним и Мигацци шла непрерывная мелкая война из-за книг вроде «Велизария» Мармонетеля, из-за статей Зонненфельса, Коллара и т.д. Дело кончилось, как и во всем при Марии-Терезии компромиссом: в цензурном комитете заседали в равном числе духовные и светские цензоры, хотя и последние, в общем, не отличались большим либерализмом. Иосиф был снисходительнее. «Следует быть очень деликатным», считал он, «по отношению ко всему, что печатается и продается публично; но шарить по карманами по сундукам, особенно у иностранцев - это значит выказывать, излишнее рвение, и не трудно было бы доказать, что, несмотря на все строгости, нет такой запрещенной книги, которую нельзя было найти в Вене: каждый, соблазненный запретом, может читать ее, купив за двойную цену. Поэтому всякому частному человеку, особенно иностранцу, привезшему с собой один экземпляр книги, можно оставить ее, так как государь обязан следить не за совестью отдельных людей, но лишь за общественной моралью». Этой собственной своей директивы и держался приблизительно Иосиф во время своего царствования. Но двойственное отношение его к свободомыслию в литературе выражалось в существовании тайной цензуры, хотя та и не была эффективна. Темни менее, Иосиф был еще либеральнее, чем Мария-Терезия и в печати придерживался свободной политики. Что способствовало развитию успехов на литературном поприще. Особенно ново и знаменательно было разрешение подвергать обсуждению обнародованные правительственные распоряжения и деятельность самого монарха.

Реформа в сфере языка - возведение немецкого в ранг единственного официального, что породило интересное явление у других народов империи. Это мощное движение за развитие национальной литературы и культуры. «У некоторых славянских народов это движение вошло в историю как "национальное возрождение"».

Итак, культурная политика, проводимая Марией-Терезией и Иосифом II, имела прогрессивное значение. Все мероприятия стимулировали развитие различных сторон культурной жизни Австрии. Нельзя сказать, что все это способствовало «созданию» культуры, но можно утверждать, что австрийская культура существовала бы в принципиально ином виде без этих, безусловно, прогрессивных, соответствующих духу истинного Просвещения начинаний. Государство способствовало распространению и разработке идей просветительства, устраняя препятствия, задерживавшие рост новой культуры. Отсутствие регламентации культуры со стороны государства и отсутствие цензуры способствовало свободному её развитию. Развитие народного образования, поддержка науки и искусства, устранение влияния церкви - все это положительные черты политики просвещенных монархов. И привело это к тому, что Австрия стала одной из ведущих держав эпохи просвещения.

Заключение

Итак, становится очевидной прогрессивность всех преобразований, проведённых в Австрии в эпоху Просвещённого абсолютизма. Эти реформы затронули все сферы жизни общества и из разрозненной многонациональной империи Австрия начала превращаться в централизованное бюрократическое государство, способное занимать достойное место среди остальных европейских государств. Однако коренного преобразования общества произведено не было и реформы породили и множество проблем и противоречий, которые скажутся позднее.

Как можно оценить деятельность Марии-Терезии и Иосифа II, в какой мере она соответствовала политики Просвещенного абсолютизма? В историографии не подвергается сомнению тезис о том, что при Марии-Терезии и Иосифе II политика Просвещенного абсолютизма получила полное выражение, в то же время эти правители заслужили наименование деспотов.

Часто государи брали от философии то, что совпадало с реальными государственными потребностями. Требования эти создавала сама жизнь, но синтезировали и теоретически обосновали их на практике представители абсолютной монархии: в этом смысле деспоты второй половины XVIII в. воистину были просвещенными. Они имели высокое понятие о суверенитете своей власти, считали себя единственными судьями народного блага и неограниченными распорядителями подвластных им земель, им необходимо было устранить препятствия, сдерживающие проявления их воли. «Мария-Терезия, Иосиф II были типичными монархами в духе того времени: никто более их не трудился для блага государства и на пользу подданных, но никто, вместе с тем не был деспотичнее их».

Если Мария-Терезия была «представительницей подневольно и даже бессознательно просвещенных государей», она пошла на преобразования, так как видела успехи и перевес соседей, заведших у себя целесообразные порядки, то «деспотизм Иосифа II был продуманным, спланированным и практичным, а вовсе не заканчивался поверхностным философствованием в духе Руссо». С другой стороны, деятельность императрицы-матери была осторожнее, в связи с чем не вызвала серьезного сопротивления в обществе. Последствия же деятельности Иосифа II были катастрофическими: восстание в Бельгии и Венгрии в конце концов свело на нет большинство реформ. Обещая, что реформы принесут счастье и равенство, он верил, что, в конце концов, реформы будут поддержаны. Он был вынужден быть деспотом именно потому, что ему не удалось провести в жизнь идеалы Просвещения. «Его идеалом был просвещенный деспотизм».

Заслуга Габсбургов как абсолютистских монархов заключается именно в том, что им удалось установить крепкую, авторитетную, прогрессивную и справедливую власть в такой разобщенной стране как Австрия. «Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в результате их реформаторской деятельности австрийское государство далеко шагнуло вперед по сравнению с 40-ми гг. XVIII в.; были заложены основы его функционирования в новых исторических условиях».

Подводя итог, можно сказать, что политика Габсбургов практически во всем соответствовала критериям «Просвещенного абсолютизма». Основными его особенностями были:

Укрепление власти монарха и проведение прогрессивных реформ в довольно разрозненной и многонациональной стране;

Забота государей не столько об исполнении гражданами их обязанностей, сколько об их благосостоянии, о соблюдении их прав;

Опора не на широкие дворянские круги как господствующий класс, а на равновесие сил между дворянством, буржуазией и чиновничеством;

Практически полностью мирное проведение реформ в жизнь, отсутствие крупных социальных и политических конфликтов.

Список литературы

  1. Всемирная история. В 24-х томах. Т. 15. - Минск: Литература, 1999 - 511 с.
  2. Зельдич Ю.В. Иосиф II Габсбург - реформатор.//Звезда.-1998,-№2. С. 183-194.
  3. Котова Е. В. Династия Габсбургов. // Новая и новейшая история. - 1991, № 4.
  4. Митрофанов П. П. История Австрии: с древнейших времен до 1792 г. (репринтное издание). М.: УРСС, 2003 - 160 с.
  5. Новая история стран Европы и Америки. Первый период.//Под ред. Е.Е.Юровской и И.М. Кривогуза. - М.: Дрофа, 2005 - 909 с.
  6. Пристер Е. Краткая история Австрии. - М.: Иностранная литература, 1952 - 512 с.
  7. Хеншелл Н. Миф абсолютизма: перемены и преемственность в развитии западноевропейской монархии раннего Нового времени. СПб.: Алетейя, 2003 - 272 с.
  8. сообщите об этом нам.

Захват Габсбургами западноукраинских земель создал новую ситуацию в их социально-экономическом, политическом и культурном развитии. Хронологически он совпал с реформами «просвещенного абсолютизма», осуществленными Марией Терезией и Иосифом II.

Их главной целью было приспособление абсолютной монархии к новым тенденциям в социально-экономической жизни с помощью усиления государственной централизации.

В ходе реформ была упорядочена система учета и контроля, проведены первые статистические переписи населения и земельных владений, ликвидированы внутренние таможенные барьеры. В 1782 г. австрийское правительство отменило некоторые повинности и личную зависимость крестьянина от помещика (прикрепление крестьян к земле сохранялось), а в 1786 г. ограничило размер барщины. Но его попытка в 1789 г. установить все повинности пропорционально размеру надела успеха не имели. Помещики начали заменять барщину денежным чиншем и за счет этого получали большие прибыли.

Значительные изменения были внесены в жизнь церкви: она подчинялась государству. В 1773 г. был ликвидирован орден иезуитов, который до этого оказывал существенное влияние на общественную жизнь Австрии. В 1774 г. специальный указ Марии Терезии запретил употребление слова «униат», которое официально заменялось термином «греко-католик». В 1781 г. законом Иосифа II за счет устранения дискриминации некатолических конфессий была несколько ослаблена монополия католической церкви. В 1783 г. греко-католическая семинария («Барбареум») была перенесена из Вены во Львов. Ликвидация части монастырей позволила создать для благотворительных целей так называемый религиозный фонд. Государство взяло на себя подготовку и содержание священнослужителей. В 1786 г. язык местного населения стал обязательным при проведении литургий. Комплекс церковных реформ Марии Терезии и Иосифа II превратил галицкое греко-католическое духовенство в преданную Габсбургам силу.

Реформы в области просвещения предполагали введение государственных учебных программ и обязательных учебников для школьного образования. В 1774 г. была введена система трех типов школ: одноклассные - парафиальные, в которых обучение велось на местном диалекте, трехклассные и четырехклассные с немецким и польским языками обучения. Бывшие монастырские школы превращались в гимназии. В 1784 г. возобновил свою деятельность Львовский университет, основанный еще в 1661 г. На его четырех факультетах преподавание велось на немецком и латинском языках. В 1787 г. специально для немногочисленных украинских студентов при университете был открыт своеобразный Русский институт («Studium Rutenum») с обучением на церковнославянском языке, сдобренном местным украинским диалектом.

Однако централизаторско-абсолютистские тенденции и бюрократические методы проведения реформаторской политики вызвали обострение общественно-политических противоречий в стране. Реформы натолкнулись на отпор самых различных сил. После смерти Иосифа II начался отход от реформаторского курса.

1687 - оккупация австрийскими войсками Трансильванского княжества, в состав которого входило Закарпатье.

1691 - переход в унию Перемышльской епархии.

1699 - постановление польского сейма о запрете на занятие выборных городских должностей мещанами православного вероисповедания.

1699 - Карловицкий мир между Австрией и Турцией. Международное признание перехода Закарпатья под власть Габсбургов.

1700 - официальное присоединение к унии львовского епископа И. Шумлянского.

1703-1711 - участие народных масс Закарпатья в освободительном движении венгерского народа против австрийских Габсбургов.

1708 - принятие унии Львовским ставропигиальным братством.

1738-1745 - движение опришков под руководством Олексы Довбуша.

1768-1774 - российско-турецкая война.

1769 - занятие российскими войсками Буковины.

1772 - присоединение Галичины к Австрии по первому разделу Речи Посполитой.

1774 - аннексия Австрией Северной Буковины.

1775 - Константинопольская конвенция между Австрией и Турцией. Формальное согласие султана на уступку Габсбургам северо-западной части Молдавии.

1776 - открытие униатской духовной семинарии в Ужгороде.

1782 - указ императора Иосифа II о ликвидации личной зависимости крестьян.

1783 - основание украинской духовной семинарии во Львове.

1784 - возобновление деятельности университета во Львове.

1785 - закрытие австрийскими властями православного Манявского скита.

1786 - присоединение Буковины к Галичине на правах отдельного округа.

1795 - Третий раздел Речи Посполитой. Переход под власть Габсбургов Западной (польской) Галичины и объединение ее с Восточной Галичиной в один коронный край.

Бачинский Андрей - епископ греко-католической церкви Закарпатья (1772-1809).

Баюрак Василий, Бойчук Иван - наиболее известные предводители опришков после гибели в 1745 г. О. Довбуша.

Брадач Иван - мукачевский униатский епископ (1767-1772).

Винницкий Иннокентий - перемышльский православный епископ. В 1691 г. провозгласил переход своей епархии в униатство.

Вишневецкий Михаил - король Речи Посполитой (1669-1673).

Габсбурги - династия, правившая в Австрии. В 1438-1806 гг., с небольшим промежутком в середине XVIII в., были императорами «Священной Римской империи».

Довбуш Олекса - предводитель карпатских опришков в 1738-1745 гг. Из бедных крестьян Прикарпатья. Обстоятельства смерти известны мало. Согласно одной из версий, О. Довбуш погиб от руки предателя. Герой народных песен, легенд и даже сказок.

Иосиф II - австрийский эрцгерцог в 1780-1790 гг. До этого (1765-1780) был соправителем Марии Терезии, своей матери. Проводил политику «просвещенного абсолютизма».

Камелис Иосиф де - мукачевский греко-католический епископ в 1690 -1706 гг. Боролся за сохранение греческого обряда в униатской церкви и независимость от эгерского католического епископа.

Мария Терезия - австрийская эрцгерцогиня с 1740 г.

Ракоци II Ференц - трансильванский дворянин, признанный предводитель антигабсбургского восстания 1703-1711 гг.

Ян III Собеский - король Речи Посполитой (1674-1696).

Херескул Досифей - православный радовецкий епископ, румын. С 1781 г. «епископ Буковины».

Шенборн Л. - майнцкий архиепископ, граф. После окончания антигабсбургского восстания 1703-1711 гг. получил в районе Мукачева владения, конфискованные у Ференца Ракоци II, и привлек на них немецких колонистов.

Шумлянский Иосиф - львовский епископ, с 1677 г. тайный униат. В 1700 г. официально сообщил о присоединении к греко-католической церкви.

Автокефалия - в православии административная самостоятельность церкви.

Гуцулы - этнографическая группа украинцев, живущих в Карпатах.

Дистрикт - административно-территориальная единица Галичины после вхождения ее в состав Австрии.

Закарпатье - современная Закарпатская область Украины и земли, населенные украинцами, в современной Словакии и Румынии.

Клир - совокупность священнослужителей; то же, что и духовенство.

Литургия - христианское богослужение.

Лодомерия (Володимирия) - часть названия коронного края Австрии в конце XVIII - начале XIX в., использовавшаяся Габсбургами для обоснования своих прав на захваченные в результате разделов Речи Посполитой земли. «Исторически» права эти подкреплялись тем, что в XIII в. Галицко-Волынская Русь некоторое время находилась в руках Венгрии, правители которой титуловали себя королями Галичины и Лодомерии (от города Владимира на Волыни).

Львовский университет - высшее учебное заведение, датой основания которого можно считать 1661 г. Именно тогда польский король Ян II Казимир подписал диплом, который придавал Львовской иезуитской коллегии «достоинство академии и титул университета» с правом преподавания всех университетских дисциплин и присуждения ученых степеней. В 1773 г. был закрыт в связи с ликвидацией в Австрии ордена иезуитов. В 1784 г. возобновил свою деятельность как светское учебное заведение. В честь Иосифа II университет был назван Иосифинским.

Манявский скит - православный монастырь возле села Манява (ныне Ивано-Франковская область Украины), основанный в 1612 г. За каменными стенами монастыря находили убежище жители окрестных сел во время турецко-татарских набегов. Был одним из центров антиуниатской борьбы на Западной Украине. Закрыт в 1785 г.

Опришки (от лат. «opressor» - истребитель, притеснитель) - участники народно-освободительной борьбы в XVI - первой половине XIX в. в Галичине, Буковине и Закарпатье. Боролись против феодально-крепостнического гнета польской и украинской шляхты, молдавских феодалов, венгерских и австрийских помещиков. Опришки, также как и гайдамаки, в народном восприятии были благородными разбойниками, которые отбирают несправедливо нажитое богатство и отдают бедным, защищают обиженных и убогих. Избегая официальной терминологии, фольклорная традиция часто называет опришков «черными хлопцами».

Прикарпатье - литературное название части западноукраинских земель в предгорье Карпат. Употребляется для обозначения территории Иваново-Франковской и Львовской областей.

Просвещенный абсолютизм - обозначение политики абсолютизма в ряде европейских государств во второй половине XVIII в., проявлявшейся в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов и упразднении некоторых сословных привилегий дворянства и духовенства. В Австрии черты просвещенного абсолютизма отличали политику Марии Терезии и Иосифа II.

Райя - податное население Османской империи, а также мелкая административно-территориальная единица на немусульманских территориях.

Ставропигиальное братство - национально-религиозные общественные оргнизации XV-XVIII вв. при православных церквах на территории Украины и Беларуси. Боролись за право ставропигии, т. е. за независимость от местного духовного начальника и подчинение непосредственно патриарху.

Цинут - административно-территориальная единица на буковинских землях Молдавского княжества.

Черновицкий генералитет - одно из названий Буковины как провинции Австрии.

Балабушевич Т. А. Аграрна iсторiя Галичини друго? половини XVIII ст. К., 1993.

Грабовецький В. В. Антифеодальна боротьба карпатського опришкiвства XVI- XIX ст. Львiв, 1966.

Грабовецький В. В. Гуцульщина XIII-XIX столiть. Iсторичний нарис. Львiв, 1982.

Грабовецький В. Олекса Довбуш (1700-1745). Львiв, 1994.

Нариси з iсторi? Закарпаття. Т. 1. З найдавнiших часiв до 1918 р. Ужгород, 1993.

Нариси з iсторi? Пiвнiчно? Буковини. К., 1980.

Пiвнiчна Буковина: ?? сучасне i минуле. Ужгород, 1960.

Пiддубний Г. Буковина, ?? минуле i сучасне. Харкiв, 1928.

После восьми тяжелых лет, полных сражений за сохранение власти над государством, Мария Терезия стала опытным, матерым политиком с реалистическим мировоззрением. Она поняла, что в будущем нет смысла расширять австрийские державы, наоборот, необходимо обеспечить комплексные реформы отсталого государственного правления, также как и неподготовленной к бою армии. Ей удалось приобрести несколько деловых молодых специалистов, которые обеспечили самые нужные реформы. Министром иностранных дел стал гениальный дипломат граф Вацлав Антонин Коуниц, которому удалось уладить отношения с Францией, и даже из нее сделать нового союзника Австрии.

Главным командующим армией стал подающий надежды генерал, граф Леопольд Иосиф Даун, завоевавший многие победы, прежде всего над заклятым врагом Австрии - Пруссией. Реформу внутренних дел государства обеспечил интеллигентный, хотя и довольно несносный граф Фридрих Вилем Гаужвиц. Окружающая среда, включая его собственную семью, его считала чудаком, однако его неуважение к устарелым традициям, способность принимать новые решения, и готовность рисковать, также как и почти неутолимое трудолюбие сделали из него человека, о котором Мария Терезия сказала, что он был ниспослан самим небом.

Принятие главных реформ Марии Терезии осуществилось в годы 1748-1756, когда на несколько лет воцарился весьма шаткий мир. Граф Гаужвиц разработал новую систему налогов, согласно которой налоги оплачивали не только крепостные, но и дворяне, и согласно которой значительно усилилось значение государственной власти в Вене. Таким образом укрепилась власть императрицы, и Гаужвицу удалось ежегодно выжать из чешского и австрийского населения 14 миллионов золотых, что вполне хватило для того, чтобы начать реформу армии, также при помощи основания особых военных школ. Все это соблюдало одну цель - окончательно решить силезиянский вопрос.

С периодом 50-х годов 18-го века связана деятельность одной из самых интересных личностей чешской науки эпохи барокко - легендарного приходского священника Прокопа Дивиша, изобретателя молниеотвода. Он почти всю жизнь провел в южной Моравии, где в селе Пржиметице недалеко города Зноймо служил священником. Прокоп Дивиш был очень образованным теологом и одновременно опытным физиком, поддерживающим контакты с самыми значительными учеными Европы. Дивишь наблюдал с интересом за физическими опытами своих ровесников, американца Бенджамена Френклина и русского ученого Михаила Ломоносова. В 1754-м году они все трое самостоятельно изобрели грозозащитное устройство, которое Прокоп Дивишь назвал «Машиной против плохой погоды» и установил ее в саду своего прихода. К сожалению, когда в 1760-м году ударили жестокие морозы, уничтожившие все посевы, крестьяне отнесли их к «Машине против плохой погоды» Прокопа Дивиша и громоотвод уничтожили.

Следующей сферой, которой коснулись самые видные реформы Марии Терезии является школьное обучение. Чешский народ тем временем попал под сильное влияние немецкого языка, так как габсбургское правительство соблюдало принцип: единое государство - единый язык. Германизация проходила в целях централизации общественной жизни, однако на национальные чувства народов подействовала отрицательно. Интересен факт, что сама Мария Терезия говорила и писала гораздо лучше на французском, чем на немецком языке, в котором часто допускала грамматические ошибки.

Первым и основным пунктом школьной реформы стало обязательное обучение, также как и национализация школьной системы. Большую роль, особенно в Чехии, сыграла отмена иезуитского ордена, объявленная римским папой в 1773-м году, так как иезуиты обеспечивали большой частью школьное обучение в Чехии. Им, прежде всего, принадлежал пражский университет, и, кроме того, 57 гимназий в Чехии и Моравии. Основано было много других, светских школ, в том числе много специализированных школ, до тех пор не существовавших. Главным предметом остался закон божий, также как и латинский язык. Значительно увеличилось количество начальных школ, которые начало посещать почти 80 % чешских детей.

Однако реформы Марии Терезии не касались лишь государственных и школьных дел. Уже в 1748-м году, когда в Вене была основана городская полиция, возникла также особая комиссия по соблюдению общественных нравов. Она сосредоточила свое внимание на актрисах, певицах, иностранцах, и также на мужчинах, посещающих публичные дома. Названая комиссия вскоре приобрела такую ненависть жителей Вены, что в целых сотнях появились клеветнические анекдоты о мнимой безнравственной жизни императрицы. Легенда о ее сладострастии в определенном смысле сохранилась до наших дней.

Все надежды Марии Терезии тем временем устремились к ее старшему сыну Йосефу, престолонаследнику. У Марии и ее мужа, Франца Стефана Лотарингского было шестнадцать детей, однако пять дочерей и один сын не дожили до взрослого возраста. Молчаливый и вдумчивый Йосеф был старшим сыном. С самого детства он страстно увлекался чтением. Чтобы приобрести больше времени для чтения, он даже был способен перед своими репетиторами притворяться слабоумным. И читал он часто книги, которые его мать включила в список запрещенной литературы, прежде всего философские произведения французских энциклопедистов, и книги английского экономиста Адама Смита. Уже в возрасте восемнадцати лет молодой принц полностью выявил свою действительную интеллигенцию, когда высмеял австрийский совет министров, который открыто назвал шайкой обскурантов и напуганных консерваторов.

Сам он в 1761-м году подготовил первый набросок своего будущего правительственного плана, который министры пока еще с презрением назвали «сновидением». Но будущий император был уже намерен привести его в действие. Главным пунктом он считал обязанность монархистского правительства отчитываться народу и воспитать своих граждан как свободно мыслящих людей. Всю свою жизнь Йосеф стремился этот план осуществить, несмотря на то, что про него часто говорили, что он всегда совершает сперва второй шаг, и только после этого первый. Однако все это пока находилось в будущем...