Округа вооруженных сил российской федерации. Оружие россии

ВОЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года

N 1144 "О военно-административном делении Российской Федерации" установлено, что основной военно-административной единицей Российской Федерации является военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военно-административное деление Российской Федерации с 1 декабря 2010 г.

Западный военный округ - в административных границах Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Костромской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа;

Южный военный округ - в административных границах Республики Адыгея, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики, Краснодарского, Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей;

Центральный военный округ - в административных границах Республики Алтай, Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Республики Тыва, Удмуртской Республики, Республики Хакасия, Чувашской Республики, Алтайского, Красноярского, Пермского краев, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Томской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа;

Восточный военный округ - в административных границах Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Забайкальского, Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.

УКАЗ

Президента РФ от 27.07.98 N 901

" ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННОМ ОКРУГЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В целях оптимизации структуры управления Вооруженными Силами Российской Федерации, а также совершенствования их взаимодействия с другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении в регионах Российской Федерации задач в области обороны постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, в состав которых входят войска, воинские формирования и органы, при организации и осуществлении своей деятельности руководствоваться Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

N 901

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВОЕННОМ ОКРУГЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указов Президента РФ от 10.08.2002 N 880, от 19.11.2003 N 1365)

I. Общие положения

1. Военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - военный округ) является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - Вооруженные Силы) и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности.

Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - Генеральный штаб).

2. В состав военного округа как объединения Вооруженных Сил входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба.

Границы военного округа как военно-административной единицы, а также количество военных округов в Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.

Решения о создании, реорганизации и ликвидации военных округов принимаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.

3. Руководство военным округом осуществляет Министр обороны Российской Федерации.

Генеральный штаб осуществляет оперативное управление военным округом в соответствии с решениями Министра обороны Российской Федерации и обеспечивает контроль за их исполнением.

Главнокомандующий Сухопутными войсками - заместитель Министра обороны Российской Федерации осуществляет управление военным округом в соответствии с решениями Министра обороны Российской Федерации по вопросам, относящимся к своей компетенции.

(в ред. Указа Президента РФ от 10.08.2002 N 880)

Для военного округа являются также обязательными директивы и указания заместителей Министра обороны Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции.

4. Взаимоотношения военного округа с дислоцирующимися на его территории объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-техническими и дорожно-строительными воинскими формированиями Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности и федеральным органом специальной связи и информации (далее именуются - другие войска, воинские формирования и органы) осуществляются в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, совместными нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации и федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят указанные войска, воинские формирования и органы, а также в соответствии с директивами Генерального штаба.

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365)

II. Основные задачи военного округа

5. Основными задачами военного округа являются:

а) выявление непосредственной подготовки и отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами агрессии против Российской Федерации в границах ответственности;

б) поддержание боевой и мобилизационной готовности войск (сил) на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных перед ними задач;

в) поддержание и совершенствование базы мобилизационного развертывания войск (сил), обеспечивающей их развертывание и решение задач по отражению агрессии против Российской Федерации в границах ответственности, создание запаса мобилизационных ресурсов, резервов для войск (сил), а также участие в подготовке граждан к военной службе и призыве их на военную службу, проведение работы по приему граждан на военную службу по контракту;

г) всестороннее обеспечение деятельности войск военного округа, а также других войск (сил), передаваемых в подчинение военному округу;

д) противовоздушная оборона войск (сил) и объектов, а также защита государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве в границах ответственности;

е) оперативная, боевая и мобилизационная подготовка подчиненных органов военного управления, войск (сил), а также совместная оперативная, боевая и мобилизационная подготовка с другими войсками, воинскими формированиями и органами, дислоцирующимися на территории военного округа;

ж) совершенствование оперативного оборудования территории военного округа в интересах обороны, строительство и эксплуатация объектов военной инфраструктуры;

з) подготовка и ведение территориальной обороны;

Основной военно-административной единицей Российской Федерации является военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации. С 2010 года в России действует 4 военных округа: Западный(штаб в Санкт-Петербурге), Южный(Ростов-на-Дону), Центральный(Екатеринбург) и Восточный(Хабаровск).

Задачи ВС РФ в мирное время:

1)своевременное вскрытие совместно с силами и средствами службы внешней разведки РФ, Министерства безопасности РФ, готовящегося вооруженного нападения или угрожающего развития ситуации.

2)охрана границы

3)поддержание ядерного потенциала

4)поддержание боевого потенциала группировок войск(сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба.

Задачи ВС РФ при агрессии:

1)отражение ударов противника с воздушных, сухопутных и морских направлений

2)ведение военных действий совместно с вооруженными силами союзных государств в соответствии с интересами РФ

ВС РФ могут быть использованы не по назначению:

1)для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних дел РФ

2)для оказания помощи пограничным войскам

3)для оказания помощи населению при ликвидации каких-либо страшных последствий

3. Назначение видов и родов войск.

СОСТАВ И СТРУКТУРА ВС РФ:

Сухопутные воиска

РОДЫ ВОИСК:

Военно-космическая оборона

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА – ОСНОВНАЯ БОЕВАЯ СИЛА В СТРУКТУРЕ ВС РФ:

Мотострелки

Танковые

Ракетная артилерия

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОЙСКА:

Войска разведки

Толового обеспечения

Радио-электр. Войска

РХБ защиты

Дальняя авиация

Фронтальная авиация

Военный транспорт

Зенитно ракетные

Надводные силы

Подводные силы

Морская авиация

Сухопутные береговые воиска

4. Комплектование вс рф. Дать определение состоянию войны, военного положения и мобилизации.

Виды военных конфликтов:

    Вооруженный конфликт - одна из форм разрешения полит,религиозных,территориальных противоречий с применением средств вооруженной борьбы при которой государство участвующее в военных действиях не переходит в особое состояние называемое войной

    Локальный конфликт- война ограниченная по полит целям в которой военные действия будут вестись в границах противоборствующих государств и затрагиваются интересы этих государств.Эконом полит и др.Может вестись группировками войск развернутыми в районе конфликта и в определенных условиях эти конфликты могут перерастать в региональные и крупномасштабные войны

    Региональная война- война с участием двух или более государств региона с применением обычных а так же и ядерных средств поражения на территории ограниченной пределами одного региона.В этом случае требуется полное развертывание ВС и экономики

    Крупномасштабная война- результат эскалации вооруженного конфликта локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира.

Комплектование ВС

Совокупность мероприятий по удовлетворению потребностей армии и флота в личном составе вооружений военной техники и в других материальных средствах в мирное и военное время.

Комплектование военнослужащими:

Путем призыва граждан российской федерации на военную службу и путем добровольного поступления после прохождения призыва или обучения в определенном военном учреждении.

Военная доктрина- это система официально принятых в государство взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовки страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной безопасности государства, использование вооруженных сил и других войск РФ для защиты жизненно важных интересов РФ.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В Военной доктрине используются следующие основные понятия:

а) военная безопасность Российской Федерации

б) военная опасность

в) военная угроза

г) военный конфликт

д) вооруженный конфликт

е) локальная война

ж) региональная война

з) крупномасштабная война

и) военная политика

к) военная организация государства

л) военное планирование

м) мобилизационная готовность Российской Федерации

н) система не ядерного сдерживания

6. Внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации:

Попытка насильственного свержения конституционного строя;

Противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

Планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

Незаконное распространение (оборот) на территории России оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий террористических актов, иных противоправных действий;

Организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации (Военная доктрина Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706).

7. Основные внешние угрозы для РФ

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

1) снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

2) снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

3) усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

4) наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

5) повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

6) ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

7) создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

8) территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

9) международный терроризм;

10) ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

11) активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

12) резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства – национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда накопленный потенциал государственной власти приступил к реализации принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности, пусть и не по всем направлениям эффективной и результативной.

8. Приоритеты военно технического обеспечения военной безопасности рф.

Обеспечение военной безопасности РФ. Военная организация государства.

Изучаемые вопросы:

1. Основные принципы обеспечения военной безопасности.

2. Основные задачи по обеспечению военной безопасности.

Задачи государства в области обеспечения военной безопасности

Обеспечение военной безопасности - важнейшее направление деятельности государства. Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимной выгоды и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

1. Основные принципы обеспечения военной безопасности:

· сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

· эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;

· достаточность необходимых для обеспечения военной безопасности сил, средств и ресурсов, их рациональное использование;

· соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

· не нанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

2. Основные задачи по обеспечению военной безопасности:

а) в мирное время:

· формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;

· создание и совершенствование системы обороны Российской Федерации и ее союзников;

· обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации;

· создание благоприятных внешнеполитических условий;

· строительство, поддержание и укрепление дружественных, добрососедских Партнерских (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;

· предотвращение (сдерживание, в том числе ядерное) агрессии или угрозы любого масштаба против Российской Федерации и ее союзников со стороны любого государства или группы государств;

· обеспечение (при необходимости) политических акций Российской Федерации путем проведения соответствующих мероприятий военного характера (военно-морское присутствие);

· осуществление контроля за выполнением зарубежными государствами своих обязательств в области ограничения, сохранения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;.

· всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации и других компонентов военной организации государства, поддержание их готовности к согласованным действиям по предотвращению, отражению и пресечению внешних и внутренних угроз;

· совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, организация подготовки органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;

· поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

· защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом океане, космическом пространстве; на территории зарубежных государств, судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;

· охрана и защита государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов;

· развитие необходимой военной инфраструктуры;

· организация и осуществление активной поддержки обществом мероприятий по обеспечению военной безопасности;

· обеспечение готовности к участию и участие в миротворческой деятельности.

6) в период угрозы военной безопасности и с началом войны

(вооруженного конфликта):

· своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных местностях, проведение полного или частичного стратегического развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (их части) и приведение их в готовность к выполнению задач; приостановка выполнения обязательств Российской Федерации по соблюдению международных договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений;

· координация действий органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан по отражению и пресечению агрессии, достижению целей войны (вооруженного конфликта);

· организация и скоординированное ведение вооруженной, политико-дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;

· введение в действие нормативных актов военного времени, принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;

· перевод экономики страны, отдельных ее отраслей или организаций! транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного времени;

· организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;

· оказание помощи союзникам Российской Федерации и мобилизация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);

· предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора;

· использование возможностей ООН, других международных организаций по принуждению агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на возможно более ранней стадии и восстановлению международной стабильности, безопасности и мира.

Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности

Главной целью является финансовое и материальное обеспечение военной организации государства, ее оснащение эффективными системами вооружения, военной, специальной техникой и имуществом в количествах, необходимых для гарантированного обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Определены приоритеты военного строительства: достаточным количеством войск и сил флота обеспечить- более высокое качество обороны государства. Суворовский девиз «не числом, а умением» в XXI в. становится еще более актуальным.

Оборона должна быть посильной для экономики государства и в то же время способной адекватно отреагировать на любые угрозы его безопасности. Она должна быть гибкой и подвижной: при нарастании угроз одновременно должна нарастать и оборонная мощь государства. И наоборот. Любое преувеличение или преуменьшение угрозы национальной безопасности чревато тяжелыми последствиями, особенно в условиях скудности экономических ресурсов.

Международное военное и военно-техническое сотрудничество Российская Федерация организует и осуществляет международное военное и военно-техническое сотрудничество, исходя из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности. Международное военное сотрудничество строится на принципах равноправия, взаимной выгоды и добрососедства с целью достижения международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности.

Основные положения военной доктрины Российской Федерации и материалы руководящих документов Министерства обороны не могут охватить все многообразие сложной проблематики. Эти документы по мере изменения обстановки на международной арене и внутри страны, естественно, нуждаются в конкретизации и развитии.

Российская Федерация гарантирует последовательное и твердое выполнение своей военной доктрины, соблюдение Устава ООН, общепризнанных норм и принципов международного права.

ВЫВОД. Военная доктрина создает организационную и методологическую базу для практической работы по совершенствованию военной организации государства и повышению ее эффективности.

9. Военно техническое сотрудничество РФ с зарубежными странами.

Оборонно-промышленный комплекс России был и остается основой не только обеспечения национальной безопасности страны, но и военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами (ВТС). ВТС - это своеобразное проявление внешней политики государства, направленное на поддержание собственных союзников, и в конечном итоге укрепление своих позиций в том или ином регионе планеты. ВТС предполагает определенные отношения между государствами, связанные с обменом военно-технической информацией, обучением военных специалистов, совместной разработкой и производством продукции военного назначения. Поставка или закупка продукции военного назначения является наиболее распространенным видом военно-технического сотрудничества. Для России военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами является уникальным средством обеспечения национальных интересов, так как торговля оружием оказывает огромное влияние на международную обстановку через изменение баланса сил в различных регионах, способствует подогреванию или, наоборот, сдерживанию агрессоров, поддержанию или нарушению региональной стабильности. Формированием политики государства в этой области занимается такой орган исполнительной власти, как Федеральная служба по ВТС (ФСВТС). ФСВТС осуществляет надзор и контроль в области ВТС, выдает лицензии на экспорт и импорт продукции военного назначения (ПВН), участвует в подготовке международных договоров, переговоров, в организации международных выставок. В области ВТС Россия имеет достаточно богатый и давний опыт. Еще в годы Второй мировой войны СССР получал вооружения и военную технику (ВВТ), а также стратегическое сырье от союзников по антифашистской коалиции США, Великобритании и Канады.

10. Военное строительство - часть военного дела, включающая в себя теорию и практику создания, то есть строительства (формирования, реформирования), в соответствии с внешними и внутренними условиями в мире и стране, вооружённых сил (ВС) государства, взаимосвязанные экономические, социально-политические, военные и другие мероприятий по созданию и совершенствованию военной организации государства.

    Теория военного строительства - представляет собой систему научных знаний о сущности, закономерностях, принципах, формах и способах строительства (формирования, реформирования) вооружённых сил;

    Практика военного строительства ;

    • установление количественного состава ВС на мирное времяиособый период;

      • видов ВС;

        родов войск (сил);

        специальных войск (служб);

    • разработка и совершенствование организационной структуры ВС;

      техническое оснащение ВС;

      • определением типов и видов вооружения;

        определением типов и видов военной техники;

      комплектование ВС;

      • подготовка военных кадров (резерва);

        подготовка войск(сил);

      всестороннее обеспечение ВС материальными средствами;

11. Определение статуса военнослужащего. Обязонности военнослужащего.

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (N 76-ФЗ от 27.05.1998) Он определяет следующие обязанности

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"

И на всякий случай специальные обязанности, мало ли что

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обеспечение.

3. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Для исполнения должностных и специальных обязанностей, в том числе в военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - военная полиция), военнослужащие могут наделяться дополнительными правами на применение оружия, физической силы, специальных средств, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами, которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Устав военной полиции) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

12. Правовые основы соц защиты военнослужащих согласно ф3 «о статусе военнослужащих»

Министерством обороны Российской Федерации прилагаются большие усилия по созданию достойных условий для жизни и деятельности всех категорий военнослужащих и членов их семей, чтобы военная служба стала привлекательной и почетной. Одним из основных направлений этой деятельности является законодательное закрепление социальных льгот и гарантий и их последующее расширение с целью улучшения социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Основополагающим нормативным актом в этой сфере является Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих”, который устанавливает следующие правовые основы их социальной защиты:

Правовые основы защиты свободы, чести и достоинства военнослужащих;

Право на труд;

Право на регламентированное служебное время и время для отдыха;

Право на денежное довольствие, дополнительные денежные выплаты;

Право на продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание;

Право на жилище;

Право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь;

Право на собственность, льготы по налогам;

Страховые гарантии военнослужащим;

Право на образование и права в области культуры;

Права при увольнении с военной службы и право на трудоустройство;

Основы социальной защиты членов семей военнослужащих;

Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий.

Защита чести, свободы и достоинства военнослужащих (ст.5) определяется тем, что ее гарантирует государство. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то законодательством. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия, нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением обязанностей военной службы, признаются отягчающими вину обстоятельствами при определении ответственности и назначении наказания.

Право на свободу передвижения и выбор места жительства (ст.6) реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременного прибытия к месту службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места службы, в том числе и с переводом в другую местность, по основаниям, устанавливаемым Положением о прохождении военной службы. При увольнении с военной службы они имеют право на выбор места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.

Право на труд (ст.10) реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

Занятие воинских должностей, перемещение и повышение по службе в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми результатами в службе на конкурсной основе;

Повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в и общий трудовой стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву - один месяц военной службы за два месяца работы.

Женам (мужьям) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж для назначения пенсии засчитывается время совместного проживания с мужьями (женами) в местах их службы, где отсутствовала возможность их трудоустройства. В этот же период женам (мужьям) военнослужащих по контракту выплачивается ежемесячное пособие.

Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждения и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.

Право военнослужащих на отдых определяется статьей 11 Закона РФ “О статусе военнослужащих”. В соответствии с данной статьей общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством РФ о труде. В случае привлечения военнослужащих по контракту к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и невозможности компенсировать это отдыхом с другие дни недели, такое время суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных дней отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску.

Военнослужащим по призыву ежедневно, за исключением случаев, предусмотренных уставами, предоставляется не менее 8 часов для сна и 2 часов личного времени.

Военнослужащим по контракту ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:

Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет - 30 суток, 10 лет и более - 35 суток; 15 лет и более - 40 суток; 20 лет и более - 45 суток.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один основной отпуск: для солдат - 30 суток, для сержантов - 35 суток.

Военнослужащим - участникам войны, а также проходящим службу в тяжелых, неблагоприятных климатических и экологических условиях, продолжительность основного отпуска увеличивается на 15 суток. При этом общая продолжительность основного отпуска не должна превышать 60 суток, не считая времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно.

Кроме того, закон предусматривает предоставление военнослужащим дополнительных отпусков: учебные, творческие, по болезни, по личным обстоятельствам.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и месячного оклада по воинскому званию. При этом оклады по первичным должностям солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинскому званию - менее половины должностных окладов.

Законом “О статусе военнослужащих” и изданными в его развитие подзаконными актами предусмотрены также надбавки и дополнительные денежные выплаты:

Единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части в размере ;

Ежегодная выплата материальной помощи: к отпуску, в случае тяжелого материального положения или личных (семейных) обстоятельств, а также в иных случаях в размере двух окладов месячного денежного содержания;

Выплата премии за личный вклад и достигнутые результаты в боевой подготовке, освоение специальных заданий командования и добросовестное исполнение служебных обязанностей в размере трех окладов денежного содержания в календарном году;

Ежемесячная надбавка за сложность и специальный режим службы в размере до 50% оклада по воинской должности , устанавливаемая командирами частей (начальниками учреждений);

Денежное вознаграждение за несение караульной службы за каждый суточный наряд в размере полевых денег , а за наряд по охране объектов только ночью в половинном размере установленной нормы полевых денег;

Дотация на лечение (единовременное пособие) в размере четырех установленных законом на день предоставления отпуска минимальных размеров оплаты труда при убытии в отпуск по болезни (на основании заключения военно-врачебной комиссии) для военнослужащих по призыву и курсантов;

Подъемное пособие, связанное с фактическим переездом из одного населенного пункта в другой к месту постоянной дислокации воинской части (подразделения) и изменением места жительства в размере двух окладов денежного содержания на самого военнослужащего и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего для постоянного проживания к новому месту службы;

Выплата в размере твердой ставки (суточные) за каждый день нахождения в пути на военнослужащего и на каждого члена его семьи по установленным для служебных командировок нормам, при переезде к новому месту службы или дислокации воинской части для постоянного проживания (службы);

Предоставление беспроцентной ссуды на первоначальное обзаведение на срок до трех лет в размере до двенадцати окладов денежного содержания в случаях:

в течение трех месяцев с момента назначения на воинскую должность после окончания военно-учебного заведения и получения первого офицерского звания;

в течение трех месяцев после назначения на воинскую должность при заключении первого контракта о прохождении военной службы на срок пять лет и более;

в течение трех месяцев с момента заключения первого брака;

Единовременное пособие при увольнении с военной службы при общей продолжительности военной службы в размере:

менее 10 лет - 5 окладов денежного содержания;

от 10 до 15 лет - 10 окладов денежного содержания;

от 15 до 20 лет - 15 окладов денежного содержания;

свыше 20 лет - 20 окладов денежного содержания;

Единовременное пособие при увольнении с военной службы по другим основаниям - в размере 40% указанных размеров;

Увеличение размера единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении с военной службы, на два оклада денежного содержания военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) Российской Федерации или бывшего СССР;

Ежемесячная процентная надбавка к окладу по воинской должности (должностному окладу, тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - от 10 до 25% (в зависимости от степени секретности документов);

Ежегодная денежная компенсация на санаторно-курортное лечение независимо от приобретения путевки в размере 6 минимальных размеров оплаты труда на самого военнослужащего и в размере трех минимальных размеров оплаты труда (на момент убытия в отпуск) на жену (мужа) и каждого несовершеннолетнего ребенка.

Продовольственное обеспечение военнослужащих (статья 14) осуществляется в соответствии с положением о продовольственном обеспечении военнослужащих в одной из следующих форм:

Организация питания по месту военной службы;

Выдача продовольственного пайка;

Выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка.

Обеспечение военнослужащих вещевым имуществом (статья 14) осуществляется на основе Положения о вещевом обеспечении. Военнослужащие имеют право на получение взамен отдельных предметов вещевого имущества денежной компенсации.

Право на жилище (статья 15). Военнослужащим по контракту и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы жилые помещения по нормам и в порядке, предусмотренными жилищным законодательством. Военнослужащим по контракту на первые пять лет службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. При продолжении военной службы сверх пяти лет им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их желанию предоставляется право на вступление в жилищные кооперативы либо на получение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства. При невозможности предоставления жилых помещений по установленным нормам в трехмесячный срок, органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, оплачивают всю занимаемую ими и проживающими вместе с ними членами их семей жилую площадь, коммунальные услуги, а также установку и пользование телефоном в размере 50%.

Военнослужащим, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, оказывается безвозмездная финансовая помощь для строительства (покупки) жилья:

Имеющим общую продолжительность военной службы от 10 до 25 лет - не менее 75% стоимости жилья или кредита банка;

Имеющим общую продолжительность военной службы от 25 лет и более - 100%.

Эта льгота сохраняется и за гражданами, уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь (статья 16). Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. В неотложных случаях медицинская помощь оказывается беспрепятственно и бесплатно в учреждениях здравоохранения. Члены семей офицеров, а также лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. При амбулаторном лечении лекарства членам семей отпускаются за плату по розничным ценам, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством плата не взимается.

Законом РФ “О статусе военнослужащих” предусмотрен также ряд других льгот для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

Законодательство о социальной защите военнослужащих находится в постоянном развитии. Достаточно только сказать, что с 1993 по 1995 год было принято более 50 нормативных актов в этой области: 19 федеральных законов, 3 постановления Парламента, свыше 20 указов Президента Российской Федерации и 75 постановлений Правительства РФ, а также большое количество ведомственных нормативных актов. Федеральными законами внесены изменения и дополнения в законы: “О статусе военнослужащих”, “О воинской обязанности и военной службе”, “Об обороне”, “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей”, “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах”, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” и другие.

В 1996-1997 годах работа над совершенствованием правовой базы социальной защиты военнослужащих была продолжена. Одним из приоритетных направлений этой деятельности явилось создание нормативной базы социальной защиты военнослужащих, выполняющих (выполнявших) задачи в Чеченской Республике . В указанный период издано 4 Указа Президента РФ и 2 постановления Правительства, устанавливающие дополнительные льготы и гарантии для указанной категории военнослужащих и членов их семей. В частности, в соответствии с Указом Президента РФ от 12 июня 1996 года № 863 установлен льготный порядок исчисления срока прохождения военной службы в воинском звании - один месяц военной службы за 3 месяца; военнослужащим, выполнявшим задачи в Чеченской Республике, предоставлено право поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования и военные академии без вступительных экзаменов; эти военнослужащие в первоочередном порядке обеспечиваются путевками в лечебно-оздоровительные учреждения. Размеры страховых сумм, выплачиваемых военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в условиях выполнения задач в Чеченской Республике, определяются исходя из месячного оклада по воинской должности, установленного для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих должностях.

Указом Президента РФ от 12 июня 1996 года № 861 установлены размеры и порядок выплаты компенсаций семьям военнослужащих, пропавших без вести при выполнении задач в Чеченской Республике.

Новые условия, в которые вступают Вооруженные Силы Российской Федерации в связи с начавшимся процессом их реформирования, требуют новых подходов к решению задач социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Об этом пойдет речь во втором вопросе.

13. Виды ответственности военнослужащих, основания и порядок привлечения.

Виды :

    Дисциплинарная

    Административная

    Материальная

    Гражданско-правовая

    Уголовная

Основания и порядок привлечения :

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы - также в виде административного штрафа.

К материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб. При привлечении военнослужащих к ответственности недопустимо ущемление их чести и достоинства.

14. Раскрыть понятие «Военная служба». Способы поступления на военную службу. Начало и окончание военной службы.

    Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан в Вооруженных Силах РФ, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

    Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

    Началом военной службы считается:

а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата к месту прохождения военной службы;

б) для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

г) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта;

д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные заведения.

Срок военной службы истекает:

а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;

б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.

В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части

15. Исполнение обязанностей военной службы

1. Военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.

Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

2. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи;

б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;

в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

3. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

16. Требования к гражданам, поступающим на военную службу по контракту

определены статьей 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации и соответствовать:

медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретной военно-учетной специальности;

требованиям по физической подготовленности;

иметь образование не ниже среднего (полного) общего (11 классов);

быть не моложе 18 и не старше 40 лет.

В отношении гражданина не должно быть:

вынесено обвинительного приговора, которым назначено наказание;

вестись дознание, либо предварительное следствие или быть передано уголовное дело в суд.

Гражданин не должен иметь неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления.

Отбор кандидатов на военную службу по контракту производится на конкурсной основе на конкретную вакантную воинскую должность.

Первый контракт заключается сроком на 3 года с испытательным сроком 3 месяца. В период прохождения испытательного срока проводится обучение по программе интенсивной общевойсковой подготовки с курсом «выживания».

При необходимости кандидат проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Поступить на военную службу по контракту на конкретные вакантные воинские должности рядового и сержантского состава могут, прошедшие отбор на пунктах отбора:

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (со дня, следующего за днем завершения военной службы по призыву) при условии освоения требуемых военно-учетных специальностей;

граждане, пребывающие в запасе;

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и получившие в указанных образовательных учреждениях высшее профессиональное образование;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

17. Понятие Прохождение Военной службы. Предельный возраст воен. службы.

Предельный возраст пребывания на службе:

    Для маршалов рф, генералов армии. Генералов-полковников, до 65

    Для генерал-лейтенантов и генерал-майоров до 60

    Для полковников до 55

    Остальных военнослужащих до 50

18. Присвоение воинских званий. Лишение и восстановление в воинском звании.

Воинские звания присваиваются:

    Высшие офицеры -президент РФ

    Полковник -министр обороны рф

    Подполковник -командующий видами ВС

    Майор -командующий войсками округов

    Остальные звания -командующие обьединениями

Назначение офицеров на воинские должности,требования:

    Уровень проф подготовки

    Морально -психологические качества

    Состояния здоровья

    Другие обстоятельства

Перемещение офицеров по службе:

на высшие должности - в порядке продвижения по службе;

на равные должности - при служебной необходимости,

проведении плановой замены в местностях с установленным g

сроком службы, а также для более целесообразного

использования военнослужащих; - в связи с поступлением на

учебу с освобождением от занимаемой им штатной

должности, а также при назначении на должности после окончании учебы;

на низшие должности может производиться;

в связи с организационно-штатными мероприятиями при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную должность (с согласия военнослужащего);по состоянию здоровья при решении ВВК

по семейным обстоятельствам (по личной просьбе военнослужащего)

19. Назначение на должность, перемещение и продвижение по службе.

Регламентируется законом 1998г о воинской обязанности и военной службе и приказом минобороны №500 о прохождении воинской службы офицерским составом.

Присвоение званий

    Высшие офицеры – Президент РФ

    До звания полковника – Министр Обороны

    До подполковника – Командующий вооруж. Сил или зам. Министра обороны

    До майора – командующий войсками округов

    Остальные – командиры объединений

Для назначения на должность или получения звания необходимо пройти аттестацию и соответствовать требованиям

    Уровень проф. Подготовки

    Морально – психические качества

    Состояние здоровья

За особые заслуги может быть получено внеочередное звание, но продвижение возможно только на 1 ступень.

Перемещение по службе

    На высшие должности – в порядке продвижения по службе

    На равные должности – при служебной необходимости, плановой замены в местности с уст. сроком службы, более целесообразного использования военнослужащих, в связи с учёбой(с освобождением занимаемой должности) и назначение на должность после учёбы.

    На низшие должности – в связи с орг. Штатными мероприятиями (сокращение), по состоянию здоровья по решению ВВК, по семейным обстоятельствам(личной просьбе)

Раз в 4 года проводится аттестация.

После событий, произошедших за последние годы на мировой арене, некоторые СМИ прогнозируют скорый крах Российской Федерации и дальнейший захват ее территорий военным путем. Основанием для этого стала большая и, казалось бы, необъятная территория страны. Убеждение в том, что удастся пройтись по Красной площади, не опровергается даже украинскими экспертами, которые в силу специфики своей профессии при любых обстоятельствах должны оставаться беспристрастными. Однако, как утверждают специалисты, далекие от политики и не утратившие объективность, данный вариант развития событий исключается, так как, кроме мощного вооружения и значительного количества личного состава, функционируют в России и военные федеральные округа. В случае начала войны в состояние полной боевой готовности будут приведены даже самые отдаленные участки. В связи с этим многих интересует, какие военные округа в России наличествуют на сегодняшний день. Формирование подобных объединений началось еще в годы царского правления. Сегодня территориальное распределение, как убеждены эксперты, более совершенно. Информация о том, сколько военных округов в России и какие задачи они выполняют, содержится в статье.

О формировании

Военный округ (ВО) является территориальным общевойсковым объединением, в составе которого имеются соединения, части, военно-учебные заведения и различные местные военные учреждения. Территориальное распределение практикуют во многих странах, благодаря чему во время боевых действий подготовка войск и штабов происходит организованно. ВО бывают пограничные, внутренние и прифронтовые. Название города, в котором они дислоцируются, зачастую становится названием для самого объединения. В некоторых странах ВО принято нумеровать. Во главе данных формирований стоит командующий ВО, который, в свою очередь, в подчинении у министра обороны.

Начало

Военные округа России начали создавать в XV веке. В это время европейские государства обзаводятся постоянными наемными вооруженными силами – флотом и армиями. Во второй половине XV века в царской России было сформировано Поместное войско, а вскоре – Стрелецкое. Чтобы упорядочить их работу, были созданы военно-административные территориальные единицы, которые в то время называли разрядами. На рубеже XVII и XVIII веков с появлением регулярных Вооруженных Сил возникли новые единицы – корпуса. В период правления Екатерины их называли инспекциями.

Сколько военных округов в России?

Изначально при именовании административных единиц использовались названия городов и провинций. Эта традиция была применена также и для военных округов России. Список территориальных общевойсковых объединений до Первой мировой был представлен двенадцатью формированиями. Под конец Великой Отечественной он насчитывал 32 пункта. Как утверждают специалисты, наивысшей военной мощью Советский Союз обладал в 1983-м. В это время на территории СССР действовали 16 ВО. Местом функционирования еще четырех стала Восточная Европа. В 2010 году состоялась реорганизация российских Вооруженных Сил. Количество ВО свели к четырем, на основе которых сформировали новые субъекты командования оперативно-стратегического характера. В 2014 году с целью организовать оборону в арктическом регионе, на основе трех военных округов России начали создавать северную группировку. Генеральным штабом внедрена инновационная система боевого управления ВО.


Список

Территориальные общевойсковые объединения представлены следующими формированиями:

  • Западным округом (ОСК «Запад»).
  • Южным (ОСК «Юг»).
  • Центральным (ОСК «Центр»).
  • Восточным (ОСК «Восток»).
  • Северным (ОСК «Север»). Из всех военных округов России пребывает в стадии формирования.

Состав воинских соединений

В каждом вновь образованном военном округе России имеются гарнизоны Минобороны, расположенные на данной территории. Кроме того, в подчинении у территориальных общевойсковых объединений состоят силовые структуры: внутренние войска, пограничная служба ФСБ, части МЧС и другие. Россия обладает достаточным опытом проведения различных контртеррористических операций, и данная управленческая система, как убеждены военные эксперты, окажется достаточно эффективной в случае возникновения вооруженного конфликта. Также для ВО предусмотрено наличие медицинских и санитарно-курортных учреждений, центров по подготовке специалистов, учебных и научно-исследовательских заведений и других объектов, задача которых – обеспечивать жизнедеятельность региона. ВО не подчинены подразделения РВСН, воздушно-космической обороны и дальней авиации.

ОСК «Запад»

Западный военный округ России был сформирован на основе Московского и Ленинградского общевойсковых объединений в 2010 году. Также стратегическому командованию подчинен Балтийский флот. Как утверждают специалисты, ВО считается самым первым. Местом штаб-квартиры стал Санкт-Петербург, воинских гарнизонов – административные границы субъектов в Северо-Западном, Центральном и Волго-Вятском федеральных округах. Поскольку сегодня создается Арктическая группировка, некоторые регионы будут переподчинены. ОСК «Запад» комплектуется двумя армиями, четырьмя отдельными мотострелковыми бригадами, одной танковой и тремя десантными дивизиями. В Западном ВО 2500 военных частей, в которых несут службу 400 000 человек.


Это, как утверждают специалисты, третья часть от всей численности армии России. В подчинении у единого руководства - воздушные силы и противовоздушная оборона. Местом дислокации кораблей флота стали Балтийская и Ленинградская военно-морские базы. В ведомстве также пребывают подразделения морской пехоты.

Южный военный округ России

Основой для ОСК «Юг» стали боевые и административно-хозяйственные единицы войсковых объединений Северного Кавказа, Приволжья и Урала. В структуру ВО со штаб-квартирой в Ростове-на-Дону включены Черноморский флот и Каспийская флотилия. Личный состав осуществляет оборону южных границ и обеспечивает стабильность на территории Закавказья. Состав Южного военного округа России представлен воинскими частями двух армий.


Также в 13 регионах и в Крыме расположены горная дивизия и десантно-штурмовая бригада. Средства ПВО и военно-воздушные силы находятся в подчинении у четвертого командования. Местами для базирования Черноморского флота являются Севастополь и Феодосия, кораблей Каспийской флотилии – Астрахань, Каспийск и Махачкала. Кроме того, сегодня заканчивают строить военно-морскую базу в Новороссийске. Подготовка летчиков палубной авиации проходит в двух центрах в Крыме и Краснодаре. Флот состоит из четырех крупных подразделений морской пехоты.

ОСК «Юг» за пределами страны

Кроме баз, расположенных на территории России, военное командование РФ разместило еще несколько за границей:

  • В Юго-Осетинской республике, в городе Цхинвали, который является столицей, расквартировали 4-ю гвардейскую базу. Основой для ее создания стали два мотострелковых полка и одна дивизия. Службу несут 4 000 человек.
  • В Армении, в городе Гюмри, разместили 102-ю базу. Личный состав представлен 4 000 военнослужащими. На базе имеются мотострелковые подразделения, истребители МИГ-29 и комплексы С-300В.
  • В Абхазии в городе Гудаута расквартировали 7-ю военнуб базу.
  • Сирийский порт Тартус стал местом для размещения базы, задача которой – выполнять техническое и материальное обеспечение Черноморского флота.

Как утверждают специалисты, военные формирования за пределами страны, считаются достаточно эффективными геополитическими инструментами.

ОСК «Центр»

Основой для создания Центрального военного округа России стали ВО Приволжско-Уральский и Сибирский. Штаб - в городе Екатеринбурге. Как утверждают эксперты, ОСК «Центр» занимает 40% площади страны и считается самым большим военным округом в Российской Федерации.


Местами дислокации воинских подразделений стали Поволжье, Западная Сибирь и Урал – 29 регионов в трех федеральных округах. Планируют вскоре передать территории за Полярным кругом арктическому командованию. В составе ОСК «Центр» две общевойсковые армии, одна десантно-штурмовая бригада и отдельные формирования. Кроме того, в данном округе имеется второе командование военновоздушных сил и противовоздушной обороны. В городах Энгельсе и Иркутске – базы стратегической авиации, а в Оренбурге – база с транспортными самолетами.


О среднеазиатском формировании Центрального ВО

На территории Таджикистана дислоцируется 201-я дважды краснознаменная база, деятельностью которой ведает Центральный военный округ Российской Федерации. Военнослужащие обеспечивают защиту на границе между Таджикистаном и Афганистаном.

ОСК «Восток»

После проведенных изменений в оперативно-стратегическом управлении Восточный военный округ России со штабной квартирой в городе Хабаровске дополнили Сибирским, Забайкальским и Дальневосточным общевойсковыми объединениями. В подчинении у командующего нового территориального формирования Тихоокеанский флот. Местом для распределения воинских подразделений стали административные границы на 11 субъектах в двух федеральных округах. Территория ВО составляет не менее 7 млн км. кв. Основная ударная мощь сухопутных войск представлена четырьмя армиями и следующими отдельными формированиями:

  • Девятью мотострелковыми бригадами. Место базирования - Еврейский АО.
  • Двумя десантно-штурмовыми.
  • Тремя ракетными.
  • Одной ракетно-артиллерийской бригадой.
  • Тремя бригадами специального назначения.

В дальнейшем запланировано передать несколько крупных соединений в подчинение Северной войсковой группировки. Средства ПВО и военно-воздушные силы находятся в ведомстве 3-го командования. Местом базирования кораблей Тихоокеанского флота стали Владивосток, Фокино и Вилючинск. Для дислокации флотской авиации предусмотрены аэропорт двойного назначения в Елизово и авиационные базы в Николаевке, Кневичах и Каменном Ручье. Воздушно-космическая оборона в количестве четырех войсковых подразделений не пребывает в оперативном подчинении у командования данного округа.

Тихоокеанский регион

С целью обеспечить обслуживание российских подлодок Тихоокеанского флота, сегодня занимаются восстановлением бывшей базы СССР Камрань во Вьетнаме. Планируют ее использовать с вьетнамскими военнослужащими.

Об обороне в арктическом регионе

Поскольку в последнее время обострились международные разногласия, касающиеся вопросов территориального влияния в данном регионе, возникла необходимость увеличить производственные мощности предприятий, работающих на шельфе, и обеспечить безопасность грузовых потоков через Северный морской путь. В результате произведенных изменений перечень территориальных общевойсковых объединений Российской Федерации с 2014 года пополнен еще одним военным округом.


Как утверждают специалисты, впервые за всю историю страны арктический регион стал обладателем собственной воинской структуры. Основная мощь и главная ударная сила округа представлена Северным флотом. Также в структуре имеются дополнительные подразделения из ОСК «Запад». Корабли базируются в Североморске, Видяево, Гаджиеве, Полярном. До 2014 года Заполярье контролировалось четырьмя округами и двумя флотами. Сегодня местом дислокации военных кораблей стала Мурманская область. На данный момент формирование военного округа не завершено. Ему присвоено условное название «Север». Развертывание и реконструирование военных баз осуществляют на Новой Земле, Новосибирских островах и Земле Франца-Иосифа. Вновь сформированная военная группировка ответственна за территории всей арктической зоны от российского Заполярья до Северного полюса.

В 2010 году вышел Указ президента РФ о создании военно-административных территориальных объединений, а потому были созданы отдельные военные округа. Такое деление применяется во многих странах мира для обеспечения безопасности на случай войны. И в настоящее время в России существуют четыре отдельных округа и Объединенное стратегическое командование "Северный флот".

Слияние Ленинградского и Московского

Самым первым в новой системе деления военной администрации Российской Федерации был сформирован Западный военный округ. Он включает в себя два флота - Балтийский и Северный (последний был в 2014 году выведен из ведения ЗВО), а также Первое командование ПВО и ВВС. Образовался в результате слияния - Ленинградский и Московский военный округ были соединены воедино. Он довольно большой - составляет до сорока процентов общего числа вооруженных сил страны.

Западный военный округ располагается в границах Центрального, Северо-Западного и некоторой части Приволжского административного района. Это города Санкт-Петербург и Москва, республики Коми, Карелия, Ненецкий автономный округ, области Ярославская, Тульская, Тверская, Тамбовская, Смоленская, Рязанская, Псковская, Орловская, Новгородская, Нижегородская, Мурманская, Московская, Липецкая, Ленинградская, Курская, Костромская, Калужская, Калининградская, Ивановская, Воронежская, Вологодская, Владимирская, Белгородская, Архангельская.

Командование ЗВО

Все роды и виды войск вооруженных сил страны, расположенные на данных территориях, подчинены командующему войсками ЗВО, исключая только стратегические ракетные войска и воздушно-космические силы. Также в его управлении находятся иные воинские формирования, которые включают в себя военные округа. Это национальная гвардия, пограничные службы, части МЧС и многие другие федеральные службы министерств и ведомств России, которые выполняют определенные задачи на данной территории.

Войсками командует генерал-полковник Андрей Валерьевич Картаполов, начальником штаба является генерал-лейтенант Астапов В. Б., а начальником пресс-службы - Мугинов И.М. Штаб находится в Санкт-Петербурге по адресу: Дворцовая площадь, дом 10.

Южный военный округ

В составе южного округа - Каспийская флотилия, Черноморский флот, а также Четвертое командование ПВО и ВВС. Округа формировались чаще всего на основе ранее существующих, так было и здесь. Базой для создания Южного округа послужил Северо-Кавказский военный округ. А в апреле 2014 года в состав ЮВО были включены город Севастополь и Республика Крым.

Войска южного округа дислоцированы в границах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Это территории республик Чеченской, Северной Осетии, Крыма, Карачаево-Черкесской, Калмыкии, Кабардино-Балкарской, Ингушетии, Дагестана, Адыгеи, это город Севастополь, Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Ставропольский и Краснодарский край. По международным договорам военные округа могут иметь подразделения за границами Российской Федерации. Так, существуют три базы Южного округа за пределами территорий страны. Это военные базы в Абхазии, Южной Осетии и в Армении.

Командование ЮВО

Управление военного округа имеет в своем ведении практически все роды и виды войск вооруженных сил, которые размещены на его территории. Исключения составляют части центрального подчинения. Это ракетные войска, воздушно-десантные и некоторые другие. В состав военного округа входят формирования пограничной службы, национальная гвардия, части МЧС, а также иных ведомств и министерств Российской Федерации, которые имеют собственные задачи на данной территории.

Штаб южного округа находится в Ростове-на-Дону по адресу: Буденновский проспект, дом 43. Командует войсками генерал-полковник Дворников А. В., начальником штаба является генерал-лейтенант Теплинский М. Ю., а в должности начальника пресс-службы находится Горбуль И. А.

Поволжье, Урал, Сибирь

Это Центральный военный округ, который объединяет войска, расположенные в данной части страны. В состав его вошли огромные территории - более сорока процентов всей Российской Федерации. Это Второе командование ПВО и ВВС, которое осуществляет работу в границах федеральных округов Сибирского, Уральского и Приволжского.

Это республики Чувашская, Хакасия, Удмурдская, Тува, Татарстан, Мордовия, Марий Эл, Башкорстан, Алтай, края Пермский, Красноярский, Алтайский, автономные округа Юрга, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, области Челябинская, Ульяновская, Тюменская, Томская, Свердловская, Саратовская, Самарская, Пензенская, Оренбургская, Омская, Новосибирская, Курганская, Кировская, Кемеровская, Иркутская. Кроме того, к ЦВО относится 201-я военная Гатчинская база в Таджикистане, то есть расположенная за пределами территорий Российской Федерации.

Командование ЦВО

Всеми видами и родами войск вооруженных сил округа командует генерал-лейтенант Лапин А. П. Это не относится только к ракетным войскам стратегического назначения. Как и остальные военные округа Российской Федерации, ЦВО включает в себя управление формированиями пограничных служб ФСБ, национальной гвардии, МЧС и других частей от министерств и ведомств.

Штаб находится в городе Екатеринбурге, по адресу: улица Ленина, дом 71. Начальником штаба является генерал-лейтенант Устинов Е. А., а начальником пресс-службы - полковник Рощупкин Я. В.

На востоке

Восточный округ округ был образован на базе Дальневосточного военного округа. Войска расположены на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Образован тогда же, когда и остальные военные федеральные округа - в 2010 году, а в составе ВВО - Третье командование ПВО, ВВС и Тихоокеанский флот. Территория захватывает часть Сибирского федерального округа и весь Дальневосточный. Это республики Саха и Бурятия, края Хабаровский, Приморский, Камчатский, Забайкальский, Чукотский автономный округ и области Сахалинская, Магаданская и Амурская.

Командующему ВВО подчиняются все роды и виды войск вооруженных сил, которые размещены на данных территориях, только ракетные войска имеют центральное подчинение и воздушно-десантные. В управлении округом находятся все федеральные формирования: национальная гвардия, пограничные службы, МЧС и иных министерств и ведомств.

Командование ВВО

Штаб ВВО дислоцируется в городе Хабаровске по адресу: улица Серышева, дом 15. Командует округом Герой России генерал-лейтенант Жидко Г. В. Начальником пресс-службы является полковник Гордеев А. Ю.

Командующий войсками Восточного военного округа - адмирал Сиденко Константин Семенович.

Итак, в июле 2010 года вышел Указ президента о новом военном административном делении, и к концу текущего года старые округа уже переформировались к четыре новых округа и четыре объединенных стратегических командования (четыре ОСК). Это мощные объединения видов войск на самых главных стратегических направлениях.

Что изменилось

Произошло территориальное объединение единым командованием - командующий войсками округа отвечает за общевойсковые сухопутные, танковые армии, флоты ВМФ, армии ВКС, дивизии и бригады воздушно-десантных войск, бригады спецназа, и это позволяет увеличить качественно имеющиеся боевые возможности. Реакция на кризисную ситуацию происходит значительно быстрее, поскольку ударная мощь совокупных сил становится значительно выше.

Нельзя не сказать и об объединенном стратегическом командовании "Северный флот", которое было создано в декабре 2014 года на базе Северного флота, а также о целом ряде соединений и частей родов войск, которые были выведены из состава ЗВО. ОСК дислоцируется за Полярным кругом. Управляет им командующий Северным флотом.

Сухопутные войска

Сухопутные войска - это боевое ядро, это основа всех четырех военных округов и самый многочисленный вид войск. К 2021 году планируется довести их количество до 270 тысяч человек. Командует сухопутными войсками генерал-полковник Салюков О. Л. Под его началом - восемь дивизий, сто сорок семь бригад, четыре военные базы, два учебных центра. А это пять мотострелковых дивизий, две танковые и пулеметно-артиллерийская, двадцать три мотострелковые бригады. Кроме того, пять бригад реактивной артиллерии, пять - РХБЗ и шестнадцать бригад управления, четыре бригады РЭБ, десять МТО, пять инженерных, четырнадцать зенитно-ракетных, десять железнодорожных.

Роль военных округов

На мировой арене сегодня наблюдается напряженная обстановка, и мало кто в данный момент сомневается, что мир стоит на пороге новой большой войны. Информационная война свирепствует давно и повсеместно, и наши противники делают неутешительные для нас прогнозы. Однако специалисты за рубежом, даже те, кто никогда не являлся другом нашей страны, но, несмотря на это, не утратил объективность, уверены, что захватить территории России военным вторжением не получится.

Тому порукой и мощное вооружение, и число личного состава, и централизованное командование, которое осуществляется посредством организации военных федеральных округов. В случае опасности боевая готовность будет достигнута мгновенно даже на самых отдаленных участках. Состав военных округов позволяет нанести удар совершенно любыми силами и в любом направлении.

История

В далеком пятнадцатом веке впервые в России начались подвижки к созданию регулярной армии и военных округов. В Европе того времени уже были постоянные вооруженные силы из наемных армий и флотов. В нашей стране лишь во второй половине пятнадцатого века было создано сначала войско поместное, затем стрелецкое.

Для того чтобы упорядочить эти службы, по указу государя создаются территориальные единицы, и это военно-административное деление было названо разрядами. В конце семнадцатого века появились уже регулярные вооруженные силы в стране - корпуса, которые при Екатерине Великой назывались инспекциями. Чаще всего в наименованиях использовалась территориальная принадлежность - по городам и провинциям.

К Первой мировой войне русская армия пришла в двенадцати формированиях. А под конец Великой Отечественной войны в названиях подразделений фигурировали уже тридцать два пункта. Специалисты говорят о том, что наибольшей мощью наша армия обладала на излете существования Союза Советских Социалистических Республик - в 1983 году, когда территория страны была разбита на шестнадцать военных округов, четыре из которых находились за рубежом - в Восточной Европе.

В настоящее время

Итак, в 2010 году, после реорганизации Вооруженных сил РФ, количество военных округов было ограничено четырьмя. На их основе сформировался новый принцип командования, когда руководство обладает ярко выраженным оперативно-стратегическим характером. В 2014 году организована оборона арктического региона: северная группировка создавалась на основе трех бывших военных округов. Управление в генеральном штабе ведется при помощи инновационных систем. Гарнизоны Министерства обороны находятся в каждом из четырех округов, то есть они располагаются прямо на территории каждого округа. Территориальные общевойсковые объединения подкрепляются силовыми структурами - внутренними войсками, пограничными службами, частями МЧС и иными.

У нашей страны достаточно опыта для проведения самого разного рода контртеррористических операций, потому что данная система управления, по убеждению военных экспертов, оказалась эффективной. В случае вооруженных конфликтов этот опыт вполне пригодится. В каждом военном округе предусмотрены даже санитарно-курортные учреждения, медицинские центры. Много учебных, научных и исследовательских заведений, что также помогает значительно улучшить боеготовность.

Органы управлений воинских соединений и частей, гарнизонов

Военный округ

Уровни военного управления

Вопрос 8. Военно-административное деление РФ. Военный округ. Территориальные органы военного управления

1. Минобороны России осуществляет свою деятельность:

ü непосредственно;

ü через органы управления на местах:

· командование военных округов;

· командование воинских частей и соединений;

· военные комиссариаты.

Деление территории России на военные округа, каждый из которых охватывает несколько субъектов РФ, а военных округов – на более мелкие военно-административные единицы, называется военно-административным делением РФ.

Военно-административное деление РФ полностью не совпадает с административно-территориальным делением РФ, хотя и учитывает последнее.

2. Военный округ Вооруженных Сил РФ является основной военно-административной единицей РФ, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил и предназначен для осуществления мероприятий по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности территории в установленных границах ответственности.

В состав военного округа как объединения Вооруженных Сил входят:

ü органы военного управления;

ü объединения, соединения, воинские части;

ü организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории.

Управление военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, возглавляющий управление военного округа (оперативно-стратегическое командование).

Управление военного округа организует и обеспечивает решение возложенных на военный округ задач во взаимодействии с главным командованием видов и командованиями родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны РФ и тылом Вооруженных Сил РФ.

В Российской Федерации создано 6 военных округов:

ü Ленинградский;

ü Московский;

ü Северо-Кавказский;

ü Приволжско-Уральский;

ü Сибирский;

ü Дальневосточный.

3. Органы управлений воинских соединений и частей предназначены для осуществления непосредственного и повседневного управления воинскими частями и подразделениями, входящими в их организационно-штатную структуру.

Органы управления воинских соединений и частей состоят:

ü из управления соединения (части);

ü штаба соединения (части);

ü подразделений обеспечения штаба.

В каждом гарнизоне назначаются начальник гарнизона (приказом командующего войсками военного округа), его заместители, военный комендант и другие должностные лица для:


ü поддержания в гарнизоне воинской дисциплины;

ü организации гарнизонной и караульной службы;

ü организации и проведения мероприятий территориальной обороны во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями;

ü выполнения мобилизационных мероприятий гарнизона;

ü обеспечения необходимых условий для повседневной жизни и подготовки войск;

ü организации противопожарной защиты;

ü проведения гарнизонных мероприятий с привлечением войск.

4. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах (иных административно-территориальных единицах), городах (без районного деления) и входят в состав военных округов.

Военные комиссариаты предназначены для решения вопросов в области обороны РФ путем подготовки людских и хозяйственных ресурсов для призыва и направления (постановки) в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.