Методы развития разума. Альтернативное развитие разума

В широком смысле разум это отличительная особенность человека – его ум в целом, включая интеллект и способность к рефлексии: отражать себя, понимать ситуацию, понимать себя в ситуации, представлять себя в глазах других людей и так далее. Именно поэтому современный человек и называется Homo Sapiens – человек разумный (или, что точнее, разумеющий, вникающий).

Однако в повседневном использовании в современном русском языке имеется ярко выраженная тенденция к некоторому противопоставлению разума и интеллекта. Оба эти слова обозначают ум человека, но каждое со своей стороны. Интеллект это способность решать типовые, академические задачи, абстрагируясь (отвлекаясь) от всех второстепенных обстоятельств. Человек с высоким уровнем интеллекта способен решать задачи в короткие сроки (быстро, скажем, перемножить в уме двухзначные числа). Также он способен решать такие интеллектуальные задачи, которые не под силу большинству людей (перемножать, например, в уме четырехзначные числа). Это, так сказать, силовая сторона ума.

«Оборотная сторона медали» – разум – характеризует ловкие стороны ума. В физкультуре и вообще движениях человека ловкость это, в первую очередь, способность эффективно выполнять незнакомые, малознакомые движения: перепрыгнуть через заборчик, увернуться от грабителя, бежать, огибая многочисленных прохожих, залезть на дерево и т.д. Так же и разум это, в первую очередь, способность эффективно приспосабливаться к неожиданным жизненным ситуациям, и не только приспосабливаться, но даже и подчинять себе эти ситуации. Кто-то начал распускать про вас слухи, а вы не знаете что делать? Интеллект тут мало поможет, зато поможет разум. Не знаете, какую профессию выбрать? Вы давно отчаялись найти себе мужа или жену? Собираетесь подпасть под сокращение? Сын начал употреблять наркотики? Запутались в финансовых вопросах? Случайный прохожий просит помочь ему? Во всех подобных ситуациях интеллект не то, чтобы бесполезен, но он не играет решающую роль, здесь важнее ваша способность и готовность задействовать собственный разум. Далее под разумом мы будем понимать именно это – ловкую сторону ума.

Итак, какие же общие соображения насчет развития разума? Во-первых, разум это безусловно общая способность (не навык, не умение, не обладание конкретным знанием), она не связана тесно с какой-либо деятельностью. Поэтому можно смело утверждать, что развитие разума в одних ситуациях, в одних видах деятельности приведет к тому, что вы будете разумны совершенно в других ситуациях и видах деятельности. Нет таких способностей, как «разум в деловых вопросах», «разум в любовных делах», «бытовой разум», «эмоциональный разум», есть просто разум, и следует развивать этот просто разум.

Во-вторых, надо быть готовым к тому, чтобы всю оставшуюся жизнь любить истину в самых разных неприглядных ее видах. Мотором разума является логика: «Да», «Нет» или «Может быть». Как только человек начинает отрицать истину, действовать в отношении неё выборочно, искажать ее в угоду собственным потребностям, он лишается этого мотора, из движителей у него остаются эмоции, привычки, ценности.

В-третьих, рано или поздно придется признать, что у разума естественный враг это эмоции, что придется учиться сдерживать их. Если привычки и ценности прекрасно уживаются с разумом, они развивают и дополняют друг друга, то эмоции вносят очень много хаоса в жизнь современного человека. С одной стороны, это связано с тем, что эмоции являются проявлением инстинктов, а инстинкты – отражением опыта выживания наших предков. В каких-то вопросах инстинкты безусловно нужны (ты голоден? – поешь!), но в каких-то их компетенция приближается к нулю: какую профессию выбрать? в какой магазин пойти за продуктами? как излечиться от ожирения? и т.п. При этом, когда компетенция (соответствие) инстинктов приближается к нулю, они начинают конфликтовать друг с другом, порождая бесчисленные внутренние конфликты.

В-четвертых, и это тоже очень важное обстоятельство, человек живет среди людей, их поведение представляет для него наибольшую загадку. Это, пожалуй, даже основной предмет деятельности разума: понять поведение окружающих людей, предсказать его, представить в целом современные социальные тенденции. Это большое искусство – понять поведение других людей. Для этого понимания требуется много старания и вдумчивости, объективности. Самой распространенной, кстати, ошибкой, является отрицание, принижение качеств разума другого человека: «Он так ведет себя, потому что отец у него точно такой же был...», «Просто он хочет выделиться...», «Просто он демонстрант...», «Просто у него комплекс неполноценности...», «Ему надо власть проявлять, поэтому так муштрует нас...»

Ниже приведены некоторые идеи того, как развивать разум.

Упражнения в прогнозах

Люди кажутся себе очень умными, когда задним числом объясняют свершившиеся события: почему подешевела нефть? почему Иван Иванович женился на Евгении Евгеньевне? почему меня уволили? почему муж завел себе любовницу? почему я заболел ангиной? и т.п. Такой самообман очень коварен, он сильно снижает качества разума, притупляет его.

Тренируйте себя в прогнозах. Эта тренировка очень хорошо дисциплинирует ум. Она приучает к пониманию того, что у любого события очень много причин. Какие-то причины ты заранее можешь видеть, а какие-то нет. Прогнозы приучают мыслить в категориях вероятности:

Ну и, конечно, прогнозирование в конкретных ситуациях («боевое прогнозирование») показывает все те места, в которых вы можете приложить свои усилия для изменения ситуации.

Учиться быть спокойным

Конечно, человек без эмоций это мертвый человек. Нельзя в принципе полностью избавиться от эмоций. Да этого и не требуется. Но и потакать своим эмоции, будоражить фантазию тоже, пожалуй, не стоит. Эмоции запускаются или конкретными жизненными ситуациями (вы голодны, вас оскорбили...), или вашей фантазией (вы представляете, что будете голодать, что вас оскорбят...).

В обоих случаях от того, как вы думаете, как контролируете мысли, зависит интенсивность или даже характер эмоций. Если вы представляете то, как будете кушать, ощущение голода будет только усиливаться. Если думаете о сигаретах, желание покурить только усилится. Если представляете то, как ваш обидчик будет торжествовать победу, как над вами будут посмеиваться, чувство обиды только разрастётся. Многие люди могут часами «медитировать» таким вот образом, представляя как они поедят, как покурят, как их еще будут унижать и т.д. Какой в этом практический смысл? Обычно никакого. Поэтому лучше следить за собой, пресекать на корню «медитации», направлять мысли в нужное русло. В конце концов, не так уж сложно забыть на время про чувство голода, а на оскорбление ответить презрением.

Для обретения спокойствия хорошо помогают самовнушения:

– «Я спокоен, я совершенно спокоен»,

– «Я спокоен спокойствием раннего утра»,

– «Меня это нисколько не касается»,

– «Мне на это наплевать»,

– «С каждым годом, с каждым днем, с каждой минуты я становлюсь спокойнее и спокойнее» и тому подобные.

Прислушиваться к мудрым изречениям

Да, нет такой глупости, которую бы не сказали философы и авторы афоризмов, но многие изречения действительно полезны, они расширяют картину мира, вселяют уверенность в силе собственного разума. Наиболее полезны для разума, пожалуй, латинские изречения (древнеримских деятелей).

Читать художественную литературу

Можно, конечно, в свободное время смотреть фильмы. Но разуму эти фильмы дают мало. Они показывают лишь внешнее. Идет в фильме, например, Раскольников с мрачным лицом, а куда идет? почему идет? что он думает? Фильмы очень дороги, и рассчитаны на широкую аудиторию – от малолетних детей до глубоких стариков, поэтому они обычно плоски, коротки, с примитивным сюжетом. В фильмах, даже коммерческих, очень много пропаганды. Так устроен этот мир. Пропаганда, как минимум, разум не развивает.

Хорошая же художественная литература помогает глубже понять психологию других людей, увидеть их «изнутри».

Не вся художественная литература одинаково полезна. Есть, конечно, жанровая литература, создаваемая преимущественно для развлечения. Есть литература, авторы которой делают ставки на эмоции, им интересен в основном эмоциональный мир. Есть, однако, довольно много литературы для развития разума. Что можно порекомендовать здесь, в этой статье?

У. Шекспир. В каждом его произведении показана игра разума, тонкие причинно-следственные связи поведения, сложные жизненные ситуации. Просто некоторые мысли удивительно точно расширяют картину мира читателя. Чего стоит только аналогия человека с флейтой в «Гамлете»: ты, дескать, на флейте не умеешь играть и не скоро научишься, зато готов играть на человеке (манипулировать им), хотя человек значительно сложнее флейты.

Русская классика. Это, в первую очередь, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. В своих романах они педантично отрисовывают не только характеры своих персонажей, но и показывают игру их разума. Важно и то, что многие персонажи меняются со временем: сегодня они одни, а завтра уже другие. Не так часто такую личностную динамику можно встретить в художественной литературе. А для разума это очень важно: понимать, что ты меняешься, и другие люди тоже меняются.

Э. Золя. Сторонник натурализма в литературе, показывал биологическую основу человека. Тем ценнее на фоне этой биологической основы разглядеть проявления разума персонажей. В блестящем цикле «Ругон-Маккары», состоящем из 20 романов, связанных между собой персонажами и некоторыми сюжетными линиями, панорамно показано все богатство факторов, оказывающих влияние на жизнь конкретного человека и социума в целом.

А. С. Макаренко. Его «Педагогическая поэма» не только полезное, кстати, но и захватывающее литературное произведение. Слово «разум» на ее страницах встречается не один, а много раз. И неспроста. Много раз Макаренко подчеркивает, что все, чего он добился вместе со своими подопечными, это продукт его разума, а не абстрактных педагогических теорий. Получив в 1920 году шестерых (для начала) малолетних уголовников (из которых один сразу выбыл, убив кого-то), Макаренко добился того, что в 1935 году дети под его руководством за год изготовили 15 тысяч современных для того времени фотоаппаратов «ФЭД». Роман ведется от первого лица, и тем ценнее он для понимания образа мыслей Макаренко. Он, например, раскрывает сложную диалектику: особенности людей влияют на их взаимоотношения, а взаимоотношения в свою очередь влияют на развитие личностных особенностей человека. И влияние это очень большое, особенно в детских коллективах.

Военные романы. Война очень хорошо обостряет способности человеческого разума. В советское время выходило много первоклассных книг про войну и про разум на войне. Среди них, пожалуй, можно выделить две. Первая – «Люди с чистой совестью» П. П. Вершигоры. Заслуженный партизан рассказывает о своих подвигах и подвигах других партизанов под руководством легендарных С. А. Ковпака и С. В. Руднева. Благодаря отваге и разуму они громили нацистов по всей территории оккупированной Украины, выпутывались из самых тяжёлых передряг. И это не вымышленные эльфы или гномы не боялись выйти один против десятерых, а вполне реальные люди. Другая книга – «В августе сорок четвертого». Книга интересна рядом достоинств, среди которых можно отметить то, что раскрывается значение мелочей, которые иногда становятся совсем не мелочами (даже окурок может повлиять на исход сражения, на жизнь многих тысяч людей).

Пора перейти к хордовым животным.

Но для начала предлагаю сделать экскурс в далёкое прошлое и кратко рассмотреть такой удивительный процесс из общего развития нервной системы , как цефализация (cephal - голова), о котором уже было написано в предыдущих статьях из этого цикла. Точнее, для того, чтобы головной мозг начал увеличиваться, необходимо его появление, что само по себе очень удивительно. На первоначальной ступени развития животных особенно большую роль играл аппарат движения, от совершенства которого зависит основное условие существования животного - питание (передвижение в поисках пищи, захватывание и поглощение её). У низших многоклеточных развился перистальтический способ передвижения, что связано с непроизвольной мускулатурой и её местным нервным аппаратом. На более высокой ступени перистальтический способ сменяется скелетной моторикой, т. е. передвижением с помощью системы жестких рычагов - поверх мышц (членистоногие) и внутри мышц (позвоночные). Следствием этого явилось образование произвольной (скелетной) мускулатуры и центральной нервной системы, координирующей перемещение отдельных рычагов моторного скелета. Такая центральная нервная система у хордовых (ланцетник) возникла в виде метамерно построенной нервной трубки с отходящими от неё сегментарными нервами ко всем сегментам тела, включая и аппарат движения, - туловищный мозг. У позвоночных и человека туловищный мозг становится спинным. Таким образом, появление туловищного мозга связано с усовершенствованием в первую очередь моторного вооружения животного. Наряду с этим уже у ланцетника имеются и рецепторы (обонятельный, световой). Дальнейшее развитие нервной системы и возникновение головного мозга обусловлены преимущественно усовершенствованием рецепторного вооружения. Так как большинство органов чувств возникает на том конце тела животного, который обращён в сторону движения, т. е. вперёд, то для восприятия поступающих через них внешних раздражений развивается передний конец туловищного мозга и образуется головной мозг, что совпадает с обособлением переднего конца тела в виде головы.

Динозавры, пройдя всё выше описанное, уже перешли к процессу цефализации, то есть увеличения головного мозга, но так уж вышло, что мы изучаем их останки.

Тем не менее у хордовых, по сравнению со всеми, рассмотренными ранее видами, главными достижениями являются замкнутая кровеносная система, обеспечивающая точечное снабжение необходимых органов и тканей кислородом и питательными веществами посредством крови благодаря тому, что дыхательная и кровеносные системы совмещены. По началу это было примитивным – так, у насекомых это две разных системы.

Вторым достижением является развитие трубчатой нервной системы, которая, помимо прочего, обеспечивает питание крови и снаружи, и изнутри. Грубо говоря, вся нервная система – это труба с полостью внутри. Снаружи питание обеспечивают сосуды, а изнутри из полости – спинномозговая жидкость, являющаяся, по сути, отфильтрованной кровью. Наличие позвоночника (и вообще внутренний скелет) позволило жить и в воде, и на суши (то есть выйти на сушу), а главное, увеличиваться в размерах.

Среди позвоночных подобие разумности возникало огромное количество раз. В этот раз рассмотрим наиболее всех интересующих существ – динозавров. Обратимся к меловому периоду (145 - 66 млн. лет назад), в котором, среди прочих, существовал такой вид, как троодон (подряд тероподов). Высотой в холке они были не более 1,5 метров, длиной – около 2-х метров. Судя по всему, они были теплокровными, что даёт возможность активного снабжения мозга большим количеством питательных веществ и кислородом. Помимо прочего, у этих существ были вполне серьёзные задачи, которые способствовали развитию их интеллекта и энцефализации. Они были хищниками, но, возможно, частично и растительноядными. Именно у этих теропод мозг основательно увеличивался по сравнению с их родственниками. Таким образом, троодоны были одними из главных кандидатов на то, чтобы стать разумными. Есть предположение, что если бы не мел-палеогеновое вымирание , то они вполне стали бы теми самыми рептилоидами, а у наших предков так и не появилось бы возможности развиваться до разумных существ.

Более того, приматы вообще могли были не сформироваться. Это говорит о том, что на планете с похожими условиями и в отсутствии злосчастного , который дал дорогу именно нашим предкам, подобные существа действительно могут развиваться. Они проходили бы те же самые этапы – тело приняло бы вертикальное положение (это крайне сложно в данном случае и очень важно, так как в горизонтальном положении не отрастишь большой мозг из-за проблем с балансировкой), освободившиеся конечности стали бы рабочими руками, челюсть сократилась бы, дав возможность расти мозгу.

Правда есть несколько серьёзных проблем. Во-первых, у динозавров в конечном мозге нет такой важной структуры, как неокортекс . Это так называемые новые области коры головного мозга, которые у низших млекопитающих имеются лишь в зачаточном состоянии, а у человека составляют основную часть коры. Новая кора отвечает за высшие нервные функции - сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление и, у людей, речь. Существует три версии коры – архикортекс , палеокортекс и неокортекс. Так, у рептилий есть архи- и палео-, но они не развили в себе неокортекс. То есть большая часть конечного мозга покрыта белым веществом, на задней части есть немного серого. Современные рептилии пытались развиваться дальше, но было уже поздно – появился человек.

Ещё одной серьёзной проблемой, которую следует отметить отдельно, является то, что встать вертикально из горизонтальной двуногости довольно сложно, так как просто нет необходимости в этом. Дело в том, что эволюция идёт исключительно при наличии промежуточных вариантов, возникающих для решения разнообразных задач. То есть каждый следующий вариант должен быть полезнее предыдущего. Именно поэтому сложно представить необходимость постепенного и многократного увеличения угла от горизонта, чтобы в итоге встать в вертикальное положение, а в горизонтальном особо не наростишь мозг. Можно, например, наращивать мозг в крестце, но это мы уже снова переходим к фантастике, которая не исключена полностью, но лучше найти такую планету с такими существами, развивавшимися в таких условиях. Такие открытия, к сожалению, придутся точно не наш век.

P. S.

Читайте другие статьи из цикла:

1. YouTube . Пока вы можете посмотреть лекции и просто интересные видео, которые мы выкладываем, а любые пожелания и предложения можете высылать на почту [email protected].

Друзья, если вам нравится наша работа, делитесь с друзьями ссылкой на канал, делайте репосты на своих страничках в социальных сетях. Также, теперь вы можете помочь в развитии проекта финансово любой суммой. Спасибо, что все вы с нами.

Согласно “Ведам” человек должен максимум внимания уделять развитию разума. Люди, обычно, больше склоны качать мышцы тела, но тело быстро стареет. Сила ума также не увеличивается из-за силы тела. По настоящему умён тот, чей ум подчиняется разуму. Это состояние называется контролем ума. Бесконтрольный ум распускает чувства. Если у человека сильно развиты чувства, то его называют эмоциональным. Если хорошо развит разум, то - разумным.

Всем известно, что бывают разумные, и бывают глупые люди. Это не для кого не секрет. Иногда что-то объясняешь человеку несколько раз и он говорит: “Всё понял”, а затем делает совершенно наоборот, только лишь потому, что его чувства не желают расстаться с дурной привычкой. Это признак глупости. Разумный человек один раз получает разумное объяснение и руководствуется им всю жизнь.

Что это значит, руководствоваться в жизни? Просто разум, осознав как правильно поступать, становится способным контролировать ум и оторвать чувства от нежелательных занятий. Такой разум называют чистым, стойким, твёрдым или духовным. Есть ещё грязный, осквернённый материальный разум. Грязный или осквернённый разум руководствуется не законами жизни, а эгоизмом. Человек с таким разумом принимает только то, что ему нравится или то, что ближе его эгоистической точке зрения.

В какой-то степени это качество присутствует у большинства людей. Например, у нас есть естественная привязанность к собственным детям. Мы не чувствуем боль возникшую у чужого ребёнка также, как у своего. Часто мы не равнодушны к своей национальности, к своему обществу, к определённому типу веры. Это всё есть различные скрытые проявления эгоизма. Таким образом: ложное эго есть у всех, но у кого-то оно развито сильнее, а у кого-то слабее.

Тем не менее в разуме каждого цивилизованно (разумного) человека, есть способность контролировать эгоистические наклонности. Человеческая форма жизни предназначена для того, чтобы, победив эгоизм, посвятить себя служению Божественным законам. Они делают наш разум совершенным и даруют человеку свободу от всех неправильных представлений о том, что такое счастье. Животные, в отличие от нас, не могут отказаться от эгоизма.

Если мы встали на путь развития разума, то нужно научиться принимать те вещи, которые в соответствии со священными писаниями благоприятны для человека. Таков принцип жизни. Потребность быть счастливым заставляет человека развивать свой разум. Однако мы не всегда понимаем, что такое счастье.

“Веды” говорят, что счастлив тот, кто следует законам Бога, и живёт на благо всех живых существ. Некоторые, правда, думают, что счастье в деньгах или в чём-то ещё. Но согласно “Ведам”, счастлив всегда тот, кто более разумен. Когда мы управляем умом, чувствами, то пребываем в состоянии счастья. Только в этом случае наша деятельность станет безупречной, а это значит, она будет приносить всем только счастье. Чтобы укреплять разум надо уметь поставить перед собой нужные вопросы и попытаться на них ответить. Конечно моё короткое объяснение не раскроит для Вас дорогой читатель глубинной сути всех разбираемых вопросов. Однако для того чтобы глубоко в них разобраться давайте попытаемся понять:
1.как правильно питаться
2.как соблюдать режим труда и отдыха
3.как правильно лечиться
4.что принесёт психическую пользу (разовьет хороший характер)
5.как правильно поступать
6.чем заниматься
7.как правильно относится к людям
8.для чего предназначено женское тело
9.для чего предназначено мужское тело
10.как правильно воспитывать детей
11.как относится к пожилым людям
12.что изучать
13.чему верить
14.как правильно жить и т.д.


Человек, который имеет пытливый разум, постепенно начинает пункт за пунктом осознавать необходимость правильного следования по всем этим вопросам. В “Ведах” подробно описываются все эти темы. И когда мы серьёзно начнем их изучать, применяя истинное знание, несомненно, наш разум окрепнет и жизнь станет намного лучше.

Таким образом, чистый разум даёт понять, в какую сторону надо двигаться для обретения счастья. Грязный же разум уводит с правильного пути. Поэтому нам также следует знать те препятствия, который встают на пути укрепления разума и ослабляют его. Так систематически изучая писания и применяя их на практике, происходит развитие разума. Следует добавить, что без общения с наставником эффективно развивать разум чрезвычайно трудно.

Теперь давайте поговорим о том, как развивать этот самый разум. Развивать мозги мы уже научились, но от проблем это нас не избавляет, даже наоборот. Разум же людей становится все слабее.

В наше время муж может оставить семью с несколькими детьми ради очередного увлечения, и совесть его не остановит, а так как разум слаб, то и последствий своего поступка он не поймет.

Сегодня женщина идет на поводу ума – нравится-не нравится, иной раз отвергая действительно достойных претендентов на свою руку и сердце, выбирая того, от прикосновения которого летят искры. Потом эти же искры летят из глаз, когда милый ее швыряет по углам. Потом те же искры сжигают дотла всю ее жизнь, самооценку и благочестие.

Увы. Жизнь с критериями «нравится-не нравится» – не приводит к нужному результату. Счастье ведь не только в том, чтобы делать только то, что нравится. Но и любить то, что ты делать должен. И второе дает намного больше счастья, уж поверьте мне.

Разум способен остановить вас, когда вы хотите совершить ошибку. Когда вы что-то пытаетесь сделать, а он вас тормозит. Вы слышите его голос в своем сердце. Это голос совести, разума — называйте как хотите. Именно разум создаёт у нас в голове концепции (понимание вещей), именно в разуме хранятся наши цели, ценности.

У разума есть две характеристики:

  • Чистота

Сила разума - это та сила, которая нас заставляет жить и думать определённым образом. Такие качества характера как решимость, целеустремленность, бесстрашие, стойкость зависят напрямую от силы разума. Человек с сильным разумом легко бросит курить, например, или даже откажется пробовать, когда ему это предложат.

Чистый же разум всегда устремлен к постижению истины, грязный (оскверненный разум) стремится к тому, что приводит к деградации. Такие качества характера как правдивость, смирение, умиротворение, проницательность зависят от разума.

Чистый и сильный разум делает жизнь человека успешной. Он сверяется со своим внутренним компасом и имеет силы идти выбранным путем. Сильный и грязный разум, так же как чистый, но слабый – такого эффекта не принесут.

У разумных людей жизнью управляет именно разум. Такие люди никогда не идут на поводу у своих привычек и желаний. Их девиз: делай что должен, и будь что будет.

У неразумных людей поступками управляет ум: что захочу, то и буду делать. И наплевать, что будет потом. Человек идёт на поводу у своих чувств, ему все равно, что хорошо, что плохо. Он легко оказывается в плену скверных привычек и даже не пытается от них избавиться.

Основная функция разума

Самая главная из его функций – это управлять умом и чувствами, контролировать их. Ни один великий, просветленный человек в мире не стал таковым, идя на поводу своих чувств.

Найдите хоть одного по-настоящему великого человека, который шел на поводу у своих желаний. Не найдете. Нет таких. Как только человек начинает покатать своим чувствам, он лишается и здоровья (потому что в питании необходим разум), и отношений, и успеха.

«Нравственность – это отношение силы разума к силе чувств». Михаил Пришвин

Разум помогает нам выстраивать линию своей жизни. В ведических писаниях говорится, что счастливым становится тот, кто следует законам Бога и живет на благо всех живых существ. К такому человеку счастье приходит автоматически. И главное отличие этого человека от других – разум. Сильный и чистый.

Мы много времени уделяем развитию своего , его украшению, прокачиванию. Уму тоже уделяется внимания более чем достаточно. Сегодня уже и эмоциональный интеллект научились развивать. Но разум? Разум, к сожалению, у большинства из нас спит.

Когда разум просыпается, мы пытаемся разобраться в том, как устроен этот мир и ищем свое место в нем. Нам важно понять и изучить:

Как и чем правильно питаться – чтобы здоровье не растратить;
?Когда вставать, когда ложиться, как выстроить режим дня;
?Как и чем лечиться;
?Как правильно поступать в той тли иной ситуации;
?Как развивать свой характер;
?Чем заниматься в этом мире, чтобы приносить больше пользы;
?Для чего предназначено мужское тело;
?Для чего предназначено тело женское;
?Как относиться к людям;
?Как воспитывать детей;
?Как относиться к себе;
?Во что верить;
?Что изучать;
?Как относиться к пожилым людям;
?Какие законы есть в этом мире и как их соблюдать;
?В чем долг человека;
?В чем смысл жизни;
?Что такое счастье;
?Что такое любовь.

Пять стадий укрепления разума

В целом человек проходит пять стадий укрепления разума. Не так сразу его можно «накачать», как и любую мышцу на теле. Стадии развития разума таковы:

1. Способность удержаться от действия

Например, вы решили бросить курить. Сперва вы набираете «противовес»: изучаете священные писания, общаетесь с чистыми людьми, анализируете свою жизнь. И вот вам уже хочется перестать быть зависимой от сигарет. Чаще всего вы можете сдержаться, когда руки тянутся к пачке, особенно если рядом находятся те, кто вас вдохновляет. Но вот вы остаетесь наедине с собой – и иногда все же случаются срывы. Намного реже, чем раньше, но случаются.

2. Способность удерживаться от ненужных желаний

Продолжая развиваться, получать новый вкус жизни в благости, изучая писания, общаясь с возвышенными людьми, постепенно уходит и жгучее желание срочно достать сигарету и выкурить ее.

3. Возвращать под контроль отвлекающийся ум

Следующая стадия, когда вы уже во многом дисциплинировали свою жизнь – вы , вовремя ложитесь, питаетесь вовремя и правильно. Ваш ум становится более «покладистым». Тогда вы уже понемногу можете возвращать свой ум под контроль. Например, не курите уже год, и вдруг что-то случилось, какое-то непростое событие, и по привычке ум предлагает успокоиться, как раньше. Но имея такой багаж, вы можете его остановить.

4. Полностью контролировать ум и чувства

А это уже больше чем просто про курение и вредные привычки. И заметьте, это аж четвертая стадия. И чтобы на нее попасть, надо сперва помучиться на первых трех.

Только с помощью повторения с любовью Святых Имён Господа человек может научиться полностью контролировать ум и чувства.

Он принимает духовного учителя и, следуя его наставлениям, постепенно достигает высшей цели жизни - понимания своей духовной природы и своих вечных взаимоотношений с Богом.

5. Свобода от материальных желаний

Очистившись с помощью повторения Святых Имён Бога и полностью осознав свою духовную природу, человек, полюбивший Бога, становится свободным от всех страданий и в следующей жизни достигает духовного мира (места, где нет страданий). Это уже очень серьезный уровень, правда? Но опять же на него попасть, минуя предыдущие, нельзя.

Поэтому нет смысла сразу пытаться освободиться от всех материальных привязанностей – а многие сразу пытаются замахнуться на это. Освободитесь хотя бы от и научитесь вставать вовремя и питаться в благости. Это даст вам силы для того, чтобы пойти дальше. А разум станет сильнее, и вам будет даваться все это намного проще.

Как очистить разум?

Очистить его собственными усилиями невозможно, этому способствует только Святое Имя. В каждой традиции есть практика повторения Святых Имен Бога. В каждой традиции они звучат по-разному, но каждое из них – очищает.

Именно поэтому в большинстве традиций есть обязательные ритуалы – определенное количество раз прочитанные молитвы в разное время дня.

Посмотрите разные писания – это есть везде. Потому что такие молитвы очищают разум. А когда разум очищается, человек начинает понимать, куда ему нужно идти и как.

Человеку с чистым разумом уже не нужно объяснять многие вещи, он видит их необходимость без лишних слов. И все это зачем? Затем, чтобы прийти в итоге к счастью. Мы же счастья хотим?

А почему я должна вас слушать?

Наверняка, такой вопрос появится у вас, и это здорово. Ведь:

«Сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон, выполняющие различные функции, считаются отличительными признаками разума».

Шримад Бхагаватам 3.26.30

В комментарии к этому стиху Прабхупада объясняет, что:

«Сомнение - одна из самых важных функций интеллекта; склонность всё принимать на слепую веру не свидетельствует о большом разуме. Поэтому самым важным в данном стихе является слово самшайа (c санскр.: сомнение); чтобы развить интеллект, человек вначале должен всё подвергать сомнению. Однако сомнения перестают приносить благо, когда речь идёт об информации, полученной из авторитетного источника…».

Одно из отличительных свойств человека разумного – способность анализировать и принимать решения на основе размышлений. Не просто потому что все так делают или Вася так сказал. И не потому что так написала в своей книге. Сперва подвергнуть сомнению. И даже в Бхагавад-Гите (18.63) после того, как сокровенное знание было изложено, Арджуне предстояло сделать самостоятельный выбор:

«Итак, Я открыл тебе знание сокровеннее сокровенного. Обдумай все как следует, а затем поступай как пожелаешь».

Не слепо прими на веру, нет! Включи разум, обдумай, подвергни сомнению. И прими свое решение. Разумное.

Именно разум отличает людей от животных. Ведь у животных тоже есть ум, чувства, эмоции. Они также могут привязываться, чувствовать боль и любить. Но они не способны противостоять своим инстинктам и чувствам, своему эгоизму, жадности.

Человеческая же форма жизни, как говорят писания, предназначена для того, чтобы победить свой эгоизм и посвятить себя служению Богу и Его законам. Тогда и только тогда мы сможем нащупать и обрести . А для этого необходимо развивать и укреплять разум.

  • Читая священные писания,
  • Изучая законы Бога,
  • Следуя этим законам и писаниям,
  • Повторяя Святые имена,
  • Общаясь с чистыми и разумными людьми,
  • Утверждая в своей жизни благость во всех ее сферах,
  • Помогая бескорыстно другим людям.

Нет другого пути. Разум сам по себе не станет сильным и чистым.

Сама по себе наша жизнь не наполнится счастьем. Это счастье необходимо в нее привнести самостоятельно. В этом смысле мы сами кузнецы своего счастья: скорее, даже кузнецы своего разума.

В заключение хочу привести еще одну важную цитату Чарака Самхита. Постарайтесь прочитать ее внимательно, хотя она и длинная:

«Хотя деятельность всех живых существ интуитивно направлена на достижение счастья, достигнуть его можно лишь с помощью духовного знания. Невежество же приведет к страданиям. Мудрый человек, получив знание, предпочитает целостную жизнь, ведущую к духовному счастью, в то время как обычные люди, покрытые страстью и невежеством, предпочитают материальные объекты духовным.

Мудрые наделены духовным осознанием, различением, памятью о своей изначальной природе, сноровкой, воздержанием, решительностью, целеустремленностью, постоянным следованием целостному режиму жизни, чистотой речи, ясностью ума и терпимостью.

Этих качеств не найдешь у обычных людей, полных страсти и невежества. Поэтому они страдают от разных недугов ума и тела, вызванных влиянием низших гун. Из-за затмения разума, они потакают себе в чувственных наслаждениях, направленных на мертвые материальные объекты. Они подавляют свои естественные нужды и занимаются бесполезной и рискованной деятельностью. Невежественные личности привязаны к временным материальным объектам, но мудрый к вечности, потому, что его разум чист».

Ольга Валяева