Налоговая система и пути ее совершенствования. Налоговая система России и пути её совершенствования Налоговая система рф и пути ее совершенствования

Экономической базой и инструментом финансовой политики государства являются налоги. Налог -это принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с физиче­ских и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сбор налогов производится только па основе государственного законодательства. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: 1)фискальную и 2)экономическую (регулирующую и распределительную). Фискальная функция является основной в формировании денежных фондов государств. Экономическая функция предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, влияния на реальный процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста экономики.

Взимание налогов основывается на использовании различных видов ставок (твердых пропор­циональных, прогрессивных, регрессивных). По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Косвенные налоги - это обязательные платежи, включенные в цену товара. Значительную их часть образуют акцизы (надбавки к ценам товаров). В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой нало­ги делятся на республиканские и местные. Совокупность всех взимаемых в государстве налогов, мето­ды и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему.

Основы бюджетно-налоговой системы страны заложены в Конституции Республики Беларусь. Согласно ее нормам, все граждане республики обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоги и сборы, утверждать республиканский бюджет и отчет о его ис­полнении принадлежит Парламенту - Национальному собранию Республики Беларусь. При этом зако­нопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, снижение или увеличение расходов, могут вноситься на рассмотрение Парламента лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению-Правительства. Установление местных налогов и сборов в соответствии с законом, утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов.

Применяемые в развитых странах налоговые системы построены на базе единых общепринятых в мировой практике принципов налогообложения и, несмотря на множество конкретных решений по количеству, уровню ставок и порядку взимания отдельных налогов и сборов, имеют общую основу.

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имуществен­ные налоги.

В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавлен­ную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 % . В налоговых систе­мах развивающихся стран и стран с переходной экономикой косвенные налоги обычно занимают доми­нирующее положение - от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси - 50-55 % (на долю прямых на­логов в нашей стране приходится 25-30 %).

При построении в развитых странах налоговых систем исходят из того, что основную долю на­логов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население. Это ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции.

Главной отличительной особенностью систем налогообложения всех развитых стран является их теснейшая связь и взаимозависимость со структурой и результатами работы экономики. При всем мно­гообразии применяемых налогов этот принцип высокой экономической обоснованности и целесообраз­ности всегда остается неизменным. Причем проявляется он не в учете интересов отдельных групп нало­гоплательщиков или отраслевых условий и трудностей, что характерно для переходных к рынку по­строений, а в ориентации на реально складывающиеся общеэкономические пропорции и зависимости.

Из истории налогов

Налоговые курьезы. Волге 300 лет назад в России был введен знаме­нитый налог на бороду. Петр I повелел оценивать дворянские бороды в 60 руб., первостатейные купеческие - в 100 руб., рядовые торговые - в 60 руб. и холопьи - в 30. Крестьянин у себя в деревне носил бороду да­ром, но при въезде в город, как и при выезде, платил за нее 1 копейку.

«Банный налог»: Еще одно изобретение Петра - налог на бани. По Указу 1704 г. думное люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 рубля, простые дворяне, купцы и вся­кие разночинцы - по 1 руб., крестьяне - по 15 коп. Или плати - или не мойся.

Римский император Веспасиан, который правил в 70-х гг. нашей эры. ввел «налог на туалеты». Именно с того времени существует вы­ражение: «Деньги не пахнут». Когда сын Веспасиана упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу деньги, поступившие по этому налогу. Для римлян этот на­лог стал обязательным - они не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку туда, как и в знаменитые термы, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

В Бюртемберге в XVIII в. брали «налог на воробьев». С хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьев, за что он получал6 крейцеров. Если же кто был не в состоянии учинять насилие, с негобрали налог в размере 12 крейцеров. Для того чтобы уклониться от уплаты от этого налога, жители покупали нужное количество дохлых воробьев у подпольных торговцев, которые доставали их на городской свалке.

«Налог на мир» до сих пор удерживают в Гвинейской Республике. Каждый год без войны там оценивают в 700 бельгийских франков.

«Налог на бездетность» - самый известный налог в СССР. Он был введен в 1941 г. с целью мобилизации дополнительных средств, для ока­зания помощи многодетным матерям. Этот налог не имеет аналогов в истории и удерживался только в СССР и Монголии.

«Налог на тень» - он взимается в Венеции с 1993 г. Под налог по­пали навесы и зонтики, которые принадлежат магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность - землю. Кстати, еще в Византии платили «налог на воздух», размер которого зависел от размера здания.

«Налог на секс» - в Бельгии им облагаются владельцы витрин, в ко­торых стоят проститутки в квартале «красных фонарей». Налог прино­сит бюджету порядка 4 миллионов франков.

« Гипсовый налог» платят в Австрии горнолыжники при каждом спу­ске с горы. Полученные средства передаются австрийским клиникам. Согласно статистике, в Австрийских Альпах ежегодно получают трав­мы около 150 тыс. лыжников, и на их лечение тратится примерно одинмиллиард шиллингов в год.

Направления совершенствование налоговой системы страны и налоговой политики правительства:

– оптимизация налоговой структуры за счет снижения высокой доли косвенных налогов, в том числе кумулятивных налогов, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров (работ, услуг), и низкой доли индивидуального подоходного налога, налогов на собственность и имущество;

– уменьшение количества мелких отчислений и сборов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

– упорядочение регистрационных, лицензионных и других целевых сборов;

– устранение допускаемых искажений в механизмах взимания основных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль, подоходный налог с физических лиц), приводящих к усилению их негативного воздействия на темпы инвестиций и экономического роста;

– снижение перегруженности налоговой системы льготами для отраслей, производств, видов деятельности, предприятий и категорий налогоплательщиков, которые не имеют отношения к конкурентоспособности экономики, приводящей в итоге к усилению налогового давления на кон- курентоспособные производства;

– усиление налоговой поддержки научно-исследовательских, опытно- конструкторских и опытно-технологических разработок в негосударствен­ных секторах экономики;

– налоговое стимулирование долгосрочных доходов от прироста ка­питала в инвестиционных фондах и долгосрочных инвестиций.

В рыночной экономике каждое государство широко использует налоги как регулятор некоторых отрицательных факторов рынка. В условиях перехода к экономическим способам управления быстро растет роль налогов как регулятора экономики поощрения и развития ведущих отраслей народного хозяйства через налоги государство может осуществлять качественную политику в развитии наукоемких производств и уничтожении убыточных предприятий. Эти законопроекты установили идущие в бюджетную систему налоги сборы пошлины и другие платежи определяют плательщиков...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21030. Система управления качеством молока и пути ее совершенствования (на примере ОАО ОПХ «Красная Звезда») 96.53 KB
Качество продукции и всех видов услуг наряду с их количеством определяет качество жизни человека, сохранение окружающей среды и, в конечном счете, содержание качества социально-экономического развития. Овладение методами управления качеством является одним из главных условий выхода промышленных и торговых предприятий на рынок с конкурентоспособной продукцией
4922. Налоговая система РФ 63.6 KB
В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития.
9293. Налоговая система государства 24.3 KB
Налоговая система государства План: Основные понятия налоговой системы Принципы построения системы Классификация налогов Основные понятия и определения системы Элементы налога Налоговая система страны – совокупность норм правил законодательных актов на основе которых происходит: взимание налогов пошлин на территории данного государства; регулирование взаимоотношений и определение полномочий сторон участвующих в процессе налогообложения. Принципы налогообложения были разработаны и...
762. Налоговая система РФ. Государственные доходы 42.05 KB
Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки
19753. Налоговая система Республики Казахстан, становление и перспективы ее развития 142.59 KB
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода Казахской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы
19711. Налоговая система Республики Казахстан: и ее развитие на современном этапе 94.84 KB
Налоговые отношения всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Обычно налоги являются доходом бюджета, но могут быть использованы для формирования и других самостоятельных денежных фондов, существующих и вне бюджета. Вопрос о том, чьим доходом являются те или иные доходы зависит от строения финансовой системы государства.
4885. Пути совершенствования налоговой системы РФ 70.83 KB
Изучить исторический аспект становления налоговой системы в России; охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы; анализ текущего состояния налоговой системы РФ; выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации; оценить перспективы развития налоговой системы РФ.
4941. Состояние и пути совершенствования СКД в музее 244.26 KB
Теоретические аспекты организации СКД музея средствами информационно-просветительских методик. Состояние проблемы организации социально-культурной деятельности музея. Характеристика информационно-просветительских методик в процессе организации социальнокультурной деятельности музея...
19769. Пути совершенствования налогового администрирования 244.25 KB
Органы налоговой службы руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Налоговым кодексом, нормативными правовыми актами Президента Республики Казахстан и Правительства, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Республики Казахстан и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
15753. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАБЛЕТИРОВАНННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ 64.03 KB
Таблетки - твердая дозированная лекарственная форма получаемая прессованием реже - формованием порошков и гранул содержащих одно или более лекарственных веществ с добавлением или без вспомогательных компонентов. Таблетки диаметром длиной более 9 мм имеют одну или две перпендикулярные друг другу риски насечки позволяющие разделить таблетку на две или четыре части и таким образом изменять дозировку ЛВ.
  • Платежи за пользование природными ресурсами
  • Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
  • Налог на добавленную стоимость
  • Налог на прибыль предприятий
  • Акцизы на отдельные группы и виды товаров
  • Налог на операции с ценными бумагами
  • Таможенная пошлина
  • Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»...
  • Сбор за перекачку, перевалку и налив нефти
  • Сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям материального пр-ва
  • Сбор за регистрацию банков и их филиалов
  • Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • Транспортный налог
  • Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения
  • Государственная пошлина
  • Гербовый сбор
  • Платежи во внебюджетные фонды РФ

К налогам Субъектов Федерации относятся:

  • Налог на имущество предприятий
  • Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц
  • Сбор за регистрацию предприятий
  • Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем
  • Лесной доход

К местным налогам, установленным Федеральным законодательством (ставки которых определяются региональными и местными органами власти), относятся:

К местным налогам, которые могут вводиться местными органами власти относятся:

К местным налогам, которые могут вводиться органами власти курортной зоны относятся:

  • Курортный сбор
  • Налог на промышленной строительство в курортной зоне

Налоги на доходы и имущество. Эти налоги называются прямыми , потому что они взимаются с конкретного юридического или физического лица, это: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др.

Налоги на товары и услуги. Эти налоги называются косвенными , потому что они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги, это: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.

Особенности прямых и косвенных налогов .

Прямые налоги

Косвенные налоги

Объект обложения

Доход и имущество

Потребительские товары

Адресный характер

Путь изымания

Часть дохода или стоимости имущества

Включение в цену товара

Учитывается ли величина дохода и семейное положение

Ещё налоги можно классифицировать по принципу их взимания. Так например, налоги бывают прогрессивными, пропорциональными, регрессивными и дигрессивными.

Прогрессивный налог - чем выше доход, тем непропорционально большую часть его составляет налог, т.е. прирост нормы налогообложения в одинаковой прогрессии.

Пропорциональный налог - взимается пропорционально полученному доходу и не зависит от его величины.

Регрессивный налог - обратный прогрессивному, т.е. при увеличении дохода взимаемый налог составляет непропорционально меньшую его часть.

Дигрессивный налог - при увеличении дохода норма взимаемого налога растёт в убывающей прогрессии.

Пример.

Доход

Прогрессивный

Пропорциональный

Регрессивный

Дигрессивный

9. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В 1997г.

Из Указа Президента РФ:

«Ключевым элементом в создании благоприятной среды для предпринимательства и инвестиций является налоговая реформа.

При подготовке нормативных актов, относящихся к налоговой системе, необходимо предусмотреть следующие направления ее реформирования:

— кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо на территории Российской Федерации:

— выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа налоговых льгот;

— расширение базы налогообложе ия за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;

— выравнивание фактического уровня налогообложения заработной платы и других видов доходов (с учетом отчислений во внебюджетные фонды);

установление предельных ставок для региональных и местных налогов;

— снижение ставок штрафов и пеней;

— кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.

Для реализации этих принципов поручаю правительству в марте текущего года внести в Государственную Думу проект Налогового кодекса. Настоятельно рекомендую депутатам принять его в этом году, чтобы как можно скорее дать российским предприятиям долгосрочные налоговые ориентиры.

После принятия Налогового кодекса любые изменения в систему налогообложения будут вноситься не чаще одного раза в год, причем одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий год.»

Некоторыми примерами совершенствования налоговой системы Российской Федерации может служить следующее:

Президент издал указ № 1214 от 18.08.1996г «О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента РФ от 22.12.1993г. №2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994г.», согласно которому органы власти субъектов РФ и местные органы власти имели полномочия вводить произвольные налоги и сборы, которые юридические лица должны уплачивать из и так уже многократно обложенной прибыли. Теперь, с 1.01.1997г. указанные органы должны привести принятые ими решения в соответствие с перечнем местных налогов, сборов и ограничений по размеру отдельных налогов и сборов. В результате выполнения Указа Президента РФ № 1214 налогообложение в РФ станет более предсказуемым, несколько облегчится положение предпринимателей.

построение стабильной налоговой системы в Российской Федерации, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность финансового года системы налогов и неналоговых платежей;

сокращение с 1 января 1997г. числа налогов (обязательных платежей) путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

консолидацию в федеральном бюджете начиная с 1997г. государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;

облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путём четкого определения налогооблагаемой базы с одновременным ведением механизмов, повышающих уровень собираемости налогов;

развитие налогового федерализма , в том числе установление с 1 января 1997г. минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут устанавливаться ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете, но не ниже минимальных значений, указанных в приложении к настоящему Указу;

сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных устанавливаемой законодательством Российской Федерации минимальной величине месячной оплаты труда, и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в натуральном измерении;

замену акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на дату платежа;

увеличение роли экологических налогов и штрафов...»

Приложение.

Минимальные значения долей поступления

доходов от налогов в бюджеты разных уровней

Вид налога

Распределение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней (в процентах)

федеральный

бюджет субъекта

Российской Федерации

местный бюджет

Акцизы на спирт, водку и ликеро-водочные изделия

Акцизы на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары

Акцизы на остальные виды подакцизных товаров

Налог на прибыль предприятий (по ставке)

Подоходный налог с физических лиц

Ресурсные налоги

Экологические налоги

Федеральные лицензионные сборы

Сбор за использование государственной символики РФ

Налог на землю (с учётом центра лизации)

Налог а имущество предприятий и организаций

Транспортный налог

Глобальное понижение налогов ведёт к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры.

Я придерживаюсь такой точки зрения, что именно это необходимо России на нынешнем этапе экономического положения. А что происходит? Происходит задавливание юридических и физических лиц всё новыми и новыми налогами. А ведь действий или предметов на которые можно ввести налог существует бесконечное множество. Так уже появляются шутки о введении налога на вход в здание и др.

Распространены действия по сокрытию доходов, неуплаты налогов. Часто создаются предприятия, через которые обналичивается н-ное количество денег и потом следует их закрытие, - деньги ушедшие на регистрацию в несколько, а может и в десятки раз меньшие, чем сумма налога, которую пришлось бы уплатить.

А если бы государство снизило налоги, предпринимателям незачем было бы искать пути к сокрытию доходов, отпала бы нужда в теневых организациях обналичивания, сотни, а может быть и тысячи людей занятые в этом тёмном бизнесе начали б «работать». Конечно при уменьшении ставок налогов люди стали бы платить их, но возможно немного уменьшился бы бюджет государства. Поэтому необходимо закрыть возможность кражи бюджетных денег (когда деньги куда-то посылаются и не приходят по назначению) - но я считаю, что это невыгодно ответственным лицам в Правительстве. Наверное поэтому Дума не спешит сильно думать на эту тему. Наверняка среди депутатов есть такие, которые ходят только отмечаться в Думу, а между тем пользуются всеми депутатскими привилегиями, т.е. даром проедают деньги, которые где-то очень нужны - такие люди находятся (в смысле «есть») везде. Депутатские кресла всё больше заводняются представителями теневых структур. Они, получив депутатскую неприкосновенность чувствуют себя превосходно. Им выгодна была война в Чечне и другие «мероприятия», куда могут уходить деньги, полученные с наших налогов.

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, как я уже упоминал, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.

В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются.

Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тyтже отменяются, не проработав и года.

Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому я считаю, что для выхода из кризисного состояния необходимо как можно скорее наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

Список использованной литературы:

1. Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997.

2. «Все налоги России». Второй тематический выпуск. Издание 2-е дополненное. Практическое пособие. М.: «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ» совместно с ИИФ «Триада», 1996.

3. Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1995.

4. В.В. Коровкин, Г.В. Кузнецова. Налоговая проверка предприятий. - М.: «ПРИОР», 1995.

5. Налоги в рыночной экономике. - М.: Знание, 1993.

6. Налоги "Э. и Ж." №36,1992 г.

7. Сборник законодательных актов РФ о налогах. 1991,1992,1993 гг.

8. Новое налоговое законодательство России. Сборник законодательных актов ВСРФ. Москва 1993 г.

9. Закон "Об изменениях в налоговой системе России".

11. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 1992.

12. Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в РСФСР".

13. Указ Президента РФ "О Госyдарственной налоговой службе Российской Федерации" (с приложениями).

14. Жyрнал "Финансы" N 9 за 1992 год.

15. Жyрнал "Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию" приложение к журналу "Финансы", N 8,9,10 за 1992 год.

и другие материалы...

Указ Президента РФ № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платёжной дисциплины» от 08.05.1996г:

Приложение к Указу Президента РФ № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платёжной дисциплины» от 08.05.1996г.

ФГБОУ "Оренбургский Государственный Университет" Кумерауский филиал

старший преподаватель

Уткина Т.В. студентка 2-го курса направления подготовки Экономика

Аннотация:

В истории страны каждое государство создавала налоговую систему, только принципы и структура у каждой страны были свои. С точки зрения бюджета страны, налоги или налоговые доходы составляют одну из основных ее частей, так как государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Именно благодаря налогам происходит пополнение бюджета государства. Полученные средства направляются на улучшение функционирования различных отраслей жизни человека, тем самым поднимая уровень развития страны в целом. Это означает, что налоговая система непосредственно связана с бюджетом страны, региона, местности. Актуальность данной темы содержится в том, что налоговая система непосредственно влияет на развитие экономики, политики, и социальной сфер. Налоговая система охватывает все стороны жизни общества и помогает развитию государства в целом.

In the country"s history, each state has created a tax system, only principles and structure each country had their own. From the point of view of the country"s budget, taxes, or tax revenues constitute one of the main parts of it, as the state to perform its functions, the necessary funds of funds. It is thanks to the taxes there is a replenishment of the state budget. The funds received are used to improve the functioning of the various sectors of human life, thereby raising the level of development of the country as a whole. This means that the tax system is directly tied to the budget of the country, region, location. The relevance of this topic is contained in the fact that the tax system directly affects the development of economy, politics, and social spheres. The tax system covers all aspects of life and helps the development of the state as a whole.

Ключевые слова:

налоги; налоговая система РФ; налогообложение; сравнительный анализ уровней бюджетной системы РФ; перспективы развития налоговой системы РФ.

taxes; tax system of the Russian Federation; taxation; comparative analysis of the levels of the budget system of the Russian Federation; prospects of development of the Russian tax system.

УДК 336.221.4

Налоговая система развивалась с древнейших времен и по сегодняшний день. Она появилась в период, когда общество делилось на классы, с целью поддержания и содержания государственной власти.

На сегодняшний день налоги и налоговая система - это неотъемлемые элементы каждого государства. Налоговая система - совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, взимания и контроля. С помощью налоговой системы государство способно выполнять свои функции по управлению денежными потоками и контролировать экономику в целом.

Основными документами налоговой системы являются Конституция РФ и Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Налоговая система РФ состоит из трех уровней:

1) Федеральный уровень

2) Региональный уровень

3) Местный уровень.

Каждый уровень характеризуется определенными видами налогов и сборов. Кроме этого, налоговая система РФ предполагает наличие определенного круга участников налогового процесса, определенные принципы функционирования, содержит различные виды налогов, виды и режимы налогообложения.

Налоги возникали и развивались на заре появления государства. В процессе развития появились различные виды налогов. На данный момент налоговая система включает в себя более 40 видов налогов и сборов. Налоги выполняют 4 основные функции, главная из которых - это фискальная, заключающаяся в формировании и мобилизации финансовых ресурсов государства.

Для того чтобы проанализировать применение налоговой системы в РФ, можно рассмотреть и сравнить три уровня бюджетной системы РФ. В качестве примера возьмем налоговые доходы трех бюджетов: федерального (РФ), регионального (Республика Башкортостан - РБ) и местного (городской округ г. Кумертау). Для точности сравнительного анализа воспользуемся данными, предоставленными Министерством Финансов РФ, за 2014 - 2016 года.

Рассмотрим федеральный бюджет РФ с налоговой точки зрения. Как уже говорилось выше, налоги - это главная статья доходов бюджета, который состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Рассмотрим налоговые и неналоговые поступления в федеральный бюджет за 2014 - 2016 года и проанализируем их тенденцию на рисунке 1.

Анализ рисунка 1 показывает, что изменение налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за 2014-2016 гг. имеет положительную тенденцию и возрастает на 1564,8 млрд. руб. или на 22,1%. А неналоговые доходы уменьшились, за рассматриваемый период на 2602,2 млрд. руб. или на 35%.

Рисунок 1 - Величина налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет РФ за 2014 - 2016 гг.

Рассмотрим изменения налоговых доходов по различным видам налогов, используя таблицу 1.

Таблица 1 - Смета доходов федерального бюджета за период с 2014 - по 2016 гг.

Наименование сметы доходов федерального бюджета

2014 год, млрд. руб.

2015 год, млрд. руб.

2016 год, млрд. руб.

Изменения 2016 к 2014 (+;-)

млрд. руб.

Изменения 2016 к 2014, (%)

Доходы, всего

Неналоговые доходы

Налоговые доходы:

Связанные с внутренним производством

НДС (внутренний)

Налог на прибыль

Связанные с импортом

НДС на ввозимые товары

Акцизы на ввозимые

Ввозные пошлины

Прочие доходы от налогов

Анализ таблицы 1 показывает, что неналоговые доходы превышают долю налоговых доходов в федеральном бюджете в 2014 году, но меньше в 2016 году. В данной таблице видно, что как меняли за три года показатели, составляющие федеральный бюджет. Можно заметить, например, что наибольший НДС (внутренний) был получен в 2016 году.

Также из полученных данных можно выделить те статьи налогового дохода, где они увеличились и где уменьшились.

Увеличились (в порядке уменьшения):

Прочие доходы - на 845,8 млрд. руб. или на 53,7 %

НДС (внутренний) - на 468,5 млрд. руб. или на 21,5%

НДС на ввозимые товары - 159,4 млрд. руб. или на 9,1%

Акцизы - на 111 млрд. руб. или на 21,3%

Налог на прибыль - на 79,3 млрд. руб. или на 19,3%

Уменьшились (в порядке возрастания):

Ввозные пошлины - на 89,5 млрд. руб. или на 13,7%

Акцизы на ввозимые товары - на 9,6 млрд. руб. или на 13,4%

Как указывалось в теоретических аспектах, налоги имеют различные классификации. Одной из основных в РФ является классификация налогов по способу изъятия. Рассмотрим долю косвенных и прямых налогов в федеральном бюджете РФ на 2014 год в таблице 2.

Таблица 2 - Соотношение прямых и косвенных налогов в РФ и в ВВП за 2014 год

Из таблицы 2 видно, что в процентном соотношении превалируют косвенные налоги. Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в РФ за 2014 год показал, что превосходство косвенных налогов составляет 8,7 %, а если рассматривать долю косвенных налогов в общем объеме ВВП, по сравнению с прямыми налогами, то превосходство будет составлять 3,21 %.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью политики страны и справедливого налогообложения. Они позволяют достичь более равномерного распределения налогового бремени между налогоплательщиками.

Аккумуляция косвенных налогов в бюджете и их превалирующий характер в нем дают государству возможность перераспределения доходов населения в пользу незащищенных слоев населения.

Несмотря на последние преобразования в налоговой системе РФ, одной из основных проблем является мобилизация прямых и косвенных налогов в бюджетную систему РФ.

Рассмотрим региональный бюджет, на примере Республики Башкортостан за период с 2014 - 2016 года и проанализируем динамику изменения налоговых доходов.

На рисунке 2 рассмотрим смету налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет за 2014 - 2106 гг.

Рисунок 2 - Величина налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет РБ за 2014 - 2016 гг.

Анализируя рисунок 2, можно заметить, что величина неналоговых поступлений в бюджет региона значительно превышает налоговые доходы. Но, несмотря на это, динамика налоговых поступлений имеет положительную направленность и увеличивается на 21807656 тыс. руб. или на 67,8% за 2016 год по сравнению с 2014. В тоже время за анализируемый период неналоговые поступления имеют тенденцию к уменьшению на 10162889,9 тыс. руб. или 13,1%.

Проведем анализ доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в Приволжском федеральном округе на 1 марта 2017 года в таблице 3.

Таблица 3 - Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ в Приволжском федеральном округе на 1 марта 2017 года

Наименование субъекта

Доходы, план на 2017 год, млн. руб.

Расходы, план на 2017 год, млн. руб.

Дефицит / Профицит (+/-)

Респ. Марий Эл

Пензенская область

Кировская область

Ульяновская область

Оренбургская область

Чувашская Респ.

Удмуртская Респ.

Нижегородская область

Респ. Мордовия

Саратовская область

Самарская область

Респ. Башкортостан

Пермский край

Республика Татарстан

Данные таблицы 3 показывают количество доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в Приволжском федеральном округе млн. рублей. на 1 марта 2017 года, а также наличие дефицита или профицита регионального бюджета. Из данных показателей можно определить рейтинг Республики Башкортостан по расходной и доходной статьям бюджета в данном округе.

Анализ показывает, что на 1 марта 2017 года РБ занимает 2 место по доходам регионального бюджета, уступая Республики Татарстан на 36392,7 млн. руб. или на 1,2 %. Данный рейтинг показывает развитость экономики данной республики, а также высокие поступления налоговых доходов.

Анализируя таблицу 3 можно прийти к выводу, что Республика Башкортостан также занимает 2 место по расходам бюджета, отставая на 46928,3 млн. руб. или на 1,2 %. Это свидетельствует о различных направлениях развития региональных программ по улучшению жизни населения, создании благоприятных условий труда, проживания, и др.

Нетрудно заметить, что в каждом субъекте РФ в Приволжском федеральном округе на 1 марта 2017 г. наблюдается дефицит регионального бюджета. Это означает, что на данный период прослеживается тенденция увеличения роста расходов, по сравнению с ростом доходов. Данный дефицит составляет 10471, млн. руб.

На сегодняшний день РБ среди 89 субъектов РФ занимает одно из лидирующих позиций в объеме консолидированного бюджета, а также во вкладе доходов в федеральный бюджет РФ. РБ считается одним из немногочисленным донором - регионом бюджетной системы РФ, формирующий 2/3 доходов федерального бюджета.

Таким образом, налоговая система РБ - составная часть налоговой системы РФ. Она играет важную роль в реализации социально - экономической политики РБ. Республиканский бюджет мобилизует финансовые ресурсы, необходимые для государственного регулирования экономики и реализации социальной политики, регулирует бюджетные взаимоотношения с районами и городами республики.

Как уже говорилось выше, государственная налоговая система состоит из 3 разделов. Рассмотрим наименьший раздел федерального бюджета - местные налоги и сборы. Чтобы провести анализ показателей, возьмем в качестве примера город Кумертау.

Для проведения анализа рассмотрим динамику поступления налоговых и неналоговых доходов за период 2014-2016 гг., включая прогнозируемые ожидания за период 2017-2019 гг. на рисунке 3.

Рисунок 3 - Объем налоговых и неналоговых доходов за период 2014-2019 гг. в млн. руб.

Анализ доходов местного бюджета показывает тенденцию снижения объемов доходов за период с 2014-2017 года, и составляет 99947,6 млн. руб. 23,6 %. На 2016 год прослеживается тенденция снижения дополнительного норматива НДФЛ, акцизов, налогов на совокупный доход. Но прогнозируемый доход бюджета городского округа с 2017 - 2019 гг. имеет положительную направленность и увеличивается на 27173,7 млн. руб. или на 8,4%. Несмотря на последующую динамику увеличения доходов местного бюджета, объем доходов 2019 года не превышает объем доходов 2014 года. Значит, год, за который доход в городской бюджет был наибольшим, можно считать 2014.

Налог на доходы физический лиц - наиболее важный вид прямых налогов. Она стоит в центре любой налоговой системы субъекта РФ. Рассмотрим структуру НДФЛ городского округа г. Кумертау за 2014-2015 года в таблице 4 и сравним ее.

Таблица 4 - Структура НДФЛ за 2014 - 2015 гг.

Из таблицы 4 видно, что за период с 2014 - 2015 года прослеживается темп падения объема НДФЛ в бюджете городского округа. Значит, структура НДФЛ на данный период имеет отрицательную тенденцию, так как доход в 2015 году составил 229074 тыс. руб., что на 15387 тыс. руб. меньше чем в 2014 году. Причиной этому могла поступить неблагоприятная ситуация в экономике, которая сдерживает рост НФЛД. Кроме этого огромное влияние оказывает и остановка деятельности ряда крупных организаций, задержка заработной платы, а также практика выплаты через комиссии по трудовым спорам.

Рассмотрим поступление налоговых доходов за 2015 год в бюджет

Рисунок 4 - Поступление налоговых доходов за 2015 год в бюджет городского округа и нормативы зачисления по видам доходов
городского округа и нормативы зачисления по видам доходов на рисунке 4.

Анализ рисунка 4 показывает, что с помощью налоговых поступлений пополняется бюджет городского округа и не только, так как некоторые статьи налоговых поступлений отчисляются и в региональный бюджет. К таким относятся: НДФЛ, акцизы на нефтепродукты, упрощенная система налогообложения.

Анализ подводит к выводу о том, что наибольший доход от налоговых поступлений городской округ получает от НДФЛ. Также большое значение имеет единый налог на временный доход и земельный налог. Это основные три статьи налоговых доходов, имеющие удельный вес при формировании местного бюджета.


Рассмотрим структуру налоговых и неналоговых доходов на 2016 год на рисунке 5.

Рисунок 5 - Структура налоговых и неналоговых доходов на 2016 год в млн. руб.

Данный рисунок показывает, что налоговые доходы в бюджете городского округа на 2016 год превышают неналоговые доходы и составляют 84 %. Если рассматривать налоговые доходы в процентах, то получается, что:

56 % - НДФЛ

12 % - налоги на совокупный доход (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)

11 % - налоги на имущество

3 % - госпошлина

2 % - акцизы.

Из рисунка 3 видно, что в 2015 году доход местного бюджета превышает 2016 год на 56933,5 млн. руб. или на 17,5 %. Это связано с уменьшением объема:

Налога на физических лиц (-9584 млн. руб.),

Налога на совокупный доход (-6562 млн. руб.),

Земельного налога (-1223 млн. руб.),

Государственной пошлины (-1619 млн. руб.),

Налога на имущество физических лиц (-2296 млн. руб.),

Налога на добычу полезных ископаемых (-246 млн. руб.)

Акцизов на нефтепродукты (-2111 млн. руб.).

Проанализировав разделы государственного бюджета, можно заметить, что его величина зависит от положения каждого субъекта страны. Проводя сравнительный анализ, можно прийти в выводу, что за 2016 год в федеральном бюджете доля налоговых поступлений составляет 64,1%, в региональном - 44,5%, в местном - 56,3%. Из данных видно, что наибольшее число налоговых доходов сосредоточено в федеральном бюджете, а наименьшее - в региональном.

Развитие налоговой системы невозможно без четко намеченного плана действий налоговых органов. Это означает, что государство необходимо продумывать свои действия наперед. Так, в рамках развития налоговой политики в РФ, созданы направления развития налоговой системы в целом на 2017-2018 года. Рассмотрим основные ее направления.

Новшества в налоговой системе предполагает изменения в требованиях к налогоплательщикам. Они связаны с тем, что, для привлечение к своевременной уплате налогов и сборов, налогоплательщиков будет подвергать юридической ответственности за нарушение правил уплаты налогов и сборов согласна п. 3 ст. 129.1 НК РФ. По данной статье налогоплательщики, которые нарушили правила своевременных выплат налогов, будут подвергаться к ответственности в виде уплате штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога. Данные нововведения позволят усилить контроль над уплатой таких налогов, как земельный, транспортный и другие налоги, а также сформировать менталитет у населения.

Рассмотрим основные перспективы развития налога на добавленную стоимость (НДС). В 2017 году предполагается, что НДС облагаться будут сделки по реализации иностранными организациями физическим лицам, не являющимся ИП, услуг в электронной форме (через Интернет) на территории РФ. Данное новшество получило название «налог на Google». Данная перспектива развития НДС предусматривает внесение новой статьи в НК РФ. Новая статья - 174.2 - правила уплаты налогов и сборов.

В России после 2018 года увеличится подоходный налог и налог на добавленную стоимость. Данные изменения будут связаны с стремлением властей решить бюджетные проблемы, связанные с падением цен на нефть. Также в данный период возможен смен типа налогообложения с пропорционального на прогрессивный.

В заключении хочется отметить, что налоговая система должна чутко реагировать на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране. Она должна: быть инструментом оптимизации воспроизведенных процессов в стране, устанавливать оптимальное соотношение между отдельными налогами и сборами с тем, чтобы стимулировать необходимые отраслевые пропорции в народном хозяйстве, обеспечить достойный уровень жизни населения РФ, устранить двойное налогообложение доходов, и при этом учитывать мировой опыт налогообложения.

Библиографический список:


1. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru – 10.04.2017
2. Министерство финансов РБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.bashkortostan.ru – 1.05.2017
3. Финуправление городского округа город Кумертау [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admkumertau.ru – 2.05.2017

Рецензии:

23.10.2017, 15:32 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия : 1. "Она появилась в период, когда общество делилось на классы, с целью поддержания и содержания государственной власти" - не бесспорное утверждение, но видимо такова позиция автора. 2. "Проанализируем анализ доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в Приволжском федеральном округе на 1 марта 2017 года в таблице 3." - исправьте предложение, ибо проанализировать анализ - это, скорее всего, из области медицины, чем экономики. 3. И, пожалуйста, в ставьте в "тело" статьи ссылки на библиографический список. После устранения замечаний 2, 3, рекомендую статью к публикации.


23.10.2017, 19:57 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия : Поддерживаю предыдущую рецензию. С уважением Яцкий С.А.