Сюжетно ролевые игры на военную тему. Сюжетно-ролевая игра »Мы – военные моряки»

Елена Горбунова
Сюжетно-ролевая игра «Военные учения»

Наблюдая за детьми, я отметила, что в их представлении война-это трансформеры, инопланетяне, «стрелялки» . Я работаю в подготовительной группе и причём в этом году у меня было большинство мальчиков. Я разработала проект под вечным названием «Никто не забыт, ничто не забыто» . Эта тема мне близка, так как я человек в возрасте и мы углублённо изучали эту тему на уроках истории, мой отец,хоть и не воевал, но о войне любил читать мемуары, а мой свёкор был непосредственным участником и имел награды, - их нет в живых.

Чтобы дети заиграли в эту игру , надо было сформировать представление, дать знания, поэтому я много им рассказывала, что знала сама, читали литературу, встречались с военнослужащими , смотрели слайды, слушали песни, а 9 мая у нас в селе проходит всегда митинг и парад юноармейцев. Дети сами просили «а расскажите ещё про войну» . Благодаря моему свёкру у меня осталась литература : энциклопедия -«Великая отечественная война» , мемуары Жукова, книга о землеках ветеранах «Подвиг солдата» , а в этой книге есть и рассказ о моём свёкре. В этой литературе много фотографий военных , эпизоды сражений и что, наиболее интересно детям, разное оружие, самолёты, танки, корабли. Я смотрела на ребят и видела в их глазах желание быть солдатами, быть сильными, смелыми, защищать слабых. Мы решили себя вооружить и поиграть в войну , конечно сейчас в магазине приобретёшь все атрибуты, но проблема как и у всех наверно, на что? А у детей уже желание разгорается. Мы взяли подручные средства, а это то, что выкидывается и соорудили шлемы, фуражку, матроски, сшили солдатские шинели, приготовили панель для приборов самолёта, штурвал, нарисовали макет танка. Но играть хотелось всем , даже девочкам, потому что о подвигах медсестёр я им тоже говорила.

Пришлось взять командование пока на себя. Мы прошли медкомиссию, познакомились с техникой, построили самолёт, танк, корабль и распределили роли. Главными у нас были разведчики, которые докладывали о дислокации войск противника. Солдаты получили команду «врага обезвредить» и доложить о выполненной задаче. Но у нас в группе есть твёрдое «табу» , никогда не бегать, не кричать. Это всё разрешено на прогулке в свободной деятельности. Вот уж на улице мои «солдаты» оторвались. Мы открыли и медсанчасть и у нас развернулись настоящие сражения. Как главнокомандующему

мне приходилось держать всё под контролем. Азарт у детей не прошёл, они обсуждали этот бой и вечером. Интерес к этой игре был довольно таки долгий, атрибуты были в свободном пользовании. Я отметила, что ребята знают о войне, о подвигах, о значении победы и как тяжело она нам досталась, но любая деятельность всегда идёт на спад, поэтому и интерес у нас стал пропадать, пришлось остановиться, да и другими делами надо заниматься.Но через некоторое время я стала создавать игровые ситуации : «на поле боя раненый» , «высадка десанта» , «секретное донесение» и др, и интерес возобновляется и дети играют , потому что они знают об этом. Этой игре и посвящена моя презентация.

Елена Мазуркевич
Сюжетно-ролевая игра «Военные моряки» для старших дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра «Военные моряки » для старших дошкольников .

Программное содержание :

1. Формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями военных моряков .

2. Совершенствовать у детей умения творчески развивать сюжет .

3. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь.

4. Продолжать формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры.

5. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к военным морякам , стремлении быть похожими на них.

Словарная работа : радиограмма, маршрут, якорь, торпеда, штурмовик, крейсер, пушка, мина.

Оборудование : строительный материал,атрибуты для игры : морские воротник, фуражка капитана, бескозырки, руль, бинокли, оружие.

Ход игры:

Воспитатель : Я предлагаю вам поиграть в игру «Мы – военные моряки »

Мы должны распределить роли. Вы должны договориться, кто кем будет.

Давайте вспомним, кто служит на боевом корабле.

Дети : Капитан, боцман, штурман, радист, матросы.

Воспитатель : А теперь, вспомним какую работу выполняют эти люди.

Дети : Капитан командует кораблем, отдает приказы; боцман командует матросами; штурман следит за маршрутом, работать с картой; радист обеспечивает связь корабля с берегом; матросы умеют выполнять приказы, действовать быстро и слаженно.

Воспитатель : Теперь нам надо решить из чего построить наш корабль.

Дети : из кирпичиков, лавочек, кубиков.

Воспитатель : Приступаем к работе, за ходом работы следит капитан.

Дети строят корабль.

Воспитатель : А теперь, моряки , вы должны придумать как будет

называться ваш корабль.

Дети : Наш корабль будет называться «Смелый»

Капитан : Прошу доложить о готовности корабля к выходу в море.

Штурман : Штурман к плаванию готов!

Боцман : Боцман к плаванию готов!

Радист : Радист к плаванию готов!

Матросы : Матросы к плаванию готовы!

Капитан : Команда, стройся! Наша цель найти вражеский корабль и уничтожить его. Отдать швартовые!

Матросы : Есть отдать швартовые!

Капитан : Поднять якорь!

Матросы : Есть поднять якорь!

Капитан : Команда, занять места согласно расписанию.

Радист : Корабль «Смелый» вышел в открытое море, идем по заданному курсу.

Боцман : Морякам проверить боевое орудие и приготовить его к бою.

Радист : Товарищ капитан, получена радиограмма.

Капитан : Зачитайте, радист.

Радист : В вашем квадрате находится боевой фашистский крейсер. Он направляется к берегу для обстрела города. Ваша задача не дать подойти ему к берегу, а обнаружить и уничтожить.

Штурман : Капитан, справа по борту обнаружена мина, слева по борту еще две мины. Мы пополи на минное поле.

Капитан : Остановить ход корабля, дать задний ход, лево руля на 5 поворотов.

Корабль выходит с минного поля.

Штурман : Капитан, корабль вышел с минного поля.

Боцман : Капитан, команда в порядке, готова к выполнению боевых задач.

Штурман : Капитан, в небе обнаружены вражеские штурмовики.

Капитан : Команда, приготовиться к бою, зарядить орудия.

Боцман : Команда, зарядить орудия!

Матросы : Есть, зарядить орудия!

Капитан : По вражеским штурмовикам открыть огонь.

Боцман : По штурмовикам пли!

Штурман : Капитан, один самолет противника подбит, остальные повернули обратно.

Капитан : Объявляю благодарность экипажу за подбитый вражеский самолет!

Матросы : Служим народу России!

Радист : По правому борту слышу шум винтов.

Штурман : Капитан, по правому борту на горизонте виден вражеский крейсер.

Капитан : Приготовить торпедные аппараты.

Боцман : Есть, приготовить торпедные аппараты.

Штурман : держать курс прямо.

Боцман : Есть держать курс!

Капитан : Прицел по вражескому кораблю.

Боцман : Есть прицел!

Капитан : Огонь!

Боцман : Огонь!

Штаб : Капитан, доложите обстановку на корабле?

Капитан : Подбит вражеский корабль, члены команды живы и здоровы

Радист : Товарищ капитан, я уловил шумы подводной лодки в квадрате 4

Капитан : Штурман, отметьте на карте, в каком районе находится подводная лодка.

Радист, передайте радиограмму на берег и сообщите координаты.

Капитан : Приготовиться к сбрасыванию глубоководных мин.

Боцман : Приготовиться к сбрасыванию глубоководных мин для уничтожения подводной лодки. Матросы, установите глубину взрыва 3 шага

Матросы : Есть установить глубину 3 шага.

Боцман : Начать сброс бомб!

Моряки : Есть, начать сброс бомб!

Боцман : Капитан, подводная лодка уничтожена.

Капитан штабу : Нами уничтожена вражеская подводная лодка.

Штаб : Поздравляю с выполнением боевого задания! Возвращайтесь на базу.

Капитан : Боцман, задание выполнено, ложимся на обратный курс, поворот кругом, лево руля, так держать!

Боцман :Матросы : - Отдраить палубу, почистить боевое оружие.

Штурман : Товарищ капитан, мы заходим в порт.

Капитан : Стоп, машина! Бросить якорь, команда, стройся!

Наше боевое задание выполнено, враг уничтожен. Благодарю за службу

Сюжетно-ролевая игра «На границе».

Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры.

  1. Уточнить представления детей о советской армии.
  2. Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты, военную атрибутику, посуду и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к партнеру по игре. Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала и кух.рабочего в военно-полевых условиях.

    Развиватьнравственные качества личности навыки детей, умение договариваться, сговариваться на игру, искать адекватные выходы из конфликтных ситуаций.

Подготовка к игре: рассматривание иллюстраций на военную тематику. Чтение «Партизанский разведчик», «Герои рядом» К.Вахлис, А.Пищанский, рассказа А.Митяева «Почему Армия родная», Я. Длуганского «Что умеют солдаты», беседы о разведчиках, солдатах, их роли в войне, чем занимаются разведчики и солдаты, для чего нужен госпиталь. Зачем военные тренируются. Провести «маневры» перед игрой: метание в цель, построение по сигналу тревоги, переползание по-пластунски, изучение карты схемы перевязка раненых. Изготовление атрибутов к игре совместно с воспитателем.

Игровые роли: главнокомандующий, командир разведчиков, разведчики, противники (шпионы), врач, санитарки, раненые, повар.

Дети одеты в одежду с элементами военной формы, у врача и санитарок халаты, колпаки, повязки.

Атрибуты: пистолеты, автоматы, фуражки, бинокли, пистолеты,атрибуты для мед. госпиталя, шапочки и бинты для санитарок, пилотки,телефон для связимешочки с песком или шишки, мишень (рисуем на ватмане), дуги, бинокль, медали для награждения бойцов, атрибутика для полевой кухни.

Предметы-заместители: градусники, канат, обручи.

Игровая комната или игровая площадка разбита на части в соответствии с задуманным сюжетом, организованы:

  1. Военный госпиталь
  2. Штаб противников (шпионов)
  3. Кухня полевая
  4. Место для прохождения испытаний, т.е. различные испытания.

Ход игры:

Совместно с воспитателем дети решают, какой сигнал будет служить началом игры.

Ребята, посмотрите, у нас в вами организован штаб. Для чего он нужен? (ответы детей). Кухня полевая для чего нужна? Кто за нее отвечает? Что здесь делают? (ответы детей). Здесь у нас госпиталь. Для чего он организован? (ответы детей). Это место для тренировки военных. Что делают на тренировках? (ответы детей). Здесь штаб противников (шпионов). Какая цель у них? (ответы детей).

После обсуждения сюжета, дети распределяют роли в игре и занимают свои места. Роль главнокомандующего остается за воспитателем, но она второстепенная.

Главнокомандующий армий (воспитатель): развед. группе собраться в штабе главнокомандующего войск, для получения задания. Дает задание для группы разведчиков: в кратчайшие сроки по карте схеме доставить секретный пакет в штаб. Не забывайте, что ваши противники, хотят перехватить пакет. Если это произойдет, задание будет провалено, и противники получат преимущество.

Звучит сигнал, извещающий о начале игры.

Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Уточнить представления детей о Советской Армии, формировать у дошкольников
конкретные представления о солдатах, развивать двигательную активность, выносливость.
Материал: мешочки с песком, шапочки и бинты для медсестёр, пилотки, дуги, лавочки.
Подготовка к игре: Рассматривание иллюстраций на военную тематику. Чтение рассказа А.Митяева «Почему Армия родная», Я. Длуганского
«Что умеют солдаты». Изготовление атрибутов к игре (пилотки зеленого и синего цвета, сделанные из ватмана, детские автоматы)
Ход игры: (В группу вносят конверт сложенный треугольником).
Воспитатель (читает письмо): Дорогие ребята! Пишет вам Незнайка.
Ко мне в руки попало письмо, но я его не могу прочитать, помогите, расшифруйте, потом мне ответите. Вы должны найти тайник.

(В конверте вложен план-схема группы, стрелкой указан выход в приёмную за тем стрелка ведёт в фойе, в музыкальный зал.)
Рассматриваем план-схему и идем по указанным стрелкам и приходим к музыкальному залу (На дверях висит записка).
Воспитатель: Да тут записка (зачитывает)
Читает: Для того чтоб найти тайник, надо выполнить задания, да непростые, а солдатские.
Воспитатель: Ребята, какие рода войск вы знаете? (разведчики, пехотинцы, пограничники, танкисты, артиллеристы, моряки, летчики). Какие по характеру должны быть солдаты (смелые, внимательные, сильные, выносливые).
Чтобы защищать нашу Родину все мужчины должны служить в армии и быть достойными защитниками своего Отечества.
Давайте мы с вами поиграем в солдат, будем учиться быть достойными защитниками нашей родины. Сегодня вы будете «Пехотинцами» и
«Разведчиками», а девочки будут медсестрами. Я буду главнокомандующим, вы должны подчиняться мне. (Дети делятся на две команды: «Пехотинцы» и «Разведчики»). Назначаю двух командиров.
Командиры читают стихи:
«Разведчики»
Есть у нас танкисты, есть и моряки, Есть артиллеристы, меткие стрелки.
Есть у нас ракеты, есть и корабли,
Есть у нас разведчики - чудо всей Земли.
Наша Родина сильна,
Охраняет мир она.

«ПЕХОТИНЦЫ»:
Боевое наше знамя
Мы несем со славою.
Потому, что за спиной
Стоит наша армия
Труд и сон людей хранит;
Наша мирная страна
Что богата и сильна
Воспитатель: слушайте мое задание
1.«Пролезь в тоннель» (через дуги)
2.Меткий стрелок» (метание мешочков с песком в цель)
Воспитатель: У нас появились раненые. Срочно требуется перенести
раненых в медчасть. (Дети преодолевают следующее задание).
3. «Перенеси раненого на носилках» (раненый-кукла)
4.«Помоги раненому» Задание для «медсестёр»
(одеть эластичный бинт на руку).
5.«Перейди мост» (дети идут по скамье друг за другом). Дети проходят
и находят тайник. (В конце скамейки коробок (это тайник) в нем конструктор и записка)
Воспитатель: Ребята мы нашли тайник. Давайте посмотрим, что в нем.
(В тайнике находят конструктор).
6. Задание для командиров «Собери автомат» (из конструктора)
Воспитатель: Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями. Вы заслужили награды (медали). Для вручения наград команды строятся в шеренгу и под музыку командующий вручают медали.

Игра "Российская Армия"

ЦЕЛЬ: формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое - воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов - танкистов и воинов - моряков. Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.; гендерной идентичности и полоролевой социализации.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: строительный материал, пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестёр, почтовые сумки, мешочки с песком, шлемы, предметы - заместители.

Предварительная работа : экскурсия к Вечному огню; рассматривание иллюстративного материала по теме; чтение произведений Л.Кассиля "Памятник советскому солдату", В.Никольского "Что умеют танкисты" из книги "Солдатская школа", Я.Длугаленского "Что умеют солдаты" из книги "Не потеряйте знамя". Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники.

Игровые роли. Для мальчиков: танкисты, солдаты, капитаны, матросы. Для девочек: медсёстры, санитарки, врачи, почтальоны.

ХОД ИГРЫ

Данная игра может быть представлена в различных вариантах: "Танкисты", "Боевая пехота", "Военные корабли" и т.д.

В первую очередь при подготовке к серии игр детей старшей группы необходимо познакомить с памятниками, которые увековечивают подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники - пушки, памятники - танки, памятники - самолёты, памятники - корабли, установленные в честь освобождения Родины. С детьми необходимо организовать экскурсию к Вечному огню, к памятнику - танку, для этого привлечь родителей.

После экскурсии педагог беседует с ребятами о Российской Армии, чтобы сформировать у них представление о том, что люди чтят память героев. Во время беседы педагог должен рассказать о том, что в честь героев - воинов назвали улицы. Знакомит с изображением различных типов военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль и др.

Совместно с родителями ребята могут составить альбом о воинах - героях.

Также педагог предлагает мальчикам нарисовать танк, самолёт, военный корабль, боевую машину, бинокли, слепить танк или корабль; девочкам нарисовать открытки, сделать из солёного теста гостинцы для солдат.

Затем воспитатель может предложить коллективную постройку по выбору: танк, военный корабль и др. - мальчикам; обустроить мед. пункт, почтовое отделение и др. - девочкам. Во время постройки он должен обращать внимание на зависимость формы постройаи от его назначения, учить детей совместно обсуждать план сооружения и организацию предметно - игровой среды.

Совместно с педагогом и детьми подготовительной группы ребята могут подготовить атрибуты для игры: пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестёр, мешочки с песком, шлемы.

Затем воспитатель может организовать военно-спортивные игры, в которых дети отражают мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков, моряков. Детям предлогается выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать.

Эти упражнения педагог организует на участке или в спортивном зале. Воспитатель сначала берёт на себя роль "Командира", он следит за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т.д. Отмечает лучшее исполнение роли, поощряет достижения нерешительных детей. Повторяет упражнения с ним, чтобы добиться нужного результата.

Исполнение ролей "солдат" требует от детей и определённых действий, и проявления определённых качеств. Так, "командиру" обязательно надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, "солдатам" нужно отлично выполнять задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. "Медсёстры" также должны быстро действовать, уметь выполнять задание.

Перед каждой игрой воспитателю с детьми необходимо проводить разговор - обсуждение: кто какую роль берёт на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. В таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, при этом важное значение имеет согласование их действий. Общение со взрослым в игре помогает детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняют.

Чтобы придать игре целенаправленный характер, педагогу можно разработать карту - схему и с ней ознакомить всех участников. Воспитатель изготовляет её вместе с детьми, намечает, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, где стоянка корабля, и.т.д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вместе с "командиром" обсуждают их, чертят карту - план. На карте - штаб, госпиталь. Педагог отмечает на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).

Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге воинов в нашей стране возникают сюжеты игр типа "Танкисты освобождают город", "Переправа через реку".

Например, цельигры: "танктстам " и "пехотинцам" надо уничтожить вражеские танки. Педагог рассказывает, что путь труден и опасен. Бойцам надо перейти через реку по поваленному бревну, затем перепыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк тогда считается уничтоженным, если есть нопадание в мишень. "Раненым" солдатам оказывают помощь "медсёстры".

После победы "солдат" радостно встречает население освобождённых городов и сёл.

В этой игре обязательно должна быть взаимосвязь творческой и спортивной игр.

При последующем проведении игры педагог может предложить следующие сюжеты: "Шторм в море. У пассажирского суднапотеряна связь с землёй", "Аварийно - спасательный отряд Российского флота", "Военный корабль защищает город", "Авианосец "Смелый" на учении" и др.

Всегда после окончания игры педагог должен поддерживать разговоры детей о прошедшей игре, при этом отмечая ролевое поведение отдельных участников игры, их игровое взаимодействие и взаимоотношения, а также использование средств игрового замещения.