Проект по теме дыхательная система у рыб. Дыхательная система рыбы

Краткая аннотация проекта

Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми созданиями.

С тех пор они стали развиваться самыми различными путями, так что сейчас только некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых примитивных океанских рыб.

Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабер. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека.

В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха.

Причиной того, что рыбы имеют темную окраску сверху и светлую снизу, является то, что это помогает им защититься от своих врагов, которые, смотря сверху, видят темный цвет, сливающийся с водой реки или океана. Глядя снизу, кажется, что это светлая поверхность воды. Существует более 20 тысяч рыб, и трудно вообразить, сколько неповторимого есть в жизни каждой!

Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к вещам, материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Многие дети совсем не знают и не различают рыб, часто встречающихся в водоёмах (реках, озерах). В рамках проекта дети рассматривают иллюстрации, целенаправленно наблюдают за рыбками в аквариуме, читают про птиц рыбок, рассказы, загадки. На занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «морские рыбки», «аквариумные рыбки», «озерные и речные рыбки», выявляют особенности поведения рыб, трудности которые они испытывают в грязной воде.

Проблема проекта

Многие считают, что рыба в любой воде чувствует себя комфортно, что это - естественное явление. На самом деле рыбам очень сложно жить в загрязненной воде, ведь их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха. Поэтому нам нужно задуматься о том, как помочь рыбкам?

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Рыбы: кто они?

Проблемный вопрос: Нужна ли рыбам вода?

Познавательные вопросы: Какое значение вода играет в жизни человека? Как рыбы приспосабливаются к жизни?

Цель проекта:

Формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной деятельности, развитие исследовательских способностей, воспитание бережного отношения и любви к окружающей природе.

Задачи проекта:

  • Формирование умения наблюдать, умения самостоятельно действовать;
  • Приобщать к полезной информации;
  • Развивать творческую деятельность у дошкольников;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект подготовили: Канцевич Анна Геннадьевна

Вид проекта: комбинированный Длительность проекта: неделя

поисково-познавательный

Краткая аннотация проекта

Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми созданиями.

С тех пор они стали развиваться самыми различными путями, так что сейчас только некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых примитивных океанских рыб.

Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабер. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека.

В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха.

Причиной того, что рыбы имеют темную окраску сверху и светлую снизу, является то, что это помогает им защититься от своих врагов, которые, смотря сверху, видят темный цвет, сливающийся с водой реки или океана. Глядя снизу, кажется, что это светлая поверхность воды. Существует более 20 тысяч рыб, и трудно вообразить, сколько неповторимого есть в жизни каждой!

Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к вещам, материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Многие дети совсем не знают и не различают рыб, часто встречающихся в водоёмах (реках, озерах). В рамках проекта дети рассматривают иллюстрации, целенаправленно наблюдают за рыбками в аквариуме, читают про птиц рыбок, рассказы, загадки. На занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «морские рыбки», «аквариумные рыбки», «озерные и речные рыбки», выявляют особенности поведения рыб, трудности которые они испытывают в грязной воде.

Проблема проекта

Многие считают, что рыба в любой воде чувствует себя комфортно, что это - естественное явление. На самом деле рыбам очень сложно жить в загрязненной воде, ведь их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха. Поэтому нам нужно задуматься о том, как помочь рыбкам?

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Рыбы: кто они?

Проблемный вопрос: Нужна ли рыбам вода?

Познавательные вопросы: Какое значение вода играет в жизни человека? Как рыбы приспосабливаются к жизни?

Цель проекта:

Формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной деятельности, развитие исследовательских способностей, воспитание бережного отношения и любви к окружающей природе.

Задачи проекта:

  • Формирование умения наблюдать, умения самостоятельно действовать;
  • Приобщать к полезной информации;
  • Развивать творческую деятельность у дошкольников;

Первый день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Беседа «Кто такие рыбы?»
  1. Рассматривание иллюстраций в литературном уголке и на стендах.
  1. Видеопрезентация «Путешествие в подводный мир» с использованием мультимедийных технологий.
  1. Наблюдаем за рыбкой в аквариуме.

Игры на воздухе

  • “Караси и щука”
  • “Рыболов”

Словесная игра «Я знаю пять речных рыб…» - активизация словаря (названия рыб)

  1. Экспериментирование – «Какая вода нужна вода в аквариуме?» - уточняем представления о воде, которая нужна для аквариума.
  1. Свободное рисование

Подвижные игры

  • «Рыбка, рыбка»
  • «Морские волны»

Игры с мячом

Второй день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Лепка из солёного теста.
  1. Этюды психогимнастики «Земля-вода»
  1. Физминутка «Рыбки плавали»
  1. Видеоряд – мультфильм «Ловись рыбка!» с использованием мультимедийных технологий.
  1. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

Игры на воздухе

  • “Море волнуется”
  • “Караси и щука”

Беседа: «Если я был бы рыбкой...»

  1. Словесная игра «Узнай рыбку» - активизация словаря (прилагательные)
  1. Чтение сказки Пушкина «Сказка о золотой рыбке»
  1. ХПД – коллективная работа «Золотая рыбка» (нетрадиционные техники)

Подвижные игры

  • По желанию детей

Третий день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Экологическая экскурсия «Кто живёт в реке и озере?» по Воронкевич
  1. Рисование «Обитатели рек и озёр».
  1. Чтение энциклопедии «Рыбы»
  1. Рассматривание иллюстраций

Игры на воздухе

  • “Караси и щука”
  • “Рыболов”

Рисование палочками на песке «Чья рыбка лучше?»

  1. Словесная игра «Сказки с названием рыб» - активизация словаря
  1. Чтение стихотворений о птицах
  1. Создание коллективной работы «Рыбки» (оригами)

Подвижные игры

  • «Морские волны»
  • «Рыбка, рыбка»

Игры с мячом

Главной частью дыхательной системы рыб являются жабры. Именно благодаря им в кровь поступает основная масса кислорода, а из крови выделяется углекислый газ. Однако газообмен у рыб происходит не только через жабры. У всех видов в дыхании принимает участие кожа. Но при этом у видов, обитающих в водоемах с большим содержанием кислорода, дыхание через кожу незначительно. А у рыб, которые живут в условиях дефицита кислорода (сомы, карпы, угри), кожный газообмен может занимать существенную часть дыхания. Также у костных рыб небольшой газообмен происходит в плавательном пузыре. У двоякодышащих рыб плавательный пузырь даже видоизменился в ячеистое легкое, поэтому они могут дышать не только в воде, но и на воздухе.

Описывая дыхательную систему рыб, обычно рассматривают строение их жаберного аппарата, который находится в области глотки. Жабры состоят из жаберных щелей , поддерживающих их жаберных дуг , жаберных лепестков и жаберных тычинок . У костных рыб обязательной структурой дыхательной системы является еще и пара жаберных крышек . Они защищают жабры от попадания туда посторонних частиц. Защитную функцию выполняют и жаберные тычинки. Они обращены в сторону глотки и предохраняют тонкие и нежные жаберные лепестки от попадания в них частиц со стороны глотки. Газообмен же осуществляется в жаберных лепестках. Поэтому их можно считать самой важной частью дыхательной системы рыб. У многих высокоразвитых в эволюционном плане рыб жаберные лепестки как бы ветвятся (на первичных жаберных лепестках перпендикулярно располагаются вторичные жаберные пластинки). Это увеличивает общую поверхность лепестков, а значит и площадь тела рыбы, на которой происходит газообмен.

К дыхательной системе рыб можно отнести еще и сеть кровеносных сосудов, которые приносят венозную кровь к жабрам и отводят уже артериальную кровь от жабр. В жаберных лепестках кровеносные сосуды распадаются на сеть мелких капилляров, находящихся близко к поверхности. Именно здесь и происходит газообмен (в кровь из воды поступает кислород, а из крови в воду выделяется углекислый газ).

Механизм дыхания у костных рыб таков. При вдохе (при этом рыба приподнимает жаберные крышки) вода поступает в рот, далее она достигает глотки и при выдохе, который осуществляется за счет сокращения мышц глотки и прижимания жаберных крышек к телу, проталкивается через жаберные щели, омывая жаберные лепестки. При быстром движении костные рыбы дышат пассивно (также как хрящевые) без движения жаберных крышек и напряжения мышц: вода просто затекает в рот и вытекает из жаберных щелей.

У костных рыб нет жаберных перегородок, которые имеются у хрящевых рыб. Поэтому у костных рыб жаберные лепестки расположены прямо на жаберных дугах и омываются водой со всех сторон.

Дыхательная система костных рыб весьма эффективна в том плане, что они усваивают большую часть кислорода из воды, прошедшей через их жабры. Это важно, так как в воде содержится меньше кислорода, чем в воздухе.

Дыхательная система у рыб

Схема дыхательной системы
рыбы

Главным органом дыхания рыб являются жабры. У
хрящевых рыб жаберные щели имеют перегородки,
благодаря которым жабры открываются наружу
отдельными отверстиями. Такое легко заметить на
примере акул или скатов. На передней и задней
стенках этих перегородок находятся жаберные
лепестки, которые покрыты густой сетью кровеносных
сосудов.

Костистые рыбы, в отличие от хрящевых, имеют подвижные костные жаберные
крышки, а межжаберные перегородки у них редуцированы. Жаберные лепестки
у таких рыб находятся попарно на жаберных дугах.
Газообмен в процессе дыхания происходит при участии кровеносных сосудов на
жаберных лепестках. Кроме углекислого газа, наружу через жабры могут
выделяться также другие продукты метаболизма, например, аммиак и
мочевина. Также жабры участвуют в солевом и водном обмене.

У двоякодышащих рыб дополнительным органом дыхания служит
плавательный пузырь. Он выполняет функции легкого.
Плавательный пузырь – это орган, который имеется почти у всех видов
рыб, он формируется еще на стадии эмбрионального развития и
находится в спинной части тела рыбы. В зависимости от особенностей
пузыря существую открытопузырные виды рыб (пузырь всю жизнь
связан с глоткой) и закрытопузырные виды рыб (связь пузыря с глоткой
в процессе развития теряется). Главная функция плавательного пузыря
– гидростатическая. С помощью пузыря рыба может регулировать свой
удельный вес, а также глубину погружения.

Благодаря тому, что каждое существо наделено все мы получаем то, без чего не можем жить - кислород. У всех наземных животных и людей эти органы называются легкими, которые поглощают максимальное количество кислорода из воздуха. рыб же состоит из жабр, которые втягивают в организм кислород из воды, где его куда меньше, чем в воздухе. Именно из-за этого строение тела данного биологического вида так отличается от всех хребетных наземных существ. Что же, рассмотрим все особенности строения рыб, их дыхательной системы и прочих жизненно важных органов.

Кратко о рыбах

Для начала попробуем разобраться в том, что же это за существа, как и чем они живут, какую имеют взаимосвязь с человеком. Потому сейчас мы начинаем наш урок биологии, тема "Морские рыбы". Это надкласс позвоночных животных, которые обитают исключительно в водной среде. Характерной чертой является то, что все рыбы челюсторотные, а также обладают жабрами. Отметить стоит, что данные показатели характерны для каждого вне зависимости от размера и массы. В жизни человека данный подкласс играет экономически важную роль, так как большинство его представителей употребляются в пищу.

Считается также, что рыбы были на заре эволюции. Именно такие существа, которые могли обитать под водой, но еще не имели челюстей, когда-то были единственными жителями Земли. С тех пор вид эволюционировал, некоторые из них превратились в животных, некоторые остались под водой. Вот и весь урок биологии. Тема "Морские рыбы. Краткий экскурс в историю" рассмотрена. Наука, изучающая морские рыбы, носит название "ихтиология". Давайте теперь перейдем к изучению этих существ с более профессиональной точки зрения.

Общая схема строения рыб

Обобщенно можно сказать, что тело каждой рыбы делится на три части - голова, туловище и хвост. Голова заканчивается в районе жабр (в их начале или конце - зависит от надкласса). Туловище оканчивается на линии анального отверстия у всех представителей данного класса морских обитателей. Хвост же - простейшая часть организма, которая состоит из стержня и плавника.

Форма тела строго зависит от условий обитания. Рыба, которая живет в средней толще воды (лосось, акула), имеет торпедовидную фигуру, реже - стреловидную. Те же которые плавают над самым дном, имеют сплющенную форму. К ним можно отнести лисиц и других рыбок, которые вынуждены плавать среди растений или камней. Они приобретают более маневренные очертания, которые имеют много общего со змеями. К примеру, угорь является обладателем сильно вытянутого тела.

Визитка рыбы - ее плавники

Без плавников невозможно себе представить строение рыбы. Картинки, которые представлены даже в детских книгах, непременно демонстрируют нам эту часть тела морских жителей. Что же они собой представляют?

Итак, плавники бывают парными и непарными. К парным можно отнести грудные и брюшные, которые симметричны и синхронно двигаются. Непарные представлены в виде хвоста, спинных плавников (от одного до трех), а также анального и жирового, который находится сразу сзади спинного. Сами по себе плавники состоят из жестких и мягких лучей. Именно исходя из количества этих лучей высчитывается плавниковая формула, которая применяется для определения конкретного вида рыбы. Латинскими буквами определяется местоположение плавника (А - анальный, P - грудной, V - брюшной). Далее римскими цифрами указывается количество жестких лучей, а арабскими - мягких.

Классификация рыб

Сегодня условно всех рыб можно разделить на две категории - хрящевые и костные. В первую группу входят такие обитатели моря, скелет которых состоит их хрящей различного размера. Это вовсе не означает, что подобное существо мягкое и не способное к передвижению. У многих представителей надкласса хрящи затвердевают, и по своей плотности становятся почти как кости. Вторая категория - костные рыбы. Биология как наука утверждает, что именно этот надкласс был отправной точкой эволюции. Некогда в его рамках находилась давно вымершая кистеперая рыба, от которой, возможно, произошли все наземные млекопитающие. Далее мы более подробно рассмотрим строение тела рыбы каждого из этих видов.

Хрящевые

В принципе, строение не являет собой нечто сложно и необычное. Это обыкновенный скелет, который состоит из очень твердых и прочных хрящей. Каждое соединение пропитано солями кальция, благодаря которым в хрящах и появляется прочность. Хорда держит свою форму на протяжении всей жизни, при этом она частично редуцирована. Череп соединен с челюстями, вследствие чего скелет рыбы имеет целостную структуру. К нему также присоединены плавники - хвостовой, парные брюшные и грудные. Челюсти располагаются на брюшной стороне скелета, а над ними находятся две ноздри. Хрящевой скелет и мышечный корсет таких рыб снаружи покрыт плотной чешуей, которая называется плакоидной. Она состоит из дентина, который по своему составу похож на обыкновенные зубы у всех наземных млекопитающих.

Как хрящевые дышат

Дыхательная система хрящевых представлена в первую очередь жаберными щелями. Их насчитывают от 5 до 7 пар на теле. Во внутренние органы кислород распространяется благодаря спиральному клапану, который тянется вдоль всего организма рыбы. Характерной чертой всех хрящевых является то, что у них отсутствует плавательный пузырь. Именно поэтому они вынуждены постоянно находиться в движении, чтобы не пойти ко дну. Важно также отметить, что в организме хрящевых рыб, которые априори обитают в соленых водах, содержится минимальное количество этой самой соли. Ученые полагают что это связано с тем, что в крови у данного надкласса очень много мочевины, которая состоит преимущественно из азота.

Костные

Теперь рассмотрим, как выглядит скелет рыбы, принадлежащий к надклассу костных, а также узнаем, чем еще характерны представители этой категории.

Итак, скелет представлен в виде головы, туловища (они существуют отдельно, в отличие от предыдущего случая), а также парных и непарных конечностей. Черепная коробка поделена на два отдела - мозговой и висцеральный. Второй включает в себя челюстную и подъязычную дуги, которые являются главными составляющими челюстного аппарата. Также в скелете костной рыбы имеются жаберные дуги, которые предназначены для удержания жаберного аппарата. Что касается мышц данного вида рыб, то все они имеют сегментарное строение, а наиболее развитые из них - это челюстные, плавниковые и жаберные.

Дыхательный аппарат костных обитателей моря

Наверное, уже стало всем понятно, что дыхательная система рыб надкласса костных главным образом состоит из жабр. Они располагаются на жаберных дугах. Также неотъемлемой составляющей частью таких рыб являются жаберные щели. Они прикрыты одноименной крышкой, которая предназначена для того, чтобы рыба могла дышать даже в обездвиженном состоянии (в отличие от хрящевых). Некоторые представители надкласса костных могут дышать через кожный покров. А вот те, которые обитают непосредственно под поверхностью воды, и при этом никогда глубоко не опускаются, наоборот, захватывают воздух своими жабрами из атмосферы, а не из водной среды.

Строение жабр

Жабры - уникальный орган, который ранее был присущ всем первичноводным созданиям, проживавшим на Земле. В нем происходит процесс газообмена между гидросредой и организмом, в котором они функционируют. Жабры рыбы нашего времени мало чем отличаются от тех жабр, которые были присущи более ранним обитателям нашей планеты.

Как правило, они представлены в виде двух одинаковых пластинок, которые пронизаны весьма густой сетью кровеносных сосудов. Неотъемлемой частью жабр является целомическая жидкость. Именно она совершает процесс газообмена между водной средой и организмом рыбы. Отметим, что данное описание дыхательной системы присуще не только рыбам, а многим позвоночным и не позвоночным обитателям морей и океанов. А вот о том, что особенного в себе несут именно те органы дыхания, которые находятся в организме рыб, читайте далее.

Где располагаются жабры

Дыхательная система рыб в своем большинстве сосредоточена в глотке. Именно там располагаются на которых закреплены одноименные органы газообмена. Они представлены в виде лепестков, которые пропускают сквозь себя и воздух, и различные жизненно-необходимые жидкости, что находятся внутри каждой рыбы. В определенных местах глотка пронизывается жаберными щелями. Именно через них проходит тот кислород, который поступает в рот рыбы с заглатываемою ею водой.

Весьма важным фактом является то, что в сравнении с размерами организма многих морских обитателей, их жабры весьма велики для них. В связи с этим в их организмах возникают проблемы с осмолярностью плазмы крови. Из-за этого рыбы всегда пьют морскую воду и выпускают ее через жаберные щели, тем самым ускоряя различные обменные процессы. Она имеет меньшую консистенцию, нежели кровь, потому быстрее и эффективнее снабжает жабры и прочие внутренние органы кислородом.

Сам процесс дыхания

Когда рыба только появляется на свет, дышит практически все ее тело. Кровеносными сосудами пронизан каждый ее орган, включая наружную оболочку, потому кислород, который находится в морской воде, проникает в организм постоянно. Со временем у каждой подобной особи начинает развиваться жаберное дыхание, так как наибольшей сеткой кровеносных сосудов оснащаются именно жабры и все прилегающие к ним органы. Тут то и начинается самое интересное. Процесс дыхания каждой рыбы зависит от ее анатомических особенностей, потому в ихтиологии принято делить его на две категории - активное дыхание и пассивное. Если с активным все понятно (рыба дышит «обычно», набирая кислород в жабры и обрабатывая его, как человек), то с пассивным мы сейчас попробуем разобраться более детально.

Пассивное дыхание и от чего оно зависит

Данный тип дыхания свойственен только быстроходным обитателям морей и океанов. Как мы уже говорили выше, акулы, а также некоторые другие представители хрящевого надкласса не могут длительное время находиться без движения, так как у них отсутствует плавательный пузырь. Этому есть еще одна причина, а именно - это и есть пассивное дыхание. Когда рыба плывет на большой скорости, она приоткрывает рот, и туда автоматически попадает вода. Приближаясь к трахеям и жабрам, от жидкости отделяется кислород, который и питает организм морского скороходного обитателя. Именно поэтому длительное время находясь без движения рыба лишает себя возможности дышать, не затрачивая на это никаких сил и энергии. Напоследок заметим, что к таким быстроходным жителям соленых вод относятся преимущественно акулы и все представители скумбриевых.

Главная мышца организма рыбы

Весьма простым является рыбы, которое, отметим, за всю историю существования данного класса животных, практически не эволюционировало. Итак, этот орган у них двухкамерный. Он представлен одним основным насосом, в состав которого входит две камеры - предсердие и желудочек. Рыбье сердце перекачивает только венозную кровь. В принципе, у данного вида морских обитателей имеет замкнутую систему. Кровь циркулирует через все капилярчики жабр, затем сливается в сосудах, а оттуда снова расходится на более мелкие капилляры, которые уже снабжают остальные внутренние органы. После этого «отработанная» кровь собирается в венах (их у рыб две - печеночная и кардиальная), откуда уже поступает непосредственно к сердцу.

Заключение

Вот и подошел к концу наш краткий урок биологии. Тема рыб, как оказалось, весьма интересна, увлекательна и проста. Организм данных обитателей моря крайне важен для изучения, так как считается, что именно они были первыми обитателями нашей планеты, каждая из них - это есть ключ к разгадке эволюции. Кроме того, изучать строение и функционирование рыбьего организма намного проще, чем какого-либо другого. И размеры данных обитателей водной стохии вполне приемлемы для детального рассмотрения, и при этом все системы и образования просты и доступны даже для детей школьного возраста.

Дыхательная система у рыб
Потребление кислорода и отдача углекислого газа как побочного продукта называется процессом дыхания. Основные органы дыхания рыб – жабры.
Рыбы имеют два набора жабр - по одному с каждой стороны тела позади головы. Эти нежные органы защищены твердыми пластинами, которые называются жаберными крышками.
Каждый набор жабр включает четыре костные дуги. Каждая из этих дуг поддерживает два ряда жаберных волокон в форме перьев, которые называются первичными ламеллами (лепестками).
Каждая первичная пластинка, в свою очередь, покрыта крошечными пластинками (вторичными лепестками), через которые проходят узкие кровяные капилляры.
Именно через тонкую оболочку вторичных лепестков происходит газообмен между кровью и внешней средой. Кровь во вторичных лепестках течет в направлении, противоположном направлению движения воды, проходящей по поверхностям ламелл.
В результате между этими двумя жидкостями возникает большой диффузионный градиент кислорода и углекислого газа. Такая система «противотока» чрезвычайно увеличивает эффективность газообмена.

Дыхательная система у земноводных.
Дыхательная система земноводных представлена легкими и кожей, через которую они также способны дышать. Легкие – это парные полые мешки, имеющие ячеистую внутреннюю поверхность, которая усеяна капиллярами. Именно здесь и происходит газообмен. Механизм дыхания лягушек относится к нагнетательным и его нельзя назвать совершенным. Лягушка набирает воздух в ротоглоточную полость, что достигается путем опускания дна ротовой полости и открывания ноздрей. Потом дно ротовой полости поднимается, и ноздри снова закрываются клапанами, а воздух нагнетается в легкие.

Дыхательная система у морских млекопитающих.
Рассмотрим на примере кита.
Череп китов приспособлен к тому, чтобы дыхание совершалось при выставлении ноздрей из воды без изгибания шеи (ноздри смещены на темя).
Верхнечелюстные, межчелюстные и нижнечелюстные кости удлинены в связи с развитием цедильного аппарата (китового уса) или многочисленных одновершинных зубов. Носовые кости уменьшены, теменные сдвинуты в бока так, что верхнезатылочная кость соприкасается с лобными.
Дыхало - одно или два наружных носовых отверстия - расположено на вершине головы и открывается лишь в момент короткого дыхательного акта выдоха - вдоха, производимого сразу же после выныривания. В прохладную погоду при выдохе взлетает вверх конденсированный пар, образуя так называемый фонтан, по которому китобои различают вид кита.
Иногда с этим паром взлетают и распыленные брызги воды. Все остальное время, пока длится дыхательная пауза и животное ныряет, ноздри плотно закрыты клапанами, которые не пропускают воду в дыхательные пути. Вследствие особого строения гортани воздухоносный путь отделен от пищевого. Это позволяет безопасно дышать, если вода или пища находятся в ротовой полости. Носовой канал большинства видов соединен с особыми воздушными мешками и вместе с ними вьь полняет роль звукосигнального органа.
Легкие китообразных весьма упруги и эластичны, приспособлены к быстрому сжатию и расширению, что обеспечивает очень короткий дыхательный акт и позволяет обновлять воздух за одно дыхание на 80-90% (у человека только на 15%). В легких сильно развиты мускулатура альвеол и хрящевые кольца даже в мелких бронхах, а у дельфинов - ив бронхиолах.
Китообразные могут долго (кашалоты и бутылконосы до 1,5 часов) находиться под водой с одним и тем же запасом воздуха: большая емкость легких и богатое содержание мышечного гемоглобина позволяют им уносить с поверхности повышенное количество кислорода, который расходуется очень экономно: во время ныряния деятельность сердца (пульс) замедляется более чем вдвое и ток крови перераспределяется так, что кислородом снабжаются в первую очередь мозг и сердечная мышца. Эти органы при длительном погружении получают кислород также с артериальной кровью из запасов "чудесной сети" - тончайшего разветвления кровеносных сосудов.
Менее чувствительные к кислородному голоданию ткани (особенно мышцы тела) переводятся на голодный паек. Мышечный гемоглобин, придающий мускулатуре темный цвет, снабжает мышцы кислородом во время дыхательной паузы.