Готовая учетная политика - образец для организации. Готовая учетная политика - образец для организации Учетная политика организации на г

Учетная политика НКО на 2019 год - образец для религиозной НКО можно скачать на нашем сайте - документ, устанавливающий правила и порядок бухучета в НКО. Несмотря на то что деятельность НКО не связана с извлечением прибыли, от обязанности вести бухучет и представлять отчетность они не освобождаются. Подробнее об этом - в статье.

Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2019 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008 , утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.

  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации).
  • Рабочий план счетов , т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2019 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать .

  • Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.
  • Порядок проведения контрольных мероприятий (например, инвентаризаций).
  • Прочие решения, необходимые для сбора, учета и контроля информации, а также для представления отчетности.

Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ

Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2019 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.

В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.

С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2019 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2020. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2019 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2020 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменены (дополнены):

  • Пункт 45 — указанием на применение обновленных форм бухгалтеской отчетности за 2019 год и использование контрольных соотношений от ФНС .
  • Пункт 48 — в него введено указание на утверждение обязательных требований к составлению первичных учетных документов. Напомним, с 09.06.2019 главбуха нельзя оштрафовать за ошибки, допущенные в учете по вине третьих лиц, в том числе из-за неправильного составления ими первичных документов. А с 26.07.2019 в закон "О бухучете" введено указание на обязательное соблюдение требований главбуха (иного лица, ответственного за бухучет) по оформлению первички всеми сотрудниками организации. В этой связи рекомендуется составить такие письменные требования в качестве приложения к учетной политике и ознакомить с ними всех сотрудников, причастных к работе с документацией, под роспись.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

В 2014 году было принято несколько Федеральных законов, внесших поправки в 25 главу НК РФ. О наиболее важных из них, вступивших в силу с 1 января 2015 года, мы расскажем в нашей статье.

Федеральный Закон N 81-ФЗ от 20.04.2014г.:

Понятие исключено из главы 25 НК РФ

Основное изменение - с 2015 года из НК РФ исключено понятие «суммовые разницы». Поправки внесены в соответствующие пункты статей 250, 265, 271 и 272 НК РФ.

Указанные нововведения касаются многих налогоплательщиков. Особенно в нынешних условиях нестабильности курса рубля, когда растет количество договоров, где цена установлена в валюте и условных единицах, а расчеты проводятся в рублях по соответствующему курсу.

Разницы от переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, в налоговом и бухгалтерском учете независимо от валюты платежа теперь будут называться курсовыми и отражаться также, как отражаются курсовые разницы в бухучете (ПБУ 3/2006).

Напомним, что сейчас (в 2014 году) в налоговом учете есть два понятия: курсовые и суммовые разницы.

Первые возникают при расчетах за товары (работы, услуги) в иностранной валюте (как правило, по внешнеэкономическим сделкам) и переоценке ценностей на валютных счетах. Порядок признания курсовых разниц в качестве доходов и расходов в 2015 году в целом останется прежним (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ). Сдвигается лишь дата признания дохода (расхода) от переоценки с конца отчетного периода на последний день каждого месяца.

Вторые (суммовые) возникают в случае, когда стоимость товаров (работ, услуг) по договору выражена в валюте или условных единицах, а расчеты производятся в рублях по соответствующему курсу (ЦБ РФ или установленному договором).

Даты признания доходов (расходов) в виде суммовых и курсовых разниц сейчас разные, отсюда и разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, влекущие необходимость применения ПБУ 18/02 и повышенную трудоемкость их отражения.

Напомним, что курсовые разницы возникают при переоценке обязательств (требований) на последний день каждого отчетного периода и дату расчетов (платежа). Суммовые - только на дату расчетов.

С 1 января 2015 года ВСЕ разницы, возникающие по договорам, выраженным в иностранной валюте, независимо от валюты расчетов по ним называются одинаково - курсовые, и моменты возникновения у них также уравнялись.

Если сейчас суммовые разницы возникают в налоговом учете только на дату платежа по договору, то с 2015 года они, называясь курсовыми, будут возникать и на конец каждого месяца, и на дату платежа.

Кроме того, полученные и выданные по таким договорам авансы не переоцениваются так же, как это происходит в бухгалтерском учете.

С изменением отражения разниц закономерно возникает вопрос: нужно ли налогоплательщику, имеющему договора в у.е. что-то делать на 1 января 2015 года?

Ничего делать не нужно, поскольку в статье 3 Закона № 81-ФЗ прямо указано, что доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 года, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в прежнем порядке. Соответственно внесенные поправки применяется только к сделкам, заключенным после 1 января 2015 года. Никаких изменений в налоговую учетную политику вносить не нужно.

Убыток от уступки права требования признается в расходах единовременно

С 2015 года вносятся изменения в статью 279 НК РФ. Убытки при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу, срок платежа по которому наступил, включаются во в полном объеме на дату уступки права требования, как и в бухучете. На сегодняшний момент такие убытки учитываются в расходах в два приема:

50 % включаются в расход на дату уступки права требования;

50 % - по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.

Метод списания МПЗ ЛИФО исключен из НК РФ

С 2008 года метод ЛИФО исключен из ПБУ 5/01 и не используется для списания МПЗ в бухучете. С 2015 года из пункта 8 статьи 254 НК РФ его также исключили. Это изменение является достаточно формальным, поскольку те организации, которые стремились минимизировать различия между налоговым и бухгалтерским учетом, метод ЛИФО давно не применяют.

Если же в 2014 году в налоговом учете организация применяла метод ЛИФО, до конца года ей нужно определиться, каким методом в дальнейшем она будет оценивать товары, сырье и материалы. Свой выбор следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения не позднее 31 декабря 2014 года. Очевидно, что для сближения учетов в них целесообразно установить одинаковые методы. Таких методов с 2015 года останется три: оценка по стоимости каждой единицы запасов, по средней стоимости и по методу ФИФО.

Малоценные МПЗ можно учитывать в расходах частями

Вносятся поправки в статью 254 НК РФ: налогоплательщики получат возможность частями списывать в расход стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, и другого малоценного имущества, не являющегося амортизируемым. Напомним, что амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей. Сейчас стоимость малоценного имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию.

С 2015 года при списании стоимости малоценного имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов с учетом срока использования данного имущества или иных экономически обоснованных показателей.

Поскольку законодатель предусмотрел право, а не обязанность на частичное списание МПЗ, этот момент является элементом налоговой учетной политики. И если организация захочет воспользоваться новым методом списания, в нее необходимо внести изменения.

Использование метода частичного списания стоимости МПЗ позволит вести налоговый учет аналогично порядку, установленному Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н). Соответственно разниц между бухгалтерским и налоговым учетом больше не возникнет.

Кроме того такое сближение учетов, уменьшит размер налоговых расходов текущего отчетного (налогового) периода и поможет организациям, которые не хотят по каким-то соображениям показывать в налоговой декларации по налогу на прибыль убыток или отсутствие прибыли, «размазать» стоимость малоценки по отчетным и налоговым периодам.

Приведем пример.

Организация приобрела 15 комплектов спецодежды стоимостью 30 тысяч рублей за единицу и сроком службы 3 года. Согласно пункту 26 Методических указаний в бухучете ее стоимость погашается линейным способом исходя из сроков ее полезного использования, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды.

Для целей налогообложения спецодежда не является амортизируемым имуществом, поскольку дешевле 40 000 рублей за единицу, и ее стоимость списывается в расход единовременно при вводе в эксплуатацию. Отсюда разницы между бухгалтерским и налоговым учетом и возможные убытки в налоговой декларации. С 2015 года организация вправе списывать спецодежду в целях налогообложения равномерно как в бухучете, закрепив это в учетной политике.

В большей степени указанное нововведение коснется организаций, закупающих спецсредства. Иные активы стоимостью до 40 000 руб. за единицу (недорогое оборудование, компьютерную технику и пр.) подавляющее большинство налогоплательщиков и так в обоих учетах списывают единовременно. Поэтому тут менять что-либо в учете не имеет смысла.

Стоимость безвозмездно полученного имущества признается в расходах

Следующая поправка касается отражения в налоговом учете безвозмездно полученных сырья и материалов.

С 2015 года указанные МПЗ получат налоговую стоимость.

Согласно действующему порядку организация, безвозмездно получившая имущество, включает его стоимость во внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). Однако в дальнейшем при продаже таких активов или списании в производство она не вправе признавать их стоимость в расходах. Исключение составляют активы, обнаруженные в ходе инвентаризации, а также материалы, полученные при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. Их стоимость можно включать в расходы в размере ранее признанного дохода.

Поправками в статью 254 НК РФ введены одинаковые принципы отражения безвозмездно полученных ТМЦ в расходах: рыночную стоимость безвозмездно полученных материалов организация вправе будет включить в материальные расходы на дату продажи или передачи в производство.

Указанные поправки, несомненно, порадуют налогоплательщиков, поскольку позволят избежать двойного налогообложения доходов при получении такого имущества и при его продаже.

Для применения новых правил вносить изменения в налоговую учетную политику не нужно.

Поскольку в бухучете стоимость бесплатно полученных активов отражается и в доходах, и в материальных затратах, постоянных разниц с налоговым учетом больше не будет.

Важно заметить, что внесенные поправки не затрагивают порядок налогового учета имущества, безвозмездно полученного от материнской или дочерней компании или учредителя-физлица с долей участия в уставном капитале более 50% (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также имущества, переданного участниками или акционерами организации для увеличения ее чистых активов (п. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При расчете налога на прибыль стоимость указанных активов во внереализационные доходы не включается, поэтому и в расходах эта стоимость не учитывается.

Федеральный Закон N 366-ФЗ от 24.11.2014г.

Увеличивается ставка с 9 до 13% при получении резидентами дивидендов

Изменения вносятся по налогу на прибыль в статью 284 НК РФ (при получении дивидендов российскими организациями), а также по НДФЛ в статью 210 НК РФ (при получении дивидендов физлицами резидентами РФ).

Повышенная ставка применяется к доходам, выплаченным учредителям, начиная с 1 января 2015 года. В том случае, если в течение 2014 года резидент получал промежуточные ежеквартальные дивиденды, они облагались налогом на прибыль и НДФЛ по ставке 9% (п. 5 ст. 286 НК РФ). А вот дивиденды, рассчитанные исходя из годовой прибыли и выплачиваемые в 2015 году, будут облагаться уже по ставке 13%.

Внимание! Несмотря на то, что дивидендные доходы с 2015 года облагаются по ставке 13%, никакие налоговые вычеты в их отношении не представляются.

Федеральный Закон N 382-ФЗ от 29.11.2014г.

Реконструируемое свыше 12 месяцев имущество, используемое в производственной деятельности, можно амортизировать

Дополнен пункт 3 статьи 256 НК РФ, где перечислено имущество, не подлежащее амортизации. До 2015 года из состава амортизируемого исключалось имущество, находящееся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. С 2015 года данная норма была уточнена. Теперь, если находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев продолжают использоваться в деятельности, направленной на получение дохода, они могут амортизироваться.

Компенсации при увольнении включаются в расход

Вносятся поправки в пункт 9 статьи 255 НК РФ.

С 2015 года в расходы по прибыли можно отнести любые компенсации, выплачиваемые работнику при увольнении. В частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Напомним, что ранее существовала неопределенность в отношении компенсации, выплачиваемой работнику при увольнении по соглашению сторон. Так, Минфин разрешал включать данные выплаты в расход (письмо от 09.10.2014г. N 03-03-06/1/50735). А вот из письма ФНС от 28.07.2014г. N ГД-4-3/14565 следовало, что для включения компенсации в расход необходимо, чтобы она носила производственный характер.

Внесенными поправками установлено, что компенсации при увольнении, закрепленные любыми договорами и соглашениями, содержащими нормы трудового права, можно включать в расход.

Новый вид резерва - по итогам работы за год

Дополнен пункт 24 статьи 255 НК РФ. С 2015 года налогоплательщики смогут формировать не только резервы на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, а также резерв по итогам работы за год (под годовую премию). Если организация намерена формировать данный резерв ей необходимо внести соответствующие положения в налоговую учетную политику.

Федеральный закон N 420-ФЗ от 28.12.2013г.

Изменен порядок учета процентов по займам

С 1 января 2015 г. поправками, внесенными в статью 269 НК РФ, отменяется нормирование расходов в виде процентов по долговым обязательствам. Теперь проценты по долговым обязательствам признаются доходом (расходом) в размере фактической ставки (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ).

Но по долговым обязательствам, возникшим в результате совершения контролируемых сделок, доходом (расходом) будет признаваться процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках. Исключением являются случаи, когда одной из сторон такой сделки является банк. В этом случае налогоплательщик вправе:

Признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, который установлен пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ;

Признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, который установлен пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ.

Если данные условия не соблюдаются, то доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках.

Поскольку в 2014 году проценты учитывались в расходах в ином порядке (статьей 269 НК РФ предусмотрено два метода их признания), организациям необходимо откорректировать учетную политику на 2015 год с учетом нововведений.

Отметим, что данные изменения не затронули порядок нормирования процентов по контролируемой задолженности, описанный в пункте 2 статьи 269 НК РФ.

Мы оказываем реальную помощь бизнесу: отвечаем на вопросы, проводим аудит, выявляем риски, даем профессиональные рекомендации.

Учетная политика ООО на УСН отличается от положений для других компаний тем, что им можно применять упрощенные правила учета. Поправки в законодательстве с 2015 года требуют внести изменения в учетную политику таких компаний. Мы составили образец учетной политики для ООО на УСН на 2015 год. Его можно скачать.

Учетная политика: бухгалтерский учет

Все акционерные общества потеряли право пользоваться льготой по бухгалтерскому учету - применять упрощенные способы (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ). Если компания ранее пользовалась этой льготой, потребуется переписать учетную политику на УСН на 2015 год .

Во-первых, акционерные общества не могут применять кассовый метод бухучета. Раньше они могли признавать выручку по мере поступления денег, а расходы по мере погашения долга. Теперь доходы и расходы не зависят от движения по счетам или в кассе. Во-вторых, теперь надо применять многие ПБУ. В частности, потребуется создавать резервы по отпускам, считать отложенные налоговые активы и обязательства и т.п. В-третьих, акционерным обществам теперь надо заполнять все формы бухгалтерской отчетности: баланс, отчет о финансовых результатах и приложения. Новые правила учета необходимо прописать в учетной политике организации.

Учетная политика: налоговый учет

Налоговая учетная политика тоже требует пересмотра учетной политики для ООО на УСН на 2015 год из-за поправок в НК РФ.

С 2015 года из кодекса исключен метод ЛИФО. Если компания списывала стоимость оплаченных материалов и товаров таким способом, в учетной политике теперь надо выбрать другой метод списания материалов . Их три - ФИФО, по средней или по стоимости единицы запасов.

Обратите внимание

Метод ФИФО выгодно применять, если закупочные цены снижаются. Но сейчас почти все цены растут, поэтому увеличить расходы позволят два других способа.
Списание материалов по средней стоимости удобно при большом ассортименте товаров. Плюс его в том, что компания спишет усредненную стоимость.
Метод списания материалов по единице запасов позволяет учесть товары по фактической цене закупки. Но его стоит применять, если компании могут отследить, из какой партии продают товары.

Компании на упрощенке, так же как и организации на общей системе, списывали проценты по кредитам с учетом норм. Теперь эти расходы можно учесть в полной сумме. Поэтому из учетной политики предприятия надо исключить норму о порядке их нормирования. Если такой пункт оставить, есть риск, что инспекторы потребуют списывать проценты в размере, определенном учетной политикой.

Посредникам, которые не платят НДС, надо вести журналы учета счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). С этого года регистр ежеквартально надо сдавать в инспекцию. Если компания получает счета-фактуры в одном периоде, а в бухгалтерию они поступают в другом, в учетной политике предприятия стоит прописать порядок регистрации документов в журнале: по дате поступления в компанию или по дате выставления в бухгалтерию.

Составить учетную политику на 2015 год поможет ваш электронный помощник "".

  • Скачать образец учетной политики на 2015 год УСН доходы >>

Образец приказа учетной политики для ООО на УСН на 2015 год

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 97
об утверждении учетной политики для ООО на УСН (доходы минус расходы)

г. Москва 30.12.2014

В целях организации должного учета для целей налогообложения

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить разработанную учетную политику для целей налогообложения согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Применять учетную политику для целей налогообложения в работе начиная с 1 января 2015 года.

3. Контроль за применением и исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.

Генеральный директор А.В. Львов

С приказом ознакомлен: А.С. Глебова

Приложение 1
к приказу от 30.12.2014 № 97

Учетная политика для ООО на УСН на 2015 год. Образец

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

2. Применять объект налогообложения в виде разницы между доходами и расходами организации.

Основание: статья 346.14 Налогового кодекса РФ.

3. Книгу учета доходов и расходов вести автоматизированно с использованием типовой версии «1С: Упрощенная система налогообложения».

Основание: статья 346.24 Налогового кодекса РФ, пункт 1.4 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

4. Записи в книге учета доходов и расходов осуществлять на основании первичных документов по каждой хозяйственной операции.

Основание: пункт 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н, часть 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Учет амортизируемого имущества

5. В целях исчисления единого налога основным средством признается имущество, используемое в качестве средств труда для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб. и сроком полезного использования более 12 месяцев.

Основание: пункт 4 статьи 346.16, пункт 1 статьи 257, пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

6. Для определения стоимости основного средства используются данные бухгалтерского учета
по счету 01 «Основные средства» о первоначальной стоимости объекта.

Основание: часть 1 статьи 2 и часть 1 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, подпункт 3 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

7. При условии оплаты первоначальная стоимость основного средства, а также расходы на его дооборудование (реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) отражаются в книге учета доходов и расходов равными долями начиная с квартала, в котором оплаченное основное средство было введено в эксплуатацию, и до конца года. При расчете доли стоимость частично оплаченных основных средств учитывается в размере частичной оплаты.

8. Доля стоимости основного средства (нематериального актива), приобретенного в период применения УСН, подлежащая признанию в отчетном периоде, определяется делением первоначальной стоимости на количество кварталов, оставшихся до конца года, включая квартал, в котором выполнены все условия по списанию стоимости объекта в расходы.

В случае если в эксплуатацию введено частично оплаченное основное средство, то доля его стоимости, признаваемая в текущем и оставшихся до конца года кварталах, определяется делением суммы частичной оплаты за квартал на количество кварталов, оставшихся до конца года, включая квартал, в котором осуществлена частичная оплата введенного в эксплуатацию объекта.

Основание: подпункт 3 пункта 3 статьи 346.16, подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Учет сырья и материалов

9. Стоимость материально-производственных запасов определяется исходя из цен их приобретения с учетом расходов на комиссионные вознаграждения посредникам, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходов на транспортировку, а также расходов на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам при приобретении материально-производственных запасов, отражаются в книге учета доходов и расходов отдельной строкой в момент признания сырья и материалов в составе затрат.

Основание: пункт 2 статьи 346.16, пункт 2 статьи 254, подпункт 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

10. Расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе затрат по мере оплаты. При этом материальные расходы корректируются на стоимость сырья и материалов, не использованных на нужды производства. Корректировка отражается отрицательной записью в книге учета доходов и расходов на последнюю дату квартала. Для определения суммы корректировки используется метод оценки материалов по стоимости единицы запасов.

Основание: подпункт 5 пункта 1 и абзац 2 пункта 2 статьи 346.16, подпункт 1 пункта 2 статьи 346.17, пункт 1 статьи 252, пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

11. Расходы на ГСМ в пределах нормативов учитываются в составе материальных расходов. Датой признания расходов считается дата оплаты ГСМ.

Основание: подпункт 5 пункта 1 статьи 346.16, пункт 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

12. Нормативы для признания расходов на ГСМ в составе затрат рассчитываются по мере осуществления поездок на основании путевых листов. Запись вносится в книгу учета доходов и расходов в размере сумм, не превышающих норматив.

Основание: пункт 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 30 января 2009 г. № 19-12/007413.

13. Запись в книге учета доходов и расходов о признании сырья и материалов в составе затрат осуществляется на основании платежного поручения (или иного документа, подтверждающего оплату материалов или расходов, связанных с их приобретением).

Основание: подпункт 1 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина
России от 18 января 2010 г. № 03-11-11/03.

Учет затрат

14. Сумма расходов (за исключением расходов на ГСМ), учитываемых при расчете единого налога в пределах нормативов, рассчитывается ежеквартально нарастающим итогом исходя из оплаченных расходов отчетного (налогового) периода. Запись о корректировке нормируемых затрат вносится в книгу учета доходов и расходов после соответствующего расчета в конце отчетного периода.

Основание: пункт 2 статьи 346.16, пункт 5 статьи 346.18, статья 346.19 Налогового
кодекса РФ.

15. Доходы и расходы от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, не учитываются.

Основание: пункт 5 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Учет убытков

16. Организация уменьшает налогооблагаемую базу за текущий год на всю сумму убытка за предшествующие 10 налоговых периодов. При этом убыток не переносится на ту часть прибыли текущего года, при которой сумма единого налога не превышает сумму минимального налога.

Основание: пункт 7 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 14 июля 2010 г. № ШС-37-3/6701.

17. Организация включает в расходы разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, рассчитанного в общем порядке. В том числе увеличивает сумму убытков, переносимых на будущее.

Основание: абзац 4 пункта 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

г. Москва 25.12.2014

об утверждении учетной политики на 2015 год

В связи с вступлением в силу Федерального закона -ФЗ «О бухгалтерском учете » и в целях обеспечения единых принципов организации бухгалтерского учета в обществе, а также руководствуясь Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 01.01.2001 N 106н и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету приказываю:

1. Утвердить новую редакцию Учетной политики для целей бухгалтерского учета, приведенную в Приложении N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить новую редакцию Учетной политики для целей налогового учета, приведенную в Приложении N 2 к настоящему Приказу.

3. Установить, что данные редакции Учетных политик для целей бухгалтерского и налогового учета применяются с 1 января 2015 г.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на себя.

Генеральный директор //

Приложение

к приказу УП-2015 от 25.12.14

ПОЛОЖЕНИЕ

об учетной политике

для целей бухгалтерского учета на 2015 год

Общие положения

1.1 Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 01.01.2001г. N 402-ФЗ с изменениями и дополнениями, Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н с изменениями и дополнениями, ПБУ, а также, исходя из других действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету и отчетности Российской Федерации.

1.2 В течение 2015 года бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с действующими Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.01.01 г. N 94н.

2.2 Оформление первичных учетных документов производится в соответствии с Унифицированными формами первичной учетной документации, утвержденными постановлениями Госкомстата РФ и Минфина РФ. При отсутствии соответствующих унифицированных форм применяются формы документов, содержащие обязательные реквизиты, указанные в п.2 ст. 9 Федерального закона « О бухгалтерском учете».

2.3 Данные, содержащаяся в принятых к учету первичных документах своевременно регистрируются и накапливается в регистрах бухгалтерского учета и ежеквартально переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Регистры бухгалтерского учета содержат обязательные реквизиты, предусмотренные п.4 ст.10 Федерального закона « О бухгалтерском учете».

2.4 Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

2.5 Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии со сроками, установленными номенклатурой дел, подлежащих сдаче в архив. Ответственность за обеспечение сохранности первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и своевременную передачу их в архив возлагается на руководителя предприятия.

Сроки хранения документов исчисляются с 1 января года, следующего за годом окончания оформления документов.

Все документы формируются в следующие папки:

· Кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера , ведомости на выплату зарплаты) со сроком хранения в течение 3 лет.

· Банковские документы (выписки банка с приложениями по каждому расчетному (валютному) банковскому счету) со сроком хранения в течение 3 лет.

· Авансовые отчеты со сроком хранения в течение 3 лет.

· Ценные бумаги (договора купли-продажи ценных бумаг , включая все дополнения и приложения к ним, акты приема передачи, выписки из депозитарного учета) со сроком хранения в течение 3 лет.

2.7 Порядок проведения инвентаризации. Инвентаризация активов и финансовых обязательств производится в соответствии с порядком, закрепленном в Законе о бухгалтерском учете, а также в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом МФ РФ.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности установить сроки проведения инвентаризации:

· расчетов с дебиторами и кредиторами - перед сдачей годовой отчетности по состоянию на 31 декабря отчетного года;

· объектов основных средств, материальных ценностей, капитальных вложений , товаров - перед сдачей годовой отчетности по состоянию на 31 декабря отчетного года, не реже 1 раза в три года;