Десятый арбитражный апелляционный суд. Возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа Статья для зачета излишне уплаченных налогов

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

(см. текст в предыдущей редакции)

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Последние новшества, изменившие ст. 78 НК РФ, связаны с включением с 2017 года в текст кодекса новой главы, описывающей правила работы со страховыми взносами, которые ранее подчинялись закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Включение в НК РФ приравняло страховые взносы к налоговым платежам и вынудило их подчиняться всем иным требованиям кодекса. В связи с этим в общие положения НК РФ, отраженные в ч. 1, были внесены дополнения, указывающие на обязательность их применения по отношению к страховым взносам.

Не стала исключением и ст. 78 НК РФ, в которой не только возникли указания на то, что она применима и к страховым взносам, но и появились новые положения, связанные с правилами возврата именно таких платежей, как страховые взносы:

  • переплата по взносам, предназначенным для определенного фонда, засчитывается в счет платежей в этот же фонд или возвращается плательщику (п. 1.1);
  • переплата по платежам на ОПС может не возвращаться, если ПФР сообщит о том, что она отражена в отчетности и разнесена по индивидуальным лицевым счетам (п. 6.1).

Дополнительно в статью введены положения о том, что:

  • суммы, уплаченные при погашении долгов по платежам, образовавшимся из-за уклонения от их уплаты, не считаются переплатой (п. 13.1);
  • правила, установленные статьей, применимы и к процентам, начисленным в пользу бюджета при признании неправомерно возмещенной в заявительном порядке суммы НДС по результатам камеральной проверки (п. 14);
  • правила, установленные статьей, применимы также при возврате НДС иностранным юрлицам (п. 16).

В 2018 году обновлены лишь некоторые пункты данной статьи:

  • П. 5 ст. 78 НК говорит о том, что сумма не уплаченного налога зачитывается налоговиками в счет недоимки по другому налогу не более чем за 3 года с даты уплаты налога.
  • П.17 ст.78 НК дополнен правилом о том, что с момента принятия решения о возврате налога на прибыль, удержанного ранее, до его перечисления налогоплательщику должно пройти не более 1 месяца.

Кого касается статья 78 НК РФ?

Ст. 78 НК РФ имеет отношение и к налогоплательщикам (плательщикам взносов), и к налоговым агентам. Она применима как к излишне уплаченным налогам, авансовым платежам по ним, пеням, штрафам, так и к подлежащим возмещению налогам.

Зачет (возврат) налога возможен:

  • фирме;
  • физическому лицу.

Как возникает переплата?

Способов возникновения реальной переплаты достаточно много. Это могут быть:

  • превышение общей величины налога, уплачиваемого авансовыми платежами, над его суммой, отраженной в декларации за налоговый период (прибыль, имущество, транспорт, земля, акцизы, УСН);
  • подача декларации к возмещению (НДС);
  • сдача уточненной декларации (расчета) с уменьшением итоговой суммы после оплаты налога по предшествующему варианту отчетности;
  • перерасчет в сторону уменьшения удержанного у физлица НДФЛ;
  • ошибочная уплата большей суммы налога или взноса;
  • перерасчет к уменьшению суммы оплаченных пеней после представления двух уточненок, первая из которых увеличивает, а вторая уменьшает величину начисленного к уплате платежа;
  • решение суда, выводом которого является констатация факта излишней уплаты налоговых платежей;
  • изменения законодательства, в результате которых налог (взнос) начинают считать излишне уплаченным.

Как выявляется излишняя уплата?

Обычно плательщик налога знает о наличии переплаты по собственным учетным данным, при условии, что они верны. Как правило, переплата возникает либо в момент сдачи декларации, либо при фактической уплате налога.

При этом суд не считает ошибки учета веской причиной оправдания переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10).

Если переплата очевидна и для ИФНС, она должна оперативно (в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения) информировать об этом налогоплательщика либо предложить ему провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).

С 2016 года обязательной и ежеквартальной стала отчетность по НДФЛ. Поэтому данные о возникающей переплате по НДФЛ появляются в ИФНС в таком же, как и для иных налогов, порядке.

О правилах заполнения отчетности по НДФЛ читайте в статье «Порядок заполнения формы 6-НДФЛ с 2018 года - пример» .

Факт переплаты налогов может быть установлен судом, если:

  • наличие переплаты стало бесспорным лишь после опубликования писем Минфина России (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 № А65-18995/2012);
  • переплата выявлена в ходе выездной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2011 № А56-31885/2010);
  • решением суда признан ничтожным договор, следствием чего стал факт переплаты (постановление ФАС Поволжского округа от 23.04.2013 № А55-16126/2011);
  • решение инспекции о доначислении налога признано незаконным (постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 № А40-94026/11-91-401);
  • суд выявил отсутствие обязанности уплачивать налог (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2011 № А81-4526/2010);
  • суд обязал инспекцию признать факт переплаты (постановление ФАС Московского округа от 02.02.2012 № А40-27537/11-91-123);
  • отказ ИФНС в возмещении признан недействительным (постановление ФАС Московского округа от 24.08.2011 № КА-А40/8845-11-П);
  • недействительными признаны инкассовые поручения (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2009 № Ф09-10148/08-С3);
  • факт переплаты стал очевидным после формирования правоприменительной практики (постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2012 № А35-4258/2011);

От даты установления факта переплаты может зависеть отсчет срока обращения за возвратом налога.

Как составить заявление на зачет (возврат)?

Заявления на зачет и возврат имеют утвержденные формы. С 09.01.2019 используются бланки, утвержденные приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@.

Формы заявлений о возврате и зачете налогов (сборов, взносов штрафов, пеней) вы можете скачать на нашем сайте.

Образец заполнения заявления на возврат ищите .

Способов подачи заявления несколько (пп. 4 и 6 ст. 78 НК РФ):

  • на бумаге;
  • по ТКС;
  • через личный кабинет, зарегистрированный на сайте ФНС.

Формат для электронных заявлений утв. приказом ФНС России от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@.

Как определяют срок подачи заявления?

Срок подачи заявления, согласно п. 7 ст. 78 НК РФ, равен 3 годам с даты уплаты соответствующей суммы. Вместе с тем для ряда случаев такой подход неприменим. Например, когда:

  • Налог уплачивается авансовыми платежами, и его итоговая сумма за налоговый период определяется только по данным декларации, срок надо отсчитывать с даты сдачи декларации за налоговый (не отчетный) период (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, информация ФНС России от 07.09.2015).

Подробнее об этом — в статье «С какого момента исчисляется срок на возврат переплаты по налогу на прибыль?» .

  • Переплата стала результатом перечисления сумм налога несколькими платежными документами. В этом случае срок может быть определен двумя путями: по каждому платежу отдельно (постановления Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 № 2046/04, ФАС Московского округа от 01.11.2008 № КА-А40/10257-08) или по дате последнего платежа (постановление ФАС Поволжского округа от 06.10.2009 № А55-16617/2008).
  • По сумме, заявленной к возмещению, заявление по которой до вынесения решения ИФНС о возврате денег налогоплательщиком не подано (п. 14 ст. 78 и п. 11.1 ст. 176 НК РФ), срок отсчитывается с даты решения ИФНС.

Об оформлении заявления на возмещение НДС читайте в материале «Как составить заявление на возврат НДС (образец, бланк)» .

Каков порядок зачета (возврата)?

Рассмотрев заявление налогоплательщика, ИФНС в течение 10 рабочих дней со дня его поступления принимает решение о соответствующем действии (пп. 5 и 8 ст. 78 НК РФ). Положительными результатами этого решения будут:

  • зачет переплаты, осуществленный в дату принятия решения о зачете;
  • возврат переплаты не позже 1 месяца со дня поступления заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).

В некоторых случаях могут иметь место особенности правил отсчета сроков. Например, если переплата указана в декларации 3-НДФЛ и одновременно с ней подано заявление о возврате, то отсчет срока возврата начнется не с даты подачи заявления, а с даты фактического завершения камеральной проверки декларации либо по истечении срока такой проверки (письмо ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).

Зачет обнаруженной переплаты ИФНС может сделать самостоятельно, но это не лишает налогоплательщика права на подачу заявления, обусловленного собственной точкой зрения на погашение имеющейся недоимки (п. 5 ст. 78 НК РФ). Мнение заявителя при этом является приоритетным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2012 № А33-15051/2011).

Какое основное правило возврата содержит п. 6 ст. 78 НК РФ?

Вернуть переплату при наличии недоимки по другим платежам в тот же бюджет можно только после закрытия такой недоимки зачетом из суммы существующей переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ). Этот зачет ИФНС сделает сама (п. 5 ст. 78 НК РФ), и налогоплательщик получит только остаток заявленной им к возврату суммы, если она превысит сумму имеющей место недоимки, которую можно погасить зачетом.

Наличие такой недоимки не является для налогоплательщика препятствием для направления в ИФНС заявления о возврате переплаты (письмо Минфина России от 07.09.2011 № 03-02-07/1-317).

Имеющаяся по другим платежам недоимка может также уменьшить сумму переплаты, которую плательщик хочет зачесть в счет грядущих платежей по налогу согласно возможности, предоставляемой п. 4 ст. 78 НК РФ.

Есть одно исключение из правила о проведении зачета для погашения недоимки ИФНС перед возвратом переплаты налогоплательщику: оно не применяется, если в отношении налогоплательщика открыто конкурсное производство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 № А19-4247/2012).

В чем особенности возврата НДФЛ?

Возврат сумм НДФЛ, который удерживается по месту работы, как правило, происходит в особом порядке (п. 1 ст. 231 НК РФ). Его осуществляет работодатель по заявлению работника, причем такой возврат в случае необходимости делают и уже уволенному работнику.

Если работодатель отказывается возвращать переплату, взыскать ее можно через суд. Подробнее об этом — в материале .

В ряде случаев при условии сдачи налогоплательщиком в ИФНС формы 3-НДФЛ возврат делает инспекция, руководствуясь при этом правилами ст. 78 НК РФ:

  • фирма-работодатель прекратила существование;
  • не заявлялся вычет на детей по месту работы;
  • намерение воспользоваться имущественным или социальным (по расходам на лечение или обучение) вычетом возникло позже года появления права на него;

Напомним, что благодаря Федеральному закону от 06.04.2015 № 85-ФЗ с 2016 года соцвычеты на обучение и лечение могут быть получены по месту работы.

  • есть основания для применения социального вычета по благотворительности и платежам в ПФР, предоставляемого только в ИФНС;
  • налогоплательщик-физлицо, отчитывающийся о доходах непосредственно перед ИФНС, уточняет отчетность.

Срок возврата налога (месяц) будет отсчитываться от дня завершения проверки декларации 3-НДФЛ вне зависимости от даты подачи налогоплательщиком заявления на возврат (письма Минфина России от 15.05.2017 № 03-02-08/30790, № 03-02-08/30802, ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).

Когда ИФНС платит проценты за задержку и как их рассчитывают?

Если ИФНС нарушит срок возврата, установленный п. 6 ст. 78 НК РФ (1 месяц), то у налогоплательщика появляется право на получение пеней за каждый календарный день задержки платежа (п. 10 ст. 78 НК РФ), включая день фактического получения возврата. Это правило применимо и к возврату излишне удержанного НДФЛ (письма Минфина России от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 и ФНС России от 01.07.2015 № БС-4-11/11486@).

Их сумма рассчитывается по величине ставки рефинансирования ЦБ РФ (которая с 2016 года приравнена с ключевой ставке), соответствующей дням нарушения, исходя из того, что протяженность года считается равной 360 дням, а протяженность месяца — 30 дням (письмо ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@).

При этом существует постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13, в котором суд указывает, что проценты за просрочку возврата должны рассчитываться в общем порядке: от фактического количества дней в году (365 или 366). В связи с этим Минфин (письмо от 29.10.2014 № 03-02-08/54846) высказал намерение пересмотреть методику начисления процентов, установленную приказом ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ (от 1/300 ставки рефинансирования), но пока она осталась прежней.

Кто возвращает переплату при переходе в другую ИФНС?

Ст. 78 НК РФ не содержит требований о повторной подаче заявления о возврате при переходе в другую ИФНС. Если возврат не был осуществлен по старому месту учета, то его должна в установленные НК РФ сроки произвести новая ИФНС. Объясняется это тем, что возврат осуществляется за счет бюджета, а не из средств конкретной ИФНС (постановление Президиума ВАС РФ от 30.05.2006 № 1334/06).

Можно ли вернуть переплату, которой больше 3 лет?

Статья 78 НК РФ посвящена порядку внесудебного урегулирования вопросов переплаты в бюджет, когда факт ее наличия устанавливается достаточно легко и соответствует сроку исковой давности, исчисленному с даты, официально признаваемой ИФНС днем, с которого возможен такой расчет.

Однако довольно часто возникают ситуации, когда налогоплательщик узнает о наличии переплаты с опозданием. В этом случае он может воспользоваться возможностью исчисления срока давности со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав (п. 1 ст. 200 ГК РФ), и обратиться с иском в суд (постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08, письмо Минфина России от 17.03.2011 № 03-02-08/27).

Сбор всех доказательств, подтверждающих реальность позднего получения информации о наличии переплаты, ляжет на налогоплательщика.

Прерывается ли 3-летний срок актом сверки с ИФНС?

Ст. 203 ГК РФ содержит норму о прекращении течения срока исковой давности в случае осуществления действий, оцениваемых как признание долга. К одному из таких действий относится подписание акта сверки.

В отношении акта сверки с ИФНС официальных разъяснений Минфина или ФНС нет. А у судов есть 2 точки зрения:

  • подписание акта сверки с ИФНС не влияет на срок исковой давности (постановления ФАС Московского округа от 30.12.2013 № Ф05-16324/2013, Центрального округа от 19.12.2013 № А23-1227/2013, Уральского округа от 16.08.2013 № Ф09-8107/13, Поволжского округа от 07.08.2013 № А55-30105/2012);
  • дата подписания акта сверки с ИФНС признается днем, когда стало известно о наличии переплаты (постановления ФАС Московского округа от 25.12.2013 № Ф05-16362/2012, Западно-Сибирского округа от 30.10.2013 № А75-10138/2012, Центрального округа от 11.07.2013 № А48-1772/2012, Северо-Западного округа от 13.05.2013 № А56-33073/20).

Что будет с невозвращенной переплатой по истечении 3-летнего срока?

Если истек 3-летний срок, отведенный ст. 78 НК РФ, для зачета (возврата) переплаты, то ее сумма может быть списана (письмо ФНС России от 01.11.2013 № НД-4-8/19645@) по одному из 3 оснований:

  • по решению руководителя ИФНС в отношении налогоплательщиков, прекративших сдачу отчетности;
  • по решению суда, отказавшему в восстановлении срока возврата переплаты;
  • по заявлению налогоплательщика.

Налоговый кодекс предусматривает процедуры, в рамках которых плательщики тех или иных сборов могут возвращать суммы таковых, переплаченные в бюджет либо излишне взысканные государством. Реализация данного права должна осуществляться в соответствии с положениями отдельных статей НК РФ, прежде всего, 78 и 79. Первая регулирует процедуру возврата налогоплательщику и зачета в текущие платежи излишне уплаченных сборов. Структура данной статьи предполагает довольно детальную регламентацию соответствующих активностей ФНС. Вторая статья конкретизирует алгоритм возврата налогов, которые были излишне взысканы. В чем специфика отмеченных процедур? Как правильно налогоплательщику реализовать свое право на возврат сборов либо зачет таковых?

Назначение статьи 78

Ст. 78 НК РФ — источник, в котором регламентируется процедура зачета либо законного возврата сумм налогов и иных платежей в бюджет, которые переплачены тем или иным субъектом — гражданином или организацией. Подобные сценарии могут формироваться, если налогоплательщик исчислил больший налог, чем нужно было, либо фактически перечислил в бюджет сумму, превышающую ту, что было необходимо вносить. Полезно будет изучить структуру ст. 78 НК РФ отдельно по пунктам.

Пункт 1

Данный элемент рассматриваемой статьи НК РФ включает положения, устанавливающие, что суммы излишних налогов должны быть зачтены в счет текущих обязательств гражданина либо организации по текущему бюджетному обязательству, погашению недоимок по другим налогам, а также долгов по пеням и штрафам, либо возвращены в порядке, который регламентируется соответствующей статьей НК РФ. В присутствующем в ст. 78 п. 1 НК РФ также сказано о том, что зачет излишних федеральных, региональных и муниципальных налогов, а также пеней по ним осуществляется в корреляции с аналогичными типами бюджетных обязательств.

Пункт 2

Второй пункт рассматриваемой статьи НК РФ включает положения, по которым зачет либо возврат излишних налогов должен осуществляться территориальным подразделением ФНС по месту учета плательщика, если иные нормы не включены в НК РФ. Рассматриваемый пункт ст. 78 также включает положение, по которому возврат платежей в общем случае осуществляется без начисления каких-либо процентов.

Пункт 3

Следующий пункт рассматриваемой статьи включает положения, по которым ФНС должна сообщать плательщику о выявленных фактах переплаты тех или иных налогов, а также о суммах таковых не позже, чем по истечении срока в 10 дней после обнаружения излишних перечислений. Если налоговики не уверены в том, что переплата фактически осуществлена, но предполагают, что она может быть, то могут предложить налогоплательщику осуществить совместную сверку расчетных показателей по соответствующим платежам.

Пункт 4

Рассматриваемый пункт ст. 78 устанавливает, что для реализации законного права на зачет переплат в счет текущих обязательств налогоплательщик должен направить письменное заявление в налоговую. Данный документ может быть представлен также в электронном виде — при условии, что его можно подписать усиленной квалифицированной ЭЦП, либо через онлайн-кабинет налогоплательщика. Решение о зачтении суммы излишних налогов принимается ФНС не позднее, чем по истечении срока, составляющего 10 дней, после того как ведомство получит соответствующее заявление от гражданина или организации, либо со дня подписания ФНС и плательщиком акта, подтверждающего осуществление совместной сверки уплаты сборов, если таковая проводилась.

Пункт 5

В пункте 5 рассматриваемой статьи говорится о том, что зачет переплат в счет погашения налоговых недоимок должен осуществляться ФНС самостоятельно. Дополнительное заявление в налоговую, таким образом, субъекту уплаты сборов направлять в общем случае не нужно. ФНС обязана выполнить предписания рассматриваемого пункта статьи 78 в течение срока в 10 дней после того, как обнаружится факт переплаты, либо со дня подписания ФНС и налогоплательщиком акта, подтверждающего совместную сверку платежей. В ряде случаев срок выполнения соответствующего предписания отсчитывается с момента вынесения судебного решения, если таковое принималось ввиду проведения слушаний по вопросам налоговых споров.

Рассматриваемый пункт ст. 78 НК РФ включает положения, которые устанавливают, что налогоплательщик, несмотря на то, что данное действие не является в силу закона обязательным, все же имеет право направлять в ФНС заявление, о котором идет речь выше. Это можно делать, например, с целью ускорения процесса зачтения переплат в будущие платежи. В этом случае налоговики должны зачесть соответствующие суммы в срок, не превышающий 10 дней после получения документа от налогоплательщика, либо со дня, когда был подписан акт о совместной сверке платежей, при условии проведения таковой.

Пункт 6

Рассмотрим теперь то, каким образом осуществляется возврат переплат в бюджет. Данную процедуру регламентирует п. 6 ст. 78 НК РФ. Сумма переплаты по налогу также должна возвращаться ФНС плательщику по письменному заявлению, которое может быть сформировано в электронной форме при условии, что оно будет подписано с помощью квалифицированной ЭЦП.

ФНС обязана осуществить возврат налога не позднее чем через 1 месяц по факту получения соответствующего заявления. В положениях п. 6 ст. 78 НК РФ также сказано о том, что при наличии у налогоплательщика, направляющего запрос на возврат переплат в ФНС, недоимок, в первую очередь осуществляется покрытие таковых. Если по факту расчетов по долгам остается некая сумма, возможен возврат.

Пункт 7

Согласно нормам п. 7 ст. 78 НК РФ, заявление в ФНС, направляемое налогоплательщиком, который намеревается зачесть либо в законном порядке вернуть переплату по налогу, может быть составлено и передано в ведомство в течение 3 лет с того момента, когда излишняя сумма внесена в бюджет, если иное не предусмотрено нормативными актами, имеющими отношение к сфере налогов и сборов.

Пункт 8

В соответствии с рассматриваемым пунктом, ФНС должна принять решение о компенсации гражданину либо организации излишне уплаченных сборов в срок, который не превышает 10 дней после получения заявления ФНС, либо со дня подписания ведомством и субъектом уплаты налога акта сверки — если таковая была проведена. В п. 8 ст. 78 НК РФ также сказано о том, что поручение на возврат соответствующей переплаты, оформленное на основании принятого ФНС решения о компенсации соответствующей суммы, направляется ФНС в Федеральное казначейство - ведомство, которое, в свою очередь, осуществляет расчеты с заявителем в соответствии с бюджетными законами РФ.

Пункт 9

Согласно нормам п. 9 статьи 78 НК РФ, налоговики обязаны сообщать плательщикам о принятом решении по зачету либо возврату переплат, которое может заключаться в одобрении осуществления данной процедуры либо в отказе в ее проведении. Первая либо вторая активность должны быть осуществлены в срок, не превышающий 5 дней после рассмотрения вопроса. Уведомление от ФНС передается руководителю фирмы, физлицу, их представителям под расписку либо другим доступным способом, который может подтвердить факт получения данной информации.

Если речь идет о взаимодействии ФНС и консолидированной группы налогоплательщиков, то сумма переплат по налогу должна быть зачтена либо возвращена в пользу ответственного участника соответствующего объединения. Если договор о его формировании прекратил действие, то возврат либо зачет сборов осуществляется по заявлению ответственного субъекта. Данная операция не осуществляется, если ответственный участник, входящий в консолидированную группу, имеет недоимки, штрафы и иные взыскания в бюджет.

Пункт 10

В соответствии с нормами п. 10 ст 78 НК РФ, сумма, подлежащая возврату либо зачету, увеличивается в корреляции со ставкой рефинансирования Центробанка, если расчеты по ней между ФНС и налогоплательщиком не будут осуществлены в срок, указанный в п. 6 рассматриваемой статьи НК РФ.

Пункт 11

Согласно нормам п. 11 статьи 78 НК РФ, территориальная структура Федерального казначейства, которая осуществляет возврат переплат по налогу, должна уведомлять ФНС о том, когда положенная сумма была фактически перечислена налогоплательщику и в каком объеме.

Пункт 12

Если проценты, которые дополняют излишне уплаченный сбор согласно положениям п. 10 рассматриваемой статьи НК РФ, не будут перечислены заявителю в полном объеме, то ФНС принимает решение о компенсации оставшихся, которые рассчитываются исходя из даты фактического зачисления налогоплательщику соответствующих сумм. Данную активность ФНС должна осуществить не позднее чем через 3 дня с момента получения из Федерального казначейства информации о дате возврата денежных средств, а также о сумме таковых. Необходимое ФНС, в свою очередь, должна направить в Федеральное казначейство.

Пункты 13 и 14

В соответствии с пунктом 13 рассматриваемой статьи НК РФ, зачет либо компенсация переплат по налогам должны осуществляться в российских рублях. Пункт 14 предписывает применять нормы, зафиксированные в статье 78 НК РФ, не только к налогам, но также и в отношении других обязательств: пеней, штрафов, различных сборов. Соответствующие правила, зафиксированные в статье 78, также должны распространяться, исходя из норм п. 14, на субъектов уплаты сборов в бюджет и ответственных участников консолидированных групп плательщиков. Рассматриваемый пункт статьи 78 также устанавливает, что налоговая РФ должна применять соответствующие правила также в процессе зачета либо возврата переплат по НДС, который подлежит возмещению в установленном законом порядке.

Пункт 15

Пункт 15 ст. 78 НК РФ фиксирует норму, по которой факт указания субъекта в качестве владельца активов в специальной декларации, которая представлена в соответствии с ФЗ «О добровольном декларировании», а также передача подобного имущества фактическому владельцу не могут быть основанием для признания тех или иных платежей в бюджет излишними.

Как следует из норм, которые содержатся в статье 78 НК признает налог, внесенный в казну, излишне взысканным в силу доначисления по факту налоговой проверки либо добровольного его внесения налогоплательщиком. Другой сценарий появления соответствующих переплат — изменение налоговой базы вследствие решения суда либо распоряжения вышестоящей структуры ФНС.

Возможен ли возврат налога по статье 78 нерезидентам РФ?

Многих плательщиков волнует вопрос: могут ли возвращать налоги, излишне уплаченные в бюджет, нерезиденты РФ? Таковыми считаются иностранцы и граждане России, которые живут в РФ меньше половины из 365 дней. Как свидетельствуют экспертные материалы о ст. 78 НК РФ с комментариями, данная процедура возможна. Рассмотрим ее нюансы.

Основная особенность налогообложения нерезидентов РФ — они уплачивают НДФЛ в размере 30%, в то время как в общем случае сбор исчисляется по ставке 13% от дохода. Необходимость в возврате соответствующего сбора в порядке, предусмотренном нормами ст. 78, может возникнуть в силу неверного определения и ошибочного исчисления НДФЛ по ставке 30% вместо 13%. В целом алгоритм, в соответствии с которым осуществляется возврат переплат в бюджет в данном случае, тот же, что и в случае с иными основаниями для применения данной процедуры. То есть плательщику необходимо предоставить в ФНС, как предписывает п. 6 ст. 78 НК РФ, заявление, после — дождаться принятия налоговиками решения. Полезно будет рассмотреть то, каким образом оно должно составляться.

Как составлять заявление на компенсацию налога?

Форма заявления на законный возврат переплат из государственного бюджета в целом унифицирована. В правой верхней части данного документа необходимо указать, кому он направляется. В общем случае это начальник территориальной ИФНС по муниципальному образованию, в котором ведет деятельность налогоплательщик. Так и пишем: «Начальнику ИФНС по такому-то городу или району». Ниже необходимо зафиксировать, от кого направляется заявление. Пишем «От того-то». Следующий пункт — указание паспортных данных заявителя (серии документа, его номера, даты выдачи, а также органа, в котором оформлен документ). Форма заявления на возврат налога также должна содержать адрес регистрации налогоплательщика — фиксируем его строчкой ниже. Далее пишем посередине страницы «Заявление». Ниже обосновываем свое обращение в ФНС фразой вида «В соответствии с нормами п. 6 ст. 78 НК РФ, в связи с переплатой налога прошу перечислить сумму, причитающуюся к возврату, на такой-то лицевой счет».

Далее фиксируем реквизиты соответствующего банковского аккаунта. Таковыми чаще всего являются: ФИО получателя, ИНН, название банка, БИК, корреспондентский Ниже ставим дату составления документа, подпись и ее расшифровку. Как может выглядеть заявление на возврат излишне уплаченного налога? Образец данного источника может выглядеть так:

Различия в соответствующем заявлении могут быть обусловлены прежде всего типом налога, сбора, штрафа и иного типа платежей в бюджет. Так, может осуществляться возврат НДФЛ или, например, как мы отметили выше, НДС.

Статьи 78 и 79 НК РФ: как они связаны между собой?

Можно отметить, что в Налоговом кодексе есть статья, очень близкая ст. 78 — 79. НК РФ в ней регламентирует процедуру возврата сумм по налогам и иным обязательствам, которые были излишне взысканы. Изучим наиболее примечательные ее пункты.

Так, в п. 1 ст. 79 указано, что возврат излишних платежей в бюджет должен осуществляться только в случае, если до этого произведен корректный зачет соответствующей суммы в пользу погашения возможных недоимок. Если выяснится, что таковых нет, то только в этом случае ФНС должна будет осуществлять процедуры, которые предусмотрены статьей 79 НК РФ. В соответствии с теми нормами, которые содержатся в п. 2 ст. 79 НК РФ, решение ФНС о возврате плательщику излишних налогов должно приниматься в срок, который не превышает 10 дней после получения ведомством заявления. Его форма будет в целом схожа с той, что применяется в случае с реализацией права на зачет платежей, излишне перечисленных государству.

ФНС в ходе осуществления процедуры возврата платежей, как и в сценарии, когда излишне уплаченный налог засчитывается в порядке статьи 78, взаимодействует с Федеральным казначейством. Так, в данное ведомство налоговики должны направлять поручения на возврат соответствующих сумм, которые формируются на основе решений ФНС. Заявление о возврате излишних сборов налогоплательщики могут направлять в ФНС в течение 1 месяца с момента, когда им становится известно о фактах наличия переплат в бюджет.

В ряде случаев право на реализацию соответствующей компенсации субъектам уплаты сборов необходимо доказывать в суде. Исковое заявление, предмет которого — подтверждение законных оснований на возврат налогов, может быть составлено в течение периода, который составляет 3 года с момента обнаружения налогоплательщиком факта излишнего взыскания.

О том, что в бюджете — излишне взысканный налог, ФНС должна самостоятельно уведомлять, как это следует из норм п. 4. ст. 79 НК РФ, субъекта выполнения обязательств перед бюджетом в срок, который не превышает 10 дней после того, как соответствующий факт будет установлен.

Сумма налога, который взыскан в бюджет сверх необходимого размера, должна быть возвращена заявителю, исходя из норм п. 4 ст. 79 НК РФ, не позднее, чем через 1 месяц с момента направления в ФНС заявления по установленной форме. Также в некоторых случаях сверх нее начисляются проценты в корреляции с показателем ставки рефинансирования Центробанка.

Если субъект взаимодействия с ФНС — консолидированная группа предприятий, то налог возвращается на счета ответственного участника данного объединения.

Территориальная структура Федерального казначейства должна уведомить ФНС о расчетах с налогоплательщиком, как и в случае с процедурой зачета излишних налогов по статье 78 НК РФ.


1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям - налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Абзац третий утратил силу.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации , не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных .

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном .

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с .

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям — налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в . Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных , с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

Комментарий к Ст. 78 НК РФ

Статья 78 НК РФ устанавливает правила зачета или возврата излишне уплаченных налогов, штрафов, пеней.

Исходя из толкования ст. 78 НК РФ суммой излишне уплаченного налога, пени, штрафа признается сумма, которая уплачена налогоплательщиком (налоговым агентом) при отсутствии у него обязанности по ее уплате (Постановление ФАС Уральского округа от 23 января 2014 г. N Ф09-14160/13).

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено. Впрочем, и налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (см. об этом в п. 5 ст. 78 НК РФ). Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

То есть из положений п. 1 ст. 78 НК РФ следует, что они применяются в случаях излишней уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, т.е. налогов, установленных ст. — .

Таким образом, в силу абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ зачет федеральных налогов производится в счет федеральных налогов, региональных — в счет региональных, местных — в счет местных.

Например, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 13 и НДС является федеральным налогом, а налог на имущество организаций — региональным, сумма излишне уплаченного налогоплательщиком НДС не может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Хотя при этом на основании п. 6 ст. 78 НК РФ налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС (Письмо Минфина России от 30 декабря 2011 г. N 03-07-11/362).

При этом налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются налогами, установленными Налоговым кодексом РФ, и не уплачиваются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

То есть для целей законодательства о налогах и сборах налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются излишне уплаченными и, следовательно, положения ст. 78 НК РФ к правоотношениям по их зачету не применяются (Письмо Минфина России от 8 июля 2013 г. N 03-08-13/26324).

Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена и на погашение недоимки или возвращена налогоплательщику. Забегая вперед, укажем, что порядок возврата предусмотрен п. п. 7 — 10 ст. 78 НК РФ, это будет рассмотрено ниже. При этом следует различать .

Зачет или возврат налогов производит налоговая инспекция, где организация или предприниматель состоят на учете.

В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факту излишне уплаченного (взысканного) налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Форма такого извещения утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (Приложение N 6).

Прежде чем произвести зачет или возврат, проводят сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Обратите внимание: в Налоговом кодексе РФ указано: может быть проведена, однако на практике это происходит практически всегда.

Исходя из п. п. 2, 4 комментируемой статьи нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

а) по общему правилу налоговая инспекция проводит зачет (в счет предстоящих платежей):

по тому виду налога, по которому имела место переплата;

на основании письменного заявления плательщика. В этом заявлении необходимо указать свой ИНН, сумму излишне уплаченного налога, вид налога, по которому заявитель просит осуществить зачет;

б) решение налогового органа о зачете:

должно быть принято в течение 10 дней, считая с даты, когда получено заявление плательщика;

Пунктом 4 ст. 78 НК РФ установлены сроки на принятие налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога — 10 дней.

При этом согласно п. 4 ст. 78 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ, вступающей в силу с 1 июля 2015 г.) зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Однако из этих правил есть и исключения. Так, если в счет переплаты по налогу погашается недоимка — сумма налогов, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 5 ст. 78 НК РФ), то зачет производится налоговыми органами самостоятельно. Это касается также и случаев, когда излишне уплаченный налог идет на погашение задолженности по пеням и штрафам.

В таком случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня:

обнаружения факта излишней уплаты налога;

либо со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась;

либо со дня вступления в силу решения суда.

Вышеуказанное положение не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или, с 1 июля 2015 г., представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

Возврат суммы излишне уплаченного налога регулирует п. 6 комментируемой статьи.

Во-первых, для возврата суммы излишне уплаченного налога необходимо письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или, с 1 июля 2015 г., представленное через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика. Подать его можно в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). При этом следует учесть, что 3 летний срок исчисляется в календарных годах (ст. 6.1 НК РФ о порядке исчисления сроков). Заявление рассматривают в течение одного месяца с момента, как оно получено. Отсчет месячного срока начинается со следующего (после дня подачи заявления) дня. День подачи определяется по дате, указанной на самом заявлении, либо по дате почтового отправления (если заявление направлено заказным письмом).

При этом отметим, что в Определении Конституционного Суда РФ от 21 июня 2001 г. N 173-О указано, что содержащаяся в п. 7 статьи 78 Налогового кодекса России норма позволяет налогоплательщику в течение 3 лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, оспариваемое нормативное положение, являющееся составной частью ст. 78 НК РФ, адресованной налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту. При этом если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то суд вправе отказать в удовлетворении заявленного требования (Письмо Минфина от 22 февраля 2006 г. N 03-02-07/2-10, направленное для использования в работе Письмом ФНС России от 4 апреля 2006 г. N ММ-6-19/357@ «О списании излишне уплаченной суммы налога в случае истечения срока давности на подачу заявления о зачете (возврате) налога»).

Во-вторых, вернуть налог могут лишь в том случае, если у заявителя отсутствует недоимка (как по данному, так и по другим видам налогов и сборов) или задолженности по пеням и штрафам. Так как возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговой инспекцией и налогоплательщиком акта сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. Отметим, что с 1 июля 2015 г. положение о том, что сообщение должно быть осуществлено в письменной форме, из п. 9 ст. 78 НК РФ исключается.

До истечения 10 дневного срока поручение на возврат переплаты, оформленное на основании решения налогового органа, направляется в территориальный орган Федерального казначейства, который и перечисляет деньги на расчетный счет налогоплательщика.

В соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

При этом ФНС России обращает внимание, что действующая редакция ст. 78 НК РФ не содержит указания на то, исходя из какого количества дней — 360, 365 или 366 — производится расчет соответствующих процентов.

Вместе с тем в п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» (далее — Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14) разъяснено, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.

Таким образом, ФНС России пришла к выводу, что судебная практика свидетельствует о том, что суды находят возможным исчислять проценты в размере 1/360 ставки рефинансирования в соответствии с п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14.

В связи с изложенным ФНС России полагает целесообразным исчислять проценты в размере 1/360 ставки рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока возврата суммы излишне уплаченного (взысканного) налога.

Вышеуказанные разъяснения даны ФНС России в Письме от 8 февраля 2013 г. N НД-4-8/1968@ «О начислении процентов за нарушение срока возврата сумм излишне уплаченного (взысканного) налога».

Аналогичные выводы были даны также и в Письме Минфина России от 14 января 2013 г. N 03-02-07/1-7.

Таким образом, исходя из положений п. 10 ст. 78 НК РФ, а также разъяснений ФНС России, изложенных в Письме от 8 февраля 2013 г. N НД-4-8/1968@ «О начислении процентов за нарушение срока возврата сумм излишне уплаченного (взысканного) налога», расчет процентов, подлежащих уплате налогоплательщику, за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога, сбора, пеней, штрафов, может быть представлен в следующем виде:

Проценты

за нарушение Сумма излишне Количество Ставка

срока возврата уплаченного календарных рефинансирования

излишне = налога (сбора, x дней нарушения x Банка России, : 360

уплаченного пеней, штрафов) срока возврата действовавшая

налога (сбора, в дни нарушения

пеней, штрафов) срока возврата

При этом следует иметь в виду, что при начислении процентов на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (Письмо Минфина России от 14 января 2013 г. N 03-02-07/1-7).

В заключение отметим, что согласно абз. 3 п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата суммы НДС, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном