Первые публичные музеи в России. Справка

Самым древним музеем Москвы, является Оружейная палата Московского кремля. Ее первая общедоступная экспозиция открылась в 1816 г. Статус музея Оружейная палата получила при императоре Александре I в 1806 г.

Формирование коллекции музея Оружейной палаты происходило в течение нескольких веков. Ее основу составили сокровища, хранившиеся со времени Ивана III в каменном здании и погребах Казенного двора, расположенное между Благовещенским и Архангельским соборами Московского кремля. Здесь хранили подотчетные им сокровища сразу несколько ведомств: приказ Большой Казны, ведавший государевой сокровищницей и финансами, Оружейный приказ, занимавшийся изготовлением оружия, Конюшенный приказ, ведавший царскими экипажами и Мастерские государя и царицы, изготавливавшие ценные вещи для царского обихода.

Казенный двор в кремле (см. здание с зеленой шатровой крышей между соборами)

Из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича".

Миниатюра 1672-73 гг. Фрагмент

Каждое ведомство хранило свою казну в отельных палатах. Палата Оружейного приказа называлась Оружейной, а мастерских - Мастерской палатой. Петр I объединил все эти ведомства в одно, дав ему название Мастерских и Оружейной палаты, и создал для него особое присутствие, подчиненное Сенату.


Перенос столицы в Петербург привел ухудшению условий сохранности коллекции Мастерских и Оружейной палаты. В 1737 г. Казенный двор сгорел, часть ценных предметов погибла, то, что осталось было перенесено в Теремной дворец Московского кремля.

При императоре Александре I с целью сбережения собранных сокровищ было решено провести ревизию ценностей и создать надлежащие условия для их хранения и экспонирования публике. С этой целью 10 марта 1806 г. Александром I был издан специальный указ “О правилах управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей ”, в соответствии с которым палата (далее будем называть ее просто Оружейной) фактически получила статус музейного учреждения.

Согласно указу запрещалось без специального разрешения императора продавать экспонаты Оружейной палаты. Создавался штат сотрудников для описания и хранения коллекции, а также ответственных за розыск и возврат выданных ранее "достопамятностей".

Из числа историков, коллекционеров и знатоков старины, были назначены почетные члены, среди которых были Н.И.Карамзин, А.И.Мусин-Пушкин, А.Н.Оленин и др. В 1807 г. одним из почетных членов музея, А.Ф. Малиновским, был составлен первый каталог экспонатов - “Историческое описание древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающейся" .

Возглавил Оружейную палату начальник экспедиции кремлевских строений (заведующий ремонтом и строительством дворцовых зданий) тайный советник Петр Степанович Валуев. В 1806 г. под его руководством, по проекту архитектора И.В. Еготова, на месте бывшего дворца Бориса Годунова, началось строительство двухэтажного музейного здания. Строительство в основном завершилось к 1810 г. В 1812 г. производились отделочные работы, а экспонаты готовились к размещению в новом зданию и открытии экспозиции. Но эти приготовления были прерваны начавшейся Отечественной войной.

В годы Отечественной войны 1812 г. важнейшей задачей для сотрудников Оружейной палаты стало спасение коллекции ввиду вступления войск Наполеона в Москву. Экспонаты удалось упаковать и скрытно вывезти в Нижний Новгород. В 1813 г. они без потерь были возвращены в Москву. Хотя многие требовали реставрации, просушки и очистки. Что заняло определенное время.
Первая экспозиция Оружейной палаты была открыта для посетителей в 1816 г. Главой музея тогда уже был Николай Борисович Юсупов, член Государственного совета, известный знаток древностей и коллекционер, возглавивший Оружейную палату в 1814 г. после смерти П.С. Валуева. Основная экспозиция располагалась на втором этаже, в помещениях с высокими залами. Здесь находились, в том числе, шапка Мономаха и другие царские регалии, с которых рекомендовалось начинать просмотр. Первый низкий этаж занимали парадный проход к выставке и архивы.

Первоначально допуск к экспозиции не был ограничен. Но с ростом интереса к Оружейной палате, с увеличением количества посетителей, возникла угроза сохранности экспонатов. В 1820 г. Н.Б. Юсупов вынужден был ограничить посещения, они стали проводиться по билетам два раза в неделю.

Вскоре стало ясно, что первоначальное здание музея было не вполне пригодно для хранения коллекции. Из опасения возможных пожаров, здание не отапливалось и было сырым. В связи с этим в 1844-1851 г. для Оружейной палаты было решено построить новое, более приспособленное для музея здание. Автором проекта стал архитектор Константин Тон, спроектировавший и Большой кремлевский дворец. В этом здании коллекция находится до сих пор.

Старое здание Оружейной палаты после перестройки в 1852-1855 г. стало казармой, лишилось купола и внешнего декора. В советское время оно использовалось как общежитие латышских стрелков, сотрудников Совета Народных Комисаров (правительства СССР), предоставляя квартиры ответственным работникам.
В 1959 г. под предлогом освобождения пространства для строительства Дворца съездов здание было снесено.

Культура

Пока не будет изобретена машина времени, чтобы отправляться в прошлое, единственный способ "путешествовать во времени" – это сходить в старинный музей. Конечно, чтение книг – тоже неплохой способ "перенестись в прошлое", но ничто не сравнится с тем, чтобы своими глазами увидеть вещи, которые чудесным образом дошли до нас из глубин древности.

Если вы хотите совершить незабываемое путешествие в прошлое, вам обязательно следует отправиться в музей. Помимо археологических артефактов, эти места также познакомят вас с художниками, которые оказали огромное влияние на мировую культуру.

Начиная от картин и скульптур и заканчивая другими вдохновляющими вещами, все, что вы увидите и узнаете в этих музеях, может стать альтернативой того, что вы сможете выучить за один семестр учебы на историческом факультете.


1) Капитолийские музеи, Рим, Италия


Этот музейный комплекс включает несколько музеев искусства и археологии. Первый шаг для создания этого музея был сделан в 1471 году, когда Папа Римский Сикст IV подарил городу Риму коллекцию античной бронзы. Артефакты были помещены на холме Капитолий в Риме. В 1536 году Микеланджело Буонарроти спроектировал комплекс с тремя дворцами и площадью между ними. Теперь в этих дворцах расположены музеи, коллекции которых собирались в течение 400 лет! Если вы посетите Капитолийские музеи, вы сможете восхититься искусством Средневековья и Возрождения, увидеть уникальные древнеримские статуи, монеты, украшения и многое другое.

2) Музеи Ватикана, Ватикан


В Ватикане имеется большой комплекс музеев, известный под названием музеи Ватикана. Первый музей этого комплекса появился в начале 16-го века. Первый экспонат для него был приобретен папой Юлием II в 1506 году. Первоначальная коллекция экспонатов музея расположилась в Апартаментах Борджиа. Через некоторое время было приказано построить здание исключительно для того, чтобы расположить в нем музей. Сегодня музеи Ватикана включают большую группу музеев, среди которых Музей античной скульптуры, старинная библиотека, Музей искусства, Музей истории Ватикана и многие другие.

3) Кабинет Амербаха, Базель, Швейцария


Вначале эта была коллекция интересных экспонатов, которые приобрел город Базель, Швейцария, в 1661 году. Через десять лет коллекцию могла увидеть публика. Событие ознаменовало собой открытие первого до сих пор существующего публичного музея в мире. В настоящий момент коллекция музея является частью богатого исторического и культурного наследия города Базель. Это место является своеобразной Меккой для тех, кто желает заглянуть в прошлое, увидеть любопытные артефакты и произведения искусства.

4) Королевская оружейная палата, Лондон, Великобритания


Это самый старый музей Великобритании и один из старейших в мире. В музее собрана самая крупная коллекция оружия и доспехов в мире. Впервые для публики музей был открыт в 1660 году, хотя коллекция уже начала собираться до этого, но ее экспонаты могли увидеть только высокопоставленные гости короля. Среди выдающихся коллекций музея – Коллекция огнестрельного оружия, Коллекция артиллерии, Национальная коллекция оружия и доспехов и другие.

5) Музей изобразительных искусств и археологии, город Безансон, Франция


Этот музей считается старейшим музеем Франции. Он открылся в 1694 году и сегодня заменит во всем мире благодаря своей огромной коллекции картин, артефактов, мебели и так далее. В музее можно увидеть даже несколько египетских мумий, произведения искусства знаменитых итальянских, французских и испанских художников и более 5500 французских шкафов разных европейских школ.

6) Эшмоловский музей искусства и археологии, Оксфорд, Великобритания


Расположенный в английском городе Оксфорд, этот музей является самым старым университетским музеем в мире. В 1677 году он получил свою первую коллекцию редких экспонатов от Элиаса Эшмола. Через год началось строительство здания для этого музея, которое было завершено в 1683 году. Сегодня музей содержит дорогую коллекцию предметов, имеющих художественное и археологическое значение. Среди ценных экспонатов вы можете найти библейские манускрипты, картины Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, акварели Тернера, парадный костюм Лоуренса Аравийского и многое другое.

7) Британский музей, Лондон, Великобритания


Основанный еще в 1753 году, Британский музей является одним из самых старых музеев в мире, имеет самую дорогостоящую коллекцию экспонатов со всего света. В очень красивом здании музея хранятся коллекции экспонатов, состоящие из 7 миллионов предметов. Среди многочисленных отделов музея имеются следующие: отдел Древнего Египта и Судана, отдел греческой и римской античности, отдел Среднего Востока, отдел оттисков и картин, отдел Азии, отдел Африки, Океании и Америки, отдел монет и медалей, отдел Европы и доисторической эпохи, отдел научных исследований, библиотеки и архивы.

8) Галерея Уффици, Флоренция, Италия


Этот итальянский музей является не только одним из самых старых музеев мира, но и одним из самых знаменитых. Знаменит он, конечно, своими коллекциями, а также зданием, где они размещены. Главный внутренний двор музея - длинный и узкий, а в конце упирается в реку Арно. В те времена, когда было построено здание (строительство было закончено в 1581 году), конструкция такого двора была довольно уникальной. Историки архитектуры считают, что этот двор явился первым городским пейзажем Европы. Самыми известными в коллекции Уффици являются полотна Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело, Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, Фра Филиппо Липпи и Караваджо.

9) Бельведер, Вена, Австрия


Экспонаты этого музея стали собираться императорской семьей в Вене. Владельцем этого дворцового комплекса, который был построен в качестве летней резиденции, стал принц Евгений Савойский. После смерти принца тут был основан и открыт для публики музей. Первыми экспонатами музея был картины, принадлежащие Гамбургской династии. Императорская картинная галерея чуть раньше была открыта в другом месте, но позже была перевезена в Бельведер. Это произошло в 1776 году. Через пять лет галерея была открыта для посещений.

10) Лувр, Франция, Париж


Пожалуй, самым знаменитым музеем мира является Лувр, который еще и один из самых крупных на свете, а также один из старейших. Когда-то, а именно в конце 12-го века, здание Лувра было крепостью. Только после Французской Революции в здании обосновался музей. Официально он был открыт 10 августа 1793 года и включал 537 картин. Большинство из этих произведений искусства ранее принадлежали церкви по всей стране. Сегодня в музее более 35 тысяч экспонатов, включая одни из самых знаменитых, среди которых Мона Лиза Леонардо да Винчи, статуя Венеры Милосской, работы Рембрандта и Тициана и многие другие шедевры.

Первый русский публичный музей - Кунсткамера (ныне Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого) - был открыт в Петербурге в 1719 году в Кикиных палатах - доме опального боярина Александра Кикина, неподалеку от Смольного Собора.

Основу собрания составили личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии. Основным источником поступления новых коллекций были знаменитые "академические экспедиции" первой половины XVIII века и покупка по распоряжению Петра I "редкостей" в различных странах Европы. В первые годы в Кунсткамере имелись и "живые" экспонаты - монстры, карлики, великаны.

Согласно указу Петра I музей был бесплатным для посетителей . Петр считал, что "надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать". На специально выделенные царем средства в Кунсткамере предлагали посетителям "кофе и цукерброды", закуски и венгерское вино. Посетителей встречали "суббиблиотекарь" или другие служители, которые водили по всем комнатам и показывали редкости с кратким объяснением.

С 1721 года собрание Кунсткамеры пополнилось картинами.

С 1724 года в Санкт-Петербурге была создана Академия наук, и Кунсткамера превратилась в научное учреждение. В 1718-1734 годах для Кунсткамеры было построено новое здание, куда в 1728 году была перенесена часть коллекций.

В 1820-1830-е годы на базе Кунсткамеры были созданы академические музеи: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабинет Петра I. Они располагались в двух соседних зданиях на набережной Невы, в том числе Этнографический, Азиатский, Египетский музеи и Кабинет Петра I - в здании Кунсткамеры.

В 1703 году по приказу Петра I был основан Цейхгауз - место хранения "достопамятных и курьезных" артиллерийских орудий, который в 1756 году был преобразован в Достопамятный зал (ныне Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи). Согласно специальному указу в Цейхгауз со всей России доставлялись наиболее ценные и интересные экземпляры артиллерийских орудий, а позже и других видов вооружения, униформы, знамен.

Музейная жизнь собрания началась в 1868 году , когда часть здания Кронверка в нижнем и антресольном этажах восточного крыла была отведена для размещения военно-исторических коллекций.

В 1709 году Петром I была создана "Модель-камора" при Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге - хранилище кораблестроительных моделей и чертежей, собрания которой позже были переданы в Морской музей, открывшийся в 1805 году (ныне - Центральный военно-морской музей). В экспозиции и собрании музея представлена вся история Российского флота. В 1908 году музею было присвоено имя его основателя - императора Петра Великого. Первоначально музей располагался в здании Главного Адмиралтейства, а в 1939 году он переехал в здание бывшей Фондовой биржи.

В 1773 году был образован Горный музей при Горном корпусе в Санкт-Петербурге - хранитель уникальных коллекций минералов, руд, горных пород, палеонтологических остатков, собраний моделей и макетов по истории горной и горнозаводской техники, холодного оружия, изделий камнерезного и ювелирного искусства.

В 1791 году был создан Кабинет натуральной истории при Московском университете (ныне Зоологический музей Московского университета), все собрания которого, кроме части кораллов и раковин моллюсков, погибли в московском пожаре 1812 года. В настоящее время его научные фонды включают более 4,5 миллиона единиц - обширные коллекции жуков, млекопитающих и птиц.

В 1806 году указом императора Александра I в публичный музей была преобразована Оружейная палата - один самых ранних художественных и исторических музеев России. Оружейная палата, как хранилище наследственных сокровищ царского двора, упоминается со второй половины XVI века. Здесь были собраны регалии, оружие, предметы дворцового обихода, подарки иностранных послов. 1726 году Оружейная палата была объединена с Казенным двором и Конюшенной казной, Мастерской и другими палатами и стала называться Мастерской и Оружейной палатой.

Еще в 1718 году Петр I повелел устроить в Мастерской палате показ царских одежд и других реликвий , но из-за пожара (1737) собрание перевели в пустующие помещения Кремля.

После преобразования Оружейной палаты в публичный музей, в 1806-1809 годах на Сенатской площади в Кремле для нее было построено первое в Москве специальное музейное здание по проекту архитектора Еготова. Во время войны с Наполеоном коллекцию вывезли в Нижний Новгород. Летом 1813 года экспонаты были благополучно возвращены в Москву. Первая экспозиция музея была открыта в 1814 году, когда его возглавил один из известнейших и влиятельнейших вельмож своего времени князь Николай Юсупов.

В 1851 году по проекту архитектора Константина Тона было построено новое здание Оружейной палаты, в котором она размещается до сих пор.

В 1831 году во дворце Николая Румянцева, согласно его завещанию, на Английской набережной в Санкт-Петербурге открылся общедоступный музей (Румянцевский музей), где были представлены коллекции исторических и художественных ценностей канцлера: рукописные и печатные книги ХII-ХIХ веков, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и нумизматики, а также минералы и археологическое и этнографическое собрание. По понедельникам музей был открыт для всех, в остальные дни - для ученых.

В 1861 году Румянцевский музей переехал из Санкт-Петербурга в Москву в Дом Пашкова. В Москве в музее было организовано "отделение изящных искусств", начало которому положил дар Александра II - картина Александра Иванова "Явление Христа народу". В 1862 году из Эрмитажа в Румянцевский музей поступила 201 картина, затем влились другие собрания. К 1867 году "отделение изящных искусств" состояло из картинной галереи, кабинета гравюр, кабинета древностей и отделения скульптуры.

После реорганизации 1924 года на базе книжной части собрания была сформирована Библиотека имени В.И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), остальные коллекции разошлись по разным музеям и архивам страны. После ликвидации музея фонды были распределены между Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Музеем народов СССР (впоследствии - Ленинградским этнографическим музеем).

В 1852 году раскрыл свои двери для публики Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, основанный в 1764 году как частное собрание Екатерины II.

Начало коллекции музея положила Екатерина II приобретением 255 картин мировых мастеров . Большая часть работ размещалась в обособленных помещениях Зимнего дворца, которым дали французское наименование "Эрмитаж" - определение уединения. Впоследствии Екатерина, а в дальнейшем и другие правители продолжили приобретение работ известных мастеров.

В 1839-1852 годах по распоряжению Николая I был построен Новый Эрмитаж - первое здание в России, созданное специально для музея.
Ныне коллекции Эрмитажа расположены в Зимнем дворце (1754-1762), Малом Эрмитаже (1764-1767), Старом Эрмитаже (1771-1787), Эрмитажном театре (1783-1787) и Новом Эрмитаже, а также в Меньшиковском дворце и здании Главного штаба.

Государственный Эрмитаж обладает более 2,7 миллиона экспонатов и отображает искусство и артефакты из разных стран мира и всей истории - от Древнего Египта до начала XX века в Европе. Здесь можно увидеть бесценные произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, уникальные коллекции Рембрандта и Рубенса, работы Ренуара, Сезанна, Мане, Моне и Писарро, полотна Ван Гога, Матисса, Гогена и скульптуры Родена.

С конца XVIII века в губернских городах стали появляться краеведческие музеи - в Иркутске (1783, ныне Иркутский областной краеведческий музей), Оренбурге (1831, ныне Оренбургский областной краеведческий музей), Астрахани (1836, ныне Астраханский краеведческий музей) и других городах России.

В 1834 году в Екатеринбурге по инициативе Горного общества был создан первый в России публичный Геологический музей . Его устроители стремились показать геологическую уникальность Уральских гор и тем самым способствовать развитию горной промышленности в России. Новый музей сразу вызвал большой интерес, как у специалистов, так и у простых посетителей и уже к концу 1836 года стал одним из крупнейших минералогических собраний мира.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.

Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве.

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями. Музееведение. Музеи мира / Сб. науч. трудов. - М., 1991. - с. 65

В XV веке музеи возникали в связи с великими географическими открытиями, с развитием науки и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты.

Первые музеи в России появились в эпоху Петра I (1696-1725). Император основал знаменитую "Кунсткамеру" в Петербурге. Ее отличие обозначилось сразу - ориентация на западную культуру.

Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев.

Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых разнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших деревеньках.

Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.

Каждый экспонат музея имеет свою "легенду", которая отражается в карточке научного описания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание в коллекциях, на выставках, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления.

Обращение к русской музейной практике позволяет понять, как складывалось отношение к особо ценным объектам культурного наследия, так как история музейного дела - это история осознания факта принадлежности культурного наследия данному обществу.

В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно выделить несколько исторических этапов. Первый из них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В XIV-XV вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми. Овсянникова С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы второй половины XIX-начала ХХ века (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) // Вопросы истории музейного дела в СССР. - М., 1962. - С.7

На следующем этапе возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство создавали или материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей.

Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному наследию, начался в России (как и в Европе) в XIX в. под влиянием Великой Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование.

В России это проявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитием экономики, углублением процесса национального самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия культурного наследия на все более широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более широкого и глубокого понимания культурного наследия. Деятельность П.М.Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н.М.Мартьянова, В.И.Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев позволяет говорить о широком размахе и действенности их усилий. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб.: ООО Издательство Петрополис, 2001. - с. 106

Осознание того, что памятники искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояние всего народа, требуют государственной заботы и охраны, произошло в России примерно в начале XX в. Это положение относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, в особенности к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища изначально являлись собственностью царской фамилии. Но и по отношению к другим музеям государство проводило политику протекционизма, выделяло им материальные средства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме. Утвердившиеся к этому времени критерии оценки музейных коллекций (научная значимость, ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальной принадлежности, возможности использовать в просветительных целях, идеологическое воздействие на посетителя и пр.) определялись путем экспертных оценок специалистов, работавших в музейном деле.

Первыми московскими учреждениями музейного характера, хранившими в основном реликвии и раритеты, считаются ризницы монастырей и церквей и Оружейная палата, которая уже в XVII в. имела своего рода экспозиционный зал.

С XVIII в. получили распространение частные коллекции («музеум трёх царств природы» П.Г. Демидова, Русский музей П.Ф. Карабанова, собрания А.И. Мусина-Пушкина, Ф.А. Толстого, М.П. Погодина и др.) и «натуральные кабинеты» учебных заведений (первые в Московском университете: Минеральный кабинет, 1759; Кабинет натуральной истории, ставший затем Зоологическим музеем, 1791).

В 30--50-х гг. XIX в. появились первые проекты общедоступных музеев (З.А. Волконской, А.А. Добровольского, Е.Д. Тюрина), многие музеи приобрели статус публичных (Оружейная палата -- в 1858). В 1862 г. из Петербурга переведен публичный Румянцевский музей (был размещён в доме Пашкова)

Во 2 половине XIX века в Москве проходит ряд всероссийских выставок, экспонаты которых послужили основой для создания ряда музеев: Политехнического и Исторического музеев (Политехническая выставка, 1872), Музея антропологии Московского университета (Антропологическая выставка, 1879), Торгово-промышленного музея кустарных изделий (Художественно-промышленная выставка, 1882; ныне Музей народного искусства).

Многие владельцы передавали свои коллекции публичным музеям (П.И. Щукин в 1905 -- в Исторический музей), городу (П.М. Третьяков, положивший начало Третьяковской галерее, в 1892; И.Е. Цветков в 1909)

К 1914 в Москве было свыше 40 музеев. Многие из них вели значительную научную и просветительскую деятельность, организовывали передвижные выставки, народные чтения, публичные лекции, литературные и музыкальные вечера. Некоторые музеи были бесплатными для отдельных категорий посетителей (Третьяковская галерея -- для всех).

Музей - институт социальной памяти, предназначенный для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. На определенном этапе развития общество осознает какой-либо предмет как ценность, которую необходимо изъять из повседневного обихода, которой перестать пользоваться, чтобы сохранять ее и передавать из поколения в поколение. Именно для изучения и предъявления таких предметов общество и создало особый социальный институт - музей.

1. Когда и зачем появились музеи

У многих музей ассоциируется с древними временами. Поэтому кажется, что и сам по себе музей - нечто древнее, пришедшее из глубины времен. На самом деле музей в нынешнем виде возник на рубеже XVIII–XIX веков, то есть не так давно, около двухсот лет назад. Предыстория музеев связана с коллекционированием (первые известные нам коллекции появились еще в античности: у человека всегда была страсть к собирательству). С эпохи Возрождения люди стали предъявлять такие коллекции другим людям, это и были своеобразные «протомузеи». В XVII веке стали возникать так называемые кабинеты древностей, древнехранилища. Но наиболее распространенным является термин «кунсткамера». Кунсткамера - это уже почти музей. Но у кунсткамеры есть одно существенное отличие от музея в современном понимании, поскольку она собрание «диковин», которые представлены несистематически. Там нет того, что мы сейчас называем экспозицией - смысловой последовательности расположения предметов. Посетитель должен их рассматривать, разбираться, проявлять при этом особое качество, которое по-английски называется словом «curiosity» - любознательность. Еще одно значение этого слова - «чудачество». Интересно, что именно это значение сохранилось в современном русском языке: «курьезный» - это чудаковатый, странный, несерьезный. Кунсткамеры и делались для таких и чудаковатых, и любознательных людей. Затем наступила эпоха Просвещения, и музеи начали создавать свои собрания по некоторым систематическим основаниям

2. Отличие современных музеев от их предшественников

В наши дни в основе многих старых музеев лежит модель просветительского музея. Например, в Вене есть Естественно-научный музей. В нем на каждой витрине стоит бронзовая табличка, на которой по-немецки написано «Systematisch». Это классический просветительский музей, где все разложено по полкам, ящиками, отделам. Этот естественно-научный музей устроен, как линнеевская таблица. А исторический музей просветительского типа устроен, как учебник истории, - от древнейших времен до наших дней. В наиболее чистом виде просветительская модель музея реализовалась в Германии, а оттуда разошлась по всему миру. Современные российские музеи в большинстве своем до сих пор несут в себе черты этой модели. В Государственном историческом музее, например, экспозиция построена по хронологическому принципу. В Третьяковской галерее и Русском музее - по историко-монографическому принципу: там одновременно и по хронологии, и по именам художников.

3. Гедонистические музеи

Такой систематический подход к музею просуществовал много лет. Но была и другая линия в развитии музейного дела, хотя раньше не очень популярная. Это так называемый «гедонистический музей», ориентированный в первую очередь на приятное времяпрепровождение, получение удовольствия, а не на передачу знаний. Сегодня некоторые музеи, в первую очередь художественные, начинают эволюционировать в сторону гедонистического музея.

В качестве одного из наиболее чистых примеров такого рода можно назвать Insel Hombroich, современный художественный музей, который находится в местечке Хомбройх под Дюссельдорфом. Музей был основан частным лицом, бизнесменом. Этот человек, заработав большой капитал как риэлтор, прекратил свою деятельность и вложил все деньги в создание прекрасного музея. Он купил участок земли и объявил его островом, назвав его Insel Hombroich («Остров Хомбройх»). На этой сельскохозяйственной пустоши он насадил сады, причем этим занимались ландшафтные архитекторы. Все это очень красиво, продуманно, там поставлены специальные павильоны, построены, кстати сказать, из старого голландского кирпича от разобранных построек - это очень экологичный проект. А внутри этих павильонов он разместил огромную художественную коллекцию. И при этом диапазон коллекции - от работ современников основателя до офортов Рембрандта, от мобилей Колдера до кхмерской скульптуры. Все эти предметы были представлены вперемешку, и при этом в экспозиции нет ни одной этикетки. Смысл состоит в том, что человек приходит в музей не за знаниями, а за удовольствием: послушать журчание ручейка, посмотреть на прекрасные произведения искусства и получить от всего этого эстетическое наслаждение.

4. Интерактивность современных музеев

Перемены стали происходить также с естественно-научными и научно-техническими музеями. Дидактическая система просветительского музея плохо работает применительно к современному посетителю. Сегодняшнего посетителя можно охарактеризовать известной китайской поговоркой: «Расскажите - и я забуду, покажите - и я запомню, дайте мне сделать - и я пойму». Поэтому в музеях все чаще используются элементы интерактивности. В музеях исторической реконструкции посетителям дают возможность пожить в пещере, как первобытным людям, или выковать гвоздь в кузнице. Понимание и запоминание происходит через непосредственное участие. Элементы интерактивности сегодня есть даже в художественных музеях. «Даже» - поскольку искусство наиболее сложно для таких активных интерпретационных техник. Ведь произведения искусства, как правило, нельзя трогать.

Так, например, в музее Виктории и Альберта в Лондоне есть так называемая Английская галерея. Там в отделе XVIII века висит портрет, на котором дама в соответствующем наряде стоит рядом с сервизом. В этом же зале стоит в натуре такой же сервиз, в витрине висит такое же платье. А рядом с сервизом лежит бой фарфора, который можно трогать руками. Висит копия этого платья, ее может надеть любая посетительница и сфотографироваться. Это примеры интерактивности в художественном музее.

5. Связь уровня культуры общества и музеев

Напомню, что музей - это специальное место, которое хранит объекты, изъятые из повседневного обихода. Поэтому музей является очень точным «термометром» состояния культуры общества и культурного здоровья: чем выше культура, тем больший круг объектов оно осознает как ценности, которые нужно уже не использовать по первоначальному назначению, а сохранять. Сейчас в нашей стране музеи пополняются очень медленно и плохо, что показывает не очень хорошее состояние культуры. Еще страшнее процесс демузеефикации, когда из музея извлекают экспонаты и опять начинают их использовать по первоначальному назначению. В основном это относится к памятникам древнерусского искусства, к иконописи. Это говорит о том, что наше общество в культурном плане деградирует.