Взаимоотношения экономики и государства. Направления взаимодействия государства и экономики

Министерство образования Российской Федерации

Управление среднего специального образования

Государственное образовательное учреждение

Северный Международный Университет

По дисциплине: “Внешнеэкономическая деятельность”

Магадан 2002

План

1. Взаимосвязь экономики разных стран. Экономическая интеграция.

2. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности. Источники и виды информации.

4. Франшиза: понятие, назначение. Производственная, торговая, лицензированная франшиза, их краткая характеристика.

5. Особенности методов международного маркетинга.

1. Взаимосвязь экономики разных стран. Экономическая интеграция.

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйств как результата развития МРТ и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны или группы стран становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.

Следует различать интеграционные образования по достигнутому уровню интернационализации производства, которая может носить как формальный , так и реальный характер.

Формальная интернационализация, как и интеграция представляет собой такое международное обобществление производства, на основе которого экономические связи между странами устанавливаются на базе МРТ (Международное разделение труда), не обусловленного соответствующими параметрами развития уровней производства взаимодействующих стан. Международная кооперация производства может развиваться, но ее участники находятся в разных экономических условиях, влияющих на конечные результаты.

Реальная же экономическая интеграция представляет собой такой уровень международного обобществления производства, который предусматривает определенный паритет основных социально-экономических параметров стран-участниц.

Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве свидетельствует о необходимости прохождения четырех этапов в становлении и развитии экономической интеграции.

Первый этап – образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами.

На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действия в экономических связях с третьими странами (например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений).

Между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, и, соответственно, препятствующие льготному ввозу товаров из третьих стран.

Второй этап – образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала.

На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами государств в него входящих.

Третий этап, представляющий начальную фазу реальной экономической интеграции, - возникновение экономического союза. На этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, общий рынок.

Четвертый этап – полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития каждой из стран-участниц и всего союза в целом.

Последние два этапа могут включать определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки.

Международная экономическая интеграция рассматривается как трехуровневая модель:

На микроуровне , т.е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы;

На межгосударственном уровне , когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных процессов.

На надциональном уровне , когда страны-участницы, добровольно передают союзу ряд политико-экономических функций, отказываясь от суверенитета в этих областях.

2. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности. Источники и виды информации.

Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах – важный этап внешнеторговых операций. Коммерческая информация, как и научно-техническая, и социальная, включает в себя множество накопленных знаний и понятий. Поскольку все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, а также стандартах качества, научно-технических достижениях. Для того чтобы иметь достаточно полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран. Достаточно научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой и экономической прессой, другими источниками средств массовой информации, монографиями по интересующим вопросам, справками банков и кредит-бюро, а также с современными электронными картотеками-терминалами информационных компьютерных сетей. Однако специалисты должны не только уметь пользоваться источниками информации, но и знать где их найти.

В связи с практическими потребностями появилось новое направление анализа конъюнктуры рынка – фирменный анализ , или анализ фирменной структуры рынка, на который планирует выход та или иная организация. Анализ проводят специалисты, которые выясняют степень и особенности концентрации производства и капитала, уровень монополизации рынка, межфирменные связи на нем, степень загрузки производственных мощностей, фирменные цены, оценивают конкуренцию на рынке.

Накопление и распространение такой информации ведутся государственными органами, торговыми палатами, НИИ, учебными институтами, библиотеками, бюро, ассоциациями и союзами, банками, биржами, кредит-бюро, консультационными и информационными фирмами и агентствами, дипломатическими и торговыми представительствами, вычислительными центрами и т.д.

3. Основные и обеспечивающие коммерческие операции, их характеристика. Операции: экспортные, реэкспортные, импортные, реимпортные.

Коммерческие операции (внешнеэкономическими связи) – комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики.

Внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях.

Такими функциями являются:

1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;

2. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;

3. Организация международного денежного обращения.

Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.

Под классификацией внешнеэкономических коммерческих операций следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей.

Вид внешнеэкономических коммерческих операций – совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.

Классификационный признака, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.

Структурный признак классификации связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.

Форма связи – способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам относят торговлю, бартер, туризм, инжиринг, франчайзинг, лизинг и др.

Операции.

Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Импорт – ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Реимпорт – ввоз в страну ранее вывезенных из нее товаров, работ, услуг и др.

Реэкспорт – вывоз из страны ранее ввезенных в нее иностранных товаров.

4. Франшиза: понятие, назначение. Производственная, торговая, лицензированная франшиза, их краткая характеристика.

Франчайзинг (коммерческая концессия) ( англ. Franchise – привилегия, право) – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.

Международная ассоциация франчайзинга IFA (InternationalFranchiseAssociation) определяет франчайзинг как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью, плюс помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата.

В нашей отечественной литературе франчайзинг обозначают еще терминами: фрэнчайзинг, франшизинг, френчайзинг.

Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает на это определенную компенсацию (доход).

Франчайзер – лицензиар франчайза, который как бы представляет собой головную фирму (т.е. материальную компанию) системы франчайзинга.

Франчайзиат – лицензиат франчайза.

По договору франчайза право деятельности обычно предоставляется для определенной территории и на определенное время.

Таким образом, происходит предоставление крупной “материнской” компанией какой-либо фирме лицензии на производство товаров и другие виды деятельности под фирменной маркой этой компании, на определенной территории и на определенное время.

Преимущества франчайзинга состоит в следующем:

Для франчайзера – это возможность:

Увеличить число торговых предприятий (торговых точек, т.е. мест продажи товаров или услуг) при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес;

Увеличить доходы за счет усилий франчайзиата. Поскольку франчайзиат является собственником предприятия, он будет прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса;

Снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, т.к. франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда и т.д.);

Расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзиата к франчайзеру, так как франчайзиат, как правило, обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него.

Для франчайзиата – это возможность:

Стать самостоятельным предпринимателем;

Вести свой бизнес под признанным торговым знаком;

Использования уже ранее испытанных форм предпринимательства;

Обучения и помощи со стороны франчайзера;

Приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам;

Финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыль.

Франчайзинг имеет и определенные недостатки, которые сдерживают его развитие.

Недостатки франчайзинга состоят в следующем:

Для франчайзера – это:

Сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчайзиат не является наемным работником франчайзера и франчайзер им непосредственно не руководит;

Возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата;

Опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;

Возможность возникновения противоположных целей с франчайзиатом, что существенно отражается на бизнесе. Ведь франчайзер не может разорвать договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора.

Для франчайзиата – это:

Контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе;

Опасность быть скомпрометированным и потерять свою репутацию из-за плохой работы и потери репутации франчайзера или других франчайзиатов;

Опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону, например при смене франчайзеров;

Большие затраты на услуги франчайзера. Например, на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может намного дешевле.

Франчайзинг пригоден в первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием (общественное питание, гостиничное хозяйство, автоуслуги, бытовое обслуживание, ремонтные услуги и др.).

5. Особенности методов международного маркетинга.

МАРКЕТИНГ (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.

Международный информационный обмен – передача и получение информационных продуктов и оказание информационных услуг одной стране через государственную границу другой страны.

Рассмотрим характерный и самый популярный на сегодня метод исследования международного маркетинга, через сеть Internet. Она дает возможность продавцу:

Прорекламировать свою продукцию и товар как на региональном, так и на международном уровне. При этом реклама может носить не только общий характер, но и быть последовательно детализирована до показа фотографий товара, описания упаковки, условий отгрузки и т.п., причем номенклатура товаров может быть сколь угодно большой;

Оперативно следить за ценовой конъюнктурой рынка;

Организовать систему заказов продаваемого товара как своими торговыми представителями, так и покупателями;

Организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров;

Покупателю:

Найти фирмы, реализующие нужный товар;

Оценить конъюнктуру рынка и выбрать подходящую фирму – продавца нужного товара;

Сделать уточняющие запросы к фирмам-продавцам с помощью электронной почты и получить ответы;

Заказать товар;

Выбрать поставщика транспортных экспедиторских услуг;

Заказать доставку груза;

Осуществлять платежи.

Как продавцы, так и покупатели могут использовать Internet для получения справочной информации различного характера по законодательству, таможенным правилам, условиям платежей, сводок с бирж и др.

В бизнесе при формировании маркетинговой политики и размещении рекламы важно учитывать, на каком сервере будет размещаться реклама. Для этой цели следует искать серверы, специализирующиеся на информации в области бизнеса.

Сервер (от англ. Serve – обслуживание) – представительство фирмы (предприятия) в сети Internet.

Список использованной литературы

1. П. Кругман, М.Обстфельд. “Международная экономика – теория и политика”. Учебник для вузов. Перевод с английского под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.

2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. “Внешнеэкономические связи”. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.

3. Стровский Л.Е. “Внешний рынок и предприятие”. – М.: Финансы и статистика, 1993.

4. Авдокушин Е.Ф. “Международные экономические отношения”. Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

5. М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др. “Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность”. Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2000.

1. Соотношение государства и экономики.

2. Правовое регулирование экономических отношений.

1. Соотношение государства и экономики

Вопрос о соотношении государства и экономики практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до того времени, пока будет государство. Это один из вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.

Естественно, он по-разному встает и перед каждым типом государства. Совершенно по-иному он решается применительно, скажем, к рабовладельческому и феодальному государству. При этом дело заключается не только и даже не столько в разном уровне развития экономики, сколько в ее разных типе и характере.

Экономика, существовавшая наряду с рабовладельческим государством и соотносившаяся с ним, с неизбежностью предполагала наличие полностью бесправной и полностью зависимой от государства огромной массы людей – рабов.

Экономика феодального общества и государства ориентировалась на полубесправный крепостной труд.

Решение проблем соотношения государства и экономики может осуществляться на двух разных уровнях и рассматриваться в двух планах: общетеоретическом и прикладном, практическом.

В отечественной и зарубежной научной литературе вопрос о соотношении государства и экономики на общетеоретическом уровне решается далеко не однозначно.

В одних случаях первенство отдается экономике перед государством и политикой, в других, наоборот, – государству и политике перед экономикой. В третьих же случаях в отношениях между государством и экономикой усматривается некий паритет.

Считается, что государство способно оказывать на экономику такое же воздействие, как и экономика на государство.

Проблема соотношения государства и экономики может и должна рассматриваться не тольков общетеоретическом, но и в сугубо прикладном, практическом плане, применительно к выяснению и решению какого-либо конкретного вопроса, достижению конкретной цели, определению характера взаимоотношений того или иного конкретного государства с соответствующей ему конкретной экономикой.

Анализ данной проблематики в прикладном, практическом, так же как и в общетеоретическом, плане – задача весьма сложная и многоаспектная. Ее решению посвящен огромный пласт научной и популярной литературы. Однако тема по-прежнему остается актуальной.

Причин тому много. Главные из них применительно, например, к современному российскому государству, праву и экономике – обобщение и использование зарубежного и отечественного опыта с целью нахождения наиболее оптимальных путей и форм их взаимодействия.

Исходными посылками при этом, так же как и при рассмотрении проблем соотношения государства и экономики в исторически различных социальных системах, являются следующие:

Первое. Государство и экономика – это сложные, многогранные явления, не только охватывающие сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие сферы.

Бытующее в отечественной и зарубежной специальной литературе мнение о том, что государство – это «чисто» надстроечное, а экономика – «чисто» базисное явления в данном случае не «срабатывает».

Исторический опыт показывает, что государство в любой общественной формации является одновременно субъектом самых разнообразных – экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, и в этом смысле оно не только надстроечное или же политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление.

Экономика также, оказывая влияние на другие сферы жизни общества, выступает как многогранное явление, причем во всех без исключения странах. В практическом плане это означает, что соотношение государства и экономики следует прослеживать не только в сферах политики и экономики, но и в других сферах жизни общества.

Второе. При рассмотрении соотношения государства и экономики следует обратить внимание прежде всего на факторы, обусловливающие характер этого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования различных социальных систем они далеко не одинаковы.

В практическом плане это означает, что более эффективным и оправданным для использования накопленного опыта в современной России было бы изучение характера соотношения государства и экономики не вообще, а применительно к конкретной исторической эпохе и стране, к строго определенной социальной системе. Особое значение при этом имеет опыт США, Германии, Франции, Японии и других высокоразвитых в промышленном отношении стран.

Третье. Соотношение государства и экономики в любой стране и социально-политической системе – это не пассивный, а весьма активный процесс. Это двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль. Однако ведущее значение в конечном счете принадлежит экономике.

Мы не будем останавливаться на анализе взаимоотношений государства и экономики в условиях рабовладельческого, феодального, или социалистически-планового хозяйствования. Для того чтобы завершить рассмотрение этой темы, мы лишь вкратце охарактеризуем особенности взаимоотношения государства и экономики в условиях рыночных буржуазных отношений. Итак, в рыночной, социально-ориентированной среде:

а) между государственными и рыночными структурами устанавливаются преимущественно партнерские отношения;

б) вмешательство государства в экономику минимально;

в) государство органично сочетает административно-правовые и «либеральные» средства воздействия на экономические отношения;

г) государство располагает лишь минимальными, объективно необходимыми для поддержания своего функционирования материальными средствами;

д) в руках государства полностью сосредоточены финансовая и налоговая системы;

е) частная собственность доминирует над государственной и всеми другими формами собственности.

2. Правовое регулирование экономических отношений

Известно, что нормы праваявляются формой организации жизнедеятельности государства, общества, придают общественным связям определенность и устойчивость, обеспечивают необходимую стабильность и организованность экономической системы. Являясь порождением общественных отношений, они предназначены для их регулирования.

Не менее существенную роль в условиях рынка играют экономические законы, регулирующие в основном процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

В жизни правового государства и гражданского общества правовые, экономические и иные нормы-правила функционируют одновременнои оказывают совместное влияние на поведение человека. Часто их воздействие носит комплексный характер, не исключающий противоречие одной нормы другой, взаимодополнения и т.п.

Каждый вид норм действует в определенной сфере общественных отношений (экономические законы регулируют имущественные и финансовые отношения, юридические – правовые связи и зависимости). Но имеются и общие сферы жизнедеятельности, в которых одновременно действуют различные нормы экономики, права, нравственности и др.

Так,хозяйственные отношения в условиях рыночной экономики, например, сделки купли-продажи, регулируются экономическим законом стоимости и юридическими актами, закрепляющими формы этой сделки.

Однако не только экономические, но и правовые отношения играют главенствующую роль, поскольку выражают государственную волю, являются государственным велением, не противоречащим общественной воле, велениям общества в целом.

Нормы права выражают государственную волю и устанавливаются государством в определенных формах (законах, указах, постановлениях, решениях и т.п.). Они придают содержащимся в них правилам официальное значение. Выполнение правовых норм, в том числе и в экономике, обеспечивается государственным принуждением.

В случае их нарушения соответствующие государственные органы принимают меры для восстановления нарушенных прав граждан или организаций либо для наказания виновных лиц.

Экономические и юридические законы отличаются друг от друга. Первые носят объективный характер, не зависящий от воли и сознания человека. Юридические законы создаются, изменяются и отменяются людьми в установленном порядке.

И с этой точки зрения их существование субъективно, хотя характер юридических законов, их содержание в условиях рыночных отношений объективно обусловлены реальным уровнем экономического и политического развития общества.

Юридические законы регулируют деятельность людей через их интересы, чтобы человек имел возможность удовлетворить свои материальные и иные потребности и интересы. В рыночной экономике он вступает в трудовые отношения, различного рода сделки – по обмену, купле-продаже вещей и предметов и т.д.

Одновременно осуществляя и требования экономических законов. Нередко даже не осознавая этого, люди становятся участниками одновременно и экономических, и правовых отношений.

Оценку связей права и экономики, экономических и юридических законов, следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере.

Важен баланс в соотношении экономики и права. Как уже отмечалось, экономика должна развиваться при минимальном вмешательстве государства. Однако это не означает самоустранение государства.

Государство в условиях рыночной экономики должно использовать правовую форму для:

– определения целей и приоритетов экономического развития;

– закрепления равноправия всех форм собственности;

– определения круга субъектов рыночных отношений;

– вытеснения порочных средств ведения хозяйства и коммерции;

– осуществления налоговой, финансово-кредитной, протекционистской политики;

– антимонопольной деятельности и поддержки малого предпринимательства;

– разрешения экономических конфликтов и споров;

– установления юридических санкций за экономические правонарушения.

И в заключении темы «Государство, право, экономика» хотелось бы подчеркнуть, что, когда в Российской Федерации вмешательство государственных структур в экономику будет осуществляться только в правовой форме и только в рамках указанных выше направлений, наше экономическое благополучие не заставит себя ждать.

См.: Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2002. С.394-398. См.: Теория государства и права / Под ред. Рассолова М.М., Лучина В.О., Эбзеева Б.С. М.,2001. С.590-594.

Государство и экономика

Ни 1 финансовую систему, в том числе и систему независимой рыночной конкурентной борьбы, невозможно назвать полностью независимой, так как она не имеет возможности действовать в отсутствии вмешательства страны.

Так как именно правительство принимает обязанность за организацию валютного обращения, за удовлетворение потребностей конкретных категорий народонаселения, за компенсацию либо ликвидацию негативных результатов поведения соучастников рыночной игры.

Прогрессивный рынок не регулируется лишь при помощи механизма независимого ценообразования, так как, действуя стихийно, законы рынка очень активно не только лишь предоставляют полезный эффект, но и порождают нехорошие направленности в экономике, такие, как монополизм, безработица и другие.

Кроме всего прочего рыночная система не в состоянии обеспечить реализацию такового обязательного социально-экономического права человека, как право на эталон благополучия, т. е.

на получение таких заработков, которые имели возможность бы обеспечить индивидуму благородное существование без разницы от форм и последствий его финансовой работы.

От рыночного приспособления не приходится ждать и соблюдения иных социально-экономических гражданских прав, а именно, права на труд тем, кто имеет возможность и желает действовать. По целому ряду беспристрастных обстоятельств в экономике рыночного вида неминуемой считается безработица в ее разных обликах: структурная, региональная, научно-техническая, скрытая.

Сейчас основные страны мира становятся все наиболее интенсивными соучастниками рыночных взаимоотношений.

Они берут на себя решение тех задач, которые независимый рынок решить не в состоянии: перераспределение общественных прибылей, регулировку рынка рабочей силы, предложение материальной помощи тем людям, которые не по собственной воле потеряли рабочие места не смогли отыскать для себя иную работу. Заботятся страны и о занятых, устанавливая им малый уровень зарплаты, т. е. таковой уровень, который бы разрешил им выжить.

Иным направлением работы идущих в ногу со временем стран считается обеспечивание стратегических прорывов в сфере науки и технологии, что в особенности принципиально в современных условиях становления.

Более развитые страны инвестируют большие средства на проведение Базовых исследований, создают финансовложения в те новые секторы экономики хозяйства, которые станут вы пускать продукцию с не совсем понятными пока же возможностями спроса.

Для решения перечисленных выше задач прогрессивные страны используют конкретные способы муниципального регулирования финансовой жизни.

Все применяемые государством способы действия на экономику возможно поделить на несколько групп:

Особенное место посреди данных законов занимает антимонопольное законодательство, с его помощью правительство мешает возникновению в экономике предприятий-монополистов, не стоитзабывать и тот факт, что сама монополия по своей природе исключает конкурентонсть, ведет экономику к ослаблению и разрушению.

Помимо прочего правительства разных государств принимают законы, нацеленные на закрепление маленького и среднего бизнеса, поддерживая таким образом различную структуру производства.

Ко 2-ой группе относятся финансово-экономические способы - сначала налоги. Налоги играют интенсивную роль в перераспределительных отношениях, солидно влияя на создание. Поднимая либо снижая объем налогов, правительство или содействует его развитию, или удерживает темпы финансового подъема.

Правительство делает явное воздействие на экономику и во время выполнения собственной денежно-кредитной политики. Основную обязанность за проведение заключительней, обычно, несет муниципальный банк державы, который регулирует ставку банковского процента. Благодаря ей госбанк либо ограничивает, либо, напротив, расширяет вероятность получения бизнесменами кредита на становление производства.

Кроме того правительство подсобляет товаропроизводителям, вводя конкретные таможенные пошлины. Пошлиной именуется особый налог страны на продукты, приобретаемые за рубежом.

Он вводится чтобы завезенные из других стран продукты были подороже российских и покупатели подбирали последние.

Тем самым правительство, вроде как, удерживает импорт, а с другой стороны - защищает российские секторы экономики.

Очередным принципиальным инструментом муниципального регулирования экономики считается муниципальная собственность (другими словами государственный раздел).

Государственный раздел представляет из себя некое добавление рыночного механизма, действующее обеспечению крупных масштабных задач и частных заказов.

Государственный раздел создается в следствии возведения государством разных хозяйственных объектов, выкупа у частниковкомпаний, недвижимости и целых секторов экономики. Переход хозяйственных объектов из частной принадлежности в муниципальную и именуется национализацией.

Национализация служит массивным инвентарем стабилизации рыночной экономики державы в критичные периоды ее становления. В государствах, где доля гос принадлежности в государственной экономике значительна, она постоянно употребляется в целях выравнивания финансового цикла и укрепления занятости народонаселения.

В критериях смещения в худшую сторону конъюнктуры, депрессии либо упадка, когда частные финансовложения в экономику уменьшаются, муниципальные фирмы, наоборот, не уменьшают производство.

Не говоря уже о том, что, конкретно в данные периоды они стремятся актуализировать главные фонды, противоборствуя тем самым резкому спаду производства в иных секторах экономики индустрии и подъему безработицы.

Структура государственного раздела не является постоянной: в последствии создания либо реорганизации с переоснащением невыгодных нужных для хозяйства державы объектов, которые в последствии приватизируются, то есть переходят из гос принадлежности в частную. Правительство ведь переключается на вновь возникшиесферы и интересы деятельности, где активность частного капитала мала.

Разновидности планирования рыночного хозяйства

В рыночном хозяйстве всераспространены и разные типы планирования: на уровне отдельных компаний, регионов причем даже всей экономики в общем. Программы заключительного вида создаются государством.

Гос финансовой программой называется комплекс цепочки целей, принципиальных для становления хозяйства державы, также совокупность средств их заслуги в установленные сроки. Исследование и воплощение этих программ называется муниципальным финансовым программированием.

Программы бывают обыденные и чрезвычайные. Чрезвычайные программы разрабатываются и исполняются в период критичных обстановок (к примеру, при стихийных бедствиях). Некоторые из данных программ считаются превентивными, т. е. призванными предупредить надвигающиеся ненужные последствия.

По времени деяния муниципальные программы разделяются на короткосрочные, среднесрочные и длительные. Особенное место среди муниципальных программ традиционно занимают муниципальные программы национализации и приватизации.

Уровень муниципального программирования в различных государствах различен, хотя само казенное программирование экономики присутствует фактически во всех государствах с рыночной экономикой.

Таким образом, в идущих в ногу со временем капиталистических государствах правительство интенсивно вмешивается в экономику, постаравшись повлиять в зависимости от надобности на обстановку на каком-нибудь рынке (производства, обмена, труда и т. п.).

Более развитый механизм муниципального регулирования экономики

Такой механизм сформировался в государствах Западной Европы. В особенности существенную роль казенное регулирование экономики играет в развивающихся государствах, делающих свободную национальную экономику, и в прежних социалистических странах, исполняющих переход от планового хозяйства к рыночному.

Невзирая на явную эффективность государственного регулирования экономики, навык почти всех государств обосновывает, что схожее вмешательство не может быть полным - экономику невозможно держать в полном руководстве у страны.

Вот отчего главный принцип государственного регулирования экономики нередко выражается фразой «не помешай рынку».

В финансовой ситуации имется огромное количество образцов, когда правительство, надеясь только на административные методы управления экономикой, не только было не в состоянии решить насущные трудности, но и содействовало их усугублению.

Если взглянуть под другим углом, правительство обязано исполнять меру и в применении финансовых способов регулировки рынка, так как некие из их, к примеру налоговая либо валютная политика, по мощи собственного воздействия на экономику полностью могут быть сравнимы с централизованным планированием.

Направления государственно-экономической работы

Главные направления его финансовой работы могут быть сведены к последующим:

  • исследование, принятие и организация исполнения рыночного законодательства (правовой базы рынка);
  • обеспечивание сохранности рыночного приспособления и создание критерий для его обычной работы, сглаживание структурных и региональных диспропорций в экономике, организация экологически неопасного производства;
  • гарантированное воплощение объективного рассредотачивания заработков.

Прогрессивный рынок предъявляет к финансовой деятельности страны достаточно строгие и специальные требования. Всюду, где работа страны подходит данным требованиям, она содействует укреплению рыночного механизма, улучшению состояния муниципальных финансов и обеспечиванию социально-экономических прав членов сообщества.

Основные модели взаимодействия государства и экономики

С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства.

Основные модели взаимодействия государства и экономики:

    1. командно-распределительная;
    2. рыночная.

Командно-распределительная модель взаимодействия государства и экономики

В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.

Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя.

Недостатки распределительной экономики:

    • Государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя.
    • Огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик.
    • Чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений.

Достоинства распределительной экономики:

    • Господствующее положение государства в экономике дает ему возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения отдельных крупных проблем: производства оружия, освоения целинных земель, строительство новых заводов, что необходимо в режимах чрезвычайных ситуаций.

Рыночная модель взаимодействия государства и экономики

В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.

Рыночная система - это прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями.

Необходимость регулирующих функций государства обусловлена:

    1. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста (уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т. п.
    2. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т. д.

Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран:

    • кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и
    • синтез неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.

Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа» (laissez-faire), не вмешиваясь в экономические процессы.

Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Государство и экономика - это сложные, многогранные явления, не только охватывающие сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие сферы. Государство в любой общественной формации является одновременно субъектом самых разнообразных - экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, и в этом смысле оно не только надстроечное или же политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление. Экономика также, оказывая влияние на другие сферы жизни общества, выступает как многогранное явление. Это означает, что соотношение государства и экономики следует прослеживать не только в сферах политики и экономики, но и в других сферах жизни общества.

При рассмотрении соотношения государства и экономики следует обратить внимание, прежде всего, на факторы, обуславливающие характер этого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования различных социальных систем они далеко неодинаковы. В практическом плане это означает, что более эффективным и оправданным для использования накопленного опыта в современной России было бы изучение характера соотношения государства и экономики не вообще, а применительно к конкретной исторической эпохе и стране, к строго определенной социальной системе. Особое значение при этом имеет опыт США, Великобритании, Франции, Японии и других высокоразвитых промышленном отношении стран.

Соотношение государства и экономики в любой стране и социально-политической системе - это процесс не пассивный, а весьма активный. Это двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая сторона в зависимости от сложившихся обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль. При анализе проблемы необходимо учитывать классификацию разных социальных систем в зависимости от степени развития в стране рыночной структуры. В соответствии с данным критерием социальные системы условно можно разделить на три группы:

а) системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы;

б) системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становления рыночных институтов;

в) системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

Характерными особенностями взаимоотношений, возникающих между государством и экономикой, в пределах первой группы социальных систем являются следующие: во-первых, несомненное доминирование государственной собственности перед всеми иными формами собственности. Приведем примеры. В Конституции СССР рассматривалось понятие государственная собственность как «общее достояние всего советского народа», определяла, что эта форма является основной формой социалистической собственности.

В той же статье закреплялось положение, в соответствии с которым в исключительной собственности государства находятся земля, ее недра, воды, леса, основные средства производства, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства». Во-вторых, важными чертами отношений государства и экономики в пределах рассматриваемой группы социальных систем, являются их жесткая привязанность друг к другу, отсутствие гибкости и, как следствие, долговременной стратегической устойчивости и эффективности. Предопределяет в перспективе неизбежность «перелива» кризисных явлений из государственной сферы в экономическую и наоборот. К числу особенностей относится чрезмерная централизация экономических рычагов в руках государства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах. Вследствие чего следует неизбежное разбухание аппарата управления экономикой, рост бюрократизма, падение профессионализма, необоснованный рост затрат. Данные негативные явления особенно четко проявляются и развиваются в больших по территории, населению и народнохозяйственным комплексам странах. План приобретает нормативно-правовой характер, а последствием его соблюдения или нарушения придается юридическое значение. Взаимодействие между государством и другими субъектами экономических связей строятся не на партнерской основе, а на основе прямого указания - подчинения. Над так называемыми либеральными методами управления экономикой преобладают авторитарные. Взаимоотношения между государственными органами и экономическими структурами регулируются в первую очередь не с помощью норм гражданского или коммерческого, а административного и иных подобных ему отраслей права. Помимо названных особенностей, свойственных взаимоотношениям государства и экономики в условиях «нерыночных» социальных систем, есть и другие. Они свидетельствуют о полном административно-командном подчинении экономических структур государственным, об отсутствии у первых значимой для их нормального существования и развития относительной самостоятельности и автономности.

По иному строятся взаимоотношениях государства и экономики, существующих в пределах, переходных от нерыночных к рыночным социальным системам. Типичные примеры - современная Россия, некоторые государства СНГ, Прибалтийские республики и страны Восточной Европы. Наиболее существенными особенностями этих систем являются:

а) постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских;

б) утрата монополии государства и государственной собственности над экономикой и иными формами собственности;

в) изменение методов государственного воздействия на экономические отношения;

г) постепенное вытеснение административных методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами;

д) резкий отход правительственных структур от плановости в развитии экономики и неизбежное возникновение при этом неупорядоченности и даже хаотичности;

е) последовательная переориентация экономических и государственных структур и общенациональных приоритетов на свои собственные финансовые и иные интересы, на прибыль как основной движущий фактор их становящихся партнерских отношениях;

ж) усиление роли налогов налоговой полиции как государственного средства финансового воздействия госструктур на общество и на экономические структуры; з) быстрое возрастание финансового, гражданского, коммерческого, налогового, банковского и иных непосредственно связанных с развитием экономики отраслей права.

Основная цель экономической деятельности государства в данный период с неизбежностью должны сводиться к следующему: выработке общей, в масштабе всей страны, внутренней и внешней экономической политики; правовому обеспечению возникающих рыночных отношений; определению круга и правового статуса субъектов экономических отношений; выработке социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения; запрещению и пресечению нарушающих закон средств ведения хозяйства и коммерции; созданию наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, защите его от недобросовестной конкуренции и протекции его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом; регламентации порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установления юридической ответственности за нарушение законодательства.

Характерные особенности взаимоотношений государства и экономики в условиях существования сложившейся третьей группы рыночных социальных систем заключается в следующем: а) установлении преимущественно партнерских отношений между государством и рыночными структурами; б) минимальном вмешательстве государства в экономику, уровень которого для каждой страны является, как правило, различным; в) в органичном сочетании административно-правовых с финансовыми и иными либеральными средствами воздействия государства на экономические отношения; г) сосредоточении в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для нормального существования и функционирования государства материальных средств; д) полном сосредоточении в руках государства финансовой и налоговой систем; е) доминировании частной собственности над государственной и всеми другими формами собственности.

Государство в экономике любого государства присутствует всегда, и никто не утверждает, что оно должно уйти совсем. Вопрос в том, какие функции и в каком объеме должны быть у государства на том или ином этапе развития. Известный ученый-экономист Е. Ясин выделяет такие его функции: 1) формирование законодательства, обеспечение законности и правопорядка, разрешение споров на основе законов (суд), принуждение к исполнению законов и судебных решений (работа «ночного сторожа»); 2) обеспечение макроэкономической стабильности - недопущение инфляции, устойчивость национальной валюты; 3) содействие развитию экономики, эффективным изменениям в ее структуре; 4) предупреждение или устранение так называемых «провалов» рынка; 5) защита социально уязвимых слоев населения, предоставление им социальных гарантий и др. Таким образом, опыт России и других стран со всей очевидностью свидетельствует о том, что в мире нет общей модели, некоего шаблона или образца во взаимоотношениях государства и экономики, пригодных для всех без исключения социальных систем. Есть общие закономерности, исторические тенденции и общие принципы развития характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики.

экономика государство предпринимательский

Если право воздействует на экономику изнутри, являясь оптимальной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия её функционирования.

Во-первых , государство выполняет фунцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых , оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих , государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивает целостность экономической системы страны(например, государственный бюджет).

В-четвёртых , с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникаяющим в рыночной экономике.

Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем:

Во-первых , государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю.

Во-вторых , огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик (ни одно предприятие не может обанкротиться, только государство). Государство - организация, которая лишь тратит, ничего не производя.

В-третьих , чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишнем административном заурегулировании экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.

Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоение целинных земель... Но теневой стороной подобных «достижений» становится снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека...

Признаки государства.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

Проф. Корельский выделяет 4 основных признака:

1. Территориальная оранизация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип (в догосударственном обществе) организации населения потерял свое значение. На смену - территориальная организация. Государство имеет строго локализированную территорию, на которую распраняется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданых или граждан государства. От негосударсвтенных организаций (профсоюзов, политических партий) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распраняет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная(государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном составе управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения(государственный аппарат). Олицетворенный в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.

3. Государственный суверенитет. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в её верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее власной силы, которая распраняется на всё население, все партии и общественные организации; б) её прерогативы (государственная власть может отменить всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция, тюрьмы).

Самостельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне её выражается в её исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняя их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности праву и формируется демократическое правовое государство.

Сущность государства.

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являет власть , ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Теория элит - народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, государственная власть должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

Технократическая теория - властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определить действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Демократическая доктрина - первоисточником и первоносителем власти является народ, государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория - политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляет свою диктатуру, т.е. власть, не ограничивается законом и опирается на силу, на принуждение. Используется этот подход для характеристики различных государств теоретически неверно. Классовый характер - сущностная сторона государства, его основное начало. Но деятельность государства, обусловлена классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия, а достижения общественного компромисса. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал (классового и общесоциального). Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

Сущность государства заключается в том, что оно есть такая форма организации публичной власти в социально-дифференцированном (неоднородном) обществе, которая обеспечивает социальное управление на основе согласования, координации интересов различных групп и слоёв населения. Но его сущность как средства согласия и социального компромисса проявлялась не всегда столь отчётливо и рельефно.